Саногенный потенциал личности

Саногенный потенциал личности

  1. F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
  2. III. Проявление индивидуальных особенностей личности
  3. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  4. III. «Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа.
  5. IX. Отношение к личности
  6. VI. По размеру предприятий (по мощности производственного потенциала)
  7. XI. СТУПЕНЬ ЛИЧНОСТИ
  8. А) преодоление культа личности Сталина и его последствий
  9. Абсолютный и текущий потенциал рынка
  10. Акмеологические основы самосовершенствования личности
  11. Аксиома о потенциальной опасности деятельности
  12. Активность личности при слепоте

Саногенный потенциал личности – понятие собирательно, оно охватывает все те силы, которые поддерживают здоровое состояние.

Саногенный означает такой, что способствует оздоровлению.

САНОГЕННОЕ ПОТЕНЦИАЛ– это психоэнергетический потенциал личности, который сформировался как производный от богатства ее внутреннего мира, широты социального и духовного пространств, накопления опыта, достижений собственного благополучия и прямо пропорционально влияет на ее психическое здоровье, а также средства, которые позволяют его поддерживать.

Саногенный потенциал личности имеет много составляющих.

1) Он влияет на гармоничность личности. Гармония – созвучие накопленного опыта, достижений и мечтаний. Что богаче наполнение внутреннего мира, что более широкий социальный и духовный пространство, освоен личностью, тем здоровее человек.

2) Жизнь – это не только приобретения, но и потери. Во внешнем мире есть не только то, что помогает раскрывать способности, продвигаться в самореализации, личностному и духовному развитию, но и препятствия. Поэтому саногенное потенциал будет убыточным без психологической устойчивости личности, без ресурсов устойчивости, уравновешенности, сопротивляемости.

Они являются основой возвращение благоприятного настроения и состояния после травм. Людей, которым от природы даны гармония и стойкость, немного, поскольку должны совпасть такие факторы, как хорошая наследственность, хорошо семейное воспитание, соответствующее социальное окружение и т.д. Остальное должно прилагать определенные усилия, чтобы самостоятельно, личными стараниями и умениями сохранить и укрепить психологическую устойчивость.

3) Навыки и умения оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни и ряд других видов поведения является личной практической психогигиеною. Все это – неотъемлемая составная часть саногенного потенциала личности.

Психологическая устойчивость также зависит от особенностей мировоззрения.

О саногенном потенциале можно говорить при наличии соответствующих качеств личности. Множество качеств, которые укрепляют здоровье, поддерживают устойчивость личности, являются базисом для успешного протекания всех процессов человеческого бытия. Это протективные качества личности.

При сниженном развитии необходимых качеств их роль, иногда, может выполняться другими качествами, т.е. компенсаторно. Ограничивают потенциал повреждающие качества. Если они мало выражены или отсутствуют, то потенциал здоровья возрастает.

Саногенный потенциал личности образуют многие составляющие, но к числу главных, следует отнести гармонию личности, ее психологическую устойчивость и субъективное благополучие. Личность гармонична, если основные жизненные процессы ее бытия протекают достаточно динамично, продуктивно и согласованно. К таковым процессам мы относим: функционирование, самоуправление (включая саморегуляцию), развитие и адаптация. Гармония невозможна без социальных связей, которые делают возможным протекание жизненных процессов личности.

Психологическая устойчивость проявляется в нескольких аспектах:

1. в стойкости–способности противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации;

2. в уравновешенности – соразмерности силы реагирования и активности поведения силе раздражителя, значению события;

3. в сопротивляемости – способности к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

Субъективное благополучие – центральный момент саморегуляции, ее эмоциональных механизмов. С одной стороны, субъективное благополучие обусловлено совершенством личностной гармонии и ее психологической устойчивости. А с другой стороны, ослабление субъективного благополучия приводит к истощению энергетического источника функционирования и развития, снижению защитных сил личности и организма. По этим причинам отсутствие переживаний благополучия выступает ранним диагностическим признаком будущих расстройств.

Здоровье (общее, не только психическое) человека в значительной степени определяется саногенным личностным потенциалом.

В саногенный потенциал входит множество составляющих, которые можно разделить на три группы.

1) К первой группе относятся те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окружением (широким и ближайшим), обусловлены условиями и образом жизни, профессией.

2) Во вторую группу могут быть включены те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психотерапевтом, врачом или педагогом.

3) В третью группу входят те протективные качества, которые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отношение к действительности – к обществу, событиям, людям и их поступкам, к себе, своим плюсам и минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регулировать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуальности, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью.

САНОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 50

Понятие саногенного личностного потенциала.В широко распространенном определении здоровья (определение ВОЗ), в качестве родового понятия взято понятие состояния. Здоровье – это здоровое состояние. Как и любое состояние, оно выступает основой для следующего по времени состояния. Понятно, что здоровое состояние возникнет с наибольшей вероятностью, если предыдущим состоянием является здоровое состояние. При отсутствии негативных внутренних и внешних факторов, препятствующих нормальному функционированию психики и организма, здоровое состояние сохраняется.

Но не только отсутствие негативных внутренних и внешних факторов позволяет оставаться в здоровом состоянии. Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не любая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к расстройству. В человеке есть силы, противодействующие негативным факторам.

Важно подчеркнуть различие между состоянием и комплексом причин, обусловливающих возникновение состояния. Нельзя упускать из вида, что любое состояние обусловлено не только предшествующим состоянием, но и многими другими факторами. Для здорового состояния такими факторами выступает целый ряд свойств личности, индивидные особенности, образ жизни, отношение к окружающему и многое другое. От расстройств и болезней охраняет не только здоровье, как предшествующее состояние, но и некоторый базис — определенный склад личностных черт, система отношений личности, приобретенный спонтанно и в ходе обучения опыт саморегуляции, опыт преодоления трудностей и другие особенности личности.

Если не различать здоровье (как состояние) и факторы его поддерживающие, то возникает ненужное смешение описаний. По этим причинам мы считаем необходимым использовать понятие саногенного потенциала личности —потенциала, создающего основу для возникновения и сохранения здоровья. Саногенный потенциал личности — понятие собирательно, оно охватывает все те силы, которые поддерживают здоровое состояние.

О саногенном потенциале можно говорить при наличии соответствующих качеств личности (в последующих главах книги они будут детально рассмотрены) и их достаточной выраженности. Множество качеств, которые укрепляют здоровье, поддерживают устойчивость личности, являются базисом для успешного протекания всех процессов человеческого бытия. Это протективные качества личности. При сниженном развитии необходимых качеств их роль, иногда, может выполняться другими качествами, т.е. компенсаторно. Ограничивают потенциал повреждающие качества. Если они мало выражены или отсутствуют, то потенциал здоровья возрастает.

Саногенный потенциал личности образуют многие составляющие, но к числу главных следует отнести гармонию личности, ее психологическую устойчивость и субъективное благополучие. Личность гармонична, если основные жизненные процессы ее бытия протекают достаточно динамично, продуктивно и согласованно. К таковым процессам мы относим: функционирование, самоуправление (включая саморегуляцию), развитие и адаптация. Гармония невозможна без социальных связей, которые делают возможным протекание жизненных процессов личности.

Date: 2016-07-22; view: 518; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Психогигиена: почему важно следить за своими эмоциями

Психогигиена – одно из направлений гигиены, науки о здоровье. Это самостоятельная дисциплина и наука на стыке психологии и медицины. Она имеет свою цель, задачи и методы, а также несколько подразделов.

Что такое психогигиена

Гигиена – наука, которая изучает влияние внешних факторов на здоровье, трудоспособность, продолжительность жизни человека, и заботящаяся о разработке мероприятий по оздоровлению среды и человека. Слово «гигиена» образовано от греческого hygieinos, что означает «здоровый, целебный, приносящий здоровье».

Психогигиена – это наука о сохранении психического здоровья. Термин «психогигиена» образован от двух греческих слов: hygieinos (здоровый, целебный, приносящий здоровье) и psyche (душа). Психогигиена изучает влияние внешних факторов на психическое здоровье человека и занимается разработкой мероприятий по оздоровлению окружающей среды и личности.

Цель и задачи

Цель науки – выявление негативных факторов и разработка мероприятий по их устранению.

В задачи психогигиены входит следующее:

  • изучение природы человеческого здоровья и саногенного потенциала личности;
  • определение направлений и правил практической работы;
  • разработка профилактических основ.

Особое внимание уделяется пропаганде здорового и оздоравливающего образа жизни, распространению информации о том, как нужно заботиться о психике. Эту и другие виды психогенной работы проводят не только психологи и психотерапевты, но также социальные работники, педагоги, медики. В широком смысле в этом должна быть заинтересована вся власть на национальном, государственном, областном, городском уровне.

Разделы психогигиены

В структуру психогигиены входят следующие разделы:

  • возрастная психогигиена (забота о здоровье в соответствии с возрастом человека, например, разработка режима дня для школьника);
  • психогигиена быта (профилактика аддикций, планирование быта для людей с уязвимой нервной системой);
  • психогигиена труда и обучения (забота о психическом здоровье в процессе профопределения, обучения, работы, профилактика конфликтов, выгорания, монотонии, переутомления и других негативных психологических явлений на производстве и в образовательном учреждении);
  • психогигиена семьи и секса (забота о благоприятном психологическом климате в семье и гармонии в отношениях партнеров);
  • психогигиена коллективной жизни (забота о психологической совместимости, профилактика конфликтов и других трудностей в межличностных отношениях).

В отдельную категорию выделяют медицинскую психогигиену (психогигиену больного). Это еще один раздел, который пришел из психиатрии (1948 год). Этот раздел изучает психическое здоровье медработников и пациентов. Сюда входит и забота об отношениях между больными и персоналом, и забота о создании благоприятной атмосферы в больницах, и о профилактике конфликтов в коллективе, истощения и т.д. Успех лечения во многом зависит от психического состояния больного и врача, характера их взаимоотношений, отношения каждого из них к болезни.

Направления

Как и в большинстве наук, в психогигиене можно выделить три направления: теоретическое, практическое и прикладное. Им соответствуют следующие описания:

  1. Теоретическое направление изучает общие вопросы формирования и охраны психического здоровья. Рассматривает цели и задачи, принципы работы по формированию, развитию и охране психического здоровья.
  2. Прикладное направление разрабатывает и изучает конкретные методы, способы, техники по формированию, развитию и охране психического здоровья. Это направление ищет практическое применение теории в различных условиях.
  3. Практическое направление подразумевает непосредственное применение найденных методов. Однако практика может существовать и вне теории, в этом она похожа на житейскую психологию. То есть люди (профессионалы и непрофессионалы) интуитивно находят способы охраны здоровья или пользуются альтернативными практиками, например, медитацией.

Уровни практического направления

Психогигиеническая работа (практическое направление) реализуется на нескольких уровнях:

  1. Национальный. Укрепление здоровья нации через государственную политику и работу социальных институтов. Основной инструмент – информирование о методах психологической помощи или самопомощи. Сюда же относится контроль над СМИ.
  2. На уровне организации. В детских садах, школах, техникумах, университетах, на предприятии руководство, директора должны заботиться о здоровье своих подопечных и коллектива как единого организма.
  3. На уровне семьи. Речь идет об отношениях между мамой и папой, другими членами семьи, а также о детско-родительских отношениях и стиле семейного воспитания. Семья – основной социальный институт, который влияет на становление личности, поэтому важно уделить этому отдельное внимание.
  4. На уровне личности (психогигиена личности). Подразумевает самопомощь человека или помощь одного субъекта другому в условиях взаимодействия. Учитывает особенности конкретной личности и специфику окружающей среды. Притом особое внимание уделяется принципам и методам самопомощи, так как ни один другой человек или институт не может помочь индивиду настолько, насколько он сам может помочь себе.

Результат психогигиены

Как мы уже говорили, информирование и просвещение – основные средства психогигиены. Поэтому ее результатом считают психогигиеническую компетентность людей. Она состоит из следующих элементов:

  1. Убеждения на оздоровление и сохранение здоровья, отношение к здоровью как к высшей ценности, мотивация вести здоровый образ жизни.
  2. Знания, умения и навыки, помогающие справляться со стрессогенными факторами и минимизировать влияние психотравм.
  3. Ориентация на саморазвитие, изучение и раскрытие личного потенциала, обучение самоконтролю и саморегуляции.
  4. Практические действия, нацеленные на оздоровление, развитие саногенного мышления, коррекцию образа жизни.

Психогигиена и психопрофилактика

Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. В задачи последней входит профилактика развития психических расстройств и предупреждение перехода психических заболеваний в хроническую форму.

Психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной. Каждая из них имеет свои особенности:

  1. Первичная профилактика предполагает предупреждение развития болезней у здорового населения. Это работа с группами риска: те, кто трудятся на опасном или тяжелом производстве, люди с соматическими заболеваниями, родственники больных, люди низкого социального уровня и другие.
  2. Вторичная психопрофилактика подразумевает раннее выявление и устранение заболеваний, предотвращение их перехода в хроническую форму, предупреждение рецидивов.
  3. Третичная психопрофилактика подразумевает работу с тяжело больными людьми для предотвращения их инвалидизации, предупреждение развития осложнений.

Отдельно выделяют психопрофилактику детского и подросткового возраста, позднего возраста, семьи и сексуальной жизни.

Психогигиена и управление эмоциями

Под управлением эмоциями подразумевается способность понимать, проговаривать, рационально выпускать свои эмоции, прорабатывать их и отпускать. Речь ни в коем случае не идет о подавлении эмоций, речь идет об их принятии и адекватном восприятии. Умение управлять эмоциями помогает бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми и жить в гармонии с собой, способствует сохранению психического здоровья.

Мы приготовили общий план по развитию осознанности и навыка управления эмоциями:

  1. Научитесь принимать и признавать любые эмоции. Негативные чувства тоже нужны. Они указывают на наши слабости и те области жизни, которые нуждаются в коррекции. Отрицательные эмоции помогают нам расти, становиться лучше. Не стыдно злиться, обижаться, расстраиваться. Стыдно ничего с этим не делать. Любая эмоция правильная. Нужно только научиться постоянно задавать себе три вопроса: что я испытываю, почему я это испытываю, на что это указывает (что я должен изменить).
  2. Используйте дыхательные упражнения и медитацию, чтобы научиться контролировать свое состояние. Глубоко дышите и вспоминайте что-то приятное, только после этого переходите к анализу эмоций.
  3. Используйте метод «искусственной улыбки». Да, это работает: изобразите ту эмоцию, которую хотите ощутить, и вы ее ощутите.
  4. Научитесь выпускать негативные эмоции, например, если вы злитесь, то выплесните агрессию в аттракционе «антистресс».

Саморегуляция и управление эмоциями – это целое направление в психологии, которое при желании может освоить каждый человек. Существуют десятки эффективных методов, техник. Однако самый действенный способ – развитие эмоционального интеллекта и рефлексия. Научитесь понимать себя, чувствовать свое тело, свои желания и потребности. Эмоции – результат наших реакций, отношения к чему-то. Анализируйте, к чему вы относитесь негативно и думайте, как это исправить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *