Двигательные действия представляют собой

Первое официальное участие России в Олимпийских играх произошло на Играх …

Блок №9

Вопросы конкурсного задания

по основам теоретических знаний

1. Упражнения на гибкость дозируются…

а. До появления пота.

б. До появления болевых ощущений.

в. До уменьшения амплитуды движений.

г. По 8 – 16 упражнений в серии.

  1. Олимпийские игры в нашей стране проводились …

а. Не проводились.

б. В 1976 г.

в. В 1980 г.

г. В 1984 г.

  1. Диапозон предельно допустимой частоты сердечных сокращений во время физической нагрузки у нетренированного человека…

а. 180 – 200 уд/мин.

б. 170 – 180 уд/мин.

в. 140 – 160 уд/мин.

г. 120 – 140 уд/мин.

  1. Олимпийские летние игры в 2004 не проводились….

  1. В Афинах.

  2. В Барселоне.

  3. В Санкт – Петербурге.

  4. В Атланте.

  5. В Пекине.

  6. В Сиднее.

а. 1, 2, 3, 4, 5.

б. 2, 3, 4, 5, 6.

в. 1, 3, 4, 5, 6.

г. 1, 2, 4, 5, 6.

  1. Под тестированием физической подготовленности понимается…

а. Измерение уровня развития основных физических качеств.

б. Измерение роста и веса.

в. Измерение показателей сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

г. Всё вышеперечисленное.

  1. Какая дистанция в лёгкой атлетике не является классической…

а. 100 метров.

б. 200 метров.

в. 400 метров.

г. 500 метров.

  1. Галина Кулакова, Раиса Сметанина – чемпионки Олимпийских

Игр в…

а. Биатлоне.

б. Гимнастике.

в. Лыжных гонках.

г. Полиатлоне.

  1. Олимпийским талисманом на играх в Атланте стал…

а. Бобёр.

б. Существо «Иззи».

в. Тигрёнок Ходори.

г. Ягуар.

11. Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств…

а. В 1894 г. за проект Олимпийской Хартии.

б. В 1912 г. за «Оду спорту».

в. В 1914 г. за флаг, подаренный Кубертеном МОК.

г. В 1920 г. за текст Олимпийской клятвы.

12. Что понимают под термином «средства физической культуры»?

а. Лекарственные средства.

б. Медицинское обследование.

в. Физические упражнения.

г. Туризм.

13. Правильное дыхание характеризуется…

а. Более продолжительным выдохом.

б. Более продолжительным вдохом.

В. Вдохом через нос и резким выдохом ртом.

Г. Равной продолжительностью вдоха и выдоха.

14. Правильной можно считать осанку, если вы, стоя у стены,

касаетесь её…

а. Затылком, ягодицами, пятками.

б. Лопатками, ягодицами, пятками.

в. Затылком, спиной, пятками.

г. Затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

15 Релаксация — это …

а. Физическое и психическое расслабление.

б. Физическое расслабление.

в. Физиологическое расслабление.

г. Психическое расслабление.

14. Что из представленного не является отличительным признаком физической культуры?

а. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.

б. Виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений.

в. Знания, принципы, правила и методика использования упражнений.

г. Активная двигательная деятельность человека.

15. Основные направления использования физической культуры способствуют…

а. Формированию базовой физической подготовленности.

б. Формированию профессионально-прикладной физической подготовленности.

в. Восстановлению функций организма после травм и заболеваний.

г. Всего выше перечисленного.

16. Под физическим развитием понимается…

а. Комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия.

б. Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

в. Процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

г. Размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

17. Двигательные действия представляют собой…

а. Проявления двигательной активности, способствующие решению задач физического воспитания.

б. Проявления двигательной активности, с помощью которых, решаются двигательные задачи.

в. Перемещение тела и его звеньев в пространстве относительно точки опоры.

г. Систему произвольных (приобретенных) и непроизвольных (врождённых) движений.

18. Укажите, решение каких задач способствует реализации общей цели физического воспитания?

  1. Адаптационные задачи.

  2. Воспитательные задачи.

  3. Гигиенические задачи.

  4. Двигательные задачи.

  5. Методические задачи.

  6. Образовательные задачи.

  7. Оздоровительные задачи

8 Соревновательные задачи.

а. 1,5,7.

б. 2, 5, 8.

в. 2, 6, 7.

г. 3,4, 6.

19. Факел олимпийского огня современных Олимпийских игр зажигается …

а. На олимпийском стадионе в Афинах.

б. На олимпийском стадионе города – организатора Игр.

в. На вершине горы Олимп.

г. На самом крупном стадионе города – организатора Игр.

20. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена…

а. Индивидуальными особенностями обучаемого.

б. Биомеханическими характеристиками двигательного действия.

в. Соотношением методов обучения и воспитания.

г. Закономерностями формирования двигательных навыков.

21. Назовите диапазон частоты сердечных сокращений в покое у здорового нетренированного человека?

а. 80 – 84 уд/мин.

б. 78 – 82 уд/мин.

в. 86 – 90 уд/мин.

г. 66 – 72 уд/мин.

22. Навык представляет собой форму реализации двигательных возможностей, возникшую на основе…

а. Двигательного стереотипа.

б. Осуществления неавтоматизированных движений.

в. Автоматизации двигательного умения.

г. Сознательного управления движениями.

23. Назовите ведущую организацию олимпийского движения?

а. Всемирный олимпийский совет.

б. Международный олимпийский комитет.

в. Международная олимпийская академия.

г. Всемирный олимпийский комитет.

24. Основу двигательных способностей составляют…

а. Двигательные автоматизмы.

б. Сила, быстрота, выносливость.

в. Гибкость и координированность.

г. Физические качества и двигательные умения.

25. Какое, из предложенных определений сформулировано некорректно?

а. Взрывная сила является компонентом скоростно-силовых способностей.

б. Скорость передвижения в пространстве обусловлена физическим качеством, обозначаемым как быстрота.

в. Быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики движений.

г. Все предложенные определения сформулированы корректно.

26. Какое из предложенных определений сформулировано некорректно?

а. Скорость передвижения в пространстве зависит от быстроты двигательной реакции.

б. Быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики движений.

в. Сила проявляется в способности преодолевать сопротивление посредством мышечных напряжений.

г. Все предложенные определения сформулированы корректно.

27. Что является результатом выполнения силовых упражнений с небольшим отягощением и предельным количеством повторений?

а. Быстрый рост абсолютной силы.

б. Функциональная гипертрофия мышц.

в. Увеличение собственного веса.

г. Повышается опасность перенапряжения.

28. Закаливание солнцем в средней полосе и на юге России рекомендуется проводить…

а. От 7 до 11 часов и через 1,5 часа после приема пищи.

б. От 11 до 14 часов и через 1 час после приема пищи.

в. От 12 до 16 часов и через 40 минут после приема пищи.

г. От 13 до 17 часов и через 2 часа после приема пищи.

29. Термин «олимпиада» означает…

а. Четырехлетний период между Олимпийскими играми.

б. Первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры.

в. Синоним Олимпийских игр.

г. Соревнования, проводимые во время Олимпийских игр.

30. При каких переломах транспортная шина должна захватить 3 сустава?

а. При переломах плечевой и бедренной кости.

б. При переломах локтевой и бедренной кости.

в. При переломах лучевой и малоберцовой кости.

г. При переломах большой берцовой и малоберцовой кости.

31. Задачи по укреплению и сохранению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе…

а. Закаливания и физиотерапевтических процедур.

б. Совершенствования телосложения.

в. Обеспечения полноценного физического развития.

г. Формирования двигательных умений и навыков.

32. Какое из представленных утверждений не соответствует действительности ?

а. Сочетая упражнения с закаливанием, можно повысить общую устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов.

б. Проведение занятий «на природе» создает благоприятный фон, повышает привлекательность занятий, способствует формированию эстетических восприятию.

в. Оздоровительный эффект природных факторов обладает способностью к «переносу», он проявляется в различных условиях повседневной жизни и труда.

г. Все представленные утверждения соответствуют действительности.

33. Какой метод повышения общей выносливости наиболее распространен?

а. Метод интервального упражнения в гликолитическом режиме.

б. Метод повторного упражнения с большой интенсивностью.

в. Метод непрерывного упражнения с умеренной интенсивностью.

г. Круговая тренировка в интервальном режиме.

34. Какая из представленных способностей не относится к группе координационных?

а. Способность сохранять равновесие.

б. Способность точно дозировать величину мышечных усилий.

в. Способность точно воспроизводить движения во времени.

г. Способность быстро осваивать двигательные действия.

35. Регулярное повышение нагрузки от занятия к занятию для того, чтобы частота сердечных сокращении повышалась до 160-170 уд/мин характерно для …

а. Занятий общеразвивающей направленности.

б. Занятий общеподготовительной направленности.

в. Физкультурно-оздоровительных форм занятий.

г. Для урочных форм занятий.

36. В какой последовательности рекомендуется располагать упражнения, способствующие развитию физических качеств, в основной части урока физической культуры?

  1. Упражнения «на выносливость «.

  2. Силовые упражнения.

  3. Упражнения «на гибкость»

  4. Скоростные упражнения.

  5. Упражнения «на координацию

а. 1,2,3,4, 5,

б. 3,2, 1,5,4.

в. 5, 4, 2,3,1.

г. 2,3, 1,4,5.

37. Признаки, не характерные для правильной осанки:

а. Через ухо, плечо, тазобедренный сустав и лодыжку можно провести прямую линию.

б. Приподнятая грудь.

в. Развернутые плечи, ровная спина.

г. Запрокинутая или опущенная голова.

38. При составлении комплексов упражнений для снижения веса тела рекомендуется…

а. Полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц.

б. Локально воздействовать на отдельные группы мышц, находящиеся ближе всего к местам жирового отложения.

в. Использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений.

г. Планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе.

39. Основными источниками энергии для организма являются…

а. Белки и витамины.

б. Углеводы и жиры.

в. Углеводы и минеральные элементы.

г. Белки и жиры.

40. Когда спортсмены России впервые участвовали в Олимпийских играх, их было всего 5 человек. Тем не менее фигуристу Николаю Панину-Коломенкину удалось стать олимпийским чемпионом. В каком году это было?

а. В 1900 г. на II Олимпийских играх в Париже.

б. В 1908 г. на IV Олимпийских играх в Лондоне.

в. 1924 г. на I зимних Олимпийских играх в Шамони.

г. 1952 г. на VI зимних Олимпийских играх в Осло.

Ключ

для проверки теоретических знаний учащихся 10-11 классов

№ воп-

Варианты ответов

роса

а

б

в

г

1

а

2

в

3

б

4

б

5

а

6

г

7

в

8

б

9

в

10

в

11

а

12

г

13

а

14

а

15

г

16

в

17

б

18

в

19

б

20

г

21

а

22

в

23

б

24

г

25

б

26

а

27

б

28

а

29

а

30

а

31

в

32

г

33

в

34

г

35

а

36

в

37

г

38

б

39

г

40

б

Блок №10

1. Главной причиной нарушения осанки является…

а. Наследственная предрасположенность к заболеваниям опорно-двигательного аппарата

Сборник вопросов по основам теоретических знаний для учащихся 9 – 11 классов

Сборник вопросов

по основам теоретических знаний

для учащихся 9 – 11 классов

Сборник вопросов

по основам теоретических знаний

для учащихся 9 – 11 классов

1. Главной причиной нарушения осанки является…

а. Наследственная предрасположенность к заболеваниям опорно-двигательного аппарата

б. Слабость мышц

в. Отсутствие движений во время школьных уроков

г. Ношение сумки, портфеля на одном плече

2. Какие упражнения неэффективны при формировании телосложения?

а. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы

б. Упражнения, способствующие снижению веса тела

в. Упражнения, объединённые в форме круговой тренировки

г. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений

3. Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств…

а. В 1894 г. за проект Олимпийской Хартии

б. В 1912 г. за «Оду спорту»

в. В 1914 г. за флаг, подаренный Кубертеном МОК

г. В 1920 г. за текст Олимпийской клятвы

  1. Что понимают под термином «средства физической культуры»?

а. Лекарственные средства

б. Медицинское обследование

в. Физические упражнения

г. Туризм

5. Правильное дыхание характеризуется…

а. Более продолжительным выдохом

б. Более продолжительным вдохом

В. Вдохом через нос и резким выдохом ртом

Г. Равной продолжительностью вдоха и выдоха

6. Правильной можно считать осанку, если вы, стоя у стены,

касаетесь её…

а. Затылком, ягодицами, пятками

б. Лопатками, ягодицами, пятками

в. Затылком, спиной, пятками

г. Затылком, лопатками, ягодицами, пятками

  1. Релаксация — это …

а. Физическое и психическое расслабление

б. Физическое расслабление

в. физиологическое расслабление

г. Психическое расслаблении

8. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в…

а. Укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей

б. Обучении двигательным действиям и повышении работоспособности

в. Совершенствовании природных, физических свойств людей

г. Создании специфических духовных ценностей

9. Какое из представленных определений сформулировано некорректно?

а. Физическое совершенство — это оптимальная мера всесторонней физической подготовленности и гармоничного физического развития, соответствующая требованиям общества

б. Физическое совершенство заключается в приобретении основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижение необходимого в жизни уровня физического развития

в. Физически совершенным может считаться человек, способный справиться с нормативами Российского Физкультурного Комплекса

г. Физически совершенным является человек, обладающий здоровьем, высокой физической работоспособностью, гармонически развитыми физическими качествами, владеющий техникой жизненно важных движений

10. Что из представленного является отличительным признаком физической культуры?

а. Активная двигательная деятельность человека

б. Виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений

в. Знания, принципы, правила и методика использования упражнений

г. Всё вышеперечисленное

11. Как называется деятельность, составляющая основу физической культуры?

а. Физическая подготовка

б. Физическое совершенствование

в. Физическое развитие

г. Физическое упражнение

12. Основные направления использования физической культуры способствуют…

а. Формированию базовой физической подготовленности

б. Формированию профессионально-прикладной физической подготовленности

в. Восстановлению функций организма после травм и заболеваний

г. Всего выше перечисленного

13. Под физическим развитием понимается…

а. Комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия

б. Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом

в. Процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни

г. Размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность

14. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на обеспечение…

а. Физической подготовленности человека к жизни

б. Развитие резервных возможностей организма человека

в. Сохранение и восстановление здоровья

г. Подготовку к профессиональной деятельности

15. Двигательные действия представляют собой…

а. Проявления двигательной активности, способствующие решению задач физического воспитания

б. Проявления двигательной активности, с помощью которых, решаются двигательные задачи

в. Перемещение тела и его звеньев в пространстве относительно точки опоры

г. Систему произвольных (приобретенных) и непроизвольных (врождённых) движений

16. Укажите, решение каких задач способствует реализации общей цели физического воспитания?

  1. Адаптационные задачи

  2. Гигиенические задачи

  3. Двигательные задачи

  4. Методические задачи

  1. Образовательные задачи

  1. Оздоровительные задачи

  2. Соревновательные задачи

а. 1, 5, 7

б. 2, 5, 8

в. 1, 6, 7

г. 3, 4, 6

17. Смысл физического воспитания заключается…

а. В создании условий для протекания процессов физического развития человека

б. В формировании двигательных навыков и воспитании физических качеств

в. В повышении физической работоспособности и подготовленности человека

г. В укреплении здоровья и профилактике заболеваний

18. Состав и последовательность действий, необходимых для решения двигательной задачи определенным способом, принято называть…

а. Основой техники

б. Главным звеном техники

в. Корнем техники

г. Деталями техники

19. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена…

а. Индивидуальными особенностями обучаемого

б. Биомеханическими характеристиками двигательного действия

в. Соотношением методов обучения и воспитания

г. Закономерностями формирования двигательных навыков

20. Назовите диапазон частоты сердечных сокращений в покое у здорового нетренированного человека?

а. 80 – 84 уд/мин

б. 78 – 82 уд/мин

в. 86 – 90 уд/мин

г. 66 – 72 уд/мин

21. Навык представляет собой форму реализации двигательных возможностей, возникшую на основе…

а. Двигательного стереотипа

б. Осуществления неавтоматизированных движений

в. Автоматизации двигательного умения

г. Сознательного управления движениями

22. В соответствии со стадиями формирования умений и навыков в процессе обучения двигательным действиям выделяется …

а. Два этапа

б. Три этапа

в. Четыре этапа

г. От двух до четырех в зависимости от целевых задач

23. При обучении двигательным действиям эффект переноса двигательных умений и навыков наиболее полно используется на …

а. I этапе обучения

б. II этапе обучения

в. III этапе обучения

г. IV этапе обучения

24. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения…

а. Исходного положения

б. Подводящих упражнений

в. Основы техники

г. Главного звена техники

25. Подводящие упражнения применяются,…

а. Если обучающийся недостаточно физически развит

б. Если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы

в. Если необходимо устранять причины возникновения ошибок

г. Если применяется метод расчленённо-конструктивного упражнения

26. Основу двигательных способностей составляют…

а. Двигательные автоматизмы

б. Сила, быстрота, выносливость

в. Гибкость и координированность

г. Физические качества и двигательные умения

27. Какое, из предложенных определений сформулировано некорректно?

а. Взрывная сила является компонентом скоростно-силовых способностей

б. Скорость передвижения в пространстве обусловлена физическим качеством, обозначаемым как быстрота

в. Быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики движений

г. Все предложенные определения сформулированы корректно

28. Какое из предложенных определений сформулировано некорректно?

а. Скорость передвижения в пространстве зависит от быстроты двигательной реакции

б. Быстрота является качеством, от которого зависят скоростные характеристики движений

в. Сила проявляется в способности преодолевать сопротивление посредством мышечных напряжений

г. Все предложенные определения сформулированы корректно

29. Что является результатом выполнения силовых упражнений с небольшим отягощением и предельным количеством повторений?

а. Быстрый рост абсолютной силы

б. Функциональная гипертрофия мышц

в. Увеличение собственного веса

г. Повышается опасность перенапряжения

30. Наиболее распространенным методом совершенствования скоростно-силовых способностей является…

а. Интервальная тренировка

б. Метод повторного выполнения упражнений

в. Метод выполнения упражнений с переменной интенсивностью

г. Метод расчленённо-конструктивного упражнения

31. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время…

а. Скоростно-силовых упражнений

б. Выпрыгивания вверх с места

в. Подвижных и спортивных игр

г. Прыжков в глубину

32. Какие факторы преимущественно обусловливают уровень проявления общей выносливости?

а. Скоростно-силовые способности

б. Личностно-психические качества

в. Факторы функциональной экономичности

г. Аэробные возможности

33. Какой метод повышения общей выносливости наиболее распространен?

а. Метод интервального упражнения в гликолитическом режиме

б. Метод повторного упражнения с большой интенсивностью

в. Метод непрерывного упражнения с умеренной интенсивностью

г. Круговая тренировка в интервальном режиме

34. С помощью каких методов совершенствуют координированность?

а. С помощью методов обучения

б. С помощью методов воспитания физических качеств

в. С помощью внушения

г. С помощью метода контрастных заданий

35. Какая из представленных способностей не относится к группе координационных?

а. Способность сохранять равновесие

б. Способность точно дозировать величину мышечных усилий

в. Способность точно воспроизводить движения во времени

г. Способность быстро осваивать двигательные действия

36. Регулярное повышение нагрузки от занятия к занятию для того, чтобы частота сердечных сокращении повышалась до 160-170 уд/мин характерно для …

а. Занятий общеразвивающей направленности

б. Занятий общеподготовительной направленности

в. Физкультурно-оздоровительных форм занятий

г. Для урочных форм занятий

37. Укажите, решение каких задач характерно для основной части урока физической культуры?

1. Функциональная подготовка организма

  1. Разучивание двигательных действий

  2. Коррекция осанки

  1. Воспитание физических качеств

  2. Восстановление работоспособности

  3. Активизация внимания

а. 1,4.

б. 2, 4.

в. 2, 6,

г. 3, 5.

38. При воспитании выносливости в основной части занятия необходимо выполнять…

а. Упражнения в анаэробном режиме, которые должны предшествовать упражнениям аэробного характера

б. Сначала аэробные упражнения, а затем упражнения анаэробного характера

в. Упражнения большой продолжительности в равномерном режиме, которые должны предшествовать упражнениям с переменной интенсивностью

г. Комбинировать координационно-сложные упражнения с упражнениями «на гибкость»

39. В какой последовательности рекомендуется располагать упражнения, способствующие развитию физических качеств в основной части урока физической культуры?

  1. Упражнения «на выносливость»

  2. Силовые упражнения

  3. Упражнения «на гибкость»

  4. Скоростные упражнения

  5. Упражнения «на координацию»

а. 1,2,3,4, 5,

б. 3,2, 1,5,4.

в. 5, 4, 2,3,1.

г. 2,3, 1,4,5.

40. Признаки, не характерные для правильной осанки:

а. Через ухо, плечо, тазобедренный сустав и лодыжку можно провести прямую линию

б. «Приподнятая грудь»

в. Развернутые плечи, ровная спина

г. Запрокинутая или опущенная голова

41. Профилактика нарушений осанки осуществляется с помощью…

а. Скоростных упражнений

б. Силовых упражнений

в. Упражнений «на гибкость»

г. Упражнений «на выносливость»

42. Для увеличения мышечной массы и для снижения веса тела можно применять упражнения с отягощением. Но при составлении комплексов упражнений для увеличения мышечной массы рекомендуется…

а. Полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц

б. Чередовать серии упражнений, включающие в работу разные мышечные группы

в. Использовать упражнения с относительно небольшим отягощением и большим количеством повторений

г. Планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе

43. При составлении комплексов упражнений для снижения веса тела рекомендуется…

а. Полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц

б. Локально воздействовать на отдельные группы мышц, находящиеся ближе всего к местам жирового отложения

в. Использовать упражнения с небольшим отягощением и большим количеством повторений

г. Планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе

44. Основными источниками энергии для организма при длительных аэробных нагрузках являются…

а. Белки и витамины

б. Витамины и жиры

в. Углеводы и минеральные элементы

г. Углеводы и жиры

45. Закаливание солнцем в средней полосе и на юге России рекомендуется проводить…

а. От 7 до 11 часов и через 1,5 часа после приема пищи

б. От 11 до 14 часов и через 1 час после приема пищи

в. От 12 до 16 часов и через 40 минут после приема пищи

г. От 13 до 17 часов и через 2 часа после приема пищи

46. Первая помощь при ушибах мягких тканей:

а. Холод на место ушиба, покой ушибленной части тела, наложение транспортной шины, обильное теплое питье

б. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, искусственное дыхание

в. Холод на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение

г. Тепло на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния, покой ушибленной части тела, конечности придают возвышенное положение

47. При каких переломах транспортная шина должна захватить 3 сустава?

а. При переломах плечевой и бедренной кости

б. При переломах локтевой и бедренной кости

в. При переломах лучевой и малоберцовой кости

г. При переломах большой берцовой и малоберцовой кости

48. Задачи по укреплению и сохранению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе…

а. Закаливания и физиотерапевтических процедур

б. Совершенствования телосложения

в. Обеспечения полноценного физического развития

г. Формирования двигательных умений и навыков

49. Какое из представленных утверждений не соответствует действительности ?

а. Сочетая упражнения с закаливанием, можно повысить общую устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов

б. Проведение занятий «на природе» создает благоприятный фон, повышает привлекательность занятий, способствует формированию эстетических восприятию

в. Оздоровительный эффект природных факторов обладает способностью к «переносу», он проявляется в различных условиях повседневной жизни и труда

г. Все представленные утверждения соответствуют действительности

50. Укажите последовательность упражнений, предпочтительную для утренней гимнастики?

  1. Упражнения, увеличивающие гибкость

  2. Упражнения на дыхание, расслабление и восстановление

3. Упражнения для ног: выпады, приседания, подскоки

  1. Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы

  2. Упражнения, укрепляющие основные мышечные группы

  3. Упражнения, способствующие переходу организма в рабочее состояние

7. Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса

а. 1,2,3,4,5,6,7.

б. 6,7,1,4,5,3.

в. 3,5,7,1,3,2,4.

г. 6,4,5,1,7,3,2

  1. Где зажигается факел олимпийского огня современных олимпийских игр?

а. На олимпийском стадионе в Афинах

б. На олимпийском стадионе города – организатора Игр

в. На вершине горы Олимп

г. На самом крупном стадионе города – организатора Игр

  1. Галина Кулакова, Раиса Сметанина – чемпионки Олимпийских Игр в…

а. Биатлоне

б. Гимнастике

в. Лыжных гонках

г. Полиатлоне

53. Что такое «репродуктивное здоровье»?

а. Физическая подготовленность человека

б. Это воспроизведение организмами себе подобных

в. Генетически наследственная предрасположенность плохого или хорошего физического развития

г. Всё вышеперечисленное

  1. Что такое «Азимут»?

а. Маршрутный лист

б. Угол между направлением на север и направлением движения

в. Ориентир на местности

г. Угол между направлением на юг и направлением движения

  1. Как определить направление движения на север в ночное время?

а. По направлению движения Луны

б. По Полярной звезде

в. По Млечному пути

г. По созвездию Большой Медведицы

  1. Олимпийские игры в нашей стране проводились …

а. Не проводились

б. В 1976 г

в. В 1980 г

г. В 1984 г

  1. Диапозон предельно допустимой частоты сердечных сокращений во время физической нагрузки у нетренированного человека…

а. 180 – 200 уд/мин

б. 170 – 180 уд/мин

в. 140 – 160 уд/мин

г. 120 – 140 уд/мин

  1. Олимпийские летние игры в 2004 не проводились….

        1. В Афинах

  1. В Барселоне

  2. В Санкт – Петербурге

  3. В Атланте

  4. В Пекине

  5. В Сиднее

а. 1, 2, 3, 4, 5

б. 2, 3, 4, 5, 6

в. 1, 3, 4, 5, 6

г. 1, 2, 4, 5, 6

  1. Под тестированием физической подготовленности понимается…

а. Измерение уровня развития основных физических качеств

б. Измерение роста и веса

в. Измерение показателей сердечно – сосудистой и дыхательной системы

г. Всё вышеперечисленное

  1. Какая дистанция в лёгкой атлетике не является классической…

а. 100 метров

б. 200 метров

в. 400 метров

г. 500 метров

61. Где проводились последние летние Олимпийские игры ХХ столетия?

а. В Сиднее, Австралия

б. Солт-Лейк-Сити, США

в. Нагано, Япония

г. Афины, Греция

62. Назовите эмблему Олимпийского комитета России?

а. Олимпийские кольца с девизом: «Быстрее, Выше, Сильнее»

б. Пять Олимпийских колец и изображение трёхцветного языка пламени

в. Олимпийские кольца с девизом: «О спорт! Ты – Мир! «

г. Пять Олимпийских колец и изображение флага России

63. За особые заслуги перед олимпийским движением МОК награждает…

а. Нагрудным знаком

б. Дипломом МОК

в. Памятной медалью

г. Олимпийским Орденом

64. Продолжительность Олимпийских игр не должна превышать…

а. Двадцати дней

б. Четырнадцати дней

в. Шестнадцати дней

г. Восемнадцати дней

65. Первый Россиянин – член Международного Олимпийского Комитета?

а. Бутовский Алексей Дмитриевич

б. Вячеслав Измайлович Срезневский

в. Леонид Васильевич Тягачёв

г. Николай Николаевич Романов

66. Кому принадлежат слова олимпийского девиза: «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС»?

а. Пьер Де Кубертену

б. Анри Дидону

в. Анри де Байе-Латур

г. Ян Амос Коменский

67. Кто был первым президентом МОК?

а. Деметриус Викелас

б. Пьер Де Кубертен

в. Зигфрид Эдстрем

г. Эвери Брендедж

  1. Сколько существовало национальных Олимпийских комитетов в 1950 году?

а. Тридцать семь

б. Шестнадцать

в. Шестьдесят один

г. Сто тридцать четыре

  1. Советская Олимпийская академия основана в…

а. 1972 г

б. 1987 г

в. 1948 г

г. 1980 г

70. Первый Международный Олимпийский конгресс состоялся в

а. 1894 г

б. 1946 г

в. 1982 г

г. 1975 г

  1. Температура воздуха, при которой рекомендуется переход на «длинную» спортивную форму для занятий на свежем воздухе(градусы по Цельсию)?

а. 18

б. 10

в. 14

г. 16

72. Создателем игры в гандбол считается…

а. Х. Нильсон

б. Л. Ордин

в. М. Заяц

г. Ф. Шиллер

  1. Гандбольный мяч состоит из одноцветной кожаной или синтетической покрышки, резиновой камеры и имеет массу…

а. 325-400 г

б. 425-475 г

в. 375-425 г

г. 475-525 г

  1. В каком году образована Международная федерация футбольных ассоциаций(ФИФА)?

а. 1904 г

б. 1900 г

в. 1930 г.

г. 1898 г

  1. Первое первенство России по футболу было проведено в…

а. 1898 г

б. 1900 г

в. 1912 г.

г. 1914 г.

  1. Масса футбольного мяча составляет…

а. От 396 до 453 г

б. От 310 до 396 г

в. От 453 до 515 г

г. От 296 до 415 г

  1. Автором создания игры в волейбол считается…

а. Елмери Бери

б. Вильям Морган

в. Ясутака Мацудайра

г. Анатолий Эйнгорн

78. Какое из представленных утверждений не соответствует действительности ?

а. Сочетая упражнения с закаливанием, можно повысить общую устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов

б. Проведение занятий «на природе» создает благоприятный фон, повышает привлекательность занятий, способствует формированию эстетического восприятия

в. Оздоровительный эффект природных факторов обладает способностью к «переносу», он проявляется в различных условиях повседневной жизни и труда

г. Все представленные утверждения соответствуют действительности

79. Кто из спортсменов и в каком виде спорта завоевал в одних Играх 7 золотых медалей?

а. Карл Льюис (США) в легкой атлетике во время Игр XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе

б. Лидия Скобликова (СССР) в конькобежном спорте во время IX зимних Олимпийских игр в Инсбруке

в. Марк Спитц (США) в плавании во время Игр XX Олимпиады в Мюнхене

г. Эрик Хайден (США) в конькобежном спорте во время XIII зимних Олимпийских игр в Лейк-Плэсидс

80. Впервые с 1912 года спортсмены нашей страны выступили под российским флагом в…

а. 1992 г. на XVI играх в Альбервилле, Франция.

б. 1992 г. на Играх XXV Олимпиады в Барселоне, Испания.

в. 1994 г. на XVII играх в Лиллехаммере, Норвегия.

г. 1996 г. на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, США.

Ключ

для проверки вопросов

по основам теоретических знаний

для учащихся 9 – 11 классов

№ воп-

роса

Варианты ответов

№ воп-роса

Варианты ответов

а

б

в

г

а

б

в

г

1

Б

41

Б

2

Г

42

А

3

Б

43

Б

4

В

44

Г

5

А

45

А

6

Г

46

В

7

А

47

А

8

В

48

В

9

Б

49

Г

10

Г

50

Г

11

Г

51

Б

12

Г

52

В

13

В

53

Б

14

А

54

Б

15

Б

55

Б

16

В

56

В

17

А

57

Б

18

Б

58

Б

19

Г

59

А

20

А

60

Г

21

В

61

А

22

Б

62

Б

23

А

63

Г

24

Г

64

В

25

Б

65

А

26

Г

66

Б

27

Б

67

А

28

А

68

В

29

Б

69

Б

30

Б

70

А

31

В

71

В

32

Г

72

А

33

В

73

Б

34

А

74

А

35

Г

75

В

36

А

76

А

37

Б

77

Б

38

А

78

Г

39

В

79

Б

40

Г

80

Г

Рекомендуемая литература.

  1. Твой Олимпийский учебник: Учебное пособие./В.С. Родиченко и др. – М: Советский Спорт, 2001

  1. Основы теории физической культуры: Учебное пособие./Под общей ред. Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова. – Москва, Шуя: ШГПУ, 2002

  1. Экзаменационные вопросы и ответы. Физическая культура. 9 – 11 выпускные классы: Учебное пособие. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2003

  2. Примерные вопросы к государственной аттестации по образовательной области «Физическая культура», которые являются основанием для разработки экзаменационного материала для итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации всех видов.

  3. «Физическая культура. Материалы для подготовки и проведения экзамена в 9 классе». 2003г. Б.И. Мишин, Г.И. Погадаев, Б.О. Хренников.

7.»Готовые экзаменационные ответы, физическая культура, 11 класс».Изд-во «Тригон», 2004г.

8.Настольная книга учителя физической культуры: Справочно-методическое пособие.2003. Составитель Б.И. Мишин.

9.Настольная учителя физической культуры. – 2000. Г.И. Погадаев.

10. «Физическая культура. 9–11 кл.: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – 2003.

К временным образующим элементам относятся фазы, периоды, циклы.

Фаза — это наименьший временной элемент, обеспечива­ющий решение определенной двигательной задачи.

Например, при отталкивании прыжка в длину с разбега в фазе амортизации решается задача подготовки к отталкива­нию за счет изменения направления скорости и наращивание силы упругой деформации растягивающихся мышц. В фазе отталкивания решается задача сообщения предельного уско­рения ОЦМ тела ученика в направлении вылета путем пре­одоления моментов инерции ускоряемых биозвеньев быстрым сокращением ранее растянутых мышц.

В движениях человека фазы объединяются во временные подсистемы движений: периоды и циклы.

Периоды — это объединения фаз, имеющих общие особен­ности. Например, периоды опоры и периоды полета при беге, периоды скольжения и стояния лыжи в попеременных ходах, периоды использования потенциальной и накопления кине­тической энергии в движении снизу вверх во время исполне­ния оборотов на перекладине и др.

Цикл — это повторность периодов. Например, повторность периодов одиночной и двойной опоры в ходьбе, опоры и полета в беге и др.

За цикл принимают и одноактные двигательные действия. Например, метание, прыжок, подъем, спад, переворот, оборот и др.

Для оценки временных образующих элементов и подсистем движений в педагогической практике используют меры их измерения: момент времени, длительность движения, темп и ритм.

Динамические образующие элементы — это движения в пространстве и времени, которые направлены на решения задач накопления механической энергии ускоряемыми био­звеньями, биокинематическими цепями и всем телом челове­ка и ее передачи от одного биозвена к другому, от одной био­кинематической цепи к другой и всему телу, а также связан­ными с ним внешним телом.

По двигательным задачам динамические образующие элементы разделяют на фазы энергообеспечиваюцих и энер-гокорректирующих движений.

Энергообеспечивакщие движения решают задачу накоп­ления механической энергии биозвеньями, биокинематичес­кими цепями и всем телом человека в биодинамической ос­нове двигательного действия.

Энергокорректирукщие движения обеспечивают пере­дачу механической энергии одного биозвена, биокинематичес­кой цепи или всего тела другому биозвену, другой биокинема­тической цепи, всему телу или связанному с ним внешнему телу. Энергокорректирующие движения проявляются в био­динамической основе (которую они составляют вместе с энер-гообеспечивающими движениями) , а также обуславливают эффективность завершающих движений двигательного дей­ствия (цикла, периода)•

Мерами взаимодействия энергообеспечивающих и энер-гокорректирующих движений будут количество движения (в поступающем движении) и кинетический момент (во враща­тельном движении).

2 . Структура системы движения

Структура системы — это наиболее сложившиеся и определяющие закономерности взаимодействий упорядочен­ных компонентов системы (подсистем и их элементов) . Структура системы определяет течение внутренних про­цессов, взаимодействие с внешним окружением, появление но­вых свойств и возможности развития системы.

Элементы в подсистемах, а подсистемы в системе движе­ний находятся во взаимосвязях, которые обуславливают струк­туру. Взаимодействия внутри каждой подсистемы и между подсистемами не только существуют, но и развиваются.

Внутренние взаимодействия обуславливают целостность системы. Движения в системе согласованы в пространстве и во времени; силы, приложенные к кинематическим цепям тела, находятся в известных соотношениях.

Движения выполняются в соответствии с окружающими условиями. Они складываются под непосредственным влия­нием внешних сил и сами в той или иной мере изменяют окру­жающие условия — это внешние взаимодействия системы.

Все эти связи и отношения закономерны. Это не значит, что они постоянны — они изменчивы, но изменчивость здесь не хаотическая, не случайная, а закономерная.

Объединенные в систему элементы получают новые свой­ства. Так, например, из усилий многих мышц складывается об­щая сила действия человека. Совместное участие мышц в нара­щивании скорости в биокинематической цепи создает новые ско­ростные возможности. По мере совершенствования системы движений все больше проявляются ее системные свойства. Каж­дый элемент в отдельности не обладает такими свойствами. Они проявляются в системе благодаря взаимодействиям в ней.

Наконец, от того, в каком направлении развиваются взаи­модействия в системе, насколько они прочны, насколько они мо­гут приспосабливаться к условиям, от многих других их осо­бенностей зависят возможности дальнейшей перестройки систе­мы — развития системы. Все рассмотренные здесь особенности взаимодействий в системе движений составляют ее структуру.

При изучении системы движений выявляют следующие основные виды ее структуры.

Двигательная структура — это закономерности взаи­мосвязи движений в пространстве и времени (кинематичес­кая структура), а также силовых и энергетических взаимо­действий (динамическая структура) в системе движений.

В первую очередь поддаются наблюдению форма и харак­тер движений, внешняя их картина. По кинематическим ха­рактеристикам (пространственным, временным, пространствен­но-временным) устанавливают кинематическую структуру.

Соответственно различают структуры: пространствен­ные, раскрывающие форму движений в пространстве, их свя­зи; временные, показывающие, как организована во времени система движений; пространственно-временные — главные показатели быстроты изменения положения и движения. Каж­дая из этих структур имеет свое особое, частное, значение; лишь все вместе во взаимосвязи они образуют общую кинематическую структуру, т.е. обуславливают внешнюю картину движений в целом.

При обучении физическим упражнениям в первую оче­редь стараются установить кинематическую структуру, найти обшую организацию движений, т.е. описать их.

Динамическая структура — это закономерности сило­вого (динамического) взаимодействия частей тела человека друг с другом и внешними телами (среда, опора, снаряды, парт­неры, противники) .

Изучая динамические характеристики движений, определяя приложенные силы, инерционные сопротивления, исследуют при­чины той или иной картины движений. По динамическим ха­рактеристикам устанавливают динамическую структуру.

Определяя массы тел и их распределение (инерционные характеристики) , а также меры взаимодействия тел (силы и момент силы), можно исследовать силовые взаимодействия. Это значит, что можно определить источники сил, их величи­ну, направление, место приложения, меру их действия (импульс силы и работу), результат их действия.

Когда рассматривают совместное приложение ряда сил к звеньям тела, оценивают их взаимное влияние, эффект совме­стного воздействия, то определяют силовую структуру. При изучении мышечных сил, их совместного действия, сложных отношений, возникающих внутри групп мышц и между их группами, определяют анатомическую структуру . Особое внимание уделяется тому, как посредством мышечных сил согласовать действие остальных сил и использовать их.

Установить динамическую структуру, найти закономерно­сти согласования сил — это значит раскрыть сущность движе­ний под действием сил, т.е. объяснить механизмы движений.

Информационные структуры — это закономерности взаимосвязей между элементами информации (сообщения­ми об условиях и ходе действия и командами), без которых невозможно управление движениями.

В управлении движениями важнейшую роль играют ин­формационные процессы. В мозг поступают сигналы от орга­нов чувств, к мышцам следуют команды из мозга — все это потоки информации. Они вызваны многими внешними и внут­ренними раздражителями, в том числе кинематическими и динамическими факторами. Все потоки информации, взаимо­действуя, сочетаются закономерно, образуя сложнейшую ин­формационную структуру движений.

Кинематические и динамические структуры сами имеют определенное информационное значение и связаны между со­бой соответствующими информационными структурами.

В информационной структуре выделяют сенсорные структуры- синтезы чувствительных сигналов, переработан­ные и обобщенные. Они отражают воздействия внешних фак­торов и внутреннего состояния организма.

Все воздействия, отражаясь в сознании человека, сочета­ются со следами в его памяти. Так образуется психологичес­кая структура двигательного навыка. В нее входят знания и представления о собственной технике, технике других спорт­сменов , общих требований к ней и т. п.

Команды, которые мозг направляет мышцам и другим органам, обеспечивающим выполнение движений, составля­ют эффекторную структуру. Она во многом зависит от соот­ношения произвольного и автоматического управления в сис­теме движений.

Обобщенные структуры — это закономерности взаи­мосвязей разных сторон действия; обобщенные структуры обусловлены сочетанием разных видов структур (чаще все­го ритмических, фазовых и координационных) .

Ритмические структуры — это закономерности взаимо­связей движений во времени, соотношение длительностей час­тей движений, всего двигательного акта или действий. От того, как размещены во времени акценты усилий, зависит скорость и длительность последующих движений. Части движений раз­личаются по направлению, скорости, ускорению, усилию. Рит­мические же соотношения измеряются только показателями времени. Ритмические структуры служат особо отчетливыми показателями совершенства упражнений.

Фазовая структура — это основные закономерности вза­имодействия, взаимосвязи фаз, которые определяют целост­ность системы движений. Зная требования к каждой фазе, устанавливая, как они согласуются между собой, как исполь­зуются детали движений для общего результата упражнения, можно глубже понять и лучше оценить качество исполнения, лучше определить роль каждой фазы в целом упражнении.

Координационная структура — совокупность всех основ­ных внутренних взаимосвязей в системе движений, а также взаимодействий человека с его внешним окружением во вре­мя выполнения упражнения. Таким образом, можно сказать, что координационная структура включает в себя все перечисленные виды структуры движений, внутренние взаимосвязи системы, а также всю внешнюю структуру — совокупность вза­имодействий спортсмена с внешним окружением.

Совместное действие сил внутренних и внешних лежит в основе организации взаимодействия человека с внешним ок­ружением. Он управляет этим взаимодействием, создавая един­ство внутренней и внешней структуры — координационную структуру. Изучая движения без учета их структурных свя­зей, невозможно понять действительную организацию двига­тельного действия.

3 . Человек как самоуправляемая система

Для того, чтобы физические упражнения достигали постав­ленной цели, их надо выполнять правильно, совершенно. Со­вершенство выполнения зависит от управления движениями. Физические упражнения в биомеханике изучаются как систе­ма движений, управляемая человеком. Для лучшего овладения физическими упражнениями надо знать, как организовано уп­равление системой движений и какие изменения происходят при формировании и совершенствовании системы движений.

Самоуправляемая система включает в себя две подси­стемы — управляющую и исполнительную, которые соедине­ны каналами прямой и обратной связи между собой и вне­шним окружением.

Управляющая подсистема (мозг) посылает команды орга­нам движения по каналу прямой связи (двигательные нервы) . Органы движения, осуществляя действие, воздействуют на внеш­нее окружение (тоже прямая связь) . От внешнего окружения сигналы о его состоянии и изменениях в нем по каналу об­ратной связи поступают в организм и доходят до мозга (по чувствительным нервам) . Получается замкнутый (кольцевой) контур управления. Следует понимать, что в подсистему уп­равления сигналы обратной связи поступают и через подсис­тему исполнения, и непосредственно через отдельные органы чувств. Получается ряд замкнутых циклов, который обеспе­чивает управление по ходу движения.

Когда изучают двигательное действие как управляемую систему движений, устанавливают, каков ее состав и структу­ра. Для этого служат количественные характеристики дви­жений. По характеристикам выявляют отличающиеся друг от друга части (состав системы, т.е. ее подсистемы) . По их изменениям определяют, как эти части взаимосвязаны и вли­яют друг на друга (структура системы) . Эти характеристики дают также описание состояния системы в каждый момент.

Конечное состояние системы, заданное заранее, представ­ляет собой цель управления, к которой должен привести весь процесс управления. Достижение цели осуществляется уп­равляющими воздействиями (командами) . Они переводят систему из одного состояния в другое по определенному спо­собу, иначе говоря, определяют поведение системы.

Информация в системе движений —это сообщения о состоянии и изменениях внешнего окружения и организма, а также команды подсистемам исполнения и обеспечения.

Информация — душа управления. Она передается посред­ством сигналов (к центру — сообщения, от центра — команды) .

Передача информации в самоуправляемой системе

Информация поступает на вход системы (прием инфор­мации) . Вход обладает способностью к восприятию сообще­ний путем реакции на них. Прием именно нужной информации происходит в результате сложных процессов поиска, сбо­ра и отбора сигналов. Важно научиться быстро и точно полу­чать только нужную информацию. Далее следует переработ­ка информации (кодирование, перекодирование), сопровожда­ющаяся сложнейшим синтезом, обобщением потоков сведений, преобразованием их в команды. Движение информации за­вершается ее передачей на объект управления (его вход) и выдачей на выходе всей системы в форме действия спортсме­на, направленного и на внешнее окружение, и на изменение состояния самого спортсмена.

Одновременно информация направляется на хранение в запоминающее устройство («память системы») . Кратковремен­ная память используется вскоре после поступления, долговре­менная хранится долго. Без хранения информации невозможно ничему научиться, невозможно совершенствование системы. Извлечение из памяти неизбежно при любом акте управле­ния : оно помогает исходя из накопленного опыта найти луч­шее решение задачи.

Предварительная информация отражает состояние сис­темы и ее окружения до рассматриваемого действия, обеспе­чивает подготовку к нему.

Текущая информация способствует целенаправленному управлению в течение действия. Таким образом, в самоуправ­ляемой системе осуществляется передача информации двумя путями: а) непосредственный путь — прием, переработка, вы­дача; б) с задержкой — с хранением информации в памяти и последующим ее извлечением. Участие памяти является од­ной из основ совершенствования упражнения.

Управление как способ достижения цели возможно лишь тогда, когда эта цель имеется. В двигательных действиях це­лью управления служит двигательная задача.

Двигательная задача — это обобщенные требования к дви­гательному действию, которые определяются характером пред­стоящего действия и общей последовательностью его этапов.

В каждом двигательном действии человека осуществля­ется определенная двигательная задача. Она может заключаться в достижении определенной конечной цели (забросить шайбу в ворота) либо в выполнении заданного процесса движения (вы­полнить комбинацию на гимнастическом коне) . Решение дви­гательной задачи представляет собой цель управления движе­ниями. Двигательная задача есть как бы образец того, чего еще нет («модель потребного будущего», по Н.А. Бернштейну) .

Задача может быть поставлена извне и заранее (требова­ния соревнований, задание тренера). Она может возникнуть произвольно у самого спортсмена. Могут быть такие сочета­ния внешних и внутренних причин, которые вызывают изме­нение двигательной задачи или появление новой.

Всегда в ее формировании так или иначе участвует ин­формация: а) о внешнем окружении, в котором надо выпол­нять задачу; б) о состоянии готовности спортсмена; в) о про­шлом опыте (информация, извлеченная из памяти). Будущее формируется на основе настоящего и прошлого.

Если задача отвечает на вопрос: «Чего следует достичь?», -то нужно еще получить ответ на вопрос: «Как этого достичь?». На этот вопрос ответ дает программа управления.

Программа управления — это выработанные состав и последовательность движений, целесообразных в конк­ретных условиях при решении поставленной двигатель­ной задачи.

В процессе физического воспитания развиваются двига­тельные качества, формируются двигательные навыки, созда­ются возможности решения двигательных задач. С точки зре­ния управления движениями занятия физическими упражне­ниями обеспечивают накопление множества программ, накопление двигательных возможностей.

Формирование программ управления — очень многосто­ронний процесс, в связи с тем, что и само управление имеет много сторон. Так, необходимы программы подготовки — пред­варительных изменений состояния системы перед действием и в ходе самого действия, перед каждой его фазой; программы выбора — определения варианта, наиболее соответствующего изменяющимся условиям; программы слежения — сопостав­ления фактического выполнения и оптимальной программы в данных условиях; программы цели — программы мобилиза­ции возможностей перестройки движений при помехах для со­хранения оптимального варианта действий; программы усиле­ния — аварийные программы достижения цели даже не лучшим вариантом, использование резервов в тяжелой ситуации и др. Каждая из названных программ также требует многих более детализированных «подпрограмм», ведь управление движения­ми человека относится к сложнейшим процессам в мире.

Контроль над выполнением программы осуществляется при помощи сигналов обратной связи, обеспечивающих сле­жение, сличение, поправки, перестройки и др. процессы.

В этом контроле при выполнении физических упражне­ний крайне важное место занимает самоконтроль на основе отчетливых двигательных представлений.

Итак, управление движениями осуществляется благода­ря передаче и переработке информации — устанавливается двигательная задача, выбираются необходимые, выработан­ные заранее программы, а также создаются новые, передают­ся команды мышцам, ведется постоянный контроль над хо­дом действия, что и обеспечивает выполнение необходимого двигательного действия.

4 . Управление движениями в переменных условиях и формирование структур системы движений

Физические упражнения обычно выполняются в перемен­ных условиях. Условия внешнего окружения бывают доволь­но постоянными (например, в гимнастике, легкой атлетике) или очень изменчивыми (например, в спортивных играх) . Од­нако, если внешнее окружение даже мало изменяется, суще­ствуют две группы внутренних факторов, создающих пере­менные условия выполнения движений: неизбежные рассог­ласования напряжений нескольких сот мышц и многочисленные, не предусмотренные заранее, пассивные ме­ханические силы (инерционные и реактивные) внутри био­механической системы. Таким образом, внутренние и внешние механические условия переменны. Поэтому переменны и пото­ки информации, что и обусловливает приспособление движений к условиям действия. Управление движениями в таких услови­ях чрезвычайно сложно и вместе с тем очень совершенно.

Все воздействия на движения можно разделить на управ­ляющие и сбивающие.

Управляющие воздействия — это напряжения мышц, по­средством которых вызывают и изменяют соответствую­щие движения. Эти воздействия ведут к поставленной цели, обеспечивают выполнение двигательной задачи. Команды, по­сылаемые мышцам, благодаря обратной связи учитывают так­же и другие внутренние и внешние силы, приложенные к телу. В том случае, если другие (не мышечные) силы способствуют достижению цели, используются в управлении, их тоже следу­ет считать управляющими воздействиями.

Сбивающие воздействия всегда возникают при движени­ях. Их принято называть помехами. Они препятствуют достижению цели, могут нарушать правильность движений. Часть помех неустранима — это те силы, которые неизбежны в движени­ях в виде внешних сопротивлений (трение, сопротивление водной среды и т. п.) • С этими помехами ведется борьба посредством приспособления к ним управляющих воздействий заранее и уст­ранения возникающих отклонений от программы управления.

Даже при самом совершенном повторении упражнения под влиянием помех возникают отклонения. Это могут быть отклонения в разных характеристиках, у разных звеньев тела, в разные фазы движений. Всегда наблюдается изменчивость движений в виде неповторимости характеристик, их разбро­са. Изменчивость можно рассматривать как приспособитель­ную, случайную и коррекционную.

Приспособительная изменчивость характеризуется пред­варительными изменениями системы движений, которые со­ответствуют переменным условиям. В этом случае управля­ющие воздействия заранее приспосабливаются к предстоящим условиям действия, т.е. происходит подготовка к встрече с помехами, и отклонения не наступают. Здесь важно успеть подготовиться и точно дозировать необходимое изменение. Однако само приспособление представляет уже какое-то из­менение выполняемой программы. Это хотя и частичное, но все-таки тоже отклонение, и оно должно быть возмещено.

Случайная изменчивость вызвана возмущениями, не пред­виденными полностью, т.е. возникает тогда, когда приспосо­бительная изменчивость недостаточна, не обеспечивает нейт­рализации помех в переменных условиях. Отклонения, меша­ющие достижению цели, существенные. Это недостатки и ошибки в выполнении упражнений. Большое количество от­клонений можно считать несущественными, поскольку они не нарушают в целом правильности движений, не снижают эф­фективности упражнений, безразличны для результата.

Коррекционная изменчивость характеризуется изменени­ями для исправления возникающих отклонений. Это те изме­нения в управлении движениями, которые приостанавливают начавшееся случайное существенное отклонение и далее на­правлены на восстановление правильного выполнения про­граммы. В основе коррекции лежит сличение заданной про­граммы с текущим выполнением движений, выявление от­клонений и их устранение. Для этого необходима программа, продиктованная двигательной задачей, и информация по ка­налам обратной связи об обстановке и ходе движений.

Именно приспособительная (предупреждающая отклоне­ния) и коррекционная (исправляющая отклонения) изменчи­вость делают успешной борьбу с помехами, предупреждают и устраняют случайные существенные отклонения.

Овладение физическим упражнением с точки зрения био­механики представляет собой формирование новой системы движений. При этом происходит первоначальное построение системы движений (овладение упражнением) и дальнейшая ее перестройка (совершенствование выполнения упражнения) .

При обучении новым упражнениям используются со­ответствующие, ранее сформированные подсистемы движе­ний; затормаживаются наличные подсистемы, непригодные для решения данной задачи; формируются новые подсисте­мы, необходимые для решения новой двигательной задачи и на этой основе происходит формирование структур вновь создаваемой системы движений.

Двигательная деятельность человека отличается чрезвы­чайной способностью к функциональной перестройке и накоп­лению форм поведения. С возрастным развитием организма и накоплением двигательного опыта создаются все большие возможности для использования ранее освоенных движений.

При овладении физическими упражнениями всегда в боль­шей или меньшей степени используются ранее созданные под­системы движений. Нередко они несколько приспосаблива­ются к требованиям новых упражнений.

Поскольку возникает новая двигательная задача, для ее решения необходима выработка новых подсистем движений и вместе с тем подавление тех подсистем, которые не могут быть использованы, но могут помешать решению новой задачи.

Приспособление старых подсистем и объединение их с но­выми, да еще при торможении непригодных, является сложным длительным процессом установления новых взаимодействий -формирования новой структуры целостной системы движений.

Структуры подсистем объединяются, соединяются, согла­совываются. Трудностей при этом возникает немало, хотя бы из-за различий характера подсистем, их временных характе­ристик (в частности, ритмов), степени их совместимости, ус­тойчивости к помехам, осознаваемости и др.

Процесс построения системы движений при первоначаль­ном овладении физическим упражнением опирается на поста­новку ряда задач. Прежде всего необходимо ознакомление с но­вым упражнением (рассказ, показ), создание модели упражнения, установление требований к его выполнению. Ознакомление включает в себя теоретическое понимание внешней картины (опи­сание) и механизма (объяснение) движений; создание зритель­ного образа при наблюдении за показом; получение двигатель­ных ощущений при первых попытках выполнения упражнения в целом или подводящих к нему упражнений. В результате ознакомления создается двигательное представление. Это про­исходит не сразу, а нередко после многократного повторения с уточнением на последующих ступенях обучения. В основе озна­комления лежат методы рассказа, показа и пробы.

Следующая группа задач — освоение разучиваемого упраж­нения, продолжающееся до тех пор, пока ученик не сможет в основном правильно и уверенно выполнить упражнение.

Построение системы возможно аналитическим путем: с помощью подводящих упражнений формируются элементы будущей системы, а потом из них складывается целое упраж­нение. Для ряда упражнений более пригоден синтетический путь: сначала в общем виде создается целое, а потом проис­ходит совершенствование его деталей. Оба пути тесно связа­ны, применяются в зависимости от особенностей разучивае­мого упражнения, могут чередоваться по ходу обучения.

Решение третьей группы задач, связанных с применени­ем упражнения для получения требуемого результата, долж­но обеспечить повышение эффективности упражнения (более высокий результат) и надежности его выполнения (при за­данном результате).

Все три группы задач ставятся не только при формиро­вании системы движений. Они необходимы и при дальней­шем совершенствовании техники спортивных упражнений. Группы задач — это не последовательные этапы обучения, од­нократно сменяющие друг друга. Наоборот, эти задачи ста­вятся снова и снова, многократно, и каждый следующий раз на более высоком уровне требований.

Совершенствование техники начинается после завершения (в основном) формирования системы движений при начальном обучении и продолжается в течение всего времени, пока еще спортсмен тренируется. В основе совершенствования техники физического упражнения лежит перестройка системы движе­ний. Взаимодействия между ее элементами приобретают все бо­лее упорядоченный характер; отклонения в исполнении движе­ний, связанные с невысоким совершенством, недостаточной точ­ностью движений, уменьшаются; приспособительные изменения,

наоборот, расширяют границы допустимых отклонений, приспо­сабливаются к все большему кругу переменных условий; увели­чивается помехоустойчивость и надежность исполнения; исче­зают случайные существенные отклонения.

При обучении и совершенствовании устраняются ошибки и недостатки. Ошибки — это отклонения от выполнения тре­бований, предъявляемых к движениям, от механизма движе­ний . Эти отклонения выходят за допустимые пределы и нару­шают правильность движений; основные ошибки — это нару­шения основных требований, невыполнение того, что обязательно для заданного упражнения. Частные ошибки не затрагивают основного механизма движений, но нарушают отдельные частные требования, что в конечном счете снижа­ет качество и результат выполнения. От ошибок принято от­личать недостатки: с качественной стороны все выполняет­ся правильно, однако количественно не вполне соответствует требованиям. Для устранения ошибки следует разрушить не­правильные движения и их структуру. Для устранения недо­статка не надо разрушать созданное, а следует только опреде­ленным образом изменить количественную меру, сохраняя сложившийся механизм.

Таким образом, перестройка систем движений обусловлена всеми видами двигательной деятельности, в особенности целе­направленным физическим воспитанием, а также возрастным физическим развитием; с изменениями в двигательном и уп­равляющем аппаратах перестраиваются и системы движений.

Контрольные вопросы

1. Что такое система движений, ее состав и структура?

2. Как выделяют элементы движений в пространстве и во времени; как они объединены в подсистемы и целостную систему?

3. Каковы отличия видов структуры (кинематическая, динамическая) ?

4. Что такое информационная структура двигательного действия?

5. Какова схема управления в двигательном действии человека?

6. Что такое прямая и обратная связи?

7. Что такое информация и каково ее значение в про­граммировании движений?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *