Учение о методе бэкона

Учение о методе Декарта

Уже упоминавшегося французского философа Рене Декарта по праву считают основоположником современной западной философии.

Декарт родился во Франции в местечке Лаэ, учился в иезуитском колледже Ла-Флеш, получив образование по специальности «право». Декарт много путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. Он прожил скитальческую жизнь, почти 40 раз был вынужден менять место жительства. Он часто стремился к уединению, которое позволяло ему думать и развивать свой подход к философии.

Декарт старался создать философию нового типа, которая опиралась бы на фундамент конкретного знания. Он подверг критике все предшествующие философские традиции. Но в отличие от Бэкона Декарт обращался не к опыту, а к разуму. Основой для преобразования философии Декарт считал математику и ей отдавал предпочтение в своих исследованиях.

Этот мыслитель был экспериментатором и исследователем, поэтому многие историки науки не без оснований признают его не только философом, но и крупнейшим ученым. Он является создателем современной алгебры и аналитической геометрии, одним из творцов механики. Несомненны его заслуги в области физиологии, психологии, физики.

В «Началах философии» Декарт писал: «Вся философия подобно дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — все прочие науки, сходящиеся к трем главным: медицине, механике и этике.

Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

Идеал философии Декарта — не абстрактные рассуждения, а создание практической философии, которая позволяла бы людям, зная силу действия огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окружающих тел, использовать их для разных целей и сделать людей хозяевами природы. Декарт пытался приспособить философию к науке, а научное мышление связывал с философскими принципами, стремясь подвести под философию рациональную основу, научно обосновать основные исходные установки философии.

Декарт стремился систематизировать научное знание. За основу такой работы он взял следующий принцип: «Я мыслю, следовательно, я существую». Ход рассуждений Декарта таков: все необходимо подвергать сомнению, ибо сомневаться можно во всем, кроме мышления. Даже если предположить, что мои мысли ошибочны, все равно они заставляют мое сознание работать. Декарт использовал термин «мышление» для характеристики всей сознательной духовной деятельности.

В историю философии Декарт вошел как мыслитель, использующий сомнение в качестве научного метода. Он называл его «светом разума». В трактовке сомнения Декарт ушел далеко от античных мыслителей, для которых был характерен скепсис, ироническое отношение к реальности. Декарт же рассматривал сомнение как средство построения прочного знания. Поэтому он призывал не доверяться авторитетам. Декарт обосновал метод, который помогал философу мыслить и находить истину.

Вот четыре правила метода, предложенного Декартом:

  • 1. Нельзя принимать за истинное ничего, что не познано таковым с очевидностью. Иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется нашему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает уже повода подвергать их сомнению.
  • 2. Следует делить каждую из исследуемых нами проблем на столько частей, сколько это возможно для лучшего их осмысления.
  • 3. Желательно придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых, постепенно восходя к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.
  • 4. Всегда полезно составлять перечни противоречий столь полные и обзоры проблем столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

Декарт утверждал, что в познании нельзя доверять чувствам. Философ, по его мнению, не должен считать ничего истинным, пока он в этом не убедится. Если он некритически доверяет чувствам, то он доверяет детскому воображению больше, чем прозрениям зрелого рассудка.

Возьмем, например, кусочек воска, рассуждает философ. Он совсем недавно извлечен из улья, еще сохранил сладкий вкус меда, содержащегося в нем, и слегка сохраняет запах цветов, с которых был собран. Его цвет, форму и величину легко определить. Он тверд, холоден, его можно держать в руке, и, если вы ударите по нему, он издаст звук. Словом, мы видим в нем всевозможные свойства, характерные для данного тела. Но вот, пока я говорю, его поднесли к огню: его сладкий вкус тут же исчезает, запах улетучивается, цвет меняется, форма теряется, величина возрастает, он становится жидким, горючим, его уже нельзя взять в руки, и, когда вы бьете по нему, не слышно никакого звука. Остался ли он тем же воском после таких изменений? Надо признать, что остался, никто в этом не сомневается, никто не скажет иначе. Но что же мы познали характерного в этом кусочке воска? Разумеется, не то, что я мог заметить при помощи моих чувств, потому что все, доступное вкусу, обонянию, зрению, осязанию и слуху, изменилось, а он тем не менее остался воском.

Декарт уделил значительное внимание и изучению человеческой природы. Например, он исследовал человеческие страсти, правда, эти душевные движения философа больше интересовали с физиологической точки зрения. Он полагал, что страсти отражают те или иные действия человеческого тела. Все многообразие человеческих страстей Декарт свел к шести основным: удивлению, любви, ненависти, желанию, радости и печали. Декарт полагал, что главное в человеческой природе — целесообразная деятельность и речь, хотя, разумеется, человеческая природа не исчерпывается этими важными свойствами.

Влияние Декарта на последующее развитие философии огромно. Учение Декарта и различные направления в философии, развивавшие его идеи, получили название картезианство (от латинизированной формы его имени — Картезий).

  • Учение — совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности , учение о методе, учение о порядке, учение эволюционное и др.); система воззрений ученого, мыслителя… Начала современного Естествознания
  • Учение — овладение новыми психическими орудиями и действиями — , за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром… Психологический словарь
  • Учение — основная, наиболее эффективная форма достижения полевой, морской н воздушной выучки соединений, частей, подразделений и органов управления, тактической и оперативной подготовки командующих и офицеров штабов и… Словарь военных терминов
  • Учение — высшая и наиболее эффективная форма морской, полевой, воздушной выучки частей и органов управления, тактической и оперативной подготовки командиров и офицеров штабов и управлений… Морской словарь
  • РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ — ™’ программное произведение Декарта, в сжатом виде представляющее основные темы, вопросы и положения его философии, методологии, морали и естествознания… История философии
  • лао учение — ХУАН — ЛАО УЧЕНИЕ См Даосизм… Китайская философия. Энциклопедический словарь
  • учение — см…. Китайская философия. Энциклопедический словарь
  • РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ… — «РАССУЖДЕ́НИЕ О МЕ́ТОДЕ…» – соч. Декарта, в к-ром сжато изложено его филос. учение… Философская энциклопедия
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение — учение, доступное только посвященным, которые не имеют права распространять его дальше. Тайными учениями считаются, напр., евр. каббала, древнегреч. мистерии, гностические учения… Философская энциклопедия
  • Учение — 1) деятельность человека, заключающаяся в усвоении знаний и овладении умениями и навыками, одна из сторон процесса обучения … Большая Советская энциклопедия
  • УЧЕНИЕ — …. Большой энциклопедический словарь
  • Учение — Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Близкие темы: Глупость * Знание * Мудрость * Невежество * Образование * Ум * — Прежде всего следовало бы учиться тому, что… Сводная энциклопедия афоризмов
  • учение — сущ. Пост. пр.: нариц.; неодуш.; абстр.; ср. р.; скл. на -ие/-ий. ЛЗ Уточнение — действие по глаголу уточнить. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост… Морфемно-словообразовательный словарь
  • учение — Пр. об уче/нии… Орфографический словарь русского языка
  • МЕТОДЕ — МЕТОД… Первая часть сложных слов со знач. относящийся к методике, методический, напр. методобъединение, методкабинет, методразработка… Толковый словарь Ожегова
  • УЧЕНИЕ — УЧЕ́НИЕ, -я, ср. 1. см. учить, -ся. 2. Совокупность теоретических положений о какой-н. области явлений действительности. Философские учения. У. Дарвина. 3… Толковый словарь Ожегова

Учение Рене Декарта о методе рационализма

Французский мыслитель Рене Декарт (1596—1650). Главное, что сближало Бэкона и Декарта, — это разработка проблем методологии научного исследования, стремление к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Однако бэконовская методология была эмпирической, опытно-индивидуальной. Метод же Декарта можно назвать рационализмом. Основные произведения: «Начала философии», «Правила для руководства ума».

Научные открытия, по мнению Декарта, совершаются не вследствие опытов, сколь искусными бы они ни были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты.

Рационализм Декарта основывается на том, что, будучи одним из великих математиков своего времени, он выдвинул идею всеобщей математизации научного познания.

Суть метода Декарта сводится к двум положениям.

Во-первых, в познании следует отталкиваться от интеллектуальной интуиции, рождающейся в здравом уме, знания настолько простого и отчетливого, что оно не вызывает никакого сомнения.

Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок получаем определенное следствие. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

Декарт сформулировал следующие 3 правила дедуктивного метода:

  • — Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.
  • — Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.
  • — В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Четыре правила познания истины:

  • — Истинно то, что очевидно и отчетливо. Постичь истину до конца можно только интеллектуальной интуицией.
  • — Сложные идеи нужно раскладывать на простые.
  • — Идти от простых истин к сложным.
  • — Расчлененные простые истины связывать с помощью интуиции.

Существуют три класса идей:

  • — появляющиеся извне (потусторонние);
  • — образуемые человеком (фантазии);
  • — врожденные идеи (от Бога).

Бытие образует две субстанции:

  • — материальная, ее атрибут — протяженность;
  • — духовная, атрибут — мышление.

Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Провозгласив сомнение в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон). Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем допустить, писал Декарт, что положение «Я мыслю, следовательно, я существую» и есть представление о том, что мышление, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знания о мире. Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств, — с другой.

Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развиваться, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии — онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании — гносеология. Гносеология должна опираться на учение о бытии — онтологию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объективного мира. Он же — создатель человека. Человек у Декарта — машина, но созданная более умелым творцом (Богом). В крови есть тонкие жизненные истечения (духа). Они поднимаются до мозга, а от него — к мышцам, в результате происходит движение. Декарт ввел понятие рефлекса.

Но и у человека есть душа — основа сознательной деятельности.

Через веру и волю человека Бог гармонично сочетает его душу и тело.

Принцип ясности и отчетливости знания гарантирован у Декарта существованием Бога — совершенного и всемогущего, вложившего в человека свет разума. С признанием Бога в качестве источника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных идеях. К ним Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур.

Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения — благодати. Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободой воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы конечного человеческого разума. Однако из этих идей Декарт не делает агностических выводов. Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания всей окружающей его действительности.

Познание и опыт. Фрэнсис Бэкон

Родоначальником новой философии был английский мыслитель Фрэнсис Бэкон, который начинал свои рассуждения с критики предшествующей XVII в. философии, говоря, что она довольно мало продвинула людей по пути познания и слабо способствовала прогрессивному развитию. Вместо того чтобы дерзновенно проникать в тайны природы, старая философия занималась какими-то отвлеченными мудрствованиями и поэтому топталась, по большому счету, на одном и том же месте. Прежде всего следует подвергнуть решительному пересмотру, а если надо и отрицанию, всю предыдущую философию, после чего построить принципиально новую, отвечающую требованиям эпохи.

Главный недостаток древнего философствования, по мнению Бэкона, заключался в несовершенстве метода, который и надлежало реформировать в первую очередь. Метод – это вообще способ выполнения чего-либо, основной прием реализации каких-то задач. Философский метод – это, стало быть, способ мышления или познания, путь, которым мы продвигаемся в постижении окружающего. Методом старой философии была дедукция(от лат. deductio– «выведение») – такой способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного или конкретного случая. Любое дедуктивное умозаключение со времен Аристотеля называется силлогизмом(от греч. syllogismos). Приведем пример: «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ смертен».

Фрэнсис Бэкон 1561–1626

В данном умозаключении (силлогизме) из общего правила («Все люди смертны») делается вывод для частного случая («Сократ смертен»). Как видим, рассуждение в данном случае идет от общего к частному, от большего к меньшему, знание сужается, и поэтому дедуктивные выводы всегда достоверны (обязательны, точны, безусловны).

За что же тогда критиковать дедукцию? Во-первых, говорит Бэкон, в основе любого дедуктивного умозаключения обязательно лежит какое-либо общее положение (» Вселюди смертны», » Всенебесные тела движутся», » Всеметаллы плавятся»). Но всякое общее утверждение всегда недостоверно и принимается нами на веру. Откуда мы, например, знаем, что все металлы плавятся? Можно расплавить, скажем, железо и быть уверенным в том, что оно плавится. Но справедливо ли сказать то же и обо всех остальных металлах, не проводя эксперимента с каждым? А вдруг не все металлы плавятся? Тогда наше обобщение будет ложным, а если оно лежит в основе дедукции, то и дедуктивный вывод окажется также ложным. Итак, первый недостаток силлогизма – непроверяемость его общих положений, из которых и делается заключение. Вовторых, дедукция – это всегда сужающееся знание, движение внутрь, а не вовне. Но ведь наша задача – открывать новые вещи и неизвестные пока истины, значит, рассуждение обязательно должно идти вширь, охватывая доселе неведомое, знание должно расширяться, и поэтому дедуктивный метод в данном случае совершенно неприемлем. Старая философия, говорит Бэкон, потому не продвинулась существенно в деле познания, что пользовалась дедукцией, рассуждая от большего к меньшему, а не наоборот.

Новая философия и наука, по мнению английского философа, должны принять на вооружение иной метод – индукцию(от лат. inductio– «наведение»). Приведем пример индуктивного умозаключения: «Железо при нагревании расширяется, медь при нагревании расширяется, ртуть при нагревании расширяется, железо, медь, ртуть – металлы. Следовательно, все металлы при нагревании расширяются».

Как видим, из нескольких частных случаев делается одно общее правило, рассуждение идет от меньшего (всего три металла) к большему (все металлы), знание расширяется: мы рассмотрели только часть предметов из некоторой группы, но вывод сделали обо всей этой группе, и поэтому он всего лишь вероятен. Это, конечно же, недостаток индукции. Но главное в том, что она представляет собой расширяющееся знание, ведет нас от известного к неизвестному, от частного к общему и поэтому способна открывать новые вещи и истины. А чтобы индуктивные выводы были более точными, необходимо выработать правила или требования, соблюдение которых сделает индукцию намного совершеннее. Важное достоинство этого метода заключается также в том, что в основе его всегда лежат не общие, а частные положения («железо плавится», «Юпитер движется», «метан взрывоопасен», «у березы есть корни» и т. п.), которые мы всегда можем проверить экспериментально и потому не сомневаться в них, тогда как общие положения дедукции всегда принимаются нами на веру, вследствие чего и являются сомнительными.

Индуктивный путь познания представляет собой, таким образом, постепенное наращивание или обогащение нашего знания, собирание информации об окружающем мире по частям, по крупицам, которое происходит только в процессе каждодневной жизни. Знание накапливается только в результате жизненного опыта, постоянной практики: если бы мы не контактировали с миром, то никаких представлений о нем в нашем сознании не было бы, так как оно изначально (при рождении человека) совершенно пустое – младенец не знает ровным счетом ничего. Но по мере своего роста он видит, слышит и осязает все, что его окружает, то есть постепенно приобретает некий жизненный опыт и, таким образом, его ум наполняется образами внешнего мира, представлениями о нем, мыслями, обогащается рождающимся знанием. Поэтому вне опыта, без него или независимо от него невозможно приобрести какую-либо информацию, что-то узнать. Опыт (от греч. empeiria) и индуктивный метод философского познания, предложенный Бэконом и опирающийся на опыт, получили название эмпиризм. Эмпирическое философствование – это выведение знания из окружающего мира в процессе жизненного опыта и последовательное наполнение изначально пустого или чистого человеческого ума различными представлениями и информацией.

В данном случае источником познания является внешний мир, в сознании человека нет никаких доопытных знаний, а значит, нет и никакой реальности вне и помимо чувственного мира (воспринимаемого органами чувств), из которой можно было бы такие знания получить.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1. Ф. Бэкон: учение о методе.

Одним из первых, кто противопоставил категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). Его часто называют последним крупнейшим философом Возрождения и зачинателем философии нового времени.

Ф. Бэкон впервые сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. «Истина – дочь Времени, а не Авторитета» — бросает Бэкон свой знаменитый афоризм. Отныне, по его мнению, открытия надо искать в свете Природы, а не во мгле Древности.

Поиск метода для получения позитивного научного знания – является одной из главных проблем, которую стремился решить Ф. Бэкон. Основные его идеи изложены в таких работах: «Новый Органон наук», «О достоинстве и приумножении наук», «Новая Атлантида». В них разрабатывается философская доктрина, нацеленная на установление «царства человека» на основе естественных наук, технических изобретений и усовершенствований.

В противоположность дедуктивной логической теории аристотелевского «Органона» Бэкон обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент и определённая методика их анализа и обобщения. Центральное место в методологической программе Бэкона занимают опыт и индукция. Научное знание, по мнению Бэкона, проистекает не просто из непосредственных чувственных данных, а из целенаправленно организованного опыта, эксперимента. Эксперимент даёт возможность ставить изучаемую вещь в искусственные ситуации, в которых наиболее отчётливо проявляются те или иные её признаки.

Бэкон выделял два типа опытов – «плодоносные» и «светоносные». Первые – приносят непосредственную пользу человеку, вторые – приводят к новому знанию. Разработка методологии проведения таких экспериментов – несомненная заслуга Бэкона, хотя экспериментальный метод в естествознании был изобретён и применялся ещё Роджером Бэконом, Леонардо да Винчи, Галилео Галилеем. Ему принадлежит заслуга введения в широкий интеллектуальный оборот требования эмпирического обоснования знания.

Теорию «светоносных» опытов Бэкон изложил в «Новом Органоне» и она по существу смыкается с его учением об индукции, с попыткой решить сложнейшую проблему научно-теоретического обобщения эмпирического материала. При этом он обосновывает метод научной индукции, «которая производила бы в опыте разделение и отбор путём должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы». Метод индукции – это логический путь движения мысли, характеризующий переход знания частного к знанию общего. Этот метод, позволяющий разуму человека анализировать, разделять и разлагать природу, открывать присущие ей общие свойства и законы.

Теория индуктивного метода органически связана в учении Бэкона с его аналитической методологией, философской онтологией и учением о простых природах и их формах. Средства индукции предназначаются для выявления форм «простых свойств», или «природ», как их называет Бэкон, на которые, по его мнению, разлагаются все физические тела. Индуктивному исследованию подлежат, например, не золото, вода или воздух, а такие их свойства как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота и т.п. Такой аналитический подход в теории познания и методологии науки превратился в прочную традицию английского философского эмпиризма.

Как метод продуктивного открытия индукция должна работать по строго определённым правилам, как бы по некоторому алгоритму «почти уравнивая дарования и мало что оставляя их превосходству».

В пылу критики умозрительных абстракций и спекулятивной дедукции Бэкон недооценил рол гипотез и возможностей гипотетико-дедуктивного метода в науке. А этому методу, состоящему в том, что выдвигаются определённые постулаты и гипотезы, из которых затем выводятся следствия, проверяемые на опыте, следовали и Архимед, и Галилей, и Гильберт, и Декарт, и другие учёные. Опыт, которому не предшествует какая-то теоретическая идея и следствия из неё, просто не существует в науке.

Одной из важных проблем теории познания является проблема истины. При её решении Ф. Бэкон исходит из того, что Бог создал человеческий разум подобно зеркалу, способному отобразить всю Вселенную. Поэтому истина – это точное отображение предметов и явлений природы, а заблуждение – искажение этой зеркальной «копии» вследствие воздействия различных факторов, которые засоряют сознание и которые Бэкон называет «идолами» (ложные представления, предрассудки, понятия).

В «Новом Органоне» английский мыслитель выделяет факторы, которые порождают эти заблуждения. Среди них: «идолы рода», «идол пещеры», «идолы площади», «идолы театра». «Идолы рода» обусловлены человеческими чувствами и его разумом, которые часто обманывают нас, уподобляясь неровному зеркалу. Несовершенство органов чувств преодолевает, по мнению Бэкона, экспериментальный метод, который фиксирует явления природы в их независимости от чувств. К крыльям же ума надо подвешивать гири, чтобы он держался ближе к земле, к фактам. Эти идолы самые устойчивые; полностью искоренить их невозможно, но их можно нейтрализовать, максимально затормозив их действие.

Кроме «идолов», общих всему человеческому племени, у каждого человека имеется «своя особая пещера» — «идолы пещеры», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы» (индивидуальные особенности человеческой психики и физиологии, характер человека, его воспитание и т.п.). По Бэкону исправить опыт индивида может коллективный опыт. Часть заблуждений коренится, по его мнению, в несовершенстве и неточности языка – «идолы площади» – (неправильное употребление слов особенно распространено на рынках и площадях). Вместе с языком мы бессознательно усваиваем все предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений. И, наконец, многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мнений (прежде всего, по мнению Бэкона, взглядов Аристотеля) – «идолы театра». Это оказывает тормозящее воздействие на развитие научного знания. Но как ни могущественны и упорны все эти идолы, в основном они могут быть преодолены и познание объективной истины, утверждает Бэкон, возможно на основе построения новой науки и истинного метода.

Таким образом, учением об «идолах» Бэкон стремился очистить сознание исследователя от пережитков схоластики и создал предпосылки для успешного распространения знаний, основанных на опытном изучении природы. Тем самым он подготовил необходимый климат для И. Ньютона, который углубил экспериментально-индуктивную методологию Бэкона, создав на её основе классическую механику.

Учение Ф. Бэкона о методе и теория заблуждений.

С самого начала своей творческой деятельности Бэкон выступил против

господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину

«естественной» философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды

Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и

включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического

подхода к исследуемым явлениям и эмпиризмом. Он предложил обширную

программу перестройки интеллектуального мира, подвергнув резкой критике

схоластические концепции предшествующей и современной ему философии.

Старая философия бесплодна и многословна – таков был вердикт Бэкона.

Главным делом философа становятся критика традиционного познания и издание

нового метода постижения природы вещей. Он упрекает мыслителей прошлого за

то, что в их трудах не слышно голоса самой природы, созданной Творцом.

Методы и приемы науки должны отвечать подлинным ее целям – обеспечению

благополучия и достоинства человека. Обладание истиной обнаруживает себя

именно в росте практического могущества человека. «Знание – сила» – вот

путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии по мнению

Бэкона.

Бэкон выразил решение поставленной задачи в виде попытки «великого

восстановления наук», которую изложил в трактатах «О достоинстве и

приумножении наук», «Новом Органоне» и других работах по «естественной

истории», рассматривающих отдельные явления и процессы природы.

«Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает и

понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает

и не может ничего», – этим афоризмом Бэкона открывается его «Новый

Органон». Возможности человеческого разумения и науки совпадают, поэтому

так важно ответить на вопрос: какой должна быть наука, чтобы исчерпать эти

возможности?

Учение Бэкона разрешает двуединую задачу – критически проясняет

источники заблуждения традиционной, не оправдавшей себя мудрости и

указывает на правильные методы овладения истиной.

Поскольку знания, получаемые нами, не всегда бывают истинны, то

предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, очищение разума

человека от заблуждений. Эти препятствия на пути познания он называет

идолами и выделяет 4 их вида:

— Идолы рода – это ошибки, обусловленные наследственной природой человека.

Мышление человека имеет свои недостатки, т. к. «уподобляется неровному

зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи

в искривленном и обезображенном виде». Если в человеческом мире

целевые (телеологические) отношения оправдывают законность наших

вопросов: зачем? для чего? – то те же вопросы, обращенные к природе,

лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все подчинено только

действию причин, и здесь законен лишь вопрос: почему? Наш ум следует

очистить от того, что проникает в него не из природы вещей. Он должен

быть открыт Природе и только Природе. К идолам рода Бэкон относит и

стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям.

— Идолы пещеры – это предрассудки, которые свойственны отдельному человеку

или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений.

Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности,

другие склонны отдавать предпочтение новому. «Человеческий разум не сухой

свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное

каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает…

Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и

портят разум»

— Идолы площади (рынка) – это ошибки, порождаемые речевым общением и

трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают

потому, что слова – это только имена, знаки для общения людей между

собой, они ничего не говорят о сути самих вещей. Поэтому и возникают

бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.

— Идолы театра (теорий) – это заблуждения, связанные со слепой верой в

авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь

Бэкон имел в виду систему Аристотеля и схоластику, слепую веру, которая

оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он

называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные

философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на

умы людей, – это, по его мнению, своего рода «философский театр».

Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков,

открытый и внимающий опыту – таково исходное положение бэконовской

философии. Для овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному

методу работы с опытом, гарантирующему нам успех. Поэтому главным шагом в

реформе науки, предлагаемом Бэконом, должно было стать совершенствование

методов обобщения, создание новой концепции индукции.

Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании

новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы на основе их

наблюдения, анализа, сравнения и дальнейшего проведения эксперимента.

Только с помощью такого метода, по мнению Бэкона, можно открывать новые

истины. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности

этих двух методов познания: «Два пути существуют и могут существовать для

отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к

наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой

истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем пользуются и

ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь

непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приводит к наиболее общим

аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *