Политическое положение Великобритании

Политическое положение Великобритании (стр. 1 из 6)

Министерство образования и науки Украины

Национальный горный университет

кафедра истории и

политической теории

РЕФЕРАТ

на тему:

«Политическое устройство Великобритании»

Выполнила: ст. гр. ПЗ-2000

Миготина Е.В.

Проверил: Вергун А.В.

Днепропетровск

План

1. Краткая справка о государстве и его роли в современном мире _________________3

2. Конституция государства _________________________________________________3

3. Высшие государственные органы власти: их формирование,

полномочия, структура (схема) ____________________________________________5

4. Форма государства:

4.1. Форма государственно-территориального устройства _____________________9

4.2. Форма правления____________________________________________________10

4.3. Тип политического режима ___________________________________________10

5. Форма избирательной системы____________________________________________10

6. Модель президентской власти_____________________________________________11

7. Тип парламентаризма____________________________________________________11

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция) и

тип партийной системы __________________________________________________12

9. Основные общественные организации и движения ___________________________12

10. Правовое положение личности ____________________________________________13

11. Список используемой литературы__________________________________________14

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Краткая справка о государстве и его роли в современном мире. Государство на северо-западе Европы на Британских островах. Территория – 244,7 тыс. кв.км. Под контролем Великобритании 13 зависимых территорий – в основном небольшие острова с общим населением менее 200 тыс. человек, в т.ч. Гибралтар в Европе, Ангилья, Бермудские о-ва, Британские Виргинские о-ва, Каймановы о-ва, Монтсеррат, Теркс и Кайкос о-ва, Фолклендские о-ва в Южной Америке и некоторые другие. Столица – Лондон (с пригородами – 7,1 млн.). Крупнейшие города: Бирмингем (1,2 млн.), Лидс (800 тыс.), Глазго (700 тыс.). Административно-территориальное деление – в состав Великобритании входят 4 историко-географических области: Англия (39 графств, 6 метрополитенских графств и особая административная единица – Большой Лондон); Уэльс (8 графств), Северная Ирландия (26 округов), Шотландия (9 районов и островная территория). Остров Мэн и Нормандские о-ва – самостоятельные административные единицы. Население – 58,8 млн. (1997 г.), в т.ч. англичане (80%), шотландцы(15%), ирландцы, уэльсцы (или валлийцы). Официальный язык – английский. Господствующая религия – англиканство, распространены также пресвитерианство и католицизм. Официальной церковью в Англии является Англиканская церковь, насчитывающая 26 млн. прихожан. Официальная Шотландская церковь организована по пресвитерианскому принципу и объединяет 1 млн. верующих. Другие протестантские церкви, из которых самая крупная – методистская, насчитывают 1,6 млн. верующих. Имеется также около 5 млн. приверженцев Римско-католической церкви, 830 тыс. мусульман и 400 тыс. иудеев. Денежная единица – фунт стерлингов = 100 пенсам. Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 2.II1924 г.). Национальный праздник – День рождения королевы (1926 г., день праздника ежегодно определяется решением правительства: обычно в одну из суббот июня). Великобритания – постоянный член Совета Безопасности ООН (с 1945 г.); участница ОБСЕ и Совета Европы (с 1949 г.), входит в НАТО (с 1949 г.), ЗЕС (с 1954 г.), ЕС (с 1973 г.), ОЭСР (с 1960 г.), ЕОУС( с 1973 г.), Евратом (с 1973 г.), План Коломбо (с 1950 г.). Великобритания – высокоразвитая индустриальная держава, занимает одно из ведущих мест в мире по объему промышленного производства и затратам на научные исследования и разработки. Крупный экспортер капитала. Крупнейшие торговые партнеры: ФРГ, США, Франция, Нидерланды. Входит в пятерку крупнейших партнеров России. По объему инвестиций в Россию занимает второе место после США. ВНП в расчете на душу населения составляет 17 000 дол. в год. Безработица – 1,6 млн. чел. Средняя продолжительность жизни мужчин – 73 г., женщин – 78 лет. Рабочая неделя 35-40 часов. Образование и медицинское обслуживание бесплатные (есть и частный сектор). Свыше 20 млн. человек ежегодно проводит отпуск за границей. Среди крупнейших университетов Великобритании старейшие Оксфордский (основан в 1167 г.) и Кембриджский (основан в 1209 г.), а также Лондонский, Эдинбургский и др. Регулярное радиовещание ведется с 1922 г. Ведущая радиокомпания – Британская радиовещательная корпорация (Би-би-си). Телевизионное вещание ведется Би-би-си и Ай-ти-эс. Крупнейшие агентства – Пресс Ассошиэйшн (специализируется на сборе и распространении внутренней информации, основана в 1868 г.), Рейтер(специализируется распространении иностранной информации, основана в 1851 г.) и Юнатейд пресс Интернэшнл.

Конституция государства. Структура конституции. Великобритания – парламентская монархия. В стране нет писанной конституции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны. Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента (например, поиск бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты – спикера – на его почетное место), а иногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.). Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.

Статут – акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства – монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (официально — акты) обладают одинаковой юридичекой силой(поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати), Хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их было несколько), несколько актов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (последний акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлении чаще относят не к конституционному, а к административному праву. Впрочем, конституционное и административное право обычно рассматривается как единая отрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая, некоторые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. На деле многие акты средних веков и более позднего времени хотя и публикуются как конституционные документы. Но не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами.

Судебный прецедент – это решения по конституционным вопросам так называемых судов (Апелляционного суда, Высокого суда и др.), публикующих свои решения. Обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название «право справедливости»). В нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).

Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров, процедуры созыва законодательного органа и роспуска палаты общин, осуществление государственного управления Короной только при согласии кабинета, равно как и само существование последнего). Конституционные соглашения являются весьма своеобразным источником британской конституции. С одной стороны, они реально действуют как важное звено правовой системы, без которого последняя не сможет существовать. С другой – обычаи не признаются судами, т.е. нарушение соглашений не влечет юридической ответственности. Однако их несоблюдение в стране с высоким уровнем правосознания может привести к серьезным политическим последствиям.

Доктринальные источники – это специфический элемент неписанной части британской конституции. Под ними понимаются мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании из-за отсутствия статута, прецедента или обычая, регулирующих определенные отношения. В последнее время использование доктринальных источников судами заметно активизировалось. Судебные решения в обоснование той или иной позиции нередко содержат ссылки даже на газетные публикации.

Современная политическая ситуация

На парламентских выборах в мае 1997г. с огромным перевесом победу одержали лейбористы. Лидер партии Энтони Блэр сформировал правительство. Он обещал прорыв в социальной политике, но без превышения налогов. Отказались лейбористы и от национализации. Это свидетельствовало о существенном пересмотре доктрины лейбористской партии, о ее правлении. Новый облик партии стал залогом ее успеха на выборах.

Инициатором этого курса был Блэр, который, став лидером партии в 1994 г., выступил за привлечение на сторону лейбористов не только рабочих, но и представителей малого бизнеса, менеджеров, домовладельцев, врачей, учителей. По предложению Блэра в 1995 г. была отменена IV статья устава партии об «общественной собственности на средства производства». Задачей ставится создание «динамичной экономики, в которой предпринимательство, рынок и конкуренция тесно взаимодействуют с началами партнерства и кооперации».

Свою политическую платформу Блэр определил как «новый лейборизм», или «третий путь». «Третий путь» отвергает как крайности тэтчеризма, так и прежний подход лейбористов к огосударствлению экономики в духе социализма. Предлагается «новая смешанная экономика», в рамках которой государство способствует развитию частной инициативы, активно действует в тех случаях, когда частной инициативы недостаточно, и выполняет важную социальную роль. Эта политика нашла отклик у избирателей и вновь принесла успех лейбористам на выборах 2001 г.

После создания в1921 г. Ирландской республики Великобритания сохранила за собой шесть северных графств острова Ольстер, населенных католиками — ирландцами и протестантами, выходцами из Шотландии и Уэльса. Отношения между религиозными общинами были конфликтными. В 1968 г. началось движение католического меньшинства за гражданские права. Оно было вызвано разгоном демонстрации, после чего попытки британских правительств решить конфликт три десятилетия не удавалось. В мае 1998 г. было достигнуто соглашение о прекращении конфронтации в Ольстере и создании выборных органов самоуправления.

В 60-80-е гг. оживилось движение за национальную и культурную автономию Шотландии и Уэльсе. План «деволюции»- расширения автономного управления этих регионов, предложены в 70-е гг., не был поддержан населением. Только на референдумах 1997 г. в Шотландии и Уэльсе, проведенных лейбористами, этот план был одобрен, и в 1999 г. состоялись первые выборы в новые представительные органы власти — шотландский парламент и ассамблею Уэльса.

В рамках обещанной лейбористами конституционной реформы в 1998 г. начался первый этап реформирования палаты лордов- ограничение прав наследственных лордов.

Современное положение Великобритании на мировой арене обусловлено целым рядом тесно сплетенных друг с другом факторов: историей величайшей морской колониальной империи, уникальными географическими и геополитическими особенностями, непохожим ни на какие страны удивительны чувством патриотизма и национальной гордости. Современные колонии Великобритании представляют собой Содружество из 16 государств. 14 из этих королевств — это бывшие колонии Британской империи, получившие независимость еще в 1926 году. Последней колонией, добившейся своей независимости, был Сент-Китс и Невис в 1983 году. Во всех государствах содружества, за исключением Великобритании, есть назначенный королевой, с представления премьер- министра, генерал-губернатор.

Современная экономика Великобритании занимает 6 место среди мировых экономик. Среди стран Европы экономика Британии находится на 2 позиции после Германии. Ведущей экономической отраслью современной Великобритании является сфера услуг. Второе место занимают промышленные отрасли, среди которых горнодобывающее и обрабатывающее производство занимают лидирующие позиции по показателям ВВП. Основная доля экспортируемых товаров страны представлена промышленными товарами, химикатами, машиностроительным и автомобильным производством. Как любая развитая экономика, современная экономика Великобритании имеет отлаженный механизм аудита и отчетности. Современный аудит Великобритании создан с целью получения полной сводки касательно финансовой деятельности всех зарегистрированных компаний в стране.

Внешняя политика современной Великобритании строится на исторически сложившемся взаимодействии Соединенного королевства с другими державами.

Великобритания на современном этапе представляет некую модель, развитие международных отношений которой регламентированы Единым европейским актом, который, в свою очередь, предусматривает от стран участников ЕС преследование общих целей в стратегиях обеспечения безопасности и внешней политики. Великобритания состоит в ООН в качестве постоянного члена Совета безопасности, а также является членом организация регионального уровня — ОБСЕ, Совет Европы, НАТО и Евросоюз.

Государственный строй современной Великобритании представляет собой унитарное государство. Форма правления современной Великобритании — конституционная монархия, где Королева олицетворяет главу государства, но при этом ее роль является больше символической, правительство страны представляет собой парламент, состоящий из двух палат: Палата лордов, члены которой назначаются на свой пост и Палата общин, основанная на выборах. Главой правительства является премьер-министр. Для получения поста премьер — министра Великобритании необходимо, будучи членом парламента, заручиться большинством голосов Палаты Общин, как правило, им становится лидер одной из ведущих партий. Современное политическое положение Великобритании представлено тремя лидирующими партиями: Лейбористская партия, Консервативная партия и Либеральные демократы. Консервативная партия на данный момент является правящей партией. Ее лидер премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Лейбористская партия современной Великобритании находится в оппозиции. Значимую роль в партии играет деятельность профсоюзов.

Правовая система современной Великобритании опирается на совокупность правовых документов, датированных XVII-XX столетиями, вместе играющими роль конституции современной Великобритании. Основой Британского права являются три составляющие: общее право, писаное право и принятые конвенции, т.е. не имеющие законного основания, но крайне важные для правительства принятые нормы и правила.

Современная социальная политика Великобритании представлена в виде системы по предоставлению социальной помощи населению. Органы местного самоуправления отвечают лишь за обеспечение социальным жильем. Великобритания одна из немногих стран, в которой пенсионное обеспечение граждан относится к одному из наиболее стабильных механизмов, представляя собой трехуровневую систему.

Таким образом, Великобритания на современном этапе представляет страну, развитие международных отношений которой регламентированы Единым европейским актом. Европейский акт предусматривает от стран участников ЕС преследование общих целей в стратегиях обеспечения безопасности и внешней политики. Великобритания входит в состав Совета безопасности, а также является членом организация регионального уровня — ОБСЕ, Совет Европы, НАТО и Евросоюз. Политическим лидером является партия консерваторов во главе с Дэвидом Кэмероном. Лейбористская партия находится в оппозиции.

Внешняя политика Великобритании на современном этапе

В 1996 г. исполнилось 23 года со времени присоединения Великобритании к Европейскому Сообществу. Этот шаг Лондона следует считать поворотным моментом в отнюдь не прямолинейном процессе перемещения в Западную Европу центра тяжести всего комплекса позиций и интересов Великобритании; усиление западноевропейского компонента оказало и продолжает оказывать огромное влияние на хозяйство и внутриполитическую жизнь страны, на эволюцию места и роли Великобритании в основных сферах мировой экономики и политики. Как оценивать это воздействие 23 года спустя? Что получила Великобритания, став активным участником европейского строительства, и что потеряла? Насколько оправданными оказались опасения, связанные с последствиями переориентации Лондона на Западную Европу?

Вступление Великобритании в ЕС произошло через 16 лет после подписания шестью западноевропейскими странами Римского договора о создании Общего рынка. «Опоздав» с подключением к западноевропейскому: интеграционному процессу, Лондон пренебрег возможностью внести в структуру ЕС на первом этапе его развития элементы, в наибольшей мере соответствовавшие исторически сложившейся структуре британского хозяйства. Задержка «поворота к Европе» обернулась для Великобритании в последующие годы довольно существенными осложнениями отношений с партнерами по Сообществу. Еще в течение длительного времени во франко-германо-британском «триумвирате», направлявшем развитие Сообщества, роль Великобритании была меньше, чем ФРГ или Франции. По мере продвижения по пути углубления интеграции разрыв уменьшался, сглаживались противоречия Великобритании с другими участниками в области аграрной, региональной, энергетической политики, хотя по многим позициям процесса создания «единой Европы» разногласия сохраняются и поныне.

В 70-е гг. трудности адаптации к новым условиям конкуренции в Общем рынке стали дополнительной причиной экономического отставания Великобритании. В 1974-1984 гг. средний темп роста ВВП в странах-членах Сообщества составлял 1,9%, а в Великобритании — всего 1,2%. Однако в последующее десятилетие ситуация существенно изменилась. В 1985-1996 гг. Великобритания по этому показателю почти сравнялась с партнерами по ЕС — соответственно 2,1 и 2,3%. Эти успехи связаны, конечно, не только с воздействием интеграционных факторов, стимулировавших научно-технический прогресс и структурные сдвиги в промышленности, но и со всем ходом циклического развития британского хозяйства, и с результатами политики тэтчеризма и Мейджора, которая существенно преобразила экономический и политический облик страны. Иными словами, за время пребывания в ЕС британской внешней политике удалось если не укрепить, то по крайней мере стабилизировать свои позиции в Европе. К тому же через ЕС с его сложной системой взаимозависимости Великобритания получила возможность оказывать гораздо большее воздействие на решение глобальных политических проблем, чем действуя в одиночку. Выступая составной частью формирующегося в Западной Европе общего хозяйственного комплекса, она входит в Единый внутренний рынок, охватывающий 12 государств с населением в 340 млн. «Европеизация» хозяйства и внешнеэкономических связей Великобритании — на Западную Европу приходится 13 ее внешнеторгового оборота — содействовала укреплению мощи британских фирм и финансовых компаний лондонского Сити в Европейском регионе; благодаря дополнительному импульсу, полученному от участия в ЕС, Лондону удалось сохранить самую обширную после США «хозяйственную империю» за рубежом.

Не оправдались и прогнозы тех, кто полагал, что членство в ЕС не позволит Лондону осуществлять самостоятельную внешнеэкономическую политику. Они исходили из того, что сращивание европейских хозяйств и рынков приведет к синхронизации экономических циклов и кризисов и жестко привяжет экономическую политику стран ЕС друг к другу. Действительно, за 20 лет экономическая взаимозависимость этих стран существенно возросла. Их руководство должно во все большей мере учитывать экономический курс партнеров, прежде всего Германии, в особенности в связи с той ролью, которую играет марка в рамках Европейской валютной системы. И тем не менее к началу 90-х гг. Западная Европа не стала единым хозяйственным образованием; правительства стран ЕС по-прежнему осуществляют экономическую политику, руководствуясь в первую очередь национальными интересами.

Вступление Великобритании в ЕС означало своего рода «наложение» на британскую национальную систему хозяйственно-политического механизма Сообщества. Однако членство в ЕС не отменило ни специфику воспроизводства в стране, ни своеобразия ее внешнеэкономической политики. Так, в 1985-1988 гг. интенсивность экономического подъема в Великобритании была значительно выше, чем в других странах ЕС. В 1993 г. в ней наблюдался выход из кризиса, в то время как в странах-партнерах по Сообществу спад продолжался. «Самобытными» оставались внешнеэкономическая философия и политика Лондона, например жесткий монетаристский курс во время правления кабинета М. Тэтчер.

Хотя британское правительство и Банк Англии согласовывали свои действия с партнерами и наднациональными органами Сообщества, во многих случаях они принимали решения, расходившиеся с общими целями и задачами евростроительства. Лондон, в частности, не подписал Социальную хартию ЕС, одобренную на встрече глав государств и правительств стран ЕС в Страсбурге в декабре 1989 г. В этой связи М. Тэтчер заявила, что Великобритания никогда не примет подобный документ, навязывающий марксистский дух классовой борьбы стабильной системе капиталистического предпринимательства. Эту позицию поддержал и Дж. Мейджор: приведение трудового законодательства в Великобритании к общему с партнерами по ЕС знаменателю, по его мнению, нанесет серьезный ущерб интересам страны. В ходе подписания Маастрихтского договора Великобритании удалось добиться от Сообщества значительной уступки — на нее не распространяется действие обязательной для других стран Социальной хартии. В сентябре 1992 г., когда валютные ограничения стали угрожать конкурентоспособности ее товаров на европейском рынке, Великобритания не колеблясь вышла из механизма обменных курсов ЕВС.

В минувшие два десятилетия шел и процесс европеизации внутриполитической жизни. Баланс общественных сил постепенно складывался в пользу более активного включения страны в процесс консолидации Сообщества, хотя значительная часть британцев до сих пор высказывается против «растворения» в европейском гражданстве. Отношение двух основных политических партий Великобритании к западноевропейской интеграции в течение этого периода эволюционировало в сторону все более позитивной ее оценки. Лейбористская партия, выступавшая после перехода в 1979 г. в оппозицию за выход из ЕС, к концу 80-х гг. стала его сторонницей, хотя в части партии антиевропейские настроения сохраняются. Основной фронт разногласий по вопросам дальнейшего развития Европейского союза переместился в консервативную, правящую уже 14 лет, партию. Кстати, среди факторов, способствовавших в декабре 1990 г. смене М. Тэтчер на посту премьер-министра Дж. Мейджором, большое значение имело недовольство влиятельной части руководства партии негативной позицией, занятой М. Тэтчер по отношению к ряду аспектов углубления интеграции.

После подписания в феврале 1992 г. Маастрихтского договора о создании экономического, валютного и политического союза ЕС вокруг его ратификации в Палате общин развернулись многомесячные дебаты. В мае 1993 г. они завершились победой сторонников Маастрихта. Дж. Мейджору удалось одержать верх благодаря угрозе распустить парламент и объявить досрочные выборы, исход которых мог вывести в лидеры оппозицию.

За два десятилетия существенно изменилось положение Великобритании на международной арене. Перемещение «зоны сосредоточения интересов» в Западную Европу поставило перед Лондоном вопрос о судьбе его «особых отношений» с США. Конечно же европейская ориентация политики Лондона уменьшила значение «атлантизма», особенно в экономической сфере. Двусторонние отношения стали еще более асимметричными — в гораздо большей мере «специальными» для Великобритании, чем для США, которые на международной арене все активнее взаимодействуют с Сообществом в целом. В самом этом объединении на роль привилегированного партнера США претендует наиболее мощный его участник — ФРГ. Примечательно, что в окружении Б. Клинтона появились люди, которые рассматривают Великобританию исключительно как среднего размера государство Европы, которое не заслуживает специального к себе отношения. В этих условиях Лондону, естественно, не удалось реализовать идею стать основным связующим звеном между западноевропейским центром и североамериканским.

И все же несмотря на возрастание роли западноевропейского компонента в системе внешних связей Лондона модифицированный вариант англо-американских «особых отношений», хотя и во все более сокращенном объеме, продолжает действовать. Две англосаксонские страны по-прежнему связывает общность истории, культуры, языка, традиций. В ряде сфер связи Великобритании с США остаются более тесными, чем с континентальными соседями. Даже в экономической области, где отношения подорваны в наибольшей мере, между ними сохраняются прочные связи. Так, в Соединенных Штатах сосредоточены свыше 1/5 прямых зарубежных инвестиций Великобритании, в то время как в ЕС — всего 1/4. Американские капиталовложения в этой стране также существенно превышают западноевропейские. Привилегированными по-прежнему являются англо-американские отношения в области ядерного оружия. Примечательно, что в отдельные периоды «атлантизм» в британской политике даже усиливается. Так было, например, во время правления М. Тэтчер: с одной стороны, она весьма прохладно относилась к планам дальнейшего развития интеграции, которые, по ее мнению, ущемляли национальный суверенитет Великобритании; с другой — в периоды пребывания у власти в США Р. Рейгана и Дж. Буша она пользовалась большим влиянием в Белом доме, что, естественно, отразилось на характере отношений между Великобританией, Европой и США.

Участие в ЕС создало новую ситуацию в отношениях между Великобританией и освободившимися странами. Лондон стремился там, где это возможно, сохранить в них собственные рычаги и сферы влияния. С этой целью он предпринял активные усилия для того, чтобы смягчить для стран Содружества негативные последствия ликвидации системы имперских преференций и фактического развала стерлинговой зоны. Не в последнюю очередь благодаря деятельности государства удалось обеспечить «выживаемость» Содружества, число участников которого достигает 50. В новых условиях у Великобритании появилась возможность строить свои отношения с развивающимися странами на «коллективной» основе, в частности на базе Ломейской конвенции, действие которой распространяется на 69 государств Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана.

Спустя два десятилетия после вступления Великобритании в ЕС складывается новая модель ее участия в системе международных отношений, которую — чем дальше, тем больше — будет определять содержание Единого европейского акта, предусматривающего повышение роли наднациональных органов ЕС, а также Маастрихтского договора о Европейском союзе, важнейшими целями которого являются создание экономического и валютного союза и проведение странами ЕС, в том числе и Великобританией, общей внешней политики и политики безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *