Специфика декоративно прикладного искусства

Специфика декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть культуры народа. Основанное на глубоких художественных традициях, оно органично входит в жизнь человека, благотворно влияет на его духовный мир, эстетические идеалы. Произведения народных мастеров и художников отражает самобытность народа, его эстетические взгляды о красоте, любовь к родному краю.

Л. Д. Рандэлии, изучая природу народного декоративно-прикладного искусства, выделяет его наиболее характерные признаки и принципы: утилитарность, тесное срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой, единства материала и технического приема, традиционность, коллективная природа творчества, ограниченная экономия художественных средств, близость к детскому творчеству, декоративность праздничность впечатления, при малочисленности сюжетов богатства их вариантов.

Данные принципы помогают уточнить важные стороны декоративно-прикладного искусства, с которым необходимо познакомить детей. Это прежде всего народный, национальный характер этого искусства. Знакомство с декоративно-прикладными изделиями разных народов помогает старшим дошкольникам осознать основные черты национального искусства, связать их с климатическими условиями, обычаями людей, образом жизни, характером работы. Так, дети узнают, что белорусскому народному искусству традиционно свойственные такие виды, как льняное ткачество, художественная вышивка, изделия из соломки. В России распространена резьба и роспись по дереву, в Грузии — обработка металлов различными способами. Северные народы Росси славятся своим искусством декоративной обработки меха и резьбой по кости.

Наличие произведений прикладного искусства в дошкольном учреждении, школе, дома, использование их в различных жизненных ситуациях помогает детям понять его многофункциональный характер.

Первая функция изготовления декоративного искусства, с которой можно познакомить дошкольников, — практическое использование предмета, выполненных народными художниками. Применение их в ежедневном быту выявляет прикладной характер искусства. При целенаправленной работе дети усваивают это легко и довольно рано.

Многие прикладные изделия одновременно являются средством оформления и украшения интерьера помещений (вторая функция). Являясь средством украшения, некоторые изделия, имеющие ярко выраженные национальные признаки, одновременно могут быть сувенирами. Это третья функция предметов народного промысла.

Еще в старинные времена для развлечения ребенка человек впервые сделал игрушки. У каждого народа они свои. У белоруса игрушки делались изо льна, соломки, глины; у русских из дерева и глины; у Северных народов из куска меха, рогов оленя и т. д. Но каждый народный мастер всегда стремился сделать игрушку хорошей, веселой, простой, прочной и удобной.

Многофункциональный характер произведений декоративно-прикладного искусства дети усваивают в повседневной жизни, учебном процессе. Успешное руководство декоративной деятельностью детей осуществляет педагог, знание им основных художественных закономерностей декоративного искусства.

1. Единство и взаимосвязь содержания и формы, художественности и функциональности, зависимость формы изделия от его назначения и материала.

Это закономерность хорошо улавливается детьми при сравнении предметов, близких по назначению, но имеющих свои специфические особенности, вызванные климатическими языками, традициями, образом жизни того или иного народа.

Хорошо выражена зависимость формы предмета от его назначения в белорусской керамике.

2. Сочетание традиционности с творческим характером декоративно-прикладного искусства, единство устойчивых мотивов из них интерпретацией каждым народным мастером, поиск новых форм, содержания на традиционной основе .

Чтобы дети могли понять эту закономерность декоративного искусства, в дошкольном учреждении необходимо иметь несколько вариантов изделий, украшенных мотивами определенной росписи. Например, для ознакомления с наиболее традиционными элементами белорусских тканей (линий, полос, клеток различной ширины и расцветки) нужны предметы одежды и обихода, украшенные вышивкой (фартуки, юбки, рубашки; полотенца, шторы, скатерти, салфетки). Они помогут воспитанникам понять особенности белорусской вышивки, увидеть взаимосвязь расположения орнамента с формой изделия.

Таким же образом подбираются предметы, украшенные Городецкой и хохломской росписями с хорошо переданными традиционными элементами, цветовой гаммой и композиционным строем.

Очень важно, чтобы один и тот же вид народного промысла был представлен вариационно. Например, хохломская роспись выполнена на красном, черном или желтом фоне, а Жостковские подносы — различной формы, конфигурации и композиционного построения узора. Хорошо, если дошкольные учреждения приобретут отдельные авторские работы. Признание современных мастеров определяет отличительная творческая манера, свое отношение к цвету, форме, композиции, собственная тема. Изделия из соломки В. Г. Гаурылюк легко отличить, от витого плетения А. Дмитраковой. В последней любимой темой являются разнообразные корзинки, конфетницы, сахарницы. В. Г. Гаурылюк в основном привлекают образы людей и животных, жанровые сценки.

3. Коллективная природа народного искусства.

Она обусловлена прежде всего тем, что им занимается не один человек, а коллектив — семья, мастерская, деревня. Отец учит сына, тот своих детей. Так обеспечивается преемственность традиционных устоев в искусстве.

Однако в коллективе, как правило, есть талантливый мастер, который не только использует все лучшее, что выработано поколениями народных умельцев, но и развивает, совершенствует традиционные элементы. Единство и взаимосвязь коллективного и индивидуального — основа развития народного искусства .

В дошкольном учреждении необходимо использовать такие формы работы, как встречи с народными мастерами, посещение выставок декоративно-прикладного искусства, что поможет малым не только убедиться в богатстве его видов и форм, но и почувствовать коллективный характер этого искусства.

4. Обобщенность и конкретность. Отсутствие натурализма. Стильность и простота.

Народные мастера никогда не создают реальных цветов, животных, птиц. Форма предметов в них всегда несколько стильная и упрощенная. Максимальная простота, точность силуэта, ясность, сдержанность формы и росписи определяют изделия, выполненные народным мастером. Детей надо учить видеть и выделять это.

Проявление натурализма — первый признак неточности и незаконченности работы. Натурализм свойственен вещам малохудожественным и неясным. Он свидетельствует об отсутствии у мастера настоящего художественного вкуса.

Таким образом, очень важно, чтобы педагог сам умел отличать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства от малохудожественных, примитивных. Четкость, традиционность, высокий художественный уровень — вот доминирующие черты художественных изделий. На сочетании традиционности с индивидуальным поиском новых форм и композиционных решений основана методика обучения детей различным видам народного промысла.

декоративный прикладной искусство воображение

Не всегда нужно выбирать между эстетикой и утилитарностью. Есть искусство, которое объединяет «прозу и поэзию» в одно направление. И это декоративно-прикладное искусство, это огромный мир с множеством творческих полюсов. Тем, откуда взялось ДПИ, какие его виды интересны (и почему), и появилось ли что-то по-настоящему новое в нем, спешим с вами поделиться.

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Этот термин слышали все, но с ходу сказать, чем же декоративно-прикладное искусство отличается от, например, изобразительного искусства, может не каждый. Латинское слово «decoro» означает «украшаю», и оно объясняет основное предназначение данного направления. Но слово «прикладное» не просто уточняет первую часть определения, а предлагает его иначе осмыслить.

Итак, декоративно-прикладное искусство – это собирательный термин, объединяющий в себе два рода искусств, декоративное и прикладное. Он охватывает такие отрасли художественной деятельности, которые соединяют в себе создание изделий с несколькими функциями. Эти изделия могут не только украшать (декорировать), их можно использовать (утилитарная функция).

Говоря проще, на картину на стене мы может только смотреть. Это чистая эстетика, которая в бытовом плане мало полезна. Проявления декоративно-прикладного творчества находят (или могут находить) практическое применение в повседневности.

Предназначение ДПИ:

  • соответствие эстетическим запросам;
  • расчет на художественный эффект;
  • оформление быта и интерьера.

На этих «трех китах» и стоит декоративно-прикладное искусство, ставшее источником вдохновения для миллионов людей вчера, сегодня и, вероятно, в будущем.

История зарождения и развития

Нельзя сказать, что ДПИ зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду. Уже в древних произведениях читается содержательность образов, уже заметно внимание, уделяемое эстетике, уже видна рациональность построения форм.

Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта. Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе. Что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его.

Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе.

В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным.

Народные традиции так сильны, что они влияют на ДПИ сегодня. До сих пор популярными становятся изделия из природного материала, с традиционными узорами и проверенными временем формой, настроением, цветовым решением. В восточных странах это сталь, бронза, ковры ручной работы, в южных странах – это керамика и конструкции из морских раковин, в Африке это ритуальные маски, в Прибалтике – это янтарные изделия, в Японии, Корее, Китае – фарфор, эмаль с искусными, тончайшими изображениями.

На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой, потому матрешка на Руси органична, хотя аналоги ее (а, скорее, предшественники) существовали в Японии. Но тематика, колористика, особенности обработки и росписи продиктованы местными художественными потребностями.

Виды декоративно-прикладного искусства

Народные промыслы и декоративное искусство связаны между собой, они питают друг друга. Комбинации получаются самые интересные и яркие.

Вышивка

Вышивание (вышивка) – один из самых распространенных видов ДПИ. Она издавна украшает одеяние человека и те тканевые изделия, что используются в быту. На скатертях, рушниках, салфетках, занавесках появляются красивейшие узоры, созданные преимущественно вручную.

Мало тех народов (если они вообще есть) одежду которых не украшает вышивание, потому география направления просто огромна. Первые образцы вышивки найдены на артефактах древних цивилизаций Азии, Европы и Америки. У каждого народа – свои особенности вышивки, свои узоры и решения, которые дольше, чем многие другие виды ДПИ, сохраняют эту народную идентичность.

И сегодня вышивка не утратила своего значения: на ярмарках ремесленников огромным спросом пользуются интерьерные игрушки с вышивкой, текстильный декор, сумки, одежда и т.д. В таких поделках совмещаются традиции, технологические возможности и мода времени. Образцы современной вышивки отлично вписываются в уютные интерьеры квартир и домов.

Рекомендуем посмотреть данное видео, посвященное истории вышивки.

Вязание

Один из самых старинных видов рукоделия – вязание. Самый древний вязаный артефакт, найденный в Европе, датируется 4 столетием до нашей эры. Но это только показатель развитости данного направления на тот момент. Что говорить, если даже в гробнице Аменемхета археологи нашли рисунок, который датируется не много, не мало, 19 столетием до н. э.: и на этом рисунке изображены женщины будто бы в вязаных жилетах. А в гробнице другого фараона найден детский носочек из шерсти, вероятно – вязаный.

В 13 столетии на Востоке случился настоящий «вязальный бум», со сложными орнаментами, необычайной геометрией решений. В Италии в то же время возникает популярность вязания как домашнего рукоделия. К 16 столетию вязание уже захватило всю Европу.

Сегодня вяжут спицами (круглыми и обычными), крючком. Интересно, что старинное ремесло стало формировать новую культуру: в Инстаграм необычайную популярность завоевывают аккаунты с вязаными коврами, пуфами, чехлами и корзинами. Это стало трендом, который настолько востребован, что мастера не справляются с потоком заказов.

Шитье

Шитье – еще один популярнейший вид ручного труда. Тысячелетиями люди шили исключительно вручную, и лишь с изобретением швейной машины и компьютеризацией технологии на стыке 20-21 веков ремесло превратилось в массовое производство. Но широкие возможности не убили ручное шитье.

Средневековая швейная машинка

Истории это вида ДПИ не один десяток тысяч лет. Первобытные люди прокалывали шкуры шилом из шипов (конечно, подобием инструмента), через отверстия шила они продевали сухожилия животных, и так получалось сделать одеяние для себя. Первую стальную иголку, считают исследователи, сделали в Китае, там же, еще в 3 столетии до н. э. придумали наперсток. В Африке люди вместо игл пользовались толстыми жилками пальмовых листьев.

Что же до древнерусского лицевого шитья, то за его развитие нужно быть благодарным Византии. Эта преемственность культур, которую нельзя отрицать. Сегодня шитье все так же волнует и увлекает: оно представлено и высочайшими технологиями, и настоящим искусством – высокой модой, и обычным рукодельным творчеством, доступном каждому.

Валяние

Валяние, что относится к декоративно-прикладному искусству, считается самой древней техникой изготовления текстиля. Первым валяным изделиям примерно 8 тысяч лет. Неизвестно точно, как древним людям пришла в голову мысль использовать найденную шерсть животных, но они начали ее художественно преобразовывать. Лишь натуральная шерсть имеет прядильные качества, и она же умеет свойлачиваться.

В процессе валяния шерсти получался войлок, и для множества народов (в особенности – кочевых) долгое время он был единственным текстилем. Из него делали ковры, юрты и чехлы, головные уборы и т.д. Для того, что традиционным способом сделать валяное изделие, нужно-то немного: грубая шерсть, мыло и вода, руки. Но в этих рука вся сила и жизнь, которую они вдыхают в материал.

Сегодня валяют, в основном, в двух техниках – по-сухому и по-мокрому. Войлок часто называют текстильной глиной, и это справедливое замечание. Сейчас валяние также перешло на новые площадки для презентации: в аккаунтах мастеров появляются милейшие игрушки из войлока, картины и панно, броши и украшения.

Ткачество

Еще одно древнейшее ремесло – ткачество. Его истоки в первобытнообщинном строе. Возникло оно с появлением сырья: кожа животных, трава, лианы, тростник, молодые побеги деревьев становились таким сырьем. Самой старой тканью, найденной археологами, считает материал (лен), обнаруженный у турецкого поселка Чатал Хюиюк. Ему насчитали 6500 лет.

Человек достаточно рано начал орнаментировать ткань – орнамент наносился вручную. Впоследствии его делали с помощью вышивки. Вершиной технологического открытия в этом деле был ткацкий станок, он мог быть как основным, так и вспомогательным инструментом ткача.

Особенно ценны образцы ткачества не только демонстрацией тяжкого труда, сложной технологии, но и теми узорами, что появлялись на изделии. Орнамент на одежде, поясах, рушниках был не просто красивым набором элементов – это шифр, код, в котором могло заключаться пожелание молодым или оберег мужу. В этом символизме не одна красота мысли, но и молитва, и вера, и забота о близких.

Станки не только в музеях – так сегодня можно сказать о ткачестве, традиции которого начали возрождаться сегодня. Все больше ремесленников увлекается этим ремеслом, в особенности – ковроткачеством. К слову, ковер на стене в спальне снова становится модным элементом интерьера. Но именно тот, что соткан вручную.

Выжигание

Самые старинные образцы выжигания по дереву датированы 700 г до нашей эры, они найдены в Перу. В любом магазине для творчества сегодня вы найдете набор для выжигания. Этим направлением увлекаются дети и взрослые, пирография востребована, и результаты художественного труда превращаются в красивые деревянные сувениры, декор для дома и не только.

Выжигание по коже – интересное ответвление ремесла. На кожаных изделиях пирограф словно плетет кружево. Такие изображения украшают портмоне, кошельки, обложки ежедневников, ремни и сумки. Мотивы фольклора чередуются с современными картинками. Это одно из самых доступных ремесел, которое могут постигать даже дети младшего школьного возраста.

Ковка

Художественная ковка приручила металл, из него стали делать изящные, очень тонкие вещи. История славит кельтские племена, которые, кажется, если не придумали ковку, так сделали ее известной. Горн и наковальня, ручник и кувалда – вот те инструменты, которыми пользуется мастер в создании изящных ворот, калиток, вывесок, козырьков.

Кованые элементы стали отличительными чертами барокко и модерна, и сегодня ковка становится изюминкой сооружения. К слову, в древности, чтобы стать кузнецом, нужно было не просто постигнуть азы ремесла. Оттачивали профессионализм мастера годами, не каждый осиливал эту задачу. У кузнецов в обществе был особый статус, они были обеспеченными и уважаемыми людьми. В 6 веке на Руси зародилась именно художественная ковка: оружие мастер украшал узорами, которые уникализировали вещь. И не только оружие!

Сегодня ковка ориентирована на запросы рынка. Но мастеров все так же ценят – от мангалов до беседок, а то и современных инсталляций заказывают тем, кто несет и хранит традиции предков и дает им новое осмысление.

Резьба

В России резьбу по дереву называли резным делом, а рисунок – ознаменкой. В разных точках мира было распространено это творчество, потому культурные перекрестки часто случались и появлялись уникальные образцы: например, в Троице-Сергиевой лавре инок Амвросий сумел соединить в своих резных работах восточный стиль, западный и традиционный русский. В российских традициях немало преемственности от византийской резьбы, а также от немецкой (с готическими мотивами).

Сегодня выделяют резьбу: сквозную, глухую, скульптурную, домовую, а также резьбу бензопилой. В последнее время особенно востребована скульптурная резьба, создаваемая на копировально-фрезерных станках.Какие бывают виды резьбы, а также как выбрать инструмент, читайте в нашей статье: Что нужно знать о резьбе по дереву своими руками, виды и тематика резьбы, инструменты и материалы, этапы работы

Лепка

Лепка как вид ДПИ существует практически с незапамятных времен. Неслучайно в Библии написано, что человека Бог сотворил из глины. Считается, что использовать глину человек решил, когда увидел собственный след на сырой земле. Сначала природный материал применялся как покрытие для плетеных корзин, потом из нее делали первую посуду.

Сегодня одно из самых древних ремесел живет и даже процветает. Открываются новые гончарные мастерские, а авторская керамика находит своего почитателя. Но лепят не только из глины. В конце 19 века преподаватель В. Харбатт изобрел пластилин, сначала он был просто серым, но все равно пользовался популярностью. Вскоре в пластилин стали добавлять цветные пигменты, и человечество получило самый доступный в плане лепки материал.

Между прочим, не только дети увлекаются лепкой из пластилина. Признанные мастера создают шикарные пластилиновые картины и панно, которые сравнимы с произведениями искусства.

Также сегодня очень популярна лепка из полимерной глины. Это самозатвердевающий материал, работа с которым проста тем, что не приходится мастеру думать о духовке. Глина сама затвердевает за несколько часов (обычно – не более суток)

Витраж

Термин «витраж» имеет французские корни, и переводится он просто – «оконное стекло». Это декоративная тематическая или орнаментальная композиция, которая делается из кусочков разноцветного стекла. Стекло это чаще всего расписано красками.

Долгое время витражи украшали, главным образом, церковные и монастырские сооружения. Постепенно их стали применять и в светских сооружениях. Когда точно появились витражи, сказать точно нельзя. Но исследователи полагают, что случилось это вскоре после изобретения самого стекла.

Витражи украшали готические храмы, придавая им еще больше мистичности, но с уходом эпохи готики они все так же были востребованы. И в истории 20 века существует много примеров того, как витражи преобразовывали образ здания. В России полюбоваться витражным великолепием можно, главным образом, в Санкт-Петербурге.

Более подробную информацию об истории витражного искусства вы узнаете из видео:

Мозаика

Мозаикой называют технику создания изображений и украшения различных поверхностей путем фиксации на основе кусочков материалов, которые отличались цветово, фактурно или текстурно. Мозаика считается разновидностью инкрустации.

История мозаики связана с 4 тысячелетием до нашей эры, и образцы ее найдены в оформлении шумерских городов Месопотамии. Большой интерес для ученых представляют и ранние античные произведения из морской гальки. В Древнем Риме мозаично выкладывали полы и стены богатых сооружений.

Традиционными мозаичными материалами считаются смальта, природный камень, металл и керамика. По способам укладки выделяют фиксации мозаичных элементов на бумаге и на сетке. Схожа технология с укладкой плитки.

Ювелирное искусство

История ювелирного искусства делится на несколько этапов. В первом, доисторическом, человек знакомился с цветными камнями и материалами, накапливал опыт их обработки. На втором античном этапе закладывались основы ювелирного дела. Третий этап связан с эрой великих географических открытий – расширялась сырьевая база и сам рынок драгоценностей.

Украшения в Средневековье

Четвертый этап относится к уже индустриальному миру, когда производство ювелирных изделий стало массовым. Наконец, пятый этап принадлежит уже нашему тысячелетию, когда в ювелирном деле стали использоваться синтетические материалы, а также достижения биоэлектроники.

Если же говорить о самом-самом зарождении ювелирного искусства, то нужно вспомнить дерево, кости, рога и зубы убитых животных, которые превращались первобытным человеком в украшения. Затем человек стал делать их из обожженной глины, а потом уже пришел черед драгоценных камней.

Плетение

Количество способов, техник, материалов для плетения потрясает воображение. Но самыми востребованными считаются бисероплетение, кружево, плетение из лозы и макраме. О макраме стоит сказать отдельно, ведь сегодня это творчество переживает новый виток популярности.

Если у вас дома царит скандинавский стиль или бохо, или вы просто еще не определились со стилем, но хотите декорировать спокойное, нежных и теплых оттенков пространство, обязательно присмотритесь к макраме.

Это восточное искусство интересно тем, что изначально узелковое плетение было способом передачи информации. Узелки расшифровывались по цвету и размеру, форме и сочетанию элементов. Парусный флот также способствовал развитию плетения. Заниматься макраме могут даже дошколята, и это увлекательное занятия: как говорят сами мастерицы – сродни творческому гипнозу.

Кожевенное ремесло

При раскопках гробниц в Древнем Египте археологи нашли картинки с процессом выделки шкур. Довольно быстро люди поняли, что шкуры животных будут служить долго после специальной обработки. И сегодня, несмотря на масс-маркет и доступность кожаных изделий, люди продолжают заниматься кожевенным делом.

И по сей день красивый кошелек из кожи, ремень с тиснением или стильный рюкзак будет дорогим и желанным приобретением. У народов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири до сих пор сильны традиции обработки шкур и их можно считать ценнейшим культурным наследием страны.

Новые виды декоративно-прикладного искусства

Интересны для изучения и практического осмысления новые техники, появляющиеся в декоративно-прикладном искусстве. И их много!

Техника батик

Некоторые современные виды ДПИ:

  • торцевание – бумажное творчество, связанное с аппликативной мозаикой на небольших кусочках креп-бумаги;
  • фредпоинт – декорирование поверхностей мелкими фрагментами шерстяных нитей;
  • фелтинг – родственная валянию техника, благодаря которой на ткани или войлоке создаются рисунок;
  • батик – не совсем нов, но сегодняшние возможности росписи по ткани совершенствуют технику;
  • плетение из пайеток – похоже на бисер, но в основе направления блестящие легкие пайетки.

Активно используются и комбинированные техники. Например, крейзи-пэчворк: на полотне из сшитых лоскутков ткани появляются ленты, кружева, бусины, бисер, художественная вышивка, пуговицы. Все это маскируют швы, соединяющие фрагменты ткани.

О том, какие ремесла существовали испокон веков на Руси, читайте в нашей статье: «Художественный обзор ремесел Древней Руси: от ткачества до ювелирного дела».

Произведения народного и профессионального декоративного искусства – это результат творческого труда, ручного, эксклюзивного. Он всегда будет в почете, как бы не менялась мода, и каких вершин не достигал бы производственный процесс.

«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

ольга макеенко
«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

Введение

Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался веками. Народная культура отражает быт и навыки наших предков, которые нашли отражение в том или ином роде искусств.

Изучение народной культуры должно входить в обязательную программу обучения детей. Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает. Дети – это наше продолжение, от того, как мы их воспитаем, зависит будущее, как семьи, так и города, страны и мира в целом.

«Путеводителями» в данном случае будут выступать родители, а также педагоги. Будущим преподавателям педагогических училищ, заведующим детскими садами и методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная.

Народная культура это традиционная культура, которая включает культурные пласты разных эпох, от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Такая культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

Существует несколько способов, с помощью которых возможно обучение детей народной культуре. В их число входит и литература, и кино, и сказки. Можно отнести и картины, и игры и многое, многое другое.

В данной работе рассмотрим декоративно- прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре. Для реализации заданной цели потребуется, в первую очередь, рассмотреть основные понятия данной темы. Это понятие декоративно-прикладного искусства, его основные направления и виды; понятие народной культуры; и средства приобщения детей к народной культуре.

1. Декоративно- прикладное искусство.

Декоративно- прикладное искусство представляет собой раздел декоративного искусства, который охватывает несколько отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий и предназначенных, главным образом, для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, оружие, ткани, орудия труда, а также другие изделия, которые не являются по изначальному предназначению произведениями искусства, но приобретают художественное качество вследствие приложения к ним труда художника; одежда и всякого рода украшения.

Со второй половины девятнадцатого века в научной литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:

1. В зависимости от используемого материала (керамика, металл, текстиль, дерево);

2. В зависимости от техники выполнения (резьба, набойка, литьё, чеканка, вышивка, роспись, интарсия).

Предложенная классификация связана с важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, и своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически насыщают и преображают среду, окружающую человека, и, в то же время, как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурным и пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (гарнитур мебели илисервиз, костюм или набор ювелирных изделий). В связи с этим, идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при реальном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Декоративно — прикладное искусство возникло на самых ранних этапах развития человеческого общества, и на протяжении многих веков является важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.

Согласно другому источнику, декоративно- прикладное искусство – это создание художественных изделий, которые имеют практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др., а также художественная обработка старых предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Также, как и в предыдущем обозначении, мастерами декоративно-прикладного искусства используются самые разнообразные материалы – металл (серебро, золото, платину, бронзу, а также различные сплавы, дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др.

Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных камней и металлов — ювелирным искусством. В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды именуют вазописью.

Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали узорами и резьбой посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём.

Традиции древнего искусства продолжают проявляться в фольклоре и в изделиях народных промыслов.

Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим основные моменты. Итак, термин декоративно- прикладное искусство условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества в основном имеют практическое употребление в повседневной жизни. Это отличительная особенность данного вида искусства.

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают определенными характеристикам: эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект и служат для оформления быта и интерьера.

Виды декоративного прикладного искусства: шитье, вязание, выжигание, ковроткачество, ткачество, вышивание, художественная обработка кожи, патчворк (шитье из лоскутков, художественная резьба, рисование и прочее. В свою очередь, нужно отметить, что некоторые виды декоративно-прикладного искусства подлежат собственной классификации. К примеру, выжигание представляет собой нанесение рисунка поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы, и бывает: выжигание по дереву, выжигание по ткани (гильоширование, изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата, горячее тиснение.

2. Народная культура

Ранее, уже было предоставлено определение понятия народная культура. Повторюсь, народная культура- это традиционная культура, в которую включаются культурные пласты разных эпох — от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ — коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, и поэтому в ней большое значение принадлежит традиции, как способу передачи жизненно важной для общества информации. Данное определение достаточно емкое, но не единственное. Обратимся к другим источникам.

Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность.

Понятие «народ» в русском и европейских языках -это население, совокупность индивидов. Также, народ понимается как общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом, социальным сословием, группой, иногда представляющим все общество, к примеру, в какой-то решающий исторический момент (национально-освободительные войны, революции, восстановление страны и так далее, обладающим сходными (общими) верованиями, представлениями или идеалами.

Данная общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры, отличной своим видением мира, способами воплощения в различных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики, которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя, позднее этнос (народ).

В прошлом, народная культура определяла и закрепляла все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зернои убирать урожай, выгонять скот, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и прочее. В настоящее время, в период усложнения общественных отношений, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики, народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры.

В народной культуре творчество анонимно, так как не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы «владеет» все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник, даже очень искусный, воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса, этноса, субэтноса.

Проявления народной культуры – это идентификация себя со своим народом, его традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики.

Важным качеством народной культуры во все периоды является традиционность. Традиционность определяет е ценностно-нормативное и смысловое содержание народной культуры, социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению.

Таким образом, народная культура – это культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная (христианская,нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы. Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах, существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика).Народная культура есть базис национальной культуры, педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа, преемственность поколений, возрастание его духа.

3. Средства приобщения детей к народной культуре.

В связи с особенностями возраста, для приобщения ребенка к любому из навыков необходимо применение особого подхода. В основном, для этого используется игра, поскольку наиболее интересна для малышей. В процессе игры дети заинтересовываются предметом, что позволяет раскрыть наиболее значимые элементы не навязывая ребенку их, а легко и не принужденно. Игры выбирают с учетом несения ими полезной информации о культуре народа, на территории которого он проживает, либо того, о котором нужно рассказать. В процессе игры рассказывают особенности народности, также они могут быть заложены в правилах. К примеру, можно организовать игру-соревнование: кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра стимулирует их познавательную активность, развивает у детишек наблюдательность, учит формулировать и высказывать свои мысли.

Помимо игры, возможно, использовать рисование, живопись. Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это — высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Данный жанр способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, чувство любви к своему краю, своей истории. Пейзажная живопись развивает воображение и ассоциативное мышление ребенка,чувственную,эмоциональную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие является одной из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, а изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Детям нравится пробовать что-то новое. Важно не испортить отношение ребенка к творчеству, поскольку это может повлиять на его дальнейшую жизнь. Нужно позволить раскрыть его возможности и не ругать, если что-то не получается. Ведь, у людей с детства заложены предпочтения: кому нравится рисовать, кто-то находит себя в музыке, третьи станут гуманитариями. С учетом этого и нужно использовать разные методы в обучении детей, чтобы они сами определили для себя, что им нравится, иначе в последующем, в выборе профессии, решающими станут факторы, навязанные из вне, а не то, что действительно интересно и чему стоит посвятить свою жизнь. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить, какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему.

Таким образом, основной целью развития дошкольного образования является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

Заключение

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству это знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, как и для чего применялась та или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Помимо этого, детям предлагается рассматривать декоративные узоры, объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Важно обратить внимание ребенка на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, и рассказать, какие традиционные способы украшения вещей присущи разным районам России.

На занятиях, которые посвящают традиционным народным промыслам, дети обучаются основным принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.

В целях приобщения детей к искусству используются познавательные и творческие занятия, что подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры, народного искусства и так далее. Можно проводить экскурсии, но они предназначены детей, старше пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию.

Декоративно- прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с народной культурой. Данный вид искусства воплощает в себе народную культуру. С помощью декоративно-прикладного искусства можно изучать народную культуру.

Декоративно- прикладное искусство содержит большой объем информации, которая полезна для детей в процессе изучения истории своей или другой страны, нации или общности. Как средство приобщения к народной культуре декоративно- прикладное искусство является одним из самых эффективных и интересных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *