Административно правовое регулирование торговли

Основы административно-правового регулирования в сфере промышленности и торговли

Следует отметить, что промышленность и торговля являются очень важными составляющими экономики РФ.

Промышленный комплекс объединяет разнообразные отрасли производства, в том числе добыва­ющие: нефтедобывающую, газовую, угольную, сланцевую, торфяную промышленность, перерабатывающие: металлур­гическую, химическую, нефтехимическую, медицинскую, лесозаготовительную, деревообрабатывающую, оборонную легкую, пищевую промышленность, промышленность стро­ительных материалов и другие виды промышленности. Каж­дая из этих отраслей имеет свои подотрасли и входящие в их состав предприятия.

Общие правовые основы организации промышленного производства, в том числе основы его административно-правого регулирования, на федеральном уровне не определены. Соответствующий федеральный закон отсутствует.

Не менее важное значение в функционировании всей эко­номики имеет торговая деятельность, (вид предпринима­тельской деятельности, связанный с приобретением и про­дажей товаров). Торговля подразделяется на внутреннюю и внешнюю, оптовую и розничную. Общие правовые основы административно-правового регулирования торговой дея­тельности, в отличие от промышленной, определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Административно-правовое регулирование промышлен­ного производства и торговой деятельности осуществляется следующими федеральными органами исполнительной вла­сти:

Правительство РФ определяет основные направления государственной промышленной и торговой политики, утверждает и обеспечивает реализацию федеральных про­грамм в области развития промышленного производства и торговли, принимает нормативные правовые акты, регу­лирующие наиболее важные вопросы функционирования промышленного производства и осуществления торговли, в частности утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих административно-правовое регулирование в этих сферах, порядок лицензирования отдельных видов промышленной и торговой деятель­ности, правила продажи отдельных видов товаров и т.п.

Минпромторг России (министерство промышленности и торговли) — федеральный орган исполни­тельной власти, осуществляющий функции:

• по выработке государственной политики и норма­тивно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной ави­ации, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопас­ности государства, внешней и внутренней торговли, обще­ственного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов;

• по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, лесной, целлюлюзо-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судо­строительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпа­сов и специальной химии, химического разоружения, про­мышленности обычных вооружений, народных художествен­ных промыслов; по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, а также компенсирующих мер, предусмо­тренных Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 09.12.2010, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномочен­ного федерального органа исполнительной власти, осущест­вляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тариф­ного регулирования;

• федерального органа по техническому регулированию;

• функции по обеспечению реализации обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации во ВТО, в установленной сфере деятель­ности.

В ведении Минпромторга РоссиинаходитсяРосстандарт(Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии), который осуществляет функции по оказанию государ­ственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения един­ства измерений. В частности, оно организует: экспертизу проектов национальных стандартов; проведение испытаний средств измерений; проведение поверки средств измерений; утверждение национальных стандартов; проведение работ по аккредитации. Данное Агентство выполняет функции национального органа по стандартизации (см. Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденное постановлением Правитель­ства РФ от 17.06.2004 № 294).

Минэнерго России — федеральный орган исполнитель­ной власти, осуществляющий функции по выработке и реа­лизации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

• топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики;

• нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефте­химической промышленности;

• газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышлен­ности;

• магистральных трубопроводов нефти, газа и продук­тов их переработки;

• возобновляемых источников энергии;

• освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, а также оказания государ­ственных услуг, управления государственным имуществом и сфере производства и использования топливно-энергети­ческих ресурсов (см. Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400).

Функции по государственному контролю и надзору в сфере промышленности и торговли осуществляют:

1. Ростехнадзор, (находится в ведении Правительства РФ) осуществляет технологический и атомный надзор, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопас­ности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовле­нию, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного ору­жия и ядерных энергетических установок военного назна­чения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промыш­ленного назначения, а также специальные функции в обла­сти государственной безопасности в указанной сфере (см. Положение о Федеральной службе по экологическому, тех­нологическому и атомному надзору, утвержденное постанов­лением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401);

2. Росалкогольрегулирование, (в ведении Правительства РФ), осуществляет государственный кон­троль и надзор за законностью производства и оборота, в том числе оптовой и розничной продажи этилового спирта, алко­гольной и спиртосодержащей продукции;

1) Роспотребнадзор(Федеральная служба по н6адзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека), (в ведении Правитель­ства РФ, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о защите прав потре­бителей, в том числе за соблюдением правил розничной продажи товаров торговыми организациями и индивидуаль­ными предпринимателями.

За нарушение законодательства, действующего в сферах промышленности, энергетики и торговли, предусмотрена административная ответственность (гл. 9, 14 КоАП).

Административно-правовое регулирование торговли и функции органов внутренних дел (милиции) по обеспечению соблюдения правил торговли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Теплухин, Владимир Вениаминович

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Теплухин, Владимир Вениаминович, 1999 год

1. Нормативные правовые акты и юридические документы

2. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

3. Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.

4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Принят Постановлением Верховного Совета РСФСР от 20 июня 1984 года «О введение в действие Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27. Ст.910.

5. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст.489.

6. Закон Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 27. Ст.1018.

7. Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 26. Ст.966.

8. Закон Российской Федерации «О стандартизации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 25. Ст.917.

9. Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 27. Ст. 1556.

10. Закон РСФСР «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст.503.

11. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №20. Ст.641.

12. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 32. Ст.3843.

13. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 140.

14. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст.4553.

15. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1016.

16. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст.3506.

17. Указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 года № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. Ст. 1583.

18. Указ Президента Российской Федерации от 11 сентября 1997 года № 1008 «О Российском агенстве по патентам и товарным знакам» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 37. Ст.4267.

19. Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года № 65 «О свободе торговли» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 6. Ст.290.

20. Федеративный договор: Документы. Комментарий. М.: Республика: Верховный Совет Российской Федерации, 1992. -77 с.

21. Закон Нижегородской области «О государственном регулировании цен и тарифов в Нижегородской области» // Нижегородские новости. 1997. 3 сентября.

22. Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Нижегородской области» // Нижегородские новости. 1996. 21 июня.

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 года № 1325 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по торговле» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 3. Ст.173.

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 1997 года № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст.3657.

25. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 30 сентября 1997 года № 237 «О мерах по защите прав потребителей от недоброкачественной алкогольной продукции» // Нижегородские новости. 1997. 15 октября.2. Книги, монографии

26. Агапов А.Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. М.: Юристъ, 1997. — 352 с.

28. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х томах: Т.1. М.: Юрид. лит., 1981. -360 с.

29. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х томах: Т.2. М.: Юрид. лит., 1982.-360 с.

30. Алексеев С.С. Философия права. М.: Изд-во НОРМА, — 336 с.

31. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник М.: ЗЕРЦАЛО, ТЕИС, 1996. — 640 с.

32. Базылев Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. — 120 с.

33. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. — 303 с.

34. Баранов В.М. Социалистическое право как элемент социального регулирования. Горький: ГВШ МВД СССР, 1984. — 28 с.

35. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996.- 368 с.

36. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: Учебное пособие. Свердловск, Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 204 с.

37. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1977. — 80 с.

38. Вельский К С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.-144 с.

39. Ващенко Г.И. Торговля народу. М.: Экономика, 1986. — 80 с.

40. Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1975. — 192 с.

41. Волков B.C. Мотивы преступлений. Казань: Изд-во Казанского унта, 1982. — 152 с.

42. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1970. — 252 с.

46. Дрейшев Б.В. Правотворчество в советском государственном управлении. -М.: Юрид. лит., 1977. 160 с.

47. Егоров Д.Н. Гражданско-правовое регулирование экономических отношений: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 216 с.

48. Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1965. 188 с.

49. Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Л.: Лениздат, 1973. — 328 с.

50. Иванов Н.Г. Мотив преступного деяния: Учебное пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. — 64с.

51. Иванов Ю.А., Скаредов Г.И. Интересы покупателя и заказчика под охраной закона. — М.: Юрид. лит., 1984. — 144с.

52. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: 1972. — 472 с.

53. Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация. Учебное пособие. М.: МВШМ МВД РСФСР, 1991. — 58с.

57. Клюшниченко А.П. Административная ответственность за правонарушения, подведомственные органам внутренних дел. Киев: КВШ МВД СССР, 1975.-42 с.

58. Клюшниченко А.П., Шергин А.П. Административные комиссии. -М.: Юрид. лит., 1975. 112 с.

60. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М.: Юрид. лит., 1976. — 184 с.

61. Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. М.1967.

62. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М.: Изд-во Щит-М, 1998. — 296 с.

63. Коренев А.П. Административное право России: Учебник: В 3-х частях: Часть 1.-М.: МЮИ МВД России, 1996.-268 с.

64. Коренев А.П. Кодификация советского административного права. -М.: Юрид. лит., 1970. 136с.

65. Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М.: Юрид. лит., 1978. 142с.

66. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Г.М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736с.

67. Кудрявцев В Н. Закон, поступок, ответственность. М.: Наука, 1986. -448с.

68. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982.- 287 с.

69. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит.,1972. 280 с.

70. Лазарев Б.М. Управление советской торговлей (организационно-правовые вопросы). М.: Юрид. лит., 1967. — 184 с.

71. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. -240 с.

72. Лобзяков В.П., Овчинский С.С. Административно-правовые меры предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1978. — 150 с.

73. Ломоватский Е.Т., Громова Г.М. Управление государственной и внутренней торговлей в СССР. М.: Юрид. лит., 1957. — 177 с.

74. Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. -М.: Госюриздат, 1961. 188 с.

75. Лунев А.Е. Право и эффективность управления. М.: Юрид. лит.,1973.-88 с.

76. Малтин A.M. Размышления экономиста о торговле. М.: 1990. — 175с.

77. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 1996. — 472 с.

78. Мартемьянов B.C. Хозяйственное право: Том 1: Общие положения: Курс лекций. М.: Изд-во БЕК, 1994. — 312 с.

80. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс: сущность и актуальные вопросы правоприменения по делам об административных правонарушениях. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 209 с.

81. Миренский Б.А. Методологическая основа и методы совершенствования законодательства. Нукус: Каракалпакстан, 1990. — 192 с.

82. Николаева М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств СССР.- М.: Юрид. лит., 1975. 144 с.

83. Новоселов В.И. Законность актов органов управления. М.: Юрид. лит. , 1968. — 108 с.

84. Огурцов Н А. Правоотношения и ответственность в советском уголовном праве: Учебное пособие. Рязань: РВШМ МВД СССР, 1976. — 206 с.

85. Орлов Я.Л. Торговля в системе хозяйственных связей. М.: Экономика, 1981. — 112 с.

86. Основин B.C. Государственно-правовые отношения. М.: Юрид. лит., 1965. — 168 с.

87. Павлова Е.С. Применение судьей мер административного взыскания.- М.: Юрид. лит., 1987. 80 с.

89. Печеницын В.А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие.- Хабаровск: ХВШМ МВД СССР, 1988. 60 с.

90. ПоленинаС.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства. М.: Наука, 1979. — 205 с.

91. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М.: ИГП РАН, 1996. — 146 с.

93. Резвых В.Д. Административная ответственность за хозяйственные правонарушения: Учебное пособие. Горький: ГВШ МВД СССР, 1976. — 136 с.

94. Резвых В.Д. Административно-правовая охрана социалистической собственности. М.: Юрид. лит., 1975. — 168 с.

97. Рябов Ю.С. Административно-предупредительные меры (теоретические вопросы). Пермь: Пермское книжное изд-во, 1974. — 82 с.

98. Саввин М.Я. Административный штраф. М.: Юрид. лит., 1984.111с.

99. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М.: Юрид. лит., 1964. 160 с.

100. Самощенко И.С. Ответственность по советскому законодательству. -М.: Юрид. лит., 1971.-240 с.

101. Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М.: Юрид. лит., 1963. — 287 с.

103. Скитович В.В. Очерки истории и теории советской административной юстиции. Гродно: Изд-во Гродненского ун-та, 1992. — 64 с.

104. Сорокин В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л.: ЛГУ, 1968.- 76 с.

105. Сорокин В.Д. Советское законодательство об административной ответственности. -Л.: ЛГУ, 1975.

106. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. М.: МГУ ИНФРА-М, 1997. 720 с.

107. Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР. М.: Юрид. лит., 1987. — 1 12 с.

108. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юрид. лит., 1974. 160 с.

109. Таций В.Я. Объект и предмет преступления в советском уголовном праве. Харьков: Вища школа, 1988. — 183 с.

110. Телегин А.С. Ответственность граждан и должностных лиц за административные правонарушения: Учебное пособие для учебных заведений МВД России. М.: ЮИ МВД РФ, 1994. — 90 с.

111. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 1998. — 800 с.

112. Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М.: БЕК, 1995. 496с.

113. Устинов М.Т. Организация торговли и управления магазином. М.: Экономика, 1975. -288 с.

115. Черников В.В. Современная государственная система охраны собственности в России. М.: ИНФРА — М., 1995. — 224 с.

116. Чечот Д М. Административная юстиция (теоретические проблемы). JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1973. — 133 с.

117. Шагурин Б.А. Административная ответственность граждан. М.: Знание, 1967. — 64 с.

118. Шайкенов Н А. Правовое обеспечение интересов личности. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1990. — 200 с.

119. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М.: Юрид. лит., 1979. — 144 с.

120. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права /по изданию 1914 г./. М.: Фирма «Спарк», 1994. 335 с.

121. Шиманский В.П., Орлов Я.Л. Торговля на благо народа. М.: Политиздат, 1977.-261 с.

122. Шкредов В.П. Экономика и право. М.: Экономика, 1967. — 142 с.

123. Шкредов В.П. Экономика и право: опыт экономико-юридических исследований общественного производства. М.: 1990. — 269 с.

124. Издания, не имеющие индивидуального автора

127. Административная ответственность за нарушения общественного порядка: законодательство и практика его применения органами внутренних дел. Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993. — 80 с.

128. Административное право России: Часть вторая: Учебник / Под ред. А.П.Коренева. М.: МЮИ МВД России, «ЩИТ-М», 1997. — 313 с.

129. Государственная налоговая служба /Под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород: 1995.-448 с.

130. Государство, право, экономика / Под ред. В.М. Чхиквидзе. М.: Юрид. лит., 1970.-488 с.

131. Законодательные акты об административной ответственности. Минск: Изд-во Беларусь, 1977. 304 с.

132. Исполнение административных взысканий органами внутренних дел: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. — 80 с.

133. Исполнительная власть в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: БЕК, 1996. — 269 с.

134. Исполнительная власть в Российской Федерации: Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук И.Л. Бачило. М.: Юристъ, 1998. — 432 с.

136. Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юрид. лит., 1994. — 136с.

137. Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994. — 624 с.

138. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: Изд-во АСА, 1995. — 624 с.

139. Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород: НВШ МВД РФ, 1993. — 544 с.

140. Основания уголовно-правового запрета. М.: Наука, 1982. — 304 с.

141. Основные правила торговли: Сборник нормативных актов. М.: Экономика, 1981. — 448 с.

142. Ответственность в управлении. М.: Наука, 1985. — 304 с.

143. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие. М.: Норма, 1998. — 272 с.

144. Правила торговли. Посредничество. Розничная торговля. М.: ПРИОР, 1997. — 160 с.

145. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. К.Ф. Гу-ценко. М.: БЕК, 1995. — 320 с.

147. Регулирование государственной торговли в СССР / Под ред. Я.А. Куника. М.: Экономика, 1973. — 304 с.

148. Регулирование хозяйственной деятельности в торговле /Под общ. ред. Я. А. Куника. М.: Экономика, 1984. — 264 с.

149. Система советского законодательства /Под ред. И.С. Самощенко. -М.: Юрид. лит., 1980. -326 с.

150. Систематизация хозяйственного законодательства. М.: Юрид. лит. 1971.-264 с.

151. Торговля. Правила торговли. Защита прав потребителей. Ответственность продавцов. М.: Изд-во «Ось-89», 1997. — 192 с.

152. Торговля товарами народного потребления: Правовой аспект. М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997. — 552 с.

154. Торговля продовольственными товарами: Правовой аспект. М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997. — 480 с.

155. Услуги: Правовой режим реализации. М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997. — 424 с.

156. Хозяйственное право: Учебник для вузов: Том 2 / Отв. ред. проф. B.C. Мартемьянов. М.: БЕК, 1994. — 400 с.

157. Хозяйство, труд, право в условиях перестройки /Под ред. В.И. Се-менкова. Минск: Наука и техника, 1990. — 240 с.

158. Экономика торговли: Учебник / Под общ. ред. проф. Б.А. Соловьева. М.: Экономика, 1990. — 416 с.4. Статьи

160. Базылев Б.Т. Сущность позитивной юридической ответственности // Правоведение. 1979. № 4. С.40-47.

161. Бельский К.С. О системе административного права // Государство и право. 1988. №3,-С.5-12.

162. Васильев Ю.С., Евтеев М.П. Кодификация и систематизация законодательства // Сов. государство и право. 1971. № 9. С. 11 -19.

163. Галаган И.А., Василенко А.В. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. № 3. С. 12-20.

164. Закон в переходный период: опыт современной России. «Круглый стол» // Государство и право. 1995. № 10. С.28-61.

166. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: региональный уровень // Вестник Моск. ун-та. Серия право. 1993. № 1. С. 13-20.

167. Крапец И. Экономика и преступность // Законность. 1992. № 3. С.5052.

168. Лаптев В.В. Регулируемый рынок и хозяйственное законодательство // Правоведение. 1990. № 5. С.57-62.

169. Лившиц А.Я. Государство в рыночной экономике (краткий спецкурс) // Российский экономический журнал. 1992. № 10. С. 134-138.

170. Лившиц А.Я. Государство в рыночной экономике (краткий спецкурс) // Российский экономический журнал. 1992. № 11. С. 123-130.

171. Малахов И.П. Основания уголовной ответственности //Сов. государство и право. 1991. № 6.-С.76-83.

172. Мамутов В.К. Регулируемая экономика и хозяйственное право // Правоведение. 1990. № 6. С. 12-20.

173. Нестеренко А. Государство и рынок в посткоммунистической экономике // МЭМО. 1993. № 10. С. 27-39.

175. Парций Я. О защите прав потребителей // Хозяйство и право. 1993. № 11.-С.З-16.

176. Погодина Т.И. Формы кодификации жилищного законодательства // Правоведение. 1983. № 4. С.72-75.

177. Поленина С.В. Социальные аспекты законодательной деятельности // Сов. государство и право. 1981. № 11. С.З-11.

178. Поленина С.В. Новое в системе законодательства РФ // Государство и право. 1994. № 12. С.27-36.

182. Студеникина М.С. Совершенствование организационно-правового положения органов надведомственного контроля // Проблемы совершенствования советского законодательства. М.: ВНИИСЗ, 1989. — С.30-37.

183. Фефелов П.А. Основания уголовной ответственности в уголовном праве //Сов. государство и право. 1983. № 12. С.84-89.

184. Ходов Л.Г. Административное воздействие и моральное убеждение в госрегулировании рыночной экономики (материалы к лекциям и семинарам // Российский экономический журнал. 1997. № 4. С.76-82.

185. Диссертации и авторефераты диссертаций

187. Бондаренко Н.А. Уголовно-правовая борьба с нарушениями правил торговли: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Киев, 1985. — 25 с.

190. Дмитриевцев К.Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1994. — 26 с.

194. Кондратов Б.П. Правовые основы организации и деятельности милиции России: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1992. — 50 с.

201. Мамчун В.В. Правоприменительный риск: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. — 27 с.

203. Печеницын В.А. Состав административного проступка: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1985. — 19 с.

204. Рогожкина В В. Административно-правовой статус государственной инспекции по качеству товаров и торговле (на практике Госторгинспекции РСФСР): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1987. — 17 с.

206. Севрюгин В.Е. Теоретические проблемы административного проступка: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 1994. — 40 с.

210. Честнов И.Л. Институт административных правонарушений в системе права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. С.-Пб., 1994. — 19 с.

211. Материалы периодической печати

212. Веретельникова О. Создана «водочная милиция» // Нижегородские новости. 1998.23 мая.

213. Вингурт А. На бочку с квасом кассу не поставят // Нижегородский рабочий. 1998.6 января.

214. Волкова Л. «Двойное» дно в красивой обертке //Российская газета. 1998. 13 марта.

215. Волкова Л. Если даже пес не ест сосиски // Российская газета. 1997. 31 декабря.

216. Гундорова М. Где не справляется полиция, поможет голография // Московский комсомолец. 1998. 15-22 января.

217. Гущин В. «ГТьяные» деньги на трезвую голову // Российская газета. 1998. 13 февраля.

218. Дымов П. Маркировка с похмельем: сорок градусов «в тени» // Российская газета. 1998. 15 мая.

219. Дымов II. Цена под градусом все выше // Российская газета. 1998. 23 января.

220. Дымов П. Цена спиртоносной дозы // Российская газета. 1998. 13 февраля.

221. Кузнецов В. От торговой площадки к типовому рынку // Нижегородские новости. 1998. 14 марта.61 1. Лукоянова Р. Обвес в пользу покупателя // Нижегородский рабочий. 1998. 24 февраля.

222. Лукьянов Ф. Поддельный «Абсолют» бьет все рекорды // Российская газета. 1998. 19 февраля.

223. Морозов А. С чем «едят» сертификат // Российская газета. 1998. 27 февраля.

224. Мухина Л. Обманут с честными глазами // Нижегородский рабочий. 1998. 19 ноября.

225. Невинная И. На торговцев одна управа здравый смысл // Российская газета. 1998. 1 1 сентября.

226. Никитина Е. Отрава с красивой этикеткой // Нижегородский рабочий. 1995.20 апреля.

227. Светлов С. Борьба за качество из нашего кармана // Российская газета. 1997. 19 декабря.

228. Трояновский В. Милиция пошла в народ // Российская газета. 1998. 15 декабря.

229. Успенская О. Путь к удорожанию // Нижегородские новости. 1998. 2июля.

230. Шаршунов А. Покупатель всегда прав // Российская газета. 1998. 13 марта.

231. Щербакова Т. Легкая гиря, монетка и магнит пособники обмана // Нижегородский рабочий. 1998. 24 февраля.

Основы административно-правового регулирования в сфере промышленности и торговли Российской Федерации

Промышленность представляет собой важнейшую часть экономики страны, основу ее экономической мощи и обороноспособности. Назначение промышленности — обеспечить народное хозяйство машинами, оборудованием и другими современными средствами производства, выпускать пользующиеся спросом товары для населения.

Понятие промышленности охватывает ряд отраслей. Некоторые их группы именуются комплексами: топливно-энергетический, нефтехимический, военно-промышленный (или оборонный), лесопромышленный, атомный. Отрасли, в свою очередь, подразделяются на объединения, предприятия и организации.

Таким образом, как объект управления промышленность представляет собой довольно сложную систему, объединяющую различные подотрасли. Соответственно этому строится система управления промышленностью через отраслевые (министерства, агентства) и межотраслевые (государственные комитеты, комиссии) федеральные органы исполнительной власти, а также органы управления промышленностью субъектов Федерации и местного самоуправления.

Отраслевая организация промышленности предопределяет сложную структуру органов государственного управления в этой сфере, их разнообразные полномочия. Рассмотрим наиболее крупные из них.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Наиболее значительны и показательны функции и полномочия государственной политики в области промышленного производства осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России). Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, народных художественных промыслов;

функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;

функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

функции федерального органа по техническому регулированию.

Минпромторг России является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного министерству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

Минпромторг России осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия министерства в сфере государственного управления промышленностью осуществляются на основе сочетания различных методов регламентации, не всегда совместимых с императивными методами, присущими управленческому воздействию. Среди функций особое значение имеют функции целевого программирования. Министерство разрабатывает и реализует федеральные целевые и межгосударственные программы. Важнейшая особенность таких программ заключается в адресной государственной поддержке предприятий и учреждений, принимающих непосредственное участие в их реализации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в целях реализации стоящих перед ним задач осуществляет следующие полномочия:

вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности министерства и к сфере деятельности подведомственного ему федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;

на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает установленный законодательством круг нормативных правовых актов (по более 30-ти видам деятельности);

в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд министерства;

осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным министерству;

организует выполнение работ по созданию авиационной техники;

организует и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами;

осуществляет ведение: сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса; государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации; государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации; государственного реестра контрольно-кассовой техники; ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов; ведомственного регистра ядерных материалов; баланса производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения;

осуществляет ряд различных полномочий, основными из которых являются: закрепление за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых министерством, а также распоряжение закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты научно-технической деятельности в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции; совместно с другими государственными заказчиками формирование, согласование и доведение до сведения организаций-исполнителей, относящихся к сфере деятельности министерства, государственного оборонного заказа, программ военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и обеспечение в установленном порядке их выполнения этими организациями-исполнителями; принятие решений по вопросам оборота в установленной сфере деятельности министерства специальных материалов и специального оборудования для производства вооружения, боеприпасов к нему, военной техники, запасных частей, комплектующих изделий, приборов к ним и документации на их производство, а также оборота взрывчатых веществ и отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий; в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники и создания новых авиационных технологий; государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации; проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров, подготовку и представление в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены указанных мер; выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий; выдачу разрешений на реэкспорт товаров (за исключением товаров военного и двойного назначения), происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами — членами Евразийского экономического сообщества и т.д.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (ростехрегулирование)

Ростехрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений (до внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации).

Ростехрегулирование выполняет функции государственного метрологического контроля и надзора, в том числе и за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти. административный правовой торговля

Объем полномочий Агентства определен Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ростехнадзор)

Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Ростехнадзор является:

органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

органом государственного горного надзора;

специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

органом государственного энергетического надзора;

специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Положением о Ростехнадзоре, утвержденным Постановлением Правительства от 30.07.2004 N 401, определен круг вопросов, по которым он самостоятельно принимает нормативные правовые акты, а также осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности.

С целью реализации этих полномочий Ростехнадзор наделен необходимыми правами, в частности, правом применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами требований в установленной сфере деятельности, а также по ликвидации последствий указанных нарушений. Ростехнадзор в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях обладает юрисдикционными полномочиями.

В своей практической деятельности Ростехнадзор руководствуется Федеральными законами «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. №3-ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ.

Государственная корпорация по атомной энергии «РОСАТОМ»

Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) в 2004-2008 годах являлся федеральным органом исполнительной власти России, осуществлявшим функции по управлению атомной отраслью промышленности России.

В декабре 2007 года образована Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Ее созданию предшествовало принятие федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», который вступил в силу 5 декабря 2007 года.

Государство ставит перед Госкорпорацией «Росатом» 3 главных задачи:

обеспечение устойчивого развития ядерного оружейного комплекса;

наращивание доли атомной энергии в энергобалансе страны (цель: 25-30 % к 2030 году) при повышении уровня безопасности работы отрасли;

расширение традиционных ниш российского присутствия на мировом рынке ядерных технологий, а также завоевание новых.

Одна из значимых составляющих Госкорпорации «Росатом» — ОАО «Атомэнергопром», объединившее все гражданские активы атомной отрасли. Кроме того, в состав Госкорпорации входят предприятия ядерного оружейного комплекса, ФГУП «Атомфлот», управляющее атомным ледокольным флотом, «ИНТЕР РАО ЕЭС», управляющая энергетическими активами в 14 странах и контролирующая операции по экспорту и импорту электричества, а также ЗАО «Атомстройэкспорт», осуществляющее строительство АЭС за рубежом.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (сокращенное название — Госкорпорация «Росатом») управляет всеми ядерными активами Российской Федерации, включая как гражданскую часть атомной отрасли, так и ядерный оружейный комплекс. Госкорпорация «Росатом» сочетает в своей работе коммерческую деятельность, обеспечивая развитие атомной энергетики и предприятий ядерного топливного цикла, и выполнение функций, возложенных на нее государством — обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерную и радиационную безопасность, а также развитие прикладной и фундаментальной науки. Кроме того, Госкорпорация уполномочена от имени Российской Федерации выполнять международные обязательства России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Федеральное космическое агентство (РОСКОСМОС)

Роскосмос, согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 26 июня 2004 г. №314, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме «Байконур».

Роскосмос самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности; организует использование (эксплуатацию) космической техники в целях реализации Федеральной космической программы, системные исследования по обоснованию основных направлений развития космической техники научного и социально-экономического назначения, а также совместно с Министерством обороны РФ — космической техники двойного назначения; организует и координирует работы по коммерческим проектам и содействует их осуществлению; организует и обеспечивает совместно с Министерством обороны РФ запуски космических аппаратов социально-экономического и научного назначения и управление ими в полете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *