Сущность и содержание образования

Понятие, сущность, структура содержания образования в современной школе. Источники и факторы его формирования.

Проблема содержания образования связана с решением вопросов о том, чему учить детей и молодежь в образовательных учреждениях, что может быть предметом самообразования человека, какие качества (отношения) личности необходимо воспитывать у ребенка. Содержание образования — один из основных компонентов педагогического процесса и важнейшее средство формирования личности. Содержание образования интегрирует в себе содержание обучения и содержание воспитания.

Содержание образования — это педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (И. Я. Лернер). Как в истории педагогики решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования, какими принципами необходимо руководствоваться при отборе этого материала? Выдвигались теории формального, материального, утилитарного образования.

Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Кант, И. Ф. Гербарт и другие) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование — это такое развитие способностей человека, которое делает их пригодным для всякого рода работы» (П. Ф. Каптерев). Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.

Сторонники «материального образования» (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и другие) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления, способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».

В современной педагогике утвердился личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, с позиций которого «содержание образования — это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В. С. Леднев).

в содержании образования выделяются четыре основных компонента (рис. 27). Усвоение системы знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности обеспечивает формирование в сознании учащихся естественнонаучной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это основные понятия, категории, термины, факты, основные законы науки, теории и концепции; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе, и т. п. Эти знания и составляют когнитивный опыт человечества и отдельной личности.

Рис. 27. Структура содержания образования

Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу как компонент содержания образования, представлен интеллектуальными и практическими умениями как общими для многих учебных предметов (сравнить, выделить существенное, составить план, сделать вывод и т. д.), так и специфическими для определенных учебных предметов. Овладение умениями и навыками позволяет новым поколениям воспроизводить и сохранять культуру. Опыт творческой деятельности выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Включает творческие умения:самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение возможных решений проблемы, нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных, и т. д. Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру определяет нормы отношений человека, а значит, его воспитанность. Отношения лежат в основе системы ценностей и мировоззрения личности, культуры ее чувств и привычек поведения.

Содержание образования может быть структурировано также по основным его отраслям. Под общим образованием понимают процесс и результат овладения индивидом основами наук, опытом отношений к миру и себе, умениями и навыками, необходимыми для формирования его мировоззрения, подготовки к участию в общественной и трудовой деятельности, получения профессионального образования.Общее образование является базой последующей специализации (в частности, профессионального образования) и сквозной линией всей системы непрерывного образования. В содержание общего среднего образования входят три основных цикла предметов: естественно-научный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Предметы естественно-математического цикла (биология, химия, физика, математика и другие) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человечества. Гуманитарные предметы (история, обществоведение, география, родной и иностранные языки, литература и другие) помогают учащимся постичь законы общественного развития, социальную природу человека. Художественные дисциплины (изобразительное искусство, музыка) приобщают к миру прекрасного, творчеству, формируют художественные умения и навыки, эстетический вкус и эстетические чувства. Трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности и физическая культура укрепляют здоровье, формируют трудовые умения, навыки и т. п.

Политехническое образование (выделяют как отрасль образования условно) является составной частью общего образования. Политехническое образование представляет собой процесс и результат овладения учащимися научными основами производства, доминирующими в данной стране, регионе, местности, умениями пользоваться простейшими орудиями труда, а также подготовки учащихся к выбору профессии и овладению специальностью. Содержание политехнического образования составляют знания о законах природы (физики, химии, биологии) в связи с их технологическим применением, знания о научно-технических, организационно-экономических основах производства, о психологических закономерностях деятельности человека на производстве и соответствующие умения и навыки. В решении задач политехнического образования большое значение имеет трудовое обучение, дополняющее возможности учебных предметов естественнонаучного цикла.

Общее политехническое образование является базой для профессиональной ориентации учащихся и получения профессионального (специального) образования. Профессиональное образование есть процесс и результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, дающими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях производства, науки, техники, образования или культуры. Содержание профессионального образования представлено содержанием профессионально-технического, среднеспециального и высшего образования.

5.3. Сущность и структура содержания образования

  • •Министерство образования и науки российской федерации
  • •Часть 1
  • •Рабочая программа
  • •Выписка
  • •Из государственного образовательного стандарта
  • •Структура дисциплины
  • •1. Цель и задачи дисциплины
  • •2. Требования к уровню освоения дисциплины
  • •3. Объем дисциплины и виды учебной работы Общий календарный план
  • •Календарный план для студентов дневного отделения.
  • •4. Содержание дисциплины
  • •4.1. Тематический план для студентов очного отделения
  • •4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 5 лет
  • •4.2. Тематический план для студентов заочного отделения 3,5 лет
  • •4.3. Содержание разделов дисциплины
  • •Тема 1. Дидактика как наука о теории обучения
  • •Тема 2. Обучение как педагогическая категория
  • •Тема 3. Психологические основы обуче­ния.
  • •Тема 4. Законы и принципы обучения
  • •Тема 5. Содержание образования
  • •Тема 6. Методы обучения
  • •Тема 7. Средства обучения
  • •Тема 8. Формы организации обучения
  • •Тема 9. Диагностика в обучении
  • •Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педаго­гиче­ское явление
  • •Тема 11. Типология и многообразие образова­тельных уч­реждений
  • •Тема 12. Современные дидактические теории, концеп­ции, технологии
  • •Тема 13. Инновационные процессы в образова­нии
  • •Тема 14. Концепция модернизации современного рос­сий­ского образо­вания
  • •4.4. Лабораторный практикум
  • •5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • •5.1. Перечень основной и дополнительной литературы
  • •5.2. Перечень возможных Интернет-ресурсов
  • •6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • •7. Содержание итогового и промежуточного контроля
  • •7.1. Примерный перечень контрольных вопросов и вопросов для подготовки к экзамену.
  • •7.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
  • •8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • •Часть 2 Планы лекционных занятий
  • •Тема 1. Понятие дидактики как науки о теории обучения (4 часа)
  • •Тема 2. Обучение как педагогическая категория (8 часов)
  • •Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
  • •Тема 4. Законы и принципы обучения (6 часов)
  • •Тема 5. Содержание образования (4 часа)
  • •Тема 6. Методы обучения (4 часа)
  • •Тема 7. Средства обучения (4 часа)
  • •Тема 8. Формы организации обучения (6 часов)
  • •Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
  • •Тема 10. Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление (2 часа)
  • •Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
  • •Тема 12. Современные дидактические теории, концепции, технологии (6 часов)
  • •Тема 13. Инновационные процессы в образовании (4 часа)
  • •Тема 14. Концепция модернизации современного российского образования (6 часов)
  • •Часть 3 Планы семинарских занятий
  • •Тема 1/1. Дидактика – наука о теории обучения (2 часа)
  • •Тема 1/2. Дидактические системы в истории классической дидактики (4 часа)
  • •Тема 2. Процесс обучения (4 часа)
  • •Тема 3. Психологические основы обучения (4 часа)
  • •Внимание
  • •Воображение
  • •Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения (4 часа)
  • •Тема 5. Содержание образования (6 часов)
  • •Тема 6. Методы обучения (6 часов)
  • •Тема 7. Средства обучения (4 часа)
  • •Тема 8. Формы организации обучения (8 часов)
  • •Тема 9. Диагностика в обучении (4 часа)
  • •Тема 10. Неуспеваемость учащихся и ее преодоление (2 часа)
  • •Тема 11. Типология и многообразие образовательных учреждений (4 часа)
  • •Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)
  • •Сравнение дидактических систем
  • •Тема 13. Инновационные процессы в образовании (8 часов)
  • •Часть 4 Тексты лекций
  • •Понятие дидактики как науки об обучении
  • •1.1. Понятие и сущность дидактики как науки
  • •»Великая дидактика,
  • •1.2. Важнейшие категории дидактики
  • •1.3. Исторические этапы развития дидактики
  • •1.4. Актуальные проблемы современного образования
  • •1.5. Дидактическая система, ее компоненты
  • •Тема 2 обучение как педагогическая категория
  • •2.1. Сущность обучения
  • •Сравнительная характеристика процессов познания и обучения
  • •2.2. Особенности и характеристика обучения
  • •2.3. Движущие силы и противоречия обучения
  • •2.4. Целостность, системность, комплексность процесса обучения.
  • •2.5. Единство преподавания и учения. Преподавание – деятельность учителя
  • •Деятельность и функции учителя на различных этапах преподавания
  • •2.6. Учение – деятельность учащихся
  • •2.7. Функции обучения
  • •Тема 3 психологические основы обучения
  • •3.1. Взаимосвязь обучения и развития
  • •3.2. Понятие развивающего обучения
  • •3.3. Логика учебного процесса и движение познания человека
  • •3.4. Ощущение и восприятие, их развитие в процессе обучения
  • •3.5. Мышление, его особенности и развитие в процессе обучения
  • •3.6. Практика и ее особенности
  • •Тема 4 законы и принципы обучения
  • •4.1. Общее представление о законах и закономерностях обучения
  • •4.2. Законы обучения: дидактические и философские
  • •4.3. Закономерности обучения
  • •4.4. Понятие о принципах обучения
  • •4.5. Система принципов современного обучения
  • •Тема 5 содержание образования
  • •5.1. Содержание образования, исторические теории формирования
  • •5.2. Содержание современного российского образования, его особенности
  • •5.3. Сущность и структура содержания образования
  • •5.4. Требования к содержанию образования, принципы и критерии отбора содержания образования
  • •5.5. Личностно-ориентированное содержание образования
  • •5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
  • •Тема 6 методы обучения
  • •6.1. Понятие метода в обучении
  • •Методический прием 1
  • •Методический прием 3
  • •Методический прием 2
  • •6.2. Выбор методов в процессе обучения
  • •Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения
  • •6.3. Классификации методов обучения
  • •6.4. Понятие методической системы
  • •Тема 7 средства обучения
  • •7.1. Понятие средств обучения
  • •7.2. Классификации средств обучения
  • •7.3. Материальные и идеальные средства обучения
  • •7.4. Средства преподавания и средства учения
  • •Деятельность учителя
  • •Деятельность
  • •Содержание образования
  • •7.5. Речь как средство обучения
  • •Тема 8 формы организации обучения
  • •8.1. Понятие о формах организации обучения
  • •8.2. Классификации форм организации обучения
  • •8.3. Характеристика ведущих форм обучения
  • •8.4. Урок – основная форма организации обучения
  • •8.5. Нетрадиционные уроки
  • •8.6. Анализ урока
  • •8.7. Понятие об организационной системе обучения
  • •Тема 9 диагностика качества образования
  • •9.1. Диагностика качества образования
  • •9.2. Контроль в обучении
  • •9.3. Система оценивания качества образования: исторический взгляд и пути модернизации
  • •9.4. Тестирование как метод оценивания качества образовательного процесса
  • •Тема 10 неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
  • •10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости)
  • •. Понятие неуспеваемости и ее причины
  • •10.3. Преодоление неуспеваемости
  • •Тема 11 типология образовательных учреждений
  • •11.1. Разнообразие образовательных учреждений в истории педагогики
  • •11.2. Типология современных образовательных учреждений
  • •11.3. Характеристика основных видов современных образовательных учреждений: доу, общеобразовательные школы, профессиональные образовательные учреждения.
  • •Тема 12 современные дидактические теории, концепции, технологии
  • •12.1. Концепция личностно-развивающего обучения
  • •12.2. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный
  • •Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного подходов к обучению
  • •12.3. Концепции развивающего обучения
  • •12.4. Понятие педагогической (образовательной) технологии
  • •12.5. Современные технологии обучения
  • •12.6. Альтернативные технологии
  • •Тема 13 инновационные процессы в образовании
  • •13.1. Инновации в образовании
  • •13.2. Инновационные школы
  • •13.3. Учителя-новаторы и их технологии
  • •13.4. Авторские школы
  • •Тема 14 концепция модернизации современного российского образования
  • •14.1. Состояние современной системы образования и необходимость ее модернизации.
  • •14.2. Модернизация дошкольного и общего образования
  • •14.3. Система единых государственных экзаменов
  • •Концепция перехода на 12-летнее общее образование
  • •14.5. Модернизация профессионального образования
  • •Часть 5
  • •Тестовые проверочные задания
  • •Дидактика – наука об обучении.
  • •Дидактические системы
  • •Процесс обучения
  • •Психологические основы обучения
  • •Законы, закономерности и принципы обучения
  • •Содержание образования
  • •Методы обучения средства обучения
  • •Формы организации обучения
  • •Диагностика в обучении. Неуспеваемость и ее преодоление
  • •Типология образовательных учреждений
  • •Концепции и технологии обучения
  • •Инновационные процессы в образовании
  • •Часть 6 Методические рекомендации по использованию брс Порядок аттестации студентов по балльно-рейтинговой системе учета учебной работы
  • •Учетная карточка личных достижений студента (вариант для специальностей «Технология и предпринимательство» и «Безопасность жизнедеятельности»)

2. Сущность содержания образования,

его исторический характер и основные характеристики

Содержание образования— система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необ­ходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей, формированию мировоззрения.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского.

Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху Возрождения и в XVIII — XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Это подтверждают «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И. Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «новые школы» во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования.

Теории формирования содержания образования

Основные теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII — начале XIX в. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования.

Первую еще называют теорией дидактического материализма или энциклопедизма. Ее сторонники считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение еще в XVII столетии разделял Я. А. Коменский, много лет своей жизни посвятивший работе над учебником, в котором он хотел разместить все знания, необходимые для учащихся.

Сторонниками материальной теории формирования содержания образования были многие известные педагоги XIX столетия. Своих приверженцев эта концепция имеет и сегодня, о чем свидетельствует анализ содержания некоторых программ и учебников, перегруженных информацией настолько, что учащиеся просто не в силах ее усвоить.

Формальная теория формирования содержания образования, или дидактический формализм, рассматривала обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главным критерием поэтому при отборе учебных предметов должна служить развивающая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Теоретическую основу дидактического формализма составляло положение о переносе знаний и умений, приобретаемых в одной области деятельности, в другую.

Сторонники дидактического формализма были уже в древности. К ним относился Гераклит, по мнению которого «многознание уму не научает». Аналогичную позицию занимал Цицерон. В Новое время теорию дидактического формализма, принципиальной основой которой была философия И. Канта, а также неогуманизм, выдвигал Песталоцци. По его мнению, главной целью обучения должно стать усиление «правильности мышления учеников, или формальное образование». В Германии близкие взгляды изложил А. Дистервег в своем «Руководстве для немецких учителей» (1850).

Заслуга представителей формальной теории отбора содержания образования состоит в том, что они обратили внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления и т.д. Слабость этой теории была обусловлена тем, что в программах обучения прежде всего отражались инструментальные предметы (языки, математика). Подобно тому как познание фактов (предметов, явлений, событий и процессов) влияет на формирование мышления, так и развитие мышления обусловливает возможность овладения учеником знаниями фактологического характера. Эта двусторонняя диалектическая зависимость не была достаточно четко осознана ни представителями энциклопедизма, определявшими обучение через его содержание, ни сторонниками формализма, которые переоценивали в обучении значение субъективно-процессуальной стороны.

Обе теории были подвергнуты глубокой научной критике К. Д. Ушинским. Он писал, что «формальное развитие рассудка… есть несущественный признак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях».

Школа, по его мнению, должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством. С К. Д. Ушинского в российской педагогике утверждается идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору содержания образования.

Факторы, детерминирующие формирование содержания образования

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

Человек — система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.

Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека. Осуществляется оно в процессе деятельности. Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого субъекта. Речь идет об учении как ведущем виде деятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с другими видами деятельности (трудовой, игровой, общественной). Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования. Более того, его можно определить, по В. С. Ледневу, как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

Принципы и критерии отбора содержания образования

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания образования, разработанные В. В. Краевским.

Прежде всего это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания образования отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

Принцип гуманитаризации содержания образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности: культуры жизненного самоопределения; экономической культуры и культуры труда; политической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной и физической культуры; культуры общения и семейных отношений.

Принципом, позволяющим преодолеть дегуманизацию образования, является фундаментализация его содержания. Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Фундаментализация содержания образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого саморазвития.

Все компоненты содержания образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.

Научное мировоззрение личности, являющееся следствием освоения содержания образования, характеризует высокий уровень ее развития. Однако усвоение мировоззренческих знаний само по себе еще не обеспечивает прочности мировоззрения личности. Необходима и глубокая внутренняя убежденность в истинности того или иного знания. Суть убеждений заключается не только в знании, но и во внутренней потребности поступать, действовать именно так, а не иначе.

Рассмотренные принципы формирования содержания образования, следствием освоения которого является мировоззрение личности, позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной школе:

целостное отражение в содержании образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение;

учет международного опыта построения содержания образования;

соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы (Ю. К. Бабанский).

Факторы, влияющие на содержание образования:

  • потребности общества;

Еще в XIX в., например, в большинстве стран мира образование ограничивалось лишь изучением начатков счета, письма и чтения. Но с развитием технических основ про­изводства, науки и духовной жизни общества требования к содержанию школьного образования возрастали.

Под влиянием этого стал расширяться объем и повышаться уровень естественно — математических знаний, усваиваемых в школе, более основательно стали изучаться предметы гуманитарного цикла — языки, литература, история и др.

В связи с развитием производства уровень требований к общенаучной, технической и профессиональной подготовке молодежи непрерывно повышается, и в настоящее время почти во всех странах мира не пре­кращаются поиски путей совершенствования содержания образования.

  • развитие науки и техники;

Развитие науки и техники сопровождается разработкой но­вых теоретических идей, усовершенствова­ниями в технике.

Изменения в содержании образования произошли, например, с развитием молекулярной биологии и генетики, разработкой теории реактивного движения, расщеплением атомного ядра, получением и использованием новых химических веществ, широким внедрение во все сферы производства вычислительной техники и микро­электроники.

  • политика государства;

  • методологические позиции ученых.

Основные термины,раскрывающие понятие ”содержание образования”: знания, навыки, умения.

Знания (в педагогике)— понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы).

На­выки– это упрочившиеся, доведенные до автоматизма спосо­бы выполнения действий, вырабатываются путем многократных повторений одних и тех же действий в одинаковых условиях. В педагогике рассматривают навыки: интеллек­туальные (анализа, синтеза и др.), практические (трудовые и др.), специальные или предметные (работа с картой, измерения и пр.), общеучебные (работа с книгой).

Умения– это возможность успешного выполнения действий на основе приобретенных знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями.

К умениям относят, например, трудовые умения, умение решать математические задачи, строить чертежи, а также логические и другие умения.

Содержания образования: понятие, структура, основные компоненты.

Тема 11. Содержание образования как средство формирования

Базовой культуры личности и ее развития

План

Содержания образования: понятие, структура, основные компоненты.

Формальная, материальная, утилитарная и личностно ориентированная теории формирования содержания образования.

Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь.

4. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: образовательные стандарты, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Понятия темы

Содержания образования, структура содержания образования, общее образование, профессиональное образование, образовательные стандарты, учебная программа, учебный план, учебник, учебное пособие, учебно-методический комплекс.

Содержания образования: понятие, структура, основные компоненты.

Для успешного обучения и развития личности необходимо уяснить, чему надо учить школьников, и чем они должны овладеть, чтобы получить современное образование. Речь в данном случае идет о содержании образования.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Без научно обоснованного содержания образования трудно рассчитывать на успешное осуществление основной цели современного воспитания – всестороннего и гармонического развития учащихся, ибо в самом этом содержании и его направленности заложены основы формирования растущей личности. Между тем до сих пор допускается немало ошибок, а то и прямых извращений при решении данной проблемы. Содержание образования то отставало от современного состояния науки, то оказывалось перегруженным, то затеоретизированным, то, наоборот, весьма упрощенно-практическим. Это обусловливает необходимость разработки методологии и важнейших требований, на основе которых определяется содержание образования.

На определение содержания образования влияет ряд факторов. Все они подразделяются на две группы – объективные и субъективные. К объективным факторам относятся: потребности общества в определенном уровне образования подрастающего поколения, а также изменения в развитии науки и техники, требующие постоянного обновления и совершенствования образования. Факторы субъективные – политика и идеология государства в области образования и воспитания. Факторы педагогические (например, учет возрастных возможностей учащихся).

Значительное влияние на содержание образования оказывают идеология и политика государства, а также методологические позиции деятелей педагогики при его определении. В содержании образования выделяют четыре основных компонента, определяющих его структуру:

‑ информационный (система знаний о природе, обществе, технике, человеке, космосе, раскрывающей картину мира, и здесь знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире);

‑ операционный (опыт осуществления известных для человека способов деятельности и опыт его собственной творческой деятельности, которые предполагают как воспроизведение им окружающего мира, так и перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы);

‑ аксиологический (опыт ценностного отношения к миру, определяющий направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами);

– творческий (опыт творческой деятельности).

Содержание образование может быть структурировано также по основным его отраслям: 1) общее образование имеет целью и включает в себя общетеоретическую подготовку учащихся по основам важнейших наук о природе и обществе, развитие их умственных и творческих способностей, формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, создающих предпосылки для овладения той или иной профессией и последующего жизненного самоопределения; 2) техническое, или политехническое, образование состоит в ознакомлении обучающихся в теории и на практике с основными отраслями современного производства и формировании навыков обращения с наиболее распространенными орудиями труда; 3) профессиональное образование заключается в овладении обучающимися профессиональными умениями и навыками в соответствующих сферах производственной и духовной деятельности.

2. Формальная, материальная, утилитарная и личностно ориентированная теории формирования содержания образования.

Заметный след оставили в дидактике такие методологические концепции, такие, как теория формального образования, теория материального образования и прагматистская теория образования. В чем состояла их сущность? Теория формального образования ведет свое начало от Дж. Локка, Г. Песталоцци, И. Канта и И. Гербарта. Сторонники этой теории придерживались философии рационализма и считали, что источником знаний является разум человека и что знания якобы порождаются самостоятельностью ума. Поэтому задачу образования они видели не столько в овладении фактическими знаниями, сколько в развитии ума, т.е. способности к анализу, синтезу, логическому мышлению и т.д. Лучшим же средством развития мышления, по их мнению, является изучение языков, особенно классических – латинского, греческого, французского, немецкого и других, что послужило основой так называемого классического образования. Например, в российских классических гимназиях изучались главным образом: русский, латинский, греческий, немецкий, французский языки. Зато не было физики и химии как особых предметов. Они входили в общий предмет – природоведение. Элементы теории формального образования сохраняются до сих пор в английских грамматических школах, ориентированных главным образом на гуманитарное образование.

В конце XVIII – начале XIX в. пробивает себе дорогу теория материального образования. Связано это было с быстрым развитием промышленности и возрастанием роли опытных, естественнонаучных знаний. Основой этой теории явилась философия эмпиризма. Английский философ-утилитарист (от лат. utilitas – польза) Г.Спенсер (1820–1903) утверждал, что познание, в том числе и учебное, не может выйти за пределы непосредственного опыта. Отсюда делались следующие педагогические выводы: нужно вооружать учащихся реальными естественнонаучными знаниями, а в качестве критерия для отбора образовательного материала должна служить степень его полезности для последующей жизни и непосредственной практической деятельности учащихся.

Теория материального образования составляла основу учебной работы и содержания образования в российских реальных гимназиях, которые базировались не на изучении древних и западноевропейских языков, а на усвоении естественнонаучных предметов: математики, физики, естествознания, бухгалтерского учета и т.д.

Односторонность этих теорий подвергались критике. Английский естествоиспытатель Т.Гексли (1825–1895), в частности, отмечал, что сторонники формального образования предлагали давать детям не прочные знания, а более или менее полезный курс умственной гимнастики. К.Д.Ушинский указывал на недостатки как теории формального, так и теории материального образования. Он писал, что так называемое формальное развитие, оторванное от усвоения знаний, есть пустая выдумка, поскольку наука развивает человека своим содержанием, а не чем-либо иным. В то же время он считал, что нельзя подходить к овладению наукой с точки зрения ее утилитарной пригодности для непосредственной жизненной практики, как полагали сторонники материального образования. Он утверждал, что знания, связанные с жизнью опосредованно, иногда не менее важны, чем прикладные. Древняя история, например, непосредственно не приложима к практической деятельности людей, но знание ее обогащает кругозор учащихся и создает предпосылки для уяснения закономерностей исторического процесса и формирования миропонимания, т.е. мировоззрения.

Серьезное влияние на развитие школьного обучения оказала прагматистская теория образования. Создавший ее американский философ-прагматист (от лат. слова pragma – действие) и педагог Джон Дьюи критиковал как рационализм в обучении, поскольку он уводит детей от жизни, от фактов, так и эмпиризм – утилитаризм, который, по его мнению, способствует отрыву человека от религии и духовности. Дьюи настойчиво внедрял идею о том, что в основу школьного образования необходимо положить организацию практической деятельности детей, способствующей активному развитию их интеллекта, духовности и выработке разнообразных умений и навыков. Естественно, что эта практическая и познавательная деятельность должна развертываться на основе выбора и проектирования самими детьми различных практических дел и проблем, взятых из повседневной жизни. Отсюда следовали такие педагогические выводы: заранее составленные учебные курсы не нужны; материал для обучения нужно брать из жизни и опыта ребенка; дети должны определять как качество, так и количество обучения; обучение посредством делания – основной метод в школе.

В современной педагогике утвердился личностно ориентированный подход к содержанию образования, суть которого заключается в том, что «содержание образования – это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и определяло развитие личности соответственно целям воспитания» (В. С. Леднев). В настоящее время ученые исходят из того, что основная функция образования – передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. Они показали, что культура – это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный предыдущими поколениями, который может быть усвоен личностью.

Содержание образования

1. Понятие о содержании образования

2. Состав и структура содержания общего среднего образования

3. Компетенция: суть, структура, основные виды

4. Научные требования к формированию содержания образования

5. Теории организации тесту образования

6. Реализация содержания образования в современной школе

Понятие о содержании образования

Содержание образования является конкретным ответом дидактики на вопрос «Что учить?».

В традиционной педагогике содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигается в результате учебно-воспитательной работы. Он ориентирован главным образом на знание как отражение духовного богатства человечества, накопленного в течение исторического развития. Знаниевую ориентированное содержание образования способствует вхождению человека в социальную среду, ее приспособлению к культурным, психологическим, социологическим факторов, обеспечению его жизнедеятельности.

Однако в теории и практике обучения и воспитания знания стали абсолютной ценностью и заслонили собой самого человека. Это привело к идеологизации научного ядра знаний, их академизма, игнорирование образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей человека, его природной активности, через которую личность сохраняет и развивает тенденцию к самовыражения, самоутверждения, формирования собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Именно эта тенденция обеспечивает развитие не только личности, но и общества.

В течение последнего десятилетия все больше утверждается личностно ориентированный подход к выявлению сути содержания образования, который определяет абсолютной ценностью содержания образования не отчуждены от человека знания, а самого человека.

Личностно ориентированное содержание образования направлено на развитие целостной личностные: ее природных особенностей (здоровья, способностей чувствовать, мыслить, действовать), социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником), свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности , творчества). При этом развитии природных, социальных и культурных начал служит содержание образования, которое имеет общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Концепции целостного развития личности впервые появились в эпоху Возрождения (ХУИП-XIX века) в связи с утверждением идей гуманизма. В организации обучения в новых школах Франции, Швейцарии, элитных школах в СИИЛ. Германии, Австрии реализовались: теория В. де Фельтре. которая предоставляла ребенку возможность свободного физического и умственного развития, теория свободного воспитания Ж. Руссо, который предлагал в развитии ребенка следовать спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея Й.Г.Песталоцци о полном развитие всех сил человека путем привлечения ее к активной жизнедеятельности. Эта теоретическая основа позволила связать обучение и воспитание ребенка с его природой, свободным развитием, самореализацией и самоутверждением. Идея развития целостной личности, масс общечеловеческий смысл, постепенно стала в педагогике доминирующей. Сегодня она определяет содержание современного образования.

Состав и структура содержания общего среднего образования

Содержание общего среднего образования — это часть культуры, социального опыта общества, используемая в учебном процессе для решения задач обучения, воспитания и развития личности. В состав человеческой культуры входят: 1) уже полученные обществом знания о природе, само общество, мышление, технику и способы деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощается в умениях и навыках личности, усвоила этот опыт; 3) опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, которые возникают перед обществом; 4) опыт отношений к миру, самому себе.

Согласно такой модели социального опыта в содержании школьного образования выделяются четыре основных компонента: опыт познавательной деятельности, зафиксированный в форме знаний; опыт выполнения известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу; опыт творческой деятельности — в форме умений принимать нестандартные решения в новых ситуациях; опыт отношений к окружающей действительности в форме ценностных ориентаций.

Содержание образования — это гуманистически ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта отношений к миру.

Опыт познавательной деятельности личности включает систему знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, производство и средства деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира.

Знание является основным элементом содержания общего среднего образования. Они отражают обобщенный опыт познания действительности, накопленный человечеством в процессе социально-исторической практики. Без знаний невозможно ни целенаправленное действие.

Содержание общего среднего образования охватывает различные виды знаний, которые характерны для фундаментальных наук: основные понятия и термины, без которых невозможно понять ни текста, ни одного элемента знаний; факты повседневной действительности и науки, которые позволяют понять законы науки, формировать убеждения, доказывать и отстаивать свои идеи, основные законы науки, раскрывающие взаимосвязи различных объектов и явлений действительности; теории, содержащие систему научных знаний о определенную совокупность объектов, связи между законами, прогноз в данной предметной области; знания о способах дияпьно-сти, методы познания и истории получения знания, историю науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни.

Все виды знаний взаимосвязаны и требуют комплексного усвоения.

Знание, в свою очередь, является компонентом умений человека действовать. На тесную связь умений со знаниями указывает значение самого слова «умение» (от русск. «Ум» — разум). Без знаний нет умений. Но умеет ли тот, кто не только знает, но и может применить свои знания на практике, пользоваться ими в изменяющихся ситуациях. Можно сказать, что умение — это знание человека в действии «. 1

Вторым компонентом содержания образования является накопленный человечеством опыт осуществления известных людям способов деятельности, то есть умений и навыков. По характеру деятельности человека умения бывают самыми разнообразными. У школьников постепенно формируется большое количество общеучебных. речевых, трудовых, творческих, спортивных, бытовых и других умений. При участии мышления в процессе познания объектов умение делятся на умственные (для сравнения различные объекты, абстрагировать, обобщать, осуществлять анализ, синтез: узнавать объекты по правилам аналогов) и практические (легко и совершенно пользоваться инструментами, быстро и четко писать , выразительно читать).

Умение включают различные действия. Отдельные действия, многократно повторяясь, автоматизируются и становятся навыками (быстро читать, конспектировать книгу, записывать лекцию, здороваться с людьми и т.д.). Для сформированных навыков характерны быстрота и точность воспроизведения. Прочные навыки воспроизводятся автоматически.

Во всех случаях реализованы навыки и умения есть применением знаний, отражаются на качестве этих знаний.

Второй компонент содержания современного общего среднего образования включает как специальную составляющую — овладение обще-учебными умениями и навыками, которые имеют межпредметных характер. Эта составляющая нормативно представлена в программах по различным предметам.

В состав общеучебных умений входят: и. Учебно-организационные умения и навыки: понимать цель деятельности, определенную учителем; самостоятельно определять цель деятельности и задачи для ее достижения; планировать последовательность выполнения задач; составлять план, программу; изменять пути деятельности в связи с изменением условий ее выполнения; способность работать в разном темпе, прогнозировать результаты деятельности; составлять алгоритм решения учебных задач;

понимать ценность времени и уметь его распределять и контролировать.

2. Учебно-информационные умения и навыки:

быстро актуализировать и воспроизводить нужную информацию; самостоятельно искать новую информацию из различных источников; пользоваться информационно-коммуникативными технологиями, каталогами, разнообразной дополнительной литературой, составлять библиографию, работать с графиками, схемами, таблицами, картинами; составлять план, тезисы выступлений, докладов, творческих работ; работать самостоятельно с учебником; знать и прибегать к приемам смыслового группировки материала; уметь и воспроизводить информацию (план, алгоритм, таблица, схема, классификация и т.д.); уметь превращать информацию на способ деятельности и тому подобное.

3. Учебно-интеллектуальные умения и навыки: анализировать различные учебные объекты, различать их существенные

и несущественные признаки, типичные и единичные; разносторонне анализировать один объект, различать его существенные и несущественные признаки, типичные и единичные; сравнивать, устанавливать тождество, аналогию; выделять главные признаки, объекты, качества; выделять главное в явлениях, процессах деятельности; определять и объяснять сущность понятия; формулировать вывод — обобщение, устанавливать и объяснять причинно-следственные связи; доказывать и опровергать суждения и мысли; изымать излишнее по разным признакам; группировать и классифицировать по определенным признакам; самостоятельно вести наблюдение за различными предметными объектами, учебными действиями и процессами; владеть культурой наблюдения (планирование наблюдений, определение способов кодирования информации, обобщение результатов); знать и применять методику эксперимента.

4. Контрольно-оценочные, рефлексивные умения и навыки: уметь применять разные способы проверки и контроля

своей деятельности по плану, образцу, аналогии, видповиддною схеме; уметь прогнозировать результат, пользоваться различными способами исправления ошибок; прибегать к приемам пооперационного и итогового контроля в процессе выполнения учебного задания; уметь анализировать, объяснять и оценивать свои действия; участвовать во взаимном оценивании учебной работы в парной, групповой работе.

Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску путей решения новых проблем, формирования тех способностей, которые помогут молодому человеку самостоятельно и творчески работать и жить.

Важными творческими умениями ученика являются:

— Умение самостоятельно переносить знания и умения в новой ситуации;

— Выявлять познавательную трудность и формулировать ее как задачу, проблему, познавательное вопрос;

— Устанавливать связи между новыми и усвоенными знаниями;

— Применять аналогию как средство усвоения нового;

— Представлять и прогнозировать (умение предполагать, догадки, гипотезы);

— Моделировать, комбинировать, дополнять, продолжать, превращать;

— Умение выполнять эксперимент;

— Умение находить различные способы решения проблемы, альтернативные доказательства;

— Умение организовать новое дело;

— Умение брать ответственность на себя, рисковать и тому подобное. Опыт отношений личности. Этот компонент является системой

мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность заключается в оценочном отношении к себе, к деятельности, к людям, к миру. Опыт отношений побуждает школьника познать объективные законы развития мира, овладеть знаниями, «присвоить» и использовать их в своей жизнедеятельности. Сознательное познания актуализирует субъектный опыт, естественную психическую активность личности, а это, в свою очередь, служит основой для ее развития как субъекта познания, практической деятельности, дальнейшего образования и труда.

Развитие опыта мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений школьника к окружающей действительности предусматривает:

— Формирование направленности личности на анализ своих поступков и действий;

— Умение реалистично воспринимать и оценивать себя, свои поступки и действия;

— Знание своих сильных и слабых сторон;

— Воспитание совести, чувство стыда за плохие поступки;

— Умение переживать неудачи, отсутствие похвалы и вознаграждения со стороны других людей;

— Формирование чувствительности к красоте, гармонии, природы;

— Открытость к восприятию добрых поступков и общественно полезных действий;

— Чувствительность к морально-этических ситуаций и действий;

— Умение тонко, эмоционально воспринимать явления жизни;

— Воспитание самоуважения и независимости мышления;

o умение воспринимать критические замечания, адекватно изменять себя;

— Высокую работоспособность и трудолюбие; самоорганизации и умение управлять своими действиями и поступками;

— Развитие инициативности, активности, решительности и настойчивости при выполнении любой деятельности;

— Умение вести конкурентную борьбу без нарушения морально-этических норм;

— Усвоение коммуникативных умений и навыков;

— Воспитание толерантности, уступчивости, емпатичности Все перечисленные компоненты содержания общего образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умение без знаний невозможны; творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений; воспитанность предполагает знание о той действительности, в которой устанавливается то или иное отношение; знания о деятельности, окрашенную эмоциями, предусматривают поведенческие навыки и умения.

Усвоение этих компонентов социального опыта позволит молодому человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, менять его. Поэтому современное содержание школьного образования готовит учащихся к реальной жизни, но готовит так, чтобы выпускник школы был способным делать собственный вклад в систему, существующую, вплоть до ее реформирования.

Настоящее завершения образования обеспечивает только сама жизнь и сознательная самостоятельность каждого. Д. Менделеев.

Содержание образования отражает социальный опыт общества в форме отдельных учебных предметов. Учебный предмет адаптирует основы определенной науки с потребностями школьного обучения в целях учебного предмета, возрастных особенностей учащихся, количества времени на его изучение, взаимосвязей этого учебного предмета с другими.

Каждый учебный предмет полифункциональный. Он выполняет основную функцию — раскрывает содержание соответствующей дисциплины, ради которой изучается, и сопроводительные — развитие мышления, формирование мировоззренческой, нравственной, эстетической, трудовой, экологической культуры и тому подобное. Если раньше школьные программы были построены по содержанию (основательно описывалось то, что изучается), то сейчас — на компетентностных началах. Они предусматривают формирование ключевых компетенций, то есть тех достижений личности, без которых человек не может успешно адаптироваться и самореализоваться в любом социуме.

Лекция 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Основные теории формирования содержания образования

Содержание образования имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Содержание образования в разных социальных системах неодинаково. Оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII – начале XIX в. Они получили название теорий материального и формального содержания образования.

Сторонники теории материального содержания образования (теории дидактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Г. Спенсер и др.).

Своих сторонников данная теория имеет и в настоящее время (возможно, это одна из причин перегрузки учеников излишней информацией).

Сторонники теории формального содержания образования (теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Источником знаний, считали они, является разум. Поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности человека. При отборе содержания образования сторонники дидактического формализма руководствовались развивающей ценностью таких учебных предметов, как математика и классические языки (особенно древние). Такие взгляды разделяли Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.

Обе эти теории в чистом виде критиковал К.Д. Ушинский. По его мнению, школа должна развивать интеллектуальные силы человека, обогащать его знаниями, приучать пользоваться ими. К.Д. Ушинский заложил идею единства дидактического материализма и дидактического формализма, поддерживаемую современными педагогами.

На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилитаризма) как ответ на неудовлетворенность теориями материального и формального содержания образования. В США ее основы были заложены известным педагогом Дж. Дьюи, в Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер.

Сторонники этой теории считали, что источник содержания образования заключен не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования должно быть представлено в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учащихся коллективных усилий, практических действий по решению поставленных задач.

Теория дидактического прагматизма оказала существенное влияние на содержание и методы учебной работы американской школы. В соответствии с этой теорией ученикам предоставлялась максимальная свобода в отношении выбора учебных предметов, учебно-воспитательная работа приспосабливалась к субъективным запросам учащихся и их интересам.

Практическая реализация данной теории привела к значительному снижению уровня образования в США, за что была подвергнута резкой критике уже в первой половине XX столетия.

Несмотря на то, что дидактический материализм, дидактический формализм и дидактический утилитаризм не выдержали проверки временем, они оказали существенное влияние на современные подходы к формированию содержания образования. Известный польский ученый В. Оконь разработал теорию содержания образования под названием функциональный материализм. По его мнению, необходима такая теория, которая бы обеспечивала как получение знаний учащимися, так и приобретение ими умения пользоваться этими знаниями в своей деятельности, т.е. должна быть интегральная связь между познанием и деятельностью.

В. Оконь также считает, что в содержании отдельных предметов должна отражаться их ведущая идея (в биологии – идея эволюции, в математике – идея функциональных зависимостей, в истории – историческая обусловленность и т.д.), то есть при отборе содержания образования необходимо руководствоваться мировоззренческим подходом.

В процессе обучения следует создавать такие условия, при которых учащиеся смогут использовать приобретенные знания для решения задач практического характера, направленных на доступные преобразования природной, технической, культурной и общественной действительности.

Эта теория объединяет в себе требования, предъявляемые обществом к образованию, и индивидуальные запросы учащихся.

В 1950-е гг. была разработана теория операциональной структуризации содержания образования. Ее появление связано с внедрением в учебный процесс программированного обучения. Данная теория не столько пытается ответить на вопрос, каким должно быть содержание образования, сколько – каким образом его передать ученикам, как правильно его структурировать, разделить на части, связанные содержательно и логически.

В современной России содержание образования определяется целевой установкой, заложенной в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14).

Согласно этому закону, содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования призвано обеспечивать уровень общей и профессиональной культуры общества, адекватный мировому; формирование у обучающегося картины мира, соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности.

В педагогической науке разработана система критериев отбора содержания образования, в соответствии с которым изучаемое в школе должно:

  1. обеспечивать целостное отражение задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;
  2. иметь научную и практическую значимость включаемого в учебные предметы и общественную практику образовательного материала;
  3. соответствовать реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
  4. обеспечивать соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение;
  5. учитывать международный опыт построения содержания общего среднего образования;
  6. соответствовать имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С. 218.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Механизмы образования ассоциативных связей

    Способность к формированию ассоциативных условно-рефлекторных реакций выявляется у живых организмов на уровне механизмов функционирования участков нейронных сетей. Процесс образования ассоциативных связей наглядно продемонстрирован в опытах на беспозвоночных животных, в частности на морском брюхоногом…
    (Психология и педагогика)

  • Образование как социокультурный и педагогический процесс

    Не опасаясь излишнего пафоса, можно сказать, что основная миссия образования состоит в обеспечении культурной преемственности поколений. «Миробразования предназначен для образования человека» (В.П. Зинченко) (25). Само слово «образование» можетявляться одним из наиболее многозначных…
    (Психология и педагогика)

  • Отражение педагогических принципов в структуре системы современного образования

    Структура систем образования в развитых странах современного мира имеет наряду с многими национальными традиционными чертами ряд обших характеристик, отражающих принципиальные позиции современной педагогики. К принципам государственной политики в области образования в первую очередь относится гуманистический…
    (Психология и педагогика)

  • Методы и средства проблемного обучения. Системы дополнительного образования

    В историческом плане система методов и средств проблемного обучения, по-видимому, имеет корни эвристического происхождения. В истории педагогики проблемное обучение называлось как сократический метод, что былонапрямуюсвязанос методикой бесед, или диалогов, Сократа, в которых знаменитый древнегреческий…
    (Психология и педагогика)

  • КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    Автоматизированные обучающие системы Как правило, элементы программируемого обучения входят в состав автоматизированных обучающих систем (АОС). Эти системы представляют собой комплексы научно-методической, учебной и организационной поддержки процесса обучения, проводимого на базе…
    (Психология и педагогика)

  • Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства

    Основные занятия восточных славян — земледелие, скотоводство и охота. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные урожаи. Так что восточных славян по праву считают…
    (История России)

  • Образование Древнерусского государства

    Обращаясь к начальным этапам истории Древнерусского государства, следует четко различать два взаимосвязанных вопроса: почему и как образовалось государство у восточных славян. Выше отмечалось, что появление племенных союзов, возвышение одних родов и племен и упадок других, выделение родоплеменной знати…
    (История России)

  • Русские княжества в период образования единого государства

    Историей Москвы вовсе не исчерпывается политическая история удельного периода. Исследователи отдают отчет, что концепция о формировании Русского государства вокруг Москвы упрощает даже историю возвышения Москвы. История, из которой оказываются «изъяты» целые страницы, повествующие о других…
    (История России)

  • Духовное образование и приходское духовенство

    В России долгое время не хватало собственного, по-настоящему образованного духовенства. Система духовного образования в полном смысле этого слова начала развиваться лишь при Екатерине II, а законченный вид приобрела в первой четверти XIX в. В 1808-14 гг. по инициативе М.М. Сперанского была проведена…
    (История России)

  • Образование и наука

    Мы уже говорили о том, что в истории русской культуры XIX век поражает своей исключительной цельностью, однако культура второй половины столетия имеет свои особенности, обусловленные историческим развитием страны. С исчезновением крепостного права расширяется круг людей, интересующихся культурными ценностями,…
    (История России)

Сущность содержания образования,

Содержание образования — система научных знаний, практических умений и навыков, которыми необ­ходимо овладеть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей, формированию мировоззрения.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960). Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского.

Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.


Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху Возрождения и в XVIII — XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Это подтверждают «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И. Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений в педагогике, как «новые школы» во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *