Внутрипроизводственные логистические системы

Элементы, входящие в состав внутрипроизводственной логистической системы

Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками

Логистический подход к управлению материальными пото­ками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций.

Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии.

1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство.

2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками.

3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.

4. Оптимизируются запасы — одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-техни­ческой базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм За­падной Европы, использующих современные логистические ме­тоды организации производства (систему Канбан), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производствен­ные запаса на 50%.

5. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.

6. Улучшается качество выпускаемой продукции.

7. Снижаются потери материалов. Любая логистическая oneрация — это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций — это сокращение потерь.

8. Улучшается использование производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоко­вых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади склад­ских помещений.

9. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.

Логистические системы рассматриваемые производственной логистикой называются внутрипроизводственными логистическими системами. Эти системы делятся на микро и макро уровни.

— На микро уровне эти системы выступают в качестве элементов макро-логистических систем.

Толкающие системы, то есть предметы труда поступающие на производственный участок, которые у технологического звена не заказываются.

Тянущая система, при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости.

Совокупный эффект от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии, складывает из элементов:

1. Производство ориентировано на рынок, становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство.

2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками.

3. Сокращается простое оборудование в виду того, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.

4. Оптимизируются запасы.

5. Сокращается численность вспомогательных рабочих.

6. Улучшается качество выпускаемой продукции.

7. Снижаются потери материалов.

1. 9. Логистические системы

Система представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами,

несвойственными отдельным составляющим ее элементам. Таким образом, некоторая совокупность объектов будет представлять

собой систему лишь при наличии следующих свойств:

• целостность и делимость;

• наличие связей между элементами;

• организованность;

• интегративность.

Для представления объекта как системы используют системный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю среду системы, а также вход и выход (рис. 1.7).

Элементами логистической системы являются: транспортные предприятия, склады, предприятия оптовой и розничной торговли,

перегрузочная и перевозочная техника и др. Причем элементы логистической системы можно рассматривать на макро- и микроуровне. Квалифицированный персонал обеспечивает связи между отдельными элементами. Так, на макроуровне основу связи составляет договор, а на микроуровне элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи между элементами

более или менее упорядочены.

Логистическая система обладает, во-первых, способностью поставить нужный товар в нужное время и место, необходимого качества с минимальными затратами, во-вторых, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы-доставка товаров и изделий в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек, в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. Логистические системы делят на макро- и микрологистические.

Макрологистическаясистема – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Эта система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий по транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Эти системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

Границы логистической системы определяются производственным циклом, начиная от организации производства и заканчивая

доставкой готовой продукции потребителю (рис. 1.8). Управление логистическими системами базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс бизнеса с целью предотвращения нерациональных

потерь материальных, финансовых и трудовых ресурсов

Различают четыре основных свойства логистических систем.

1. Свойство целостности и делимости. Система – целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материальногопотока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

• закупка – обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему;

• управление производством:-подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;

• сбыт – обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

2. Свойство связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

Движение материального потока может происходить по следующим схемам:

• материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников;

• на пути материального потока встречается хотя бы один посредник;

• движение материального потока может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

3. Свойство организации. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, т.е. логистическая

система имеет организацию.

4. Свойство интегративности. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Эти качества логистической системы позволяют закупать материалы, пропускать их через производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая заранее намеченных целей.

Макрологистические системы формируются на уровне государства, межгосударственных, межрайонных, межреспубликанских

связей. Микрологистические системы создаются на уровне предприятия, организации и служат подсистемами макрологистических систем (принцип матрешки). При этом критерии оптимизации у макро- и микрологистических систем различны. Для предприятия в качестве критериев оптимизации его функционирования в рыночной среде используются минимум издержек, максимальный объем продаж, завоевание максимальной доли рынка и др. В макрологистических системах зачастую критериями выступают экологические, социальные, военные цели, хотя критерий минимальных издержек также используется. В зависимости от наличия посредников в системе продвижения товаров различают три вида логистических систем (рис. 1.9).

1. Система с прямыми связями, в которой материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю, минуя посредников. В настоящее время встречается редко

2. Эшелонированная система, имеющая хотя бы одного посредника.

3. Гибкие логистические системы, где движение материального потока от производителя к потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Вопрос 3.4. Внутрипроизводственные логистические системы.

Задачей производственной логистики является управление материальными потоками внутри фирм, создающих материальные блага или оказывающих материальные услуги, такие как: хранение, фасовка, укладка, упаковка.

Логистические системы, рассматриваемые в производственной логистике, носятназвание внутрипроизводственных логистических систем.

К ним относят: промышленные фирмы, оптовые фирмы, имеющие складские помещения, узловые грузовые станции, порты и т.д.

Внутрипроизводственные логистические системы могут рассматриваться на макроуровне и микроуровне. На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают как сумма элементов микросистемы. Они задают ритм работе всей системы, являются источником материальных потоков. Внутрипроизводственная логистическая система обладает способностью быстро менять качественные и количественные показатели (состав) выходного материального потока (т.е. ассортимент, количество выпускаемой и реализуемой продукции). Внутрипроизводственная логистическая система обладает количественной и качественной гибкостью.

Качественнаягибкость обеспечивается наличиемунивер -сального обслуживающего персонала и гибкого производства.

Количественная гибкость создает такую систему обеспечения фирмы оборудованием и рабочей силой, которая позволяет быстро задействовать в производство резерв персонала и оборудования.

На микроуровне в логистическую систему производственной логистики входит ряд подсистем, которые взаимно связаны друг с другом, образуя определенную целостность. К данной подсистеме относят: закупку, запасы, склады, обслуживающие производства, транспорт, информацию, сбыт, кадры.

Данные составляющие обеспечивают вхождение материальных потоков в логистическую систему, прохождение внутри логистической системы и выход из нее.

• Внутрипроизводственная логистическая система должна обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри фирмы.

Внутрипроизводственная логистическая система определяет способы управления материальными потоками.

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственной логистической системы может осуществляться различными способами. Из множества способов можно выделить два принципиально отличающихся друг от друга.

Первый вариант носит название «толкающей системы» — системы организации производства, в которой материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на предыдущее звено из центральной системы управления процессом (рис.7).

Данная модель управления потоками характерна для традиционных методов организации производства. Ее использование для логистики организации производства стало возможным лишь с распространением ЭВМ. Эта система позволяет согласовывать и оперативно координировать планы и действия всех структурных подразделений фирмы. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны в той мере, в какой управляющая система смогла учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на данном участке. И чем больше факторов управляющая система должна учесть, тем совершеннее и дороже ее информационное, программное и техническое обеспечение.

Система управления |4 г; п и Склад Цех Цех Цех сырья № ] -> № п -* сборки Рис. 7.Толкающая система управления материального поток а рамках логистической системы

Второй вариант носитназвание «тянущей системы» и представляет систему организации производства, в которой детали, узлы, полуфабрикаты подаются с предыдущей технологический операции на последующую по мере необходимости

(рис. 8). Производственная программа каждого технологического звена определяется размером заказа последнего звена. Центральная система управления ставит задачу только перед конечным звеном производственной цели.

Рис. 8. Тянущая система управления материальными потоками в рамках логистической системы

В хозяйственной практике реализуются разные варианты «толкающей» и «тянущей» систем.

Толкающая система обеспечивает текущее регулирование и контроль производственных запасов, возможность согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб производства, снабжения и сбыта.

Тянущая система позволяет существенно снизить производственные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции.

Эффективностьприменениялогистического подхода куправ-лению материальным потоком в фирме.

В общих затратах времени, отводимых на все операции начиная с оплаты сырья и поступления на склад и до реализации готовой продукции, 95 — 98% времени приходится на выполнение подготовительных транспортно-складских работ, что обусловливает их высокий удельный вес в себестоимости выпускаемой продукции.

Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет максимально оптимизировать комплекс логи-стическх операций (транспортировка, складирование, сбыт).

Сокращение расходов на выполнение логистических операций на 1 % равнозначно увеличению на 10% объема сбыта.

Эффективность применениялогистического подхода куправ-лению в фирме:

1. Налаживаются партнерские отношения с контрагентами.

2. Сокращаются простои оборудования вследствие наличия запасов на рабочих местах.

3. Производство четко ориентировано на рынок, быстро реагирует на изменения экономической конъюнктуры.

4. Улучшается качество выпускаемой продукции.

5. Сокращаются потери материалов (по разным причинам).

6. Оптимизируются запасы.

7. Улучшается использование производственных и складских площадей.

8. Сокращается численность вспомогательных рабочих.

9. Снижается травматизм.

Внутрипроизводственная логистика



МПС РФ

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «Логистика и коммерческая работа»

Контрольная работа

по дисциплине «Транспортная логистика»

на тему «Внутрипроизводственная логистика»

Выполнила: Ширяева Е.В. 01-ЭУТц-31

Проверил: Семенов В.М.

Санкт-Петербург

2010

1 Сущность и задачи производственной логистики 4

2 Организационные вопросы внутрипроизводственной логистики 8

3 Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственной логистики 14

4. Эффективность логистического подхода к управлению материальными потоками на предприятии 22

Введение

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Объектом изучения этой научной и учебной дисциплины являются материальные и связанные с ними инфор­мационные и финансовые потоковые процессы. Широкое приме­нение логистики в практике хозяйственной деятельности объяс­няется необходимостью сокращения временных интервалов меж­ду приобретением сырья и поставкой товаров конечному потре­бителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запа­сы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, уско­ряет процесс получения информации, повышает уровень серви­са.

Деятельность в области логистики многогранна. Она включа­ет управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функ­ций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхо­да — органичная взаимная связь, интеграция вышеперечислен­ных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода — сквозное управление материальными потоками.

Управление материальными потоками всегда являлось суще­ственной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наи­более важных функций экономической жизни. Основная причи­на — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвав­ший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потре­бителей.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые систе­мы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйство­вания самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и прини­мает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами.

1. Сущность и задачи производственной логистики

Сущностью логистики производственных процессов является упорядочивание движения материальных потоков на стадии производства продукции.

Главным объектом внимания при этом остается оптимизация движения материального потока на стадии производства.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производ­ственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производствен­ной логистики.

Производственный процесс представляет собой совокупность трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров, заданного качества, ассортимента и в установленные сроки.

Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное (рис.1.1). Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства т.е. производство материальных благ и производство материальных услуг.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Главная задача производственной логистики – это обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест. Объектом логистики являются потоковые и материальные процессы.

Харак­терная черта объектов изучения в производственной логистике — их территориальная компактность. В литературе их иногда называют “островными объектами логистики”.

Рис. 1.1 Структура общественного производства

Материальные услуги по транспортировке грузов могут являться объектом как производственной логистики, в случае ис­пользования собственного транспорта для внутрипроизводствен­ного перемещения грузов, так и транспортной, если используется транспорт общего пользования.

Логистические системы, рассматриваемые производствен­ной логистикой, носят название внутрипроизводственных ло­гистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские со­оружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические си­стемы выступают в качестве элементов макрологистических си­стем. Они задают ритм работы этих систем, являются источ­никами материальных потоков. Возможность адаптации макро­логистических систем к изменениям окружающей среды в су­щественной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материаль­ного потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой про­дукций.

Качественная гибкость внутрипроизводственных логистиче­ских систем может обеспечиваться за счет наличия универсаль­ного обслуживающего персонала и гибкого производства.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические си­стемы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отно­шениях и связях друг с другом, образующих определенную це­лостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и ка­дры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоян­ного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Логистическая концепция организации производства включа­ет в себя следующие основные положения:

 отказ от избыточных запасов;

 отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно- складских операций;

 отказ от изготовления серий деталей, на которые нет за­каза покупателей;

 устранение простоев оборудования;

 обязательное устранение брака;

 устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

 превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

 никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать, во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

 изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

 иметь максимально большой запас материальных ресурсов “на всякий случай”.

Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий “рынка продавца”, в то время как логистическая концепция — для условий ”рынка покупате­ля”.

Когда спрос превышает предложение можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнк­туры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому прио­ритет получает цель максимальной загрузки оборудования. При­чем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажет­ся себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане те стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок ”диктата” покупате­ля. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредска­зуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производствен­ник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда не­обходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигает­ся не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как от­дельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом.

2. Организационные вопросы внутрипроизводственной логистики

Как уже говорилось выше, внутрипроизводственная логистика занята изучением и управлением потоками и запасами внутри самой системы.

Предприятие, являясь основным звеном рыночной экономики, отличается определенной двойственностью: оно является и потребителем и производителем. Поведение любого предприятия в рыночной среде определяется рядом факторов, таких как издержки предприятия, эффективность хозяйственной деятельности, спрос на продукцию и цена на нее, капитал предприятия, цены на сырье, материалы, комплектующие изделия, состояние конкуренции на рынке, платежеспособность потребителей и т.д.

Внутрипроизводственные логистические системы предприятий задают определенный ритм работе всей логистический цепи. Все элементы должны функционировать в соответствии с ее ритмом. При этом логистика оперирует следующими категориями, отражающими суть логистических процессов:

1. Расходы транспортно-заготовительные – затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, с заготовкой и доставкой товарно-материальных ценностей. Они представляют собой часть логистических издержек и включают затраты на формирование сети поставщиков, выбор и оценку партнеров, а также издержки транспортные, почтово-телеграфные, командировочные, представительские и др. расходы, недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли.

2. Расходы на формирование и хранение запасов – затраты потребителя, связанные с текущим обслуживанием запасов (уплата налогов, проведение инвентаризаций, плата за банковский кредит), издержками хранения, стоимостью рисков.

3. Издержки транспортные – часть транспортно-заготовительных расходов, включающая затраты на перевозку продукции от изготовителя до потребителя. В них входят оплата тарифов, затраты на погрузо-разгрузочные работы, оплата услуг экспедиторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *