Чацкий полон высокими думами

Интернет-ресурсы. По самостоятельной работе студентов

Стр 1 из 13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских занятий

Дисциплина: «Культура речи»

Специальность: 036401.65″Таможенное дело»

Квалификация выпускника: специалист

Ростов-на-Дону

Автор

Н.Г. Келеберда, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат философских наук, доцент

Ответственный за выпуск

В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат философских наук, доцент

Рецензенты:

Л.В. Сердюкова, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат филологических наук доцент;

А.В. Щербина, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

кандидат исторических наук, доцент

© Российская таможенная академия,

Ростовский филиал, 2012

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль № 1. Культура речи

Тема 1.1. Основные понятия культуры речи

I. Задания для самостоятельной работы

а) Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:

1. Понятие русского литературного языка и литературной нормы.

2. Основные понятия культуры речи: норма (вариант/инвариант), целесообразность, точность.

3. Речевые ошибки, виды речевых ошибок. Классификация речевых ошибок на разных уровнях языка.

в) Определите вид ошибки в данных предложениях и исправьте их:

1) Морские волны, энергично накатывающиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

2) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

3) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

4) Чацкий полон высокими думами.

5) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

6) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

7) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

8) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

9)Свою автобиографию я уже рассказал вам.

10) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

II. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий

При изучении данной темы важно уяснить, что культура речи – понятие многогранное, так как представляет собой, с одной стороны, высокий уровень владения средствами языка в речевом процессе, а с другой стороны, — это языковая дисциплина, которая изучает оптимальные средства речевого воздействия в рамках литературного языка. Современные лингвисты различают три аспекта культурной речи: коммуникативный, нормативный и этический.

Для усвоения темы необходимо понимать значение следующих терминов: норма, вариант нормы, ошибка, нормализация, кодификация.

Норма – это одобренное обществом и закрепленное в словарях и справочниках правило употребления в речи языковой единицы.

Речевая ошибка – это нарушение произносительных и согласовательных норм литературного языка, т.е. это неверное произношение и лексико-грамматическое сочетание словоформ.

Вариант нормы не является ошибкой. Это допустимая форма употребления в речи языковой единицы, например, творог и творог и т.д.

Кодификация – это любая грамматика, любой словарь.

Вопрос о предупреждении либо искоренении речевых ошибок может ставиться лишь при понимании их сущности.Поэтому, для того, чтобы избежать речевых ошибок, необходимо уметь классифицировать их и оценивать их как факты неверных языковых моделей, которые нуждаются в исправлении.

Следует помнить, что нормативная сторона речи заключается в ее грамматической правильности, соответствии нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Поэтому речевые ошибки классифицируются по языковым уровням, образующим систему языка: фонетический (произношение), лексический, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни.

Вместе с тем существуют ошибки, которые проявляются на всех языковых уровнях. К таким ошибкам относятся: контаминация – смешение языковых единиц в потоке речи, или иначе, пересечение языковых единиц разных рядов; тавтология – избыточное употребление морфем, слов, синтаксических конструкций, причем, тавтология может быть целенаправленной, допустимой и вынужденной; плеоназм – это соединение в одном словосочетании слов, частично или полностью совпадающих в лексическом значении.Плеоназм может проявиться и на уровне грамматики.

Важно знать, что ошибки имеют оборотную сторону и могут быть образными средствами, усиливающими изобразительность речи. Желательно проиллюстрировать это на конкретных примерах.

Следует иметь в виду то, что нормативность речи – это одно из условий успешного общения. Другим условием является целесообразность речи, т.е. соответствие речи таким качествам как точность, логичность, чистота, краткость, действенность, выразительность.

III. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие / Л. А. Введенская. — 22-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008. — 539 с. С 69 – 71

Дополнительная литература

1. Боярышникова, Е. Н. Речевая культура молодого специалиста: учеб. пособие/ Е. Н. Боярышникова. — 3-е изд. — М. : Флинт – Наука, 2007. – 224 с.

2. Зарецкая, Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации: : учеб. пособие/ Е. Н. Зарецкая — 22-е изд. — М. : Логос, 2008. — 285 с.

3. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация: учеб. пособие/ Е. В.Клюев — 22-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 539 с

4. Основы теории коммуникаций: учебник / под ред. М. А. Василика. — М. : Гардарика, 2007. — 413 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. О. Я. Гойхмана. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2007. — 240 с.

6. Русский язык и культура речи: учебник / под. ред. В. И. Максимова. — 2-е изд. — М. : Гардарика, 2007. — 413 с.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека Гумер – языкознание http://www.gumer.info

2. Виноградов С.И.Культура русской речи. http://lib.socio.msu.ru

3. Универсайт. Портал // http://www.universite.ru

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

1) Но знайте_сделав этот шаг, всего лишитесь вы.

2) И на лугу, и в овраге_всюду пестрели цветы.

3) Он даже испугался_так было темно, тесно и нечисто.

4) В одном кармане смеркается_в другом заря занимается.

5) Передай привет всем_отцу, матери, братьям и сестрам.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

1) Голова без ума_что фонарь без света.

2) О себе говорить_против благоразумия грешить.

3) Прочесть книгу и понять её_значит стать на уровень автора.

4) Грановитая_палата самая старинная постройка Кремля.

5) Мой друг детства_уже известный врач.

Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.

37. Утирая слёзы(1) Маргарита Николаевна локти положила на

подзеркальный столик(2) и(3) отражаясь в зеркале(4) долго сидела(5) не

спуская глаз с фотографии.

38. Мне казалось, что он тяготится своим одиночеством (1) и я несколько раз хотел заговорить с ним, но всякий раз(2) когда наши глаза встречались(3) он отворачивался(4) и брался за книгу(5) или смотрел в окно.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая.

1) Анчар, как грозный часовой стоит один во всей вселенной.

2) Портреты наших славных предков, некогда с такой любовью

собранные родителями висели в голубой гостиной загородного дома.

3) Ты Волга, русская река, легла врагу преградой.

4) Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было

увидеть Тивериадское озеро.

5) На утренней заре за старой крепостью собрались гружённые зерном

обозы.

Отметьте номера слов с ударением на втором слоге.

1) ЭКСПЕРТ

2) ЗВОНИТ

3)ПАРАЛИЧ

4)АРБУЗ

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.

1) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие

ученики тем не менее не поняли его содержания.

2) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

3) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а

также Эстонии и Латвии.

4) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может

ли он увидеть ее сегодня.

1) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение

многих недель ни одного свободного дня.

2) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые

издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

3) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине

заливистый лай собаки.

4) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

1) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

2) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет

зафиксирован.

3) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

4) Чацкий полон высокими думами.

5) Через час начнется совещание по выработке плана спасательных

работ.

44. 1) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

2) Свою автобиографию я уже рассказал вам.

3) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне

отпуска.

4) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *