Принципы поведения человека

Принципы поведения человека

12345678910

Глава 1. Устройство хозяйства

Если сравнить принципы организации хозяйства различных стран, то окажется, что они удивительно похожи. Какова причина этого сходства? Может, существует какой-нибудь гениальный план организации производства и потребления благ, предписанный свыше или открытый гениальным ученым когда-то давно? Или люди одних стран просто подстраивают свои хозяйства под хозяйства других стран, которые кажутся им более выгодными или справедливыми?

На самом деле хозяйства всех стран развиваются стихийно, но тем не менее оказываются организованы схожим образом. Давайте попробуем определить, почему в основе устройства различных хозяйств лежат одни и те же принципы.

§ 1. Общество

Население. Жители одной территории. Численность населения. Взаимозависимость численности населения и хозяйства (ограниченность ресурсов, производительность труда, рождаемость и смертность). Принципы поведения человека. Выбор поведения. Альтернативные варианты. Система предпочтений. Стремление к самому выгодному варианту. Рациональность. Альтернативные затраты (цена выбора). Законы. Право (система законов). Государство как высшая власть в обществе. Хозяйственное право. Культура. Неформальные правила поведения. Традиции, мораль и т. д.

В этом параграфе мы рассмотрим основные элементы устройства общества, знание которых нам пригодится при дальнейшем изучении экономической теории.

Любое общество состоит из некоторого количества людей, а также формальных и неформальных правил поведения, которых эти люди придерживаются.

Население

Поскольку под обществом в этой книге понимается совокупность жителей отдельной страны, для обозначения членов общества мы будем пользоваться термином население. Вообще, населением называются все люди, проживающие на некоторой заданной территории. Можно говорить о населении острова или населении материка, о населении всей страны или отдельной ее местности, населении города, квартала или даже дома. Мы будем говорить о населении нашей воображаемой страны.

В любой момент времени население нашей страны имеет некоторую численность, которая может быть относительно небольшой (например, 10 тысяч человек), а может быть и огромной (например, 100 миллионов человек).

Каким образом численность населения может влиять на устройство и функционирования хозяйства?

С одной стороны, чем больше численность населения, тем более ограниченнымистановятся ресурсы (которые имеются в заданном количестве) по отношению к потребностям этих людей. Поэтому слишком большая численность населения может быть причиной бедности людей (мы рассмотрим это в § 3).

Но, с другой стороны, чем больше людей живет в стране, тем большее количество благможет быть произведено из любого заданного количества ресурсов. На первый взгляд это непонятно = ведь в любом обществе количество рабочих рук прямо пропорционально количеству потребителей (и у маленького племени аборигенов, и в огромной империи). И тем не менее за счет разделения труда (которое мы рассмотрим в § 6 этой главы) страна с многочисленным населением может иметь гораздо более эффективное хозяйство, и одни рабочие руки в таком хозяйстве произведут гораздо больше, чем в хозяйстве небольшого народа или маленького племени.

От чего зависит численность населения? От таких величин, как рождаемость и смертность. Если в течение некоторого периода времени в обществе рождается больше людей, чем умирает, то численность населения увеличивается, и наоборот. А=рождаемость и смертность в свою очередь зависят от состояния хозяйства (например, если люди не могут хорошо обеспечить себя питанием, будет существовать высокая смертность).

Таким образом, количество людей в обществе одновременно и влияет на развитие хозяйства, и зависит от него. Поэтому, хотя изучение численности населения не входит в задачу экономической теории (этим занимается специальная наука =демография), невозможно объяснить развитие хозяйства и изменение численности населения независимо друг от друга (см. окно «Эволюция хозяйства и численность населения»). По ходу изучения экономической теории мы будем постоянно анализировать, как численность населения может влиять на развитие хозяйства.

А теперь нас интересует другой вопрос: как эти люди будут себя вести? Ведь, как и любая общественная наука, экономика изучает в конечном счете поведение людей. Население== это «игроки», которых выпускают на «игровое поле», чтобы посмотреть, ЧТО, КАК, КОГДА и ГДЕ будут они производить, накапливать, потреблять и т. д. Конечно же, характер и исход игры зависят от правил поведения, которыми будут руководствоваться эти «игроки».

Принципы поведения человека

Каждый человек в обществе самостоятельно выбирает свое поведение. Поэтому, чтобы понять, как будет действовать система из множества людей, сначала нужно понять, каким образом принимает решения отдельный человек.

Принятие любого решения всегда сводится к выбору одной из нескольких имеющихся альтернатив. Представим себе человека, который решает, как использовать 5 часов свободного времени. У него есть четыре альтернативы: 1) отправиться ловить рыбу, 2) пойти за грибами, 3) поохотится на уток или 4) просто отдохнуть (рис. 1.1.2). Четыре варианта исключают друг друга = именно поэтому они называются альтернативами, и именно поэтому человеку необходимо сделать выбор. Если бы можно было суметь осуществить все эти действия одновременно, не нужно было бы ничего выбирать.

Какими же принципами может руководствоваться человек при выборе своего поведения? Например, он может действовать следующим образом.

Во-первых, каждый человек обладает определенной системой предпочтений, которая определяет, что ему нравится больше, а что меньше. Например, один человек может получить больше удовольствия от рыбалки, чем от охоты, а другой = наоборот. Одному человеку больше нравится собирать грибы, чем ловить рыбу, другому = лежать на травке, чем стрелять в уток.

Во-вторых, человек рассматривает ВСЕ альтернативы выбора, которые у него имеются, и точно оценивает выгоды и недостатки каждой из них.

В-третьих, человек стремится к самому выгодному для себя варианту. Например, если человеку наибольшее удовольствие принесет рыбалка, то он потратит эти 5 часов именно на рыбалку, а не на что-нибудь другое.

Поведение человека, основанное на этих принципах, называется рациональным. Причем, рациональным считается любое поведение, при котором человек выбирает тот вариант, который ему больше всего нравится, = даже если при этом он наносит вред своему здоровью или доставляет какие-либо неприятности окружающим. Например, рациональным считается поведение сладкоежки, который предпочитает съесть еще одну шоколадку, потому что удовольствие от съедаемого шоколада превышает неудовольствие от беспокойства о здоровье.

Человека, действующего по таким принципам, иногда в шутку называют homo oeconomicus= по аналогии с биологическими видами homo habilis (человек умелый), homo sapiens (человек разумный) и т. д. Homo oeconomicus = это такой человек, который абсолютно четко знает свою систему предпочтений, учитывает все альтернативы и всегда принимает решение только в соответствии с принципом максимальной выгоды для себя.

Когда человек выбирает одну из имеющихся альтернатив, он теряет возможность получить удовольствие от любой из остальных. Наилучшая из альтернатив, от которых человек отказался, называется альтернативными затратами (или ценой выбора).

Предположим, что в нашем примере человек выбрал рыбалку. Если из всех оставшихся вариантов наибольшее удовольствие человеку принесла бы охота, то именно удовольствие от охоты является в данном случае ценой выбора рыбалки. Человек как бы платит отказом от удовольствия охоты за получение удовольствия от рыбалки.

Вот таким образом выглядят рациональные принципы выбора своего поведения. Однако человек, существующий в обществе, при выборе своего поведения добровольно или вынужденно подчиняется еще и другим правилам. Все эти правила поведения, существующие в обществе, составляют две большие части: законы и культура.

Законы

Закон (или право) = это обязательные для всех (формальные) правила поведения, которые не имеет права нарушать ни один член общества. Именно обязательность подчинения делает эти правила поведения законами и отличает их от неформальных правил поведения (см. ниже). Например, законом может быть запрещено воровать, переходить улицу на красный свет и т. д.

В том числе может существовать хозяйственное право, которое задает правила игры для всех, кто занимается хозяйственной деятельностью. Например, может быть запрещено открывать акционерное общество с уставным капиталом менее определенной суммы, платить заработную плату меньше определенного размера и т. д.

За соблюдением законов строго следит существующая в обществе власть, сурово наказывая тех, кто этим законам не подчиняется. Откуда берется эта власть и как она устроена? Ответ на этот вопрос зависит от политического устройства общества, которое может быть самым разным. Если в обществе существует демократия, власть выбирается голосованием всех членов общества, если в обществе существует монархия, власть переходить по наследству и т. д.

Изучением различных вариантов политического устройства общества занимается отдельная общественная наука = политология. Хотя в экономической теории устройство и поведение власти тоже имеет значение, и несколько позже мы обратимся к обсуждению этих вопросов (в главе 6 «Государство и хозяйство»). А пока для обозначения существующей в обществе власти, принимающей все решения относительно общества (и в том числе, хозяйства), будем пользоваться термином правительство.

Культура

Культура включает в себя неформальные правила поведения (привычки, традиции, мораль и т. д.), которым могут добровольно следовать люди, принимая те или иные решения.

Например, в обществе может быть не принято обманывать, и тогда все люди легко смогут заключать друг с другом сделки или вступать в какие-либо соглашения. Или, наоборот, обман будет распространенным явлением, и тогда договориться о чем-нибудь будет гораздо труднее.

У людей, принадлежащих одному обществу, может обнаруживаться сходство в структуре предпочтений. Например, людям одного общества могут нравиться набедренные повязки, а людям другого = платья с длинным шлейфом. Более того, эти общие вкусы с течением времени могут меняться одновременно (это явление называется модой).

Иногда общественные вкусы имеют «принудительный» характер: даже если одному человеку набедренная повязка нравится больше, чем смокинг, он будет вынужден надевать последний, так как в его обществе набедренная повязка вызовет отрицательную оценку окружающих.

Во многих случаях выбор homo oeconomicus при существовании тех или иных институтов оказывается совсем не таким, каким он был бы при их отсутствии. Поэтому по мере изучения экономической теории мы будем постоянно рассматривать влияние тех или иных институтов общества на развитие хозяйства.

Эволюция хозяйства и численность населения Если мы попробуем заглянуть в далекое прошлое человечества, то нашему взору предстанет довольно любопытная картина. Считается, что 10 тысяч лет до нашей эры, когда люди еще занимались собирательством и охотой, все население планеты Земля составляло около 10v15 миллионов человек. Сегодня эта цифра соответствует всего лишь численности населения крупного города (например, Нью-Йорка или Москвы). Существовали тогда люди в виде небольших племен численностью порядка 50v100 человек. Причем в местах обитания людей плотность населения составляла примерно 1 человек на квадратный километр. Такая плотность была обусловлена типом хозяйства = занимаясь охотой и собирательством, человек мог обеспечить себя едой только в случае обладания большими «угодьями». На основании исследований останков древних людей, а также особенностей жизни современных дикарей (например, в Африке или Новой Зеландии) многие ученые считают, что у первобытных людей была очень высокая рождаемость = 35v55 человек в год на тысячу = и такая же высокая смертность. За свою жизнь женщина имела примерно 5v10 детей, из которых многие погибали в детском возрасте. Средняя продолжительность жизни составляла около 30 лет. Численность населения в то время не была стабильной. В благоприятные годы, когда было больше еды и меньше хищников, смертность несколько снижалась и численность населения начинала увеличиваться. А при наступлении неблагоприятного периода смертность превышала рождаемость, и численность населения начинала уменьшаться. Таким образом происходило постоянное колебание численности людей около некоторого равновесного значения. Примерно 10v8 тысяч лет до н.=э. произошло первое крупное событие в эволюции хозяйства, которое известно как Сельскохозяйственная революция: люди приручили некоторых животных и научились выращивать некоторые растения. В результате человечество перешло от так называемого присваивающего хозяйства к=производящему, что позволило увеличить объем производства и потребления. При этом стала возможна большая плотность населения, чем в условиях собирательства и охоты. Произошел первый всплеск народонаселения, и численность его постепенно увеличилась в несколько раз = примерно до 50 миллионов (рис. 1.1.3). Численность населения продолжала колебаться, но теперь уже возле этой более высокой отметки. Люди не могли контролировать погодные условия, поэтому прирост населения в урожайные годы уничтожался голодом в годы неурожайные. Кроме этого, численность населения периодически уменьшалась эпидемиями (поскольку люди не могли лечить многие инфекционные болезни) и войнами, которые начинались, как правило, тогда, когда население одной из стран увеличивалось до такого размера, при котором можно было сформировать из него армию и отправиться в завоевательный поход на соседей. В эти периоды (голода, эпидемий или войн) смертность могла составлять примерно 100 = 500 человек на тысячу в год. Такой относительно стабильный размер населения на планете существовал несколько тысячелетий. Но где-то на рубеже XVII и XVIII=вв. произошли события, которые резко изменили условия роста населения. С одной стороны, развитие медицины и гигиены позволило сократить распространение многих опасных инфекционных болезней, и эпидемии перестали уносить жизни миллионов людей. В результате смертность в Европе резко сократилась, в то время как рождаемость практически не изменилась. С другой стороны, в XVIII в. произошла Промышленная революция: ручной труд ремесленников стал постепенно вытесняться трудом фабричных и заводских рабочих. Это сделало возможным производство многих благ в большом объеме и с более низкими затратами. Кроме этого, использование удобрений и машин в сельском хозяйстве сделало более эффективным труд производителей хлеба и другой «еды». Все это создало условия для дальнейшего роста численности населения. Население планеты начало быстро увеличиваться = сначала в=Европе, затем в других частях света = и линия численности населения в этот период резко взяла вверх (рис. 1.1.3). В результате к 1990=г. мы уже имеем 5,5 млрд людей на планете (то есть в 500 раз больше, чем 10 000 лет до н.э.), а примерно к 2040 г., по оценкам демографов, на нашей планете уже будет около 10 млрд человек. Остается заметить, что на протяжении всех рассмотренных 12=тысячелетий главным фактором в определении численности населения Земли являлось хозяйство = то самое хозяйство, которое мы и будем изучать в этой книге.

Вопросы для размышления

1. Можно ли поступить нерационально (принять решение вопреки своим желаниям)?

2. Какие характеристики населения меняются наиболее быстро, а какие наиболее медленно?

3. Предположим, что у вас есть 5 часов свободного времени. Определите свои альтернативы использования этого времени, наилучший вариант и его «цену».

4. Какие неформальные правила поведения характеризуют людей в современном обществе России или США; средневековом обществе; первобытном обществе?

5. Попробуйте мысленно продолжить кривую численности населения Земли (рис. 1.1.3) на несколько тысячелетий вперед. Как может выглядеть эта кривая и почему?

§ 2. Блага

Потребности (желания). Блага. Все, что приносит удовольствие. Потребление. Блага первой необходимости. «Просто приятные» блага. Условность границы. Антиблага (зло). Смертельные и неприятные «блага» (зло). Их отсутствие. Полезность. Субъективное ощущение удовольствия. Антиполезность. Стремление к получению полезности. Свободные и экономические блага. Затраты на приобретение. Почему существуют экономические блага? Неограниченность желаний. Человек сам придумывает блага. Структура потребностей. Питание, одежда, жилье, мебель, «орудия потребления», духовные блага.

Каждый человек обладает некоторым набором потребностей, или желаний (в экономической теории это синонимы). Существенная часть желаний людей заключается в получении некоторых «вещей» и использовании их в своих целях. Давайте рассмотрим, какими могут быть эти «вещи».

Блага

Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия.

Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух).

Благом может быть информация (например, смешная история, музыка или свежие новости).

Использование человеком всех этих благ в своих целях называется в экономической теории потреблением. Когда человек ест яблоко, говорят, что он потребляет благо «яблоко». Когда он наслаждается пением птиц за окном, говорят, что он потребляет благо «пение птиц».

Среди всего множества благ можно условно выделить так называемые блага первой необходимости, которые нужны для поддержания жизни человека. Этими благами всегда являются воздух, вода и продукты питания, а в большинстве случаев также одежда ижилище.

Без потребления многих других благ человек, в принципе, может обойтись. Зачем же он их будет потреблять? Потому что он получает от их потребления удовольствие. Например, ему нравится есть вкусное мороженое, сидеть в удобном кресле, читать интересную книгу и т. д.

Граница между благами первой необходимости и «просто приятными» благами достаточно условна. Например, потребность в пище можно удовлетворить как куском хлеба, так и пирожным. Но значит ли это, что пирожное нужно считать благом первой необходимости? Традиционно к этим благам причисляются самые простые и необходимые для здоровья продукты питания. Выделение необходимых благ нам еще пригодится в дальнейшем в ходе изучения экономической теории.

Антиблага (зло)

Но существуют также и антиблага = предметы и состояния окружающей среды, которые человек не хочет потреблять, так как они доставляют ему неприятные ощущения. Например, антиблагом может быть громкий шум, дождь, комары и т. д.

Более того, некоторые антиблага для человека являются смертельными = человек может упасть в пропасть, стать жертвой хищных зверей, съесть или выпить что-нибудь ядовитое. При потреблении этих «благ» жизнь может стать невозможной, и поэтому можно сказать, что отсутствие таких антиблаг является благом первой необходимости.

Полезность

Потребление блага приносит человеку удовольствие, которое в экономической теории называется полезностью. Это понятие совершенно не связано с пользой для здоровья, а только с==субъективным ощущением удовольствия, которое возникает у==человека при потреблении некоторого блага. Человек может получать удовольствие и от полезного (для здоровья) яблока, и от вредной (для здоровья) шоколадной конфеты.

Соответственно, неприятные ощущения, которые вызывает потребление антиблаг, называются антиполезностью (или отрицательной полезностью).

Полезность (или антиполезность), которую получает человек от потребления блага (или антиблага), играет серьезную роль в=выборе человеком своего поведения. Подобно тому как сила гравитации приводит в движение тела в физическом мире, стремление получать удовольствие от потребления благ является силой, которая приводит в движение все хозяйство.

Любопытно, что человек получил способность получать удовольствие в наследство от животного мира, к которому когда-то принадлежал (см. окно «Механизм ощущений»). И именно эта способность получать удовольствие играет ключевую роль в==выборе человеком своего потребления.

Обратите внимание, что каждому человеку потребление одного и того же блага может принести совершенно разную полезность (один человек очень любит огурцы, а другой = нет). Отсюда следует, что между благами и антиблагами также нет четкой границы = один и тот же предмет может являться благом для одних людей и антиблагом для других. Некоторые люди, например, не любят цветную капусту, и поэтому, если их заставить съесть этот овощ, они получат отрицательную полезность. Некоторые люди могут получать удовольствие от прогулок под дождем, и поэтому дождь для них является благом, а не злом.

«Механизм ощущений» Почему животные стремятся к потреблению необходимых для жизни благ и избегают потребления смертельных? Ведь животные вообще не могут ЗНАТЬ о последствиях потребления или непотребления этих благ просто потому, что не могут ничего знать вообще! Природой придуман простой и гениальный механизм, чтобы заставить своих питомцев избегать вредных для них воздействий и обеспечивать себя в определенном объеме необходимыми. Все живые существа умеют ощущать. Они обладают способностью воспринимать воздействия окружающей среды с помощью рецепторного механизма, и любое воздействие вызываетприятное или неприятное ощущение. Природой же устроено так, что обычно необходимые воздействия вызывают приятные ощущения, а вредные = наоборот. Таким образом, ощущения животного говорят ему, ЧТО потреблять. Более того, этот механизм контролирует объем потребления. Потребление необходимых благ вызывает приятные ощущения только до определенного момента = пока животное не потребит нужное количество блага. По мере приближения к этому объему приятные ощущения начинают ослабевать, а после его достижения могут смениться на неприятные. Таким образом, ощущения животного «говорят» ему, СКОЛЬКО потреблять. Конечно, природа не могла предусмотреть всех возможных взаимодействий и оградить своих питомцев от ошибок в выборе «ЧТО и СКОЛЬКО». Вспомните, что нужно сделать, чтобы отравить крысу…

Давайте сравним, что считается базовым правильным поведением в каждой из религий1.\r\nХристианство Древний Рим, Религия денег\r\nГрех чревоугодия, объедания, пьянства. Потребляй так много, как сможешь.\r\nГрех полового распутства. Больше всевозможного секса.

Секс — одно из главных удовольствий в жизни.\r\nГрех праздности, освобождения от труда. Труд презренен, развлекайся как можно больше.\r\nГрех корыстолюбия, то есть приобретения имущества для пользования трудами других людей. Частная собственность — основа всего. Смысл жизни — приобрести как можно больше собственности и наёмных работников.\r\nГрех гордости, то есть представления о превосходстве над другими людьми. Превосходство над другими — цель жизни.\r\nГрех неравенства, то есть деление людей на высших и низших. Люди делятся на высших и низших по наличию у них денег и собственности.\r\nГрех зависти и жадности. Зависть и жадность — главные двигатели конкуренции и прогресса.\r\nГрех нескромности. Демонстрация своего превосходства — одно из главных удовольствий.\r\nГрех тщеславия, то есть ложного представления о том, что руководством поступков человека могут и должны быть не разум и совесть, а людские мнения и людские законы. Делать надо то, что может принести прибыль или то, что модно в данный момент. Закон получения прибыли превыше всего. Что такое совесть?\r\nНедопущение лжи. Право на ложь неприкосновенно и защищено законом (коммерческая тайна).\r\nСамоотречение, служение ближним. Эгоизм, сугубо личные интересы — основа поведения.\r\nПоиск общего блага, общей пользы. Поиск личной выгоды.\r\nБлаго — развитие души. Благо — плотские удовольствия.\r\n* * *

Давайте сравним основы христианства с Моральным кодексом строителя коммунизма, который был принят в советском обществе:

Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушителям общественных интересов.

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат.

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

* * *

Теперь сравним основы религии денег и девять принципов, сформулированных церковью Сатаны :

Сатана — символ потворства желаниям вместо воздержания!

Сатана — символ энергичного существования вместо бесплодных духовных мечтаний!

Сатана — символ естественной мудрости вместо лицемерного самообмана!

Сатана — символ любезности к тем, кто её заслуживает, вместо любви, потраченной на недоумков!

Сатана — символ мести вместо того, чтобы подставлять другую щеку!

Сатана — символ ответственности платёжеспособных вместо заботы о психических вампирах!

Сатана — символ того, что человек — это просто ещё одно животное, которое иногда лучше, но чаще хуже четвероногих. Его «божественное духовное и интеллектуальное развитие» сделало его самым злым животным из всех.

Сатана — символ всех так называемых грехов, поскольку все они ведут к физическим, ментальным или эмоциональным удовольствиям!

Сатана — лучший друг церкви, он помогал ей оставаться в бизнесе все эти годы!

* * *

Очевидно, что большинство положений религии денег прямо противоречит христианству. Соответственно, бесполезно и невозможно преуспеть в религии денег, сохраняя христианскую мораль.

Совесть, сострадание, честность, стыд, сомнение в правильности своих действий, самокритика, прощение обиды и греха, стремление к поиску приемлемого для всех варианта, становятся слабыми, уязвимыми местами в религии денег.

Наглость, подлость, лживость, безжалостность получают однозначное преимущество. В силу «естественного отбора» люди с такими качествами и начинают преобладать.

Как относиться к той или иной вере, это ваш выбор. Но чем чётче и быстрее вы его сделаете, тем большего успеха вы достигните . Один человек не может сочетать две прямо противоречащие религии, прямо противоречащие ценности.

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 95

Давайте сравним, что считается базовым правильным поведением в каждой из религий.

Христианство Древний Рим, Религия денег
Грех чревоугодия, объедания, пьянства. Потребляй так много, как сможешь.
Грех полового распутства. Больше всевозможного секса. Секс – одно из главных удовольствий в жизни.
Грех праздности, освобождения от труда. Труд презренен, развлекайся как можно больше.
Грех корыстолюбия, то есть приобретения имущества для пользования трудами других людей. Частная собственность – основа всего. Смысл жизни – приобрести как можно больше собственности и наёмных работников.
Грех гордости, то есть представления о превосходстве над другими людьми. Превосходство над другими – цель жизни.
Грех неравенства, то есть деление людей на высших и низших. Люди делятся на высших и низших по наличию у них денег и собственности.
Грех зависти и жадности. Зависть и жадность – главные двигатели конкуренции и прогресса.
Грех нескромности. Демонстрация своего превосходства – одно из главных удовольствий.
Грех тщеславия, то есть ложного представления о том, что руководством поступков человека могут и должны быть не разум и совесть, а людские мнения и людские законы. Делать надо то, что может принести прибыль или то, что модно в данный момент. Закон получения прибыли превыше всего. Что такое совесть?
Недопущение лжи. Право на ложь неприкосновенно и защищено законом (коммерческая тайна).
Самоотречение, служение ближним. Эгоизм, сугубо личные интересы – основа поведения.
Поиск общего блага, общей пользы. Поиск личной выгоды.
Благо – развитие души. Благо – плотские удовольствия.

* * *

Давайте сравним основы христианства с Моральным кодексом строителя коммунизма, который был принят в советском обществе:

– Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

– Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.


– Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

– Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушителям общественных интересов.

– Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

– Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку – друг, товарищ и брат.

– Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

– Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

– Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

– Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

– Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

– Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

* * *

Теперь сравним основы религии денег и девять принципов, сформулированных церковью Сатаны:

§ Сатана – символ потворства желаниям вместо воздержания!

§ Сатана – символ энергичного существования вместо бесплодных духовных мечтаний!

§ Сатана – символ естественной мудрости вместо лицемерного самообмана!

§ Сатана – символ любезности к тем, кто её заслуживает, вместо любви, потраченной на недоумков!

§ Сатана – символ мести вместо того, чтобы подставлять другую щеку!

§ Сатана – символ ответственности платёжеспособных вместо заботы о психических вампирах!

§ Сатана – символ того, что человек – это просто ещё одно животное, которое иногда лучше, но чаще хуже четвероногих. Его «божественное духовное и интеллектуальное развитие» сделало его самым злым животным из всех.

§ Сатана – символ всех так называемых грехов, поскольку все они ведут к физическим, ментальным или эмоциональным удовольствиям!

§ Сатана – лучший друг церкви, он помогал ей оставаться в бизнесе все эти годы!

* * *

Очевидно, что большинство положений религии денег прямо противоречит христианству. Соответственно, бесполезно и невозможно преуспеть в религии денег, сохраняя христианскую мораль.

Совесть, сострадание, честность, стыд, сомнение в правильности своих действий, самокритика, прощение обиды и греха, стремление к поиску приемлемого для всех варианта, становятся слабыми, уязвимыми местами в религии денег.

Наглость, подлость, лживость, безжалостность получают однозначное преимущество. В силу «естественного отбора» люди с такими качествами и начинают преобладать.

Как относиться к той или иной вере, это ваш выбор. Но чем чётче и быстрее вы его сделаете, тем большего успеха вы достигните. Один человек не может сочетать две прямо противоречащие религии, прямо противоречащие ценности.

Потребности человека на третьем участке S-кривой

Как мы отмечали в предыдущей главе, потребности человека на последнем, третьем участке S-кривой, когда он уже получил необходимое для жизни и насытился определёнными удовольствиями, определяются общением. На уровне общества они определяются религией.

Если человек признал равенство всех, его целью становится бесконечное познание мира и поиск интересных людей, общение с ними.

Как только человек признал неравенство, он автоматически признал, что есть кто-то ниже его, но есть кто-то выше его. Если выживает сильнейший, то возникает вопрос – кто тут сильнейший? Целью существования становится попытка забраться как можно выше в воображаемой лестнице, получить большую власть. Возникает проблема сверхчеловека, желание быть на самом верху и иметь бесконечную власть над миром.

Поскольку власть нужна язычнику для самовозвышения, он постоянно ищет возможности реальной демонстрации своей власти и получения удовольствий от ощущения своей силы, получения удовольствия от насилия.

Эволюция насилия

На первый взгляд, современное западное общество, в котором доминирует религия денег, гораздо более гуманно, чем предыдущие. Свобода у людей вроде бы полная, и внешне она гораздо выше, чем была, например, при социализме. Более того, западное общество агрессивно и жёстко отстаивает формальные права всяческих меньшинств. С другой стороны, в основе Запада лежат античеловеческие принципы. В чём же здесь дело?

Ответ на этот вопрос самого Запада заключается в том, что он не пытается переделать человека, но даёт волю его инстинктам, а благополучие создаёт магическая рука рынка.

Наш ответ в том, что насилие за время развития общества тоже не стояло на месте и постоянно совершенствовало свои методы. Из открытых форм оно перешло в неявные, косвенные, скрытые. В этом разделе мы рассмотрим эту эволюцию.

Насилие и управление

Для начала определим понятие насилия. И насилие, и управление, предполагают принуждение человека действовать определённым образом. Разница в том, что управление осуществляется с желанием принести благо управляемому (хотя оно может принести и вред в силу недостатка знаний). Насилие делается с сознательным желанием принести прямой вред управляемому и/или благо управляющему. И насилие, и управление, могут быть как открытыми, так и скрытыми.

В марксизме есть близкое по смыслу понятие эксплуатации. Мы будем считать, что эксплуатация – частный случай насилия, обычно в экономике. Например, если один конкурент уничтожает другого конкурента – это насилие, но это не есть эксплуатация в привычном понимании.

Четыре вида контроля

Глядя на историю человечества, мы можем выделить четыре характерных этапа в эволюции управления:

1) физический контроль,

2) товарный контроль,

3) финансовый контроль,

4) контроль сознания.

Кроме того, для каждого вида возможен прямой и косвенный контроль.

Физический контроль

Основан на управлении человеком через физическую боль. Косвенный вариант заключается в создании у человека наркотической зависимости и в управлении им через наркотик.

Физическое насилие – самое простое, и характерно для дикарей и рабовладельцев. На первом этапе оно заключалось в убийстве и съедении своего противника. На втором этапе врага уже не убивали, но делали рабом и принуждали к труду, причиняя ему физическую боль. Время раба иногда контролировали, иногда – нет.

В наши дни физическое насилие сохранилось в основном в преступном мире и для борьбы с преступным миром.

На уровне обществ физическому насилию соответствует война, диверсии, терроризм, локальные конфликты, сепаратизм.

Недостатком является невозможность скрытого физического насилия. Управляемый осознаёт, что им управляют, и нередко сопротивляется. Существует серьёзная опасность, что он может ответить на физическое насилие физическим насилием.

Товарный контроль

Основан на управлении человеком через необходимые для его жизни продукты, вещи или товары. Прямой – контроль над самими товарами, косвенный – над средствами производства товаров. Товарный контроль возможен как в скрытом, так и в открытом виде.

Обычно прямой и косвенной товарный контроль применяются совместно. В феодальном обществе косвенным контролем была собственность на землю, прямым – оброки и натуральные подати. Это был неполный контроль, поскольку большую часть времени крестьянин был предоставлен сам себе.

В рыночной экономике товарный контроль резко усилился, поскольку хозяин контролирует и товары, и средства производства, и время наёмного работника.

На уровне обществ товарный контроль осуществляется через международную торговлю.

Недостатком является необходимость постоянно производить товары как средства контроля и иметь ресурсы для такого производства. По мере насыщения потребностей человека действенность товарного контроля сама по себе ослабевает.

Финансовый контроль

Является переходным между товарным и контролем сознания (до насыщения минимальных потребностей преобладает товарный, после – сознания). Прямой вариант – контроль движения денег к человеку и от человека. Косвенный – контроль средств создания денег.

Применяется в обществах с высокой степенью разделения труда, где деньги управляют движением товаров (в отличие от натурального хозяйства или бартера). Более скрытен, чем предыдущие виды контроля, вызывает мало сопротивления. Возможен дистанционно, без непосредственного контакта с управляемым.

На уровне обществ финансовый контроль осуществляется через мировую торговлю и финансовые рынки.

Недостаток – ослабевает по мере насыщения потребностей человека, и его можно обойти путём бартера.

Контроль сознания

В прямом виде – отдание приказаний или просьба, в косвенном – управление точками привязки сознания.

В прямом виде возможен либо при согласии управляемого, либо при подкреплении другими видами контроля. В косвенном виде незаметен для управляемого и применяется с момента появления первых культов. Диктатура всегда связана с прямым контролем сознания, демократия – с косвенным.

Косвенное управление сознанием эффективно в любых обществах. С развитием техники стал возможен скрытый дистанционный контроль сознания с отсутствием какой-либо ответственности управляющего.

Недостатком является резкое ослабевание контроля сознания при появлении внутренних противоречий либо при внешней конкуренции.

* * *

Суммируя способы контроля:

Вид Физический Товарный Финансовый Сознания
Внутри общества
Прямой Физическая боль Движение продуктов, вещей Движение денег Приказ, просьба
Косвенный Создание наркотической зависимости Средства производства Производство денег Контроль точек привязки
Между обществами
Прямой Война Мировая торговля Движение мировых денег Пропаганда
Косвенный Терроризм, сепаратизм Средства производства Производство мировых денег Контроль точек привязки

* * *

Следует понимать, что любой вид контроля может применяться и во благо управляемого. Например, при ежедневном воспитании ребёнка применяются все четыре вида.

Физическое управление – сделай уроки, иначе поставлю в угол. Товарное – сделай уроки, иначе заберу любимую игрушку. Финансовое – сделай уроки, тогда получишь деньги на развлечения. Сознания прямое – будь хорошим, сделай уроки; сознания косвенное – если ты не сделаешь уроки, над тобой будут смеяться в школе.

* * *

Любой вид контроля ведётся в условиях конкуренции. Разные виды контроля развивают разные качества человека, которые помогают выиграть борьбу.

Физический развивает владение оружием и физическую силу. Товарный – работоспособность и изобретательность, умение делать товары быстрее, качественнее и дешевле. Финансовый – умение считать, хитрость, изворотливость. Прямой контроль сознания – твёрдость, принципиальность, способность убедить. Косвенный контроль сознания – умение завуалировано лгать и способность подавить психику другого человека.

  1. I. Структурные принципы
  2. II. Принципы процесса
  3. II. Принципы средневековой философии.
  4. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  5. II.4. Принципы монархического строя
  6. III. Принципы конечного результата
  7. III. Принципы конечного результата.
  8. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  9. IV. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА
  10. VI. Биоэнергетические принципы аналитической терапии
  11. YI.3. Сознание и самосознание человека
  12. Абсолютная и относительная масса мозга у человека и антропоидных обезьян (Рогинский, 1978)

Каждый человек в обществе самостоятельно выбирает свое поведение. Поэтому, чтобы понять, как будет действовать система из множества людей, сначала нужно понять, каким образом принимает решения отдельный человек.

Принятие любого решения всегда сводится к выбору одной из нескольких имеющихся альтернатив. Представим себе человека, который решает, как использовать 5 часов свободного времени. У него есть четыре альтернативы:

1) отправиться ловить рыбу,

2) пойти за грибами,

3) поохотится на уток

или 4) просто отдохнуть (рис.).

Четыре варианта исключают друг друга, именно поэтому они называются альтернативами, и именно поэтому человеку необходимо сделать выбор. Если бы можно было суметь осуществить все эти действия одновременно, не нужно было бы ничего выбирать.

Какими же принципами может руководствоваться человек при выборе своего поведения? Например, он может действовать следующим образом.

Во-первых, каждый человек обладает определенной системой предпочтений, которая определяет, что ему нравится больше, а что меньше. Например, один человек может получить больше удовольствия от рыбалки, чем от охоты, а другой — наоборот. Одному человеку больше нравится собирать грибы, чем ловить рыбу, другому = лежать на травке, чем стрелять в уток.

Во-вторых, человек рассматривает ВСЕ альтернативы выбора, которые у него имеются, и точно оценивает выгоды и недостатки каждой из них.

В-третьих, человек стремится к самому выгодному для себя варианту. Например, если человеку наибольшее удовольствие принесет рыбалка, то он потратит эти 5 часов именно на рыбалку, а не на что-нибудь другое.

Поведение человека, основанное на этих принципах, называется рациональным. Причем, рациональным считается любое поведение, при котором человек выбирает тот вариант, который ему больше всего нравится, = даже если при этом он наносит вред своему здоровью или доставляет какие-либо неприятности окружающим. Например, рациональным считается поведение сладкоежки, который предпочитает съесть еще одну шоколадку, потому что удовольствие от съедаемого шоколада превышает неудовольствие от беспокойства о здоровье.

Человека, действующего по таким принципам, иногда в шутку называют homo oeconomicus — по аналогии с биологическими видами homo habilis (человек умелый), homo sapiens (человек разумный) и т. д. Homo oeconomicus — это такой человек, который абсолютно четко знает свою систему предпочтений, учитывает все альтернативы и всегда принимает решение только в соответствии с принципом максимальной выгоды для себя.

Когда человек выбирает одну из имеющихся альтернатив, он теряет возможность получить удовольствие от любой из остальных. Наилучшая из альтернатив, от которых человек отказался, называется альтернативными затратами (или ценой выбора).

Предположим, что в нашем примере человек выбрал рыбалку. Если из всех оставшихся вариантов наибольшее удовольствие человеку принесла бы охота, то именно удовольствие от охоты является в данном случае ценой выбора рыбалки. Человек как бы платит отказом от удовольствия охоты за получение удовольствия от рыбалки.

Вот таким образом выглядят рациональные принципы выбора своего поведения. Однако человек, существующий в обществе, при выборе своего поведения добровольно или вынужденно подчиняется еще и другим правилам. Все эти правила поведения, существующие в обществе, составляют две большие части: законы и культура.

Законы

Закон (или право) — это обязательные для всех (формальные) правила поведения, которые не имеет права нарушать ни один член общества. Именно обязательность подчинения делает эти правила поведения законами и отличает их от неформальных правил поведения (см. ниже). Например, законом может быть запрещено воровать, переходить улицу на красный свет и т. д.

В том числе может существовать хозяйственное право, которое задает правила игры для всех, кто занимается хозяйственной деятельностью. Например, может быть запрещено открывать акционерное общество с уставным капиталом менее определенной суммы, платить заработную плату меньше определенного размера и т. д.

За соблюдением законов строго следит существующая в обществе власть, сурово наказывая тех, кто этим законам не подчиняется. Откуда берется эта власть и как она устроена? Ответ на этот вопрос зависит от политического устройства общества, которое может быть самым разным. Если в обществе существует демократия, власть выбирается голосованием всех членов общества, если в обществе существует монархия, власть переходить по наследству и т. д.

Изучением различных вариантов политического устройства общества занимается отдельная общественная наука = политология. Хотя в экономической теории устройство и поведение власти тоже имеет значение, и несколько позже мы обратимся к обсуждению этих вопросов (в главе 6 «Государство и хозяйство»). А пока для обозначения существующей в обществе власти, принимающей все решения относительно общества (и в том числе, хозяйства), будем пользоваться термином правительство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *