Сущность третьеиюньской политической системы

Третьеиюньская» политическая система в России: сущность и последствия

Избранная в начале 1907 II Государственная дума отказалась сотрудничать с правительством и прежде всего по аграрному вопросу. 1 июня 1907 Столыпин обвинил социал-демократические партии в намерении «ниспровергнуть существующий строй». Николай II 3 июня 1907 своим указом распустил II Государственную думу и ввел новый избирательный закон, согласно которому квоты по выборам перераспределялись в пользу политических сил, лояльных к монархии. Это было определенным правонарушением манифеста 17 октября 1905 и основных законов российской империи, поэтому революционный лагерь определил данное изменение как государственный переворот, что означало окончательное поражение революции 1905 – 1907. В стране начала действовать так называемая третьеиюньская государственная система (1907 – 1914) – внутренняя политика самодержавия направленная на подавление антиправительственных выступлений.

Сущность:

Сочетание двух основных направлений во внутренней политике:

— подавление революционный выступлений (союз царя, дворян, крупной буржуазии),

— проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия.

ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, российское законосовещательное, представительское учреждение (парламент), проработавшее с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912.

Выборы не были всеобщими. Они были сословными, неравными, многоступенчатыми и непрямыми.

Для проведения реформ правительству П. А. Столыпина была необходима более правая Дума. По новому избирательному закону от 3 июня 1907 значительно урезались права целых категорий граждан: число представителей от крестьянства сокращалось в 2 раза, от рабочих — в 2,5 раза, от Польши и Кавказа — в 3 раза, народы Сибири и Средней Азии вообще потеряли право голоса в Думе. Помещики, напротив, значительно расширили свои права, по новому закону голос помещика приравнивался к голосам четырех крупных предпринимателей, 260 крестьян, 543 рабочих.

В состав Третьей думы вошли: 136 октябристов, 90 националистов, 53 кадета, 51 монархист, 39 мирнообновленцев и прогрессистов, 26 депутатов от национальных групп, 19 социал-демократов, 15 беспартийных, 13 трудовиков. Третья дума оказалась долгожителем: она просуществовала пять лет — весь отведенный ей срок.

За время своей работы Дума рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов. Среди важнейших, принятых ею законов были законы об аграрной реформе (1910), о введении земства в западных губерниях (1910), принятие рабочего законодательства, ограничение автономии Финляндии и некоторые др.

Проводником политики Столыпина в Думе стала монархическая партия «17 октября». Все три председателя Третьей думы были лидерами партии октябристов (Н. А. Хомяков — 1907-1910, А. И. Гучков — 1910-1911, М. В. Родзянко — 1911-1912). Октябристы умело лавировали, когда надо было провести те или иные решения правительства. В зависимости от обстоятельств они успешно блокировались с монархистами или кадетами. Этот механизм получил название «октябристского маятника».

В конце 1912 – выборы в IV Думу.

Третья июньская политическая система (1907—1914) — история России

Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина

Третьеиюньская монархия (1907-1914). Деятельность П. А. Столыпина

Суть Третьеиюньской монархии заключается в том, что благодаря из­бирательному закону 3 июня 1907 г. Государственная дума стала пол­ностью подконтрольной правительству, то есть формально самодержа­вие было ограничено парламентом, а реально — оставалось неограни­ченным. Поэтому III и IV Думы были по составу уже не левые и не создавали правительству проблем.

В III Думе действовал так называ­емый «октябристский маятник»: абсолютного большинства не имела ни одна фракция, поэтому верная правительству фракция октябристов блокировалась с правыми, если правительству нужно было принять охранительный закон, и с кадетами для принятия реформистских за­конов. Этот механизм позволял правительству П. А.

Столыпина при­нимать любые необходимые ему законы.

Ведущим реформатором второй половины николаевского царствования был П. А. Столыпин, занимавший в 1906-1911 гг. два важнейших пос­та в управлении страной — председателя Совета министров и министра внутренних дел.

Он был убежденным монархистом и противником ре­волюции, но понимал необходимость модернизации (для подавления опасной для страны революции нужен не только террор, но и рефор­мы — постепенные, для подъема страны нужно «20 лет покоя внутрен­него и внешнего»), и в первую очередь решения аграрного вопроса.

Основные направления политики П. А. Столыпина были следующими.

  1. Борьба с революцией (лозунг П. А. Столыпина: «Сначала успокое­ние, потом реформы»), для чего учреждалась система военно-полевых судов, которые рассматривали дела революционеров в упрощенном по­рядке и, как правило, выносили смертные приговоры (в 1906-1909 гг. по приговорам военно-полевых судов были казнены более 4 тыс. чело­век). Эти меры помогли подавить Первую русскую революцию, но не революционное движение (в ответ на меры Столыпины поднимается волна террора и экспроприаций).
  2. Аграрная реформа — основная из реформ П. А. Столыпина:
  • решая остро вставший в революции 1905 г. аграрный вопрос, П. А. Сто­лыпин преследовал сразу несколько целей:
  • экономические — увеличить производство сельскохозяйствен­ной продукции и освоить пустовавшие земли;
  • политические — снизить накал крестьянского недовольства, сформировать новую опору самодержавия из зажиточных крестьян-собственников и отдалить значительную массу крестьян­ства из центра России (во избежание их участия в революции);
  • социальные — решить проблему малоземелья в перенаселенных центр&#

2.Третьеиюньская политическая система: цели и сущность, причины ее кризиса

20 февраля 1907 г. начала работу II Государственная дума. Она оказалась левее первой. Хотя главенствующее поло-жение в Думе продолжали занимать кадеты, они потеряли 80 депутатских мест.

Представительство кадетов сократилось с 43 до 19%. Октябристам удалось провести 42 своих депутата. Социал-демократы, отказавшиеся от тактики бойкота, полу-чили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата (43%).

В Думу были избраны также черносотенцы — 30 депутатов.

В начале марта в Думе выступил председатель Совета мини-стров Столыпин с правительственной декларацией о прове-дении либеральных реформ. В декларации говорилось, что правительство рассмотрело законопроекты о неприкосновен-ности личности, ненаказуемости участников экономических стачек, реформах в народном образовании и т. д. Как и рань-ше, центральным был аграрный вопрос.

Правительственный проект не получил поддержки Думы. Левые требовали ради-кального решения: полной и безвозмездной конфискации помещичьей земли и превращения всего земельного фонда страны в общенародную собственность. В высших сферах было принято решение распустить Думу и изменить избиратель-ный закон.

Черносотенцы организовали массовую кампанию, по приказу их Главного совета местные отделы начали присы-лать тысячи телеграмм с требованием роспуска Думы. Так со-здавалась видимость «народного гласа». В качестве предлога для роспуска Думы была использована политическая прово-кация. 55 депутатов социал-демократов были обвинены в под-готовке государственного переворота.

Правительство потре-бовало отстранить их от заседания. Власти не захотели дожидаться ответа на свой ультиматум.

3 июня 1907 г. II Госу-дарственная дума была досрочно распушена, а некоторые чле-ны социал-демократической фракции арестованы. В тот же день был издан новый закон, изменивший порядок выборов.

Изменение избирательного закона в Думу было про-ведено, несомненно, с нарушением манифеста 17-го ок-тября, и потому акт 3-го июня был воспринят как «государственный переворот».

Новым избирательным законом было сильно урезано представительство в Думе от окраин государства: Польша должна была вместо 36 посылать 14 депутатов (в том числе 2 от русского населения), Кав-каз вместо 29 — десять. Средняя Азия была вовсе лишена думского представительства.

В европейской России при избрании выборщиков в губернские избирательные собра-ния курии землевладельцев было предоставлено преобла-дание над другими куриями: в 34 губерниях из 52-х съезды землевладельцев выбирали в губернские избирательные собрания абсолютное большинство выборщиков; в общей сложности курия землевладельцев избрала 50,5% выбор-щиков (вместо 31%), крестьянская курия — 22,5% (вме-сто 42%); городская курия избирала по-прежнему 27% выборщиков, но теперь городские избиратели были раз-делены на две курии, причем первой (“цензовой”) было предоставлено большинство выборщиков. Бородин А.П. Усиление позиции объединенного дворянства в Государственном Совете в 1907-1914 гг. / Вопросы истории, 1977, № 2.

Рабочая курия сохранилась лишь в 6-ти наиболее про-мышленных губерниях. От каждой курии губернские из-бирательные собрания непременно должны были избрать в Думу по одному представителю, остальные депутаты могли быть избраны из любой курии.

Одновременно с роспуском II Государственной думы было принято новое Положение о выборах. Общее количество из-бирателей сохранялось, однако крестьянское представитель-ство сокращалось вдвое, значительно уменьшилось число де-путатов от национальных окраин, а некоторые регионы были вообще лишены представительства.

Выборы в 3-ю Думу происходили осенью 1907 года в обстановке тер-рора и разгула реакции. Правительство су-мело на этот раз обеспечить по-слушный состав Думы. Большинство о ней имели помещики и буржуазия. Од-нако абсолютного большинства не имела ни одна партия, и дали сле-дующий состав: правых 50, “умеренно-правых” 71, националистов 26 (всего правых 147), октябристов (центр.

— Бюджетные права Думы давали ей боль-шое вли-яние на государственный аппарат, ибо на всякое новое ассигнование государственных средств министры должны были получать согласие Думы, и поэтому правительство стремилось действовать в согласии с Думой.

3-я Дума приняла аграрные законы Столыпина, поддерживала ре-организацию армии и флота, значительно увеличила ассигнования средств на народное образование. В то же время она поддерживала националистический курс, ус-военный с 1909 г. министерством Столыпина.

Она при-няла законы об огра-ничении законодательных прав финляндского сейма, о введении в западных губерниях земства, с преобладанием русского элемента, о выде-лении Холм-ской области в особую губернию (иронически названное “четвертым разде-лом Польши”). Исаев И.А. История государства и права России. — М.: Юристъ, 1998. С.342

Главным архитектором “третьеиюньской” политической си-стемы яв-лялся П. А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. Энер-гичный саратовский губернатор был замечен в апреле 1906 г. и получил портфель министра внут-ренних дел, а после разгона I Государственной думы в июле того же года стал председателем Совета министров.

Отсутствие в Думе какого-либо однопартийного боль-шинства заранее предопределялось новым избиратель-ным законом и отражало интересы царизма. “В III Думе с самого начала были два большинства” (Ленин В. И. Полное собр. соч., т. 20, с- 374) — черносотенно-октябристское и октябристско-кадетское.

Лавирование между ними для сохранения основ самодержавия и подавления рево-люции вылилось в политику бонапартизма. “Бонапар-тизм есть лавирование монархии, потерявшей свою Ста-рую, патриархальную или феодальную… опору,—писал В.

И, Ленин,—монархии, которая принуждена эквилибрировать, чтобы не упасть,—заигрывать, чтобы управлять… Бонапартизм есть объективно неизбежная, прослежен-ная Марксом и Энгельсом… эволюция монархии во вся-кой буржуазной стране” (Полн. собр. соч., т. 17, с. 273—274). После революции 1905 г.

царизм понял, что рассчитывать на крестьянство нельзя, а дворянство не могло быть достаточно прочной социальной опорой. Поэтому самодержавие установило союз с буржуазией, которая и сама стремилась в лагерь реакции из страха перед революционным народом.

Важнейшим проявле-нием бонапартизма, таким образом, было заигрывание с буржуазией. Одновременно важная черта этой полити-ки—жестокая расправа с революционным народом.

Реакционная, черносотенная Дума охотно поддержи-вала правительство в его борьбе с революцией. Вся стра-на управлялась на основе “Положения об усиленной и чрезвычайной охране”. Полицейские репрессии обруши-лись на демократическую печать, профсоюзы, культурно-просветительные общества рабочих.

Особым преследо-ваниям подверглась партия пролетариата. В.И. Ленин, вернувшийся в Россию в ноябре 1905 г., вынужден был в декабре 1907 г. уехать во вторую эмиграцию. Многих большевиков казнили, отправили в ссылку или на каторгу. Всюду действовали военно-полевые суды.

Цель правительства состояла в том, чтобы задушить револю-цию физически и идейно. Для этого использовали не только правительственный террор, но и идеологические диверсии. Самодержавию в этом активно помогала бур-жуазия.

Она принялась оплевывать революционные традиции, чернить революционеров; началась активная проповедь поповщины и идеализма. усилилась критика марксизма. Упадочничество и реакция в области идеоло-гии свидетельствовали об окончательном переходе либеральной буржуазии в лагерь черносотенцев и самодер-жавия.

Правительство охраняло буржуазию и власть капитала с помощью штыков. Буржуазия поддерживала финансовую, национальную и аграрную политику са-модержавия. Таков был идейно-политический итог раз-вития российского либерализма.

Третья Государственная дума стала первой, проработав-шей весь положенный ей пятилетний срок. Она была созвана 1 ноября 1907 г., и ее состав оказался несравненно более консервативным, чем у предшественников. Численность де-путатского корпуса была законодательно сокращена.

Из 442 мест 146 получили правые, 155—октябристы и близкие им группы, 108 — кадеты и сочувствующие, 13 — трудо-вики и 20 — социал-демократы. Думским центром оказа-лась партия “Союз 17 октября”, а председателем был из-бран октябрист Н.А. Хомяков. В марте 1910 г его сменил лидер партии А.И.

Гучков, а через год главой парламента был избран октябрист М.В. Родзянко, ставший затем пред-седателем и Четвертой думы (1912—1917).

Третьедумский период— время поисков модели сосуще-ствования, изыскания компромисса между традиционными методами управления и новыми реалиями политической жиз-ни, между правительством и депутатским корпусом.

Боль-шинство избранников уже не смотрело на Совет министров как на “шайку преступников”, не воспринимало существую-щую государственную систему как “темное царство”, кото-рое надлежало разрушить до основания. Поиск взаимодей-ствия, изыскания форм конструктивного сотрудничества не были простыми и легкими.

Немало за это пятилетие было острых моментов, взаимного непонимания, отражавшего ста-рые предубеждения. Свой взгляд на работу законодательного органа сформулировал царь. Принимая 6 января 1908 г.

в Большом Царскосельском дворце 300 депутатов (группы пра-вых и центра), он сказал: “Помните, что вы созваны Мною для разработки нужных России законов и для содействия Мне в деле укрепления у нас порядка и правды.

Из всех законопроектов, внесенных по Моим указаниям в Думу, Я считаю наиболее важным законопроект об улучшении зе-мельного устройства крестьян и напоминаю о Своих неодно-кратных указаниях, что нарушение чьих-либо прав собствен-ности никогда не получит Моего одобрения; права собствен-ности должны быть священны н прочно обеспечены зако-ном».

Правительство подготовило целую серию законопроек-тов, которые и стали предметом обсуждения.

Они касались широкого круга вопросов, охватывавших в той или иной сте-пени все стороны жизни страны и нацеленных на постепен-ное реформирование традиционных экономических укладов и социальных структур. Центральным среди них был острей-ший вопрос — аграрный.

В этот чрезвычайный момент на авансцене русской истории появилась мощная фигура Петра Аркадьевича Столыпина, ставшая ярким символом прави-тельственной власти в последнее десятилетие существова-ния монархии.

В сентябре 1911 г. Столыпин был убит в Киеве анар-хистом (который в то же время был агентом охранного отделения). Премьером был назначен министр, финансов В. Н. Коковцов.

Доклад: Третья июньская монархия в 1907 — 1914 гг

ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ В 1907 — 1914 ГГ.

Изменения в характере политической власти. Новый закон от 3 июня 1907 г. сократил представительство от крестьян в 2 раза, от рабочих — в 3 раза, от Польши и Кавказа — в 3 раза. Теперь помещики (0,2% избирателей) избирали 1/2 выборщиков, а крестьяне (90% избирателей) — 1/5.

Не имели избирательного права “инородцы” Зауральских регионов, военнослужащие, студенты, молодежь до 25 лет, женщины и другие. В число избирателей входило лишь 13% населения страны. Император назначал половину членов Госсовета, имел право законодательной инициативы и утверждал все законы перед их вступлением в действие. Монарх мог распустить Думу или приостановить ее деятельность.

Исполнительная власть полностью контролировалась царем, назначавшим членов Совета министров, независящего от парламента. Непосредственно руководил правительством премьер-министр. Судебная власть осуществлялась от имени императора, назначавшего высший судебный орган — Сенат.

Крестьянские волостные суды, окружные суды (1-я инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи пожизненно, присяжные заседатели — на определенный срок на основании имущественного ценза. Основными законами формально обеспечивались свободы, завоеванные во время революции, действовали Временные правила о союзах, допускались экономические стачки, отменена была цензура.

Но фактически свободы ограничивались инструкциями, циркулярами и др. подзаконными актами правительства. Кроме того, положение о чрезвычайной охране в 1907 г. действовало на 75% территории Европейской России.

Внутриполитический курс П.А. Столыпина.Модернизация страны, проведение социально-экономических и политических реформ для решения аграрного, рабочего и др. вопросов осознавалось правительством как необходимые меры, без которых усилия по успокоению страны оставались тщетными. При этом государство допускало только те преобразования, которые считались неизбежными.

Речь шла о сложном лавировании между интересами различных классов и групп, но главным ориентиром оставалось сохранение “твердых монархических устоев” самодержавно- бюрократического государства. Премьер-министр П.А. Столыпин (1862-1911), занимавший, кроме того, пост министра внутренних дел выступал главным проводником такой политики правительства.

После назначения премьером он стал одним из инициаторов создания военно-полевых судов. Являясь сторонником сильной государственной власти, новый премьер министр понимал необходимость глубоких преобразований, способных сохранить и укрепить новый государственный строй.

На первом этапе столыпинской аграрной реформы (1906-1910) произошел некоторый подъем крестьянского движения (1908 г. — 855, 1910 г. — свыше 1000). На втором этапе реформы (1911-1914 гг.

), после прекращения принуждения, переориентации правительства на землеустройство с целью создания широкого слоя крепких сельских хозяев, а также под воздействием первых экономических успехов крестьянское движение резко снизило свою активность. Приступив к подготовке “рабочих” законов, правительство продолжало политику “успокоения” в отношении рабочего движения.

Половину всех арестованных, осужденных и сосланных составляли рабочие. Предписывалось закрывать культурно- просветительские общества и профсоюзы, замеченные в “политической пропаганде”, разгонялись профсоюзы.

В государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции, тяготение властей к роли посредника и арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, осуществлению жесткого контроля над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Эта идея не могла устроить ни рабочих, ни промышленников.

Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания много раз выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его смерти новый премьер В.Н. Коковцев также обращал особое внимание на вопрос о рабочем законодательстве. Однако правое большинство III Думы в течение 1908-1911 гг. фактически саботировало обсуждение внесенных правительством законопроектов. Не были реализованы и планы введения принципа непрерывного образования, с преемственностью различных ступеней. Местное самоуправление по замыслу Столыпина реорганизовать не удалось.

Классы и партии в 1907 — 1914 гг.

Источник: https://superbotanik.net/referati/referaty-po-istorii/doklad-tretya-iyunskaya-monarhiya-v-1907—1914-gg

Политическая жизнь в 1907-1914 годах

Нововведение в избирательном процессе подчеркивало неравность классов один голос помещика был равен 65 голосам представителей мелкой буржуазии, 260 крестьян и 543 рабочих. Количество кандидатов в депутаты от Польши и Кавказа сокращалось в 2 раза.

Такие регионы, как Сибирь и Средняя Азия вообще лишались своих представителей в парламенте император открыто заявил, что культурный и социальный уровень развития жителей этих территорий еще не позволяет им назваться полноценным гражданским обществом.

III Государственная Дума

В составе 3-ей Государственной Думы, выборы которой проводились уже по новому законодательству, абсолютное большинство принадлежало крупным землевладельцам — 242 депутатских места. Депутатский корпус состоял из октябристов, монархистов и социал — демократов.

Эсеры, которые имели все шансы пройти в парламент, выборы демонстративно проигнорировали. За время работы Думы третьего созыва, было сменено три председателя, однако все они принадлежали к фракции октябристов.

В политической жизни государства III Государственная Дума сыграла важную роль именно за ней оставалось последнее слово в принятие решений, которые касались внедрения аграрной реформы.

Ужесточение национальной политики

Идеологической основой реформ Столыпина, было создание культа единого русского народа. Такая политика нашла поддержку, как в народе, так и среди депутатов Думы. В октябре 1909 года в парламенте была создана фракция националистов, члены которой открыто заявляли о необходимости борьбы с «инородцами».

Ответственность за революционные события 1905 года была повешена на народы окраин, которые де факто вступили в борьбу одними из последних и никак не могли быть организаторами восстаний. Националисты и октябристы были верными соратниками Столыпина и несколько лет всячески поддерживали его реформы.

Тем не менее, после ужесточения национальной политики, некоторые народы Российской империи начали возвращаться к антиправительственным акциям, которые носили явный революционный характер. Члены фракций отказались вести дальнейшую политику национализации, так как боялись вспышки восстаний на национальных окраинах.

Положение министра ухудшилось, когда от национальной политики всеобщей русификации отказался сам император, которого также начали пугать нарастающие национально-освободительные движения в Империи. Со временем все больше становилось понятным, что министра-реформатора ждет скорая отставка.

1 сентября 1991 Столыпин был убит одним из активистов революционного движения возле оперного театра в Киеве. Убийство приобрело широкий резонанс в обществе — многие считали, что убийца был оплаченным агентом Николая II.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Социально-экономическое развитие 1907-1914 годов: реформы Столыпина
Следующая тема: Серебряный век русской культуры: развитие литературы, образования и науки

Россия в 1907-1914 гг. Режим третьеиюньской монархии

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 13Следующая ⇒

Политическая сущность режима третьеиюньской монархии. Столыпинская аграрная реформа и ее итоги.

Политический режим, установившийся в России после поражения первой русской революции, получил название режима третьеиюньской монархии. При подготовке этой темы необходимо выявить его сущность и показать заложенные в нем противоречия (сочетание реформаторской и реакционно-консервативной тенденций); проанализировать причины его неустойчивости.

Сущность режима третьеиюньской монархи – это особая политика лавирования правительства между различными политическими силами в рамках парламентской системы и с учетом расстановки сил по новому избирательному закону 3 июня 1907 г. При этом правительство сохраняло полную самостоятельность своего политического курса, но действовало с учетом новой политической обстановки, сложившейся после революции.

Характерная черта – опора на двойное большинство в III и IV Государственных думах (правооктябристское и октябристско-кадетское), в результате чего правительство, сохраняя парламентскую систему, могла принять практически любой законопроект, как консервативной (правооктябристское большинство), так и либеральной направленности (октябристско-кадетское большинство). В результате складывалась видимость парламентаризма и законности, что несколько успокаивало либеральное общественное мнение, хотя на деле правительство подчинялось только императору, Государственная дума никакого влияния на него не оказывала.

Главное направление внутренней политики этого периода – это сочетание карательных мер против революционеров («военно-полевые суды» и т.д.) с попыткой решить наиболее животрепещущие вопросы, прежде всего аграрный (реформа Столыпина).

Столыпинская аграрная реформа. Цели реформы:

– политические: сформировать новую социальную опору режима в лице крестьян-собственников;

– экономические: увеличить производство с/х продукции, чему препятствовало общинное землевладение (укажите почему?);

– социальные: решить проблему перенаселенности центральных районов и проблему малоземелья, не затрагивая помещичье землевладение.

Основные мероприятия реформы:

1. Разрешение крестьянам свободного выхода из общины с закреплением надельной земли в собственность, при этом поощрялся переход на отрубные и хуторные хозяйства на праве частной собственности.

Отруб – это сведение всех наделов крестьянина в одно единое владение, при этом сам крестьянин оставался жить в деревне.

Хутор – то же самое, но при этом крестьянин переезжал жить в свое новое владение.

2. Реорганизация Крестьянского банка: крестьянам, переходившим на отруба и хутора, а также переселенцам выдавались ссуды на льготных условиях. Кроме того, банку были переданы большие массивы государственных и дворцовых (удельных) земель для продажи по льготным расценкам.

3. Организация переселения всех желающих на окраины (Сибирь, Казахстан, Средняя Азия).

Итоги реформы: крайне противоречивы. С точки зрения развития экономики – они положительны (увеличение почти в 2 раза экспорта пшеницы); реформа стала одной из причин промышленного подъема 1909-1913 гг.

Однако политические и социальные цели решены не были: из общин вышло примерно 20 % крестьян, из них только половина перешла на хутора и отруба; другая половина крестьян продала наделы и уехала в города, еще более усугубив проблему безработицы, то есть новая массовая социальная опора создана не была. Не была решена и проблема малоземелья (переселилось на окраины ок. 2 млн. человек, но почти ¼ из них вернулись обратно), хотя уровень экономического развития окраин значительно возрос.

К тому же реформа часто проводилась насильственными методами, был нарушен принцип добровольного выхода из общины, что привело к росту недовольства среди населения и ненависти к вышедшим из общины.

В целом же итоги оказались не совсем такими, которые прогнозировал Столыпин. После его гибели в 1911 г. темпы реформ резко снизились.

Ключевые даты:

3 июня 1907 г. – новый избирательный закон (резко сократилось представительство крестьян, увеличилось представительство от крупной буржуазии и дворянства).

1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г. – III Государственная думам (ни у одной партии не было абсолютного большинства; на первом месте – октябристы, на втором – правые, на третьем – кадеты; председатель – Гучков).

1907-1910 гг. – спад рабочего движения.

9 ноября 1906 г. – указы об отмене выкупных платежей с 1907 г.

и о праве свободного выхода из общины и создания хозяйств на праве частной собственности – начало столыпинской аграрной реформы (инициатор ее проведения: П.А. Столыпин – глава правительства в 1906-1911 гг.).

Указ 1906 г. стал законом после одобрения Государственной думы 14 июня 1910 г. (с некоторыми изменениями).

15 ноября 1912 г. – 25 февраля 1917 г. –IV Государственная дума (до августа 1915 г. расстановка сил в ней такая же, как и в III ГД), председатель – Родзянко.

1912-1914 гг. – рост стачечной борьбы и активизация деятельности революционных партий (особенно в связи с Ленским расстрелом 4 апреля 1912 г.); общее обострение ситуации в стране, складывание новой революционной ситуации, прерванное началом I мировой войны.

Сущность третьеиюньской политической системы, причины её краха.

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 46

ТРЕТЬЕИЮНЬСКАЯ МОНАРХИЯ(3 июня 1907–1915) – система государственной власти, сложившаяся после государственного переворота 3 июня 1907 и просуществовавшая до середины Первой мировой войны.

Государственный переворот был инициирован Советом объединенного дворянства. С согласия председателя Совета министров П.А.Столыпина, по сфабрикованному охранкой обвинению в подготовке антигосударственного переворота, практически вся социал-демократическая фракция Думы в ночь на 3 июня 1907 была арестована. Это было сделано без решения думской комиссии по расследованию обвинения в подготовке переворота. Одновременно был опубликован манифест о роспуске Думы и об изменениях в положении о выборах. Указ об изменении избирательного закона, повысивший имущественный ценз для избирателей (его текст составил С.Е.Кржижановский, председатель департамента общих дел), нарушал несколько статей так называемых «Основных законов Российской империи», утвержденных 23 апреля 1906 во время революции 1905–1907 и обнародованные в Манифесте 17 октября 1905.

Ранее, согласно Основным законам страны, ни один новый государственный акт не мог быть принят без согласия Думы. Теперь же, при распущенном парламенте, судебная власть стала осуществляться от имени императора, назначавшего Сенат и имевшего право законодательной инициативы, утверждавшего законы перед вступлением их в действие. По статье 87 Основных законов, в перерывах между роспуском и возобновлением деятельности Думы царь мог издавать указы, которые сразу проводились в жизнь, объявлять чрезвычайное положение в губерниях (что было постановлено еще ранее, Временными правилами 1881, которые продлевались каждые три года). При введении чрезвычайного положения Основные законы переставали действовать, и в губерниях устанавливалась диктатура генерал-губернаторов, имевших право ссылки без суда на 5 лет, запрета общественных организаций, закрытия предприятий и органов печати. С июня 1907 на 75% территории европейской части России стало действовать положение о чрезвычайной охране. Исполнительная власть стала полностью подконтрольна императору, так как он сам назначал Совет министров. В руках императора осталось и все руководство внешней политикой, так что заново созываемой Думе остались лишь внутренние проблемы государства.

Государственная дума III-го созыва (1 ноября 1907 – 9 июня 1912) была избрана по новому «третьиюньскому», «бесстыжему», по определению социал-демократов закону о представительстве, одобренному царем. По сравнению с прежней, II-ой Думой представительство было сокращено: от крестьян – в 2 раза (теперь они имели право избирать лишь 22% выборщиков, а прежде – 42%), от рабочих – в 2 раза (число выборщиков уменьшилось с 4% до 2%). В 3 раза уменьшилось число мест от Польши (вместо 37 мест было оставлено 14), Кавказа (вместо 29 мест – 10) и азиатской России (нерусские народности Забайкалья, народы Средней Азии), Астраханской и Ставропольской губерний. При этом не имели избирательного права военнослужащие, учащаяся молодежь до 25 лет, не говоря уже о женщинах. Таким образом, в 1907 в число избирателей вошло только 13% населения страны, а число членов Думы сократилось с 524 до 442.

Новый закон обеспечил привилегии предпринимателей и банкиров (около 45% выборщиков), а также помещиков (50% выборщиков). В самой Думе правые либералы – октябристы получили 30%, правонационалистические группы вместе – 32%, кадеты и прогрессисты – 21%, левые (социал-демократы и трудовики) – 7%. Поскольку левые (социал-демократы и трудовики) имели всего 7% голосов, а твердое политическое большинство в Думе отсутствовало, любое голосование в парламенте зависело от самой большой фракции – октябристов, которые склонялись то к правым, то к либералам центристского и левого крыла (эту ситуацию называли «октябристским маятником»). Таким образом, своеобразием монархической системы того периода был синтез демократии и авторитаризма, лавирования между классами и политическим партиями в обстановке социальной напряженности постреволюционного времени.

Первые годы этой сложной и хрупкой системы, основанной на «двух большинствах», связаны с именем премьера Столыпина. Его курс на модернизацию страны был лавированием между двумя большинствами во имя сохранения «твердых устоев» самодержавия и «умиротворения страны». После такого умиротворения, полагал Столыпин, Россия могла перейти к реформам, главной из которых была аграрная. Идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичьего землевладения, обогатив одних крестьян за счет других. Вслед за появлением в деревне слоя личных собственников Столыпин планировал предоставить им экономическое и политическое равноправие с помощью реформ местного управления и суда и таким образом создать мощную опору монархии. Но реформа Столыпина потерпела неудачу, да и другие законы проходили с боем, в обстановке споров между группировками и очень медленно. Хотя III-я Дума и поддержала реорганизацию армии и флота, утвердила увеличение ассигнований на начальное народное образование, все же не успели войти в силу планы введения непрерывного образования, отвергнута реформа местного самоуправления. Правое большинство III-ей Думы саботировало обсуждение так называемых «рабочих законопроектов» (о больничных кассах, о государственном страховании рабочих, ненаказуемости участников стачек), оставив принятие их на будущие годы. С целью обеспечения большей подконтрольности территорий, в годы третьеиюньской монархии Дума приняла законы об ограничении законодательных прав Финляндского сейма, о выделении из Польши Холмщины в особую губернию «в связи с преобладанием там русского элемента», что было расценено левыми силами как «четвертый раздел Польши».

Продолжая лавирование, весной 1911 власть оказалась перед выбором: Дума признала необходимость введения земств в западных губерниях, но эта идея была отвергнута Государственным советом. Между тем, эти годы были отмечены спадом активности крестьянского движения и подъемом сельского хозяйства. Увеличились доходы казны, росли сбережения населения. Необходимость для власти как-то определяться еще более обострило открытие 15 ноября 1912 IV Государственной думы, которая несмотря на дискриминационный закон оказалась более левой, чем III-я, хотя социал-демократы и трудовики уменьшили в ней свое представительство. Кадеты и прогрессисты получили 25% мест, но октябристы (22%) в силу своего политического положения сохранили решающую роль. В условиях общего сдвига «влево» правые либералы все чаще блокировались с более радикальными либеральными фракциями прогрессистов и кадетов. Два большинства пока сохранились, но они были: правооктябристским (283 голоса) и октябристско-кадетским (226). Из 442 депутатов в Думе оказалось 65 правых депутатов, националистов и умеренно-правых –120, октябристов – 98, прогрессистов – 48, кадетов – 59, три национальные группы – 21 депутат, трудовиков – 10, социал-демократов – 14.

Лавирование между ведущими партиями становилось все чаще невозможным для правительства, а аппарат Думы превратился в разветвленную сеть бюрократических учреждений. После того, как в 1912 в условиях подъема общественного движения Думой были приняты законы о больничных кассах и страховании рабочих, правительство, стремясь отделаться от такого парламента, завалило его «законодательной вермишелью» – множеством мелких законопроектов. Обсуждение важного законопроекта о бюджете на 1914, о котором велись жаркие споры в парламенте, закончилось утверждением его правительством без Думы и Государственного совета. Он был подписан царем как «постановление» этих органов власти. Принятие законодательных актов без участия Думы стало после этого случая почти нормой. Важные думские законопроекты в рамках реализации Манифеста 17 октября 1905 (свобода печати, собраний, союзов и др.) увязали в комиссиях или проваливались Государственным советом.

В 1912–1914 социальная база третьеиюньской монархии быстро сокращалась.

В июне 1914 Николай II на заседании Совета министров лично поставил вопрос об изменении Положения о Государственной думе. Однако новый государственный переворот в стране оказался уже не-возможен. Патриотический подъем в России в связи с началом Первой мировой войны при первых же проигранных сражениях пошел на спад. Дума потребовала от правительства ответа за военные поражения. Разозленный премьер-министр И.Л.Горемыкин выдвинул предложение лишить непослушную Думу права законотворчества, а депутатов – неприкосновенности.

Окончательный распад третьеиюньской системы произошел в августе 1915 с возникновением в Думе единственного большинства – «Прогрессивного блока». В оппозиции к царизму оказались все политические течения за исключением черносотенцев. Правящие круги показывали себя неспособными встать на путь действенных преобразований. Непоследовательная правительственная политика лавирования не разрешила основных проблем России. С одной стороны она оттолкнула поместное дворянство, во многом способствовавшее падению Столыпина, а с другой – разрушила союз с правыми либералами и вызвала новый подъем освободительного движения. «Третьеиюньская монархия» перестала существовать, будучи лишенной баланса сил между самодержавным правительством, Государственным советом и Государственной думой.

Рекомендуемые страницы:

Домашнее задание: § 5 вопросы 1 или 3 (п), § 6 вопросы 1 или 4 (п). © Ковалькова Н.Н 1. Деятельность Государственной Думы. 2. П.А.Столыпин Какие уроки. — презентация

1 Домашнее задание: § 5 вопросы 1 или 3 (п), § 6 вопросы 1 или 4 (п). © Ковалькова Н.Н 1. Деятельность Государственной Думы. 2. П.А.Столыпин Какие уроки извлекли из опыта революции ее участники и власть?

2 Знать термины: Трудовики, курия, парламентаризм, третьеиюньский государственный переворот, фракция, октябристский маятник, правые, левые, центристы. Трудовики, курия, парламентаризм, третьеиюньский государственный переворот, фракция, октябристский маятник, правые, левые, центристы. Знать даты: 27 апреля -8 июля 1906 г. – I Государственная Дума; 27 апреля -8 июля 1906 г. – I Государственная Дума; 20 февраля -2 июня 1907 г. – II Государственная Дума. 20 февраля -2 июня 1907 г. – II Государственная Дума. Знать персоналии: П.А. Столыпин П.А. Столыпин

3 1. Деятельность Государственной Думы.

4 3 голоса буржуазии; 15 голосам крестьян; 45 голосам рабочих.

5 1. Деятельность Государственной Думы.

6 «Основные законы Российской империи» апрель 1906 г. ИМПЕРАТОР Государственный совет Государственная Дума 1. Деятельность Государственной Думы. Верховная власть во внешней политике; принимает законы в чрезвычайных ситуациях ; во внешней политике; принимает законы в чрезвычайных ситуациях ; Законодательный орган, противовес Государственной думе; Законодательный орган

7 Госсовет в новом составе.

8 Николай II на открытии I Государственной Думы.

9 Почему I Думу называют кадетской? Какие партии не были представлены?

10 Главный вопрос — аграрный ПРОЕКТЫ: Трудовики (проект 104-х): национализация всей земли, превышающей трудовую норму, передача её крестьянам и помещикам по числу рабочих рук. Трудовики (проект 104-х): национализация всей земли, превышающей трудовую норму, передача её крестьянам и помещикам по числу рабочих рук. Кадеты (проект 42-х): выплата собственникам изъятых земель выкуп, частично компенсирующий потери. Кадеты (проект 42-х): выплата собственникам изъятых земель выкуп, частично компенсирующий потери. Проект 33-х: эсеровский лозунг социализации земли. Проект 33-х: эсеровский лозунг социализации земли. 1. Деятельность Государственной Думы. 9 июля 1906 г. Дума была распущена. 9 июля 1906 г. Дума была распущена.

11 Какие силы имели большинство в Думе? Почему? большинство в Думе? Почему?

12 II Дума оказалась еще более радикально настроена. Главный вопрос – АГРАРНЫЙ. Левое большинство: за конфискацию помещичьих земель. Почти все законопроекты правительства – Дума отвергала. 3 июня 1907 г. — указ о роспуске Государственной думы. 1. Деятельность Государственной Думы. Россия — думская монархия. Россия — думская монархия.

14 Дума стала управляемой!

15 «Октябристский маятник» 1. Деятельность Государственной Думы. Левые либералы (кадеты, прогрессисты): Доброжелательное отношение к реформам. Правые – черносотенцы – борьба с противниками существующего строя. Центр — октябристы

16 Дать оценку третьеиюньской политической системе: В чем ее сила? В чем ее сила? В чем ее слабость? В чем ее слабость? Работа в парах:

17 П. А. Столыпин ( гг.), Председатель Совета министров, Министр внутренних дел. Сын героя крымской войны; по бабушке – родственник М.Лермонтова, его жена – правнучка А.Суворова. Сын героя крымской войны; по бабушке – родственник М.Лермонтова, его жена – правнучка А.Суворова г. – уездный, затем губернский предводитель дворянства г. Ковно; 1899 г. – уездный, затем губернский предводитель дворянства г. Ковно; 1902 г. – губернатор Гродненской губернии; 1902 г. – губернатор Гродненской губернии; 1903 г. – губернатор Саратовской губернии; 1903 г. – губернатор Саратовской губернии; 1906 г. – министр внутренних дел; 1906 г. – министр внутренних дел; С 8 июля 1906 г. – председатель Совета министров; С 8 июля 1906 г. – председатель Совета министров; 1 сентября 1911 г. — смертельно ранен в Киеве тайным агентом охранки Богровым.

18 Правительственная программа: Борьба с революционерами Реформирование страны Реформы П.А.Столыпина. Реформы П.А.Столыпина. «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» П. А. Столыпин П. А. Столыпин

19 введение военно- полевых судов; ужесточение цензуры; принудительное переселение бунтовщиков; Борьба с революционерами Столыпинскиегалстуки «Правительство не колеблясь противопоставит насилию силу. К горю и сраму нашему, лишь казнь немногих предотвратит море крови.» «Правительство не колеблясь противопоставит насилию силу. К горю и сраму нашему, лишь казнь немногих предотвратит море крови.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *