Теоретические основы государственного управления

Основы государственного управления. Теоретические основы государственного управления.

Государственное муниципальное управление– это наука, изучающая субъекты, объекты, механизмы, принципы и методологию государственного управления экономического и социального развитиям на государственном и муниципальном уровнях для достижения стратегических и тактических целей государства.

Всякое государство есть соединение трех начал: народа, публичной власти, территории.

Многие ученые понимают под государством:

Государство- соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Государство – организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных интересов в пределах территории.

Государство– выделившееся из общества организация суверенной, публичной власти и обусловленное социально – экономическим укладом общества, традициями, культурой.

Возникнув как продукт социально-культурной деятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой.

Эта система имеет четкую, внутреннюю организацию, специфический механизм взаимодействия ее структуры элементов.

Государство – особая суверенная территориальная организация политической власти общества, которая располагает специальным аппаратом (включая аппарат принуждения) и регулирует общественные отношения с помощью правовых норм.

Будучи универсальной формой организации общества, государство выступает в качестве субъекта и объекта самоуправления и управления.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.

  1. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (публична власть: чиновники, армия, полиция, суды, тюрьмы);

  2. Система налогов и займов. Они выступают основной доходной частью бюджета;

Бюджет:

  • На социальные нужды;

  • Содержание публичной власти

  1. Территориальное деление населения;

  2. Право;

  3. Монополией государство обладает на право творчества;

Монополией обладает на легальное применение силы физического принуждения, возможностью лишить жизни и свободы.

  1. Обладает определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта);

  2. Государство является единственным официальным представителем всего общества;

  3. Суверенитет – государство верховенствует на своей территории и независимость (единство, неприкосновенность границ, невмешательство во внутренние дела);

  4. Обладание символами;

МЕХАНИХМ ГОСУДАРСТВА.

Механизм государства – система государственных органов, призванных осуществить государственную власть, задачи и функции государства.

ЧЕРТЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА.

  1. Представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов взаимосвязанную между собой.

  1. Целостность государства обеспечивается едиными целями и задачами, которые объединяют разные государственные подразделения в единый механизм и ориентируют их на решение общих проблем.

  2. Основным элементом механизма государства выступают государственные органы, которые обладают властными полномочиями.

  3. Механизм, обладалорганизационным и и материальными ресурсами, обеспечивают достижение конкретных результатов.

СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА.

Структура механизма государства – внутреннее строение государства, порядок расположения его звеньев и элементов, соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура включает в себя:

  1. Государственные органы, которые обладают государственно-властными полномочиями на принятие общеобязательных управленческих решений. (Парламент, президент, губернаторы, министерства).

  2. Государственные организации, которые призваны осуществить охранительную деятельность государства. (Полиция, армия, органы безопасности (ФСБ)).

  3. Государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства (социальной, научной сферах- ВУЗы, школы, детские сады, больницы, театры, библиотеки).

  4. Государственные предприятия, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность.

  5. Чиновники – государственные служащие (управляют).

  6. Организационные и финансовые средства и принудительную силу для обеспечения деятельности государственного аппарата.

ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА.

  1. Теологическая.

— воля Бога.

В современных условия эта теория видоизменилась и нашла отражение в христианско-демократической концепцией государства. (Гегель, Победоносцев К.П.).

  1. Теория общественного договора (контрактная теория государства).

Государство является результатом договора между суверенным властителем и подданными.

Т.е. люди добровольно передают часть своих прав организации, которая защищает общественный порядок.

Эта теория определяет социальное предназначение государства.

(Эпикур (3 век до нашей эры), Руссо Ж.Ж. (18 в.)).

  1. Теория насилия.

Государство возникло в результате внешних завоеваний и политического насилия, которые приводят к улучшению социального неравенства, образованию классов и эксплуатации.

(Дюринг (19 в.), Оппенгеймер (сер. 20 в.))

  1. Антропологическая теория.

Государственная форма организации коренится в самой общ. форме человека. (Аристотель).

Наилучшие формы: монархия, аристократия, умеренная демократия.

Наихудшие формы: тирания, олигархия, охлократия.

  1. Патриархальная теория.

Государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен в большие целостности вплоть до государственных образований.

Государство – опекун. (Конфуций 5 в. до н.э.).

  1. Марксистская теория (Энгельс, Маркс, Ленин).

Государство возникает в результате деления общества на классы и отражает интересы господств государства.

Образованная частная собственность приводит к общественному неравенству, в результате чего общество разделяется на антагонистические классы и господствующий класс создает государство для подчинения неимущих.

В настоящее время основой современного стиля является либерализм или неолиберализм.

В основе либерализма лежит свобода личности, защищенная правами на частную собственность, гарантом которой является государство.

Неолиберализм признает идею свободы личности, но не увязывает это с трудовой теорией стоимости.

В 19 в. на смену пришла неоклассическая экономика, базирующаяся на предельной производительности и предельной полезности.

Эта теория обновилась после Второй Мировой войны – концепция монетаризма. (Фридман).

Согласно этой теории свободе личности угрожало государство.

В 40-е – 50-е стал развиваться встроенный либерализм. В рамках этой теории ограничена деятельность большого бизнеса государством. Государство не только планировало бюджет, но и владело многими отраслями промышленности.

В конце 60-х на смену встроенного либерализма пришел неолиберализм, который предполагал полное освобождение капитала от государства и социальных институтов.

ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Сама наука возникла в древнем Китае в античные времена.

Становление нации связано с развитием университетов в Австрии и Германии.

  1. Существенный вклад сделан А. Вивен, была создана школа администрации.

Государство выполняло организаторские функции, и поэтому стала развиваться наука об административном праве, которая рассматривала совокупность правовых норм, предназначенных для урегулирования отношений связанных с деятельностью органов государственного управления.

Основоположником американской школы является Вудди Вильсон. Он обосновал необходимость высокого профессионализма в государственном управлении, требования к подбору государственных служащих, разработал модель административной эффективности, предложив исправить в государственном управлении методы организации и управления в бизнесе.

  1. Школа поведенческих наукна базе развития социологии и психологии, с целью повышения эффективности человеческих ресурсов организации. (Маслоу)

  2. Школа количественного подходак управлению. Связана с внедрением в науку управления методов точных наук (математика, информатика).

  3. Процессуальный подход в управлении. Предполагает, что управление это совокупность процессов, т.е. работ по подготовке, принятию управленческих решений.

  4. Системный подход. Любые объект и субъект управления рассматриваются в качестве системы взаимосвязных элементов.

  5. Ситуационный подходк государственному управлению (кейсовый подход), предполагает, что центральное место занимает ситуация, как конкретный набор обстоятельств, оказывающая значительное влияние в конкретный период времени.

ЭТАПЫ.

  1. 19-20 гг. – Вильсон, Вебер. Управление отдельная наука.

  2. 1920 – 1950 гг. – Файоль, Маслоу. Классическая школа.

  3. 1950 – настоящее время – новые подходы. Саймон,

МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.

  1. Федеральная бюрократия.

  • Аполитичность государственных служащих

  • Унификация аппарата государственного управления, описание должностных обязанностей государственных служащих

  1. Новое государственное управление (Нисканен В.)

  • Государственные служащие могут проявлять инициативу

  • Акцент на клиенто-ориентированную деятельность государственных органов

  • Открытость и прозрачность государственной службы;

  • Новые способы оплаты служебной деятельности на основе оценки эффективности и результативности;

ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

Отвечает на вопросы о том, на каких принципах и как территориально настроена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют друг с другом и какими методами она осуществляется.

Феодализм – монархия.

Буржуазизм – республика.

В зависимости от развития исторических событий меняется форма государственного строя.

Форма состоит из трех составляющих:

  1. Форма правления

  2. Государственное устройство

  3. Государственно-правовой режим

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

Характеризует порядок образования и организация высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и с населением.

Две ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ:

  1. Монархия – вся власть у одного человека.

  2. Республика – государственная власть передается коллегиальному органу, а не единому (сенат, парламент).

Власть сменяема, избираема;

Власть подотчетна и ответственна за результаты своей деятельности.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

Форма государственного устройства – внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

  1. Унитарное — форма территориального устройства, при которой его части являютсяадминистративно-территориальными единицамии не имеют статуса государственного образования

  2. Федеративное — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являютсягосударственными образованиями, обладающимиюридическиопределённойполитическойсамостоятельностью

  3. Конфедерация (союз суверенных государств)

Форма государственно-правового режима.

— отражает уровень и формы развития демократии.

Политический режим – методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия различных политических сил.

1. Авторитарный — форма правления(политический режим), при которойноситель власти(например,диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющимправо на власть.

2. Тоталитарный — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролюгосударстванад всеми аспектами жизни общества.

3. Демократический — политический режим, в основе которого лежит метод коллективногопринятия решенийс равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии

Функции государства.

Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач.

В зависимости от продолжительности действия функции делятся на:

  1. Постоянные – государство выполняет на всех этапах действия.

— экономическая

— защита границ.

  1. Временные – прекращающиеся действия с решением определенной задачи (связано с чрезвычайными ситуациями).

В зависимости от принципа разделения властей функции делятся на:

  1. Законодательные (правотворческие).

  2. Исполнительные (управленческие).

  3. Судебные

В зависимости от назначения функции делятся на:

  1. Основные (охрана общественного порядка).

  2. Неосновные (рассмотрение споров).

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни функция осуществляется, функции делятся на:

  1. Внутренние.

  • Функция обеспечения единой государственной власти в обществе.

  • Управленческая функция (политическое, административное управление).

  • Интегративная функция (реализуется на базе управленческой, государство разграничивает взаимоотношения социальных групп, коллективов, граждан, обеспечивает их единство, добивается достижения общественных компромиссов).

  • Хозяйственно-экономическая функция (для бизнеса).

  • Содействие воспроизводству человеческого фактора (поддержание правового развития системы здравоохранения, образования, науки, культуры).

  • Защита общества от разрушения внешних и внутренних факторов (внутренняя безопасность).

  • Информационная, идеологическая, экологическая, военная и экономическая безопасность.

  1. Внешние – функции международного сотрудничества и международных связей.

Функции государства, связанные с экономикой:

  • Правовая функция (создание правовых основ функционирования экономики и поддержание традиций экономического поведения).

  • Распределение государственных ресурсов для компенсации провалов рынка.

  • Функция перераспределения – изменение пропорций, распределение доходов и богатства в целях достижения социальной справедливости (через трансфертные платежи, налоги).

  • Стабилизационная функция (поддержание устойчивости основных макроэкономических параметров за счет государственных ресурсов).

— курс валют

-урегулирование безработицы

-урегулирование инвестиций

— поддерживание общественного объема денежной массы (рефинансирование).

  • Предоставление базовых общественных благ (здравоохранение, образование, законность).

  • Защита бедных.

  • Обеспечение социального страхования (пенсионное, медицинское, социальная , страхование от безработицы).

  • Функция координации деятельности частных представительных структур.

СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Государственное управление –в широком смысле, как один из типов социального управления, это деятельность государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами и институтами всех ветвей власти, но в различной мере и в различных формах.

Социальное управление– управление разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: семье, общественных объединениях и в государстве.

В узком смысле государственное управление:

— это форма осуществления функций государства, вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть.

— это воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.

В качестве системы государственное управление реализует 5 функций:

  1. Институциональная — через утверждение институтов для распоряжения властных полномочий.

  2. Регулятивная – через системы норм и законов, устанавливают общественные правила, чтобы регулировать поведение субъектов.

  3. Целеполагающая – через разработку и выбор приоритетных направлений развития (проекты).

  4. Функциональная – поддержка инфраструктуры государства.

  5. Идеологическая – формирует общенациональные идеи, которые призваны консолидировать общество государства (ВОВ, олимпиада).

Все функции реализуются через аппарат государственного управления.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ:

  1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

  2. Приоритет демократизма (участие граждан в формировании органов государственного управления).

  3. Приоритет разделения властей (для минимализации произвола властей).

  4. Приоритет законности.

  5. Приоритет гласности (информированность всего общества о практической деятельности органов государственной власти).

  6. Приоритет феодализма (выражает единство системы государственной власти и разграничение предметоведения между РФ, субъектами РФ и МОУ).

  7. Приоритет профессионализма.

  8. Приоритет сочетания коллегиальности и единоначалия.

  9. Приоритет сочетания выборности и назначаемости.

  10. Приоритет иерархичности – одни органы подчиняются другим.

Муниципальное управление– в виде местного самоуправления, действует в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивает защиту интересов граждан, которая основана на совместном их проживании на определенной территории.

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ГМУ.

Субъект ГМУ– тот орган (специально уполномоченный аппарат), который осуществляет свои функции на профессиональной основе.

Способы воздействия субъекта на объект.

  • Постоянное и эпизодическое.

  • Силовое и мягкое.

  • Радикальное и постепенное.

Объект ГМУ– социально-экономические процессы в обществе, общественные институты (фонды, поддержки).

*Общественная палата (попадают разные люди – физические и юридические лица).

Различные социальные группы, которые действуют на территории данного государства (представительство, бизнеса, союз поддержки малого бизнеса).

ПРЕДМЕТОМ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

— является территориальное образование, которое может выступать в роли государства, региона или другого территориального поселения, располагающего административными границами, являющиеся частью региона и наделенного формализованной способностью к самоуправлению.

Основу системы управления территориальными образованиями составляют: вертикальные и горизонтальные связи.

УРОВНИ И ВЕТВИ ВЛАСТИ.

Государственная власть – одна из форм социальной власти, в которую также включены личная, корпоративная, общественная власти.

Государственная власть – это отношение господства людей над людьми или к отношению подчинения всех членов общества воли одной узкой группы лиц.

РОЛЬ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ.

— власть – это та реальная сила, которая обеспечивает принятие и претворение в жизнь государственных решений.

Россия – федеративное, демократическое правовое государство с республиканской формой правления.

В основу системы государственного управления в России положены принципы:

  1. Принцип разделения властей

  2. Принцип комплементарности, который предполагает разделение государства на уровни управления.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

  1. Распространяется на все общество.

  2. Носит публично-политический характер (решение общественных дел).

  3. Опирается на государственное принуждение (применяет силу, чтобы защитить и сохранить законные цели).

  4. Осуществляется специальными лицами (политиками, чиновниками).

  5. Устанавливает систему налогов.

  6. Организует население по территориальному признаку.

  7. Характеризуется легитимностью, легальностью.

УРОВНИ ВЛАСТИ.

-вертикально упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимами делегирования полномочий от высших управленческих звеньев к низшим.

Уровни.

Государственный Муниципальный

  • Федеральный

  • Региональный

Ветви власти (зоны управления).

— горизонтально-упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей.

  1. Законодательная

  2. Исполнительная

  3. Судебная

Эффективности государственного управления.

Эффективность– соотношение результатов и издержек.

Различают несколько компонентов эффективности, которые можно количественно/качественно оценить.

  • Результативность, т.е. уровень достижения поставленных целей.

  • Экономичность, т.е. сокращение издержек и затрат.

  • Экономическая эффективность, т.е. соотношение результатов и издержек.

  • Степень воздействия – прямые и косвенные последствия действий.

3 уровня измерения эффективности работы в органах государственной власти:

  1. Выполнение стратегических целей. Отвечает: министерство и ведомство.

  2. Реализация программ/проектов. Отвечает: уровень высшего/среднего звена, руководители. (Министерства, начальник департамента).

  3. Решения оперативных задач. Отвечает: сотрудники государственных учреждений.

Теория государственного управления (К. С. Мухтарова, 2015)

1.1. Теоретический аспект управленческой деятельности государства

Деятельность государства представляет собой довольно сложный и многогранный процесс. Феномен государства изучается многими научными дисциплинами, к которым можно отнести макроэкономику, теорию государства и права, административное право, политологию, социологию, науку социального управления, конфликтологию и др. Каждая из этих наук изучает свой аспект многогранной деятельности государства.

Государственное управление представляет собой социальный феномен политически организационной цивилизации. Уровень развития социально-экономических отношений современного общества объективно требует соответствующего регулирования со стороны государства.

На рубеже XIX-XX веков произошло количественное увеличение задач государственного управления и обозначилось их качественное усложнение, особенно в период Великой депрессии 1920-1930-х годов.

В начале ХХI века началось переосмысление основной идеи государственного управления, что вызвано глобализацией экономики, проведением социальных реформ. Развитые страны мира переходят к постиндустриальному обществу, которое все больше становится информационно открытым. При этом происходит принципиальное обновление понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

Теория государственного управления – это самостоятельная научная дисциплина, изучающая управление общественной жизнью людей. Предметом этой науки являются проблемы сущности и специфики государственного управления, его законы, принципы, формы и методы, особенности субъекта и объекта государственного управления, а также функциональный анализ государства, деятельности его органов власти как политико-правового института управления обществом и складывающихся при этом политико-правовых и социальных отношений.

Предметная область этой научной дисциплины очерчена понятиями «государство», «политика», «государственное управление» и «власть». Следовательно, концепция, положенная в основу дисциплины, исходит из взаимосвязи политики, права, управления и власти. Отрыв политики от управления, противопоставление государственного управления политике породили двоякий подход в теории, который сводится к следующему:

– государственное управление – отрасль науки администрирования, то есть хозяйственное управление социально-экономическими процессами в государстве;

– государственное управление – это политическая наука.

Деятельность государства в области социально-экономического управления неразрывно связана с правовым регулированием общественных отношений и поведения людей. Отсюда юридический аспект теории государственного управления. Поэтому можно считать, что теория государственного управления – это социально-экономическая и политико-правовая наука.

Теория государственного управления – комплексная наука. Главной задачей при изучении теории государственного управления является овладение понятийным аппаратом. Анализ понятий в отношении закономерностей их формирования важен потому, что каждое понятие (термин, научная категория, дефиниция) несет большую функциональную нагрузку.

Научная дисциплина «Теория государственного управления» включает следующие понятия :

– общие понятия как государственное управление, государство как субъект управления, объект государственного управления; государственная власть; управленческая деятельность; управленческие отношения, характеризующие управление как основную функцию государства;

– понятия, которые рассматривают государственное управление как процесс функциональной деятельности; функции государственного управления, законы и принципы управления, формы, методы, средства и стиль управляющей деятельности;

– понятия, отражающие основные составляющие управленческого процесса и его этапы: политическое участие, политический выбор, политическая стратегия, целевое управление; государственное управленческое решение и принятие решения ;

– понятия, характеризующие источники, движущие силы, мотивирующие и блокирующие факторы управленческой деятельности и отношений, к которым относятся национально-государственные интересы, политические интересы социальных групп и общностей, конфликт интересов, общенациональные и групповые ценности, государственная политика ;

– понятия системы государственного управления, системы государственной власти, уровней субъектов управления и власти, централизации и децентрализации власти и управления, описывающие государственное управление в целом;

– понятия, описывающие внешнюю среду, в которой осуществляются разные виды государственного управления: социальное, политическое, правовое, экономическое, геополитическое и др. пространства, единицы социального времени.

В научной литературе управление подразделяется на виды по различным признакам. Так, в зависимости от сфер общественной жизнедеятельности выделяют: управление обществом в целом, экономическое управление, социальное управление, политическое управление, духовно-идеологическое управление; от структуры общественных отношений: управление экономическим и, соответственно, управление политическим, социальным и духовным развитием общества; от объектов управления: экономическое управление, социально-политическое управление, управление духовной жизнью.

По характеру и объему охватываемых управлением общественных явлений – называют: управление обществом, управление государством, управление отраслями, сферами национальной экономики, управление предприятиями, организациями, учреждениями, фирмами и т.д.

Среди всех видов управления государственное управление как результат общественного разделения труда занимает особое место, что объясняется некоторыми только ему присущими свойствами.

Таких свойств можно назвать три.

Понятие государственного управления характеризует область научного знания и сферу практической деятельности, связанные с решением проблем государственной организации и регулирования общественной жизни.

Государственное управление – это социальный феномен политически организационной цивилизации.

Социально-экономические отношения современного общества требуют соответствующего регулирования со стороны государства.

На рубеже XIX-XX вв. произошло количественное увеличение задач государственного управления и обозначилось их качественное усложнение. Особенно это стало значимым в 30-е гг. ХХ в.

С переходом цивилизации на постиндустриальную стадию развития с открытым информационным пространством началось переосмысление основной идеи государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. В начале ХХI века началось принципиальное обновление понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

Рациональное объяснение природы и сущности государственного управления с научных позиций предполагает его всестороннее рассмотрение во взаимодействии с окружающей социальной средой. Изучение социальной сферы, где реализуется государственное управление, означает, поиск ответов на вопросы о том, каковы характеристики гражданского общества и способы его влияния на властно управленческую деятельность государства. Фактически решается проблема соотношения публичной власти к государственной администрации и гражданского общества, т.е. взаимодействие политических институтов при реализации государственного управления.

Система государственного управления включает подсистемы целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает в себя организационные структуры государственного аппарата, систему государственной бюрократии, совокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д.

Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти и регламентированную юридическими нормами, вследствие чего, происходит непосредственная смена общественных состояний событий и явлений.

Организующе-регулирующее воздействие государства может быть подразделено на две составляющие: политическую и административную. В рамках политического управления решаются вопросы: что? зачем? почему? Административная составляющая представляет собой более конкретное проявление собственно государственного управления, решающего вопросы: как? при помощи чего?

Между политикой и государственным управлением имеется как тесная взаимосвязь, так и существенные отличия. Политика в значительной степени эмоциональна в том смысле, что чувствительна к общественному мнению, настроению широких масс людей, их сиюминутным устремлениям, подвержена влиянию текущих событий, зависит от предпочтений тех или иных лидеров, социальных интересов и т.д. Политики определяют нормативно-ценностные знания, обращенные на выяснение целесообразности государственных действий и на оценочные характеристики.

Государственное управление более рационально, т.е. функционально организовано и решает конкретные задачи. В нем основную роль играют нормативно-позитивные знания, направленные на анализ государственной деятельности и ее последствий.

Существует два полярных подхода к вопросу о соотношении понятий политика и государственное управление. В рамках первого подхода считается, что необходимо всячески минимизировать роль политики. Второй подход рассматривает государственное управление лишь как механизм воплощения политического курса, сформулированного высшими органами власти. Если первый подход превозносит свободный рынок и экономические методы регулирования, то второй подход отстаивает необходимость создания централизованной системы руководства и усиления мер административного характера.

Принято выделять три структурных уровня организации государственного управления:

1) высший (институциональный, политический) – он является пограничным между политикой и государственным управлением, на нем определяется общая политика государства и главные задачи ее осуществления.

2) средний (административный) – это сфера функционального управления. На этом уровне любой вид деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты (планирование, организация, мотивация, контроль).

3) низший (технологический) – здесь происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуются отдельные граждане, организации и общество в целом.

Профессионально-ориентационная область государственного управления сосредоточена на административном уровне и является посредником между сильно политизированным институциональным уровнем и аналитическим бюрократизированным, технологическим уровнем.

Понятие механизма государственного управления подразумевает функционирование системы государственного аппарата. Сущность данного механизма состоит в организации государственного управления, целью осуществления в деятельности механизма государственного управления является упорядочивающее воздействие на социальные процессы. Механизм государственного управления выражает отношение прямой и обратной связей между государственным аппаратом как субъектом государственного управления и общественной системой как объектом государственного управления. Организация государственного воздействия на общественную систему включает, с одной стороны, принципы, функции, методы, формы и стиль руководства, которые выражают содержание государственного управления; с другой стороны – кадры государственной службы, информацию и оргтехнику, обеспечивающие собственно управленческий процесс.

Важнейшей специфической особенностью механизма государственного управления является его закрепление в правовой форме. Правовое регулирование управленческих отношений в сфере государственного управления помимо нормативно-правовой основы включает управленческие правоотношения, акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторонами данных отношений, а также конкретное правовое опосредование в отдельных отраслях и сферах.

Но юридическая составляющая механизма государственного управления дополняется социальной составляющей. Эффективность управленческой практики определяется прогрессивными изменениями в социально-экономической сфере.

Государство, являясь субъектом управления, оказывает определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления. При всех различиях в трактовке государства и многообразии его проявления почти все исследователи выделяют заложенную в нем мощную властную силу . Действительно, государство потому и является государством и тем самым отличается от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе – по отношению к людям – государственная власть. А власть представляет собой такую взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин – материальных, социальных, интеллектуальных, информационных и других – добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают те или иные поступки и действия, строят свою жизнь. Власть есть средство функционирования людей любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.

Власть существует в семье, группе людей, их коллективе, она содержится в традициях, обычаях, общественном мнении, морали, где все это несравнимо с государственной властью, которая имеет правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего и средствами принуждения. Поэтому в государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею .

Специфическое свойство государственного управления – это его распространенность на все общество, оно распространяется даже за его пределами, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики. Часто данный тезис вносит путаницу в понимание управленческих решений, ибо рождает представления о том, будто бы государство вмешивается во все поступки и действия людей, управляет всеми их взаимоотношениями. В некоторой степени тоталитарное государство пыталось делать что-то подобное и то не оказалось способным его осуществить в силу невозможности установления тотального контроля над обществом, поскольку всегда оставалась, хотя и незначительная, сопротивляющаяся часть населения. Нормальный же вариант взаимосвязей государства и общества предполагает, что общественная жизнедеятельность людей обладает большим объемом свободы, самостоятельности и самоуправления. Но границы этой свободы, самостоятельности и самоуправления определяются наряду с общественными институтами и государством. Именно государство посредством законодательства устанавливает основные, общие, типовые правила поведения людей во всех сферах жизни общества и обеспечивает их соблюдение своей властной силой .

Государство регулирует общественные отношения, управляет обществом от имени общества. В этом заключается сущность его социального предназначения, Для продолжения существования человеческого общества необходимо обеспечивать постоянное производство и воспроизводство общественной жизни, что достигается наличием социального управления. Назначение государства как любой особой организации власти заключается в управлении процессами реализации стоящих перед обществом задач. Практически все проблемы теории государства прямо или косвенно связаны с сущностью государства, поскольку без помощи государства нельзя решить ни политических, ни экономических, ни социальных и других проблем общества.

Государство, будучи сложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению также свойство системности. В отличие от других видов управления государственное управление без этого свойства просто не может состояться. В нем задействованы десятки миллионов людей, множество государственных органов и других структур, а в них – большое число должностных лиц и иных служащих. В государственном управлении используются разнообразные и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Оно состоит из массы управленческих решений и организационных действий. Для государственного управления свойство системности приобрело принципиальное значение. Только его наличие придает ему необходимую согласованность, координацию, субординацию, определенную целеустремленность, рациональность и эффективность.

Таким образом, государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития, опирающееся на его властную силу . Любое определение сложного общественного явления всегда условно и ограниченно, так как неизбежно оставляет за пределами характеристики какие-то важные элементы и взаимосвязи. Достоинство предложенного определения государственного управления в том, что оно объединяет в логическую целостность, по крайней мере, три момента:

– государство рассматривается как системно организованный субъект управления;

– общество адекватно воспринимает управляющие воздействия со стороны государства и реагирует на них;

– управляющие воздействия образуют активные взаимосвязи между государством и обществом.

Государственное управление можно рассматривать как осуществляемую на профессиональной основе деятельность особой группы людей в политико-административной системе, реализующих волю государства на основе законов и иных нормативно-правовых актов по предоставлению и обеспечению конституционно-законодательных прав граждан по предоставлению общественных услуг в целях построения правового социально ориентированного государства.

Сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль. Окружающая среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов государственного управления и обеспечивает границы, объекты, формы и методы управления.

Отрасль государственного управления – это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством).

Сфера государственного управления – это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, планирование).

Государственно-правовой характер управления определяется следующими признаками:

• во-первых, в процессе управления осуществляются функции государства при соблюдении интересов государства и обеспечении прав и свобод граждан;

• во-вторых, функции управления осуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению и от его имени или другими субъектами, которым государство передает часть своих полномочий в сфере управления;

• в-третьих, все субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *