Местный референдум порядок проведения

Определение 1

Местный референдум является одной из форм непосредственного местного самоуправления, которое выполняется населением — конкретно, решением вопросов местного значения, которое осуществляется голосованием граждан РФ, которые обладают правом на участие в таком мероприятии.

Такой референдум должен проходить исключительно на всей территории муниципального образования. Если действует военное/чрезвычайное положение, то такое мероприятие не проводится, а также не назначается на время их действия, а также в течение трех месяцев после их отмены.

Замечание 1

Принципы/техника проведения местного референдума идентична используемым на выборах.

Местный референдум не относится к распространенным формам местного самоуправления, выполняемым непосредственно.

Пример 1

С 12.12.1993 года в Екатеринбурге не было зафиксировано ни одного такого референдума.

Основной причиной этого является то, что процедура проведения местных референдумов является слишком усложненной.

Вопросы, которые рассматриваются на местном референдуме

На таких референдумах могут рассматриваться исключительно вопросы, имеющие местное значение. В пределах этих границ вопросы, которые подлежат обязательному вынесению на местные референдумы, определяются конституцией (либо уставом), федеральными законами и законами субъектов государства, а также уставом муниципального образования.

Вопросы, которые выносятся на местный референдум, не должны ограничивать/отменять человеческие и гражданские права/свободы общепризнанного характера, а также конституционные гарантии их реализации. Также они не должны расходиться с законодательствами Российской Федерации и соответствующего ее субъекта. Вопросы должны иметь такую формулировку, которая исключает вероятность множественного толкования и неопределенность правовых последствий принятых решений.

Не могут выноситься на местный референдум следующие типы вопросов:

  • о досрочном прекращении/продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов/должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее, включая дачу их согласия на это;
  • о принятии/изменении, исполнении/изменении финобязательств муниципального образования;
  • принятии чрезвычайных/срочных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.

Прочие ограничения вопросов референдума не допускаются. При этом запрещается рассматривать в качестве таковых технические требования к оформлению вопроса.

Замечание 2

Если объем текста рассматриваемого проекта муниципального правового акта свыше 200 слов, то формулировка вопроса должна содержать не более 50 слов описания, которое конкретно определяет содержание этого акта.

Принципы проведения местного референдума

Назначает местный референдум представительный орган муниципального образования (если его нет, либо его решение не принято, то эту функцию берет на себя суд). Этот орган имеет право отказа в назначении референдума, однако только в случае нарушений нормативных правовых актов (которые регулируют подготовку/ проведение референдума) в процессе выдвижения инициативы его проведения. Если такой референдум был назначен судом, то его организацией занимается избирательная комиссия муниципального образования, а проведением — исполнительный орган госвласти субъекта страны (допускаются иные органы, на которые суд возложил обеспечение его проведения).

Замечание 3

Голосование на референдуме может проводиться только в воскресенье.

Предпраздничные и нерабочие праздничные дни, а также в день, который следует после нерабочего праздничного дня и воскресенье, которое объявлено рабочим днем, не допускаются для этой цели. Решение о назначении дня местного референдума должно быть официально опубликовано в СМИ (в срок не менее 45 дней до назначенного дня голосования).

Согласно законам субъектов государства, уставами муниципальных образований может назначаться срок, на протяжении которого нельзя проводить местный референдум по вопросу, имеющему такую же смысловую составляющую, как у недавно проведенного. Такой срок может длиться не более двух лет, начиная с дня, в который были официально опубликованы результаты референдума.

Пример 2

Статья 5 Закона Свердловской области №20-03 содержит в себе норму, имеющую отсылки к уставам муниципальных образований. Согласно ей, срок в 2 года можно устанавливать только относительно референдумов, проводимых в Свердловской области. Подобное вполне соответствует принципам, которые учитывают местные традиции и которые заложены в законодательстве местного самоуправления.

Установление прочих обстоятельств, которые могут исключить назначение/проведение местного референдума, не является допустимым. Согласно законодательству субъекта Российской Федерации, не позже, чем за 25 дней до установленного дня голосования на референдуме уполномоченный орган может перенести это голосование согласно уставу муниципального образования на более поздний срок, который, однако, не должен превышать 90 дней ради его совмещения с голосованием на выборах в государственные органы власти или органы местного самоуправления, а также с днем голосования на другом референдуме.

Инициаторами референдума могут выступать:

  • граждане РФ, которые обладают правом участвовать в местном референдуме и проживают на территории того муниципального образования, в котором он должен состояться;
  • избирательные и прочие общественные объединения, чьи уставы позволяют участвовать в выборах/референдумах и которые зарегистрированы в должном порядке, а также в сроки, которые предусмотрены федеральным законом;
  • представительный орган муниципального образования совместно с главой местной администрации.

Проведение местного референдума не может быть инициировано представительным органом и главой муниципального образования раздельно друг от друга — важна именно их совместная инициатива. При этом стоит учитывать факт вероятности сомнения в правильности того, что инициатором референдума является представительный орган. В таких случаях продолжение процедуры оформления выдвижения инициативы проведения референдума не имеет смысла, ведь именно этот орган выносит решение о его назначении. И в таком случае возникает вопрос — сможет ли он отвергнуть свою собственную инициативу? Скорее всего — нет. Поэтому считается целесообразным исключение представительного органа из числа тех, кто может выдвигать инициативы проведения референдумов местного значения.

Чтобы инициатива проведения референдума была выдвинута гражданами, в ее поддержку формируется инициативная группа. Ее может организовать как отдельный гражданин, так и целая группа граждан РФ, которые имею право на участие в подобных мероприятиях. Количественный состав такой инициативной группы устанавливается законом того субъекта государства, в котором будет проводиться референдум.

Замечание 4

Во всяком случае, граждане имеют право образовать подобную инициативную группу, состоящую не менее чем из 10 человек, которые обладают правом участия в местном референдуме. Чтобы назначить этот референдум, инициативная группа представляет в муниципальную избирательную комиссию подписи участников предполагаемого мероприятия в качестве поддержки инициативы его проведения.

Принципы действия решений, принятых на местном референдуме

Решение, которое было принято в ходе референдума, является обязательным и не требует дополнительного утверждения. Решение местного референдума распространяется на всю территорию муниципального образования, в котором он был проведен. Также оно должно быть зарегистрировано в органе местного самоуправления в том порядке, согласно которому регистрируются нормативные правовые акты необходимого уровня. Эта норма имеет очень большую важность, так как характеризует юридическую силу решения, которое было принято на референдуме. Также это является отличием референдума от голосования касательно вопросов изменения границ муниципальных образований и прочих их преобразований. Юридическая сила решения по мнению некоторых, напрямую предопределяет характер и границы регулирующего действия, его обязательность и территориальные границы, а также основания для его вероятной отмены/изменения (согласно научно-практическому комментарию к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / М„ 2003. С. 607).

Решение местного референдума можно отменить/изменить посредством принятия другого решения на референдуме, который проводится не ранее 2 лет с принятия прошлого решения или признания его недействительным в судебном порядке. Если на референдуме был принят нормативный правовой акт, то его можно изменить в том порядке, который прописан в этом правовом акте.

Замечание 5

Если такового нет, то изменения вносятся в порядке, который предусматривается для внесения изменений в этот правовой акт. Подобные изменения должны вноситься не раньше, чем через 5 лет с момента принятия решения.

Отмена решения местного референдума в судебном порядке производится на следующих основаниях:

  • установленный порядок проведения референдума был нарушен, что повлекло невозможность изъявления действительной воли его участников;
  • закон субъекта страны или устав муниципального образования, на основании которых был проведен местный референдум, не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам или законам ее субъекта, которые действовали в момент проведения референдума, что повлекло невозможность выявления действительной воли его участников;
  • решение референдума не соответствует Конституции страны, федеральным законам, а также законам субъекта государства.

Замечание 6

Подобные нормы довольно трудны для исполнения, особенно касающиеся признания несоответствия нормативных актов Конституции, так как подобные полномочия имеет только КС РФ.

Если результаты проведенного местного референдума признаны недействительными, то комиссия, организовавшая голосование на нем, назначает повторное голосование.

Если для выполнения решения референдума необходимо издать нормативный правовой акт, то орган местного самоуправления/его должностное лицо (имеющее соответствующую компетенцию) должны в течение 15 дней с момента вступления решения в силу определить срок подготовки/принятия такого акта — такой срок не должен быть более 90 дней.

Проведение местного референдума

В соответствии с Конституцией РФ проведение местного референдума является высшей формой непосредственной демократии на муниципальном уровне.
Под понятием местного референдума в соответствии со ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», понимается волеизъявление граждан которые проживают в границах муниципального образования, связанное с решением вопросов местного характера, путем голосования.
Порядок организации и проведения местных референдумов определяется:
1) законами субъектов РФ
2) уставами муниципальных образований.
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
На референдум не могут быть вынесены вопросы:
— ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина
— противоречащие законодательству РФ
— противоречащие законодательству соответствующего субъекта Федерации
— о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий
— о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
— о персональном составе органов местного самоуправления;
— об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
— о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
— о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения
Могут участвовать в местном референдуме
— все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом
— иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования при наличии международного договора.
Не могут участвовать в местном референдуме
— граждане, признанные судом недееспособными
— граждане содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу.
Порядок проведения местного референдума
Решение о проведении местного референдума принимает представительный орган муниципального образования. Необоснованный его отказ в проведении местного референдума может быть обжалован в судебном порядке и путем прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством. Решение о проведении местного референдума должно быть опубликовано в средствах массовой информации либо обнародовано иными способами в пятидневный срок.
Граждане участвуют в голосовании на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Референдум не проводится
в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении его инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти или органами местного самоуправления, их должностными лицами. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Порядок подготовки и проведения местного референдума

Формы непосредственной прямой демократии в системе местного самоуправления.

Важное место в системе МСУ занимает реализация различных форм непосредственной прямой демократии направленной на широкое привлечение граждан к решению вопросов местного значения под свою юр ответственность.

Одной из таких ведущих форм прямой непосредственной демократии в системе МСУ является как раз проведение местного референдума.

Местный референдум– это всеобщее голосование граждан муниципального образования по наиболее важным вопросам местного значения отнесённые к веденью МСУ.

В настоящее время нормативно-правовую базу организацию проведения местного референдуме составляет конституция РФ, ФЗ 2002 г «об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме», закон Томской области о местном референдуме, уставы муниципальных образований и локальные м/п акты принятые органами МСУ

Инициатива о подготовки и проведению местного референдума по действующему законодательствуо МСУ может принадлежать следующим субъектам:

1. Представительный орган муниципального образования

2. Глава муниципального образования или местной администрации

3. Избирательные объединения (полит партии) иные общественные объединения, уставы которых предусматривают возможность инициирования вопросов о проведении местного референдум а

4. Орган гос власти субъекта РФ

5. Непосредственно проживающие жители муниципального образования

Если инициатива о проведении местного референдума исходит непосредственно от граждан то в этом случае подразумевается создание инициативной группы граждан по месту жительства. При этом создана инициативная группа граждан должна заблаговременно уведомить о проведении предстоящего собрания по выдвижению такой инициативы в соответствующую комиссии по проведению местного референдума.

Собрание граждан по месту жительства имеющая право выдвигать инициативу по проведению местного референдума считается правомочным если на нём присутствует не менее 50 граждан обладающих правом участвовать в местном референдуме.

Затем созданная инициативная группа граждан подаёт заявление в том числе протокол собрания о выдвижении инициативы по проведению местного референдума в соответствующую комиссию, которая принимает решение о регистрации данной инициативной группы граждан.

С момента регистрации названа инициативная группа граждан она получает право по сбору подписей среди жителей муниципального образования именно в поддержку выдвинутой ею инициативы о проведении местного референдума.

Общий срок сбора подписей по проведению местного реферндума среди жителей муниципального образования не должен превышать 3 месяцев со дня регистрации созданной инициативной группы граждан.

После завершения процедуры сбора подписей среди жителей муниципального образования в поддержку выдвинутой инициативы о проведении местного рефернедума, все собранные необходимые документы подаются для проверки в соответствующую комиссию по проведению местного референдума.

В свою очередь комиссия по проведению местного референдума обязана обычно не озднее 15тидневнего срока со дня подачи инициативной группой граждан всех необходимых материалов и документов рассмотреть указанный вопрос и принять одно из 2 следующих решений:

1. Признать правомочным с точки зрения соблюдения требований действующего законодательства выдвинутую инициативу о проведении местного референдума.

2. Отклонить предложенную инициативу о проведении местного референдума

В случае вынесение ею положительного решения в дальнейшем рассмотрение указанного вопроса по существу передаётся в введенье представительного органа муниципального образования.

Сам представительный орган муниципального образования обычно не позднее чем в 30тидневный срок со дня передачи ему на рассмотрение предложенной инициативы граждан по проведению местного референдума обязан назначить дату и место проведения местного референдума в том числе вопросы выносимые на всеобщее голосование среди жителей муниципального образования.

Общие сроки подготовки и проведения местного референдума как правило должны составлять не ранее чем 2 месяцев и не позднее 3 месяцев со дня принять соответствующего решения о проведении местного референдума представительным органом муниципального образования.

В целях организации и проведения местного референдума создаются соответствующие участковые комиссии по проведению местного референдума.

Согласно действующему законодательству регулирующие вопросы референдарного процесса запрещается на местный референдум выносить такого рода вопросы местного значения:

1. Вопрос о досрочном прекращении или продлении полномочий депутатов представительного органа муниципального образования и выборных должностных лиц МСУ, а также принятие решения о самороспуске выборных органов МСУ

2. Вопросы касающиеся утверждения местного бюджета и отчёта о его исполнение, Установление местных налогов и сборов, регулирование порядка распоряжения и управления муниципальным имуществом

3. Принятие решение об обеспечении охраны общественного порядка, реагирование на возникающие ЧС и иные меры обеспечении безопасности, здоровья и нравстеснности граждан

4. Вопрос о принятии устава муниципального образования, изменения границ муниципального образования и иных вопросов если они входят в компетенцию органов гос власти

Право участоввать в проведении местного ерферендума по действующему законодательству принадлежит каждому житьелю муницип образования если он обладает актвиным избираетльным правом и достиг ко дню проведения местного референдума 18тилетнего возраста.

Списки граждан участвующие в проведнии всеобщего голосавния составляетсч по каждому участку референдума соотвествующими комиссиями на основании поданных сведений по численности проживающих участников местного референдму главной местной администрации.

Сами участки по прловеднию местного референдума должны быть образованны представительным органом муниципального образования не позднее чем за 45 дней до дня проведения всеобщего голосования в бюллетенях предложенных для голосования участникам местного референдума должны содержаться вопросы сформулированы в однозначной форме в виде вариантов ответов на поставленные вопросы да или нет.

В случаях и порядке установленном местным законодательством допускается возможность проведения досрочного голосования если участник провдеения местного референдума не имеет возможности проголосвать в день проведения местного референдума.

Референдум считается состоявшимся если в нём приняло участие не менее половины от числа жителей внесённых в списки участников провдеения местного реферндума а само решение считается принятым при условии если за него проголосовало более половины от числа граждан проголосовавших в местном референдуме.

В том случае если ни один из предложенных вариантов, вопросов, предложенных на местный референдум либо вынесенный м/п акт. Не получил необходимого одобрения со стороны участников местного референдума. То в таких случаях очередной местный референдум может быть назначен не ранее чем через год со дня принятия решения по предыдущему местному референдуму.

Решение принятое в результате проведения местного референдума подлежит официальному опубликованию в течении 7мидневнего срока в местных СМИ со дня проведения процедуры всеобщего голосования. По общему правилу считается что решение принято на местном референдуме обладает высшей юр силой не нуждается в подтверждении со стороны органов МСУ и действует непосредствен прямо.

Только в случаях и в порядке установленных законом решение принятое на местном референдуме может быть отменено путём принятия соответствующего решения на новом референдуме либо признан недействительным в судебном порядке

Местный референдум

Понятие и предмет местного референдума

Местный референдум относится к ведущим формам осуществления местного самоуправления, а право граждан на участие в нем имеет прямое конституционное закрепление (ч. 2 ст. 32, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).

Местный референдум – это прямое голосование по наиболее важным вопросам местного значения, которое проводится среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

Характеризуя местный референдум как ведущую форму осуществления местного самоуправления и высшую форму непосредственного осуществления народом своей власти, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой в конституционном механизме народовластия средствами волеобразования и волеизъявления народа являются институты не только непосредственной, но и представительной демократии, а потому референдум, обеспечивающий непосредственное участие граждан в управлении делами государства и открытость процессов принятия политических решений, легитимируемых волей народа, не может подменять органы народного представительства (Постановление от 21 марта 2007 г. № 3-П). Нс может местный референдум использоваться и как противовес иным формам прямой демократии, включая муниципальные выборы. Как указал в другом своем решении Конституционный Суд РФ, провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя право граждан РФ на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция РФ исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга; последовательность их перечисления в ст. 3 Конституции РФ (референдум – свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов ст. 32 Конституции РФ, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем – право участвовать в референдуме.

Правовая регламентация института местного референдума (как и других институтов местного самоуправления) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Очевидно, что применительно к местному референдуму распределение правотворческих полномочий «по вертикали» (Федерация – субъект Федерации – муниципальное образование) должно выглядеть таким образом, что на федеральном уровне оправданным является закрепление общих принципов организации и проведения местного референдума, а более детальная регламентация – это компетенция субъектов РФ. Реально же сложилось достаточно детальное правовое регулирование как местного референдума, так и муниципальных выборов на уровне федерального законодательства. Это прежде всего Закон об основных гарантиях избирательных прав. Неслучайно в нем (ч. 5 ст. 11) указано, что если закон субъекта РФ о местном референдуме отсутствует либо положение (положения) закона субъекта РФ не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, референдум соответствующего уровня проводится на основе данного федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента РФ. Это существенным образом отличается от ранее существовавшего подхода, когда Федеральным законом № 154-ФЗ предполагалось, что если законы субъектов РФ еще не приняты, соответствующие вопросы могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом № 154-ФЗ (ч. 1 ст. 57). Действующий же Федеральный закон № 131-ФЗ не закрепляет право опережающего муниципального нормативно-правового регулирования в его соотношении с региональным, ориентируя как в данном, так и других случаях на необходимость применения норм федерального законодательства.

Местный референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Всеобщность волеизъявления означает, что все граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия, вправе участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации, могут участвовать также иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, но лишь в том случае, если эго предусмотрено международным договором РФ. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Равное волеизъявление предполагает, что, во-первых, граждане участвуют в референдуме на равных основаниях и, во-вторых, имеют одинаковое число голосов равного веса. Прямой характер волеизъявления означает, что граждане голосуют на местном референдуме за вынесенные на референдум вопросы или против них лично, непосредственно.

Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Пространственной сферой реализации местного референдума непременно должна быть вся территория муниципального образования, референдумы на части территории муниципального образования (например, в районе в городе) не допускаются. В пользу данного тезиса можно привести следующие аргументы: во-первых, местный референдум проводится по вопросам, затрагивающим интересы всего населения муниципального образования; во-вторых, местный референдум является формой непосредственной демократии обязательного характера, т.е. его решение нс требует утверждения, а результаты являются обязательными для всех граждан, проживающих или просто находящихся на территории муниципального образования.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Как указал Конституционный Суд РФ, из права на участие в референдуме, как оно установлено ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, не следует, что данное право может быть реализовано без учета проведенного Конституцией РФ (ч. 3 ст. 11, ст. 71, 72, 73 и 76) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству РФ и законодательству соответствующего субъекта РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Каждый вопрос должен формулироваться таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Принятие органами и должностными лицами местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по этому же вопросу.

При этом на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

  • а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов. Данное ограничение, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10 июня 1998 г. № 17-П, обусловлено тем, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции РФ, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и, как следствие, к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти;
  • б) о персональном составе органов местного самоуправления;
  • в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
  • г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования. По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 21 марта 2007 г. № 3-П, данный запрет касается вопросов, связанных с собственно бюджетными обязательными муниципального образования, и не исключает вынесения на местный референдум вопросов, ответы на которые могут повлечь изменение расходных обязательств муниципального образования, учитываемых при формировании расходов местного бюджета и принятии расходных обязательств, за пределами срока действия решения о местном бюджете;
  • д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Одновременно федеральным законом и уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

Референдум не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России, либо на территории (ее части), на которой предполагается проводить референдум, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Что касается региональною правовою регулирования, то в большинстве субъектов РФ (в 66 из 83) приняты специальные законы о местном референдуме. В других субъектах порядок и условия проведения местного референдума определяются нормами избирательных кодексов (например, в Белгородской и Владимирской областях) либо некодифицированного избирательного законодательства.

На муниципальном уровне, в частности, в уставах муниципальных образований, как это прямо предусмотрено в п. 3 ч. 1 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ, должны определяться «формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения», в том числе, соответственно, правила, касающиеся местного референдума. В значительной мере такого рода местные нормы дублируют, воспроизводят положения федерального и регионального законодательства. В ряде муниципальных образований приняты также специальные акты – положения муниципальных образований о местном референдуме.

С учетом нынешнего уровня (полноты) урегулированности соответствующих вопросов федеральным законодателем законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований должны конкретизироваться условия и порядок проведения отдельных видов местных референдумов: а) обязательных (с вынесением на них тех вопросов местного значения, которые не могут быть решены иным способом); б) факультативных (по вопросам, которые могут решаться и представительным органом самоуправления). Из Конституции РФ следует, что, по крайней мере, два вопроса требуют непосредственного волеизъявления населения: 1) определение структуры органов местного самоуправления, что, как указывается в ч. 1 ст. 131, решается населением самостоятельно; 2) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ч. 2 ст. 131). Правда, форма и порядок осуществления волеизъявления соответствующей статьей Конституции не устанавливаются. На уровне же федерального законодательства соответствующий вопрос получил определенную регламентацию лишь применительно к изменению границ муниципального образования. Причем Федеральный закон № 131-ФЗ исходит из того, что в данном случае имеет место относительно самостоятельный институт непосредственного осуществления населением местного самоуправления – голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (ст. 12, 24), который получает нормативное правовое закрепление наряду с институтом местного референдума (ст. 22). Такой подход не противоречит практике Конституционного Суда РФ, который в своих решениях, как известно, определял именно референдум в качестве адекватной формы учета мнения населения для ряда конституционно-правовых ситуаций, связанных с муниципальнотерриториальными изменениями. Ведь в этой правовой позиции речь идет о характере и юридическом значении участия населения в решении соответствующего вопроса, а не о том, является ли изменение границ муниципального образования вопросом местного значения или предметом ведения органов государственной власти.

  • См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П.
  • См.: Лукашов Л. А., Подсумкова А. А. Словарь основных понятий и терминов по местному самоуправлению. Саратов, 1999. С. 75.
  • См.: Определения Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. № 601-О-О и № 602-О-О.
  • См.: гл. 14 Избирательного кодекса Белгородской области от 1 апреля 2005 г. «Референдум Белгородской области, местный референдум» (Белгородские известия. 2005.16 аир.); гл. 14 Избирательного кодекса Владимирской области от 13 февраля 2003 г. «Организация и проведение референдумов на территории Владимирской области» (Владимирские ведомости. 2003. 18 марта).
  • См., например: Положение городского округа Дзержинский Московской области от 24 января 2007 г. №2/1-ПД «О местном референдуме на территории муниципального образования «городской округ Дзержинский» // Угрешские вести. 2007. 15 февр.; решение Кызылского городского хурала представителей от 28 марта 2006 г. № 136 «Об утверждении Положения о местном референдуме городского округа “город Кызыл Республики Тыва”» // Вести Кызыла. 2006. 6–13 апр.; решение Думы Ангарского муниципального образования от 21 декабря 2005 г. №16-02РД «Об утверждении Положения о порядке совместного выдвижения инициативы проведения местного референдума Думой и мэром Ангарского муниципального образования» // Вся неделя. Ангарск. 2006. 19 янв.
  • См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 янпаря 1997 г. № 1-П; Определения от 13 июля 2000 г. № 195-0; от 10 июля 2003 г. № 289-0; от 3 октября 2006 г. № 469-0; от 15 мая 2007 г. № 344-О-П.

Местный референдум: понятие, правовое регулирование, порядок назначения и проведения.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 15

Местный референдум -форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан место жительства к-рых расположено в границах муницип образования и обладающих правом на участие в местном референдуме.

Процедура включает следующие стадии: инициирование про­ведения голосования; назначение голосования; подготовка к проведению голосования; проведение агитаци­онной кампании; голосование и определение результатов голосования

Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, феде­ральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих б его прове­дении граждан.

Оформленное в виде правового акта решение, принятое на местном референдуме (наряду с уставом муниципального образования, решени­ем, принятым на сходе граждан) является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Реше­ние, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении ка­кими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Та­ким образом, местный референдум является способом непосредствен­ного решения населением наиболее важных для муниципальных обра­зований вопросов.

На местный референдум может быть вынесен вопрос (вопросы) местного значения, проект нормативного правового акта по вопросам местного значения. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального обра­зования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. на местный референдум не могуг быть вынесены следую­щие вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в ор­ганы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должност­ных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и осво­бождение от должности;

г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоро­вья и безопасности населения. Местный референдум проводится на основе демократических принци- пов, закрепляемых Конституцией РФ3 федеральными законами и при­званных обеспечить выявление свободно выраженной воли участников референдума. Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это участие является свободным и добровольным: никто не вправе ока­зывать воздействие на участника местного референдума с целыо прину­дить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятство­вать его свободному волеизъявлению.

Решение о назначении местного референдума принимается представи­тельным органом муниципального образования по инициативе:

а) выдвинутой гражданами, имеющими право на участие в местном референдуме;

б) выдвинутой избирательными объединениями, иными общест­венными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом; в) представительного органа и главы местной администрации, вы­двинутой ими совместно,

Для выдвижения инициативы проведения референдума и сборапод- писей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется ини­циативная группа по проведению референдума. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем рефе­рендуме, вправе образовать такую группу в количестве не менее 10 чело­век, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения ини­циативы проведения местного референдума.

16. Муниципальные выборы: понятие, виды, правовое регули­рование, порядок назначения и проведения.

Муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявления жите­лей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Кон­ст РФ, законами субъектов Федерации и уставами муницип образовании в целях формирования выборных органов МСУ и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц МСУ, Муниципальные выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки} обеспечивающие соблюдение сроков полномочий вы­борных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Вьщеляют следующие виды муниципальных выборов: а) основные выборы* которые можно подразделить на очередные и досрочные выбо­ры; б) повторные выборы; в) дополнительные выборы.

Очередные муниципальные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправ­ления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправле­ния определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет,

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц мест­ного самоуправления.

Повторные муниципальные выборы проводятся в том случае, если ос­новные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) из­бирательному округу не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выбор­ного должностного лица> а также в других установленных законом слу­чаях.

Дополнительные муниципальные выборы назначаются в одномандат­ном избирательном округе в случае досрочного прекращения полно­мочий депутата, избранного по указанному избирательному округу, а в определенных случаях — и в многомандатном округе. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.Решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосовании. Решение о назначении выборов подлежит офици­альному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных муниципальных выборов указанные сроки, а также сроки осуществле- кия иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Фе­деральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истека­ют сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных ор­ганов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федераль­ным законом, В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные муниципальные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Го­лосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, надень, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комис­сии. Избирательная комиссия муниципального образования, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, является муниципальным органом и не входит в структуру органов мест­ного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального об­разования формируется в количестве 5-11 членов с правом решающего голоса.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

17.Обращения граждан в органы МСУ и другие формы непосредственного осуществления населением ме­стного самоуправления и участия в его осуществлении.

Важное значение в реализации права граждан участвовать МСУ имеет закрепленное в ст. 33 К РФ и право граждан обращаться лично, а та-кже направлять индивидуальные и коллектив-ные обращения в органы МСУ.

Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в ор­ганы МСУ закрепляет ФЗ 2003 г Об общих принципах, организации МСУ в РФ» (ст. 32). Порядок рассмотрения обращений граждан в органы МСУ определяется федер законами, законами субъек­тов Федерации ,а также уставами муницип образований и иными НПА органов МСУ. Под обращениями принято понимать изложенные в устной или пись­менной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том чис­ле коллективные обращения граждан.

Предложение -обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав, но направленное на улучшение организации и деятельности органов МСУ, предприятий, организаций и учреж­дений вне зависимости от организационно-правовых форм в решении вопросов экономической, социально-культурной и других сфер мест­ной жизни.

Заявление — обращение гражданина по поводу реализации принад­лежащих ему прав, зак-репленных К РФ, иными законами РФ, законами субъектов Федерации.

Жалоба — обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), ре­шениями органов МСУ, их должностными и вы­борными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общест­венных объединений.

Ходатайство -письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с пред­ставлением документов, их подтвержда-ющих.

Коллективное обращение — обращение двух или более граждан в письменном виде, содер-жащее частный интерес, либо обращение, при-нятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный хар-р. Органы и должностные лица МСУ обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение 1 месяца со дня их поступления и регистрации. Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, должны разрешаться безотлагательно в сокращенные сроки, установ­ленные законодательством, устава-ми муницип образований и иными НПА органов МСУ.

Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа МСУ или должностного лица, к-рым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, а также Ф И О обращаю­щихся, дату и личные подписи. В обращении указываются также адреса граждан, обращающихся в органы МСУ, их кон­тактные телефоны. Анонимные обращения не подлежат рассмотрению. Устные обращения рассма-триваются в тех случаях, когда изложен­ные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. На устные обращения, как правило, дается ответ в устной форме. Сведения, к-рые становятся известными органам МСУ при рассмотрении обращений граждан, не могут быть ис­пользованы во вред им. Без согласия граждан данные сведения, если они касаются их частной жизни, не могут быть использованы и распростра­нены.

Руководители органов МСУ, должностные ли­ца МСУ обязаны обеспечить необходимые условия для рассмотрения обращений граждан, их личного приема. В случае не­обходимости должны быть истребованы нужные документы, организо­ваны проверки на местах. Прием граждан должен осуществляться в установлен-ное и удобное для посетителей время в органи-зуемых для этих це­лей приемных.Законами субъектов Федерации устанавливается административная ответств-ть за нарушение сроков и порядка ответов на обращения граждан в органы МСУ и к должностным лицам МСУ.

Преследование гражданина за содержащуюся в обращении критику влечет ответств-ть вино-вных должностных лиц в соответствии с за­ко-нодательством РФ. Обращение граждан позво-ляет им участвовать в определении задач и направлений деятельности органов МСУ, в кон­троле за деятельностью муницип органов. Они служат важней­шим источником информации, необходимой органам МСУ для принятия решений, отвечающих интересам населения.

Наряду с рассмотренными формами непосредственного осуществ­ления населением МСУ и участия населения в осуществлении МСУ граждане вправе участвовать в осуществлении МСУ и в иных формах, не противоре­чащих

К РФ, фед законам, законам субъектов Фе­де-рации. ФЗ предусматривает, что непосредстве-нное осуще­ствление населением МСУ и учас-тие населения в осуществлении МСУосновываются на принци­пах законности и добровольности. Гос органы и их должностные лица, органы и должно­стные лица МСУ обязаны соде-йствовать населе­нию в непосредственном осуществлении МСУ.

Сходы граждан

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Понятие и значение местного референдума

  1. I. Назначение, классификация, устройство и принцип действия машины.
  2. I. Общее понятие модернизма
  3. Wadmerger: назначение звуков wad-файлам и объектам
  4. Административное правонарушение: понятие и признаки, правовая основа№9
  5. Административные взыскания: понятие, перечень и наложения
  6. Активы организации, их назначение и использование.
  7. Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  8. Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  9. Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  10. Аппарат государства. Понятие органа аппарата государства.
  11. Атмосфера. Её значение для человека.
  12. Белки плазмы крови и их функциональное значение

Вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именует городское, сельское поселение, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, муниципальным образованием. Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления.

Вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, можно условно разделить на пять основных групп:

1 Организация местного самоуправления на соответствующей территории и его правовое закрепление в уставе и иных нормативных правовых актах муниципального образования – принятие и изменение уставов муниципальных образований, установление норм, обязательных к исполнению на территории муниципального образования, в том числе введение налогов, регулирование социально-экономического развития муниципального образования, установление порядка природопользования и т.д.;

2 Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, обеспечение социально-экономического развития муниципального образования – от имени населения органы муниципального образования осуществляют права собственника в отношении: средств местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, имущества органов местного самоуправления, муниципальных земель и других природных ресурсов, находящихся в муниципальной собственности, муниципальных предприятий и организаций, муниципальных банков, других финансово-кредитных организаций, муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, другого движимого и недвижимого имущества;

3 Организация, содержание и развитие муниципальных служб, предприятий и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах;

4 Осуществление международных связей, направленных на решение вопросов местного значения в пределах своей компетенции;

5 Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов, действующих на территории муниципального образования, за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления — организация и осуществление контроля представительного органа местного самоуправления за деятельностью исполнительно-распорядительных органов и должностных лиц, внутренний контроль в исполнительно-распорядительной сфере, контроль со стороны населения.

Понятие и значение местного референдума

Местный референдум — утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения.

Статья 22. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения, на всей территории муниципального образования.

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

* Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (представительный орган состоит из депутатов)

3Перечень оснований отказа в проведении местного референдума

Избирательная комиссия (комиссия референдума) проверяет соблюдение требований федерального конституционного закона, федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей и принимает по результатам проверки постановление. В случае нарушения указанных требований избирательная комиссия (комиссия референдума) выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.

Основаниями для отказа в проведении местного референдума являются:

1) предоставление не всех документов, требуемых по закону для назначения референдума;

2) установление в ходе проверки недостаточного числа достоверных подписей участников референдума;

3) выявление более 10% подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен;

4) установление более 10% недостоверных и (или) недействительных подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. В частности, это не является основанием для отказа в назначении референдума в случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, а достоверных подписей достаточно для назначения референдума;

5) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума (за исключением случаев, когда в соответствии с законом создание фонда референдума не обязательно). Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;

6) использование инициативной группой по проведению референдума, помимо средств фонда референдума, иных денежных средств, составляющих более 5% от установленного законом предельного размера расходования средств фонда референдума;

7) превышение инициативной группой по проведению референдума более чем на 5% установленного законом предельного размера расходования средств фонда референдума;

8) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ;

9) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения.

Перечень оснований отказа в проведении референдума является исчерпывающим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *