Межгосударственная стандартизация в СНГ

Межгосударственная стандартизация в СНГ

Для осуществления межгосударственной стандартизации в СНГ организован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.

В соответствии с принятым межправительственным Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (от 13 марта 1992 г.) Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет координацию и вырабатывает решения по развитию и проведению согласованной политики в области стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ). Членами EASC являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств СНГ.

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации признан Международной организацией по стандартизации (ISO) как Евро-Азиатская региональная организация по стандартизации (EASC).

Деятельность Совета регламентируется Положением о Совете, являющимся приложением к межправительственному соглашению, и Правилами процедуры Совета. Председателем EASC является член Совета, председательствующий на очередном заседании Совета.

Заседания Совета проводятся, как правило, 2 раза в год. В промежутках между заседаниями Совета работы проводятся в национальных рамках и в рамках созданных рабочих органов. На заседаниях рабочих органов Совета экспертами рассматриваются представляющие для государств-участников интерес вопросы, которые затем (после достижения по ним согласованных решений) выносятся на заседания Межгосударственного совета.

Рабочими органами Совета являются Технический секретариат (место пребывания — г. Минск, Республика Беларусь), работающий на постоянной основе, и созданные EASC комитеты и рабочие группы по основным областям деятельности Совета (по стандартизации, метрологии, сертификации, классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации), Совет полномочных представителей по реализации межправительственного соглашения о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты и др.

Основным направлением межгосударственной стандартизации является разработка нормативных документов по стандартизации (межгосударственных стандартов, правил, рекомендаций и классификаторов), устанавливающих:

  • • правила проведения работ по межгосударственной стандартизации;
  • • общетехнические нормы и требования;
  • • обязательные требования к качеству продукции, процессам и услугам межгосударственного применения;
  • • единые методы испытаний продукции;
  • • единицы физических величин межгосударственного применения;
  • • физические константы и стандартные свойства веществ и материалов;
  • • единые требования по охране окружающей среды.

Разработка межгосударственных нормативных документов

осуществляется по плану (программе) межгосударственной стандартизации, принимаемому Советом ежегодно.

Проекты нормативных документов разрабатываются в рамках межгосударственных технических комитетов (МТК) и подкомитетов по стандартизации предприятиями и организациями государств, которые определены в плане (программе) в качестве головных разработчиков и соисполнителей.

Членами МТК являются национальные ТК и авторитетные организации государств — участников Соглашения по области деятельности данных МТК.

В настоящее время в рамках Совета действуют 226 МТК, зарегистрированных в качестве межгосударственных.

Кроме того, в рамках Совета осуществляется:

  • • формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение государств — участников Соглашения этими стандартами;
  • • международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества;
  • • ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;
  • • ведение информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;
  • • разработка правил и процедур по взаимному признанию результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;
  • • разработка правил и процедур по взаимному признанию аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов сертификации, сертификатов на продукцию и систем обеспечения качества и т. д.

Японский комитет промышленных стандартов (JIS)

Согласно Закону о стандартизации в Японии действуют национальные промышленные стандарты, отраслевые стандарты промышленных ассоциаций и фирменные стандарты.

Национальные промышленные стандарты носят добровольный характер для отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Но стандарты на медицинские препараты, средства защиты сельскохозяйственных культур и минеральные удобрения обязательны.

Отраслевые стандарты промышленных ассоциаций представляют собой детализацию национальных стандартов.

Фирменные стандарты разрабатывают на основе национальных и отраслевых, но, как правило, требования фирменных стандартов отличаются от национальных вследствие производственных возможностей фирмы, ее стремления удовлетворить потребности определенных кругов потребителей, ориентации на конкурентов.

В Японии действует свыше 9 тыс. промышленных стандартов.

Межгосударственная стандартизация в содружестве независимых государств (СНГ)

Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляются в соответствии с «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации», которое является межправительственным и действует с 1992г.

Создан Межгосударственный Совет стран — участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты, кроме стандартов в области строительства.

Последние входят в компетенцию Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации и техническому нормированию в строительстве. В 1995 г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации СНГ.

Работа по стандартизации ведется в соответствии с программами, которые МГС составляет на основе обобщения предложений, поступающих от национальных органов по стандартизации. Организационные вопросы решаются соответствии с ГОСТ 1.0 — 92 , который принят в качестве межгосударственного.

Стандарт устанавливает цели, основные принципы, организацию и направления работ по межгосударственной стандартизации, а также основные виды межгосударственных стандартов, правила разработки, принятия, внесения изменений и отмены межгосударственных стандартов. ГОСТ 1.0 — 92 определяет объекты межгосударственной стандартизации и основные виды нормативных документов по стандартизации. В дополнение к нему приняты «Правила по межгосударственной стандартизации» и «Порядок регистрации и подготовки к изданию Межгосударственных нормативных документов по стандартизации».

За период работы МГС принято новых и пересмотрено более 2000 межгосударственных стандартов. Разработка межгосударственных стандартов осуществляется в соответствии с ГОСТ 1.5 — 93 . Среди первоочередных перспективных задач МГС можно отметить: развитие сотрудничества с ИСО, МЭК, СЕН и другими международными и региональными организациями по стандартизации, сертификации и метрологии.

Межгосударственная стандартизация в СНГ

Международная организация ISO.

Международная организация по стандартизации – ISO учреждена в 1947 г. как добровольная, неправительственная организация по соглашению между 25 индустриально развитыми странами о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку принятия их в качестве международных стандартов. Общей целью деятельности ISO ставилось содействие международному обмену товаров и услуг, а также содействие сотрудничеству стран в экономической, интеллектуальной, технологической и научной сферах.

Деятельность ISO охватывает обширный спектр товаров, технологий и услуг в различных областях деятельности.

Изначально полномочия ISO в международной стандартизации были ограничены двумя важными областями – телекоммуникационной и электротехнической, так как для них уже сложилась система международной стандартизации в лице организаций ITU и IEC.

Организация ISO внесла большой вклад в становление международной системы стандартизации. К важным заслугам следует отнести разработку нашедших всемирное применение фундаментальных системных стандартов по основам управления качеством продукции и окружающей средой, а также разработку стандартов на телефонные и банковские карточки, фотооборудование, грузовые контейнеры, конечно же, языки программирования, протоколы компьютерных сетей и многое другое.

В ISO работает около 3000 технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп, в совещаниях которых ежегодно принимает участие более 30 000 экспертов. ISO сотрудничает с более чем 500 международными организациями.

Стратегическим партнёром ISO, с которой она в значительной мере согласовывает свою деятельность, является Всемирная торговая организация (Word Trade Organization – WTO).

Для осуществления межгосударственной стандартизации в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) организован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.

В соответствии с принятым межправительственным Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г. Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет координацию и вырабатывает решения по развитию и проведению согласованной политики в области стандартизации указанных государств.

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации признан Международной организацией по стандартизации ISO как Евро-Азиатская региональная организация по стандартизации (EASC).

Государственная система стандартизации Российской Федерации.

На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определённую сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определённых отраслях народного хозяйства.

Нормативно- техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, групп продукции составляют отраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надёжности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.

Единые государственные системы стандартов обеспечивают единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей народного хозяйства. К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.

Классификация и кодирование технико-экономической информации.

Огромные масштабы производства и увеличение в связи с этим потоков информации требуют оперативной её обработки для планирования, учёта и эффективного управления деятельностью предприятий и отраслей. Этой цели служит общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны.

Под системой классификации объектов технико-экономической информации понимают совокупность правил, определяющих распределение объектов по классам (классификационным группам) на основании общих признаков, присущих объектам данного рода и отличающих их от других. В основу классификации закладывается логическая последовательность признаков, следовательно, процесс кодирования объекта существенно упрощается, так как осуществляется в однозначном соответствии в принятой системой классификации.

Кодирование технико-экономической информации на основе системы классификации позволяет непосредственно по коду объекта судить о его характеристиках (конструкторских, технологических, эксплуатационных). Система классификацию и кодирования должна обеспечивать систематизацию всех объектов по их техническим и экономическим характеристикам с присвоением каждому объекту единого кода.

Комплексы стандартов, составляющие системы классификации и кодирования, обеспечивают единообразие методов классификации и кодирования экономической информации, устанавливают единство кодовых обозначений и создают условия для стандартизации технической документации.

Разработанный у нас в стране Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) внедряется в практику планирования, учёта и управления народным хозяйством. Он представляет собой систематизированный свод кодов и наименований продукции, выпускаемой в народном хозяйстве, иначе говоря, ОКП – это своеобразный словарь, предназначенный для кодирования продукции (изделий) цифровыми кодами для последующей машинной обработки.

Основой ОКП является Единая десятичная система классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции (ЕДСКП).

Международная и межгосударственная стандартизация

Основы существующей в России системы стандартизации были заложены во время проведения работ по стандартизации в рамках бывшего СССР. В целях обеспечения преемственности, технической и информационной совместимости, увязывания вновь разрабатываемых стандартов с действующими, представители государств бывшего СССР 13 марта 1992 г. подписали Соглашение о проведе­нии согласованной политики в области стандартизации, в котором были заложе­ны основы системы межгосударственной стандартизации. Согласно этому доку­менту, стандарты, действовавшие в рамках СССР в качестве государственных (национальных) стандартов, были признаны межгосударственными стандарта­ми, эталонная база бывшего СССР рассматривалась как совместное достояние, устанавливалась необходимость двусторонних соглашений для взаимного при­знания систем стандартизации, сертификации и метрологии. До 1992 г. аббре­виатура ГОСТ расшифровывалась как «государственный стандарт Союза ССР». Учитывая, что эта аббревиатура известна во всем мире, представители государств СНГ решили сохранить ее для вновь разрабатываемых межгосударственных стандартов.

На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Членами МГС являются руководители национальных организаций по стандартизации, метрологии и сертификации государств — участников Соглашения (12 государств Содружества). Основной рабочий орган МГС — Бюро стандартов, метрологии и сертификации, расположенное в Минске. Рабочими органами МГС являются межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК), которые создаются для разработки межгосударственных стандартов и проведения других конкретных работ в области межгосударственной стандартизации. Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются по решению МГС, заседания которого проходят два раза в год. В качестве проекта ГОСТа национальный орган по стандартизации какого-либо государства может предложить действующий национальный (государственный) стандарт государства участника Соглашения.

В результате деятельности МГС сохранены существовавшие в СССР фон­ды НД и эталонная база. Учитывая большую работу, проводимую МГС в рамках СНГ, Международная организация по стандартизации (ISO) признала МГС в качестве международной региональной организации по стандартизации. Дея­тельность МГС в значительной степени способствует ускорению процесса вступ­ления государств — участников Содружества во Всемирную торговую организа­цию (ВТО) и ISO.

Важным условием для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран является развитие международной стандартизации. В настоящее время значение международной стандартизации трудно переоценить. Основными задачами международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации являются:

· обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;

· сближение уровня качества товаров, производимых в разных странах;

· содействие взаимному обмену научно-технической информацией

· ускорение научно-технического прогресса участников международных орга­низаций;

· содействие международной торговле.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

Наиболее крупными организациями по стандартизации являются Международная организация по стандартизации и Международная электротехническая комиссия (МЭК).

Неправительственная Международная организация по стандартизации начала свою официальную деятельность в 1947 г. ISO занимается вопросами стандар­тизации во всех областях, кроме электроники, электротехники, связи и прибо­ростроения, которые относятся к компетенции МЭК. Высшим руководящим органом ISO является Генеральная ассамблея, состоящая из официальных лиц

и представителей всех категорий членов ISO, созываемая не реже одного раза в три года. Генеральная ассамблея определяет общую политику организации, ре­шает основные вопросы ее деятельности. К официальным лицам ISO относятся: президент, вице-президент, казначей, генеральный секретарь. В ISO существуют три категории членства: комитет-член (полноправный член ISO), член-коррес­пондент, наблюдатель. Комитетами-членами ISO являются национальные орга­низации по стандартизации, согласные с требованиями Устава и Правил ISO. От каждой страны, независимо от числа действующих в ней организаций по стандартизации, в члены ISO может быть принята только одна национальная организация. Страны, не имеющие национальной организации по стандартиза­ции (чаще всего развивающиеся), относятся к категории членов-корреспонден­тов. Члены- корреспонденты имеют право на участие в заседаниях технических комитетов (ТК) без регистрации и на получение материалов информационного характера.

ISO имеет широкие деловые контакты со специализированными агентствами ООН, работающими в смежных направлениях, и с МЭК. Стандарты ISO не име­ют статуса обязательных для всех стран-участниц. Каждая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении стандартов ISO в основном связано со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В российской системе стандартизации нашли применение около половины стандартов ISO. Вопросы применения меж­дународных стандартов в отечественной практике рассматриваются далее.

Стандарты ISO отличаются тем, что небольшая часть из них включает требо­вания к конкретной продукции. Основное число НД касается вопросов безопас­ности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний про­дукции, общих методических вопросов. Предполагается, что технические требо­вания к продукции устанавливаются в процессе договорных отношений.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой ISO руководит Со­вет, в который входят представители национальных организаций по стандарти­зации. При Совете создан ряд специальных комитетов для работы по отдельным направлениям деятельности ISO. Проекты международных стандартов разраба­тываются рабочими группами (РГ), действующими в рамках ТК. Количество ТК не ограничено, новый ТК может быть создан по предложению одного комитета-члена при поддержке не менее пяти других комитетов-членов. Если сфера дея­тельности данного ТК охватывает целую отрасль, в его рамках создаются более узкоспециализированные подкомитеты (ПК). ТК подразделяются на общетехни­ческие и комитеты, работающие в конкретных областях техники

В рамках работы комитетов:

· оказывается методическая и информационная помощь Совету ISO по прин­ципам и методике разработки международных стандартов, изучаются осново­полагающие принципы стандартизации, организуются семинары по примене­нию международных стандартов;

· проводится подготовка предложений по планированию работы ISO, по орга­низации и координации технических сторон работы, по созданию и роспуску ТК, по определению области стандартизации, которой должны заниматься конкретные ТК;

· изучаются вопросы, связанные с подтверждением соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов. Оказывается со­действие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия;

· проводится работа по вопросам научно-технической информации;

· изучаются запросы развивающихся стран в области стандартизации и разра­батываются рекомендации по содействию этим странам в данной области;

· изучаются вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности со­действия этому через стандартизацию, обобщается опыт участия потребите­лей в создании стандартов и составляются программы по обучению потре­бителей в области стандартизации и доведению до них необходимой инфор­мации о международных стандартах;

· разрабатываются руководства по вопросам, касающимся стандартных образ­цов, координируется деятельность ISO по стандартным образцам с междуна­родными метрологическими организациями (в первую очередь с МОЗМ -Международной организацией законодательной метрологии).

Международная электротехническая комиссия (МЭК) была создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран. Разновремен­ность образования и разная направленность МЭК и 15О определили факт парал­лельного существования этих двух международных организаций. Между МЭК и ISO заключено соглашение, которое, с одной стороны, направлено на разгра­ничение сфер деятельности, а с другой — на координацию технической деятель­ности.

Страница 1 из 3 Следующая

Основы системы стандартизации России были заложены ещё в СССР. В целях обеспечения политики преемственности представители государств бывшего СССР 13 марта 1992 года подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, в котором были заложены основы системы межгосударственной стандартизации.На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Основной рабочий орган МГС – Бюро стандартов, метрологии и сертификации, расположенное в Минске. Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются по решению МГС. В результате деятельности МГС сохранены существовавшие в СССР фонды нормативных документов (НД) и эталонная база.

Важным условием для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран является развитие международной стандартизации, основными задачами которой являются:

— обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной конструкции;

— сближение уровня качества товаров, производимых в разных странах;

— содействие взаимному обмену научно-технической информацией;

— ускорение научно-технического прогресса участников международных организаций;

— содействие международной торговле.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации.

Наиболее крупными международными организациями по стандартизации являются Международная организация по стандартизации – ISO (ИСО), Международная электротехническая комиссия – МЭК, Европейская организация по качеству – EOQ (ЕОК).

Неправительственная Международная организация по стандартизации – ИСO (происходит от греческого слова – «isos» — равный) начала свою деятельность в 1947 году. Сфера её деятельности касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции МЭК (в некоторых областях ИСО и МЭК действуют совместно).

Правила применения международных стандартов в РФ допускают применение следующих международных и региональных стандартов:

— принятие аутентичного текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений («метод обложки»); при этом обозначение национального стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделённых тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р.

Пример: ГОСТ Р ИСО 9591 – 93;

— принятие аутентичного текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного.

Пример: ГОСТ Р 50231 – 92 (ИСО 7173 – 89).

Международная электротехническая комиссия (МЭК) была создана в 1906году. Между МЭК и ИСО заключено соглашение, которое, с одной стороны, направлено на разграничение сфер деятельности, а с другой – на координацию технической деятельности. Основные объекты стандартизации МЭК:

— материалы для электротехнической промышленности;

— электротехническое оборудование;

— электроэнергетическое оборудование;

— изделия электронной промышленности;

— электронное оборудование бытового и производственного назначения;

— электроинструменты;

— оборудование для спутниковой связи;

— терминология.

ИСО совместно с МЭК приняли Руководство ИСО/МЭК «Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов».

Европейская организация по качеству (ЕОК) создана в 1957 году. Цель её деятельности – разработка, пропаганда применения практических методов и теоретических принципов управления качеством. В работе ЕОК принимают участие 25 европейских стран. Россия является членом с 1967 года. В настоящее время в ЕОК созданы 11 технических комитетов и 6 отраслевых секций. Наша страна ведёт 2 технических комитета: по стандартизации и управлению качеством и метрологическому обеспечению контроля качества.

Всемирная торговая организация (ВТО)и соглашение по техническим барьерам в торговле.

Соглашение является одним из документов, содержащих правила деятельности членов ВТО в рамках международной стандартизации. Наиболее важные правила следующие:

1. Гармонизация. При наличии международных стандартов член ВТО не должен разрабатывать национальную документацию, отличающуюся от них. Национальные стандарты должны быть гармонизированы с международными стандартами. Гармонизация стандарта – это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах.

2. Национальный режим и отсутствие дискриминации. Условия для оценки качества импортной продукции должны быть не менее благоприятными, чем для отечественной продукции. Другими словами, к импортной продукции не должны предъявляться более жесткие требования, чем к отечественной.

3. Уведомление (нотификация) и прозрачность (транспарентность). Если страна – член ВТО намерена принять НД, отличающийся от международного, она обязана направить в секретариат ВТО сообщение с обоснованием причин подобного шага и кратким изложением проекта документа. Для подготовки соответствующего отзыва на проект НД любой член организации (по запросу) должен иметь не менее 60-ти суток. Все утверждённые НД должны быть опубликованы и доступны (прозрачны) для всех заинтересованных сторон как внутри страны, так и за её пределами.

4. Информация о стандартизации. Члены ВТО обязаны информировать обо всех изменениях в системе стандартизации, которые могут привести к созданию скрытых препятствий (барьеров) в торговых отношениях партнёров по организации. В соответствии с этим правилом в России создан национальный Информационный центр по стандартизации, сертификации и преодолению барьеров в торговле (НИЦ ВТО).

Межгосударственная и международная стандартизация

АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Т.И. МОТОВА

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ

СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ

(МГСС)

13 марта 1992 г. – подписано Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации представителями государств бывшего СССР.

Согласно этому документу было признано следующее:

  • действующие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов;
  • эталонная база бывшего СССР как совместное достояние;
  • необходимость двусторонних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии.

Межгосударственная система стандартизации

Функции Межгосударственного

совета по стандартизации,

метрологии и сертификации

(МГС)

Представление проектов

Выработка приоритетных

межгосударственных

направлений деятельности

в области стандартизации

стандартов на утверждение

и принятие стандартов

! Принимаемые советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в совет.

Межгосударственная система стандартизации

Членами МГС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств .

Руководство работами по стандартизации, метрологии и сертификации в государствах-участницах осуществляют соответствующие органы:

  • в Республике Армения – Армгосстандарт;
  • на Украине – Госстандарт Украины;
  • в Республике Молдова – Госдепартамент Молдовастандарт;
  • в Туркменистане – Туркменглавгосинспекция и т. д.

Межгосударственная система стандартизации

Основной рабочий орган МГС – Бюро стандартов, метрологии и сертификации (место пребывания – Минск).

Рабочие органы МГС – межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК).

Заседания МГС проводятся поочередно в государствах- участницах Соглашения (2 раза в год).

Межгосударственная система стандартизации

В результате деятельности МГС сохранено:

около 25 тыс. государственных стандартов

35 тыс. классификаторов

технико-экономической информации

140 метрологических эталонов

единиц физических величин

Межгосударственная система стандартизации

Общие положения по правилам проведения

работ в области межгосударственной

стандартизации установлены в

основополагающем стандарте – ГОСТ 1.0–2004

  • Стандарт считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух государств.
  • В качестве проекта ГОСТа национальный орган по стандартизации какого-либо государства может преложить действующий национальный стандарт государства.

Межгосударственная система стандартизации

МЕЖДУНАРОДНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Задачи международного сотрудничества

в области стандартизации

Содействие

Гармонизация, т. е. согласование национальной системы стандартизации

перемещению

с международной,

региональными и прогрессивными

людей, товаров,

национальными

энергии и информации

системами стандартизации

зарубежных стран

Международная и региональная стандартизация

Международная стандартизация – это совокупность организации по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции.

Международные организации

Международная

организация по стандартизации

(ИСО)

Международный

союз электросвязи

(МСЭ)

Международная

электротехническая

комиссия

(МЭК)

Международная и региональная стандартизация

Международная организация по стандартизации ISO (ИСО)

Функционирует с 1947 г.

Сфера деятельности: стандартизация во всех областях за исключением электроники и электротехники.

Количество стран-членов: К концу 2010 года число стран-участников ISO превысило 160

Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, продажи стандартов и других изданий, пожертвований.

Органы ИСО: Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты, Центральный секретариат.

Высший орган ИСО: Генеральная ассамблея.

Международная и региональная стандартизация

Международная и региональная стандартизация

ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМИТЕТЫ (ТК)

Общетехнические ТК, решающие общетехнические

ТК, работающие в конкретных

областях.

и межотраслевые задачи.

Количество – 26

Количество – около 140

ТК 22

ТК 37

ТК 19

ТК 39

ТК 12

«Станки»

«Автомо-

«Термино-

«Предпочти-

» Единицы

били»

тельные

логия»

измерений»

числа»

Международная и региональная стандартизация

Членство в ТК

Активное

В качестве наблюдателя

Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством активных членов ТК (75 %).

Задачи ИСО: содействие развитию стандартизации и смежным видам деятельности в мире, с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитию сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Международная и региональная стандартизация

Области разработки международных стандартов

Международная и региональная стандартизация

При разработке стандартов на продукцию основной упор делается на установление:

  • единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии (т. е. на те аспекты, без которых не возможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция);
  • требований к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды;
  • взаимозаменяемости и технической совместимост и .

Международная и региональная стандартизация

ТК 176 «Система обеспечения качества»

Создан в 1979 г.

Задача: стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества.

4 стандарта ИСО серии 9000 направлены на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятии .

1987г. – опубликована их первая версия;

1994 г. – вторая версия;

2000 г. – третья версия.

Международная и региональная стандартизация

Комитет по оценке соответствия продукции стандартам (КАСКО)

Задачи:

  • организация испытательных центров;
  • разработка требований, предъявляемых к испытательным центрам;
  • маркировка сертифицируемой продукции;
  • разработка требований к органам, осуществляющим руководство системами сертификации и др.

Комитет по защите интересов потребителя (КОПОЛКО)

Задачи:

  • изучение путей содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции;
  • установление мер, которые необходимо принять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;
  • выработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов;
  • обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары и др.

Международная и региональная стандартизация

Комитет по информационным системам и услугам (ИНФКО)

Задачи:

  • руководство деятельностью информационной сети ИСО (ИСОНЕТ);
  • координация деятельности членов организации в области информационных услуг;
  • консультирование Генеральной Ассамблеей ИСО по разработке политики в области гармонизации стандартов.

Цели информационной системы ИСО (ИСОНЕТ)

Создание тезауруса

Обеспечение обмена

Установление

информацией о международных и национальных

контактов с информационными

(толкового словаря)

системами других

стандартах, других

международных

документах и литературе

организации

по стандартизации

(ООН, ЮНЕСКО и др.)

Международная и региональная стандартизация

Более 70 % из общего числа МС ИСО, разработанных

всеми ТК, соответствуют национальным или фирменным

стандартам промышленно развитых стран мира.

! Лидерство той или иной страны в разработке МС в огромной мере определяется степенью участия ее специалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСЭ – ТК, ПК, РГ.

На начало 2009 г. за Российской Федерацией было закреплено ведение секретариатов 2 ТК, 11 ПК и 9 РГ (в целом представительство России значительно меньше Германии, Великобритании, США и Франции).

Задача: обеспечить широкое представительство страны в международных организациях по стандартизации в целях занятия передовых позиций в той или иной сфере техники и экономики.

Международная и региональная стандартизация

Международные

стандарты ИСО

не являются

обязательными.

По оценке зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80 % всего фонда стандартов ИСО

(например, Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания).

Международная и региональная стандартизация

Принятым к публикации документам присваивается категория:

  • РАS – если их одобрила половина членов соответствующего комитета, участвовавших в голосовании,
  • ТS – если их одобрили 2 / 3 членов комитета, участвовавших в голосовании.
  • IТА – это результат консенсуса участников семинара, а не членов технического комитета.

! РАS и ТS могут публиковаться только на одном языке. Они подвергаются анализу каждые 3 года с целью определения, продлевать ли существующий статус на дальнейший трехлетний период, переводить ли документ на новую стадию или отменять его. Через 6 лет РАS и ТS либо переводятся в международный стандарт, либо отменяются .

Что касается IТА , то это – скорее информативный, чем нормативный документ, который на более поздней стадии также может быть переведен в полноценный международный стандарт .

Международная и региональная стандартизация

Международная электротехническая комиссия МЭК (IЕС) разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи.

Создана в 1906 г.

Число членов МЭК: около 56 (наша страна является членом МЭК с 1911 г.).

Высший руководящий орган МЭК: Совет.

Бюджет МЭК складывается из взносов стран-членов и поступлений от продажи международных стандартов.

Структура технических органов МЭК: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы.

Международная и региональная стандартизация

Технические комитеты МЭК

Общетехнические ТК

Работающие в конкретных областях

решают общетехнические

(бытовая радиоэлектронная

и межотраслевые задачи

аппаратура, трансформаторы,

изделия электронной техники)

В МЭК 224 комитета и подкомитета.

В настоящее время разработано около 7584 стандартов, технических отчетов, рекомендаций .

Международная и региональная стандартизация

В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельности МЭК и ИСО будут постепенно сближаться:

1 этап – это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информационной технологии).

2 этап – возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами – национальными организациями по стандартизации.

Международная и региональная стандартизация

Проект «Мечта 1/1/1» (1/1/1 «Dream»)

Проект предложен ИСО в 2001 г.

Смысл проекта заключается в устранении разнообразия в стандартах, в исключении повторов в испытаниях и процедурах подтверждения.

Примеры воплощения «Мечты»: контейнерные перевозки, кредитные карточки, кораблестроение отвечают стандартам и оцениваются по единым процедурам соответствия.

Международная и региональная стандартизация

Международный союз электросвязи МСЭ ( ITU –

International Telecommunication ) – это международная

организация, координирующая деятельность

государственных организаций и коммерческих компаний

по развитию сетей и услуг электросвязи в мире.

Корни МСЭ уходят в 60-е гг. XIX в., когда была подписана первая Международная телеграфная конвенция (1865 г.).

Большим достижением МСЭ является принятие в 1999 г. Рекомендаций по системе телевидения высокой четкости. В ней зафиксированы базовые параметры (число строк разложения, формат кадра, система развертки) телевидения XXI в.

Парк стандартов МСЭ составляет 1,5 тыс. единиц.

Международная и региональная стандартизация

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН)

В рамках ЕЭК ООН разрабатываются международные стандарты – Правила ЕЭК ООН (в 2003 г. в России было введено в действие в качестве стандартов 105 из 114 Правил ЕЭК ООН).

Деятельность ЕЭК ООН широко известна по Правилам, устанавливающим требования безопасности:

  • к конструкции автомототранспортных средств и прицепов;
  • конструкции лесных и сельскохозяйственных тракторов;
  • конструкции строительно-дорожных машин;
  • методы испытаний автомототехники.

Одно из приоритетных направлений ЕЭК ООН – разработка Правил, предусматривающих поэтапное повышение требований к вредным выбросам автомобилей. Технической общественности известны нормы Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5, составляющие «ступеньки экологической лестницы».

Международная и региональная стандартизация

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Основана в 1945 г. как межправительственная специализированная организация ООН.

Членами ее состоят около 160 государств.

Цель организации согласно Уставу:

содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов,

увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов,

улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики.

При разработке нормативных документов в этих областях ФАО сотрудничает примерно с 25 техническими комитетами ИСО.

Международные стандарты касаются унификации методов контроля (например, в рыбном хозяйстве и в использовании изотопов), требований к качеству (воды, рыболовецких траулеров, жилых домов для сельской местности и др.).

Группа молока занимается стандартизацией оборудования и методов для переработки молока.

Международная и региональная стандартизация

  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
  • Создана в 1948 г. по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН.
  • Цель ВОЗ, которая определена ее Уставом —
  • достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния).
  • В 1977 г. ВОЗ определила свою стратегию как достижение всеобщего здоровья к 2000 г.
  • Членами ВОЗ состоят более 180 государств, в том числе и Россия.
  • Среди широкого круга проблем, которыми занимается ВОЗ, основное внимание уделяется развитию служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, созданию широкого круга кадров здравоохранения, оздоровлению окружающей среды.
  • Многие проблемы ВОЗ связаны со стандартизацией,

чем занимаются ее подразделения: отделение

здоровья и окружающей среды; отделение

защиты здоровья; отделение фармакологии и

токсикологии.

Международная и региональная стандартизация

Комиссия «Кодекс Алиментариус» по разработке

стандартов на продовольственные товары.

Комиссия «Кодекс Алиментариус» организована ФАО и ВОЗ для осуществления совместной программы по созданию международных стандартов на продовольственные товары

. Комиссия в своей работе базируется на рекомендациях, принятых комитетами ФАО.

Ее задача — координация работ по подготовке проектов стандартов.

В реализации объединенной программы ФАО/ВОЗ участвуют более 130 стран-членов.

Одной из основных задач Комиссия считает содействие заключению международного соглашения по основным пищевым стандартам и принятие этих стандартов в национальных системах стандартизации. Основные аспекты стандартизации пищевых продуктов: состав, добавки, загрязнители, остатки минеральных удобрений, гигиена, взятие проб, анализ, этикетирование.

Международная и региональная стандартизация

Организация работ по стандартизации

в рамках Европейского союза (ЕС)

Организация работ по стандартизации

в рамках Европейского союза (ЕС)

К 1 января 1993 г. – ЕС сформировал единый внутренний рынок (25 стран-членов ).

1961 г. – был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН).

1972 г. :

1) был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК) (в рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК);

2) советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. (Задача –создание системы обязательных для ЕС единых стандартов.)

1985 г. – Комиссия ЕС разработала программу «Зеленая книга Европы». Основное в «Зеленой книге» – евростандарты должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы содержать эффективные меры против проникновения продукции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды.

Международная и региональная стандартизация

Техническое законодательство ЕС – постановления и директивы Совета, гармонизированные европейские стандарты.

! Постановления Совета имеют прямое действие для стран-членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство).

В применении постановлений и директив Совета существуют 2 подхода

НОВЫЙ ПОДХОД

(гармонизированный стандарт)

Введен в 1985 г.

В новых директивах:

  • требования формулируются в общей форме;
  • имеют унифицированную структуру – две части: 1 – правовая, 2 – техническая в виде 4–6 приложений;
  • в директиве делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция

СТАРЫЙ ПОДХОД

В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, устанавливаются конкретные требования к продукции

Международная и региональная стандартизация

Гармонизированный европейский стандарт – это стандарт,

обеспечивающий реализацию соответствующей директивы,

и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС.

! Перечни гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене ЕС.

Стандарт считается гармонизированным после его опубликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствующей директивы.

В гармонизированном

стандарте могут

быть две части

Обязательная

(регламентированная)

Добровольная

Международная и региональная стандартизация

Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется знаком СЄ.

! На один вид продукции может распространяться несколько директив. Тогда знак СЄ проставляется только при соблюдении требований всех этих директив.

Знак СЄ не для потребителя, а для контролирующих и таможенных органов стран. Продукция, маркированная знаком СЄ, имеет право свободного перемещения внутри объединенного рынка.

Знак соответствия Европейским директивам

Международная и региональная стандартизация

Законодательство ЕС охватывает не все пищевые товары, в нем имеются так называемые зеленые зоны, т. е. отдается предпочтение национальным законам.

В рамках ЕС действует более 100 директив по пищевым продуктам.

Характер директив

по пищевым продуктам

Горизонтальные директивы

Вертикальные директивы

распространяются на все

на конкретные виды

(сосиски, суфле, соки, джемы)

продукты питания (допустим, по этикетированию )

! Существуют рамочные директивы, которые, как и горизонтальные, распространяются на группы пищевых продуктов, но содержат требования к содержанию вспомогательных веществ (пищевых добавок, подсластителей и пр.) или вредных веществ (пестицидов).

Международная и региональная стандартизация

Правила Соглашения по техническим барьерам в торговле

1. Гармонизация. При наличии международных стандартов, регламентов

или правил по оценке соответствия член ВТО не должен

разрабатывать национальную документацию, отличающуюся от них

2. Национальный режим и недискриминация . Иначе говоря,

к импортной продукции не должны предъявляться более жесткие

требования, чем к отечественной

3. Нотификация (уведомление) и транспарентность (прозрачность).

Если какая-либо страна намерена принять НД, отличающийся от

международного, она обязана направить в Секретариат ВТО

сообщение с обоснованием причин подобного шага

и кратким изложением проекта документа

4. Информация о стандартизации. Членство в ВТО предусматривает

информирование обо всех изменениях в системе стандартизации,

которые могут привести к созданию скрытых препятствий

в торговых отношениях партнеров по организации

Международная и региональная стандартизация

Американский национальный институт стандартов и технологий (NIST)

Создан в 1928 году.

NIST – неправительственная, некоммерческая организация, которая не разрабатывает стандарты, а их утверждает.

В США действуют

национальные

фирменные

технические

стандарты

регламенты

стандарты

Утверждаются органами

Содержат обязательные

Носят добровольный

статус и разрабатываются

государственного

к выполнению требования,

касающиеся безопасности.

на предприятиях и

управления, такими как:

  • министерство обороны;
  • министерство торговли;
  • федеральное агентство

фирмах, иногда им

Разрабатывают органы,

по охране труда и

аккредитованные NIST,

присваивается статус

здоровья и т. д.

такие как:

национальных при потребности в них

  • американское общество

других фирм

по контролю и испытаниям;

и предприятий

  • общество инженеров-

механиков и т. д.

К плану

презентации

Международная и региональная стандартизация

Британский институт стандартов BSI

Создан в 1901 г.

Основные функции BSI – координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов.

В штате института состоят около 1300 сотрудников.

Высший законодательный орган – Генеральная конференция.

Высший исполнительный орган – Управляющий совет.

Каждым отдельным направлением (стандартизации, испытаний продукции, управления качеством и т. п.) руководят специализированные советы по стандартизации.

Основные рабочие органы BSI – технические комитеты.

Национальные британские стандарты: около 25 % – принятые методом обложки международные стандарты; около 70 % – разрабатываются в соответствии с направлениями международной стандартизации; более 16 % – представляют собой частичное принятие международных.

К плану

презентации

Международная и региональная стандартизация

Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR)

Создана в 1926 г.

На AFNOR возложены следующие функции:

  • организация, руководство и координация деятельности по стандартизации;
  • анализ поступающих заявок на стандарты и определение потребности в новых стандартах;
  • разработка и принятие национальных стандартов;
  • контроль за их внедрением;
  • пропаганда и продажа стандартов;
  • составление годовых программ по стандартизации с учетом национальных приоритетов развития экономики;
  • управление деятельностью по маркировке продукции знаком соответствия национальному стандарту;
  • обучение, подготовка и переподготовка специалистов;
  • представление Франции в международных организациях по стандартизации.

К плану

презентации

Международная и региональная стандартизация

Немецкий институт стандартов DIN

В 1917 г. был создан Комитет нормалей для всеобщего машиностроения. Комитет дважды менял название: в 1926 г. – Германский комитет стандартов и в 1975 г. – Немецкий институт стандартизации (DIN).

DIN 820 определяет принципы деятельности:

  • добровольность – право любого лица принимать участие в создании стандарта, а НД носят рекомендательный характер;
  • гласность;
  • участие всех заинтересованных сторон – равноправие всех участвующих в стандартизации юридических лиц;
  • единство и непротиворечивость;
  • конкретность, состоящая в обязательном соответствии стандарта современному научно-техническому стандарту;
  • ориентированность на общую выгоду, определяющаяся правилом: «Польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны»;
  • ориентированность на экономические реальности;
  • международный характер стандартизации.

Международная и региональная стандартизация

Японский комитет промышленных стандартов (JIST)

Основан в 1949 г .

В состав JIST входят:

  • совет по стандартизации – проводит генеральные конференции Комитета, планирует работу и контролирует выполнение планов;
  • советы отраслевых отделений;
  • технические комитеты.

Р азрабатывают стандарты для основных отраслей промышленности и строительства

В Японии действуют

национальные промышленные

фирменные стандарты

отраслевые

стандарты

стандарты

промышленных

ассоциаций

Представляют

Добровольный характер для отраслей добывающей и

Разрабатывают на основе

собой

обрабатывающей промышленности.

национальных и отраслевых,

детализацию

Обязательны – стандарты на

но их требования

отличаются от национальных

национальных

медицинские препараты, средства

защиты сельскохозяйственных

вследствие производственных

стандартов

культур и минеральные удобрения

возможностей фирмы и др.

Международная и региональная стандартизация

Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА)

ИНСТА — это организация по сотрудничеству стран региона в области стандартизации, которое выражается в обмене информацией и результатами работы с целью ликвидации дублирования и как можно полного использования совместных ресурсов.

Международная и региональная стандартизация

Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА)

Собственных, общескандинавских стандартов ИНСТА не издает, но занимается унификацией технического содержания национальных стандартов стран, которые в ней сотрудничают.

Цели ИНСТА:

  • содействие созданию согласованных национальных стандартов скандинавских государств;
  • унификация технических требований национальных нормативных документов;
  • организация обмена информацией о работах по стандартизации во избежание дублирования;
  • распространение опыта по созданию стандартов и в определении согласованной позиции стран-членов в ИСО, МЭК, СЕН и других организациях.

Международная и региональная стандартизация

Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ)

существует с 1961 г. и объединяет национальные организации Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Эквадора, Доминиканской Республики, Мексики, Панамы, Парагвая, Перу, Тринидад-Тобаго, Уругвая, Венесуэлы, а также региональные организации пяти стран: Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса и Никарагуа.

Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ)

Главная цель организации — устранение технических барьеров в региональной торговле и активизация участия латиноамериканских стран в работах ИСО и МЭК и содействии максимально возможной гармонизации региональных нормативных документов с требованиями международных организаций.

КОПАНТ продолжает работы по стандартизации в областях, не охваченных международной стандартизацией, или там, где местные условия не позволяют применять международные стандарты.

Международная и региональная стандартизация

Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

в 1994 г. создала Консультативный комитет по стандартизации и качеству.

В состав этой региональной организации входят национальные организации по стандартизации и сертификации стран — членов АСЕАН: Малайзии, Таиланда, Индонезии, Сингапура, Филиппин, Бруней Даруссалама, Вьетнама.

Международная и региональная стандартизация

Арабская организация по стандартизации и метрологии (АСМО )

учреждена в соответствии с резолюцией Совета арабского экономического единства в 1965 г. в качестве специальной службы Лиги арабских государств в области стандартизации, метрологии и управления качеством продукции.

В настоящее время в работе АСМО принимают участие Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Судан, Ирак, Саудовская Аравия, Оман, Тунис, Кувейт, Ливан, Марокко, Алжир, Ливия, Бахрейн, Палестина, Катар, Йемен и Народная Демократическая Республика Йемен.

Африканская региональная организация по стандартизации (АРСО)

создана в 1977 г.

В ее состав входят 23 африканских государства:

Африканская региональная организация по стандартизации (АРСО)

АРСО ставит перед собой следующие цели:

  • содействие развитию стандартизации в Африке,
  • выработка согласованных позиций членов организации и расширение их участия в международной стандартизации,
  • создание региональных стандартов,
  • содействие посредством стандартизации социальному, промышленному и экономическому развитию африканских стран,
  • защита интересов потребителей и обеспечение безопасности людей .

Международная и региональная стандартизация

Евразийский экономический союз

международная организация региональной экономической интеграции , обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе . В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров , а также услуг, капитала и рабочей силы , и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики .

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения , Республика Беларусь , Республика Казахстан и Российская Федерация . ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов [

Участники:

Белоруссия (с 1 января 2015 года)

Казахстан (с 1 января 2015 года)

Россия (с 1 января 2015 года)

Армения (со 2 января 2015 года)

Киргизия (с 29 мая 2015)

Возможные кандидаты:

Таджикистан (Правительство Таджикистана выразило заинтересованность к вступлению в организацию и заявило, что изучает возможные последствия для экономики страны в том случае, если решение будет принято)

Список использованных источников

Основные источники:

Дополнительные источники:

Интернет ресурсы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *