Психология массовидных явлений

80. Психология массовидных явлений

Общественное мнение – это публично выраженное, одобренное обществом и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общества.

Функции общественного мнения:

1) нормативная – выработка определенных общественных норм поведения;

2) аксиологическая – выработка определенных ценностей;

3) регуляторная – регулирование определенного поведения;

4) оценочная – выражает и отражает оценки событий и фактов.

Формы проявления общественного мнения:

1) оценка;

2) жалобы;

3) советы;

4) пожелания;

5) одобрения;

6) недовольство;

7) осуждение;

8) неодобрение;

9) несогласие;

10) протест.

Формы проявления могут быть обоснованные и необоснованные.

Структура общественного мнения:

1) знания, которые могут быть истинными или ложными;

2) чувства;

3) представления – это образы предметов и явлений возникающие в мозге на основе нашего предыдущего опыта без воздействия этих предметов и явлений в данный момент на органы чувств.

Этапы формирования общественного мнения:

1) этап создания и привлечения внимания общественности к новой, общественно значимой проблеме, факту, явлению, новому подходу к оценке тех или иных уже имевших место явлений действительности;

2) этап становления – характеризуется повышением уровня компетентности общественного мнения, за счет действия средств массовой информации, пропагандистских источников (листовок, плакатов, рекламных щитов и т. д.);

3) этап распространенности – дальнейшее расширение границ общественного мнения, его тиражирование и трансляция.

Последствия деформации общественного мнения:

1) формирование неправильных стереотипов и оценки поведения;

2) создание преступной субкультуры;

3) установлению негативных традиций;

4) искажение моральных ценностей.

Интересы социальных групп – это социально-психологические явление, которые оказывают значительное влияние на развитие различных социальных институтов общества.

Каждый социальный институт представляет интересы конкретной социальной группы и служит их реализации. Интересы одного социального института могут идти в разрез интересам другого, вызывая развитие конфликтов в обществе.

Мода – социально психологическое явление предпочтения, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности.

Понятие моды относится как к прическе, манере одеваться, поведению, так и к месту покупки (в дорогих магазинах, в супермаркетах или на базаре), образу жизни, обустройству дома, квартиры, виду автомобиля, политическим воззрениям, идеологии и даже религии.

Функции моды:

1) функция выделения – желание выделиться на фоне других новой внешней формой (одеждой, прической, поведением, речью и т. д.), приподнимая этим свой статус, возвышая себя, отделяя от других;

2) функция подражания – стремление хотя бы внешне походить на людей из референтной группы;

3) экономическая функция – мода способствует продвижению товаров на рынке в условиях его пресыщения;

4) функция манипуляции массовым сознанием в нужном направлении (отвлечение или, наоборот привлечение внимания и т. д.);

5) функция дифференциации – мода показывает принадлежность к определенной группе, слою общества и др.

Традиции – это статическое социально-психологическое явление, представляющее собой социально-культурное наследие, способ хранения, передачи и воспроизводства опыта. Традиции направлены на укрепление стабильности общества.

Виды традиций:

1) национальные;

2) культурные;

3) трудовые;

4) воспитательные и др.

К социально-психологическим явлениям также относятся слухи, молодежная субкультура и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психология массовидных явлений

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Массовидые явления

Психология толпы

Виды толп

Заключение

Введение

Массовидные явления (массовидные явления психики) — социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация и пр.). Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в группах больших. Сюда относятся многообразные виды поведения толпы, истерия массовая и паника массовая, слухи, моды, подражание, заражение, внушение и пр., а также социально-психологические особенности народов, настроения общественные, мнение общественное и пр. Систематическое изучение явлений массовидных началось в рамках двух независимых течений в XIX в.: в психологии народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Сигеле, В. Парето). Ныне они исследуются в психологии групп больших, в психологии пропаганды, в психологии торговли.

Большой социальной группой называют такую совокупность людей, которая включает в себя десятки и сотни тысяч людей, объединенных друг с другом но определенным социально-демографическим признакам, например по полу, возрасту, профессии, образованию, социальной принадлежности, вероисповеданию и т. п.

Большие социальные группы отличаются от малых и средних не только по величине, но и по организованности. Самой организованной из всех социальных групп является малая группа. Официально существующие средние социальные группы также отличаются сравнительно высоким уровнем внутренней организации, но кое в чем они все же уступают малым группам. В средних социальных группах, как правило, отсутствуют между всеми их участниками, например, определенные личные и деловые взаимоотношения, а члены таких групп не всегда лично знают друг друга и не во всех ситуациях ведут себя одинаково, не действуют как единый, слаженный механизм. В психологии и поведении участников средних социальных групп, кроме того, гораздо меньше общего, чем в психологии и поведении членов малых социальных групп.

Еще менее, организованными, выступают большие социальные группы. Большинство их участников не только не имеют между собой определенных взаимоотношений, но чаще всего лично друг друга не знают (иногда даже и не подозревают о существовании друг друга). Люди, входящие в состав одной большой социальной группы, могут проживать на значительном расстоянии друг от друга, например, находиться в отдаленных друг от друга регионах большой по территории страны или даже в разных государствах (например, те, кто придерживается одной и той же веры, имеют одинаковый возраст, профессию, образование и т. п.).

«Толпа — это универсальное средство «усреднения людей» — писал в своей работе Гюстав Лебон. В толпе исчезает личность. Чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой. Можно привести массу примеров, как вполне простое скопление людей начинает мыслить одинаково и становится неуправляемым. Причем люди делают это неосознанно, просто «как все». Нередко толпу используют как инструмент — политические митинги, шествия, демонстрации. Поэтому психология толпы всегда актуальная тема для исследования со стороны психологии.

Исследованием толпы занимались многие специалисты. Французский социолог Г. Лебон в конце XIX в. первым предпринял научные попытки подойти к проблеме толпы. Представитель немецкой психологии народов Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Основное развитие идея получила в 1900 году в первом томе десятитомной «Психологии народов».

В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А. А. Потебни. Основная идея его концепции — принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею. В России конца XIX — начала XX веков оригинальные исследования массовидных явлений проводили М. Г. Михайловский (субъективная социология), затем В.М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевский (гелиопсихология). В 30е же годы большая часть исследований в области социальной и политической психологии были сочтены неактуальными для социалистического общества и идеологически вредными.

Цель данной работы изучить психологические особенности толпы и массовидных явлений.

Акстуальность моей работы в том, что эта тема изучается по сей день и несет свой вклад в изучение психологии.

Задачи — определить, как формируется толпа, какие ее виды можно выделить, каковы у толпы особенности и характеристики и что влияет на поведение толпы и массовидные явления.

Массовидные явления

У социальных объединений, называемых большими социальными группами, нет внутренней организации, единых органов управления. Они не имеют общей, объединяющей их цели или совместной деятельности. С точки зрения классификации социальных групп, они представляют собой не реальные, а номинальные группы, то есть выделяются лишь для конкретных исследовательских целей. Такие группы принято называть массами людей, имея в виду низкий уровень их организованности и указанные выше признаки. Именно их обычно выделяют и исследуют социологи. Интересующее нас в данной главе понятие «массовидные явления психики» характеризует именно такие социальные группы.

Имеются и определенные отличия в социально-психологических явлениях, характеризующих малые, средние и большие социальные группы, в частности, в особенностях складывающихся в них взаимоотношений.

Малые социальные группы описываются через прямые или непосредственные межличностные взаимоотношения и общение лицом к лицу, то есть через отношения, которые представляют отдельных людей, вступающих друг с другом в контакты. В средних социальных группах преобладают межгрупповыё отношения, то есть отношения, складывающиеся между отдельными составляющими их малыми группами. В больших социальных группах главным образом представлены широкие социальные отношения, то есть отношения, характеризующие общество в целом. В большинстве случаев эти отношения не носят индивидуально-психологического характера. Это, например, экономические, правовые, политические и другие виды отношений.

Массовидные явления психики — это феномены, описываемые в психологических терминах и возникающие и существующие в больших социальных группах или массах людей. В научной литературе по психологии масс чаще всего выделяются и обсуждаются следующие массовидные явления психики: массовое сознание, массовое настроение, массовое, или общественное, мнение, массовые психические состояния, массовые социальные установки, мода, слухи, вера (религия) и массовые реакции людей на рекламу — коммерческую и политическую. Дадим краткие определения перечисленным видам массовидных явлений психики.

Массовым сознанием называется средний уровень сознания масс людей, который включает их знания, образование, культуру, ценности, представления, оценки, социальные нормы. Если исходить из содержания индивидуального сознания человека и переносить представление о нем на понимание сознания людей, входящих в ту или иную большую социальную группу, то мы получим самое общее понимание того, что представляет собой массовое сознание. Правда, в этом случае оно будет иметь абстрактный и слишком обобщенный характер, поскольку его характеристика не будет полностью относиться ни к одному конкретному представителю данной массы людей. Среди соответствующей массы людей могут оказаться индивиды, чье сознание будет существенно отличаться от сознания других ее участников и от среднего сознания всей массы людей.

Массовым настроением можно назвать общий, доминирующий в данном множестве людей психологический настрой. Отличие массового настроя от индивидуального настроения заключается в том, что настроение отдельно взятых индивидов зависит от случайных обстоятельств их жизни, оно часто и периодически меняется. Настрой масс людей является гораздо более устойчивым. Он мало зависит от настроения отдельных индивидов и в гораздо большей степени определяется социальными условиями, в которых в данный момент времени находится соответствующая масса людей. Кроме того, для настроя масс людей не характерны столь глубокие периодические колебания, которые свойственны индивидуальному настроению. Так, например, в изменениях психологического настроя масс людей почти никогда не встречаются такие крайности, как эйфория или депрессия. Индивидуальному настроению они, в свою очередь, присущи.

Массовое, или общественное, мнение определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по какому-либо вопросу. Оно практически никогда не бывает единым, и поэтому социологи — именно они чаще всего и занимаются изучением общественного мнения — представляют его в виде некоторого рода вероятностного распределения индивидуальных мнений большого количества людей. В данном распределении (как правило, выборочном) называются разные точки зрения представителей одной и той же массы людей по обсуждаемому вопросу и указывается количество людей, придерживающихся той или иной точки зрения. Массовое (общественное) мнение устанавливается по тому воззрению, которого придерживается большинство участников данной массы.

Массовые психические состояния — это состояния, которые характеризуют большинство людей в соответствующей массе на данный момент времени. Они, как и настроения, описываются в тех же терминах, с помощью которых характеризуются индивидуальные психические состояния (настроения) людей. Что касается динамики массовых психических состояний, то в отношении ее справедливо все то, что выше говорилось о динамике массовых настроений.

Массовыми коммуникациями называют сложившуюся в современном обществе практику обмена информацией между массами людей с помощью различных материальных и технических средств, включая средства связи: печать, радио, телевидение, телефон, Интернет и т. п. Посредством массовых коммуникаций устанавливают общее в психологии и поведении масс людей, обменивающихся между собой разнообразной информацией, в частности разделяемые ими общие социальные установки.

Массовые социальные установки — это более или менее единообразное и устойчивое отношение масс людей к тому, что происходит с ними и вокруг них. Трехкомпонентная структура индивидуальных социальных установок может быть перенесена и на массовые социальные установки. В них также можно выделить знания масс людей о том или ином социальном событии или объекте, эмоциональное отношение к нему, реальные или потенциальные действия, предпринимаемые массами людей в отношении данного события или объекта.

Мода как массовидное явление психики представляет собой то, что в данный момент времени пользуется наибольшей популярностью среди масс людей. Это не обязательно и не только мода в узком ее понимании — мода на какие-либо конкретные предметы быта или одежды; это также мода на мысли, идеи, произведения литературы или искусства, на все то, что со временем изменяется и может на некоторое время стать популярным среди масс населения.

Под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную информацию, распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста, то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.

Вера или религия — это то, во что верят массы людей, не требуя доказательства истинности этого и не сомневаясь в правильности своих убеждений. Традиционно под верой понимается то, о чем говорится в религиозных писаниях и что определяется представителями религии как истинное. Это, например, суждения о том, существует или не существует Бог, о том, как устроен мир, как он возник, кто им управляет, каким образом должен вести себя человек в этом мире, от чего зависит его судьба, и другие вопросы. Вера как массовидное явление психики традиционными религиозными учениями не ограничивается. Это может быть вера людей во что угодно, и не обязательно в то, что признается и провозглашается представителями официально существующих религий.

Иногда массовидным явлением психики также называют рекламу. Строго говоря, это не совсем верно, так как реклама — это только разновидность социальной активности людей. Сама по себе реклама не выступает как массовидное психологическое явление и представляет собой скорее социальное явление. Психологическим аспектом рекламы, относящим ее к массовидным психическим явлениям, становится восприятие и реагирование масс людей на рекламу.

Перейдем к более подробному обсуждению отдельных массовидных явлений психики, прежде всего тех, которые более всего изучены в социальной психологии масс: слухи, мода, паника, религия и реклама.

Психология толпы

человеческий масса психика

Толпа — стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

Есть типичные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко образуется многочисленное скопление людей (толпа). К ним относятся следующие:

— стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары);

— общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.);

— массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.);

— политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста);

— места массовых гуляний и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек) и др.

Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

— многочисленность (в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы);

— высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные пространства;

— эмоциональная возбужденность (типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.);

— неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);

— отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель, как правило, отсутствует или, при ее наличии, слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п.).

Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

Виды толп

Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют или какие новые специфические признаки у них появляются.

По степени активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.

Пассивные (спокойные) толпы отличаются прежде всего отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия. Люди, включенные в пассивные толпы, либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например, встречающие на вокзале заранее ожидают приходящий поезд или собравшиеся на митинг ожидают его начала), либо хаотично и относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например, люди, рассматривающие на площади исторические и культурные памятники, или так называемые транспортные толпы, образующиеся в метро или рядом с вокзалами).

Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заряженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д. При этом необходимо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) активности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы, т. е. активные и внутренне, и внешне.

В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Здесь принципиально появление нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др. Чтобы толпа перешла из просто активного состояния в агрессивное, необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование. И все же главная особенность агрессивной толпы — это деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных болельщиков-фанатов, поведение которых приводит к большим разрушениям на стадионах, улицах, во дворцах спорта.

Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические.

У них много общих характеристик:

— сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха;

— низкий уровень осознания своих действий;

— некритичное отношение к обстановке и т. д.

Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т. п.) в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т. п.). Однако между ними есть и различия. Панические толпы отличаются от спасающихся прежде всего более высокой степенью угрозы для людей, полной утратой всякой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, а их психическое состояние характеризуется так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут вести себя неадекватно.

Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерской). Она представляет собой скопление чрезвычайно активно действующих людей, нацеленных на захват различных материальных ценностей, ставших легко доступными в результате стихийных бедствий — землетрясений, наводнениях, крупных пожаров, техногенныхкатастроф и т.п.

Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы. Жизненная практика

показывает, что даже тщательно организованные акции, с одной стороны, под влиянием различных факторов или просто со временем легко могут терять организованность и целенаправленность, а с другой — могут вызвать, не желая того, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления демонстрирующими группами людей целесообразно знать и учитывать психологию толпы.

Заключение

«Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы» В. Швебель

С одной стороны, человек — это исключительно социальное существо. С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства. И зачастую именно это и убивает индивидуальность личности.

В данной работе, опираясь на исследования по психологии и социологи, были получены ответы на поставленные задачи, такие как само понятие толпы и мотивация ее формирования, какие виды толпы можно различить, а так же что такое массовидные явления, так же было выяснено, какими свойствами обладает толпа, по каким критериям ее можно охарактеризовать и в чем состоят особенности поведения именно толпы как самостоятельного существа.

Список литературы

1. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996

2. Майерс Д. Социальная психология. — М., Норма. 2001

3. Лебон Г. Толпотворение // Новое время. №3. 1998

4. Википедия. Свободная энциклопедия. — www.wikipedia.

5. Психология толпы. — www.psyfactor.org.

6. Большая научная библиотека. — www.sci-lib.com.

7. Материал с сайта. — http://azps.ru/

Размещено на Allbest.ru

метки: Психология, Явление, Исследование, Психологический, Социальный, Особенность, Масса, Концепция

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА I. Теоретические предпосылки изучения массовых явлений

в психологической науке…5

1.1. Концепции исследования массовых явлений…5

1.2. Общая характеристика массовых явлений…8

1.3. Выводы по главе 1…15

ГЛАВА II. Исследования массовых явлений в психологии…17

2.1. Особенности массовых психических явлений…17

2.2. Характеристика массовых социально-психологических явлений …26

2.3. Выводы по главе 2…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …31

Введение

Психология народов и масс — это особая страница в развитии социальной психологии. Она возникла на рубеже ХIХ — ХХ вв. и составляет предысторию научной социальной психологии. Когда речь идет о предыстории науки, то подчеркивается, что разработанные в то время положения не были социально — психологическими в сегодняшнем понимании слова, однако они способствовали становлению современной науки.

Особенностью теорий, которые получили название «психология народов и масс» была общая их проблематика: массовидные явления, большие социальные группы людей, механизмы массового воздействия и другие социальные явления «крупного калибра». Г. М. Андреева называет этот этап развития социальной психологии описательным, то есть теории этого периода по типу исследования были созерцательными, содержали общие оценки и прогнозы.

Психология народов и масс по-своему пыталась ответить на вопросы, которые ставило общество перед наукой. Потребность в исследованиях психологии масс обусловливалась особенностью социальных отношений того времени. Это была эпоха массовых движений, революционного настроения масс. Именно этот динамизм общества, его интерес к массовым явлениям психики, обусловило появление новых концепций, в которых разрабатывался новый круг проблем, связанных с психологией масс. Эти концепции определили целый этап развития социальной психологии.

Проблема изучения психологии массовых явлений является актуальной в настоящее время как для политического и юридического исследования, так и со стороны психологии и социологии. Часто толпа носит агрессивный и разрушительный характер. Поиски эффективных средств управления толпой, становятся все более востребованы. А для создания моделей управления толпой необходимы прочные знания о самой толпе, ее сущности, видах и особенностях.

2 стр., 771 слов

Психология массовых коммуникаций 4

… психологии Источники психологии массовых коммуникаций Рекламодатели (бизнес) Правительство, армия, ЦРУ Общество. Литература. Ценев В.: «Психология рекламы (реклама НЛП 25 кадр)» Роджер Харис: «Психология массовых коммуникаций» Богомола: «Социальная психология … Исследование социального научения поддаётся насилию, влияние негатива и т.д. Теория социализации. Массовая коммуникация плюс социальные сети …

Цель работы — теоретический анализ социально-психологических особенностей массовых явлений.

Объект исследования — массовые явления как психологическая проблема.

Предмет изучения — изучение социально-психологических особенностей массовых явлений.

Задачи:

1. охарактеризовать исследования психологической безопасности рабочей среды и психосоматического состояния специалистов»>концепции исследования массовых явлений

2. дать общую характеристику массовым явления в психологической науке;

3. проанализировать основные концепции изучения массовых явлений в психологической науке;

4. рассмотреть особенности массовых психических явлений;

5.исследовать основные характеристики массовых социально-психологических явлений;

6. рассмотреть исследования массовых явлений в психологии;

Методы исследования — для решения поставленных задач в ходе исследования применялся комплекс методов анализа философской и психологической литературы по исследуемой проблеме.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе анализируются теоретические основы исследования психогенетики и психологии индивидуальных различий. Во второй главе рассматриваются психогенетические исследования способностей, описываются предпосылки формирования способностей. Объем курсовой работы из ?? страниц.

3 стр., 1266 слов

Психологическая эффективность телевизионных PR-коммуникаций.ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ PR-КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕАУДИТО

… Объектом изучения курсовой работы выступают телевизионные PR-коммуникации. В данной работе приводится исследование психологической эффективности … распространения информации любых коммуникаций выступают средства массовой информации. “Средства массовой информации — социальные институты, обеспечивающие сбор … выделяя отдельные элементы из общей массы культурных явлений, и придают им особый вес, …

Глава 1. Теоретические предпосылки изучения массовых явлений в психологической науке

1.1 Концепции исследования массовых явлений

Толпа и народные массы существуют все время существования человечества. Мыслители древности, такие как Сократ, Платон, Цицерон и многие другие стремились дать свое определение роли масс в обществе.

Геродот и Фукидид начали использовать такие понятия, как «масса», «многие», говорили о их «самонадеянности», «невежестве».

Сократ соглашался с их характеристикой масс, но считал, что большинство людей можно обучить. Он соотносит нравственность с отношением к обучению, готовностью обучаться.

Платон полагал, что основная масса населения- это человеческое стадо, а искусство политического управления- это умение усмирять такое стадо. Он считал, что демократия представляет осуществленную власть толпы, а тирания- это беззаконная власть, основанная на поддержке масс. Тирания, по мнению Платона, наихудшая форма правления, ибо приветствуя народного вождя как борца за свободу, массы сами становятся порабощенными этим тираном. Платон исходит из того, что всех людей объединяет коллективное начало, а оно всегда выше индивида и его интересов.

Взгляды Аристотеля совпадают со взглядами Платона. Он считает, что все люди, занимающиеся любой деятельностью по добыванию денег, подобно рабам, выступают придатком государства. Это разделение заложено природой, согласно которому одни свободны, другие-рабы. В то же время Аристотель считает массы нормальным явлением политической жизни.

Цицерон считал, что «новые толпы» это отбросы общества. Характеризовал их как невежественные, глупые, суеверные, а поведение их рабское.

11 стр., 5014 слов

Толпа: от теории Лебона до современных явлений

Иное отношение к толпе было у мыслителей эпохи Возрождения. Они так же оценивали толпу как невежественную. Этим объясняется ее тяготение к ярости, лени, глупости. Но, в отличие от мыслителей античности, они говорят о толпе, имея в виду невежественных людей принадлежащих к любому сословию, а не только простой люд. Леонид Бадкин проанализировал все это в своем труде «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления». В нем говорится о противопоставлении невежественных мудрым, о тех, кто чужд словесности и философии, кто пренебрежительно относится к ученым людям, к тем, кто освоил культуру. Автор акцентирует внимание на том, что гуманисты не относились к черни презрительно. Они исходили из того, что источником благородства стала культура, что сын Божий открыл тайну царства небесного только немногим ученикам. Толпе надо обязательно возвестить эту Божественную мудрость, облегчив ее через вымысел или притчу. Гуманисты считают, что чернь постигает истину в наивно-буквальной форме, тогда она становится для нее доступной.

Никколо Макиавелли свой подход к этим вопросам излагает в трактате «Государь». Он утверждает, что «народ постояннее и рассудительнее всякого государя». Для Макиавелли народ и толпа разные понятия. Народ — это массы, упорядоченные законом, а толпа — это разнузданное, не упорядоченное законом скопление масс. Так же он различает свободный и развращенный народ. При развращенном народе невозможно создать республику, так как он наглый и не соблюдает правил. Такому народу нужна монархическая власть, которая удержала бы испорченные массы. В трактовке Макиавелли источники силы и жизнеспособности государства его устойчивости- массы. И в то же время они — рассадник смуты и беспорядка.

Систематическое изучение феноменов массового поведения началось во второй половине XIX века. В странах Западной Европы независимо друг от друга сложились две научные школы: немецкая психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и франко-итальянская психология масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле).

8 стр., 3961 слов

Социальная психология 7

… последователей Особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха изучает психология… социального воздействия религии масс народов Определение социальной психологии как науки, изучающей закономерности … впервые введено 1. Г. Олпортом 2. Ч. Кули 3. Г. Лебон 4. Ч. Осгудом Форма межличностного общения, при которой воздействие на …

Лебон первым из ученных предпринял научные попытки исследования вопроса проблемы толпы. Первые статьи Лебона по теме массового поведения были опубликованы в 1895 г. Их публикация обозначила подход к проблеме с научной точки зрения. В этом же году статьи Лебона были опубликованы в книге «Психология толпы», принесшей ему широкую известность.

Тард определяет толпу как груду разнородных, незнакомых между собою элементов. Он высказывает мнение о том, что толпа притягательна сама по себе, считает что толпа оказывает на человека некое чарующее воздействие. Разграничивает понятия толпа и публика. Толпа, по его мнению, принадлежит прошлому, представляет нечто низшим.

В.Вунд полагал, что психология должна состоять из двух частей:

1. Физиологическая психология;

2. Психология народов.

Идея Вунда получила основное развитие в 1900 году в книге «Психология народов». В ней он придал психологии народов более реалистичный вид, это позволило ему предложить программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов, обычаем.

В России учение о психологии народов развивал А.Потебни. основная идея его концепции — принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею.

В начале ХХ веков М.Г.Михайловский исследовал массовидные явления, после В.М. Бехтеров и А.Л. Чижевский. Чижевским впервые было изучено влияние солнечной активности и её колебаний на динамику массовых политических настроений. В 20е годы были получены данные, о массовом восприятии газетных сообщений (П.П. Блонский) и циркуляции слухов (Я.М. Шариф).

А.Р. Лурия в начале 30х годов выявил национально-культурные особенности восприятия и мышления с стороны эволюционных позиций.

1.2. Общая характеристика массовых явлений

Термин масса происходит от греческого «massa» — слиток, глыба или первичная масса, хаос. В различных исследованиях зарубежных и отечественных ученных, посвященных феномену масс, понятие «массы» определяется по-разному.

Гюстав Лебон один из первых теор…

13 стр., 6081 слов

Психология делового общения 5

… «Психология народов и масс» Г.Лебон обращает внимание на ослабление сознательного контроля личности за своим поведением в толпе. … проблему приведенного ниже фрагмента из работы Г.Лебона «Психология народов и масс». «Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание … Практическое задание. Охарактеризуйте основную мысль нижеприведенного фрагмента текста из работы З.Фрейда «Введение в психоанализ». …

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

2. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие /Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2000.-210 с.

3. Бехтерев, В.М. Роль внушения в общественной жизни / В.М. Бехтеров. -СПб.: типография К.Л. Риккера, 1903. -144с.

4. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения : издание / М.И.Бобнева. -М.: Наука, 1978. -311С.

6. Журавлев, А.Л. Социальная психология : учеб. пособие / А.Л.Журавлева. -М.: ПЭР СЭ, 2002. -69с

7. Канетти, Э. Масса и власть : книга / Э. Канетти -М.: АСТ, 2015. -527с

8. Килошенко, М.И. Психология моды : учеб. пособие / М. И. Килошенко. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Питер, 2014. — 318 с.

9. Лебон, Г. Психология народов и масс : Книга I. Психология народов / Г. Лебон. -М.: Академический проект, 2011. -238с.

10. .Лебон, Г. Психология толп :Психология толп / Г. Лебон — М.: Инсститут психологии, 1998. -416с.

11. Митрохин, С. Трактат о толпе / С. Митрохин -М.: Панорама, 1990.

13. Назаретян, А. П. Психология стихийного массового поведения : Лекции / А.П. Назаретян.- М.: ПЕР СЭ, 2001

14. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии: учеб. пособие / Д.В. Ольшанский. — Екб.: Деловая книга, 2001

15. Ольшанский, Д.В. Психология масс : учебник /Д.В. Ольшанский — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.

16. .Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс :Психология масс / Х. Ортега-и-Гассет. — Самара. 1998

17. Петровский, А.В. Социальная психология : учеб. пособие / А.В.Петрровский. -М.: Просвещение, 1987. -224с.

18. Поис, А. Толпа и коллектив

3 стр., 1299 слов

Психология масс

16.10.2009 Литература: Учебное пособие (Назоритян). Лекции по социально-политической психологии. Психология стихийного массового поведения (раздел: слухи, сплетни…) Ольшанский «Психология масс» (есть в читальном зале РГСУ …

19. .Субботина, Н. Д. Суггестия и контрсуггестия в обществе : книга / Н.Д.Субботина. — М.: КомКнига, 2002. 231 с

20. Тард Г. Преступность толпы : Социальные этюды /Г.Тард. — СПб., 1902. — 255 с.

21. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» : Избранное. — Кн. 1./ З. Фрейд — М.: Моск. рабочий, 1990. — 156 с.

22. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. — М.: Прогресс, 2009. — 390 с.

23. Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 1998

24. Чалдини Р. «Психология влияния». — Питер; 1999; 328 с

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *