Уровни сформированности фк личности

Формирование ФК личности. Уровневые характеристики ФК личности

Всестороннее развитие личности в условиях ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса немыслимо без повышения общей культуры. Она играет важнейшую роль в процессе социального становления и формирования личности. Поэтому процесс гармоничного формирования личности нацелен на её общекультурное развитие, составной частью которого является физическая культура.

1. Уровень начального практического приобщения к физической культуре (до 6-7 лет). Результатом достижения этого уровня должно явиться формирование:

− эмоционально-положительного отношения детей к физическим упражнениям и играм, закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;

− начальных знаний в области физической культуры, развитие познавательных интересов и способностей детей;

− начальных навыков школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве; участвовать в коллективных действиях (играх, танцах и праздниках), проявляя культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;

− навыков самообслуживания и ухода за инвентарём для занятий.

2. Уровень начальной грамотности в физической культуре (7-10 лет). Итогом воспитания и образования на этом уровне является:

− приобщение учащихся к систематическим занятиям физической культурой на основе воспитания интереса и создания мотиваций для развития двигательных способностей;

− углубление знаний о гигиене, закаливающих процедурах, физическом развитии, значении физической культуры; начальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнении, народных, подвижных и спортивных игр и их использование в свободное время для организации здорового досуга и развлечений;

− овладение «школой движений», совершенствование музыкально-ритмической подготовки; выполнение роли организатора-групповода, судьи в процессе уроков, самостоятельных занятий и игр, освоение правил поведения в игровой деятельности и при выполнении физических упражнений; достижение необходимого уровня индивидуальной физической подготовленности, определённого педагогом и врачом; овладение навыками выполнения утренней гигиенической гимнастики, плавания; использование приобретённых двигательных умений, навыков и физических качеств в повседневной жизни, в быту, играх, учебной деятельности.

3. Уровень базовой образованности (11-15 лет) характеризуется:

− устойчивым интересом к занятиям физической культурой и спортом, ориентацией на здоровый образ жизни, начальной включённостью в процесс физического самосовершенствования;

− познанием основных закономерностей, определяющих здоровый образ жизни и деятельность организма при выполнении физических упражнений, способов и приёмов организации групповых и индивидуальных занятий; знанием гигиены, профилактики травматических повреждений и оказания доврачебной помощи;

− активным участием в физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с интересами, запросами выполнением в ней ролевых функций организатора, пропагандиста, общественного инструктора, судьи и др.; формированием в процессе деятельности социально-значимых качеств (коллективизма, дисциплинированности, ответственности, требовательности к себе и товарищам, настойчивости и др.); умением разрабатывать индивидуальные комплексы и программы занятий для поддержания хорошего физического состояния; практическим владением правилами и навыками одним из национальных видов спорта, спортивной игрой, прикладными упражнениями, особым вниманием к развитию силовых и скоростно-силовых качеств, выносливости, освоением базового уровня нормативных требований, которые могут быть скорректированы педагогом в связи с особенностями состояния здоровья и физическим развитием личности; методами контроля и самоконтроля за своей физической подготовленностью, умением анализировать результаты тестирования.

4. Уровень углублённой образованности со специальной направленностью формируется в 16-17 лет (старшие классы общеобразовательной школы, ПТУ, средние специальные заведения). Он отражает:

− личностную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни; дифференцированное использование физической культуры, спорта как средство самовоспитания для решения жизненных и профессиональных планов и намерений, для развития способностей, саморазвития и самоопределения;

− знания, обеспечивающие грамотное использование средств физической культуры для формирования личностных и профессионально-значимых качеств физического совершенствования, здорового образа жизни; культуры учебной, трудовой деятельности, досуга; необходимые руководства самодеятельными занятиями физическими упражнениями, спортом и туризмом;

− практические умения по методически грамотному проведению самостоятельных занятий и занятий с учащимися младших возрастных групп, владение навыками спортивной и военно-прикладной подготовки; приёмами спасения на воде, оказания первой помощи при травмах. Осознанное использование теоретических знаний в учебно-тренировочном процессе, направленном на формирование жизненно-важных, профессиональных, военно-прикладных, спортивных умений и навыков, физических качеств; умение на практике применять средства физической культуры и спорта в процессе умственного, нравственного, трудового, эстетического, экологического и правового воспитания.

5. Уровень зрелой творческой образованности характеризуется:

− эмоционально-ценностной значимостью в необходимости практического использования физической культуры для всестороннего и гармоничного развития личности, готовностью к полноценной реализации её возможностей для формирования социально- и профессионально-значимых личностных качеств;

− фундаментальным характером знаний по физической культуре, позволяющим оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, правилами использования физических упражнений, спорта и туризма; умением ставить и решать творческие задачи при выполнении производственной, организационно-управленческой, общественно-политической и воспитательной работы средствами физической культуры, а также во время ей пропаганды;

− практическим владением навыками физического совершенствования и использованием их в повседневной жизни, при выполнении воинского долга; умением методически правильно организовать здоровый образ жизни; умением использовать средства физической культуры для реабилитации после перенесённых заболеваний или высоких нервно-эмоциональных нагрузок; творческим внедрением физической культуры в деятельность и воспитание трудового коллектива, в семейную жизнь, воспитание детей.

Курс лекций по физической культуре

3. Физическая культура личности

Мотивационно-ценностный компонент (МЦК)

МЦК отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность к ней, систему знаний интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания:

Теоретические – охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования.

Методические – обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «Как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?»

Практические – дают навыки, как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательные действие.

Знания – необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Знания о себе соотносятся с о знаниями о других и с идеалом, выносится суждение о том, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу.

Убеждения – определят направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребность физической культуры – главная побудительная и регулирующая сила поведения личности. Это потребность в движениях и физических нагрузках; общении; контактах и проведении свободное времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе и эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего «Я»; в познании, в эстетическом наслаждении, улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, комфорте и др.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радостью, счастьем); неудовлетворение потребностей – отрицательными эмоциями (отчаянием, разочарованием, печалью).

На основе потребностей ФК возникает система мотивов:

• достичь физического совершенствования;

• дружеской солидарности, продиктованной желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

• долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по ФК, выполнять требования учебной программы;

• соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, завоевать авторитет, поднять свой престиж, быть первым, достичь больших успехов;

• подражания, стремления быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в о время занятий;

• спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

• процессуальный при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

• игровой, выступающий средством развлечения, отдыха, снятия нервного напряжения;

• комфортности, определяющий желания заниматься физическими упражнениями в благоприятных комфортных условиях.

Интересы – побуждают студентов заняться физкультурой и спортом. В структуре интереса различают эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты.

Эмоциональный – человек по отношению к объекту или деятельности испытывает какие-либо чувства (удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим «Я» и др.).

Познавательный – связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей. А также связан с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности (убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий, определенный уровень знаний, стремление к познанию и др.).

Поведенческий – отражает мотивы и цели деятельности, рациональные способы удовлетворения потребности.

Интересы – возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

• удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

• результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результатов и др.);

• перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения – задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни.

• Активно – положительное – ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

• Пассивно-положительное – расплывчатые мотивы, неясность и неконкретность целей, аморфность и неустойчивость интересов, эпизодическое участие в физкультурно-спортивных мероприятиях.

• Индифферентное – безразличие и безучастность, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют.

• Пассивно-отрицательное – связано со скрытым негативизмом к ФК.

• Активно-отрицательное – проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиями физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеет никакой ценности.

Волевые усилия – регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями, направляются разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, самообладание, сдержанность, собранность (сосредоточенность), решительность, инициативность.

Уровни проявления ФК личности

На основе критериев определяется ряд уровней проявления физической культуры личности:

• Предноминальный уровень – у студентов отсутствует потребность в жизнедеятельной активности, знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом, отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу вне учебной деятельности отвергают.

• Номинальный уровень – характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре. Знания ограничены, бессистемны. Смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. В послевузовском периоде такие студенты не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

• Потенциальный уровень – осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнить разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

• Творческий уровень – присущ студентам, убежденным в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза они проявляют инициативу самостоятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Лекция по физической культуре: «Физическая культура личности»

Тема: «Физическая культура личности».

Нет воспитания без воспитания физического.

Мадридская Декларация ОПЕК, 1991 г.

Цель лекции: содействовать пониманию учащимися значения физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке, актуальных проблем формирования и развития физической культуры личности, способствовать пониманию основных положений организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Формирование и развитие физической культуры личности определено как стратегическая цель физкультурного образования. Именно данное свойство человека будет свидетельствовать о переводе биологической потребности в движении в социальную потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.

Физическая культура личности – качественное системное свойство человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях организовывать занятия физическими упражнениями, ведения здорового образа жизни, содействующего оптимизации работоспособности и повышению творческого долголетия (Концепция структуры и содержания образования по физической культуре).

Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие:

  • забота о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности);

  • наличие знаний о средствах достижения этой цели, умений эффективно применять их на практике;

  • реализация на практике идеалов, норм, образцов поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;

  • готовность оказать помощь другим в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличии для этого соответствующих знаний, умений и навыков;

  • интенсивность участия в физкультурно – спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

  • проявление самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

  • системность, глубина и гибкость усвоения научно – практических знаний по физической культуре для творческого использования;

  • широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворённостью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельности, её смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицательная связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется спонтанным использованием средств и методов физической культуры. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами – утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность – личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своём здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня – положительное осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно – спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагога. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении педагога. После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убеждённых в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно – эмоциональных нагрузках и после перенесённых заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем, а это является движущей силой развития его физической культуры.

Физическая культура личности проявляется в трёх основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает развитие личности «на себя», что обусловлено её социальным и духовным опытом, обеспечивает её стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура – основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство её субъективных проявлений.

Для достижения цели физической культуры применяются следующие группы средств:

  1. физические упражнения;

  2. оздоровительные силы природы;

  3. гигиенические факторы.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме, проявляются личностные отношения к физической культуре, её ценностям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *