Педагогическая мысль в средние века

10 Педагогическая мысль в эпоху средневековья

3. Педагогическая мысль в эпоху средневековья

Как уже отмечалось, средневековье внесло значительный вклад в развитие духовной культуры, просвещения. Но если мы имеем более или менее достаточные сведения по развитию школы в средние века, то развитие педагогической мысли представляется очень туманным. В учебнике мы находим имена только мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), в «Хрестоматии» помещены труды всего лишь 2-х ученых – монахов.

В связи с этим я попытаюсь остановиться на некоторых моментах эволюции педагогических взглядов в Западной Европе в эпоху раннего и частично развитого средневековья.

Формирование присущих средневековью педагогических принципов происходит уже в творчестве христианских писателей IV-V вв. Виднейшим из них был богослов и философ Аврелий Августин (354 – 430). Его судьба отражает переломный характер эпохи: начавший карьеру блестящим преподавателем риторики в Карфагене, он умер епископом в осажденном вандалами Гиппоне (Сев. Африка). Августин приходит к христианству уже сложившимся человеком после мучительных исканий, описанных в своей «Исповеди». «Исповедь» содержит воспоминания о годах учебы в школе и о своей преподавательской деятельности, а также важные наблюдения: о психологии раннего детского возраста, о вреде телесных наказаний, о воздействии учебного материала на поведение ученика.

Августин выступает за новое содержание образования. В трактате «Об учителе» он критикует риторическое образование, направленное на изучение слов (классическая литература и риторика), и ратует за образование, сосредоточенное на изучение вещей. Систематически образовательная программа Августина была изложена в сочинении «О христианской науке». Он исходит из того, что учится нужно для того, чтобы практически использовать приобретенные знания. К числу полезных наук Августин относит географию, ботанику, минералогию, астрономию, медицину, архитектуру и особенно логику, математику и историю. Но светские знания по Августину призваны играть вспомогательную роль, способствуя углубленному пониманию религии и успеху религиозной деятельности. Как видим, программа Августина – это программа подготовки образованного духовенства.

В результате варварских нашествий V-VI вв. исчезли античные школы, и приходит в упадок античная культура. Остатки античной образованности остались только в кругах прежней римской аристократии. Все же достижения античного образования не исчезли бесследно и были перенесены в средневековье. Значительный вклад в это внес крупнейший мыслитель VI в. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (480 – 524).

Он происходил из знатного римского рода. Будучи последним римским писателем, он свободно ориентировался в античной философии, литературе. Своей главной задачей Боэций считал дать читателям латинского запада возможность самостоятельно изучать греческую философию и науку. Им была разработана серия учебников по предметам квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Боэций также перевел ряд сочинений Аристотеля и других мыслителей на латинский язык.

Другим видным мыслителем, происходящим из знатной римской семьи, был Флавий Марк Аврелий Кассиодор (490 – 583). Он также получили образование в античном духе, и старался соединить элементы античного знания с христианским благочестием. Его главным учебным пособием было «Введение в изучение божественных и мирских наук». В первой его части сообщаются краткие сведения о различных книгах Библии, о наиболее крупных христианских писателях и историках. Вторая часть посвящена «свободным искусствам». Кстати Кассиодора также отличает прагматический подход к светским наукам.

В VII-VIII вв. исчезли последние остатки античного, жизненного уклада и культуры. Единственным общественным институтом, сумевшим сохранить культурную преемственность, была церковь. В этот период Западная Европа покрывается сетью монастырей, которые становятся и учебными центрами, оказавшими большое влияние на развитие раннесредневековой педагогической мысли. Видными мыслителями этого периода, внесшими вклад в развитие педагогики, были крупнейший церковный деятель и писатель, с 590 г. Папа Римский – Григорий Великий (540 – 604). Этот человек также хорошо знал античную литературу, науки. Новые взгляды его на образование были совершенно иными. Образование и воспитание Григорий рассматривает только в религиозном аспекте. Признавая значение светских наук, он все же называет их «филистимлянами», — врагами, к которым нужно спуститься с высот духа, чтобы, воспользовавшись искусством вражеских кузнецов, сделать острыми свои мечи. «Для того только следует изучать свободные искусства, чтобы благодаря изучению их более тонко были поняты божественные речения».

Выдающимся ученым и богословом VIII столетия был Беда Достопочтенный (673 – ок.735) — бенедиктский монах, живший в одном из королевств Англии. Беда был лишен непосредственной связи с античностью, однако проявлял большой интерес к светскому знанию. Он создал ряд естественно – научных трактатов, в которых использует не только книжные источники, но и собственные наблюдения.

Но в центре его интересов все же библия и религиозное образование. Изучение светских наук у него, как и у Григория, носит подчиненный характер. Он рассматривает его как вспомогательное средство религиозного обучения. Однако, если Григорий Великий считал религиозное знание подчиненным по отношению к практической духовной мудрости, то Беда религиозное знание выдвигает на первый план. Как видим, знание постепенно проникает в религию, заполняет само религиозное миросозерцание. Это пролог схоластики, которая более полно выражена у педагогов Каролингского возрождения.

В VIII веке сложилась мощная раннефеодальная империя Каролингов, объединившая почти всю Западную Европу. Особого могущества она достигла при Карле Великом (768 – 814). В 8 – 9 в. в Каролингском государстве наблюдается подъем культуры, названный в историографии «Каролингским возрождением».

Одним из видных деятелей просвещения раннего средневековья центральной фигурой Каролингского возрождения был английский ученый – монах Алкуин (735 – 804). Он родился в англо-саксонском королевстве Нортумбрья. В 7 лет был отдан в Йоркскую монастырскую школу, где научился грамоте, изучил 7 свободных искусств. Алкуин был очень способным учеником и его наставник Эльберт стал поручать ему занятия с младшими учениками. Так Алкуин постепенно из ученика превратился в учителя.

Отправившись с Эльбертом в Рим для получения духовного звания, Алкуин знакомится с королем франков Карлом Великим. Карл предложил им остаться в королевстве для постановки просвещения.

Однако, предложение принято не было. Алкуин становится руководителем Йоркской школы. Как учитель, он скоро прославился по всей Англии. К нему стали приезжать молодые монахи поучиться.

Побывав еще раз в Риме, он снова встретился с Карлом Великим и согласился с его предложением переехать во Францию. В 782 году Алкуин основал школу при дворе Карла Великого, в которой учился сам Карл, его сыновья, придворные. Преподавая в школе, Алкуин составил три учебника: по грамматике, риторике, диалектике. Материал излагался в форме вопросов и ответов. Алкуин старался охватить все, что знали в те времена по гуманитарным наукам. Ставя вопросы и давая ответы, он старался идти от простого к сложным обобщениям. Он придумывает загадки, чтобы оживить преподавание и развивать сообразительность учеников, старался развивать образное мышление и воображение и учил находить в изучаемом внутренний смысл и аллегорическое толкование. С этой целью параллельно с главными учебниками он составил книжку «Собеседование царственного и знатнейшего юноши Пипина с Альбином – учителем».

Вот выдержки из этого произведения:

Пипин: «Что такое буква?»

Альбин: «Страж истории».

Пипин: «Что такое слово?»

Альбин: «Изменник души».

Пипин: «Кто рождает слово?»

Альбин: «Язык».

Пипин: «Что такое язык?»

Альбин: «Бич воздуха».

Пипин: «Что такое человек?»

Альбин: «Раб старости, мимо проходящий путник, гость в своем доме…»

Как видим, Алкуин, используя катехизический метод, старается сделать обучение доступным, занимательным, способствующим развитию учеников.

При дворе Карла Великого был создан литературный кружок, названный Дворцовой Академией, в которую входили образованнейшие люди Европы: Петр Пизанский, Павел Диакон, Теодульф, Эйнгар. Почетное место среди них занимал и Алкуин.

В 796 году Алкуин организовал школу в Турском монастыре, сделав ее знаменитой. Умер в 809 году, но о нем долго помнили. Через 100 лет учитель одной монастырской школы писал: «Что скажу об Альбине, наставнике Карла – императора, который… ни перед кем не захотел быть на втором месте, но в светских церковных науках старался превзойти всех. Он составил некую грамматику, что Донат, Досифей (известные латинские грамматисты IV в.) и наш Присциан, в сравнении с ней, показались бы ничем». (см.: Книга для чтения по истории средних веков, М., 1949. — С. 120).

Одним из монахов – учителей, составлявших учебники был Эльфрик (955 – 1020), живший в 10 – 11 вв. До нас дошло его руководство для первоначального изучения латинского языка «Беседа между учителем и учеником». Оно еще интересно и тем, что рисует быт средневековой школы, состав учащихся. В школе учится и постриженный монах и те, кто пашет землю, пасут овец, кто охотится, кто шьет обувь, пекут хлеб для рынка и т.п. Большое внимание Эльфрик уделяет религиозному воспитанию. «Ваш учитель, — пишет он, обращаясь к ученикам, — увещевает вас хранить заповеди божие и всюду вести себя ответственным образом. Идите спокойно, услышав звон церковного колокола, входите в церковь, кланяйтесь перед святым алтарем, стойте спокойно и пойте в унисон и просите прощения ваших грехов и выходите опять чинно в монастырь или школу» (см.: Хрестоматия, с. 54 ).

В 11 – 12 вв. в связи с развитием городской культуры появляются учения, начинающие подрывать основы христианства. Возникает номинализм (Бернар Турский (1000 – 1088), Росцелиан Компьенский (1050 – 1112)) – учение, согласно которому самые общие понятия универсалии возникают после вещей и являются всего лишь их именами (nomina). Номинализму противостоял реализм, признавший существование лишь общих понятий.

Возникают еретические движения и свободомыслие. В этих условиях церковь меняет тактику: от отрицания светских знаний она переходит к рассмотрению их как опоры веры. Для обоснования религиозной догмы стали использовать учение Аристотеля. Эту задачу выполнили Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский (1225 – 1247 гг..). Их противник Сигер Брабантский, по-другому трактовавший Аристотеля, погиб в папском застенке.

Победа схоластики, которая превратилась в бесстыдные умствования, отразилась и на школе.

Как видим, педагогики, как таковой, в средние века еще не было. Педагогические взгляды, как и практика обучения и воспитания, носили религиозный характер.

Школа и педагогическая мысль в средние века.

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. Все образование и культура в этот период находится в руках церкви и религиозных организаций. В школах царила суровая дисциплина, догматическое, основанное на неосознанном заучивании текстов.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил уровень образованности в Западной Европе. Социального ограничения на получение образования не существовало. В средневековом обществе зародились две образовательные системы религиозная и рыцарская, позже появилась светская. Каждая из них имела свои особенности и предусматривала определенную цель.

Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. Раньше всего оформились монастырские школы. Учителя были духовные лица, получившие навыки учебной работы.

При церквях в приходах открывались приходские школы. Приходские школы помещались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали их чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму. Курс обучения в монастырях и соборных школах постепенно стал расширяться, в него включены были грамматика, риторика и диалектика, а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Основная масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества.

Воспитание светских феодалов. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Чтение и письмо не были обязательными для рыцарского сословия. До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу. С 14 лет, с вручением меча, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием, по достижению 21 года он путем особой церемонии посвящался в рыцари.

Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и др. богатых людей) получали хорошее образование при женских монастырях, проходили особый курс обучения (входила проза, поэзия, классические языки, пение и др.), они готовились стать светскими дамами.

7.Деятельность светских учебных заведений (9-16 век). Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.

В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления. Ректора в этих университетах не назначали, а выбирали. Университеты имели свой суд, которым присуждались ученые степени и т.д. Каждый университет вырабатывал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, Париже, Оксфорде, Кембридже, в XIV веке – в Праге, Варшаве, Кракове. Средневековый университет, как правило, имел 4 факультета: артистический, где изучались «семь свободных искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, юридическом, медицинском факультетах, где срок обучения составлял 6-7 лет. Эти средневековые учебные учреждения обычно не были зависимы от городских властей: как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Университеты постепенно становились центрами средневековой науки, но она находилась еще в «пеленках» богословия и только начинала освобождаться от них.

В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия — уже 79.

Наиболее громкой славой пользовались Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский. Многие из них су-ществуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.

8. Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

Движение Реформации связано с именами немецкого деятеля Мартина Лютера (1483-1546), французского реформатора Жана Кальвина (1509-1564) и швейцарца Ульриха Цвингли (1484-1531).

Реформация, направленная против средневековой католической церкви, требовала перестройки религиозного сознания масс в духе христианского вероучения. Ее идеологи выступали за упразднение церковной обрядности, за изучение и осмысление человеком Библии без посредничества церкви и священнослужителей.

В целях распространения своего религиозного учения деятели Реформации широко развернули организацию учебных заведений, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий. Обучение осуществлялось на родном языке, что в значительной степени облегчало усвоение знаний. Провозглашенная обязательной начальная школа была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался крайне низким, поскольку основная доля учебного времени отводилась религиозному воспитанию. Сравнительно автономная прежде от церкви начальная школа теперь попадала в прямую от нее зависимость. Учебные заведения в них организовывались по типу латинских тривиальных школ, имели квалифицированный состав учителей, отличались продуманностью методов обучения. Особенность школ состояла в том, что им удавалось небольшим количеством преподавателей обучать несколько сот учеников путем тренировочных занятий в малых (по десяти человек) группах, проводимых наиболее продвинутыми в познании учащимися под контролем педагога. В XIX в. такой опыт взаимного обучения был теоретически осмыслен англичанами и использован в практике многих европейских стран под названием Белл-Ланкастерской системы обучения.

Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 г. в Страсбурге на базе латинской средней школы. Она базировалась на трех принципах: благочестии, красноречии и знании. В Англии с Реформацией связывались надежды на социально-политическую трансформацию общества, истерзанного абсолютизмом.

Становление и развитие педагогики в период Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени

Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *