Источники канонического права

Источники канонического права

Понятие канонического права

Определение 1

Каноническое право – это определенная совокупность норм, которые изданы церковными структурами и соответствующими властями. Как правило, такие право содержатся в имеющихся церковных канонах, то есть определенных правилах, которые относятся к церковным учреждениям. Стоит понимать, что именно каноническое право позволяет установить необходимые взаимоотношения государства и церкви, которые существуют на территории одной страны.

Важно отметить, что нормы канонического права являются обязательными с целью непосредственного соблюдения членами Церкви. Все соответствующие канонические права основаны исключительно на Божественном законе и определяют все возможные требования данного единого закона. Помимо этого существует канонический кодекс церковных прав. Он, то есть кодекс, используется в виде определенного документа, и включает в себя нормы того самого канонического права. Нормы канонического права могут при необходимости переиздаваться и регулироваться в строгой зависимости от сторонних обстоятельств.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

История канонического права

Замечание 1

Сама по себе история канонического права началась на Западе и была рассмотрена впервые как новое отношение к церкви и соответствующей церковной власти. Тем не менее, это привело к новым этапам церковных отношения с гражданами стран и самим государством. Историческое право канонического аспекта основано и имеет свою правовую базу на номах и дисциплинах Древней Церкви. Самое начало лежит в XII веке, когда возникли церковные права в Болонье, а чуть позднее в Париже.

Современное же каноническое право позволяет регулировать ряд важных вопросов, которые позволяют также регулировать и контролировать необходимые отношения. Стоит отметить, что общественные отношения могут быть установлены некоторыми парами. Во-первых, это общественные отношения, которые сформированы между гражданами и церковными структурами. Во-вторых, это отношения, которые сформированы между церковными и государственными структурами. Каноническим правом могут быть урегулированы следующие вопросы:

  • Обязанности и права всех членов церковной организации. Сюда же относятся требования, которые определяют отношения между церковью и гражданами страны.
  • Церковное правотворчество.
  • Каноны таинств и их совершений.
  • Установленная иерархия церковной организации.
  • Процесс управления имуществом, которое имеется в распоряжении церковных структур.
  • Различные церковные дисциплины и прочие вопросы.

Источники канонического права

В современном каноническом праве на сегодняшний день выделяют всего два вида соответствующих источников:

  • Внутренние источники канонического права. Они имеют свое второе название – материальные источники. Как правило, они продуцируют право без какого – либо определенного вмешательства имеющегося церковного законодателя.
  • Внешние источники канонического права. Такие источники определяются прочими законами и нормами канонического аспекта.

Стоит также отметить, что внутренние источники канонического права тесным образом связаны с проблемами имеющегося единства. А внешние источники канонического права позволяют характеризовать длительность процесса всех имеющихся церковных законов и их последующие кодификации. Кроме того, существуют и иные источники канонического права:

  • Материальные источники канонического права. Это своеобразная цель российской правовой структуры.
  • Основные сборники имеющихся законов церкви. Такие источники определяют сохранение и формирование определенности юридической сферы и системы.

61. Источники канонического права (краткая характеристика)

Каноническое право возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием «папской революции» особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная

ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.

Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов:

— каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось.

  • отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм.

  • не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков.

  • отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян.

  • традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: «церковь живет по римским законам» (ecclesia vivit legae romanae).

Источники канонического права («старого права» — jus antiquum) восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права (jus ecclesiasticum) закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Августина и др.), постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни (начиная с Никейского в 325 году). Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона.

Началом собственно юридического канонического права стали Апостольские конституции — сборник правил, приписанный первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил сначала 50, затем 85 правил, относящихся к самым разным сферам церковной жизни и юридического рассмотрения церковных вопросов. После разделения церквей этот сборник стал рассматриваться как апокриф западной католической церковью.

Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. Из них наибольшую известность получил сборник Дионисия младшего (середина VI века)- Codex canonum Ecclesiaromani.. Свод Дионисия включил собрания апостольских постановлений и соборов, а также избранные декреталии римских пап, начиная с папы Сириция (конец IV в.) По решению Карла Великого в 802 году данный сборник получил официальное признание во Франкском государстве.

В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в., когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталий.

В XI-XII вв. в период «папской революции» складывается «новое право» (jus novum). Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие «каноническое право» (jus canonicum). Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах.

Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140-1141 гг. декрет Грациана («Гармония несогласующихся канонов» — Concordia discordantium canonum), Свод разделялся на 3 части. В первой устанавливались исторические права церкви и его субъекты, во второй — «36 причин начала церковного суда»(то есть права епископов и правила юрисдикции), в третьей — нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. в целом в нем было сведено воедино около 3 800 канонических текстов. Декрет Грациана получил официальное признание папского престола. В последующем значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли путем толкования и комментирования декрета Грациана профессора канонического права (канонисты).

В XII-XIII вв. папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. По указанию папы Григория IX в 1234 году был составлен сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и объединенных в пяти книгах (Liber extra). В 1298 году при папе Бонифации VIII в дополнение к этому сборнику на базе более поздних церковных постановлений была создана шестая книга (Liber sextus), а при папе Иоанне XXII в едином сборнике были сведены декреталий и другие акты последующих римских пап, начиная с Климентия

(Constitutiones Clementinae).

Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д.

В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.

В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545-1563 гг.), хотя и проходившем под лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического права, в частности решения самого собора. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *