Методологические принципы психологического исследования

Методологические принципы психологического исследования

1. Гуманизм и педагогический оптимизм. Педагог-исследователь должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное – разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное, заботливое отношение к ребенку. Поэтому ни сам процесс организации исследования, ни результаты не должны наносить испытуемому какого-либо вреда (здоровью, состоянию, социальному статусу и т.д.). Данный принцип выливается в требование «Не навреди!» (Гиппократ).

Любое исследование должно помочь развитию дошкольника, а не затормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов, определение не только отрицательных качеств, но и положительных, на которые можно будет опереться в дальнейшем.

2. Принцип объективности, эффективности и научности. Психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии, а не с помощью понятий других наук или по аналогии с психическими особенностями взрослого.

Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, поэтому необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

3. Генетический (исторический) подход к изучению психики. При изучении явлений детской психики необходимо выяснить, как они возникли, как развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками. Также необходим анализ влияния конкретных культурно исторических условий на развитие психики.

4. Детерминизм. Всякое психическое явление взаимосвязано с другими, оно вызывается как внешними, так и внутренними причинами, которые объясняют психологический факт. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. При этом нужно помнить, что причины могут быть скрыты временными и переходящими влияниями. Причины могут быть обусловлены: условиями жизни и воспитания, кризисами, особенностями социального окружения, характером общения со взрослыми и сверстниками, спецификой деятельности, активностью ребенка и др. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку.

5. Развитие сознания в деятельности. Все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. Например, регуляция рисовальных движений руки происходит в изобразительной деятельности. Деятельность — это не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения. Поэтому для изучения необходимо организовать соответствующую деятельность. Например, чтобы выяснить условия формирования трудовых навыков, нужно организовать труд ребенка; творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказок.

6. Единство сознания и деятельности (разработан С.Л. Рубинштейном). Данный принцип означает взаимосвязь и взаимовлияния сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Например, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Таким образом, изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка.

7. Возрастно-индивидуальный и личностный подход. Общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты, т.е. неповторимые. Например, каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь их развития индивидуален.

8. Комплексность, систематичность и системность. Однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Поэтому изучение ребенка необходимо проводить последовательно, через определенные промежутки времени.

Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики в совокупности, чтобы не только контролировать, но прогнозировать ход развития, ставить педагогические задачи.

Важно определить место каждого качества, свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми сторонами психического развития. Ведь ни одно свойство не возникает изолированно, одно качество непременно влечет за собой другое.

9. Беспристрастность. Не допускать предвзятого отношения к исследуемому. Поэтому применяемые методы должны соответствовать целям исследования, возрасту, полу испытуемых, условиям эксперимента и т.д.

10. Сотрудничество. Предполагает взаимодействие не только ребенка (исследуемым), но и с родителями, педагогами-коллегами. Поэтому исследователь должен иметь такие качества, как контактность, инициативность в общении, эмпатия (сочувствие, сопереживание), наблюдательность в отношении проявлений психики, способности поддерживать у окружающих чувство доверия и симпатии, хорошие организаторские способности в ситуации общения (актер и автор) и др.

Классификация методов. Методы, используемые в психологии, зависят от характера решаемых задач и от исходных теоретических позиций исследователя. В свое время советский психолог Б.Г. Ананьев выделил 4 группы методов психологии.

I группа – организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования. К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексные методы. Сравнительный способ (метод «поперечных срезов») организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование (метод «продольных срезов») предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.

II группа – эмпирические методы – группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении («методы сбора первичной информации»). К ним относятся наблюдение и эксперимент (которые часто признаются основными эмпирическими методами), а также психодиагностические методы: анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический метод и др.

III группа – методы обработки данных, которые подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т.д.).

IV группа – интерпретационные методы – различные приемы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с раннее установленными фактами.

V группа – методы психологического воздействия – специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью.

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Главной особенностью наблюдения как метода психологического явления является то, что здесь исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых и они протекают естественно Достоинством является также доступность и дешевизна средств, богатство собираемых сведений. К недостаткам наблюдения можно отнести:

— большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы;

— некоторые явления недоступны наблюдателю;

— невозможность повторного наблюдения тождественных фактов;

— трудность установления причин явления;

— слитность наблюдаемых фактов с попутными явлениями;

— много неучитываемых условий;

— возможность субъективизма;

— трудность статистической обработки.

Требования к методу наблюдения:

1. Наблюдение должен проводить человек, к которому дети привыкли.

2. Наличие цели (для чего? с какой целью? Например, определить статус ребёнка в группе).

3. Выбрать объект (какие дети будут наблюдаться), предмет и ситуацию (условия, наиболее характерные для изучаемого явления) наблюдения (что наблюдать? – Например, взаимоотношения детей в игровой деятельности во вторую половину дня).

4. Продумать план (чем более подробным будет план, тем точнее окажутся результаты наблюдения), протоколы наблюдения.

5. Выбрать способ наблюдения: менее влияющий на исследование объекта и наиболее эффективный (как наблюдать? Например, внешнее (со стороны) или же включённое (во время руководства игрой детей). Необходимы «законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним, определить способ регистрации наблюдаемого (как вести запись? – протоколирование с помощью условных значков, стенографирования; магнитофонная запись, фото-, кино-, видеорегистрация). Регистрация должна быть немедленная, систематическая и возможно полная (факты, а не их истолкование).

6. Записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ. Следует обязать регистрировать: движения, действия, поступки, деятельность; мимику, жесты, пантомимику; высказывания, речь, словесные реакции; вегетативные процессы.

7. При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два наблюдателя и более. Каждый должен иметь точно определённые цели и свои задачи наблюдения .

8. Полученную информацию обработать и объяснить (Каков результат?)

9. Систематичность проводимых наблюдений и в течение длительного времени с тем, чтобы было достаточно данных о наблюдаемом явлении.

Существует несколько видов наблюдения по разным основаниям.

В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют включенное наблюдение (наблюдатель участвует в деятельность группы, за которой ведется наблюдение на правах ее участника) и невключенное (внешнее) наблюдение (отсутствует контакт наблюдателя с объектами). Невключенное наблюдение в свою очередь подразделяется на скрытое (если исследуемые не знают о проводимом наблюдении) и открытое наблюдение.

В зависимости от того, когда происходит регистрация результатов, наблюдение может быть сплошным (ход событий фиксируется постоянно) и выборочным (изучаемые процессы фиксируются в определенные промежутки времени, например, во время занятий, при приеме детей и т.д.).

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Экспериментальные методы. Экспериментотличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистические достоверные закономерности развития психических явлений. Недостатком лабораторного эксперимента является возможность искажения естественного хода психического процесса.

Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включённый в деятельность или общение незаметно для испытуемого (урок, занятие, собеседование, игра и др.), т.е. ребенку предлагается выполнять привычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр.

Лабораторный и естественный эксперименты могут быть: констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования; формирующими: направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент обучающий; если формирование тех или иных свойств личности – то воспитывающий.

Методология – это система принципов организации теоретической и практической деят-ти, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной науки. К методологическим принципам психологии относятся: принцип активности; принцип единства сознания и деятельности; принцип детерминизма;принцип развития;принцип историзма.
Принцип активности. Леонтьев, Бернштейн. Этот принцип выражается в понимании психического отражения как активного процесса. В частности речь идет о том, что психическое отражение непосредственно зависит от целей, установок, потребностей, эмоций, прошлого опыта человека, которые и определяют избирательность этого отражения Принцип единства сознания и деятельности. Рубенштейном, Леонтьевым, Ананьевым. Рубенштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания деятельности и поведения. По определению Рубенштейна сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика оказываются внутренней характеристикой деятельности. А свойства деятельности протекать в форме из вне наблюдаемого поведения может рааматриваться как характеристика самой психики. Принцип единства сознания и деятельности — это единство выражается в том, что сознание и все психические свойства человека не только проявляются в его деятельности, но и формируются в ней.
Принцип детерминизма разрабатывался и обосновывался Рубинштейном. Детерминизм — в переводе — обусловленность.. Принцип детерминизма означает что психики определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни.. Второй этап реализации детерминизма связан с идеей о том, что во взаимоотношениях с окружающей средой, внешнему миру противостоит восприятие не просто человека наделенного сознанием, а человека деятельного активного и преобразующего объективную действительность. Принцип детерменизма в теории и практики психологии реализовывался путем решения вопроса о соотношении обучения и развития. Важным стал вопрос о движущих силах психического развития и от решения этого вопроса зависело то или иное понимание детерминизма в теории развития.
Принцип развития разрабатывался Леонтьевым., суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики является ее развитие. Это развитие происходит и на онтогенетическом и на филогенетическом и на социогенетическом уровнях. Принцип развития – идея развития в психологии под влиянием теории Дарвина и легла в основу формирования детской а затем возрастной психологии.
Принцип историзма. Согласно этому принципу, разработанному Выготским, Леонтьевым и Асмоловым, психическое развитие и в частности развитие человеческого сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и определяются общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и в свою очередь так же определяется ими.
Принцип системности. Разрабатывался Ломовым. Система – совокупность элементов, которые находятся в связи друг с другом и образуют целостное единство. Человек включается в разнообразные связи и вступает в различные отношения с окружающими его предметами, он обладает множеством психических свойств, но живет и действует как единое целое. Выготский (ВПФ как психол-кая система), Лурия, Бернштейн.


23. Подходы к классификации методов психологииС точки зрения Б.Г.Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.Метод — это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин).Классификация (Г.Пирьов):
1. Собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.); наблюдение бывает объективное, непосредственно — опосредованное (анкеты, опросники), субъективный эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический.
2. Методические приемы — вспомогательные методы (математические, графические, биохимические).
3. Методические подходы (генетический, психофизиологический). Классификация С.Л. Рубинштейна:
1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, , физиологический (или метод условных рефлексов).
2.Приемыизученияпродуктовдеятельности.
3.Беседа.
4.Анкета. Классификация


Б.Г.Ананьева:
1. Организационные: сравнительный, лонгитюдный, комплексный.
2. Эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, анализ продуктов и процессов деятельности (праксиметрические методы), моделирование, биографический метод.
3. Методы обработки данных: методы математической статистики, качественного описания.
4. Интерпретационные методы: генетические (фило- и онто-), структурные (классификация, типологизация). В работах М. С. Роговина и Г. В. Залевского рассматриваются вышеприведенные классификации и предлагается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод – это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они сводят число основных психологических методов к шести: 1) герменевтический – соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны); 2) биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике; 3) наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение – превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации; 5) клинический – на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам; 6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания. Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие1. субъекта и объекта исследования.2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования).3. Интерпретация и описание, при которых субъект “внешне” взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).4. Результатом применения первой группы методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др. С. Л. Рубинштейн в “Основах общей психологии” в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент.беседу

Методологические принципы психологических исследований

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методологические принципы психологических исследований

Принцип — (от лат. Principium — начало, основа) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения.

В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Под принципом действия, иначе называемой максимой, подразумевается, например, этическая норма, характеризующая отношения людей в обществе.

В современной литературе наряду с общим толкованием принципа используется термин «объяснительные принципы психологии». Принципы объяснения — это основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.

К основным принципам психологии А.В. Петровский и М.Г. Ярошевкий относят всего три объяснительных принципа: детерминизма, системности и развития. В разных источниках число принципов варьируется от трех до девяти. Так, например, можно встретить описание таких принципов, как единство сознания и деятельности, системно-деятельностный, взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, целостности, личностного и даже принцип личностно-деятельностного подхода.

Рассмотрим более подробно принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма и принцип развития.

Принцип системности в психологии — (греч. systema — составленное из частей) методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней.

В качестве наиболее общих положений системного подхода выделяются:

· системность деятельности, имеющей различные уровни своей организации, в которой компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определенные динамические составляющие внешней, предметно-практической деятельности. При этом развитие, динамика деятельности заключается в подвижности отдельных ее составляющих, изменении их иерархической взаимозависимости, в превращение одних элементов в другие;

· признание единства сознания и деятельности, что означает:

— взаимообусловленность развития сознания в деятельности;

— регулирующее воздействие сознания на ход, способы осуществления и результаты деятельности;

· признание за психической деятельностью социальной природы, а в качестве исходной формы любой деятельности — совместную и практическую. При этом основным механизмом развития психики, усвоения общественно-исторического опыта является интероризация, в ходе которой происходит переход внешней деятельности во внутреннюю.

Принцип активности — принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.

Человек, как субъект деятельности, может по-разному к ней относиться — он может быть ее простым исполнителем, а может быть ее зачинателем, инициатором, активным участником. Обычно различают активность ситуативную, произвольную, надситуативную (превышающую требования ситуации), поисковую. Она может быть устойчивой, эпизодической, кратковременной и т.д.

Применительно к психологии понятие активности используется двояко с выделение специфического и неспецифического значения. Неспецифическое (по отношению к собственному психологическому уровню анализа), более широкое толкование этого понятия связано с обозначением любого проявления психики как активности и имеет своим основанием поиск и осмысление тех характеристик психического, которые выходят за пределы адаптивной, приспособительной деятельности индивида.

Специфическое значение понятие активности в психологии связано с характеристикой особого качества психических явлений. В этом своем значении активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью — пассивностью.

В соответствии с этими двумя значениями понятие активности в системе современного психологического знания имеет не только общепсихологический статус, но и выступает в качестве принципа исследования. Методологическое значение понятия активности применительно к психологическим исследованиям раскрывается, прежде всего, в принципе активности субъекта деятельности. В этом принципе учитывается не просто наличие у индивида определенного отношения (мотивации) к задачам, которые перед ним встают, но и такого отношения, которое исходно требует от него осмысления, преобразования действительности, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного, постановки и решения новых творческих задач. детерминизм психология активность

Принцип детерминизма — принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений. Детерминизм (от лат. determinare — определять) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих факторов.

Согласно принципу детерминизма, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминизму противостоит теологическое учение (от греч. теос — Бог), индетерминизм. Детерминация, или причинность — генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия) поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например, корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними).

Принцип развития (психики) — принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития.

Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни.

Взаимосвязь и развитие — два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа. Неразделимость взаимосвязи и развития проявляется в том, что взаимосвязь реализуется в развитии, а развитие — это «способ существования… систем, связанных с образованием качественно новых структур за счет развивающего эффекта» (Я.А. Пономарев). Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *