Субординационные административно правовые отношения

Различают субординационные и координационные административно- правовые отношения.

Для первых характерна авторитарность (властность) юридиче­ских волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Вторые – это, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (на­пример, отношения между несоподчиненными исполнительными органами – двумя министерствами).

По юридическому характеру взаимодействия их участников. выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения это и есть то, что обычно называют властеотношениями(то есть возникают между субъектом и объектом управления). (Они выражают суть административно-правового регулиро­вания и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления).

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. (В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Правда, такие правоотношения не так распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, так как они как бы выпадают из общего русла административно-правового регу­лирования. Тем не менее возможность их возникновения существует.

(Касательно горизонтальных административно-правовых отношений)

Вообще, природа горизонтальных а-п отношений достаточно интересна. Вычленить их из общей массы управленческих связей довольно сложно, так как они, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не так отчетливо, как вертикальные. Тем не менее управленческая практика даст определенные основания для отнесения к их числу следующих административно-правовых отношений:

а) отношения, предшествующие непосредственному управляю­щему воздействию. Они являютсяпредпосылкой вертикальных отноше­ний, т. е. предназначены для создания условий, необходимых для при­нятия одностороннего юридически властного решения. (Это – связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами (должностными лицами), в которые они вступают по поводу, например, подготовки и принятия совместных нормативных актов управления (например, между двумя министер­ствами); отношения по согласованию совместных управленческих действий; отношения в связи с проведением совместных заседаний (например, коллегий двух министерств); отношения между органами исполнительной власти и, например, профсоюзными органами по поводу удовлетво­рения законных интересов последних (на предмет заключения или изменения тарифных соглашений) и т. п.;

б) отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для «эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юри­дически властного решения. (например, отношения, в результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т. п.).;

в) отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;

г) отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное со­глашение о приеме на ту или иную должность). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.

Тема: Субъекты административного права. (10 часов)

Лекция 3 (3 часа)

1. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2008.

2. Гражданин, закон и публичная власть. М.: Норма, 2005.

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031).

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом по­ложении иностранных граждан в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032).

5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграцион­ном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285).

6. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмо­трения обращений граждан Российской Федерации» (СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060).

8. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Россий­ской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ВСНД и ВС РФ. 1993. №32. Ст. 1227).

9. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке вы­езда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029).

10. Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011).

11. Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном до­кументе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1301).

12. Указ Президента РФ от 19 октября 2005 г. № 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Феде­рации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации» (СЗ РФ. 2005. № 43. Ст. 4372).

13. Положение об управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, утв. Указом Президен­та РФ от 22 мая 2004 г. № 662 (СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2025).

14. Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, утв. Указом Президента РФ от 24 августа 2004 г. № 1102 (СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3609).

15. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *