Познавательные способности человека философия

37 Познавательные способности человека

Глава 32

Познавательные способности человека

Познание как переход от незнания к знанию, от знания менее глубокого к более глубокому, как движение к истине.

Чувственное познание

Чувственное познание — первая, начальная ступень процесса познания, которую человек осуществляет, непосредственно контактируя с предметами и явлениями внешнего мира. Главную роль в чувственном познании играют органы чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Они непосредственно связывают человека с предметным миром, дают чувственный материал для нашего логического мышления.

Формы чувственной ступени познания — ощущения, восприятия, представления — рождаются не при одностороннем воздействии среды на органы чувств, а в процессе практики, очеловечивания природы и общества, в воздействии этих очеловеченных структур на саму личность человека. В этом процессе создаются сами органы чувств, соответствующие всему богатству субъективной человеческой чувственности и природной сущности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз. Образование пяти органов чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории.

Ощущения — простейший чувственный образ объективного мира, отражение отдельных свойств предмета. Многообразие ощущений выражает качественное многообразие мира. Субъективному образу свойственно однако несовпадение с объектом, но лишь его соответствие ему.

Восприятие — это чувственный образ предметов в целом (образ человека). Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде. Критика понимания восприятия как простого продукта внешнего воздействия на воспринимающего человека. Восприятие следует рассматривать и как данность, и как деятельность; оно есть непрерывный процесс извлечения информации из внешнего мира, включенный в саму структуру реальности.

Представление — это целостный образ ранее воспринятого предмета, хранимый нашей памятью.

Проблема гносеологической ценности органов чувств и объективного характера чувственного познания. Органы чувств — единственный канал, непосредственно связывающий человека с внешним предметным миром. Все формы чувственного отражения действительности объективны. Ощущения объективны как психологический феномен по отношению к мышлению и по характеру доставляемой информации.

Логическое познание

В логическом познании доминирует абстрактное мышление человека. Мышление — форма духовно-душевно-телесной жизни человека. Мышление можно рассматривать и как деятельность, как процесс, как интеллектуальное схватывание, и как творчество.

Особенности мышления. Первая особенность мышления — его опосредованный (косвенный) характер. Вторая особенность — его обобщенность. Третья реальный процесс мысли не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Четвертая — объективной материальной формой мышления является язык. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами (особенно, рече-слуховыми и рече-двигательными). Пятая — мышление неразрывно связано с практической деятельностью человека. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, критерий его истинности. Шестое мышление — функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности.

Уровни мышления. Рассудок — исходный уровень мышления, способность оперировать известными категориями по определенным правилам. Главная функция рассудка — расчленение и исчисление. Логика рассудка — формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств формы знания, а не исходя из его содержания. Рассудок опирается на здравый смысл, на обыденный опыт людей, на обычаи и традиции, на повседневную практику жизни.

Дискурс — рассудочное движение по ступеням от известного к неизвестному.

Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Главная задача разума — объединение многообразного, синтез противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума диалектика, учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Интуиция — усмотрение нового знания без его дискурсивного выведения.

Формы и способы мышления

Основные конкурирующие способы мышления в европейской философии: миф, религия, платонизм, механицизм, органицизм, контекстуализм. Формы мышления способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания — гипотезы, теории.

Понятие — форма мышления, отражающая закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Философские понятия в отличие от остальных охватывают предельно широкие сферы окружающего мира и заключают в себе совокупный интеллектуальный опыт человечества. Понятия гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отражать реальную диалектику объективного мира.

Суждение — форма мышления, отражающая отдельные вещи, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Каждое суждение есть отдельная мысль о чем-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Умозаключения — форма мышления (мыслительный процесс), посредством которой из ранее установленного знания (суждения) выводится новое знание (также в форме суждения). Классический пример умозаключения: Все люди смертны (посылка). Сократ — человек (обосновывающее знание). Следовательно, Сократ смертен (заключение). Ницше говорил об Умозаключении как величайшем прогрессе, который человек поздно приобрел и который еще не является господствующим.

Виды мышления

Различают три вида мышления (в зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие) конкретно-действенное (практическое), конкретно-образное и абстрактное.

Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях практической деятельности человека. К его особенностям можно отнести: внимание, наблюдательность, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное (теоретическое) мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует понятиями, широкими категориями, а образы играют в нем вспомогательную роль. Все виды мышления взаимосвязаны.

Мышление и познание

Мышление в равной степени участвует как в познавательной, так и в преобразовательной деятельности, является идеальным орудием познания и преобразования. Познание и преобразование противоположны по своей направленности. Мышление осуществляет на идеальном психическом уровне взаимодействие этих противоположно направленных форм деятельности, при этом не сводится ни к одной из них.

Познание — это преимущественно отражательная деятельность, осуществляющая перевод материального в идеальный план (распредмечивание). Преобразовательная деятельность осуществляет «перевод» идеального в материальный план (опредмечивание).

Мышление и понимание. Мыслительная деятельность человека и понимание объектов мышления. Понимание — процесс проникновения мысли в сущность объекта мышления.

Единство чувственного и рационального

Мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. И чувственное познание и мышление тесно связаны с языком. Язык во многом организует и формирует чувственное познание: через язык осуществляется подключение отдельных фактов опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных связях и отношениях того реального мира, в котором живет и действует человек.

Каждый человек благодаря языку опирается на многовековой опыт «обработки» тех чувственных данных, которые он получает при непосредственном столкновении с предметами, явлениями, фактами жизни. Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено им.

Иррационализм как тип мировоззрения и философствования

Иррационализм — философская позиция, которая ограничивает разум в качестве основы миропонимания, познания и деятельности людей. Выделяют два смысла иррационального. Иррациональное (нерациональное) как то, что может быть рационализировано в процессе познания. Иррациональное как то, что в принципе не познаваемо никем и никогда. Иррациональное — область веры, религии, мистики и квалифицируется как мир видимости, кажимости, «извращенной формы».

Основные исторические типы иррационализма в пространстве культуры: дорациональный стихийный иррационализм языческих религий; древнегреческий иррационализм (орфизм, пифагореизм, неоплатонизм, поздний стоицизм); средневековый христианский иррационализм (патристика), философский иррационализм XIX — XX вв. А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Большое значение в развитии иррационализма сыграл термин «единое» в значении Абсолютного первоначала — производящего самого себя, причины всего, самопродуцирующей активности, творящей свободы, первой высшей реальности (ипостаси). Из этой первой ипостаси рождается вторая ипостась «НУС» или ДУХ как мышление, бытие, жизнь по преимуществу. ДУША есть третья ипостась реальности. Она проистекает из духа для того, чтобы создать универсум и физический космос. Если сутью духа было чистое мышление, то суть души — в том, чтобы она дарила жизнь всему чувственному, упорядочивала, поддерживала и управляла им. Душа рассматривалась как чистое движение, причина чувственного. Учение о трех ипостасях реальности оказало значительное влияние на христианскую догматику и философию.

Существенную роль в развитии иррациональных идей сыграла средневековая патристика, апофеоз которой связан с именем Аврелия Августина. С ним связывают создание христианской философии («философии в вере») и падение ценностей греческой философии. Кредо его философии: «Верую, чтобы понимать».

Возрождение иррациональных идей приходится на конец XIX в. Артур Шопенгауэр (1788 — 1860) — немецкий философ, панволюнтарист, свою основную задачу видел в том, чтобы сделать философию полезной для жизни человека. Критикуя идею разумности человеческого существования и необоснованность претензий на отыскание вечных истин, он устанавливает пределы рационализма, заявляя о неспособности человека проникнуть в сущность сложных глубинных явлений посредством логики. Сущность человека Шопенгауэр связывает с волей, а не разумом. Познание есть качество воли. Воля — вне пространства и времени, вне причины и необходимости. Воля — слепое влечение, темный, глухой порыв, она едина, в ней субъект и объект есть одно — воля. Разум, который дает рациональное знание о феноменальном мире, признается бесполезным, беспомощным для познания мира вещей самих по себе.

Серена Кьеркегора (1812 — 1855) интересуют в первую очередь интимно-личностные переживания, которые невыразимы и не поддаются никакой объективации. Страх — это интимное выражение свободы человека в вопросе быть или не быть, это бытие личности перед лицом смерти.

Фридрих Ницше — «Донжуан познания», так как его волновало не обладание истиной, но сам процесс искания, преследования и овладевания истиной. В результате размышлений Ницше приходит к выводу, что хотение истины предрассудок. Ценность жизни состоит не в стремлении к истине. Неискоренимая ценность жизни — это ложь, потому что она более всего поддерживает жизнь, она является условием, от которого зависит жизнь. Для Ницше философия не любовь к истине, а позыв к познанию воли. Исследуя волю как инстинктивную сторону человеческого существования, определяющую поступки человека, он видит в инстинкте вдохновляющий гений философии.

Задача философии, по Ницше, состоит в самопознании: философ должен всегда заниматься самопознанием, он время от времени должен терять себя, а затем снова находить. Философия Ницше — это гимн сильному человеку, идеал которого в процессе своего творчества он искал то в прошлом (Заратустра), то в настоящем (гений), то в будущем. Причину слабости современного ему человека он видел в христианстве: альтруизм и любовь к ближнему привели человека к вырождению.

Взаимодействие европейского иррационализма и восточных философий. Феномены Судьбы и Смерти как вечные источники иррационализма. Какие новые философские проблемы высвечивает иррационализм в отношении роли и назначения человеческого разума?

Соотношение рационального и иррационального

Взаимопереход рационального и иррационального — одно из фундаментальных основании процесса познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы как воображение, фантазия, эмоции, интуиция (внезапное озарение). В мировоззрении человека необходимым компонентом является мироощущение (эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира).

Природа творчества напрямую связана не только с мышлением, но и с бессознательными психическими процессами — еще одной гранью иррационального в человеческой жизнедеятельности. Иррационализм составляет мировоззренческую основу творчества.

Русской философии свойственно требования познания не только умом, но и чувством, волей, верой. В отличие от западной философии, которая, начиная с теории двух истин в средневековой философии и заканчивая Кантом, ограничившим сферу деятельности разума в пользу веры, разделяла веру и разум, русские философы видят в вере основание всей философии. По словам Льва Шестова, трагизм человеческого существования связан со знанием, ищущим ответа на вопрос «почему?», в то время как высшие истины, раскрывающие суть бытия, иррациональны по своей природе.

Основные проблемы философской гносеологии. Познавательные способности человека

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 18

Гносеология, или теория познания, — это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются. В ней исследуют такие проблемы как, природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, достоверность знания, формы и уровни познания, а так же ряд других проблем.

Познание – процесс творческой деятельности человека, формирующий мотивы его знания и мотивы его действий.

Знание – результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков.

Субъект познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом может быть как 1 человек, так и группа людей.

Объект познания – это то, на что направлена активная познавательная деятельность субъекта.

Понятия субъекта и объекта относительны.

Алгоритм познания: герменевтический круг – 1. объяснение (переход от более общих понятий к более конкретным); 2. понимание (обратный процесс). Если объяснение понятно, то герменевтический круг замыкается, и знание становится фундаментальным.

Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Человеческий организм имеет экстрарецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность), и интрорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Эти способности называются способностью к чувственному отражению действительности.

Существует три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, восприятия — системе свойств предмета. Ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия невозможны без ощущений. Будучи генетической предпосылкой восприятия и обладая способностью к самостоятельному проявлению, ощущения все же существуют преимущественно как части целостных восприятий. Представление — это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Это воспроизведение в сознании тех предметов и явлений, которые воздействовали на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей памяти.

Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе рационального познания. Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции — это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных черт характера и темперамента. Они, с одной стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение человека к миру.

Рациональное познание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления — рассудок и разум. Рассудок оперирует понятиями в пределах сложившихся знаний и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудку присуща жесткая определенность, строгость утверждений, тенденция к упрощению, формализации, схематизму. Рассудок приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартным условиям, в особенности при решении утилитарных задач. Ему свойственны негибкость, неспособность выйти за рамки четко определенной задачи.

Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера. Он схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение нестандартных, творческих решений. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и критически оценивать собственные решения. Отличительной особенностью разума является выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и новизна результатов. Разум дополняется рассудком, который выполняет нетворческую работу мышления.

23) Истина – центральная категория гносеологии, соответствие знаний с реальностью или адекватное отражение действительности. Всякая истина субъективна.

Проблема истины является ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие «действительность» трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них. Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на практике. В четвертых, истина есть процесс, она является не только статичным, но и динамическим образованием.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность — в том, что она не существует помимо человека и человечества.

Формы истины:

· Конкретная (зависит от места и времени)

· Объективная/Субъективная

· Абсолютная (полное, исчерпывающее знание о предмете)/Относительная (неполное знание о том же самом предмете)

· Предметная (физическая, химическая и т.д)

· Концептуальная

· Обыденная (повседневная)

· Операциональная (о методах)

Ложь – высказывание, искажающее действительное положение вещей преднамеренно

Заблуждение – высказывание, искажающее действительное положение вещей непреднамеренно

21) Сущность и происхождение сознания. Структура и источник сознания. Язык и его функции

В 19 веке для идеалистов сознание определяло бытие, для материалистов – противоположное.

Материалистическая концепция: сознание – это свойство и продукт мышления. Наиболее развитая материя в человеке – мозг. Мозг выполняет процесс отражения при восприятии. Только мозг способен продуцировать и репродуцировать духовные процессы (память, мышление, логика, фантазия). Этот комплекс процессов называется разумом. Ученые выделяют 2 уровня отражения: биологический (элементарный) и социальный (присущий только человеку).

Идеалистическая концепция: сознание – это инобытие идеального абстрактного начала.

По признанию экзистенционалистов: сознание – это только чувства и эмоции.

Структура сознания: Знание – ядро

Чувства – более устойчивая эмоция.

Эмоции – переживания по отношению к миру

Воля – сознательная целеустремленность человека на выполнение действий

Самосознание – отражение собственного Я.

Аспекты на пути развития человека:

· Адаптация к внешним условиям

· Трудовая деятельность (имеет направленность и систематичность)

· Речь (способ коммуникации): 1 этап – формирование речи, 2 этап – выкрики австралопитеков и питекантропов, 3 этап – первые звуки и раздельные слоги, 4 этап – современная человеческая речь.

Язык – способ выражение своих эмоций, информации и т.д.

Типы языка:

· Естественные (русский, английский, всего более 3 тысяч)

· Искусственные (математический, химический и т.д)

· Художественный

· Условные (язык глухонемых)

Функции языка: Анализируя знаки языка в их отношении к говорящему, слушающему и предмету высказывания, выделяют три функции языкового высказывания: информативную (выражение истинных и ложных высказываний), экспрессивную (выражения состояний сознания говорящего) и эвокативную (оказания влияния на слушающего, для возбуждения у него определенных мыслей, оценок, стремлений к каким-то действиям).

24) Вплоть до 19 века вопрос «Что же такое человек?» изучался многими науками, а в 19 веке сформировалась наука антропология, изучающая человеческое бытие.

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становиться еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Отличия человека от животного:

· Наличие культурных норм (Греция)

· Наличие сознания (Восток)

· Наличие речи

· Человек изменяет природу

· Наличие веры

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Таким образом, человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начала человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно – биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. Сущность человека двойственна: тело и душа. Отсюда потребности человека так же двойственны: материальные и духовные. Материальные и духовные сущности могут преобразовываться.

Цель человеческой жизни: не только удовлетворение духовных и материальных потребностей, но и повышение качества его духовных и материальных процессов.

Один из главных посылов человека – жить в грамонии с обществом.

Блез Паскаль: «Человек – это всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий.»

Человек по Фейербаху: 1. Разум, 2. Воля, 3. Сердце -> идеальный человек – сочетание разума, любви и силы воли. Когда человек познает, любит и удовлетворяет все эти потребности, то он свободен.

Т.к человек индивидуален, его мотивы, потребности, цели жизни сугубо индивидуальны, то не существует одного универсального смысла жизни. Философские проблемы антроплогии:

1. Понятие человека в истории философии

2. Человек как биологическое , социальное и культурное существо.

3. Индивид, личность, индивидуальность

Каждая наука и не только гуманитарного цикла в качестве объекта или предмета изучения выбирает человека. Частные науки рассматривают его в рамках своего предмета. Философия изучает человека в системе его связи с окружающим миром, природой и обществом. Существует 2 подхода к определению сущности человека:

1) Оптимистический — заложен в Древней Греции. Протагором: «Человек есть мера всех вещей». А так же христианстве: «человек образ и подобие Бога, он венец творения Бога».

2) Систематический — заложен в поздний период древним Греческим философом Хайддекером Диоген в новое время: «человек халтура природы, самой неприспособленное в мире существо».

25) Понятие социальной философии. Предмет и функции социальной философии. История социальной философии. Основные проблемы.

Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Задача социальной философии: рассмотреть и объяснить общественные явления и процессы на макроуровне, имея ввиду, что общество – саморазвивающаяся и самовоспроизводящаяся система.

Функции социальной философии:

1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп);

2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению);

3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);

4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих тенденциях развития социальной жизни и человека);

5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм мировоззрения — мифологии и религии — социальная философия связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

6) аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

7) социальная функция (в наиболее широком смысле со циальная философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению);

8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной цели жизни).

Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание.

Основная проблема социальной философии — вопрос о том, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает. (Диалектика человеческого общества и общественного человека как единства объективного и субъективного). Проблемы: что такое индивид? Что представляет собой процесс самосознание? Проблема изучения свободы.

В общем и целом, социальная философия конкретизирует натурфилософские проблемы на социальном (общественном) уровне. Соотношение натурфилософии и социальной философии — это соотношение общего и особенного. Все, присущее общему (отношению человека и природы), присуще и особенному (социальному сознанию и общественному бытию). Но общее проявляется в особенном в полном соответствии с природой последнего. Социально-философские проблемы, методы их решения и результаты будут содержать не только общее (натурфилософское), но и качественно новое.

26) Цивилизация и культура. Культура как мера освоения человеком себя и природы. Культура материальная и духовная, их диалектическое устройство Философия истории изображает исторический процесс как процесс развития культуры. Термин “культура” латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы её культивирование. В этом контексте под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

В философии понятие “культура” соотносится с понятием “цивилизация”. Но здесь возможны различные подходы:

· В первом случае цивилизация рассматривается как определённая ступень развитии культуры отдельных народов и регионов. (А. Тойнби, П. Сорокин).

· Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности и т. д. (Л. Морган, Ф. Энгельс).

· В третьем случае, цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, подчёркивая тем самым их единый общечеловеческий характер. (К. Ясперс).

· В четвёртом случае цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её “закат” или упадок. (О. Шпенглер).

· В пятом случае цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологий, экономических и политических отношений и учреждений. (Н. Бердяев, С. Булгаков). Во всех этих случаях понятия культура и цивилизация тесно связаны друг с другом.

В современной философии можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным обществам или индивидам.

В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов:

1) Первый, познавательный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформулированные в определённых понятиях и представлениях, и зафиксированные в языке.

2) Вторым не менее важным компонентом культуры является ценностно-нормативная система.

Ценность — это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания и интересы. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценностных установок, образуют мотив деятельности. Мотив — это фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Он позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей которыми он руководствуется в своём поведении. Ближайшей побудительный мотив человеческой деятельности, определяющей способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов социального субъекта. Она выражает основание, решимость переделать окружающей мир приспособить его к своим потребностям. Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде социальных нормы. Нормы являются тем средством, определённой ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью с практикой человека. Синтетической формой культуры называют обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения.

В широком смысле слова под культурой понимают специфическую, генетическую ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимопонимания людей со средой их существования, которые они вырабатывали в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения.

Как известно, человек является биологическим, природным существом и, одновременно, он в значительной мере преодолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Создавая культурные ценности, человек выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле культура равнозначна степени реализации человеческой свободы. В культуре и через культуру проявляется стремление человека преодолеть рамки своего временного и биологического существования. Т. о. культура выступает не просто как процесс создания идей, вещей, знаков, символов, форм и образов поведения, но и как форма самодетерминации человека, его самовоспроизводства или творчества.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Понятие духовной культуры:

— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.);

— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

27) Сущность и предназначение техники. Техника и научно-технический прогресс. Техника и человек. Философия техники Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д.. В нашем веке это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Техника всегда связана с человеком. Это общение усиливается вместе с растущей технизацией общественной жизни. Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись исторические эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основывалась на новой технической базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни. Новым содержанием наполнялись новые, давно сложившиеся понятия. Так произошло и с техникой.

Техника- система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации.

В наши дни исследования техники развертываются в различных направлениях, техника показала свою фундаментальную роль во всем бытии человека, сформированы различные концепции философии техники. И все же многие философы отмечают ничтожную роль, которую до сегодняшнего дня играет философия техники внутри самой философии даже при явном нарастании интереса к этой области в последнее время; неоднородность философии техники, включающей в себя и философию науки, и технологию, и социологию техники; неудовлетворительность философского осмысления техники.

Если проанализировать те проблемы, которые лежат в основании различных концепций техники, то можно выделить четыре структурообразующих отношения, которые и определяют способ рассмотрения техники:

  • техника и человек,
  • техника и природа,
  • техника и бытие,
  • техника и социокультурный мир.

Вопрос о развитии техники занимает теперь многих исследователей. Сложность этого вопроса состоит в том, чтобы раскрыть источник/ технического развития. Обычно развитие техники связывается с деятельностью людей, с их целеполаганием, творчеством. Часто обращаются непосредственно к изобретательству, стремясь здесь найти первопричину развития техники. Разумеется, техническое творчество, изобретательство необходимы для развития техники. Но взятые с чисто идеальной стороны, абстрактно, вне детерминации социально-экономическими отношениями и потребностями, которые возникают в обществе, эти факторы не позволяют раскрыть действительные причины развития техники. Преувеличение роли сознания, науки, чистого технического творчества и изобретательства, абсолютизация их значения представляют собой те гносеологические причины, которые приводят к идеалистическим взглядам на развитие техники.

Противоположную точку зрения занимает материалистическая диалектика, которая исходит из признания самодвижения, саморазвития явлений природы и общественной жизни, видит первопричину этого развития и самодвижения в единств и взаимодействии тех противоположных сторон, сил, тенденций, которые внутренне присущи предметам и явлениям. Эти принципиальные положения, характеризующие ядро диалектической концепции развития имеют универсальное значение и применимы к любой области явлений, в том числе и к технике.

Причина развития техники — центральная проблема, но весьма важно и то, как протекает это развитие, в чем выражается, какие основные закономерности лежат в его основе. Развитие техники — сложный процесс, представляющий собой совокупность изменений в природной основе. элементах, структуре и функциях технических устройств и технических систем. Этот процесс связан всегда либо с улучшением существующей техники, либо с созданием принципиально новой. Как уже отмечалось выше — развитие техники глубоко диалектично и неизбежно включает в себя количественные и качественные изменения, периоды эволюционного движения и глубокие революционные преобразования. Как и все в природе , техника , конечно же развивается по диалектическим законам единства и борьбы противоположностей , перехода количественных изменений в качественные, и отрицания отрицания. Эти основные законы диалектики влияют на развитие техники и технического прогресса в целом. Влияние этих законов выражается в факторах технического прогресса, но прежде, чем мы перейдем к их рассмотрению, необходимо отметить, что технический прогресс на всех своих этапах и во всех своих проявлениях неотделим от науки, которая пронизывает развитие техники. Научный прогресс и прогресс техники все больше сливаются в единое целое, в единый научно-технический прогресс, имеющий свои признаки и особенности.

Признаки научно-технического прогресса:

· Первым признаком технического прогресса является переход количественных изменений в качественные.

· Количественные изменения.

Всесторонность

Date: 2015-07-27; view: 467; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Познавательная деятельность человека возможна в силу того, что он обладает специализированными механизмами отражения реальности, которые принято называть познавательными способностями человека. Они возникли как в результате биологической (конкретно-чувственная способность), так и в результате социальной (абстрактно-мысленная способность, интуиция) эволюции человека. Кратко охарактеризуем их:

1. Конкретно-чувственное познание. Основано на чувственно-сенситивном отражении, присущем и животному миру, но специфически развившемуся в процессе человеческой практики. Диапазон органов чувств человека специально приспособлен для ориентации и деятельности в макромире, поэтому микро- и мегамир остаются недоступными прямому чувственному познанию. Человек обладает тремя формами чувственного отражения: ощущениями, восприятиями и представлениями. Ощущения – форма отражения, соответствующая отдельным свойствам предметов. Ощущения могут быть составными частями восприятия, а также самостоятельными. Восприятия – форма отражения, соответствующая системе свойств предмета. Ощущение и восприятие возникают при непосредственном взаимодействии с предметом.

Анализ ощущений позволяет выделить две группы воспринимаемых качеств предметов, которые Локк называл первичными и вторичными. Собственно предметные качества являются эффектом внутренних взаимодействий. Диспозиционные – эффект внешних взаимодействий данной вещи с другими вещами (цвет, вкус). И те, и другие качества объективны.

Ощущения несут информацию о свойствах предметов, как собственных, так и диспозиционных. Они информируют о субстрате предметов, их качествах и в определенной степени – об их структуре. Наиболее полно структура предмета отражается в комплексе ощущений, т.е. в восприятии. Ощущения и восприятия можно передавать через понятие «образ». Ощущение будет выступать как неизобразительный образ, а восприятие – как изобразительный, т.е. способный изобразить предмет в целом. При этом нужно учитывать, что «образу» свойственно не совпадение с объектом, но лишь его соответствие объекту. Образ это не зеркальная копия, но и не знак. Это то, что согласуется с вещью и соответствует ей. Однако ощущения и восприятия всегда привязаны к конкретной ситуации, конкретному предмету. Это ограничивает человеческий опыт личным и ситуативным. Задачу расширения рамок чувственного опыта выполняет такая форма чувственного отражения как представление, позволяющая комбинировать образы и их элементы вне непосредственного действия с представляемыми предметами. Представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

Чувственное познание и его формы являются отправным рубежом в движении к сущности объекта, в овладении объектом на практике, а также способом регулирования предметной деятельности человека.

2. Рациональное познание (абстрактное мышление) возникает в процессе трудовой и коммуникативной деятельности человека, в одном комплексе с языком и мышлением. Существует три формы абстрактно-мысленного отражения: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. (Отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками). Умозаключение – рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение.

Отличительные особенности абстрактного мышления по сравнению с чувственным отражением:

1) Способность к отражению общего в предметах. При сенситивном отражении в отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки; они не разделены, слиты в единый гомогенный образ.

2) Способность к отражению существенного в предметах. В результате сенситивного отражения существенное не отграничивается от несущественного.

3) Способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию.

4) Опосредованное познание действительности – как через посредство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений, умозаключений и применения приборов.

Но в тоже время рациональное и чувственное познание нельзя мыслить как элиминированные этапы одного процесса. В реальности они пронизывают друг друга. С одной стороны, реализация чувственно-сенситивной способности человека совершается посредством абстрактного мышления. С другой – реализация абстрактно-мысленной способности человека совершается посредством обращения к результатам чувственного отражения предметов, используемым также (в форме образов-моделей, образов-символов) в качестве средств достижения и выражения результатов рационального познания.

Рациональное познание использует две основные процедуры оперирования со своим содержанием, выраженным в форме понятий, суждений и умозаключений – объяснение и понимание. Процедуру объяснения составляет переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим. Основными видами объяснения являются структурное, функциональное и причинное. Понимание как процедура имеет дело со смыслами и значениями и предполагает ряд подпроцедур: 1)интерпретация – первоначальное приписывание информации смысла и значения; 2)реинтерпретация – уточнение и изменение смысла и значения; 3)конвергенция – объединение прежде разрозненных смыслов и значений; 4)дивергенция – разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы; 5)конверсия – качественное видоизменения смысла и значения, их радикальное преобразование. Понимание т.о. представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

3. Интуиция. Термин интуиция многозначен и трудно отделим от явлений сферы бессознательного и подсознательного или инстинктов. Интуицию нельзя сводить и к ее чувственно-сенситивной разновидности, проявившейся, например, в аксиоматическом методе евклидовой геометрии. Пример чувственно-сенситивной интуиции – суждение «параллельные прямые не пересекаются». В гносеологии принято говорить об интеллектуальной интуиции, позволяющей проникать в сущность вещей. Сама идея интуиции имеет религиозно-мистическое происхождение. Первоначально она понималась как форма непосредственного богопознания. В деистическом и пантеистическом рационализме Нового времени интуиция считалась высшей формой познания, оперирующей непосредственно с сущностями вещей и предельными категориями. В постклассической философии на базе нового, иррационального истолкования интуиции сложилась особая гносеологическая позиция – интуитивизм, чаще всего религиозно окрашенная. Современная гносеология также не может пренебрегать анализом интеллектуальной интуиции, т.к. факт существования этой специфической познавательной способности человека подтвержден опытом не только художественного и философского, но естественнонаучного творчества (Эйнштейн, Тесла, Кекуле, Боткин, Диксон).

Можно выделить следующие основные особенности акта интеллектуальной интуиции: непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов, неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств ее решения. Общее определение интуиции звучит с.о.: интуиция – это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуитивная способность образовалась вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях, и способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды. Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание.

Интуиция формируется под воздействием целого ряда факторов; основательной профессиональной подготовки человека и глубокого знания проблемы; складывания поисковой ситуации, состояния проблемности; действия у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему; наличия «подсказки».

Интеллектуальная интуиция неоднородна и может быть классифицирована с.о.:

1) Стандартизованная или интуиция-редукция. При ней непосредственное постижение сущности к.-л. явления происходит хотя и в рамках вероятностного механизма, но на основе определенной матрицы. Пример – быстрая постановка верного диагноза по внешней симптоматике без привлечения иных методов.

2) Эвристическая или творческая. В результате эвристической интуиции формируются принципиально новые чувственные и понятийные гносеологическое образы, т.е. принципиально новое знание. Выделяют два ее подвида: а) эйдетическая интуиция возникает как скачкообразный переход от понятий к чувственным образам, которые несут новое содержание по сравнению с этими понятиями; б) концептуальная – скачкообразный переход от чувственных образов к понятиям, непосредственно эти образы не обобщающим (Эйнштейн: «комбинаторная игра» образными элементами мышления).

Исходя из этого, можно дать определение творческой интуиции. Творческая интуиция – это специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями.

Познавательные способности человека

Познание осуществляется как переход от незнания к знанию, от знания менее глубокого к более глубокому, как движение к истине. Этот процесс содержит множество моментов, сторон, отношений, необходимо связанных друг с другом.

В основе познавательного процесса лежат способности сознания к чувственному и рациональному отражению действительности. Эти две составляющие в реальном механизме отражения тесно взаимосвязаны. Так, например, выясняется, что в ряде случаев чувственное пронизывается и во многом определяется рациональным. И, напротив, рациональное зависит от чувственного образа, как это имеет место в смысловых конструкциях. Но, тем не менее, чувственное и абстрактное отражение имеют свои отличия и особенности.

Чувственное возникает в сознании человека в результате деятельности органов чувств и центральной нервной системы, в виде ощущений, восприятий и представлений.

Ощущение – это простейший чувственный образ, отражение отдельных свойств предмета. Так, например, в яблоке мы ощущаем определенный цвет, запах, вкус, твердость его структуры и т.д. Ощущения возникают под воздействием внешней по отношению к человеку среды на органы чувств. Внешние раздражители выступают в виде световых и звуковых волн, механического и химического воздействия и т.д. Многообразие ощущений выражает качественное многообразие мира. Ощущения являются предпосылкой восприятия, существуют как его разрозненные части, но и им присуща та или иная степень образности.

Восприятие связано с деятельным отношением человека к окружающему миру. В деятельности происходит выделение значимых предметов, явлений, процессов, которые воспринимаются как целостность различных качеств и свойств. Восприятие фиксирует целостный образ, его структуру, и по своему характеру оказывается изоморфным (греч. isos – равный, одинаковый; morphe – форма).

Представление – высшая форма чувственного отражения мира. Оно заключает в себе все отмеченные стороны и моменты предшествующих форм и опирается на них. В реальном процессе “живого созерцания” на чувства человека воздействует “калейдоскоп” предметов и явлений, которые различаются не только свойствами и качествами, но и длительностью своего продуцирования. Но в сознании запечатленный образ не исчезает сразу и бесследно. Он сохраняется в памяти. При отсутствии непосредственной связи с реальностью возникает не только возможность действия механизма памяти, но и творческого воображения, комбинирования различными элементами. Представление элиминирует действительность, воспринимает укрупненные, обобщенные образы, лишенные второстепенных черт и качеств. Создается возможность расширения сферы непосредственного чувственного восприятия, вовлечения в него собственного и общественного чувственного опыта. Представление- это по сути дела промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением.

Итак, представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *