Профессиональная структура общества

Социально-профессиональная структура

Социально-профессиональная структура — социальная форма профессионального разделения труда. Особую роль играют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессии и профессиональной роли, выполняемой каждым человеком в производственной и трудовой деятельности. Социально-профессиональное разделение присуще любому обществу, а социально-профессиональной структурой обладает коллектив любой организации, банка, страховой компании и т.д.

Профессия — вид трудовой деятельности или занятия человека, определяемый отраслью производства и спецификой выполняемых работником функций. Во всех случаях профессия отражает род деятельности человека, требующей от него определенной подготовки, и одновременно представляет собой важный источник существования и развития. Можно сказать, что профессия является одновременно характеристикой как работника, так и процесса труда, рабочего места.

Основными социальными признаками, позволяющими социологически измерить социально-профессиональную структуру, являются: род занятий, должностной статус, сфера деятельности, профессия работника (профессиональный статус), трудовой стаж.

Следует разграничивать профессиональное разделение людей и профессиональное разделение труда. Существует непосредственная связь профессий с социально-экономическими различиями в обществе (классами, слоями, группами), а профессиональное разделение людей исторически следовало за обособлением умственного и физического труда.

Во всероссийских опросах общественного мнения, проводимых ВЦИОМ, по социально-профессиональному статусу и роду занятий выделяют следующие группы:

О рабочие — квалифицированный рабочий (в том числе в сельском хозяйстве), неквалифицированный рабочий (в том числе в сельском хозяйстве) в производственном секторе;

О домохозяйки — к ним же отнесены женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

О безработные — в эту категорию включаются также временно неработающие руководители, специалисты, учащиеся (ученики старших классов средних школ и студенты).

Трудности, в настоящее время более всего осложняющие жизнь россиян разного социально-профессионального статуса, представлены в табл. 5.3.

В новых социально-экономических условиях в обществе возникают новые профессии и востребуются те, которые ранее не получали широкого развития. На этой основе образуются и новые социально-профессиональные общности, обладающие своими потребностями, социальными нормами и ценностными ориентациями, стилем и качеством жизни. Статус конкретных профессий, их социальный престиж среди различных групп населения определяются в контексте социально-профессиональной структуры и социально-профессиональной принадлежности.

Как показывают результаты социологических исследований, в обществе (особенно в массовом сознании молодежи) сформировалось трудно разрешимое в современных условиях жизни социальное противоречие между осознанием общественной значимости различных профессий, с одной стороны, и реальной социальной престижностью, «прибыльностью» этих профессий на российском рынке труда — с другой.

Если большинство старшеклассников среди различных профессий по общественной значимости ставят на 1-е место профессию врача, то по престижности в обществе она занимает лишь 7-е место, а по прибыльности и вообще 9-е. Лидирующие позиции по социальной престижности и прибыльности занимают профессии юриста, финансиста и экономиста. Значит, можно предположить, что число молодых людей, ориентирующихся в ближайшие один—три года на поступление в вузы по данным специальностям, не сократится, а по меньшей мере останется на нынешнем уровне.

Таблица 5.3. Эволюция оценки трудностей, в наибольшей мере осложняющих жизнь россиян в зависимости от социально-профессионального признака, % опрошенных

Ранг

Что в настоящее время больше всего осложняет жизнь вашей семьи?

Всего

Руководители

Специалисты

Служащие

Рабочие

Учащиеся

Пенсионеры

Всего

Квалифицированные

Неквалифицированные

Низкие доходы, нехватка денег

Плохое здоровье, трудности с лечением

Бытовые трудности

Опасение потерять работу

И сточ ни к: Вестник общественного мнения. 2004. Сентябрь — октябрь. № 5 (73). С. 94; Левада-Центр. Опрос от 03.09.2010.

234 Глава 5. Социальная структура общества как основа познания

Отсюда следует непростая задача социальной политики — согласование запросов рынков труда, профессий и образовательных услуг. Как известно, знания передаются наиболее эффективно, если у студентов имеется ярко выраженная мотивация для овладения ими. В условиях рыночных отношений наибольшей ценностью среди студентов стали: получение привлекательной работы и стремление к успешной карьере. При этом главный мотив привлекательности в поисках работы или закрепления на рабочем месте — оплата труда (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Мотивы привлекательности для работы россиян: 7 — до кризиса; 2 — сегодня

Таким образом, интересы рынка труда и рынка профессий не совпадают и социальное противоречие между признанием общественной значимости профессий и их реальной востребованностью и привлекательностью среди учащейся молодежи в ближайшее время не будет преодолено.

Соционика и другие типологии

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА — совокупность социальных групп, критерием выделения которых является распределение работников на основании их принадлежности к определенному виду деятельности (профессии), а также система взаимосвязей между этими группами.
П.С. базируется на профессиональном разделении труда, отражающем производственно-технологическую сторону и функциональное содержание труда. В результате профессионального разделения труда идет процесс обособления профессий, а внутри них — выделение специальностей. П.С. находится во взаимосвязи с социальной структурой общества, поскольку профессиональное разделение труда тесно связано с его общественным разделением. Поэтому П.С. часто рассматривается и в этом ракурсе — как социально-профессиональная структура. Профессиональное разделение труда связано со всеми видами общественного разделения труда, в особенности с отраслевым и квалификационным.

Отсюда тесная взаимосвязь П.С. с отраслевой структурой. Каждой отрасли экономики соответствует определенная группа профессий. Существуют профессии, общие для нескольких отраслей («сквозные» профессии). Наряду с П.С. отраслей и сфер хозяйственной деятельности выделяют П.С. регионов (территорий) и отдельных предприятий.
П.С. является достаточно динамичной.

С течением времени в обществе возникают новые профессии. Происходит постоянный рост их числа, а также числа специальностей и занятий. Несколько более медленными темпами протекает обратный процесс — естественный процесс отмирания устаревших профессий.

Происходит сужение либо расширение профессиональных групп по числу работников, меняется место этих групп в иерархии профессий. Наиболее традиционными основаниями для классификации профессий могут служить: характер труда (профессии преимущественно умственного и преимущественно физического труда; или ручного, механизированного и автоматизированного труда); сложность выполняемой работы, требующая определенного уровня квалификации работника (профессии высококвалифицированного, квалифицированного, малоквалифицированного и неквалифицированного труда); характер выполняемых функций (профессии вспомогательные, обслуживающие, основные). В основу классификаций видов деятельности (профессий) могут быть заложены разные основания (критерии) в зависимости от целей исследования. В Беларуси наиболее общей классификацией является Общегосударственный классификатор Республики Беларусь профессий рабочих и должностей служащих, утвержденный приказом Белстандарта от 30 декабря 1996. Исследования П.С. базируются на материалах переписей населения и профессионального состава рабочих (последняя всесоюзная перепись населения в СССР состоялась в январе 1989; в Республике Беларусь перепись населения проводилась с 16 февраля 1999).

>Отслеживание изменений, происходящих в П.С., является весьма важным для решения задач по прогнозированию развития отдельных отраслей, регионов, конкретных профессий; для разрешения проблем занятости и безработицы; для планирования подготовки и переподготовки кадров, исходя из потребностей экономики и социальной политики в сфере труда; для изучения процессов профессиональной мобильности; гендерных аспектов профессионализации; отношения индивидов к профессиям, их профессионального поведения; престижа профессии и т.д.
Социологические исследования П.С. относятся к области социологии профессий, близко связанной с социологией труда (см.), а также экономической социологией (см.).
О.Г. Лукашова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, распределение работников по профессиям на основе разделения труда, предполагающего спец. подготовку людей для выполнения определ. работ, приобретение ими соотв. теоретич. и практич. знаний. Изучение П. с. в демографич. аспекте предусматривает учет психофизиологич. различий в труде между полами, учет и классификацию вредных для здоровья женщин профессий и видов произ-в, определение профессий, перевод с к-рых обязателен для женщин в период беременности и др. В демографии категория ´П. с.´ используется при изучении проф. заболеваемости и смертности.

В ходе историч. развития обществ. разделение труда создавало иерархию профессий и социального положения людей. В антагонистич. докапиталистич. формациях возникали проф.-кастовые ограничения. Крупная капиталистич. пром-сть ´…революционизирует разделение труда внутри общества и… обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего´ (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 498); начинается процесс размывания жестких границ между делением всей П. с. на профессии умственного и физич. труда. На изменения П. с. в условиях крупного машинного произ-ва большое влияние оказывает закон перемены труда. При капитализме его действие проявляется в виде борьбы двух противоположных тенденций ликвидации старого разделения труда, связанного с узким профессионализмом, и воспроиз-ва разделения труда, приводящего к однобокому развитию способностей трудящихся. При социализме действие этого закона приводит к коренному изменению социально-экон. характера проф. разделения труда, к росту динамичности П. с., к наилучшему сочетанию потребностей общества и интересов отд. работников.

Важнейшие соотношения П. с. — профессии преим. умственного и преим. физич. труда; занятые ручным и механизир. трудом. Высокие темпы механизации и автоматизации произ-ва приводят к вытеснению ручного труда. На П. с. определяющее влияние оказывают изменения отраслевой структуры занятости и качественные преобразования технологии произ-ва. К качественным сдвигам в П. с. ведут изменения квалификации: в условиях науч.-технич. революции резко возрастает доля профессий квалифицир. и высококвалифицир. труда.

Интенсивность качественных сдвигов П. с. различна в отд. отраслях нар. х-ва; она наиболее высока в электроэнергетике, химии, нефтехимии, машиностроении и на транспорте. Рост числа профессий с творческим характером труда способствует его интеллектуализации.

Изменение потребностей экономики в конкретных видах труда связано, как правило, с необходимостью переподготовки кадров и освоением ими новых профессий. Социалистич. общество планомерно разрешает возникающие несоответствия между сложившейся и требуемой П. с. рабочих кадров. При этом огромную роль играют профессиональная ориентация и отбор. Долгосрочное планирование и прогнозирование П. с. позволяют формировать систему проф.-технич. образования, в наибольшей мере отвечающую перспективным потребностям нар. х-ва. При прогнозировании П. с. применяются многофакторные корреляционные модели, учитывающие влияние таких групп факторов, как природные, демографич., производственно-технич. и организационные.

При социализме различают П. с. сфер и отраслей нар. х-ва, терр. и предприятий. В СССР П. с. изучается по данным всесоюзных переписей населения и переписей проф. состава рабочих (проводятся ЦСУ СССР с 1948). Доля занятых преим. умственным трудом в целом по стране по переписи 1970 (в сравнении с переписью 1959) возросла с 19,5% до 27,3% (в 1979 она составила 29,5%). В тот же период наиболее высокими темпами росла доля работников, занятых физич. трудом в торговле и в обществ. питании, отраслях химич. пром-сти, машиностроении и металлообработке, на транспорте; среди занятых умственным трудом самыми быстрыми темпами увеличивалась доля ИТР, науч. работников, педагогов и воспитателей. Внутри отраслевой П. с. в связи с науч.-технич. революцией наиболее быстро росла числ. таких профессий, как авто- и электрокарщики, стропальщики, монтажники, электро- и газосварщики, гальваники; значительно уменьшилась числ. занятых ручным трудом — кузнецов, вальщиков леса, столяров, грузчиков, рабочих, занятых транспортировкой вручную и на складских работах. Особенно возросла роль работников сквозных профессий, связанных с управлением и обслуживанием машин и механизмов.

А. Л. Ткаченко

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Демографический энциклопедический словарь

35. Социальная структура общества. Классы и классовые отношения. Профессиональная структура общества.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом.

Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества. соц структура складывается из классовой , этнический, демографической, поселенческой. профессионально-образовательной структуры.

В основе социальной структуры лежит Общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства. На базе общественного разделения труда появляются такие группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни, умственного и физического труда. Отношение собственности экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутреннего социальную структуру. к основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический -умственный труд, сословия (соц группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы -молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры, национальные общности — нации, этнические группы. почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. На это обращает внимание распространенная на западе теория стратификации, делящая общество на различные слои (старты) по разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации. Усилия зап психологии направлены на изучение малых групп, склад на основе более-менее постоянных контактов между неск людьми. Они склад внутри больших групп, нередко трансформируют в себе действие всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на формирование мотивов поведения входящих в нее людей.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц. групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. Ленин: классами наз. большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

Существование классов связано с исторически определенными способами производства. Классовая дифференциация является для общества основной среди ост дифференциаций именно потому, что она возникла в сфере производства на основе общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Классы возникают на той ступени общ развития, когда появление прибавочного продукта и разделение труда сделало экономически выгодным эксплуатацию рабочей силы. Марксистский метод требует выявлять в каждом классовом обществе наряду с основными классами и неосновные, которые либо связаны с сохранением остатков старого способа производства, либо с нарождением нового, а также различные слои внутри классов и прослойки между ними. классовые отношения возникаю т тоже на основе способов производства. Теория классовой борьбы была разработанна в марксизме как борьба между классами с несовместимыми интересами, противоречащими друг другу. Нов современном обществе интересы начали интегрироваться, отчего классовая борьба в связи с размытостью границ между классами смягчилась. Правда, в современной России социальная дифференциация наоборот усиливается, тч может привести к антагонизму в обществе. И приводит.

В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не вх. в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства — представитель класса, а дворянин — представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепл. в правовых нормах. Соц. структура совр. общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда относительны и подвижны.

Общественная психология — частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология — частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт «отставания» идеологии от общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии. Для стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того, чтобы его можно было изучать необходимы соответствующие условия (демократия). еще одной стороной функционирования соц структуры является ее мобильность. Речь идет о переходе людей из одних соц групп в другие . соц положение может поменяться при переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент — предпринимателем, предприниматель — профессиональным политиком. переход может быть горизонтальный и вертикальный. Изучение социальной мобильности имеет важное значение для полного представления о происхождении соц перемещений, надо знать их причины и последствия, чтобы контролировать процесс в интересах сохранения целесообразной соц динамики и стабильности общества. проблемы функц соцструктуры и действия разл соц групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общ есть относительно независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаим всех имеющихся больших и малых групп, экономической основой их вз становятся различные формы собственности, а защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства. При этом гос-во должно по минимуму регламентировать и ограничивать свободу самовыражения этих групп, следя только за выполнением законов. При этом надо отметить две тенденции современного развития. Это активный процесс дифференциации, появлении новых социальных групп, и процесс интеграции, сближение условий труда, характер и содержание у представителей разных соц групп. Это ведет к сближению х образа жизни и структуры их потребностей и интересов.

Особенно видны проблемы в соц структуре российского общества. это связано с быстрыми изменениями в условиях жизни, в правовом пространстве, а соц структура общ не успевает на это реагировать. Процесс ее изменения идет долго и болезненно, не все находят себе место в изменившихся условиях. Это связано и с профессиональной структурой общ. При появлении новых средств труда, новых технологий некоторые профессии оказываются ненужными, зато резко возрастает потребность в других. При этом большая часть людей оказывается выброшенной на обочину, а профессионалов не хватает. Даже программа переучивания здесь не помогает, должно пройти некоторое время. перекос в профессиональной структуре набл и у нас сейчас. появились новые профессиональные группы предпринимателей, фермеров, рэкет и профессиональные бандиты, банковские и финансовые служащие. При этом практически исчез рабочий класс связи с остановкой заводов. государство должно заботиться о правильном формировании проф структуры путем прогнозирования структуры производства и заблаговременного требования к учебным заведениям. Теперь в скором времени необходимо будет много специальностей гуманитарного плана типа менеджеров, специалистов по связям. Кроме того, специалисты по коммуникациям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *