Транспортный тариф

Транспортные тарифы и их виды

План

1. Транспортная логистика

2. Транспортные тарифы

1. Транспортная логистика

Транспортная логистика — это область интеллектуального труда специалистов по расчету оптимального пути следования грузов. Грамотная транспортная логистика учитывает множество факторов для выбора наиболее выгодного маршрута.

Прежде всего, она рассматривает продолжительность пути. Полагаясь на расчеты, которые транспортная логистика и специалисты, ей занимающиеся, предоставляют, можно выбрать оптимальный путь, по которому быстрее всего будет доставлен Ваш груз в точку назначения. Также учитывается такой параметр, как экономичность выбираемого маршрута. Для этого специалисты, которые занимаются транспортной логистикой, постоянно обновляют в своих базах данных информацию о состоянии ведущих дорог и трасс. Эффективно работает только в том случае, если профессионалы, проводящие этот комплексный процесс в соответствии со всеми правилами, постоянно следят за состояние дорог в основных направлениях следования транспорта.

Также транспортная логистика рассчитывает путь, в зависимости от предполагаемого транспортного средства, его габаритов, скорости и маневренности.

Транспортная логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:

1. процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;

2. контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий;

3. предоставление соответствующей информации грузовладельцам

4. единых систем планирования.

К задачам транспортной логистики относят также:

1. создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

2. обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

3. совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

4. выбор вида транспортного средства;

5. выбор типа транспортного средства;

6. определение рациональных маршрутов доставки и др.

2. Транспортные тарифы

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

1. платы, взыскиваемые за перевозку грузов;

2. сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

3. правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

1. транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

2. покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.

Одним из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Украины испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области пере возок небольших партий грузов так называемых мелких малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных та рифов.

Умелым регулированием уровня тарифных ставок раз личных сборов можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов.

Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

1. Общие тарифы — это основной вид тарифов. С ее помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

2. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти та рифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы.

Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

3. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

4. Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также за ряд других операций.

Перечислим основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге.

1. Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной — весом до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой отправкой — весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.

2. Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

3. Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние — в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

4. Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

5. Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

6. Количество перевозимого груза — фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

1. сдельные тарифы на перевозку грузов;

2. тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

3. тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

4. тарифы из покилометрового расчета;

5. тарифы за перегон подвижного состава;

6. договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:

7. расстояние перевозки;

8. масса груза; объемный вес груза, характеризующий возможность автомобиля. По этому показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса;

9. грузоподъемность автомобиля;

10. общий пробег;

11. время использования автомобиля;

12. тип автомобиля;

13. район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.

Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам. Коррективы в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поясных поправочных коэффициентов.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке, Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка’ и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

7. Понятие транспортных тарифов

Ведущим фактором, определяющим выбор перевозчика, является стоимость перевозки, а она зависит от тарифа.

Транспортные тарифы применяются на транспорте общего пользования. При использовании ведомственного транспорта возникают затраты, включаемые в себестоимость продукции в виде заработной платы водителей и обслуживающего персонала, амортизация, стоимости ремонтных услуг и некоторых других составляющих.

Тариф включает:

  1. Плату за перевозку грузов (пассажиров).

  2. Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов (охрана, сопровождение, страхование).

При определении размера тарифа необходимо знать правила исчисления платы и сборов на различных видах транспорта.

Тариф является ценой за услуги транспортных организаций. Он должен обеспечивать транспортному предприятию возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли; для покупателя транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют особенности. На железнодорожном транспорте используются общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие – относятся к перевозке основной массы грузов.

Исключительные – это тарифы, которые устанавливаются с отклонениями от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Обычно они распространяются на конкретные грузы.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливаются на отдельных железных дорогах и действуют лишь в их пределах.

Основные факторы, влияющие на размер платы при перевозке грузов по железной дороге:

  • Скорость перевозки;

  • Вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая (до10т)

  • Расстояние перевозки;

  • Тип вагона, в котором осуществляется перевозка (универсальный вагоны, изотермические, специализированные, цистерны, платформы);

  • Принадлежность вагона или контейнера (кто является собственником);

  • Количество перевозимого груза.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

  • Сдельные тарифы на перевозку грузов;

  • Тарифы на условиях платных автотонно-часов;

  • Тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

  • Тарифы из покилометрового расчета;

  • Тарифы за перегон подвижного состава (от одного пункта до другого);

  • Договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние:

  • расстояние перевозки;

  • масса груза;

  • объемный вес груза, характеризующий возможность использования автомобиля;

  • грузоподъемность автомобиля;

  • общий пробег;

  • время использования автомобиля;

  • тип автомобиля;

  • район, в который осуществляется перевозка.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие услуги определяются пароходствами самостоятельно, но с учетом конъюнктуры рынка. В тариф закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие; предельный уровень рентабельности, установленный законодательством.

На морском транспорте плата за перевозку грузов осуществляется по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется по объявленному тарифу. В том случае, когда перевозка не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, она оплачивается по фрахтовой ставке, устанавливаемой в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка, фрахтовая ставка также зависит от характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

1 Транспортный коридор– это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Включает в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.

2Транспортная цепь– этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде (например, грузовой пакет или контейнер).

3Коносамент (billoflading) – документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение факта принятия груза с обязательством доставить последний в порт назначения. Коносамент выполняет триединую функцию, являясь договором морской перевозки груза (точнее – доказательством наличия и содержания такого договора), выступая ТВ качестве расписки перевозчика в приеме груза (которая обязывает его выдать груз держателю коносамента в целости и сохранности) и играя роль товарораспорядительного документа в качестве титула собственности. В полном объеме все три функции коносамент выполняет в сфере линейного судоходства. В сфере трампового судоходства, где отношения сторон оформляются чартером, функции коносамента, как договора морской перевозки поглощается чартером, а коносамент, выполняющий урезанные функции, превращается в чартерный коносамент, который тем не менее продолжает играть важнейшую роль, наделяя грузополучателя правами стороны в договоре перевозки, когда он не является стороной в чартере.

1.4. Транспортные тарифы и правила их применения

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

– плату, взыскиваемую за перевозку грузов:

– сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

– правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать для транспортного предприятия возмещение эксплутационных расходов и возможность получения прибыли, а для покупателя транспортных услуг – возможность перекрытия транспортных расходов. Как известно, одним из существенных факторов, влияющих на выбор организатора доставки товара, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы.

Существует несколько видов тарифов:

На железнодорожном транспортедля определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы –это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительные тарифы –это тарифы, устанавливаемые с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок и скидок. Они могут быть повышенными и ли пониженными и распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Льготные тарифыприменяются при перевозке грузов для определенной цели, а также грузов самих железных дорог. Местные тарифыустанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размер платы за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Такого рода платежи называются сборамии взыскиваются за выполнение железной дорогой операций по хранению, взвешиванию, проверке груза, подаче или уборке вагонов, дезинсекции вагонов, экспедированию грузов, погрузочно-разгрузочным работам и др.

Основные факторы, от которых зависит перевозка грузов железнодорожным транспортом, – вид отправки. Тип вагона, принадлежность вагона или контейнера, объем перевозимого груза.

Вид отправки.По железной дороге груз можно отправить повагонной, контейнерной, малотоннажной (весом до 25 тонн и объемом до полувагона) и мелкой отправкой (весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона).

Скорость перевозки.По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

Расстояние (километраж) перевозки.Провозная плата может взиматься за расстояние (при перевозках грузовой или большой скоростью) либо за действительно пройденное расстояние (в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью).

Тип вагона.По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

Принадлежность вагона или контейнера.Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, а могут быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

Количество перевозимого груза.Фактор, также оказывающий существенное влияние на стоимость перевозки.

Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов на автомобильном транспорте, – сдельные тарифы, тарифы на перевозку грузов на условиях платных тонно-часов, тарифы за повременное пользование грузовыми или легковыми автомобилями, тарифы на перевозку из покилометрового расчета, тарифы на перегон подвижного состава, договорные тарифы.

На размер тарифной платы на автомобильном транспорте оказывают влияние следующие факторы: расстояние перевозки, масса груза, объем и вес груза, грузоподъемность автомобиля, общий пробег, тип автомобиля, район, в котором осуществляется перевозка. Каждый тариф на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а некоторые из них, наиболее существенные в данных условиях перевозки. Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам.

Основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов речным транспортом, – тарифы на перевозку грузов и сборы за перегрузочные работы,связанные с перевозками. Они определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, где пароходство выступает как транспортная организация. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.

Оплата за перевозку грузов на морском транспорте осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.

Для расчета доставки груза применяются следующие формулы:

Железнодорожный: Тж. = tН.К. + L/VЖН + tЖ.ДОП.

Морской: Тм = L/VKOM

Речной: Tр = TО + L/VPH + tР.ДОП

Автомобильный: Та = tH.K. + L/VЭК

В приведенных формулах встречаются такие символы:

TН.К. – время на начально-конечные операции, сутки (час);

L – расстояние перевозки, км (миль);

VЖН, VРН – норма пробега вагона или судна в сутки;

VЖ.ДОП., VР.ДОП – время на дополнительные операции на железнодорожном и речном транспорте, сутки;

VКОМ – коммерческая скорость, миль/сутки;

ТО – время на накопление, формирование и отправление грузов, сутки;

VЭК – эксплуатационная скорость, км/час

Коммерческая скорость определяется по формуле:

Где VСУТ – эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/сутки;

? – коэффициент использования грузоподъемности;

Dг – грузоподъемность судна, т;

М – средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сутки;

tМДОП – время на дополнительные операции на морском транспорте.

Для проведения стратегических прогнозов требуется достоверная информация о вероятном будущем развитии перевозок, к которому эти решения относятся. Эта информация должна быть получена в заданные сроки при конкретных условиях. Необходимо выбирать в каждом конкретном случае оптимальный вариант прогнозирования и научно-обоснованные методы планирования перевозок продукции производственно-технического назначения с предприятий оптовой торговли. Для обоснования объема перевозок с предприятий оптовой торговли используется расчет удельного показателя объема перевозок, отнесенного к 1 млн. руб. товарооборота. Удельный показатель объема перевозок, который приходится на 1 млн. руб. товарооборота склада, определяется по формуле:

Где Нгр – удельный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота склада;

Нр – расчетный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота;

Уп, Ур – соответственно плановый и расчетный уровни механизации погрузочно-разгрузочных работ;

Мп, Мр – соответственно плановый и расчетный показатели доли децентрализованных перевозок.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *