Нормативное регулирование финансовых результатов

1.2 Нормативно-правовое регулирование аудита финансовых результатов

Аудит финансовых результатов экономических объектов

курсовая работа

В настоящее время действует обширный перечень нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру аудиторской проверки формирования финансовых результатов деятельности организации, который можно разделить на две условные группы: акты, регулирующие порядок бухгалтерского учета формирования финансовых результатов деятельности организации и акты, непосредственно регулирующие процедуру аудиторской проверки данного участка учета .

Система законодательного обеспечения бухгалтерского учета финансовых результатов регламентируется нормативными актами различными по степени их значимости, в зависимости от уровня соответствующего документа.

К первому уровню документов относится Закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации с тем, чтобы обеспечить единообразное ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Ко второму уровню документов, устанавливающих принципы, способы ведения бухгалтерского учета и формирования состава финансовых результатов организации, относится ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» утвержденный приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н., ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утвержденный приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, ПБУ 9/99″Доходы организации» утвержденный приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, ПБУ 10/99 «Расходы организации» утвержденный приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» утвержденный Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002г. № 114н.

К третьему уровню документов относится План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, определяющий перечень счетов учета финансовых результатов и распределения прибыли. А также Приказ Минфина РФ № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», который устанавливает объемы форм бухгалтерской отчетности и порядок ее составления.

К четвертому уровню относится учетная политика организации, под которой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. При формировании учетной политики утверждается конкретный порядок организации первичного учета, документооборота, рабочий план счетов.

Порядок проведения аудиторской проверки формирования финансовых результатов деятельности организации регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Федеральный закон от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (в ред. на 23 июля 2008г.), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами».

Также вышеназванный закон содержит определенные правила и ограничения при проведении аудита.

2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, под которыми понимаются единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

«В настоящее время можно говорить о существовании в Российской Федерации многоуровневой системе аудиторских стандартов.

Первый уровень — это федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, обязательные для исполнения аудиторскими организациями и аудиторами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. на 19 ноября 2008г.).

Второй уровень — это внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях.

Третий уровень — это правила (стандарты) отдельных аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов» .

Проведение аудита экономического субъекта не отменяет осуществления государственного контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти .

Перечень основных документов, регулирующих объект проверки, охватывает также следующие документы:

— Налоговый кодекс часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) и часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000);

— Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (Приказ МФ РФ от 24 декабря 1998 г. № 68н с изм. От 28 ноября 2001 г.);

— Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества (Приказ МФ РФ от 24 декабря 1998 г. № 68н с изм. От 28 ноября 2001 г.).

Информация, полученная в ходе проведения аудита, может использоваться органами государственной власти (налоговыми, таможенными органами) при проведении ими определенных контрольных мероприятий.

Нормативное регулирование учета финансовых результатов

Учет финансовых результатов является центральным и одним из наиболее важных вопросов во всей системе бухгалтерского учета. Важность учета финансовых результатов предопределяется тем обстоятельством, что по его данным формируется информация о прибыли предприятия. В свою очередь, прибыль выступает в качестве одного из важнейших показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия.

В течение последних лет происходит реформирование российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, медленным темпом развивается система налогообложения. В специальной экономической литературе всегда занимали важное место вопросы о формировании и отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов. От полноты и достоверности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности данных о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности хозяйствующего субъекта зависит качество представляемых в бухгалтерской отчетности сведений.

В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результатов. Степень их значимости по влиянию на организацию учета финансовых результатов определяется уровнем соответствующего документа. Законодательство Российской Федерации бухгалтерского учета в целом состоит из федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, ПБУ, утверждаемых Министерством Финансов. Важнейшим элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета является Положение по Бухгалтерскому Учету (ПБУ). ПБУ — это стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта в Российской Федерации.

Понятия «доход» и «расход», основанные на содержании международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), для целей бухгалтерского учета, впервые были сформулированы в положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н) и «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 N 55н) в 1999 году. Однако введенные в действие Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» и «Расходы организации» не разрешили многих проблем методики формирования финансовых результатов предприятий, а по некоторым позициям создали и новые сложности.

Через эти Положения определяется финансовый результат, а также способы и аспекты учета финансовых результатов, являющиеся предметом других Положений. Также развитие принципов, правил и способов ведения учета финансовых результатов, закрепленных вышеуказанными документами, нашло свое отражение в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных Приказом МФ РФ № 94н от 31.10 2000 (в ред. от 08.11.2010 г).

Кроме этих указанных нормативных документов прямое отношение к бухгалтерскому учету финансовых результатов имеет Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 № 186н). С помощью правил, установленных этим актом, формируется локальная, но весьма важная информация о расчетах по налогу на прибыль, интегрированная в подсистему учета финансовых результатов.

Таким образом, в нормативных документах устанавливаются принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета. При этом практически во всех Положениях, регламентирующих принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета активов и обязательств имеется пункт или их ряд, определяющий взаимосвязь рассматриваемого объекта с организацией учета финансовых результатов. Для этого все Положения бух учета по их на правленности можно подразделить на три условные группы:

  • 1. Положения, где порядок учета финансовых результатов может осуществляться через рассмотрение принципов учета активов и обязательств определенной хозяйственной ситуации в деятельно сти организации, информация о которой формируется в подсистеме учета финансовых результатов.
  • 2. Положения, регулирующие общие принципы бухгалтерского учета финансовых результатов.
  • 3. Положения, определяющие представление в бухгалтерской (финансовой) отчетности показателей финансовых результатов.

Представим их в виде таблицы:

Таблица 1.1 — Документы, устанавливающие принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета

Наименование и № группы

Нормативный документ

I — активы и обязательства организации

  • 1. Учет договоров строительного подряда ПБУ 2/08 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)
  • 2. Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте ПБУ 3/2006 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 №186н)
  • 3. Учет материально — производственных запасов ПБУ 5/01 (в ред. Приказа МФ РФ от 25.10.10 № 132н)
  • 4. Учет основных средств ПБУ 6/01 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 № 186н)
  • 5. Учет государственной помощи ПБУ 13/2000 (в ред. Приказа МФ РФ от 18.09.06 № 115н )
  • 6. Учет нематериальных активов ПБУ 14/07 (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.10 №153н)
  • 7. Учет расходов по займам и кредитам ПБУ 15/08 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)
  • 8. Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 08.11.10 №144н)
  • 9. Учет расходов на научно — исследовательские, опытно — конструкторские и технологические работы ПБУ 17/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 18.09.06 № 116н)
  • 10. Учет финансовых вложений ПБУ 19/02 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

II — общие принципы раскрытия информации

  • 1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. Приказа МФ РФ от 24.12.2010 N 186н)
  • 2. События после отчетной даты ПБУ 7/98 (в ред. Приказа МФ РФ №143н от 20.12.07)
  • 3. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы ПБУ 8/2010 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)

III — финансовые результаты деятельности организации

  • 1. Учетная политика организации ПБУ 1/08 (в ред. Приказа МФ РФ от 27.04.2012 № 55н)
  • 2. Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 (в ред. Приказа МФ РФ от 08.11.10 №). Документ применяется в части, не противоречащей ФЗ N 402-ФЗ (т.е. продолжают действовать п.6 и п.37, раздел VIII Положения)
  • 3. Информация по сегментам ПБУ 12/10 (утверждено Приказом МФ РФ от 08.11.10 № 143н)

Кроме того, базовые правила и принципы представления в бухгалтерской отчетности показателей финансовых результатов, регламентируемых вышеуказанными Положениями, нашли свое развитие в таких документах, как «Формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках» (в ред. от 05.10.2011 г №124 Н). Где следует отметить в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г, отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (информация Минфина № ПЗ-10/2012 о вступлении в силу с 01.01.2013 г ФЗ от 06.12.201 1г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») и «Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию» (Приказ № 29 Н от 21.03.2000 г).

Рисунок 1.1. Нормативно регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

В связи с этим формирование состава финансовых результатов может осуществляться по самым различным направлениям. Поэтому требуется выработка базовых правил формирования финансовых результатов и построения на их основе соответствующих учетных моделей.

Также необходимо отметить, что над рассматриваемыми Положениями постоянно ведется работа по их совершенствованию. В настоящее время ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 применяются в их седьмой редакции, где уточнена и расширена номенклатура расходов и доходов.

Таким образом, формирование информации о финансовых результатах и распределении прибыли регламентируется целым перечнем нормативных актов бухгалтерского учета. Динамика появления новых Положений по бухгалтерскому учету, а также изменения в действующих Положениях предельно высока, что порождает отсутствие понимания взаимосвязей между различными показателями финансовых результатов и необходимостью их формирования. Также не решены многие концептуальные вопросы, касающиеся, прежде всего, принципов взаимодействия нормативного регулирования бухгалтерского и налогового законодательства, что на сегодняшний день является актуальной проблемой. Имеющиеся и углубляющиеся противоречия в системах бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов требуют тщательного анализа и исследования, но для этого нужно четко понимать различия бухгалтерского и налогового учета.

Нормативно-правовое регулирование учета финансовых результатов

Бухгалтерский учет в Российской Федерации организуется исходя из сложившейся системы нормативного регулирования в рыночной экономике, которая определяет установленную государством совокупность обязательных правил и норм организации и ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности в хозяйствующих субъектах (организациях, предприятиях). Совокупность действующих правил и норм в учете, обязательных к применению, позволяет рассматривать бухгалтерский учет как систему, организуемую в каждом хозяйствующем субъекте и выполняющую определенные функции.

В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результатов. Степень их значимости по влиянию на организацию учета финансовых результатов определяется уровнем соответствующего документа.

Основные нормативные документы, регулирующие финансовые результаты деятельности предприятия:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 28.11.2011);

Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (с изменениями и дополнениями на 10.10.2011);

Положения по бухгалтерскому учету (по состоянию на 2012 год)

План счетов.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете в целом состоит из Федерального закона № 129 «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и является первым уровнем регулирования бухгалтерского учета. Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету. Все остальные нормативные акты и методические указания образуют систему третьего уровня. Отдельный четвертый уровень составляют документы, формирующие учетную политику организации.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» одной из основных задач бухгалтерского учета является: предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В самом Законе нет прямых упоминаний о финансовых результатах и системе их учета. Исключение составляет статья 12 «Инвентаризация имущества и обязательств», в которой финансовые результаты выступают объектом, с помощью которого регулируются расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета. В п. 3 действующего закона говорится о том, что выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов);

недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных

лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).

При этом статьей 5 Закона устанавливается система нормативного регулирования бухгалтерского учета, важнейшим элементом которой являются Положения по бухгалтерскому учету (второй уровень нормативного регулирования). В этих нормативных документах устанавливаются принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета. Все Положения по их направленности можно подразделить на три группы:

— общие принципы раскрытия информации;

— активы и обязательства организации;

— финансовые результаты деятельности организации.

К Положениям, устанавливающим принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета и формирования состава финансовых результатов организации относятся Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). В бухгалтерском учете финансовый результат определяют путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период, т.е. установления разниц между полученными доходами и произведенными расходами.

Этими положениями:

определено понятие доходов и расходов (п.2 гл. 1 ПБУ 9/99; п.2 гл. 1 ПБУ 10/99);

установлен перечень прочих доходов и расходов;

сформулированы критерии признания доходов и расходов;

установлен порядок раскрытия информации о доходах и расходах в бухгалтерской отчетности.

Все хозяйственные операции, осуществляемые предприятием, должны вестись в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПБУ 9/99 определяет понятие «доходы организации» и устанавливает перечень поступлений от других юридических и физических лиц, которые не признаются доходами организации.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

ПБУ 10/99 определяет понятие «расходы организации» и устанавливает перечень активов, выбытие которых не признается расходами организации.

В ПБУ 10/99 само выбытие активов именуется оплатой.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Прибыль (убыток) представляет собой финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятия, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.

От размеров налоговых ставок и сумм уплаченных налогов, как известно, зависит размер чистой прибыли организации. Поскольку ставки налогов устанавливаются государством, изменение их размеров является внешне неуправляемым фактором для хозяйствующих субъектов. Но все же руководство микроэкономических структур имеет возможность вырабатывать внутреннюю политику, влияющую на размеры налоговых отчислений.

В процессе анализа расходов по налогам и влияния на них учётной политики следует исходить из функции налоговой системы, являющейся инструментом государственной финансово-экономической политики. Основными для системы налогообложения являются фискальная и регулирующая функции.

При осуществлении мероприятий по снижению налогового бремени следует иметь в виду, что уменьшение налоговых платежей — не цель, а способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности организации.

Налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Поэтому кроме выше указанных нормативных документов прямое отношение к бухгалтерскому учету финансовых результатов имеет Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). С помощью правил, установленных этим актом, формируется локальная, но весьма важная информация о расчетах по налогу на прибыль, интегрированная в подсистему учета финансовых результатов.

Налог на прибыль в системе российского налогообложения относится к категории прямых налогов и занимает в общем объёме доходов бюджета различных уровней второе место — после налога на добавленную стоимость.

Этот федеральный налог с едиными требованиями на всей территории Российской Федерации. Прямым он является потому, что его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

В главе 25 Налогового кодекса РФ закрепляется порядок исчисления и уплаты данного налога.

С введением в действие главы 25 НК РФ юридическая структура налога на прибыль была существенно преображена и усложнена. Это выразилось не только в значительном расширении ранее существовавшей классификации доходов и расходов налогоплательщиков, введении дополнительных категорий нормируемых расходов, но также и в установлении принципиально нового порядка расчета базы по налогу на прибыль — на основе системы «налогового учета», отделенной от традиционно существующей системы учета финансовой (бухгалтерской) прибыли. Спустя год после вступления в силу главы 25 НК РФ данное разделение получило практическое закрепление в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02.

ПБУ 18/02 обязательно к применению для всех российских организаций, которые являются плательщиками налога на прибыль, исключение составляют кредитные, страховые организации и бюджетные учреждения. Субъектам же малого предпринимательства предоставлено право самим решать вопрос, применять ли ПБУ 18/02.

Целью ПБУ 18/02 является сближение бухгалтерского и налогового учета по нормам главы 25 НК РФ в части расчета налога на прибыль. Бухгалтерская прибыль (убыток), отраженная в Отчете о прибылях и убытках, как правило, не совпадает с налогооблагаемой прибылью (убытком), отраженной в Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Применение данного ПБУ позволит отразить в бухгалтерском учете и отчетности разницу между налогом на бухгалтерскую прибыль и той суммой налога на прибыль, которую вы реально должны уплатить в бюджет.

Законодательство о налогообложении прибыли предприятий и организаций с одной стороны является составной частью налогового законодательства, а с другой — достаточно самостоятельным и сформулированным блоком нормативных актов, занимающих в юридической иерархии различные уровни: от законов до подзаконных актов (инструкций, писем, разъяснений министерств и ведомств). Однако, несмотря на достаточно большое количество разъяснений, ответов, писем и др. подзаконных актов, которые содержат комментарий Финансовой службы по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ и других министерств и организаций, неясных положений в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль ещё достаточно много.

Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность НК РФ.

Многие проблемы правового регулирования отношений по установлению введению и взиманию налога на прибыль организаций связаны с недостаточным осмыслением правовой сущности данного налога. Её определяют, во-первых, сущностные характеристики налога как родового явления; во-вторых, основные элементы юридического состава налога — признаки налога, характеризующие форму его внешнего выражения; и, в-третьих, такие черты налога на прибыль организаций, которые обуславливают его место в системе налогов Российской Федерации.

В основе правового регулирования отношений по установлению, введению и взиманию налога на прибыль организаций лежат принципы налогообложения — основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм законодательства о налогах и сборах. Поскольку основные принципы налогообложения обладают приоритетом по отношению к иным нормам налогового законодательства, они должны быть не только реализованы в законе, устанавливающем налог на прибыль организаций, но и выступать критериями оценки принятых законодательных актов, получать непосредственное воплощение в правоприменительной практике.

Согласно гл. 16 ст. 120 НК РФ грубым нарушением организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения являются деяния совершенные в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

В Положениях, определяющих общие принципы раскрытия информации, значительное место уделено вопросам организации учета финансовых результатов и представлению их в бухгалтерской отчетности. К Положениям, регулирующим общие принципы бухгалтерского учета финансовых результатов, относятся:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Оно определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01). Положение устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

В свою очередь, к Положениям, определяющим представление в бухгалтерской (финансовой) отчетности показателей финансовых результатов относятся:

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008):

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010).

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации п. 79 и 83: бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Базовые правила и принципы представления в бухгалтерской отчетности показателей финансовых результатов, регламентируемых вышеуказанными Положениями, нашли свое развитие в документах третьего уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Самыми значительными из них являются «Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» и «Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию».

Развитие принципов, правил и способов ведения учета финансовых результатов, закрепленных вышеуказанными документами, нашло свое отражение в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом МФ РФ № 94н от 31.10 2000.

Четвертый уровень составляют юридические документы предприятия, формирующие учетную политику предприятия. Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения учета, принятых на предприятии. Предприятию предоставляется выбор формы бухгалтерского учета, внутренней отчетности, способа начисления амортизации, установления метода оценки потребленных производственных запасов, оценки товара, метода определения выручки от реализации. Совокупность всех этих элементов может в значительной степени влиять на формирование финансового результата и его размер.

Итак, законодательство о бухгалтерском учете в настоящее время представляет собой самостоятельную отрасль права. При этом состав нормативных актов неуклонно расширяется. Вместе с тем в российской системе нормативного регулирования бухгалтерского учета не решены, на наш взгляд, многие концептуальные вопросы, касающиеся, прежде всего, принципов взаимодействия нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогового законодательства. Указанный пробел становится еще более очевидным в связи с процессом реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, поскольку параллельно приходится решать проблемы, касающиеся различной терминологии, и многие другие вопросы стыковки указанных отраслей права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *