Методика проведения лекции

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ

МВД Российской Федерации
Всероссийский институт повышения квалификации
работников МВД России
А.В. Трофимов, Ю.П. Груненков

Методические рекомендации
Домодедово — 2004
ББК 74.58
Т 76
Трофимов А.В. Подготовка и проведение лекции: методические рекомендации / А. В. Трофимов, Ю. П. Груненков. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. — 23 с.
В работе раскрывается систематизированный подход к подготовке и проведению лекции со слушателями системы дополнительного профессионального образования МВД России. Особое место в методических рекомендациях отведено таким моментам, как методика подготовки текста лекции, методам активизации внимания слушателей, а также психолого-педагогическим основам применения визуальных средств в учебном процессе.
Методические рекомендации адресованы, в первую очередь, начинающим преподавателям учебных заведений системы дополнительного образования МВД России.
Рецензенты:
В.П. Новиков – кандидат педагогических наук, доцент;
Г.А. Минаев — доктор технических наук, профессор.
ISBN 5–9552–0061-4
© Всероссийский институт повышения квалификации МВД России, 2004

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях образовательные учреждения дополнительного, профессионального образования предпринимают немало усилий для того, чтобы учебно-воспитательный процесс стал более динамичным и интенсивным.

В настоящее время в учебный процесс все шире внедряются такие формы обучения как упражнения, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, учения. Тем самым все меньше и меньше учебного времени в учебно-тематических планах повышения квалификации отводится традиционным «консервативным» лекциям. Проведение учебного занятия, то есть непосредственный контакт и взаимодействие с аудиторией является главной и решающей фазой работы преподавателя. Для подготовки к встрече со слушателями преподаватель, зачастую, проводит большую подготовительную работу. На подготовку лекции затрачивается масса труда и усилий. И если, допустим, журналист, поставив последнюю точку, справедливо считает свою миссию законченной, то преподаватель творит дважды: за письменным столом и перед лицом аудитории. И если, допустим, журналист, поставив последнюю точку, справедливо считает свою миссию законченной, то преподаватель творит дважды: за письменным столом и перед лицом аудитории. Причем, следует отметить, что даже для опытного преподавателя в каждой встрече с аудиторией всегда есть что-то новое, неожиданное. Поэтому надо всегда помнить, что как бы хорошо ни была подготовлена лекция (групповое занятие), как бы тщательно не были подобраны аргументы и отработан текст, плохая ораторская техника и неумение управлять аудиторией могут резко снизить качество проведения занятия. Здесь уместно напомнить слова Ф. Энгельса о том, что «личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает».

К. Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. 3-е М:, Искусство, 1976, с.24.

Если все этапы подготовки к проведению занятия являются своего рода алгоритмом работы преподавателя, то само проведение занятия является проверкой и корректировкой этого алгоритма в процессе встречи с аудиторией. Опытный преподаватель строит любое занятие в неразрывном единстве содержания и замысла выступления, навыков произнесения речи и управления аудиторией. У начинающего преподавателя такие навыки еще не выработаны, и поэтому в пособии рассмотрен сложный и разнообразный комплекс рекомендованных педагогических приемов, направленных на совершенствование мастерства преподавателей.

1. ЛЕКЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Лекция – это ведущая форма группового обучения. Ведущей она является потому, что именно с нее начинается изучение каждой новой дисциплины, темы. И только после лекции следуют другие, подчиненные ей формы обучения: семинары, практические занятия и т. д.

Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы учебной дисциплины и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления. В целом можно сказать, что лекции как форме и методу обучения присущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможности и достоинства в учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.

Познавательная функция выражается в понимании слушателями основ науки, научно обоснованных путей решения практических задач. Лекция призвана дать им взаимосвязанное, доказательное и отчетливое представление о самых сложных моментах в практической деятельности специалистов. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, продиктованных лектором, является главным в познавательной функции.

Кроме того, следует помнить, что познавательная функция всякой лекции связана и с тем, что в живой разговорной речи самые сложные вопросы разъяснить и понять легче, чем тогда, когда они изложены письменно. Значит одно из основных достоинств лекции – это передача учебного материала не беззвучными строками текста, а конкретным человеком – преподавателем.

Лекция достигает цели, если помимо сообщения информации она выполняет развивающую функцию, то есть по содержанию и форме она ориентирована не на память, а на мышление обучаемых, призвана не только преподнести им знания, но и научить их самостоятельно мыслить. Именно такие предпосылки содержит лекция, подготовленная на высоком профессиональном уровне. В повседневном и интенсивном упражнении в научном мышлении и заключается главная ценность лекции.

Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от грамотно подобранного и составленного содержания лекции и методики его изложения. Логичное, доказательное расположение материала, Стремление лектора не просто изложить голые факты, а логично расположить материал, доказать его истинность, привести к обоснованным выводам, научить слушателей думать, искать ответы на возникающие вопросы и рассматривать приемы такого поиска – все это отличительные черты лекции, выполняющей в полной мере развивающую функцию.

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой как в процессе лекции, так и во внеурочное время. Эта функция сознательно усиливается проведением семинаров и практических занятий. В данном случае лектор рекомендует литературу, обращает внимание слушателей на то, что необходимо изучить и с чем сопоставить. Полученные в ходе лекции выводы и результаты служат основой при самостоятельной проработке рекомендованной литературы.

Несомненно, лекция требует высокого профессионализма и педагогического мастерства преподавателя. Поэтому чтение лекций поручают наиболее опытным преподавателям, как правило, начальникам (заведующим) кафедры (цикла), профессорам, доцентам и наиболее опытным старшим преподавателям.

1.1. ВИДЫ ЛЕКЦИЙ

Современная дидактика рассматривает лекцию как развивающуюся форму обучения, то есть методика ее чтения должна меняться, исходя из целей, определяющих необходимый уровень усвоения программного материала. Обобщенный передовой педагогический опыт позволяет выделить наиболее встречающиеся разновидности лекций, каждой их которых присущи свои методы чтения.

Вводная лекция читается, как правило, в начале курса (дисциплины) с целью ориентации на его (ее) изучения. В данном случае раскрываются цели, задачи, структура курса (дисциплины), ее место в общей образовательной программе.

Основным методом чтения вводной лекции является популярное, как правило, монологическое изложение учебного материала, ориентирующее на предстоящее изучение учебной дисциплины с постановкой преподавателем отдельных проблем и путей их решения. Особенность данной лекции состоит в том, что в ней лектор должен стремиться раскрыть суть изучаемого курса (дисциплины). В основе своей лекция призвана дать знания на уровне общего представления о содержании дисциплины.

Цель установочной лекции – дать общие или конкретные установки на самостоятельное овладение программным материалом той или иной дисциплины. Наиболее распространенными методами чтения лекции являются метод объяснения с иллюстрацией и репродуктивный метод изложения материала. Возможно также применение и проблемного метода чтения лекций, если слушатели готовы воспринимать поставленные задачи для последующего их решения методом самостоятельной работы.

Лекция-беседа (дискуссия) объединяет два понятия: лекция как форма изложения материала и беседа как метод общения со слушателями. Для лекции-беседы характерны эмоциональность и доверительный тон лектора, которые активизируют внимание слушателей и вовлекают их в совместные размышления над решением проблем. Данным лекциям присуща моментальная обратная связь, то есть сама методика подачи материала преподавателем должна побуждать слушателей к доверительной беседе. Лекции-беседы хорошо воспринимаются, если они читаются отдельным учебным группам, а не потокам в целом.

Основным методом изложения учебного материала в данном случае является беседа, в ходе которой преподаватель вовлекает слушателей в диалог.

Итоговая лекция, как правило, завершает изучение курса (дисциплины) и на основе полученных знаний определяет ее место в общей образовательной программе. Вместе с тем она ориентирует на дальнейшее углубленное самостоятельное изучение материала для своего теоретического развития и совершенствования профессиональных качеств. Этот вид лекций, в зависимости от наполняемости аудитории, преподаватели могут читать различными методами: академическим, проблемным или методом беседы (дискуссии).

1.2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЛЕКЦИИ

При анализе методики подготовки лекции особое внимание следует обращать на решение следующих организационно-методических вопросов:

1. Определение основной цели лекции, ее главной идеи. Она (цель) задается требованиями учебной программы, местом лекции в изучаемом курсе (дисциплин) и самим названием. Цель и содержание лекции, даже при одной и той же формулировке темы, могут и должны различаться при чтении слушателям разного уровня обучения: первоначальная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и др. Поэтому целесообразно начинать подготовку лекции с постановки перед собой вопроса о том, для какой категории слушателей необходима данная лекция и какой конкретно материал необходимо вложить в ее текст. Ответив на поставленные вопросы, преподаватель конкретизирует содержание лекции.

2. Уточнение объема материала, входящего в содержание лекции.

Практика показывает, что у преподавателя, готовящегося к написанию текста лекции, как правило, материала бывает значительно больше значительно больше, чем его можно изложить за отведенное время. Следовательно, надо отобрать самое важное для достижения поставленной цели. В этом случае следует экономить время для раскрытия главного – таково правило наиболее опытных лекторов. Нехватка времени из-за чрезмерного объема материала – частый недостаток многих начинающих преподавателей, которые еще не научились рассчитывать время, необходимое для изложения того или иного вопроса. Здесь им поможет простой методический прием: нужно прочитать вслух подготовленный текст, заметив время, а затем увеличить это время примерно на 20-30%.Как показывает практика, столько времени будет затрачено при чтении лекции в аудитории. Безусловно, при определении объема содержания лекции необходимо ориентироваться на требования учебной программы.

Молодым преподавателям полезно вслух прочитать лекцию, записать ее на магнитофон (видеомагнитофон), а затем детально ее проанализировать с более опытным лектором.

3. Детальная проработка структуры лекции способствует уточнению содержания, его лучшему подчинению главной цели и выполнению основных требований. Практика показывает, что опытные преподаватели не ограничивают проработку структуры определением основных вопросов, а продумывают их структуру. Каждый вопрос они разбивают на подвопросы и формулируют название последних. Это обеспечивает более строгое подчинение материала теме и цели лекции, позволяет лучше отобрать материал и логичнее его расположить.

4. Написание текста лекции.

По любой теме в фонде кафедры целесообразно иметь полный текст лекции. При ее написании преподаватель должен работать над тем, как повысить научность и практическую значимость лекции, реализовать все ее функции, как лучше скомпоновать материал.

После того как написан первый вариант текста лекции, в него вносятся коррективы, продолжается работа над точностью и яркостью фраз и выражений.

Придание тексту наглядности облегчает пользование им, однако нельзя превращать лекцию в чтение текста. Текст лекции должен вести, направлять изложение материала.

5. Специальная подготовка средств наглядности и решение других организационно-методических вопросов – важный элемент в подготовке лекции. Тот факт, что использование в лекции средств наглядности является обязательным, не вызывает сомнений. Тем не менее, часто возникают дискуссии по вопросу об их количестве и характере. По нашему мнению, трудно назвать количественную норму применения средств наглядности, пригодную на все случаи чтения лекции. Практика показывает, что 5-7 обращений лектора к использованию средств изобразительной наглядности бывает вполне достаточно.

6. Непосредственный психологический настрой преподавателя на чтение лекции (более подробно рассматривается в п. 2.1

1.3. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

Всегда следует помнить, что лекция имеет четкую структуру, включающую в себя: введение, основную часть и заключение. В каждом из ее элементов преподавателю следует соблюдать определенные действия и правила поведения, суть которых и определяет методику чтения лекции.

Во введении к числу основных действий преподавателя можно отнести:

1. Объявление темы и плана лекции, указание основной и дополнительной литературы.

2. Разъяснение целей занятия и способов их достижения.

3. Обозначение места лекции в программе и ее связь с другими дисциплинами.

4. Создание рабочей обстановки в аудитории, вызвать у слушателей интерес к изучаемой теме.

В основной части лекции преподавателю можно рекомендовать следующие методические приемы:

1. Установление контакта с аудиторией.

2. Убежденное и эмоциональное изложение материала.

3. Установление четких временных рамок на изложение материала по намеченному плану.

4. Использование материала лекции как опорного для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.

5. Контроль за грамотностью своей речи (слогообразование, ударение и т.д) и поведением.

6. Наблюдение за аудиторией и поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия.

В заключительной части лекции преподавателю рекомендуется:

1. Подвести итоги сказанного в основной части и сделать выводы по теме.

2. Ответить на вопросы слушателей.

3. Напомнить слушателям о методических указаниях по организации самостоятельной работы.

4. Объявить в аудитории очередную тему занятий и порекомендовать присутствующим ознакомиться с ее основным содержанием.

методика подготовки

Смотреть что такое «методика подготовки» в других словарях:

  • методика аналитического контроля (объекта) — Документированная совокупность операций и правил проведения аналитического контроля конкретных объектов. Примечание Методика аналитического контроля объекта может быть представлена в виде совокупности нескольких документов: методики отбора проб,… … Справочник технического переводчика

  • методика опросная — методики, в ходе применения коих испытуемому задаются устные вопросы, причем его ответы отмечаются и обрабатываются. Хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и допускают достаточно гибкое поведение диагноста. Недостаток… … Большая психологическая энциклопедия

  • Методика трехмерной конформной протонной лучевой терапии — В настоящее время в Медико техническом комплексе ЛЯП ОИЯИ проводятся регулярные сеансы протонной терапии онкологических и некоторых других заболеваний (около 100 пациентов в год). Для облучения новообразований, расположенных вблизи жизненно… … Википедия

  • методика — 3.8 методика: Последовательность операций (действий), выполняемых с использованием инструмента и оборудования для осуществления метода. Примечание Совокупность последовательности реализации операций и правил конкретной деятельности с указанием… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПОДГОТОВКИ БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ МЕТОДИКА — совокупность правил, форм, способов и приемов обучения и воспитания личного состава, слаживания подразделений, частей, соединений и органов управления войсками (силами флота). Определяет порядок организации и проведения занятий и учений по… … Война и мир в терминах и определениях

  • Методика боевой подготовки — учение о методах обучения войск; методика может быть общей, когда рассматриваются способы обучения, присущие всем военным дисциплинам, или частной, например методика тактической или огневой подготовки … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

  • методика спортивной подготовки — sportinio rengimo metodika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sporto pratybų, varžybų ir atsigavimo vyksmo planavimo ir vykdymo metodų sistema, kuria siekiama geriausio sportinio parengtumo. atitikmenys: angl. methods of sports… … Sporto terminų žodynas

  • Методика: Методика определения стоимости строительной продукции по сметно-нормативной базе 2001 года на территории Московской области — Терминология Методика: Методика определения стоимости строительной продукции по сметно нормативной базе 2001 года на территории Московской области: 2.3.9. Ведомость сметной стоимости объектов, работ и затрат по охране окружающей среды… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина — Направлена на выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителя. Она построена в соответствии с разработанной автором структурой педагогического О. В основу методики положены характеристики вербального и невербального … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • методика аналитического контроля (объекта) — 4 методика аналитического контроля (объекта): Документированная совокупность операций и правил проведения аналитического контроля конкретных объектов. Примечание Методика аналитического контроля объекта может быть представлена в виде совокупности … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • МЕТОДИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ «ТЕПЛЫЕ КЛЮЧИ» ЭЙДЕМИЛЛЕРА И ВОВКА — Название «Теплые ключи» (занятия проводились в Теплых Ключах около г. Бишкека) отражает соединение процессов непосредственного переживания и понимания в ходе группового тренинга на основе резонансного взаимодействия двух попеременно… … Психотерапевтическая энциклопедия

Методика подготовки военнослужащих к занятиям

МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ И ИХ ПРОВЕДЕНИЕ.
ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Одним из важнейших показателей боеспособности и боевой готовности войск является уровень их боевой подготовки, особенно полевой выучки и ее основы тактической подготовки. Формирование высоких боевых и морально-психологических и физических качеств личного состава и выработка на этой основе боевого мастерства, способности выполнить любую за-дачу в самых сложных условиях обстановки главная задача обучения и воспитания войск.

Основным условием достижения успеха в тактической подготовке является соблюдение принципа учить войска тому, что необходимо на войне. В ходе тактико-строевых и тактических занятий у личного состава формируется чувство коллективизма, дисциплинированности, вырабатываются четкость, согласованность в действиях, выносливость и другие качества.
Тщательная подготовка к занятиям и проявление творчества со стороны руководителя в ходе их проведения является важнейшими условиями качественной подготовки подразделений для ведения современного боя.

При подготовке к занятиям с офицерами, сержантами и солдатами целесообразно изучить требования боевых уставов и наставлений, содержание и порядок отработки учебных вопросов.
Подготовка занятий включает: личную подготовку руководителя, выбор участка местности, разработку плана про-ведения занятия, подготовку личного состава и материального обеспечения.

Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и учениям. На них отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий подразделений на поле боя.
Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий. Следует руководствоваться правилам: не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный вопрос не переходи к отработке следующего.

Командир отделения, готовясь к занятию, уясняет его тему и содержание, изучает соответствующие теме разделы Боевого устава Сухопутных войск, наставлений, методических пособий и запланированные для отработки на занятии нормативы. Затем на рекогносцировке местности, проводимой под руководством начальника заставы (командира взвода) он уточняет учебные вопросы, места и порядок их отработки, время на отработку каждого учебного вопроса и порядок обо-значения действий противника. После рекогносцировки на основании указаний, полученных от начальника заставы, командир отделения составляет и представляет на утверждение план проведения занятия.

Начальник отделения при подготовке к тактическому занятию уясняет тему и содержание занятия, определяет учебные цели для всей категорий обучаемых и намечает учебные вопросы. Затем изучает положения уставов, наставлений и руководств, относящиеся к теме предстоящего занятия, создает на схеме (крупномасштабной карте) тактическую обстановку и соответственно этому выбирает и рекогносцирует район занятия.

Район занятия выбирается на учебном поле и прилегающей к нему местности. Местность должна способствовать качественной отработке учебных вопросов тем и обеспечивать наибольшую подготовленность занятия.

Например, для обучения разведке и действиям в походном охранении на марше выбирается такой участок, чтобы на маршруте движения и в стороне от него встречались местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра дозорной машиной: овраги, высоты, лощины с кустарником, перелески, небольшие населенные пункты, «разрушенные» и заболоченные участка дороги, водные преграды, мосты и другие местные предметы.

Для обучения действиям в наступлении участок местности должен обеспечивать скрытное выдвижение заставы на рубеж атаки и развертывание его в боевой порядок, стремительность атаки и маневр с целью выхода во фланг и тыл противника.

На стороне обозначенного противника местность должна быть оборудована траншеями, окопами, ходами сообщения и другими оборонительными сооружениями и инженерными сооружениями, необходимыми по ходу занятия.

При проведении занятий по теме обороны местность должна способствовать скрытному расположению заставы, организации системы огня и хорошему обзору.
Специальные занятия по обучению личного состава преодолению заграждений, разрушений и зараженных участков местности, а также действиям по защите от зажигательных веществ противника, уничтожению его танков, противотанковых средств и низко летящих воздушных целей проводятся на оборудованных для этого участках учебного поля.

Действия противника обозначается радиоуправляемой (электрофицированной) мишенной обстановкой учебной поля, макетами огневых средств и боевой техники, а также различными средствами имитации. Характер действий обозначенного противника должен побуждать обучаемых командиров непрерывно вести разведку противника, раскрывать его замысел, вскрывать огневые средства и принимать соответствующие решения на их уничтожение.

В целях воспитания у личного состава психологической устойчивости и высоких морально-боевых качеств целесообразно так же в ходе занятия транслировать шумовые эффекты боя, записанные на магнитофонной ленте (разрывы снарядов и мин, стрельба из стрелкового оружия, шум моторов танков, бронетранспортеров, самолетов и др.).

Подобрав участок местности для занятия и уточнив тактическую обстановку, начальник заставы (роты) в ходе рекогносцировки определяет порядок отработки учебных вопросов и в соответствии с этим использование оборудования учебного поля. При этом он на местности должен решить: как и чем обозначить противника, где будет в это время обучаемое подразделение и следи, что необходимо сделать по подготовке учебного поля к занятию, рассчитать время, необходимое на отработку учебных вопросов , на разбор и движение к месту занятий и обратно.

После уточнения порядка отработки каждого вопроса на местности руководитель составляет план проведения занятия и представляет его на утверждение. План составляется обычно в рабочей тетради текстуально со схемой действий или на крупномасштабной карте. Он должен быть изложен четко, конкретно, в нем должен быть определены цели, учебные вопросы и последовательность проведения занятия.

В порядке подготовки учебного поля к занятию руководитель дает конкретные указания своему помощнику по обо-значению противника: что, где, когда подготовить, по каким сигналам и какие действия противника обозначить. При необходимости по указанию руководителя помощник по обозначенному противнику совместно с оператором учебного поля проводит дооборудование участка местности: устанавливает мишени, устраивает заграждения и т.д. В ходе занятия связь руководителя с помощником по обозначенному противнику может осуществляться по радио, проводной связи, зрительными сигналами и другими способами.

Потребность в материальном обеспечении занятий руководитель определяет исходя из метода проведения занятия, отрабатываемой темы и учебных вопросов. В качестве средств материального обеспечения могут быть использованы: радиоуправляемые мишени, макеты огневых средств и боевой техники, учебные имитационные гранаты и мины, учебные дымовые и ядовито дымовые гранаты, учебное отравляющее вещество, указки для обозначения разрушений, заграждений, участков заражения местности, проходов (обходов) в заграждениях, учебные и холостые патроны, взрывпакеты, сигнальные и осветительные патроны, сигнальные флажки, средства для проведения частичной специальной обработки.

При проведении занятий ночью дополнительно используются сигнальные фонари, знаки и указатели, хорошо видимые через приборы ночного видения, мишени с имитаторами вспышек выстрелов и другие.
Все средства материального обеспечения должны быть подготовлены к занятию накануне его проведения и расходоваться экономно, исходя из установленных норм.

Подготовка личного состава к занятиям осуществляется в часы самоподготовки. Накануне занятий руководитель (командир взвода, начальник заставы) указывает командирам отделений, какие разделы уставов, наставлений изучить с личным составом. При необходимости руководитель занятия лично готовит солдат и сержантов к предстоящему занятию.

На ящике с песком с помощью условных знаков и макетов огневых средств он изучает с личным составом сторон и боевые порядки взвода (заставы), приемы и способы действий отделения и заставы на поле боя, организацию и тактику действий вероятного противника и другие вопросы, связанные с содержанием темы предстоящего занятия. В качестве наглядных пособий, кроме ящика с песком, используются также различные плакаты, схемы, учебные фильмы и диафильмы.

Старшие командиры, начальники должны оказывать всестороннюю помощь подчиненным, особенно в тех случаях, когда занятия проводят молодые руководители, не имеющие достаточного методического опыта.

Проведение занятий

На тактико-строевые и тактические занятия личный состав выводится в поле в составе взвода (заставы) с положенным оружием и снаряжением. Перед выходом в поле проверяется готовность подразделения к занятию, наличие средств материального обеспечения и знание личным составом правил пользования имитационными средствами.

Занятие может начинаться непосредственно при выходе из расположения части, подразделения или исходного положения. Время на передвижение в исходное положение и возвращение с занятий используется для закрепления ранее изученных вопросов или для отработки отдельных тактических приемов и способов действий, связанных с содержанием те-мы. Например, ведение наблюдения в ходе движения; развертывание заставы в предбоевой и боевой порядок; спешивание с бронетранспортеров в движении и развертывание в цепь; посадка на бронетранспортеры в ходе наступления; действия по вспышке ядерного взрыва; преодоление зараженных участков местности; ведение огня по низко летящим самолетам и вертолетам противника и др.

Метод проведения тактико-строевых и тактических занятий имеет свои особенности.
Тактико-строевые занятия обычно предшествуют тактическим занятиям. Они могут проводится с выходом броне-транспортеров, а так же без них «пеший по-машинному».

При проведении занятий на бронетранспортерах особое внимание уделяется использованию их как маневренных огневых средств для ведения боя. На этих занятиях отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий подразделений в бою и достигается их первоначальное слаживание. Учебные вопросы отрабатываются вначале по элементам (отдельным приемам), из которых складываются действия по учебному вопросу, а затем повторяются в слитном выполнении. Тактическая обстановка создается для отработки каждого учебного вопроса несложной, но вместе с тем поучительной, обеспечивающей наглядность в обучении и качественную отработку учебных вопросов. Противник, как правило, обозначается необходимым количеством электрофицированных мишеней и макетов огневых средств с имитацией и в отдельных случаях солдатами со средствами имитации. Тактикостроевые занятия с отделением, взводом (заставой) проводятся продолжительность 34 часа.
Тактикостроевые занятия с отделением организуются командиром взвода (заставы) и проводятся под его руководством командирами отделений.
По прибытии подразделения в исходный район, руководитель объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. Затем напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, доводит до обучаемых тактическую обстановку и после этого приказывает командирам отделений приступить к отработке учебных вопросов.
Если при подготовке к занятиям ознакомление с отрабатываемыми приемами проводилось на макете местности, то нет необходимости показывать его на тактикостроевом занятии. Руководитель только поясняет порядок его отработки по элементам и приступает к тренировке. Если такого ознакомления не проводилось, руководитель занятия показывает выполнение приема в целом, привлекая для этого одно из подразделений, затем знакомит состав с порядком отработки его по элементам, показывает выполнение первого элемента, поясняя его и приступает к обучению.

Место руководителя занятий должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечивалось наблюдение за действиями обучаемых во время отработки каждого приема.
Отработка нового приема начинается в замедленном темпе, так как основное внимание обращается на правильность его выполнения, в последующем темы постепенно наращиваются.
Отрабатывая элемент приема, руководитель должен добиваться четкого и слаженного его выполнения от каждого обучаемого. Неполная занятость личного состава снижает интерес к занятию, а следовательно и его эффективность. Обнаружив ошибки в действиях личного состава, руководитель по радио (мегафону) или условными сигналами останавливает подразделение, вызывает к себе всех обучаемых или только командира, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как правильно выполнить тот или иной элемент, и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены. Если ошибки допускают отдельные обучаемые, останавливать подразделение не следует. В этом случае, лучше на выявленные недостатки обратить внимание командира отделения и потребовать устранить их в процессе отработки последующих действий. Если тренировка проводится при движении в обратном направлении, то до ее возобновления нужно создать новую тактическую обстановку и довести ее до обучаемых.

Закончив обучение подразделения одному элементу приема (действия), руководитель занятия в такой же последовательности отрабатывает последующие элементы. Убедившись, что тот или иной прием по элементам подразделением усвоен, руководитель переходит к обучению выполнения приема в целом. Для этого он изменяет направление действия подразделения, доводит до обучаемых новую тактическую обстановку и приступает к тренировке, добиваясь при этом правильного и четкого выполнения приема в установленное нормативом время. В такой же последовательности отрабатываются все приемы (действия), составляющие содержание учебного вопроса.
После отработки учебного вопроса руководитель занятия выстраивает подразделение, проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и его содержание, доводит тактическую обстановку, созданную для его отработки и приступает к отработке первого приема в такой же последовательности, как и при отработке предыдущего учебного вопроса.
Закончив отработку всех учебных вопросов, руководитель проводит разбор, который является заключительной частью тактикостроевого занятия.

До начала разбора проверяется наличие личного состава, оружия и боевой техники и изымаются неизрасходованные холостые боеприпасы и средства имитации.
При разборе руководитель занятия анализирует действия подразделений при отработке каждого учебного вопроса, дополняя свои выводы требованиями уставов, наставлений и приказов старших начальником, отмечает наиболее поучительные действия солдат, командиров подразделений в целом, а так же недостатки в действиях обучаемых.

Разбор достигнет своей цели в том случае, если по содержанию и форме проведения он будет объективным, принципиальным и поучительным в методическом отношении.
Во время следования к месту очередного занятия или в расположении части руководитель занятия может продолжить тренировку командиров в управлении подразделениями с помощью радио или сигнальных средств, а подразделений в выполнении нормативов по тактической подготовке.
При проведении тактикостроевых занятий ночью руководитель занятия не всегда сможет лично показать выполнение того или иного приема заметить ошибки, допущенные обучаемыми и определить качество отработки отдельных элементов и приема в целом.

В целях повышения эффективности ночного занятия целесообразно накануне провести инструктаж на местности с командирами отделений, на котором ознакомить их с ориентирами, мишенной обстановкой и порядком ее показа и освещения, порядком подготовки оружия и приборов ночного видения к бою.
Особое внимание руководитель занятия обращает на обучение личного состава умению ориентироваться на местности, готовить ночные прицелы, приборы, приспособления и оружие к ночной стрельбе; вести наблюдение и докладывать об обнаруженных целях; вести огонь в условиях освещения и с помощью ночных прицелов; осуществлять целеуказание сигнальными ракетами; быстро и скрытно передвигаться; не сбиваясь с указанных направлений (движение по азимуту); соблюдая световую и звуковую маскировку; решительно атаковать противника и уничтожать его огнем; проводить маневр силами средствами и огнем как в наступлении, так и в обороне.
На ночных занятиях командиры подразделений должны совершенствовать навыки в управлении подразделениями, поддерживать непрерывное взаимодействие в условиях ночи.
Организуя ночные занятия, начальник заставы не должен ограничиваться отработкой только тех вопросов, которые указаны в программе, а постоянно проявлять инициативу, творчество, изыскивать новые пути для повышения эффективности и поучительности занятий.
Тактические занятия с отделением и заставой проводятся с целью их боевого слаживания для действий в различных видах боя. На этих занятиях все учебные вопросы темы отрабатываются в строгой последовательности, в единой тактической обстановке, созданной на однудве ступени выше обучаемого подразделений. В содержание тактических занятий включаются такие вопросы, как принятие решения, проведение рекогносцировки, постановка задач подчиненным, организация взаимодействия и боевого слаживания.

Основным методом обучения на тактических занятиях является не упражнение, как на тактикостроевых занятиях, а практическая работа обучаемых по выполнению своих должностных обязанностей в условиях, приближенных к боевой действительности.
Если в ходе тактических занятий руководитель заметил ошибки в действиях подчиненных, он должен создать такую обстановку, которая заставила бы подчиненных устранить допущенные ошибки или объявить частный отбой, устранить недостатки, повторить действия и убедившись в их правильности, продолжить занятие.

Содержание тактических занятий может включать только один вид боя, поэтому на них отрабатываются те боевые действия, которые присущи определенному виду боя.
Тактические занятия проводятся только односторонними с обозначенным противником. Местом их проведения может быть тактическое учебное поле или участок местности, обеспечивающий отработку намеченных учебных вопросов с использованием мишенного оборудования и различных средств имитации.
С отделениями тактические занятия проводятся, как правило, одновременно, с использованием различных методических приемов.
Работа руководителя занятия под уточнением исходных данных начинается с уяснения темы. Если при подготовке тактикостроевого занятия, уясняя тему, руководитель должен был только определить, на фоне каких боевых действий будет проводиться занятие, уясняя тему тактического занятия, руководитель обязан раскрыть ее тактическое содержание: определить возможные варианты условий, в которых целесообразно начать обучение данной темы, определить, какие боевые эпизоды необходимо разыграть в ходе занятия, наметить чем закончить занятие. Закончив уяснение темы, руководитель занятия определяет учебные цели каждой категории обучаемых и отделения (заставы) в целом.
При определении целей занятия следует учитывать не только уровень подготовки категорий обучаемых и подразделения в целом, но и содержание темы занятия. Формулировка учебных целей должна быть конкретной, направленной на достижение высокой тактической выучки, боевого слаживания подразделений, воспитания у личного состава высоких моральнобоевых качеств, а также на совершенствование одиночной подготовки личного состава для ведения боевых действий в определенном виде боя.
При определении учебных вопросов следует, кроме того, исходить из содержания темы, а также времени, отведенного на занятие. Учебные вопросы должны охватывать основное содержание темы.
При составлении расчета времени учитываются продолжительность занятия, содержание учебных вопросов и степень подготовленности обучаемых. При этом обучаемые должны быть поставлены в такие условия, чтобы они учились постоянно учитывать фактор времени и тренировались успешно действовать в скоротечном бою.

Чтобы условия занятий приблизить к боевой действительности, необходимо создать обстановку высокой напряженности, добиваться чтобы обучаемые постоянно чувствовали воздействие противника.
Для этого обозначенный противник должен быть сильным. Чтобы обозначить противника, необязательно привлекать большое количество личного состава, достаточно одного солдата, который способен скрытно передвигаясь, вести огонь из различных мест, создавая впечатление наличия нескольких огневых точек. Огневые средства и живую силу обозначенного противника следует тщательно маскировать, чтобы обучаемые получали практику в их обнаружении и уничтожении.
Определив и уточнив исходные данные и проведя рекогносцировку руководитель разрабатывает план проведения занятия и представляет его на утверждение за дватри дня до начала занятия.
План проведения тактического занятия разрабатывается в рабочей тетради или на схеме. В плане обычно указывается тема, учебные цели, учебные вопросы и порядок их отработки; время; тактическая обстановка (исходное положение, задача отделения, заставы, соседей и данные о противнике и др.) с необходимыми пояснениями; порядок и содержание работы руководителя и обучаемых; материальнотехническое обеспечение и место проведения занятий.
После утверждения плана руководитель занятия организует подготовку вооружения, боевой техники, снаряжения и материальных средств к занятиям.

При подготовке ночного тактического занятия дополнительно определяется необходимое количество осветительных средств, проверяется исправность приборов ночного видения, умение личного состава пользоваться компасом и двигаться ночью по азимуту, знание способов создания световых ориентиров и т.д.
Подготовка личного состава к тактическим занятиям осуществляется на плановых занятиях и в часы самоподготовки, в ходе которой используется макет местности, проверяется знание требований Боевого устава, наставлений, руководств и инструкций, проводится ознакомление с нормативами, которые будут отрабатываться на занятии, уточняются сигналы управления, изучаются организация и тактика действий вероятного противника, меры безопасности и другие вопросы.
Тактическое занятие может начинаться непосредственно из места постоянного расположения подразделения или после выхода его в район занятий.
С прибытием подразделения в район занятия руководитель проверяет знание личным составом требований Боевого устава и мер безопасности, объявляет исходную обстановку, предоставляет время для расположения подразделения в соответствии с тактической обстановкой и проверяет правильность занятия подразделением исходного положения для наступления (позиции, опорного пункта в обороне), убедившись, что все перечисленные мероприятия выполнены, руководитель занятия, учитывая требования созданной боевой обстановки, отдает обучаемому командиру боевой приказ и организует взаимодействие.

Форма, порядок и место постановки задач зависят от темы занятия, конкретной обстановки . Задача по исходной обстановке ставится, как правило, в форме боевого приказа на местности, по карте или на макете местности, в динамике боевых действий распоряжениями по радио и подачей команд.
Отдав боевой приказ и указания по взаимодействию, руководитель занятия предоставляет командиру подразделения время для организации боя: принятия решения, проведения рекогносцировки, постановки боевой задачи, организации взаимодействия, боевого обеспечения и управления, подготовки личного состава, вооружения и боевой техники к бою.

При постановке задач командиру отделения, а также в ходе организации взаимодействия руководитель занятия имитирует действия противника в таком объеме, который, не раскрывая состава и намерений противника позволил бы обучаемому командиру подразделения принять обоснованное решение и способствовал бы поддержанию у личного состава необходимого боевого напряжения.

В ходе организации боя обучаемым командиром руководитель занятия заслушивает и оценивает его решение, контролирует проведение рекогносцировки, последовательность и полноту постановки боевой задачи, организации взаимодействия, боевого обеспечения и управления, затем проверяет, как личным состав понял полученную задачу.

Если обучаемый командир при организации боя допустил неточности или ошибки, руководитель занятия путем наращивания обстановки, а также краткими замечаниями дает ему возможность еще раз обдумать свои действия и исправить допущенные ошибки. Подсказывание, навязывание решения обучаемому командиру недопустимы, так как затрудняют выработку у него самостоятельности, инициативы, приучают действовать по шаблону. Руководитель занятия должен помочь обучаемому командиру самостоятельно разобраться в допущенных ошибках и действовать в соответствии со сложившейся обстановкой. Пока руководитель занятия не отработает вопросы организации боя, не добьется правильных и четких действий от обучаемого командира по исходной обстановке, переходить к динамике боя не следует.

Отработав вопросы по организации боя, руководитель занятия заслушивает доклад обучаемого командира о готовности подразделения к выполнению боевых задач и в установленное время переходит к динамике боевых действий и в соответствии с тактической обстановкой и решением обучаемого командира.

В ходе динамики боевых действий руководитель занятия своевременно уточняет и, если необходимо наращивает обстановку, обозначая действия противника; уточняет или ставит новые задачи обучаемому командиру; добивается от него своевременного реагирования на все изменения обстановки, принятия обоснованных решений; следит за своевременной постановкой задач подчиненным, действиями обучаемого подразделения и приданных огневых средств.
Если обучаемый командир принял решение, недостаточно глубоко оценив обстановку, руководитель занятия должен добиваться уточнения решения путем дополнительной имитации и обозначения действий противника, информацией о действиях соседей, выводе из строя бронетранспортера и личного состава, различными вводными и только в исключительном случае он может не утвердить принятое решение .

Действия обучаемого командира считаются правильными, если они направлены на использование слабых сторон противника и выгодных условий местности, если обучаемый командир применяют военную хитрость, непрерывно ведет разведку наблюдением, принимает смелые и неожиданные для противника решения, уверенно командует подчиненными и применяет маневр для успешного выполнения боевой задачи, непрерывно поддерживает взаимодействие, своевременно принимает меры к подавлению огневых средств противника, правильно использует огонь своих и приданных средств.
При грубых нарушениях мер безопасности руководитель занятия может приостановить занятие, принять меры, обеспечивающие безопасность личного состава, и затем восстановить занятие.
В ходе ночного тактического занятия, руководитель особое внимание обращает на поддержание непрерывного управления и взаимодействия, выдерживание подразделением исправления наступления (движения) ночью, умение личного состава применять средства освещения и приборы ночного видения, готовить оружие к стрельбе ночью, ориентироваться в условиях ограниченной видимости, а при обнаружении ошибок в действиях принимает необходимые меры к их исправлению. Умелое приведенное ночное занятие воспитывает у личного состава бесстрашие и уверенность в себе.

После окончания тактического занятия проводится разбор со всем личным составом и отдельно с командирами отделений, подразделений. Обычно разбор проводится в такой последовательности, объявляются тема, учебные цели занятия и учебные вопросы, напоминается тактическая обстановка, созданная к началу занятия и в динамике боя, на ее фоне и на основе личного наблюдения руководителя подробно разбираются действия обучаемых по каждому учебному вопросу, отмечаются наиболее поучительные и смелые действия командиров, солдат, отделений, указываются недостатки в действиях, их причины. Анализ и выводы подкрепляются уставными положениями, боевыми примерами из опыта Великой Отечественной войны, и передового опыта обучаемых и воспитания войск.
Завершается разбор определением степени выполнения поставленных учебных целей, подведением итогов, объявлением оценок отделениям и указаниями по устранению выявленных недостатков.
В разборе с командирами отделений основное внимание уделяется их умению организовать бой и управлять подразделениями и огнем.

Спонсор статьи — интернет магазин металлических шкафов для одежды (локеры). Шкафы идеально подойдут для хранения личных вещей в казарме. С продукцией можно ознакомиться .

Методика подготовки и чтения лекции

Методика подготовки и проведения лекции.

Лекция (от лат. Lесtio – «чтение») является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Различают следующие виды лекций:

Академическая лекция — это традиционно вузовская учебная лекция. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции — четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы.

Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан быть популяризатором, уметь просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза.

Лекция общего курса (учебная лекция по программе курса) — это обычная и самая распространенная лекция в вузе. Содержанием общих курсов является последовательное и системное изложение данной науки, ознакомление слушателей с ее основными категориями, принципами и закономерностями.

Вводная лекция намечает основные проблемы курса в целом или его раздела. В нее включаются «ключевые» вопросы, понимание которых позволяет лучше усвоить материал последующих тем или самостоятельно разобраться в нем.

Обзорная лекция читается обычно перед экзаменами — государственными или курсовыми. Они излагают лишь отдельные, наиболее крупные вопросы программы. Обзорные лекции часто читают на вечерних и заочных отделениях вузов, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.

Комплексная лекция читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему. Особенностью таких лекций является их высокий научный уровень.

Установочная лекция читается чаще всего студентам заочного отделения, приступающим к изучению данной дисциплины. Значительная часть времени отводится ознакомлению с необходимой литературой (первоисточниками и учебниками), методическими советами и рекомендациями по ее изучению, написанию контрольных работ, а также с требованиями, предъявляемыми на экзаменах.

Для студентов дневных факультетов установочные лекции читаются во время выбора тем курсовых или дипломных работ — это методические лекции, из которых можно узнать, как подготовить курсовую или дипломную работу (подбор литературы, ее изучение, план работы подготовка текста, защита работы и др.).

Традиционная (информационно — объяснительная, повествовательная) лекция — «это такой вид изложения, в котором связанно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах или действиях, протекающих и развивающихся во времени». Это дидактическое определение с некоторыми оговорками можно применить также к вузовской лекции. Для такой лекции характерно описание, объяснение научных явлений и событий.

Лекция-беседа характеризуется высокой эмоциональностью, доверительным тоном лектора, когда он вовлекает студенческую аудиторию в совместное размышление над научными истинами. Диалог с аудиторией — наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Как правило, в лекции-беседе рассказывают занимательные истории, подбирают запоминающиеся примеры.

Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Часть знаний студент получает в виде готовых знаний, а часть добывает самостоятельно под руководством преподавателя. На этих лекциях процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.

Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Лекция с разбором конкретных ситуаций — это по форме та же лекция-дискуссия, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопрос, а конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме, поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Это, так называемая, микроситуация. Слушатели анализируют и обсуждают ее сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным слушателям, выясняет их оценку суждениям коллег, предлагает сопоставить с собственной практикой, «сталкивает» между собой различные мнения и тем развивает дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит аудиторию к коллективному выводу или обобщению.

Лекция-визуализация Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, задание проблемных ситуаций и возможные разрешения;

Лекция вдвоем. В данной лекции моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска разрешения разыгрываемой проблемной ситуации, «втягивал» в общение и слушателей, которые начинают задавать вопросы, высказывать свои позицию, формулировать свое отношение к обсуждаемому содержанию.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию, которая привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера.

Лектор строит изложение таким образом, чтобы ошибки были тщательно «замаскированы» и их не так-то легко было заметить слушателям. Задача слушателей состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки, чтобы назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут.

Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Таким образом, каждый преподаватель должен овладеть всеми стилями лекционного изложения учебного предмета, всеми видами лекций и знать, где и какой вид уместно применить. Даже лекция на одну и ту же тему читается преподавателем на разных потоках курса порой с весьма заметными различиями.

Подготовка к лекции. Выбор вида лекции зависит от предмета лекции, темы и ее структуры в учебной программе. Есть темы, которые требуют только академической лекции и не допускают лекцию-беседу. Выбор стиля зависит и от аудитории студентов, какие науки изучали студенты и какие изучают параллельно, их подготовленность к восприятию лекции, читается ли лекция первой парой часов или третьей, когда студенты устали и уместно, может быть, подготовить для них лекцию-беседу, если такой стиль допускает данная тема. Выбор вида лекции зависит и от ее назначения.

В заключение отметим, что смешивать разные стили или разные виды лекции (например, сочетать академическую и популярную лекции или аналитическую — с лекцией-беседой) в одной не следует, так как от этого может снизиться качество лекции, а главное — нарушиться контакт с аудиторией. К тому же, при смене стилей студентам трудно приспособиться к лектору.

Таким образом, обобщенные рекомендации по подготовке и проведению лекции, как формы обучения, представляющей собой устное последовательное систематическое изложение содержания науки, выглядят следующим образом:

 нравственная сторона лекции и преподавания;

 научность и информативность (современный научный уровень);

 доказательность и аргументированность,

 наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

 эмоциональность изложения

 активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

 четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

 методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

 изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

 использование по возможности, аудиовизуальных дидактических материалов.

 научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий.

Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Подготовка к лекции включает в себя:

 сбор материала по теме лекции;

 составление плана лекции;

 отбор материала для лекции;

 составление конспекта лекции.

За каждой хорошей лекцией – огромный труд. Специалист собирает материал в области своей науки всю жизнь. Минимальный срок подготовки — неделя. Необходимо знать тему, назначение, место и характер аудитории, ее подготовленность к восприятию темы.

Лекция состоит из трех частей: вступление, изложение и заключение.

Вступление призвано заинтересовать и настроить аудиторию на слушание лекции, поэтому надо начать с главной и ведущей мысли, которая затем займет центральное место.

Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется вся тема. Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, центральная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения. В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации и доказательств. Имеет значение ораторский стиль.

Заключениеимеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение, а также направить дальнейшую самостоятельную работу студентов, заложить основу для следующих лекций.

Основная часть лекции разбивается на главные логические узлы – основные учебные вопросы. Вопросы должны совпадать с учебной программой.

Количество вопросов в двухчасовой лекции составляет 2-3. План сообщается слушателям. Вопросы плана порой совпадают с будущим семинаром или экзаменом.

Отбор материала определяется планом лекции. Отбирая материал, преподаватель должен соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать слушателям все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Следует дать слушателю лишь основы знаний, чтобы студенты сами эту основу расширили, дополнили собственным трудом, используя учебную и научную литературу. Экономный отбор материала требует отсекать все частности, выделять главные идеи, не загромождать их примерами или обилием доказательств.

Лекцию не следует загромождать цитатами. Как правило, слушатели лучше усваивают те теоретические абстракции, которые имеют практическое применение.

Цифры должны приводиться с большим ограничением. Они плохо воспринимаются аудиторией.

Нельзя злоупотреблять пословицами, поговорками или забавными историями.

Проведение (чтение) лекции включает в себя: объявление темы лекции и ее плана, определение целей и краткую характеристику плана и проблем, показ связи с прошлой лекцией, краткую характеристику литературы.

Нетрадиционное вступление ставит целью привлечь особое внимание аудитории к данной лекции. Это могут быть, например, проблемный вопрос, случай из жизни, демонстрация наглядного пособия и т.д.

Раскрытие темы лектор может осуществлять как на ряде примеров, фактов, постепенно подводя слушателя к научным выводам, т.е. следуя индуктивным путем, так и дедуктивно, т.е. начиная с разъяснения и истолкования общего положения с последующим показом возможности его приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его интонацией и повторением.

В конце лекции полезно подвести итог тому, что студенты узнали на данной лекции.

В заключение необходимо сформулировать выводы и определить направления для самостоятельной работы студентов.

Методические приемы чтения лекции:

 четкая структура лекции и логика изложения;

 ознакомление с литературой по теме лекции;

 доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий, используемых в лекции;

 выделение главных мыслей и выводов;

 использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце лекции и т.п.);

 использование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), средств компьютерных и информационных технологий;

 применение опорных материалов при чтении лекции.

Управление работой студентов включает:

 требование вести запись и контроль над выполнением этого требования;

 обучение студентов методикам ведения записей;

 использование приемов поддержания внимания;

 ответы на вопросы.

Форма проведения лекции предполагает:

 эмоциональность;

 владение голосом, хорошую дикцию;

 ясность, правильность речи;

 соответствующий внешний вид;

 умение держаться перед аудиторией и установить с ней контакт;

 поддержание дисциплины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *