Тестирование как метод педагогического контроля

Тестирование как метод педагогического контроля

Методы контроля знаний и умений

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся.

В педагогической практике используются методы устного, письменного, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контрольосуществляется путем устного опроса учащихся. Он позволяет выявить знания, проследить логику изложения учебного материала, умение использовать знания для объяснения изученных явлений и объектов.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.). Этот метод позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат для проверки выполненных работ.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков учащихся. Сюда относятся выполнение практических заданий, решение задач, графические и расчетные работы.

С развитием информационных технологий внедряется машинный контроль знаний и умений с помощью тестов и компьютера. Этот метод позволяет автоматизировать процесс контроля, экономить время преподавателя и учащихся с помощью компьютера.При этом устанавливаются единые требования к измерению и оценке знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценке знаний.

К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования:

• индивидуальный характер контроля; нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогам работы коллектива и наоборот;

• систематичность результатов проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

• разнообразие форм и методов контроля;

• всесторонность контроля с целью проверки теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

• объективность контроля (исключать субъективные и ошибочные выводы);

• дифференцированный подход с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

• единство требований со стороны преподавателей.

В последнее время все большее распространение получает тестовыйконтроль. Основным инструментом такого контроля являются тесты достижений.

Тесты – это достаточно краткие или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и учащимися результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективными показателями обученности, чем оценка.

Тесты включают вопросы или задачи и варианты ответов (один из которых верный, а другие – ложные). В большинстве тестов на проверку знаний дается 3-5 различных ответов на одно задание. После выполнения тестов на экране появляется результат – оценка, комментарии, по дальнейшей работе и т.д.

В.П.Беспалько7 предложил методику оценки обученности учащихся по четырем уровням усвоения:

Первый уровень – уровень представления (знакомство). На этом уровне учащийся способен узнавать (опознать, различить, соотнести) изученные объекты и процессы, если они представлены ему или даны их изображения,характеристика.

Второй уровень – уровень воспроизведения. Учащийся может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении.

Третий уровень –уровень знаний, умений и навыков, На этом уровне усвоения учащийся умеет выполнять действия, общая методика и последовательность которых изучены на занятиях, но содержание и условия новые. Например, сюда относятся такие действия учащихся, как самостоятельное решение нестандартных задач, внесение изменений в изучаемые объекты, процессы, участие в деловых играх и т.д.

Четвертый уровень – уровень творчества.

Как известно, творчеством считают проявление продуктивной активности человеческого сознания. Мерилом творчества является создание нового. Например, в учебном процессе к творческой деятельности учащихся относятся: самостоятельное добывание новых знаний путем наблюдения, эксперимента, анализа, сравнения, интуиции; самостоятельное выполнение курсовой или дипломной работы; написание или рецензирование статей; разработка новой программы для компьютера и т.д.

Для контроля каждого уровня усвоения разрабатываются соответствующие тесты.

Тесты первого уровня –тесты на узнавание содержат одновременно, а от учащегося требуется узнать их соответствие.

Тесты второго уровня усвоенияпредназначены для проверки умения учащегося воспроизводить усвоенную информацию по памяти без внешней подсказки и решать на этой основе типовые задачи.

Различают три разновидности второго уровня: тесты-подстановки, конструктивные тесты и типовые задачи.

Тесты-подстановки требуют от учащегося дополнить высказанное представленное в любой форме: речевой, символической, графической, материальной и пр.

Конструктивные тесты требуют воспроизведения информации по памяти, без подсказок, например, ответить на поставленный вопрос, выполнить схему.

Тесты – типовые задачитребуют от учащегося воспроизведения известного правила, действия и применения его до получения искомого результата.

Тесты третьего уровня –это нетиповые задачи, которые требуют от учащегося эвристической деятельности, например, решение проблемной задачи.

Тесты четвертого уровняпредполагают творческую деятельность (исследование, конструирование, эксперимент и т.д.).

По количеству правильно выполненных заданий определяется коэффициент усвоения: Ку = n/m, где m – общее число существующих операций, n – число правильно выполненных существенных операций. Для перевода коэффициента усвоения в балльную систему можно использовать следующую схему: Ку < 6 – неудовлетворительно (2), 6 ≤ Ку ≤ 7,5 – (3), 7,5 ≤ Ку ≤ 9 – (4),

9 < Ку ≤ 10 – (5).

Приведем примеры контрольных тестов.

  1. Тест первого уровня:

1.1. Тест опознания

Относятся ли какие-либо функции к рядам

Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) не знаю.

1.2. Тест различения

а) Как называется точка пересечения осей координат?

Варианты ответа:

1) началом координат;

2) центральной осью;

3) центром координат.

Чему равно число плоскостей куба?

Варианты ответа:

1) четырем;

2) восьми;

3) шести

Тест классификации

Приведите в соответствие законы их описаниям:

a + b = b + a противоположный

a + 0 = a переместительный

a + (– a) = 0 закон поглощения

2.Тест второго уровня:

2.1. Тест подстановки

а) Сумма двух векторов не зависит от порядка _____________.

б) Точка пересечения параболы с осью называется _____________.

2.2. Конструктивные тесты

а) Какие ряды называются сходящимися?

б) Перечислите виды сходимости

2.3. Типовые задачи

а) Вычислить модуль вектора а = (6,3; – 2)

б) Найти расстояние между точками а(3; 2; – 4) и b(8; – 9; 0).

3. Тест третьего уровня – постановка проблем:»Каким образом можно получить уравнение плоскости, проходящей через одну и три данных точки, если пространство многомерное?»

Тест четвертого уровня, требующий от учащегося исследовательских решений: Исследовать ряды Тейлора на сходимость.

Журнал Педагог

ТЕСТИРОВАНИЕ — КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В

настоящее

время

для

диагностики

успешности

обучения

разрабатываются

специальные

методы,

которые

разными

авторами

называются

тестами

учебных

достижений, тестами успешности, дидактическими тестами. В литературе встречается

следующее определение тестов достижений.

Тесты — это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные

пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить

преподавателями

результативность

познавательной

деятельности

обучающихся,

т.е.

оценить степень и качество достижения целей обучения (целей изучения).

Тесты

достижений предназначены

для

того,

чтобы

оценить

успешность

овладения

конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются

более объективным показателем обученности, чем оценка. Тесты достижений отличаются

от собственно психологических тестов. Их отличие от тестов способностей состоит, во-

первых,

в

том,

что

с

их

помощью

изучают

успешность

овладения

конкретным

ограниченным

определенными

рамками,

учебным

материалом.

На

формирование

способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно

не является единственным фактором, определяющим уровень их развития. Во-вторых,

различие

между

тестами

определяются

целями

их

применения.

Тесты

достижений

применяются

для

оценки

успешности

овладения

конкретными

знаниями

с

целью

определения

эффективности

программ,

учебников

и

методов

обучения,

особенностей

работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих

тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их

разделов.

Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной

степени предсказывать темпы продвижения обучающегося в той или иной дисциплине,

поскольку

имеющийся

на

момент

тестирования

высокий

или

невысокий

уровень

овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений,

необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный студент, обладающий

хорошей

памятью,

без

труда

может

найти

правильные

ответы

в

заданиях

теста

достижений.

Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по

конкретным

дисциплинам

или

их

циклам,

разрабатываются

и

более

широко

ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более

широко

ориентированными

являются

тесты

для

изучения

умений,

которые

могут

пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником,

таблицами, энциклопедиями и словарями.

Существуют

также

тесты,

направленные

на

оценку

влияния

обучения

на

формирование

логического

мышления,

способности

рассуждать,

строить

выводы

на

основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени

приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с

последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности

обучения

по

конкретным

предметам,

то

обязательным

участником

формулирования

отдельных заданий должен стать преподаватель.

По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными

и

письменными,

бланковыми,

предметными,

аппаратурными

и

компьютерными,

вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей:

руководство

по

работе

с

тестом,

тестовую

тетрадь

с

заданиями,

лист

ответов

(для

бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название

индивидуальных,

если

с

несколькими

групповых.

Каждый

тип

тестов

имеет

свои

достоинства

и

недостатки.

Преимуществом

групповых

тестов

является

возможность

охвата больших групп испытуемых одновременно (до нескольких сот человек), упрощение

функций

экспериментатора

(чтение

инструкций,

точное

соблюдение

времени),

более

единообразные условия проведения, возможность компьютерной обработки данных и др.

Основным

недостатком

групповых

тестов

является

снижения

возможностей

у

экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать их. Кроме

того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием

испытуемых таким, как тревожность, утомление и др. Индивидуальные тесты лишены

этих недостатков.

Тестирование широко используется преподавателями в нашем учебном заведении

для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения

и самоподготовки обучающихся. Как уже указывалось, результаты тестирования могут

выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных

материалов.

После проведения статистических исследований по изучению тестирования как

метода педагогического контроля, было выявлено, что в тесте должно быть 15-20 заданий.

Они

помогают

определить,

владеет

ли

обучающейся

основными

понятиями,

закономерностями, умеет ли правильно записать термины, а также как полученные знания

помогают ему при решении практических задач. Задания предлагаются, как правило, с

ответами в «закрытой форме», когда нужно вставить пропущенное слово. В этом случае,

когда ответ однозначен, он оценивается по двухбальной системе — 1 или 0. Введение в тест

заданий с многовариантными ответами развивает у обучающихся потребность в поиске

разных путей решения задачи, что необходимо для достижения основной цели обучения —

умения самостоятельно выбирать способ выполнения поставленной задачи.

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

· диагностическую;

· обучающую;

· организующую;

· развивающую и воспитывающую.

Введение

тестового

контроля

существенно

повышает

мотивацию

обучения

и

заинтересованность

обучаемого.

Внедрение

тестовой

формы

контроля

по

учебной

дисциплине должно осуществляться поэтапно.

На

первом

этапе

в

тестовой

форме

проводится

только

входной

контроль

и

заключительной

целью

проведения

входного

теста

является

получение

сведений

об

исходном уровне знаний обучающихся. Успех изучения любого курса зависит от степени

усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих

этапах

обучения.

Поэтому

входной

тест,

включать

задания,

проверяющие

уровень

усвоения

основных

учебных

элементов

данного

курса.

При

проверке

определяются,

прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообразования.

Итоговый тест (экзаменационный) систематизирует, обобщает учебный материал,

проверяет сформированные знания и умения.

Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому обучающемуся дается

возможность

четко

представить

себе

объем

обязательных

требований

и

овладению

знаниями курса, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для

дополнительной, индивидуальной работы. Тестовые задания удобно использовать при

организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении

учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами

контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений

обучающегося.

Если сравнивать тестовую форму контроля с наиболее распространенной формой

экзамена-диалога

«преподаватель-студент»,

то

она

обладает

рядом

преимуществ:

объективность, валидность, простота, демократичность, массовость и кратковременность,

управляемость, технологичность, однако на ряду с достоинствами следует отметить и

недостатки: трудность создания хорошего теста, отсутствие при проведении тестирования

возможности

для

использования

диалога

студента

с

преподавателе,

отсутствие

при

проведении компьютерного тестирования открытых вопросов.

Проанализировав эффективность использования метода тестирование в учебном процессе,

пришли к выводу что работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно

сложная и долгая.

Во-первых,

необходимо

оценивать

качество

каждого

теста

соответствие

программе

и

реальным

возможностям

обучающихся,

учитывая

при

этом

сильно

действующие

временные

ограничения

на

выполнение

ими

тестовых

заданий.

Если

соответствие программе можно проверить, анализируя только литературу, то проверка

«посильности» каждого теста и даже каждого задания в одном отдельно взятом тесте

возможна только после проверки в реальном эксперименте.

Во-вторых,

желательна

оценка

«представительности»

всей

батареи

тестов

насколько

она

захватывает

весь

программный

материал

или

хотя

бы

наиболее

существенную его часть (из конъюнктурных соображений).

И, наконец, главное — составленные тесты необходимо «прокрутить» несколько раз,

чтобы отобрать из них наиболее представительные, наиболее информативные с точки

зрения диагностики «готовности». Системное внедрение тестов затрудняется в связи с

относительной сложностью создания качественного теста.

Диаграмма определения эффективности применения тестовой формы контроля

ЛС 2115-о

СД2115-о

тестовый контроль

фронтальный опрос

тестовый контроль

фронтальный опрос

Поэтому тестовый контроль не может и недолжен стать повсеместным заменим собой

все иные формы. Комплексное использование тестовых и традиционных форм контроля

учебной деятельности студентов в конечном счете направлено на повышение качества

повышения.

Список литературы

Артамонова М.В., Киринюк А.А., Назарова И.Б., Тягунова Т.Н. Методические

рекомендации по реализации требований к программно-дидактическим тестовым

материалам в процессе внедрения системы тестирования учебных достижений

студентов в вузе/ М.В.Артамонова, А.А.Киринюк, И.Б.Назарова, Т.Н.Тягунова.- М.,

2006.- 83 с.;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *