Социальные программы подразделяются на

Содержание

Классификация программ дополнительного образования

Определение 1

Программа дополнительного образования – это нормативно-управленческий документ, который определяет содержание дополнительного образования.

Она разрабатывается по одному из направлений дополнительного образования и представляет собой комплекс методов и средств обучения, воспитания, развития, оздоровления учащихся, реализуемый на основании имеющихся у образовательного учреждения материальных, технических, кадровых ресурсов и в соответствии с социальным заказом.

Общая классификация

Разрабатывая дополнительную образовательную программу, педагог должен ясно и четко определиться с ее видом, который определяет основные критерии программы.

В настоящее время классификация программ дополнительного образования составлена по ряду оснований:

  1. В зависимости от типа программы:

    • Типовые (примерные) образовательные программы
    • Модифицированные (адаптированные) образовательные программы
    • Экспериментальные образовательные программы
    • Авторские образовательные программы
  2. В зависимости от уровня усвоения — общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования.

  3. В зависимости от целей обучения:

    • Специализированная образовательная программа
    • Профессионально-ориентированная образовательная программа
    • Познавательная программа (репродуктивные, продуктивные, поисковые и творческие)
    • Программа социальной адаптации
  4. Программы, направленные на развитие конкретных творческих способностей и одаренностей.

  5. В зависимости от формы содержания и процесса образовательной деятельности:

    • Комплексная образовательная программа
    • Интегрированная образовательная программа
    • Модульная образовательная программа
    • Сквозная образовательная программа

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Характеристика программ дополнительного образования

Примерная (или типовая) образовательная программа дополнительного образования – рекомендуется к применению государственными органами управления образования в качестве примерной программы по конкретному образовательному направлению.

Примерные образовательные программы утверждаются Министерством образования РФ, каждая имеет сертификат соответствия. Данная программа содержит необходимый базовый минимум, который должны усвоить учащиеся и на который опирается педагог при построении образовательного процесса.

Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, имеющая своей основой типовую программу, измененная (доработанная) педагогом в соответствии с поставленными целями обучения и воспитания.

Модифицированная программа учитывает возрастные особенности учащихся, возможности образовательного учреждения. Направлена на получение конкретных образовательных результатов, которые могут быть представлены в виде отчетного концерта, выставки, конференции и т.д.

Экспериментальные образовательные программы – разрабатывают педагогом для решения конкретной практической цели обучения, которая связана с преодолением определенных сложностей воспитательно-образовательного процесса. То есть, экспериментальная программа представляет собой методическое решение конкретной образовательной проблемы.

Авторская образовательная программа – это программа, создаваемая педагогом или коллективом авторов, на основании собственного подхода к образовательному процессу, имеет актуальность, оригинальность и новизну.

Для того, чтобы программа была признана авторской, она должна содержать определенную новизну в сфере образования, отличающую ее от всех иных образовательных программ, которые были разработаны и апробированы ранее по данному образовательному направлению.

Авторские программы обязательно проходят проверку, по итогу которой выдается сертификат (свидетельство), которое подтверждает, что программа действительно является авторской, и ее разработка принадлежит конкретному автору.

Представленные образовательные программы дополнительного образования являются наиболее востребованными и чаще всего используемыми в системе дополнительного образования. Применение определенной программы зависит от уровня подготовки педагога, поставленных им образовательных целей и задач.

Комплексные программы дополнительного образования – это совокупность определенных направлений, видов и областей деятельности, которые представлены как одно целое.

К комплексным программам дополнительного образования относятся:

  1. Программы, используемые в профильных школах или группах развития детей дошкольного возраста (музыкальные, спортивные, художественные школы и т.д.).
  2. Программы, разрабатываемые специально для детских объединений, имеющих разностороннюю подготовку к определенной специальности или профессии (Дома детского творчества, музыкальные студии и т.д.).
  3. Программа, разрабатываемые для творческих групп педагогов, которые объединены общими задачами, концепциями, подходами к обучению и желаемыми результатам педагогического процесса.

Интегрированные программы дополнительного образования – это объединение различных образовательных областей и сфер в общую образовательную систему. Объединяя несколько областей получается единое основание образовательной системы дополнительного образования, позволяющее решать задачи комплексно, на основании взаимосвязи и взаимообусловленности. К данным программам относят дополнительные образовательные программы, которые взаимосвязаны с различными общеобразовательными дисциплинами и курсами.

Модульные образовательные программы – представлены самостоятельными и целостными блоками, которые составляют общую карту-схему модулей, в зависимости от цели образовательной деятельности.

Сквозные образовательные программы – разрабатываются и используются в том случае, когда необходимо реализовать общую образовательную цель через комплекс программ.

Приведённые классификации образовательных программ далеко не исчерпывают их возможного разнообразия в системе дополнительного образования детей.

Виды социальных программ

Социальные программы можно условно разделить на 3 основных направления:

программы социального благосостояния и обеспечения (т.н. программы поддержки доходов населения);

социально-демографические программы;

программы в области социального здравоохранения;

кроме того, во мн. странах, прежде всего развивающихся, существуют спец. программы борьбы с бедностью, которые по-разному комбинируют 3 указанных направления.

В большинстве развитых стран в зависимости от контингента, на который направлены меры, имеются следующие основные виды социальных программ:

программы помощи инвалидам, престарелым и лицам, требующим ухода, основанные на механизме социального страхования. Все типы бенефициариев (льготополучателей) получают по ним 30- 60% базовой заработной платы;

программы медицинского ухода (помощи) — один из наиболее комплексных и дискуссионных видов программ социальной защиты и благосостояния;

программы для безработных, пособия по которым обычно предусматриваются на уровне 50-75% от базовой заработной платы;

программы семейных пособий и льгот, охватывающие лишь семьи с установленным (специфическим для каждой страны) минимумом детей;

программы компенсаций пострадавшим и получившим увечье на производстве, по которым получают 50-75% от уровня действующей заработной платы, т. е. размер пособия автоматически индексируется с ростом заработной платы занятых;

программы социального обеспечения старости, дополняющие или покрывающие существующую систему пенсионного страхования.

В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды:

доходов и цен;

занятости и социально-трудовых отношений;

охраны здоровья населения и развития здравоохранения;

социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);

образования;

семьи, материнства и детства;

дети России и др.

Здесь видно, что все вышеперечисленные социальные программы являются ни чем иным, как средством выполнения задач социальной политики, указанных в первом параграфе этой работы.

Правительственная власть Российской Федерации с каждым годом внедряет новые программы для социальной поддержки населения.

Господдержка направлена на все слои населения, обеспечивая их множеством привилегий материального характера.

Понятие «социальная программа» и кому она предоставляется?

Социальная программа – это комплекс разработанных и реализованных задач на улучшение жизни особо нуждающихся граждан, путем предоставления льгот, пособий, субсидий и т. д.

Виды социальных программ:

  1. Образовательные;
  2. Жилищные;
  3. Направлены на развитие и для поддержки здравоохранения;
  4. Пенсионные;
  5. Привлечение молодых квалифицированных специалистов для работы в сельской местности.

Госпомощь дается таким категориям гражданам:

  • Детям-сиротам;
  • Семьям, которые воспитывают троих и более детей;
  • Малоимущим семьям;
  • Инвалидам;
  • Пенсионерам;
  • Ветеранам Войны;
  • И другие нуждающиеся граждане, предусмотренные законодательными актами.

Формы и виды социального обслуживания

Законодательная база

  • Закон РФ от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  • Правительственное постановление от 17 декабря 2010 года №1050 «О Федеральной Целевой Программе «Жилище» на 2015-2020 года»;
  • Правительственное постановление РФ от 30 марта 2018 года №364 «Содействие занятости населения»;
  • Правительственное постановление от 15апреля 2014 года №295 «Развитие образования» на 2013-2020 года;
  • Закон РФ от 29 декабря 2006 года №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Основные цели

Главными направлениями на создание социальных программ являются:

  • Поддержка жизненного уровня граждан, имеющих низкую степень дохода;
  • Для снижения уровня неравенства в социуме;
  • Предоставление адресного использования бюджетных средств;
  • Формирование качественной и максимально доступной социальной помощи;
  • Улучшение уровня прибыли россиян;
  • Повышение соц. поддержки для отдельных нуждающихся граждан.

Государственные социальные программы реализуемые в РФ

Критерии соответствия

Для того чтоб получить возможность воспользоваться государственной социальной программой необходимо:

  • Иметь какие-либо льготы. Как пример, статус «Многодетная семья», или «Малообеспеченная семья»;
  • Должен быть присвоен статус «семья, нуждающаяся в жилье»;
  • Возрастная категория супруга и супруги до 35-тилетнего возраста;
  • Нужно предоставить заявление, дождаться получения свидетельства, произвести заключение договора с банковской организацией и зачислить субсидированное пособие.

Заявление о предоставлении льготы

Приобретение и строительство жилья

Государственные власти утвердили ряд социальных программ, способствующих в приобретении и постройке собственной жилплощади.

Среди них:

  1. Государственная программа «Жилище»;
  2. Предоставление жилья молодым семьям;
  3. Предоставление жилья отставникам военных служб, военнослужащим, лицам, которые пострадали от радиационных аварий, вынужденным переселенцам, переезжающим с территорий Крайнего Севера;
  4. Государственная социальная программа, предусмотренная на период с 2015 по 2020 года «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан».

Чтоб воспользоваться соцпрограммой «Жилище» молодой семье нужно стать в очередь для получения собственных квадратных метров.

Главные цели:

  • Предоставление жилплощади особым категориям граждан, указанных в законопроектах;
  • Формирование зданий эконом класса, что будут функционально и энергоэффективно соответствовать всем требованиям полноценного проживания в них;
  • Обеспечение денежными средствами для приобретения жилого помещения;
  • Оживление рынка жилья;
  • Улучшение социальной инфраструктуры;
  • Повышение количества малоэтажек.

Гражданин имеет право на получении субсидии в процессе приобретения жилплощади класса эконом, либо при строительстве собственного жилья, если он официально не трудоустроен.

Статус Процентная ставка, %
Семья, не имеющая детей 30
Семья, имеющая детей, и без одного родителя 35

Муниципальный исполнительный орган выдает сертификат, который подтверждает право на зачисление субсидии.

Официально утвержденные социальные нормы квадратуры, предоставляемого жилья:

Семья, в которой трое и более граждан 18 м² на каждого члена семьи
Новоиспеченная семья 42 м²

Важным критерием для получения сертификата на погашение части стоимости приобретаемого жилья является наличие денег, или оформленный жилищный кредит для оплаты остальной суммы стоимости жилплощади.

На социальную программу по данному кредиту не распространяется возможность использования материнского капитала, либо льготного кредитования.

Жилищным кредитом могут воспользоваться такие категории граждан:

  • Граждане, которые сменяют место жительства, проживавшие на территории Крайнего Севера, либо из Зоны АТО;
  • Сотрудники военных служб в отставке, ставшие в очередь на жилье до 01.01.2005 г.;
  • Россияне, которые пострадали от аварии на ядерном объекте;
  • Сотрудники силовых ведомств и военнослужащие, отслужившие больше 10 лет, но уволенные по причине преобразования штата, по состоянию здоровья, или по возрасту.

Данный вид сертификата имеет свои нормативные показатели по предоставляемым квадратным метрам, что указанны в таблице.

Вид семьи Размер предоставляемого жилья, м²
Состоящая из одного человека 33
Состоящая из двух людей 42
Состоящая из более чем 3 граждан по 18 на каждого из членов семьи

Если жилплощадь меньше, чем нормативные показатели, тогда использование преимущества социальной жилищной программы не допускается. Главным условием в получении доступного жилья — чтоб ни на одного из членов семьи не была оформлена какая-либо жилплощадь.

Существует социальная программа «Обеспечение жилплощадью отдельных категорий граждан».

Она предполагает предоставление жилища социальным работникам: госслужащим, научным сотрудникам, прокурорам, следователям, спасателям в ЧС, или ГО.

Образовательная сфера

Государственная соцпрограмма имеет направление в развитии образовательной системы.

Она должна обеспечить получение не только качественного, но и доступного начального и профессионального образования.

Социальная программа в сфере образования предусматривает выполнение таких целей:

  1. Привлечь инвестиционные средства под постройку новых школ, ВУЗов и для создания учебных, лабораторных, хозяйственных инфраструктур соответствующих заведений;
  2. Преобразование в системе получения высшего образования. Основным заданием является сформировать около 60 высших учебных заведений, где будут учитываться главные региональные отрасли экономики;
  3. Внедрение стандартов образования в средне-специальных и высших заведениях, что соответствуют современным условиям;
  4. Введение системы контроля за высшим и профессиональным образованием на федеральном и региональном уровне.

Снижение уровня безработицы

Для улучшения состояния на российском рынке труда была утверждена соцпрограмма «Содействие занятости населения» на протяжении с 2013 по 2020 год.

Задачами данного проекта являются:

  • Поддержка ведущих специалистов в процессе повышения квалификации;
  • Усовершенствование правоотношений в процессе трудовой деятельности;
  • Понижение социально-экономической обостренности.

Социальная программа включает в себя такие подпрограммы:

  • «Развитие Институтов Рынка Труда»;
  • «Повышение Занятости Граждан РФ и Снижения Безработицы»;
  • «Внешняя Трудовая Миграция».

Данные проекты контролируются Министерством Труда России, а вспомогательными ведомствами являются: Федеральная служба занятости населения, Миграционная служба Министерства Внутренних Дел России, Министерство финансов.

Численность занятых

Государственные программы в социальной сфере

В период экономического кризиса и неспокойной политической обстановки в мире возрастает напряжение в социуме.

Для решения данных ситуаций, утверждаются и внедряются новые соцпрограммы, которые могут стать вспомогательным звеном помощи для наиболее уязвимых граждан.

Государственная программа «Социальная поддержка граждан», которая начала действовать уже в январе 2013 года.

Она предполагает:

  1. Внедрение и улучшение условий взятия на воспитание детей, которые остались без родителей, в семью;
  2. Распределение прав местной и региональной власти в предоставлении натуральной и денежной социальной помощи;
  3. Увеличение целевых и денежных принципов выдачи соцпомощи для нуждающихся граждан;
  4. Урегулирование вопросов о решении нуждаемости пожилых людей, граждан с ограниченными возможностями в помощи соц. работников.

В 2018 году запланировано поднятие заработной платы соц. работников к уровню среднего заработка в регионах.

Соцпрограмма «Доступная среда» (период действия с 2011 по 2020 год) предоставляет реализацию мероприятий направленных для улучшения жизнедеятельности инвалидов и немобильных категорий граждан.

Уровень безработицы по годам

Разница предложений в разных регионах

Зависимо от региона проживания существуют свои условия и предложения по социальным программам:

Регион Условия предоставления
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (БАМ) Разработана спец. подпрограмма при переселении граждан из аварийных жилых помещений. Им выдается субсидия на приобретение жилья, либо право пользования социальным жильем (съём).
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ Когда семейная пара принимает участие в соцпрограмме «Молодая семья», и рождается, либо они усыновляют ребенка, то им компенсируется дополнительная сумма в размере 5% от стоимости жилья.
БАШКОРСТАН Учитывая условия соцпрограмм, семьям предоставляется пособие для приобретения, или строительства жилплощади.

С помощью социальных программ, правительство России старается улучшить жизнь своего населения, увеличивая возможности в приобретении доступного жилья, получения хорошего уровня образования, оказания помощи людям с ограниченными возможностями и множество других привилегий.

Для уточнения более детальных вопросов следует обратиться в муниципальные органы социальной защиты граждан.

Социальные программы Российской Федерации — что это такое + как они работают

Социальные программы в Российской Федерации, созданы и реализовываются, для улучшения жизни людей на всей территории страны, развития быта, инфраструктуры. Социальные программы, это действие государства, по улучшению качества жизни населения, выраженное в совершении действий, по продвижению и внедрению новшеств, а так же выделение денежных средств от государственных органов, в пользу льготных категорий граждан.

Как происходит финансирование социальных программ в РФ

Социальные программы, которые реализовываются в Российской Федерации, могут быть финансированы, только за счет средств государственных органов и только на действия в рамках государства.

  1. выделение средств на государственные программы из средств государственного бюджета.
  2. выделение средств на реализацию социальных программ из средств федерального бюджета и местного бюджета субъекта.
  3. выделение средств, для реализации социальной программы из средств местного бюджета субъекта федерации.

К выделению средств из федерального бюджета на реализацию социальных программ, относится, то выделение средств, которое направлено на улучшение быта, жизни и поддержка федеральных льготников. К таким социальным программа относятся:

  1. обеспечение жильем молодых ученых
  2. обеспечение жильем вынужденных переселенцев с районов Крайнего Севера
  3. обеспечение жильем военных в запасе
  4. обеспечение жильем ликвидаторов, которые участвовали в радиационных авариях кто встал на учет по улучшению жилищных условий до 01.03.2005 года.
  5. обеспечение жильем ветеранов ВОВ, семьи с ребенком инвалидом, обеспечение жилье ветеранов боевых действий, а так же выделение средств на приобретение жилья по договору социального найма.
  6. социальная программа по поддержке тех лиц, кто имеет детей, а так же женщин кто родил второго и последующих детей.

Деньги из местного бюджета на социальные программы

К выделению средств на реализацию социальных программ, которые выделяются из средств местного бюджета субъекта и федерального бюджета, можно отнести:

  1. выделение средств по программе молодая семья и обеспечение ее жильем.
  2. выделение средств детям сиротам на улучшение жилищных условий и обеспечение жильем детей сирот
  3. целевое развитие сельских территорий
  4. выделение средств на льготное ипотечное кредитование молодых учителей.
  5. выделение средств, для переселения граждан из ветхого жилья, при признании жилья ветхим специальной комиссией.

Законодательством Российской Федерации и сложившаяся практика показывает, что каждый субъект федерации имеет право самостоятельно реализовывать социальные программы, для поддержки отдельных слоев населения. К социальным программам, которые финансируются за счет средств местного бюджета субъекта, можно отнести:

  1. поддержка субъектом, многодетных семей.
  2. выделение земли многодетным семьям
  3. поддержка молодых специалистов

Многие граждане знают и слышали, что в России реализовываются социальные программы, которые направляются, на улучшение жизни граждан. Но как показывает практика, большинство граждан интересуют те социальные программы, которые направлены на улучшение жилищных условий и помощь государства по получению жилья. Социальная программа по получению жилья за счет государства, это шанс любого гражданина, получить жилье. Социальные программы по получению жилья и по содействию получения жилья, это проводимые мероприятия государственными органами, которые направлены на конечную цель, что гражданин получит долгожданное жилье.

Социальная программа молодая семья, какие есть требования, что дает данная программа, социальная программа «Жилье»?

Для того, что бы граждане могли участвовать в социальной программе молодая семья и получение жилья, устанавливаются требования от государства:

  1. гражданство РФ
  2. наличие детей
  3. возраст до 35 лет
  4. молодая семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (признается государственными органами)
  5. стабильный и постоянный доход

По программе молодая семья, государство содействует по погашению части суммы, которая затрачена или затрачивается на приобретение жилья.

Выделенные от государства денежные средства, молодая семья может направить на:

  1. для первоначального взноса при ипотеке на приобретение жилья
  2. для погашения кредита или ипотеки, которые брались для приобретения жилья молодой семьей

Целевая социальная программа жилище, так же направлена на поддержку других категорий граждан, кроме молодой семьи, к которым относятся:

  1. сотрудники полиции
  2. военнослужащие и уволенные со службы и нуждающиеся в улучшении жилищных условий
  3. те лица, кто работает на Байконуре, а так же вышедшие на пенсию или уволенные по сокращению штата
  4. ликвидаторам чернобыльской катастрофы, а так же те кто подвергся радиации при аварии на ПО «Маяк»
  5. те кто по закону признан вынужденным переселенцем
  6. те кто вынужденно покидает районы крайнего Севера и районы, приравненные к ним

Государственная социальная программа «Жилище», финансируется только за счет государственного бюджета и направлена только на поддержку граждан Российской федерации.

Государственная социальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий», на что она направлена

Многие граждане уезжают из села и деревни, что приводит к тому, что образовывается нехватка специалистов, кто может работать и проживать в сельской местности. Большинство граждан, когда уезжают из деревни в город, на работу, учебу и т.д. просто остаются в городе не желая возвращаться в сельскую местность, а в самой деревне происходит запустение, что в свое время приводит к тому, что на больших территориях проживают только пенсионеры и старики. Для того, что бы производилось заселение сельской местности, государственные чиновники и Правительство РФ, реализовывает социальную программу «Устойчивое развитие сельских территорий», которая направлена на улучшение качества жизни в сельской местности, обеспечение жильем в сельской местности.

Социальная программа обеспечение жильем ветеранов ВОВ и участников боевых действий, на что она направлена?

По всей территории России, многие ветераны ВОВ и участники боевых действий, в настоящее время остаются без жилья. Заслуги перед Российской Федерацией, данной категорией граждан неоценимые. Но как показывает сложившаяся ситуация, не все еще ветераны и участники боевых действий на самом деле обеспечены жильем. Для реализации социальной программы обеспечение жильем ветеранов ВОВ и участников боевых действий Президентом РФ был издан указ по обеспечению жильем участников боевых действий и ветеранов ВОВ. На реализацию данной социальной программы, из бюджета выделяются инвестиции, которые направлены только на одну цель, обеспечить жильем ветеранов ВОВ и участников боевых действий.

Государственная поддержка и социальные программы, так же направлены на помощь получения жилья бюджетниками. Получение земли социальными категориями граждан. Выделение Дальневосточного гектара. Бесплатная и доступная медицина, развитие туризма, социальная поддержка граждан. Все государственные социальные программы, направлены на помощь людям и улучшение жизни всех граждан России. Но государство не может реализовать все социальные программы, без непосредственного участия самих граждан. Для того, что бы все социальные программы, были реализованы во время и в соответствии с законодательством, должно быть взаимодействие, государственных органов, чиновников, граждан.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Типы социальных программ

  • 1. Собственные программы компаний.
  • 2. Программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления.
  • 3. Программы партнерства с некоммерческими организациями.
  • 4. Программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями.
  • 5. Программы информационного сотрудничества со СМИ.

Мотивы социальной ответственности бизнеса

  • 1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.
  • 2. Рост производительности труда в компании.
  • 3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.
  • 4. Реклама товара и услуги.
  • 5. Освещение деятельности компании в СМИ.
  • 6. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.
  • 7. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.
  • 8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.
  • 9. Налоговые льготы.

Инструменты реализации социальных программ

  • 1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь.
  • 2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы.
  • 3. Корпоративное спонсорство.
  • 4. Корпоративный фонд.
  • 5. Денежные гранты.
  • 6. Социальные инвестиции.
  • 7. Социальный маркетинг.

В настоящее время широкое распространение получили такие практические проявления социально-ответственного ведения биз-

Рис. 5.15. Модель формирования социальной ответственности бизнеса (СОБ) организации

неса, как социальные программы, диалоги с заинтересованными сторонами и корпоративные социальные отчеты. Многие предприятия разрабатывают и реализуют собственные социальные программы, поддерживают проекты, инициированные общественно-политическими структурами, оказывают благотворительную помощь учреждениям образования, здравоохранения, культуры, общественным организациям.

Необходимо подчеркнуть, что решение о внедрении программ корпоративной социальной ответственности должно быть принято не в силу веяния времени, а с позиции перспектив социально-ориентированных улучшений. Инновационный характер программ должен отражаться в тех стратегических усовершенствованиях, которые были внедрены и способствовали повышению качества и эффективности процессов функционирования организации и в конечном счете отразились на качественных характеристиках общества.

Анализ существующих направлений и практик корпоративной социальной ответственности, а также механизмов взаимодействия компаний с заинтересованными сторонами позволяет реализовать переход от «социальных издержек» к «социальным инвестициям». Основными направлениями социальных инвестиций являются:

  • • помощь детским учреждениям;
  • • поддержка образования;
  • • поддержка учреждений науки, культуры, искусства;
  • • поддержка учреждений здравоохранения;
  • • поддержка развития спорта;
  • • поддержка ветеранов и инвалидов;
  • • развитие социальной инфраструктуры, реализация социальных программ;
  • • поддержка молодежных инициатив;
  • • содействие реформе жилищно-коммунальной системы;
  • • поддержка малого бизнеса;
  • • поддержка транспортной инфраструктуры;
  • • финансирование общенациональных, профессиональных, региональных и местных праздничных мероприятий;
  • • поддержка и реализация программ и мероприятий, направленных на укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве, защиту материнства, детства, отцовства;
  • • поддержка религиозных организаций.

Основные направления корпоративной социальной политики российских компаний представлены в приложении 9.

Критерии оценки социальной ответственности бизнеса могут быть различными в зависимости от ряда факторов. Например, в каком регионе работает компания, какова ее величина, структура капитала и т.д. (рис. 5.16). В качестве критериев может выступать оценка охраны окружающей среды, качества производимых товаров и услуг, отношений с работниками, активности в различных благотворительных программах.

Рис. 5.16. Ключевые факторы, определяющие развитие концепции КСО на промышленном предприятии

Очевидно, что чем выше уровень развития общества, тем строже эти критерии. Под воздействием внешних факторов организации вынуждены становиться информационно-прозрачными и социально-ответственными. Однако это дает бизнесу и значительные преимущества. Как показывают исследования, серьезно улучшаются финансовые показатели тех компаний, которые закладывают социальную ответственность в свою миссию.

Конкретные экономические выгоды здесь могут быть следующие:

  • • рост продаж и улучшение позиции на рынке;
  • • увеличение производительности труда;
  • • рост стоимости компании за счет повышения оценки ее репутации;
  • • облегчение доступа к инвестициям;
  • • ослабление контроля со стороны государственных органов и др.

Планирование социальной ответственности бизнеса включает:

  • 1) выбор показателей оценки КСО со стороны социальных партнеров;
  • 2) расчет уровня КСО на основе выбранных показателей;
  • 3) факторный анализ изменения уровня КСО;
  • 4) выбор социальных программ и социальных инвестиций.

Выбор показателей оценки КСО производится с учетом:

  • • формата корпоративной социальной ответственности;
  • • рекомендаций международных стандартов (табл. 5.18) и руководств по оценке корпоративной социальной ответственности с конкретизацией набора экономических, социально-экономических и эколого-экономических показателей, значимых соответственно для профсоюзов, муниципальных и региональных органов власти;
  • • привязка к российской статистике, отражающей динамику изменения социально-трудовых и социально-экономических отношений.

Таблица 5.18

Характеристика международных стандартов социальной отчетности

Вид стандарта

Организация-разработчик

Основное содержание (требования)

Руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI)

Глобальная инициатива по отчетности (GR1 – global reporting initiative, 2002)

Определены показатели устойчивого развития, которые характеризуют взаимоотношения компании с заинтересованными сторонами общества. Преимущество стандарта – поэтапное введение в практику конкретной компании

Стандарт

АА1000

Институт социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability, 1999)

Предусматривает интеграцию социальных аспектов и ведение бизнеса по этапам планирования, сбор и обобщение фактических данных, составление отчета, проведение внешнего аудита

Стандарт

Агентство по аккредитации Совета по экономическим приоритетам

В основе – стандарты ИСО 9000 (управление качеством) и ИСО 14001 (управление охраной окружающей среды), но с другими базовыми оценочными показателями. Устанавливает нормативы, при соблюдении которых компания может быть признана соответствующей стандартам

Стандарт «Саншайн» по составлению корпоративных отчетов

Альянс стейкхолдеров – ассоциация, созданная в 1996 г. в Вашингтоне и объединяющая природоохранные и религиозные организации, а также организации по защите прав потребителей

Установлен перечень информации, которую компании должны представлять ежегодно в форме «Корпоративных отчетов для заинтересованных сторон» (информация клиентам, информация сотрудникам, информация для местного сообщества, информация для широкой общественности)

В табл. 5.19 приведены показатели оценки КСО с позиций данных партнеров. Основными принципами отбора показателей

могут быть приняты следующие:

  • • необходимость и достаточность для характеристики ожиданий партнеров компании;
  • • отсутствие мультиколлинеарности между показателями, означающее относительную независимость показателей друг от друга, что необходимо для корректного факторного анализа;
  • • доступность информации из существующих статистических и отраслевых источников;
  • • устойчивость выбранных показателей во времени, т.е. их инвариантность относительно резких конъюнктурных изменений;
  • • применяемость данных показателей для принятия управленческих решений по регулированию социально-трудовых и социально-экономических отношений социальных партнеров.

Для анализа КСО применяется индексный метод по отношению к выбранному базовому периоду оценки. Этот метод позволяет вычислить частный интегральный индекс, который оценивает социальную ответственность организации в конкретном году по отношению к базовому году с позиций конкретного «оценщика» с учетом каждого показателя. Индексы рассчитываются но формуле

(5.1)

где IКСО – индекс социальной ответственности по i-му показателю; Δi – разница между текущим и базовым значением i-го показателя; Wi – «вес» i-го показателя.

Таблица 5.19

Показатели оценки КСО

Группы

показате

лей

Социальные партнеры

профсоюзы

муниципальные

региональные

Эконо

мические

показа

тели

1. Среднемесячный совокупный доход работника угольной компании, руб. – Д„.

Wi = 0,3

1. Производство компанией добавленной стоимости на территории (с учетом инфляции), руб. – ДСМ. Wi = 0,1

1. Производство компанией добавленной стоимости (с учетом инфляции), руб. – ДСр.

Wi = 0,1

2. Коэффициент текучести кадров компании, % – Тп. Wi = 0,2

2. Среднесписочная численность работников компании на территории, человек – Чрм.

Wi = 0,1

2. Общая среднесписочная численность работников компании, человек – Чр.

Wi = 0,1

3. Среднемесячный совокупный доход работника угольной компании на территории, руб. – Дм.

Wi = 0,1

3. Среднемесячный совокупный доход работника угольной компании, руб. – Др. Wi = 0.1

Социальноэкономические показатели

3. Среднегодовая покупательная способность совокупного дохода работника компании, ед. – ПСn.

Wi = 0,1

4. Налоговые платежи компании в местный бюджет (с учетом инфляции), руб. – НПМ. Wi = 0,4

4. Налоговые платежи компании в региональный бюджет (с учетом инфляции), руб. –

НПр.

Wi = 0,3

4. Коэффициент частоты общего произ.водствен- ного травматизма (на 1000 работников персонала)– ТРn.

Wi = 0,2

5. Затраты компании на социальные инвестиции и благотворительные акции на территории, руб. – СИМ.

Wi = 0,2

5. Среднегодовая покупательная способность совокупного дохода работника компании, ед. – ПСр.

Wi = 0,1

5. Удельный вес рабочих мест в их общем количестве, нс соответствующих санитарно- гигиеническим нормам и условиям труда, % – РМn.

Wi = 0,2

6. Общие затраты компании на социальные инвестиции и благотворительные акции, руб. – СИр.

Wi = 0,2

Эколого-

экономи

ческие

показа

тели

6. Платежи компании за негативное воздействие на окружающую среду территории, руб. – ЭКМ.

Wi = 0,1

7. Общие платежи компании за негативное воздействие на окружающую среду, руб. – ЭКр.

Wi = 0,1

Формулу (5.1) можно представить следующим образом:

(5.2)

Показатели, увеличение которых ведет к подъему уровня социальной ответственности, названы в работе «нормально-положительными» показателями, i=1,m, где т – количество «нормальноположительных» показателей.

Показатели, уменьшение которых ведет к подъему уровня социальной ответственности, названы в работе «нормально-отрицательными» показателями, i = т + 1, п.

Тогда формула (5.2) для расчета индекса КСО принимает следующий вид:

Данная формула приводит нормально-отрицательные показатели к нормально-положительному виду, что позволяет суммировать множество показателей в единый интегральный индекс IКСО.

Анализ деятельности органов управления корпоративной социальной ответственностью предполагает: оценку нормативного обеспечения процесса управления социальной ответственностью, структуры управления КСО, наличие и оценку уровня программ обучения в области социальной ответственности, количество и типы реализуемых социальных программ, а также процедуру доведения до сведения заинтересованных сторон результатов реализации социальных программ компании. В данном случае выделяются соответствующие направления оценки (табл. 5.20).

Таблица 5.20

Направления анализа и оценки управления корпоративной социальной ответственностью

Область оценки

Направления анализа

Нормативное обеспечение процесса управления социальной ответственностью

  • • Приоритеты социальной политики компании
  • • Кодекс поведения (этический кодекс) компании

Структура управления социальной ответственностью

  • • Комитет по социальной ответственности и (или) этике при совете директоров компании
  • • Исполнительные органы управления социальной ответственностью

Программы обучения в области социальной ответственности

• Наличие в компании обучения

в области социальной ответственности

• Процесс и методы обучения

Реализуемые социальные программы

  • • Тины реализуемых социальных программ компании
  • • Инструменты реализации социальных программ компании
  • • Наличие элементов описания социальных программ компании
  • • Цикл управления социальными программами компании
  • • Организация управления социальными программами компании
  • • Применение механизмов внешнего администрирования социальных программ

Оценка и доведение до сведения заинтересованных сторон результатов социальных программ компании

  • • Оценка эффективности социальных программ компании
  • • Обзор социальных программ компании

Чтобы оценить социальные инвестиции, осуществляемые данной компанией, необходимо использовать количественные и качественные индексы социальных инвестиций, отражающих масштаб и степень комплексности реализуемой компанией политики в области корпоративной социальной ответственности (табл. 5.21).

Таблица 5.21

Направления анализа и оценки на основе индексов социальных инвестиций

Область оценки

Направления анализа

Количественные индексы

  • • Величина социальных инвестиций па одного работника компании (IL)
  • • Доля социальных инвестиций в валовых продажах компании (IS)
  • • Доля социальных инвестиций

в балансовой прибыли компании (IP)

Качественные индексы

  • • Институциональное оформление социальной политики
  • • Система учета социальных мероприятий
  • • Комплексность осуществляемых социальных инвестиций
  • Составлено на основе анализа корпоративных социальных отчетов организаций.

123456

Понятие и типы социальных программ

Целевая социальная программа является инструментом сис­темного управления социальной организацией. Она охватывает все элементы структуры организации, учитывает тесную зависимость между ними, динамику, внутренние и внешние связи. Хорошо обоснованная социальная программа отражает не только управляе­мые процессы, но и спонтанные, не поддающиеся прямому воздей­ствию. Тем самым социальная программа позволяет управлять трудовым коллективом как системой с ее многообразными связями между людьми, между производственными и функциональными подразделениями, между предприятием и регионом или отраслью. Вместе с тем программно-целевое управление подчиняет планиро­вание и управление единой цели — формированию и использова­нию способностей каждого работника и коллектива в целом. Опти­мальность цели заключается в том, что в ней учтены ресурсы пред­приятия для достижения той ступени развития и удовлетворения потребностей и интересов людей, которая требуется для формиро­вания оптимальной способности работников к труду.

Типы социальных программ

Наиболее распространенными направлениями социальных программ компаний являются:

— развитие персонала;

— охрана здоровья и безопасные условия труда;

— социально ответственная реструктуриза­ция;

— природоохранная деятельность и ресурсосбережение;

— развитие местного сообщества;

— добросовестная деловая практика.

Развитие персонала — это направление социальных программ компании, которые проводятся в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников.

В число социальных программ по развитию персонала компании могут входить следующие направления деятельности:

— обучение и профессиональное развитие;

— применение мотивационных схем оплаты труда;

— поддержание внутренних коммуникаций в организации;

— управление знаниями организации;

— развитие ресурсов интеллектуального потенциала организации;

— управление карьерой персонала, предоставление возможностей для реализации трудового потенциала;

— участие сотрудников в принятии управленческих решений и т.п.

При уходе опытных специалистов компания вынуждена нести издержки от упущенной прибыли (или прямые убытки). Компания тратит средства на поиск новых сотрудников, их оценку при отборе, заключение договора, адаптацию на предприятии, оплату работы наставника, терпит недополучение прибыли от низкой производительности труда нового сотрудника. Осознавая эти риски компании выгодно удержать хорошего работника. Программы развития персонала во многом способствуют закреплению персонала, мотивации, повышению производительности труда.

При обучении, профессиональном развитии, мотивационных схемах оплаты труда интересы работника и работодателя совпадают.

Интересы сотрудника в обучении связаны с рядом факторов:

— обучение – это инвестиции в будущее;

— обучение повышает стоимость труда и размер заработной платы;

— образование способствует успешному карьерному росту.

Интересы компании в обучении сотрудников связаны с получением производственных преимуществ:

— повышается эффективность ресурсов сотрудников;

— повышается производительность труда;

— повышается качество и эффективность труда;

— появление новых идей, знаний, методов работы на предприятии.

Охрана здоровья и безопасные условия труда — это направление социальных программ компании направленные на формирование и поддержание, дополнительных по отношению к законодательно-закрепленной норме, программ направленных на обеспечение безопасности производственного процесса, минимизации вреда здоровью работников или его компенсации.

Направление социальной ответственности в области охраны здоровья и безопасных условия труда реализуется по средствам ряда мероприятий:

— соблюдение требований по охране труда и технике безопасности;

— медицинское обслуживание персонала на предприятии;

— поддержание санитарно-гигиенических условий труда, создание эргономичных рабочих мест;

— профилактика профессиональных заболеваний;

— внедрение экологически чистых технологий;

— применение современных средств защиты персонала;

— обучение нормам охраны труда и технике безопасности.

Социально ответственная реструктуризация — это направление социальных программ компании, которые призваны обеспечить проведение высвобождение или снижение численности персонала социально ответственным образом.

Социально-ответственная реструктуризация реализуется по средствам ряда мероприятий:

— информационные кампании, освещающие предстоящие в компании структурные изменения;

— мероприятия по профессиональной переподготовке с целью перевода на другое рабочее место;

— содействию в трудоустройстве на другие предприятия;

— обучение технологиям самостоятельного поиска работы (составления резюме, прохождения собеседования и т.д.);

— компенсационные выплаты сотрудникам, попавшим под сокращение.

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение — это направление социальных программ реализуемые по инициативе компании с целью сокращения или компенсации вредного воздействия на окружающую среду.

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение может реализовываться через ряд мероприятий:

— экономное потребление природных ресурсов, повторное использование или качественная утилизация отходов;

— организация экологически безопасного производственного процесса, транспортных перевозок, предотвращение загрязнения окружающей среды;

— проведение компенсирующих мероприятий (засадка вырубленных лесов, очистка территорий, водоемов и т.д.);

— добровольное проведение экологического аудита;

— информирование общественности о влиянии на экологию.

Развитие местного сообщества ‑ это направление социальных программ компании направленных на повышение уровня и качества жизни людей, проживающих на территории размещения предприятия.

Развитие местного сообщества может осуществляться через реализацию ряда мероприятий:

— сохранение и развития жилищно-коммунального хозяйства, объектов культурно-исторического, природного значения;

— организация культурных, образовательных и спортивных мероприятий;

— поддержка социально значимых исследований;

— оказание помощи в решении актуальных, острых проблем региона.

Добросовестная деловая практика ‑ это социальные программы направленные на принятие и распространение этических норм ведения бизнеса, соблюдения принципов честности и открытости.

Программы добросовестной деловой практики может реализовываться через ряд мероприятий:

— политика информационной открытости, честности, выполнения обязательств в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и заинтересованных сторон;

— реализация программ содействия малому бизнесу;

— реализация принципов честной конкуренции;

— добровольное ограничение сфер ведения бизнеса;

— сотрудничество с ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и общественными организациями.

Рассмотренные направления социальных программ и мероприятия не ограничиваются предложенными рамками, а могут выходить за них в зависимости от потребностей предприятия и заинтересованных сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *