Личность как социальная система

Личность как социальная система. Структура личности Типы личности

Социализация личности. Социальная роль, статус и активность личности.

Личность как социальная система. Структура личности. Типы личности.

Вопросы

3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления.

На современном этапе развития общества значительно возросла роль личности в социальном прогрессе. В этом одна из основных причин повышенного внимания ученых различных школ и направлений к проблемам личности. Пока следует констатировать, что наука крайне мало знает о таком социальном феномене, как личность.

Повышенное внимание к изучению личности диктуется требованиями жизни.

Во-первых, личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе. Во-вторых, социум в своей политике не может не учитывать многообразные интересы и потребности личности. Это тем более важно, что человечеством взят курс на демократизацию и гуманизацию всех общественных отношений. В-третьих, личность отражает достигнутый на данном этапе уровень развития общества. Она является своеобразным критерием реальных достижений и недостатков в развитии цивилизации. В-четвертых, с бурным развитием средств массовой информации, появлением новых социальных и психологических технологий возрастает опасность их использования в целях манипулирования поведением личности.

Одним из первых к пониманию новой роли личности как фактора исторического развития пришел А.Печчеи — руководитель Римского клуба.

По его мнению, перспективы исторического развития можно и нужно искать не вне, а внутри человека — во всей полноте его личности, развертывающей свои потребности и стремления. “Тайна личности, — писал Н.А. Бердяев не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек — микрокосмос и заключает в себе все” (Самосознание. М., 1990. С 11).

Исходным при определении социальной роли личности в общественном процессе является фундаментальное положение К.Маркса: «Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С3.).

Каковы личности, составляющие общество, таково и само общество. Но не менее верно и то, что каково общество, в котором живут личности, таковы и его личности. Вместе с тем следует отметить, что данное положение отнюдь не претендует на истину в последней инстанции. Так, академик РАН Н.Н. Моисеев считает, что наш общий предок — кроманьонец уже 30-40 тысяч лет тому назад не только физиологически был таким же, как современный человек, но и возможности его мозга были вполне сравнимы с нашими возможностями.

Таким образом, можно думать, что начиная уже с предледниковой эпохи интеллектуальные потенции индивида практически неизменны. В то же время коллективный интеллект не только продолжает развиваться, но это развитие происходит все возрастающими темпами (см.: Свободная мысль. 1996. № 1. С. 76-77).

Личность как социальная система. В общественных науках, в том числе социологии, понятие личности трактуется по-разному. Первоначально слово личность означало маску, которую надевал актер, затем самого актера и его роль.

Постепенно понятие «личность» наполнялось все большим многообразием смысловых значений. Свой отпечаток на такое положение накладывают новые экспериментальные данные смежных дисциплин — психологии и социобиологии. Эти науки пытаются объяснить сущность личности под углом зрения биологических и психологических факторов. Новые эмпирические данные о личности из области психологии, биологии и других наук обогащают и стимулируют социологию в изучении проблем личности.

В настоящее время существуют различные подходы к определению личности, пониманию ее сущности.

Выделим семь основных подходов: диалектико-материалистический, антропологический, нормативный, социологический, персоналистический, теория «зеркального Я», биолого-генетический.

Диалектико-материалистический подход. К концу 20-х гг. практически сформировалась диалектико-материалистическая концепция личности. Она оставалась доминирующей в СССР до конца 80-х. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Дилемма биологического и социального однозначно решается в пользу последнего: то, что дано природой, не является фатальной детерминантой, но может быть трансформировано социальной средой. Биологически данное — это всего лишь потенциальная возможность, которая реализуется в способностях только при содействии трех остальных факторов. Таким образом, личность рассматривается как крайне податливое образование, способное к гибким изменениям под воздействием социальных требований. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, т.е. в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии. Акцент на социальном и пренебрежение биологическим привело к гонениям на педологию, объявленную в 30-е гг. лженаукой.

Антропологический подход. При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида.

В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражение в трудах Л.Фейербаха. Он рассматривал человека как продукт природы, игнорируя при этом весь многообразный контекст социальных отношений личности.

В настоящее время в чистом виде такой взгляд почти не встречается. На позициях абстрактного антропологизма стоит по существу весь классический бихевиоризм. Он рассматривает человека как некое биосоматическое начало, которое определенным образом реагирует на стимулы внешней среды. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида. Он игнорирует определяющую роль социальной среды как фактора формирования личности.

Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека.

Отсюда даются определения, в которых личность характеризуется набором положительных черт, таких, например, как высокая нравственность, сознательность, ответственность, социальная активность и т.п.

Социологический подход. Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами.

Личность рассматривается прежде всего как объект и продукт социальных отношений.

В работах французских социологов Э.Дюркгейма, Л.Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

Персоналистический подход. В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность.

Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма. Согласно ей сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности.

Окружающая человека среда — природа и социальные отношения мешают уйти в свой неповторимый внутренний мир, мир «Я».

В современном индустриальном мире вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «Я» в массе, в толпе.

Крупнейшими представителями экзистенциализма являются Хайдеггер, Сартр, Ясперс и другие. Экзистенциалисты отождествляют личность с индивидуальностью.

Теория «зеркального Я». Ее автором является американский социолог, один из основоположников теории малых групп Ч.Х.Кули (1864-1929).

Данная теория исходит не из внутренней характеристики человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов.

Кули считал признаком истинно социального существа способность выделить себя из группы и осознавать свое «Я». Обязательным условием этого является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Не существует чувства «Я» без соответствующего ему чувства «Мы», «Он» или «Они».

Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его «Я», которые складываются у других людей. Другие люди — это зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Личность же представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. Его собственное «Я» — воспринятое зеркальное отражение, сумма тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих.

«Я» включает: 1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку»; 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»; 3) вытекающее из этого специфическое «чувство «Я» вроде гордости или унижения («самоуважение»).

«Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

Дж.Мид ввел понятие «стадии» формирования «Я» — стадий принятия роли другого. В качестве этапов превращения индивида в рефлексирующее социальное «Я», выработки навыков отношения к самому себе как к социальному объекту (см.: Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С.104).

Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека заложено в его биопрограмме. Это примитивный детерминизм. При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как социального существа.

Вместе с тем исследования социобиологов и этнологов выделяют такие поведенческие стереотипы (склонность к межличностному общению, особенности сексуального поведения мужчины и женщины, альтруизм, агрессивность, лидерство и т.д.), которые ранее были уникальным достоянием человеческого существа.

Учет биологических, генетических качеств не означает отрицания важной роли социальной среды, культуры в развитии личности. За последнее время ряд исследователей в изучении личности делают попытки совместить несколько подходов. Чтобы избежать односторонности при определении личности, необходимо учесть несколько обстоятельств.

Во-первых, личность должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида.

Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения.

Несовпадения, противоречия и конфликты между биологически и социально запрограммированными системами поведения личности открывают относительную свободу выбора решений.

В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей.

В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.

В целом можно дать следующее определение: личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Каково соотношение социального и индивидуального в человеке?

Чтобы ответить на этот вопрос, дадим определение понятий «индивид» и «индивидуальность».

«Индивид» — это единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной группы).

«Индивидуальность» — это понятие охватывает те специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

Являются ли понятия «индивидуальность» и «личность» однозначными? На этот счет существуют разные точки зрения.

Выделим две основные. Первая трактует: каждый человек, обладающий сознанием и способный к самостоятельному действию, является личностью.

Согласно другой точке зрения только избранные люди, обладающие особыми качествами и способностями, являются личностями.

Такое утверждение является теоретически ошибочным. Во-первых, нет четких критериев определения особых качеств и способностей. Кто их может определить? Во-вторых, это утверждение практически вредно, так как приводит неизбежно к жесткому делению людей на «элиту» и безликую массу.

Совершенно прав А.С.Макаренко, который писал, что «…проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность. Если личность проектируется в некоторых людях по какому-либо специальному выбору, нет проблемы личности» (Макаренко А.С. Соч. Т.7. С. 13).

Социологическая наука подходит к личности как к исторически конкретной индивидуальной целостности.

Личность является субъектом общественных отношений. Она — своеобразная частица общества. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Личность при этом никогда не поглощается обществом. Личность — суммарное выражение социальных качеств индивида.

Исследование личности немыслимо без изучения ее структуры.

Таким образом можно познать взаимодействие личности с обществом.

В структуру личности исследователи относят разные элементы. По этому вопросу нет единства. Но чаще среди них называются такие, как индивидуальное сознание, ценностные ориентации, социальная деятельность, культура, определенная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки и другие.

Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием.

По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал.

Для индивида общественное сознание представляется в виде суммы знаний и опыта, норм, оценок и традиций.

Индивидуальное сознание отличается от общественного не только меньшим объемом, но и способом отражательной деятельности, хранения информации.

Это обусловлено своеобразием внутреннего мира человека.

Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними понимаются более или менее общепризнанные поведенческие стандарты. Понятие социальные ценности было введено в социологию М.Вебером. В дальнейшем Т.Парсонс и другие структурные функционалисты рассматривали общность социальных ценностей как важнейший принцип, на основе которого достигается социальное согласие.

Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов личности.

Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль. (Эти категории рассмотрим во 2-м вопросе данной лекции.)

Типы личности. Под типом понимается обобщенный образ, характерные черты определенной группы людей или образцы моделей для групп предметов, явлений и личностей.

Социальный тип личности — это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Различные условия в положении людей порождают целую систему типов сознания и поведения, а стало быть, и систему типов личностей.

Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

Но типические особенности зависят не только от объективной предопределенности положения личности, но и от отношения личности к своему положению.

Люди, принадлежащие к одному социальному типу, могут быть добрыми и злыми, веселыми и угрюмыми. Но решающие поступки они совершают примерно одинаковые в силу своих интересов.

В 1914 г. Э.Шпрангер описал шесть «идеальных типов» личности, оговорив, что в чистом виде они не встречаются, а являются лишь тенденциями. Вот они: 1) теоретический — стремление к познанию; 2) экономический — поиск полезности и стремление её реализовать; 3) эстетический — стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению; 4) социальный — стремление к общению, в том числе к любви; 5) политический — воля к власти и желание подчиняться ей; 6) религиозный — поиск высшего смысла жизни. Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много степеней и форм проявления. Так, касаясь религиозного типа, он подчёркивает, что это «может быть человек, который не принадлежит ни к одной вере, ни каких обрядов не выполняет, а именно человек, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину. И к этому типу он причисляет Спинозу и Джордано Бруно (см.: Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М.,1982. С.80).

Некоторые отечественные социологи считают, что сложившаяся в 30-е гг. форма социалистической организации общественной жизни породила отвечающий командно-административной системе тип личности.

Этот тип характеризуется такими чертами, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям. В настоящее время в России идёт формирование нового типа личности.

В заключение первого вопроса лекции можно сделать вывод о том, что человек — существо не только социальное, но и биологическое.

Личность — понятие преимущественно социальное. Оно характеризует человека как субъекта социальной жизни.

Личность — это пересечение индивидуального и социального. Каждый человек является личностью. Она продукт общественного развития. У личности есть и общие черты, не только индивидуальные.

Лекция 3 Личность как социальная система

Вопрос 1. Личность: социологический подход к проблемам личности, социологические теории личности, структура личности, социальные типы личности

То, чего не достает рабу — это признание личности

Гегель

Исходным понятием для всего социогуманитарного знания является понятие личности.

Разные рассуждения о человеке:

— насколько человек является существом сознательным, разумным;

— насколько он способен контролировать свои действия, жизнь;

— насколько осознанно он относится к тому, что с ним происходит.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Фи­лософия рассматривают личность с точки зрения её положе­ния в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целост­ности психических процессов, свойств и отношений: темпе­рамента, характера, способностей, волевых качеств.

Основная проблематика социологиче­ской теории личности связана с процессом

формирования личности и развитием её потребностей в связи с функционированием социальных общностей, ре­гуляции социального поведения личности, изучением взаимодействия личности и общества, лично­сти и группы.

В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся актёром в греческом театре. Термин «личность» образовался от латинского слова persona (маска актера, роль, лицо). В русском языке теперь уже устаревшее слово «личина» имеет аналогичное значение.

Для древних греков личность вне общины, вне полиса не существовала. В христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, а эпоха Ренессанса выдвигает на передний план самосознание, и личность практически отождествляется с понятием «Я».

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие

его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.

Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры.

В социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида.

Личность — это продукт развития человека в обществе, определённый результат включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы.

Человек – существо биопсихосоциальное.

«Компоненты» человека

1)биологически обусловленная подструктура(куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

3) подструктура социального опыта(куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

4) подструктура направленности личности(внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности – убеждения).

Личность – это «социальный компонент» человека

Понятие личностикак раз и выражаетсоциальную составляющую человека, хотя и сформированную на основе его биопсихологических задатков, но вырастающих из:

1) из системы связей и отношений групп и общностей, в деятельности которых он участвует;

2) из его воспитания и включенности в определенную культуру;

3) из его активности в определенных ситуациях.

Само понятие «индивидуальность» вводится для обозначения того особенного, специфического, неповторимого, что отличает одного человека от другого.

Стало очевидным, что в конкретно-исторических социумах и культурахв понятие «личность» вкладывается существенно различающееся содержание.Традиционное обществопредполагало слитость, единство человека с родом, общиной, выступавших каксоциальноецелое, вне которого индивид не мыслился как самостоятельный социально действующий агент. В этом случаеречьможно вести скорее только о коллективной личности. Собственно же единичная личность предполагает ту или иную степень автономности и свободы человека (в рамках юридически закрепленных и/или религиозно санкционированных прав и обязанностей) в своих действиях и поведении, персональную («личностную»)ответственностьза них.Таким образом, личности нет вне самореализации индивида, проявления им своей неповторимой индивидуальности.

Следствием сказанного становится применение термина «личность» на уровне здравого смысла только для характеристики человека, обладающего развитой индивидуальностью.

В социологии понятие личность объясняется на трёх уровнях:

1) как носитель социальности вообще;

2) как представитель определенной культуры, социальной общности и группы;

3) как индивидуальность.

К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся:

  1. социально определенная цель его деятельности;

  2. занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли;

  3. ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности;

  4. система знаков, которую он использует;

  5. совокупность знаний;

  6. уровень образования и специальной подготовки;

  7. социально-психологические особенности;

  8. активность и степень самостоятельности в принятии решений.

Подходы к пониманию личности в социологии:

Личность как социальная система

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Введение

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Впрочем, не только в социологии, но также и в философии, психологии, социальной психологии и во многих других дисциплинах.

Развитие представлений о человеке как личности прошло несколько этапов. Согласно древневосточным учениям (даосизм, VII – I вв. до н.э.) человек занимает срединное положение в мире, соединяя в себе мужское и женское, активное и пассивное начала, твердость и мягкость, покой и движение. Человек еще не ощущает границ собственной личности, он – лишь последнее звено саморазвития мира.

Древнегреческие философы (Сократ, Платон, Демокрит, VI – IV вв. до н.э.) отделили индивида от космоса. Они первыми осознали, что каждый человек рационален, обладает внутренним «Я», центром которого является разум.

В период Средневековья человек рассматривается как Храм, созданный по образу и подобию Бога. Мыслители эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) провозгласили свободу и суверенность человеческой жизни. Возрождение утвердило разум как высшее достоинство человека. В этот период зарождается понятие индивида – свободного человека, предпринимателя, купца, наемного работника.

По мнению историков, понятие «индивидуальность», как и понятие «личность», появилось 200 – 300 лет назад, т. е. в эпоху Просвещения. Просвещение продолжило начатую в период Возрождения борьбу за установление «царства разума», политических свобод и гражданских прав человека. Именно с периода ранних буржуазных революций происходит постепенное возвышение личности в европейской философии.

Философия рассматривает бытие человека в широком историко-теоретическом плане, исследует «вечные» вопросы – о смысле жизни, сущности человека, его целях и идеалах. Причем в качестве философской категории выступает именно «человек» как родовое понятие, отличающее разумное существо от остальных природных явлений. Однако человек – это и носитель социальных качеств и свойств, сочетание которых определяет его как личность. Именно в таком смысле «личность» является предметом изучения социологии.

Личность как социальная система

В социологии принято различать понятия «человек», «индивид», «личность». «Человек» означает принадлежность живого существа к роду человеческому. «Индивид» включает неповторимые, уникальные свойства человека, отличающие его от другого человека. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания не природной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.

В социологии Личность определяется как:

· системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

· субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

40 тысяч лет назад у человека сформировались те фундаментальные признаки, которые отличают его от животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение оружием труда и многое другое. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел последние сорок тысяч лет связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений.

На протяжении девятнадцатого века лучшие умы в области биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри «яйца» — подобно «микроскопической гомункуле», находящейся внутри человека. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли, будет ли человек заносчивым хвастуном, преступником или благородным рыцарем.

В первой половине двадцатого века накопилось такое количество новых фактов, что вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось, врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Точно также родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автоматически не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения. Таким образом, давняя проблема соотношения биологического и социального в человеке, которую намеревались окончательно решить в девятнадцатом веке при помощи точных наук, так и не была решена. В двадцатом веке она приобрела еще большую остроту. Сегодня ученые склоняются к тому, чтобы признать эту проблему в принципе решаемой. При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

1) природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

2) биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;

3) наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя и не все биологическое наследственное);

4) социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.

Психоаналитическая теория (З. Фрейд)

На сложность и многоплановость структуры личности обратил внимание З. Фрейд в начале ХХ столетия. З. Фрейд сделал попытку связать биологические начала и социальные.

В структуре личности З. Фрейд выделил три основных психических компонента – «Оно», «Я» и «Сверх Я», лежащие в сферах бессознательного и сознательного.

Подсознание, или «Оно» (Ид) включает биологические потребности: сексуальные желания, отправление естественных надобностей, потребность в пище и т. д. «Оно» — зерно, из которого произрастают в процессе социализации «Я» и «Сверх Я». Это строительный материал личности, резервуар инстинктивной психологической энергии (либидо). Мы не можем заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но слова, проникающие в подсознание, искажают первозданный образ. Бессознательное, согласно З. Фрейду, принципиально не может проявиться словесно, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фантазиях, бреду. Нашим подсознанием правит принцип удовольствия. В каждом человеке сидит некий лодырь, который говорит: «Буду делать только то, что мне нравится». Это есть принцип удовольствия, нам приходится с ним постоянно бороться, часто делая то, что нам не нравится, что должен делать.

Сознание, или «Я» (Эго) – компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которые доставляют организму удовольствие, однако, все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных потребностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должен.

Так в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постоянно формируется его «Я», которым управляет другой принцип – принцип реальности. Он вынуждает его во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не доверять первому встречному, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только черствыми, бездушными, прагматичными, но так же предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого современного орудия – логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации во многом результат деятельности «Я».

Сверхсознание, или «Сверх Я» (Супер-Эго) Фрейда – это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, законы. «Сверх Я» — среда обитания нравственных чувств. Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», лишь относительны. Когда абсолютное люди превращают в относительное, в обществе наступает хаос, и культура разрушается. Нравственно существование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключительно в горизонтальной плоскости – в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыстная альтруистская любовь к ближнему и к Богу, сострадание, совесть, чувство вины и т. д., таким образом, сверхсознание – это нравственное сознание индивида, область идеальных ценностей. Силовое поле сверхсознания создано энергией альтруистской любви. Бескорыстная любовь к ближним труднодостижима, ибо противостоит столь естественному для человека эгоизму. Но без нее невозможно завершение строительства личности человека. Не все достигают вершин духа, многие сходят с дистанции очень рано. Великие духовные лидеры знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самосознанием, совершая небольшие нравственные поступки, формируют свою личность и укрепляют стабильность общества.

Все три элемента структуры личности характеризуются конфликтом. Бессознательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойные осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает для человека невыносимое напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов – вытеснения, рационализации и т. д.

А это значит, что если бессознательные инстинкты остановлены в одном из своих проявлений, то они неизбежно в другом должны произвести какие-то эффекты. Окультуривание этих эффектов производится на основе действия «Сверх-Я». «Сверх-Я» обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов, тех различных форм, в которые они выливаются, и, прежде всего, символов. Все, что человек делает, творит (произведения литературы, искусства), является, по Фрейду, символизацией вытесненных в «подполье» бессознательных потребностей.

Ролевая концепция личности

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания.

Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль – это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом.

Социологи различают предписанные и приобретенные статусы.

1. Предписанный – это значит навязчивый обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.

2. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (образование, профессия, квалификация и т. д. ).

Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Чаще главный статус обусловлен должностью личности, профессией. Профессионально-должностной фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое (банкир, инженер, адвокат).

Выделение главного статуса важно, так как определяет человека социально. Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество у личности, совпадает с тем статусом, который определяет как главный сама личность. Так, предприниматель может считать, что главное в его социальной характеристике имущественное положение. Но в общественном мнении, среди его знакомых, решающее значение может приобрести уровень его образования, культуры.

Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. В бюрократизированных обществах, где роль государства традиционно высока — статус начальника, руководителя, чиновника всегда более значим, чем в странах, где роль государства менее заметна.

Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов и, напротив, необоснованная заниженность других, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. Утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно-высокого престижа статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных связей мудрее, чем платят ей.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности, у молодежи. Это своеобразный монолит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «Я». Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия человека со стороны окружающих.

Социальный статус характеризует социальное значение человека, его прав и обязанностей. Дополнением этой категории служит понятие социальной роли — поведенческой характеристики человека, его личностных черт.

Социальная роль — это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т. е. типичное для людей данного статуса в данном обществе.

Например, статус преподавателя вуза — это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т. д. и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль, следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Иначе говоря, это деиндивидуализированные нормы поведения личности, представленные как необходимые черты личности, включая эмоциональные и психологические качества.

Каждый статус включает несколько социальных ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой — перед подчиненными. Во всех ролях он выступает в новом ракурсе.

Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Человек обладает сразу несколькими статусами, и исполняет при этом бесконечное множество ролей. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные роли, связанные с соответствующим статусом. Так, от преподавателя вуза будут ожидать не только по форме высокой квалификации, научной степени и т. д. , но и неформального стиля взаимоотношений, принятого в научной среде, манер и т. д. При этом необходимо отметить, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей.

Многообразие исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов:

1) внутриролевой конфликт. Примером такого рода конфликта может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или личности, которая под давлением обстоятельств исполняет роль не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих ролях, исполняемых личностями — от сантехника до преподавателя вуза — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к внутреннему стрессу;

2) конфликт может быть вызван различиями в трактовке личностью своей социальной роли и представлениями о социальной роли обществом. Он может быть вызван сменой социокультурной среды личностью. Например, смена места работы может привести к появлению эффекта «Чужака»;

3) конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети — низкой самоотдачи на работе, чтобы больше сил отдавать семье;

4) этот же пример справедлив для описания еще одного конфликта:

различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли;

5) конфликт между ролями, когда различные роли пересеклись в конкретной личности. Например, конфликт может возникнуть из-за несоответствия между ролью «отца» и «семьянина» и отдающего себя науке ученого-исследователя.

В каждом конкретном конфликте верх берет та социальная роль, которая в данной ситуации наиболее весома для личности. Каждая личность сама выстраивает свою собственную пирамиду предпочтений.

Любая личность в современном обществе испытывает ролевой конфликт, но она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подчинения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Социальные статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *