Личностные адаптации поль вар

Личностная адаптация – это стиль чувств, мыслей и поведения, развившийся в результате врожденной предрасположенности и раннего детского опыта.
Знание различных личностных адаптаций может помочь Вам лучше понять себя и других. Эта теория говорит о том, что необходимо развить в себе, для успешного продвижения в жизни и как общаться с близкими людьми, которые действуют исходя из отрицательных аспектов своей адаптации, что нужно делать, вместо того, чтобы ссориться.
Большинству из нас, в действительности, присуще сочетание данных адаптаций, иногда некоторых аспектов их всех. В этих стилях жизни нет ничего патологического. Каждая адаптация, как и ее название, имеет положительные и отрицательные свойства. Например, чрезмернореагирующие (-) энтузиасты (+) или очаровательные (+) манипуляторы (-). Эти названия просто обозначают наши стили решения проблем. Каждый человек находится в определенной точке континуума определенных адаптации, у кого-то более сильны положительные аспекты, у кого-то отрицательные. У каждого человека как минимум одна адаптация для выживания и одна адаптация для одобрения выражены ярче других.

Содержание

Адаптации для выживания

  • Креативные мечтатели
  • Блистательные скептики
  • Очаровательные манипуляторы

Согласно теории у каждого из нас есть по крайней мере одна адаптация для выживания, которая формируется до двух лет. Если доверие к окружению подорвано (родители не могут о нас адекватно позаботиться, так как они перегружены, не замечают наших потребностей или непоследовательны в заботе о нас), мы определяем, как будем справляться с ситуацией одни. Мы решаем:
1. Отстраниться, позаботиться о себе самостоятельно и не создавать другим проблем,
2. Критиковать или атаковать, чтобы справиться с любой угрозой, скептически наблюдать и приходить к резким заключениям о других,
3. Маневрировать с помощью нашего быстрого мышления, чтобы выжить или выиграть.

Адаптации для одобрения

  • Игривые упрямцы
  • Ответственные работоманы
  • Чрезмернореагирующие энтузиасты

При менее стрессовых обстоятельствах обычной повседневной жизни мы стремимся действовать в основном исходя из наших адаптаций для одобрения – решений, принятых нами между двумя и шестью годами. Эти решения связаны с нашими способами получать родительское одобрение, с нашими реакциями на то, как родители вели себя с нами (чрезмерно контролировали, хвалили наши достижения или восхищались проявлениями наших эмоций).

Мы можем решить:
1. Бороться, сопротивляться, избавиться от давления и плыть по течению без четкого жизненного плана или цели
2. Работать, производить, достигать, создавать, организовывать и изнурять себя
3. Стараться порадовать и восхитить других, действуя скорее исходя из наших эмоций, чем из ясного мышления

КРЕАТИВНЫЕ МЕЧТАТЕЛИ

(научное название адаптации для выживания – шизоидная)

Спокойные, помогающие, приятные в общении, неприхотливые, креативно мыслящие, нестандартные. Они добры и любезны, развивают в себе силу и очень стараются угождать другим. Самодостаточны и надежны, охотно помогают людям. Не занимают слишком много пространства.

Реагируют на стресс ригидным мышлением, отстраненностью, пассивностью, оцепенением, потерянностью, отчаянием.
При ссоре или стрессе они часто просто отстраняются и «эмоционально исчезают». Они могут оказаться не в состоянии ясно мыслить и защищать себя. Вместо этого они чувствуют спутанность, смущение, тревогу и грусть.

Креативные мечтатели часто добрые, вежливые, расположенные к людям, очень уважают чужое пространство. Многие из них, хотя и не все, творческие и артистичные, ценят музыку, изобразительное искусство, архитектуру или поэзию, тонко понимают природу. При всей своей креативности иногда они могут растеряться и забыть претворить в реальность свои замечательные идеи. Они надежные друзья, оплот тихой стабильности, не требуют много внимания от других, часто с удовольствием остаются в одиночестве.

Креативные мечтатели в своей жизни рано учатся, обычно к двум годам, не хотеть слишком многого. Они стараются отстраниться от слишком большого волнения и драматизма. Создается впечатление, что они уже рождаются тихими. Они опасаются, что могут перегрузить своих и без того тревожных и напряженных родителей, и поэтому решают никогда не создавать проблем. Они надеются на то, что если они не будет слишком требовательными, о них позаботятся и их потребности могут быть удовлетворены. Послание (реальное или воображаемое), которое они получили, было: «Не требуй от меня слишком многого!»

Креативным мечтателям нужно научиться заботиться о себе, чувствовать себя живыми. Им необходимо вернуть свои чувства и потребности. Они могут помогать себе и защищать себя так, как они это делают по отношению к другим, и их все еще не будет «слишком много». Совершенно нормально то, что у них есть чувства, потребности и ожидания, и то, что другие будут с ними считаться. Когда они ясно обдумывают свою ситуацию и отстаивают себя, они продвигаются в жизни и чувствуют себя лучше.

Креативным мечтателям нужно, чтобы другие помогли им выйти из отстраненности и пассивности. Необходимо понимать, что их молчание не означает, что внутри них ничего не происходит, часто они могут очень многое предложить, если их спросить. Если Вы сидите тихо и ждете, когда они проявят себя, это может никогда не произойти. Очень важно мягко высказывать твердое ожидание, что они подумают, чего они хотят, и сделают все необходимое, чтобы их потребности были удовлетворены. Они оценят Вашу четкость и силу (это то, чего они не получили, пока росли).

Креативные мечтатели в своей положительной ипостаси прекраснейшие друзья, самые надежные товарищи и самые лояльные сотрудники. В своей отрицательной ипостаси они могут полностью отстраняться от реальности и уходить в мир фантазии.

БЛИСТАТЕЛЬНЫЕ СКЕПТИКИ

(научное название адаптации для выживания – параноидная)

Аккуратные, точные, наблюдательные, обладающие блестящим мышлением, легко обучаемые, предсказуемые, понимающие суть вещей, внимательные к деталям.

Реагируют на стресс подозрительностью, критикой, контролем, агрессией, повышенной чувствительностью, ревностью.
Если они удивлены или застигнуты врасплох, обычно отвечают гневом (который покрывает их страх быть пораненными или отвергнутыми). Они также могут стать ревнивыми и подозрительными, когда поведение окружающих непредсказуемо.

Блистательные скептики в своей жизни рано учатся, обычно до двух лет, быть осторожными и агрессивными. Слишком часто их потребностей не замечали, когда они хотели получить от родителей одобрение, а не критику или отвержение.

Блистательные скептики обычно предпочитают предсказуемость игривым и спонтанным удовольствиям. По отношению к другим стремятся скорее быть отстраненными, чем вовлеченными. Часто блестящие мыслители. Могут быть очень эффективными сотрудниками, ожидающими совершенства от себя и других.

Блистательным скептикам нужно научиться доверию. Когда они это сделают, они перестают критиковать и нападать на других. Они начинают чувствовать безопасность и поддержку и понимают, что их подозрения часто необоснованные. Это помогает им проверять свои параноидные фантазии о других. Когда они обнаруживают, что истинно, и понимают, почему они раньше думали иначе, они становятся менее подозрительными. Им нужно почувствовать себя в безопасности, чтобы войти в контакт со своими чувствами. Кроме того, им нужно понять, что они могут ослабить контроль, чтобы расслабиться и получать больше радости от жизни, и при этом они будут продолжать отвечать за свои поступки.

Блистательным скептикам нужно, чтобы другие были безопасными, предсказуемыми, поддерживающими и вызывающими доверие, когда контакт происходит из мышления. Когда они почувствуют себя в безопасности (чего они не смогли сделать в детстве), обращайтесь к их чувствам и поддерживайте их. Предложите им проверять любые подозрительные мысли о Вас, которые им приходят в голову. Очень помогает, если Вы поймете, что их агрессивное и защитное поведение на самом деле не связаны с Вами.

Блистательные скептики обладают очень большими внутренними ресурсами, они могут быть удивительно надежными в критических ситуациях. Их острый ум лежит в основе многих политических, юридических и коммерческих операций. Они могут вносить большую четкость в выполняемую задачу.

ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЕ МАНИПУЛЯТОРЫ

(научное название адаптации для выживания – антисоциальная)

Очень энергичные, целеустремленные, артистичные, привлекательные, харизматичные, обаятельные, волнующие, вовлекающие. Их чувство избранности дает им самоподдержку, которая продвигает их к поставленным целям. Они отличные лидеры и организаторы, особенно если проект показывает их в выгодном свете.

В своей отрицательной ипостаси они импульсивные, эгоистичные, безответственные, манипулирующие, агрессивные.

Очаровательные манипуляторы в своей жизни рано понимают, что они достойны заботы и любви, однако их опыт показывает, что родительские фигуры непоследовательны и ненадежны, они чувствуют, что с ними сыграли злую шутку. Они решают, что больше никогда не будут такими доверчивыми. Основная драма этого характера заключается в том, что они используют свою хитрость, шарм и блеск, чтобы манипулировать другими, и не ожидают, что другие сами захотят сотрудничать.

Очаровательные манипуляторы очень активны и агрессивны. Они ищут внешние стимулы и отлично себя проявляют в видах деятельности, требующих большой вовлеченности. Они могут быть выдающимися предпринимателями или успешно делать карьеру в сфере продаж и рекламы.

Очаровательным манипуляторам нужно научиться быть настоящими. Им необходимо учитывать других, научиться удовлетворять свои потребности в сотрудничестве с другими людьми, удовлетворяющими свои, а не дурачить всех. Так как они не верят, что другие захотят что-то для них сделать, они тратят огромное количество энергии на манипуляции тогда, когда достаточно просто попросить о том, что им нужно.

Очаровательным манипуляторам нужно, чтобы другие показывали, что видят их манипуляции, для этого нужно игриво восхититься их ловкостью и умом. Им важно знать, что они могут говорить о своих чувствах и быть при этом в безопасности, Вы останетесь таким же надежным и достойным доверия. Они ценят силу и четкость, им нужно знать, что они могут быть близки с Вами, не потеряв свою свободу. Им гораздо легче начинать проекты, чем завершать их. Поэтому Ваша поддержка может сослужить им хорошую службу, хотя они и будут чувствовать, что Вы призываете их следовать правилам, созданным для других.

ИГРИВЫЕ УПРЯМЦЫ

(научное название адаптации для одобрения – пассивно-агрессивная)

Энергичные, преданные, игривые, настойчивые, взвешивают обе стороны вопросы, самостоятельно мыслят.

Реагируют на стресс упрямством, агрессией, борьбой с чем бы то ни было, излишней зависимостью, сильным сопротивлением. Они постоянно оказываются втянутыми в ненужные конфликты, борются с родительскими фигурами, начальниками, правилами, ожиданиями других. Предоставленные сами себе, борются с собой, техническими приборами или гравитацией.

Игривые упрямцы рано понимают в своей жизни, обычно к трем годам, что каждый их шаг хотят контролировать. Этот опыт оказывается для них решающим. Они решают, что отныне никто и никогда не заставит их быть тем, кем они не являются, и делать то, чего они не хотят. Теоретически это хорошая идея, но на практике всю свою энергию они тратят на борьбу с другими, а не фокусируют внимание на том, как получить то, что им действительно нужно. Так они оказываются на обочине жизни без какого бы то ни было жизненного плана.

Игривые упрямцы стараются не следовать предлагаемому направлению, даже самому очевидному, не делать то, что от них ожидают. Они чувствуют, что должны всё делать не таким способом, как другие, так как родители настаивали на том, что только их способ единственно правильный. Игривые упрямцы защищали свою автономию, свое право быть собой. При этом перед ними вставала дилемма – или быть любимым, или быть собой. Из-за постоянной борьбы они застревают на одном месте, стараются понять, что же им делать, потом обвиняют себя и за то, что сделали, и за то, что не сделали. Они хотят заботы, но не выражают ясно свои желания, не могут сказать прямо, чего бы хотели, в итоге не получают желаемое и испытывают разочарование.

Игривым упрямцам нужно научиться отказываться от бесплодной борьбы, понять, что всё в жизни не делится на белое и черное, правильное и неправильное, в их распоряжении множество вариантов. Также им нужно понять, что они хороши сами по себе и все вовсе не пытаются их сломить. Они смогут расслабиться, если почувствуют себя в безопасности, войдут в контакт со своими чувствами (изнуренными от постоянной борьбы).

Игривым упрямцам нужно, чтобы другие играли с ними, а не боролись. Всё, что даже очень отдаленно выглядит как контроль, для них подозрительно, поэтому просто получайте удовольствие от общения с ними.

Игривые упрямцы лучше всего продвигаются в жизни, если они перестают сражаться, выходят из дилеммы «или-или» и понимают, что им не нужно бороться, чтобы выжить. Очень полезно научить их открыто говорить «нет» вместо того, чтобы стоять на своем посредством пассивного сопротивления. И, наконец, им нужна помощь в том, чтобы перестать бояться честного самовыражения.

ОТВЕТСТВЕННЫЕ РАБОТОМАНЫ

(научное название адаптации для одобрения – навязчиво-принудительная)

Ориентированы на работу, надежные, пунктуальные, аккуратные, сотрудничающие. Они удивительно продуктивны и целеустремленны. Отлично работают в коллективе и превосходно проявляют себя на любой ответственной должности с большим объемом работы.

Реагируют на стресс напряженностью, навязчивостями, чрезмерной сосредоточенностью, перфекционизмом, запредельной ответственностью. Они просто не знают, когда нужно остановиться. Им очень трудно делегировать полномочия и передавать ответственность. Часто их девизы: «Если ты хочешь, чтобы что-то было сделано, сделай это сам» и «Если это нужно сделать, это нужно сделать хорошо».

Они изнуряют себя, стараясь всё сделать. Часто единственный способ сделать перерыв и не чувствовать себя виноватым – это заболеть.

Ответственные работоманы рано в своей жизни, обычно к 5 или 6 годам, понимают, что больше всего похвалы они получают за деятельность и достижения, а не за то, что они просто есть. В семье происхождения чувствам уделялось очень ограниченное внимание. Соответственно, они больше стремятся работать и думать, чем чувствовать.

Ответственные работоманы – образцовые граждане и члены общества. Они постоянно занимаются полезной деятельностью, а на отдыхе всего лишь выполняют меньше задач. Они думают, планируют и делают. Часто они используют списки дел, чтобы организовать свои обязанности. Нередко они теряют какое бы то ни было чувство баланса между работой и отдыхом. Они много работают в ущерб своему здоровью, что может привести к серьезным недомоганиям.

Ответственным работоманам нужно понять, что они не обязаны быть совершенными, они могут делать ошибки и при этом продолжать быть успешными в жизни, и другие все равно захотят быть с ними рядом. Делать или быть – их основная дилемма. Очень важно понять, что они могут позволять себе отдыхать, а не уработаться насмерть. Им нужно успокаивать свою внутреннюю тревогу и обучиться прекрасному искусству просто быть.

Ответственным работоманам нужно, чтобы другие обращались к ним через мышление, а затем помогали им думать более глубоко за счет контакта со своими чувствами. Очень помогает, когда другие разрешают им и вдохновляют их делать перерывы в работе, расслабляться и получать удовольствие от жизни с помощью игривой ипостаси их личности.

Ответственные работоманы лучше всего продвигаются в жизни, если они интегрируют чувства и мышление, позволяют себе некоторый процент ошибок, учатся отдыхать и ценить себя просто за свое существование, а не только за достижения. Тогда Вы увидите большие изменения в их поведении.

ЧРЕЗМЕРНОРЕАГИРУЮЩИЕ ЭНТУЗИАСТЫ

(научное название адаптации для одобрения – истерическая)

Очень привлекательные, игривые, спонтанные, жизнерадостные, сосредоточенные на других. Они очень чувствительны к потребностям других, прекрасно принимают гостей. Уделяют много внимания тому, какое они производят впечатление, могут придать игривость и пленительность любой ситуации.

Под воздействием стресса эгоцентричны, драматизируют ситуацию, растворяются в других. Они очень огорчаются и чрезмерно эмоционально реагируют, если их попытки порадовать Вас потерпели неудачу. Они путают внимание с любовью и часто теряют себя в отношениях, которые заканчиваются болью и отвержением.

Чрезмернореагирующие энтузиасты рано в своей жизни понимают, что получают больше всего одобрения за то, что они милые, веселые и очаровательные. На их умственные способности не обращали внимания, соответственно, они не верят, что могут думать глубоко, ясно и продуктивно. Вместе с тем, радовать других – это то, что они могут делать без значительного участия мышления, и получать от окружающих максимум одобрения.

Чрезмернореагирующие энтузиасты часто путают свои чувства с реальностью. Совершают импульсивные действия под влиянием чувств, а не размышляют над ситуацией.

Чрезмернореагирующим энтузиастам нужно понять, что они могут остановиться и подумать над ситуацией, что чувства отличаются от фактов и что они могут войти в контакт со своим гневом (который обычно подавляется) и почувствовать свою личностную силу. Им также нужно понять, что убегание из ситуации не приносит им пользу и что они могут отстоять себя так, чтобы их потребности были удовлетворены, а не только удовлетворять потребности других. Им нужно знать, что они могут быть одновременно и любимыми, и думающими (компетентными).

Чрезмернореагирующим энтузиастам нужно, чтобы другие поощряли их независимость и самостоятельное мышление, бросали вызов сомнениям в их компетентности и ясности мышления.

Чрезмернореагирующие энтузиасты лучше всего продвигаются в жизни, если они понимают, что угодить всему миру невозможно и гораздо лучше остановиться и ясно обдумать свою ситуацию.

Сайт психоаналитика Елены Лазаренко

Теория личностных адаптаций в модальности Транзактный анализ

На этом дистанционном курсе слушатели подробно изучат теорию о шести личностных стилях и углубляться в понимании собственной личности и личностей свой клиентов.

Знание личностной адаптации партнера по общению помогает нам быстрее и качественнее строить контакт, лучше понимать существующие и потенциальные трудности, деструктивные паттерны и зоны развития личности.

В данном курсе мы рассматриваем как воспитание влияет на формирование личностной адаптации ребенка, дифференцируем адаптации для выживания и адаптации для одобрения в семье происхождения, разбираем различные комбинации адаптаций, учимся определять личностные адаптации за несколько минут общения с человеком. Рассматриваем подробности построения терапевтических отношений и специфические терапевтические цели в работе с клиентами — обладателями различных адаптаций.

Для кого: этот курс будет интересен для начинающих и опытных психологов консультантов любой модальности, желающих расширить свой терапевтический репертуар и обрести новое видение личностных стилей клиентов.

Также курс может быть полезен для представителей любых других профессий, так как значительно углубляет понимание себя и других, привычных паттернов в личных и профессиональных взаимоотношениях, помогает подобрать наиболее продуктивный способ построения контакта, позволяет наметить зоны роста и личностного развития.

Условия участия: Важным условием участия в курсе является ваше знание базовой теории Транзактного анализа. Мы будем опираться на модель эго-состояний, теорию жизненного сценария, игр и рэкетов.

Данный курс идеален для тех, кто хотел бы продолжить более глубокое изучение Транзактного анализа после прослушивания дистанционного курса «Транзактный анализ в психологическом консультировании», либо слушателей, прошедших 101 курс или другие вводные курсы по ТА.

Курс «Теория личностных адаптаций в модальности Транзактный анализ» состоит из четырех разделов, каждый из которых заканчивается вебинаром по вопросам слушателей и творческой контрольной работой, позволяющей примерить теорию о личностных стилях на себя/партнеров по общению/клиентов, получая чуткую и подробную обратную связью от преподавателей.

Первый раздел. «Введение в модель личностных адаптаций»

В этом разделе вы познакомитесь с ключевыми идеями и историей создания модели личностных адаптаций. Мы поговорим о том, чем адаптации отличаются от личностных расстройств, рассмотрим идею о «дверях» контакта — областях, через которые люди взаимодействуют с миром. Взглянем на краткие и яркие эскизы шести личностных адаптаций, в которых, вероятнее всего, вы быстро узнаете себя и своих знакомых/клиентов.

Вас ждет лекция о формировании адаптаций для выживания и одобрения в семье происхождения и влиянии стиля воспитания на этот процесс. Мы поговорим о том, на какой стадии психического развития и в каком возрасте формируется та или иная адаптация. Вы освежите свои знания о уже знакомых вам базовых идеях теории Транзактного анализа, взаимно обогащающих модель шести личностных адаптаций.

В конце раздела вас ждет творческая контрольная работа – анализ личностных адаптаций главного героя художественного фильма (фильм можно выбрать из списка предложенных). Это задание позволит вам попрактиковаться в определении адаптаций, основываясь на уже имеющихся у вас знаниях.

Второй раздел. «Шесть адаптаций и их комбинации в деталях»

Во втором разделе курса мы подробно разберем различные особенности следующих адаптаций:

  1. Истероидная адаптация личности (Чрезмерно реагирующий -Энтузиаст)
  2. Обсессивно-компульсивная адаптация личности (Ответственный-Работоголик)
  3. Параноидная адаптация личности (Блистательный-Скептик)
  4. Шизоидная адаптация личности (Творческий-Мечтатель)
  5. Пассивно-агрессивная адаптация личности (Игривый-Сопротивленец)
  6. Антисоциальная адаптация личности (Очаровательный-Манипулятор)

Мы будем обращать внимание на такие особенности, как: характерная структура личности и возможные контаминации, типичные области личностных затруднений, особенности детского развития, характерные последовательности «дверей» контакта, типичные игры, в которые играют обладатели различных адаптаций и многое другое.

Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся комбинации адаптаций для выживания и одобрения, а также их специфические характеристики.

В ходе выполнения контрольной работы вы сможете проанализировать собственные адаптации для выживания и одобрения, их сильные стороны и зоны роста.

Третий раздел. «Диагностика и эффективное построение контакта с обладателями различных личностных адаптаций»

Вы познакомитесь и овладеете различными способами диагностики личностных адаптаций. Подробно изучите признаки различного драйверного поведения, научитесь его определять и использовать в качестве ключа к диагностике личностного стиля собеседника после всего нескольких минут разговора. Мы рассмотрим и другие «зацепки» для определения адаптаций: предпочитаемый стиль контакта и реакция на угрозу и сильный стресс.

Вы научитесь тонкостям построения контакта с представителями различных личностных адаптаций через регуляцию режимов коммуникации и использование «дверей» контакта. Также мы обсудим особенности взаимодействия между представителями различных адаптаций.

В ходе выполнения контрольной работы вы сможете определить личностные адаптации избранного вами партнера по общению/клиента и рассмотреть особенности вашего взаимодействия, а также определить стратегии их улучшения.

Четвертый раздел. «Особенности процесса консультирования/психотерапии с клиентами – представителями различных личностных адаптаций»

В четвертом разделе мы разберем специфические терапевтические цели и фокусировку для представителей различных адаптаций. Рассмотрим, как помочь Истероидному клиенту перестать чрезмерно реагировать и начать решать проблемы с помощью мышления. Как направить Обсессивно-Компульсивного клиента к признанию собственной ценности безотносительно достижений, а Параноидного клиента к ощущению безопасности в этом мире. Разберемся, как вдохновить Шизоидного клиента прислушиваться к своим желаниям и удовлетворять свои потребности, как показать Пассивно-Агрессивному клиенту бессмысленность и беспощадность повсеместной борьбы за контроль и как помочь Антисоциальному клиенту стать искренним и «настоящим». Также мы рассмотрим особенности терапевтической работы с клиентами с наиболее часто встречающимися комбинациями адаптаций.

Вам будут предложены видеозаписи работы с «экспериментальными» клиентами, представителями различных адаптаций.

В ходе выполнения контрольной работы вы сможете проанализировать переключение личностных адаптаций: ваших и вашего собеседника/клиента, что позволит вам сформулировать новые терапевтические цели в работе с клиентом или/и новые направления в работе над собой.

Личностные адаптации: Учимся разбираться в людях

Модель шести личностных адаптаций была создана независимо друг от друга двумя американскими авторами: Полем Варом и Тайби Калером.

Готовясь к очередному семинару размышлял как проще и доступнее научить студентов использовать личностные адаптации в терапии. Вспоминал свою путаницу в голове когда учился сам и судорожные попытки соотнести личностные адаптации и мишени терапии. В результате родилась таблица в которой удалось структурировать: открытые двери, мишени психотерапевтической работы и двери ловушки.

Личностные адаптации (Поль Вар)

Модель шести личностных адаптаций была создана независимо друг от друга двумя американскими авторами: Полем Варом и Тайби Калером.

  • Креативные мечтатели

  • Блистательные скептики

  • Очаровательные манипуляторы

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

  • Чрезмернореагирующие энтузиасты

  • Игривые упрямцы

  • Ответственные работоманы

«Дверей контакта» всего три:

  • «Открытая дверь» — канал, по которому всегда можно без проблем общаться с человеком

  • «Дверь-цель» — канал, который нужно задействовать, чтобы достучаться в третью дверь и добиться изменений или глубокого взаимопонимания.

  • «Дверь-ловушка» — этот канал обычно закрыт для коммуникации. Во избежание прерывания общения с человеком его лучше не использовать. Вы точно не донесете до человека то, что хотели донести, если попытаетесь сразу начать «ломиться» к нему через эту дверь.

Адаптации для выживания. Формируются к 1-1,5 годам

При холодных, безразличных, занятых родителях и(или) нарушение безопасности – ребенок принимает решения:

  • Отстраниться, позаботиться о себе самостоятельно и не создавать другим проблем. «Креативные мечтатели».

  • Критиковать или атаковать, чтобы справиться с любой угрозой, скептически наблюдать и приходить к резким заключениям о других. «Блистательные скептики».

  • Маневрировать с помощью нашего быстрого мышления, чтобы выжить или выиграть. «Очаровательные манипуляторы».

«Творческие мечтатели»: (шизоидная)

пассивны, замкнуты, живут в собственном мире, «во сне наяву», отрешённы, сверхчувствительны, дистантны, избегают близости, инвестируют свою энергию в пассивность

Драйверы:

Предписания:

Будь сильным

Не живи (не будь)

Старайся

Не достигай (в отношениях)

Радуй других

Не чувствуй (радости, восторга)

He принадлежи

Не будь здоровым

Не думай

Основная позиция: Я — Ты —

Ключевые слова: Я не знаю… Я думаю еще…

Открытая дверь: Поведение

Дверь-цель: Мышление

Дверь-ловушка: Чувства

Спокойные, помогающие, приятные в общении, неприхотливые, креативно мыслящие, нестандартные. Они добры и любезны, развивают в себе силу и очень стараются угождать другим. Самодостаточны и надежны, охотно помогают людям. Не занимают слишком много пространства.

Реагируют на стресс: ригидным мышлением, отстраненностью, пассивностью, оцепенением, потерянностью, отчаянием.

При ссоре или стрессе они часто просто отстраняются и «эмоционально исчезают». Они могут оказаться не в состоянии ясно мыслить и защищать себя. Вместо этого они чувствуют спутанность, смущение, тревогу и грусть.

Нуждаются, чтобы другие помогли им выйти из отстраненности и пассивности. Необходимо понимать, что их молчание не означает, что внутри них ничего не происходит, часто они могут очень многое предложить, если их спросить.

Если Вы сидите тихо и ждете, когда они проявят себя, это может никогда не произойти. Очень важно мягко высказывать твердое ожидание, что они подумают, чего они хотят, и сделают все необходимое, чтобы их потребности были удовлетворены.

Они оценят Вашу четкость и силу (это то, чего они не получили, пока росли).

«Блестящие скептики»: (параноидная)

без причины чувствуют себя использованными и обиженными; безосновательно подвергают сомнению верность / лояльность других; придают безобидным инцидентам скрытое значение; злопамятны; не забывают пренебрежения; сближаются очень медленно с другими из страха, что информацию могут использовать против них; легко чувствуют неуважение; реагируют быстро, гневно или контрнаступают

Драйверы:

Предписания:

Будь сильным

Не будь ребенком

Будь лучшим

Не будь близким

Не чувствуй

He наслаждайся

Основная позиция: Я + Ты —

Ключевые слова: Что ты подразумеваешь под этим? Не воюй со мной! Мы оба знаем, что случилось! Я вижу, что ты мне не веришь. Никто мне не верит.

Открытая дверь: Мышление

Дверь-цель: Чувства

Дверь-ловушка: Поведение

Аккуратные, точные, наблюдательные, обладающие блестящим мышлением, легко обучаемые, предсказуемые, понимающие суть вещей, внимательные к деталям. Обычно предпочитают предсказуемость игривым и спонтанным удовольствиям.

По отношению к другим стремятся скорее быть отстраненными, чем вовлеченными.

Часто блестящие мыслители.

Могут быть очень эффективными сотрудниками, ожидающими совершенства от себя и других.

Реагируют на стресс: подозрительностью, критикой, контролем, агрессией, повышенной чувствительностью, ревностью.

Нуждаются, чтобы другие были безопасными, предсказуемыми, поддерживающими и вызывающими доверие, когда контакт происходит из мышления. Когда они почувствуют себя в безопасности (чего они не смогли сделать в детстве), обращайтесь к их чувствам и поддерживайте их. Предложите им проверять любые подозрительные мысли о Вас, которые им приходят в голову. Очень помогает, если Вы поймете, что их агрессивное и защитное поведение на самом деле не связаны с Вами.

Безопасность для контакта со своими чувствами.

«Очаровательные манипуляторы»: (антисоциальная)

Имеют низкую фрустрационную толерантность, конфликты с обществом, проблемы с законом и правилами; стремятся к возбуждению и драме; эгоистичны, импульсивны, безответственны, жестоки; знают, как получить от других то, что они хотят.

Драйверы:

Предписания:

Старайся

Не чувствуй

Будь сильным (активным)

Не будь близким

Основная позиция: Я + Ты —

Ключевые слова: Я чувствую себя нормально, Я получу то, что я могу от этих идиотов, Я убью их, пока они меня не убили! Я буду честен с тобой…

Открытая дверь: Поведение

Дверь-цель: Чувства

Дверь-ловушка: Мышление

Очень энергичные, целеустремленные, артистичные, привлекательные, харизматичные, обаятельные, волнующие, вовлекающие.

Их чувство избранности дает им самоподдержку, которая продвигает их к поставленным целям.

Они отличные лидеры и организаторы, особенно если проект показывает их в выгодном свете.

В своей отрицательной ипостаси они импульсивные, эгоистичные, безответственные, манипулирующие, агрессивные.

Нуждаются, чтобы другие показывали, что видят их манипуляции, для этого нужно игриво восхититься их ловкостью и умом. Им важно знать, что они могут говорить о своих чувствах и быть при этом в безопасности, Вы останетесь таким же надежным и достойным доверия. Они ценят силу и четкость, им нужно знать, что они могут быть близки с Вами, не потеряв свою свободу. Им гораздо легче начинать проекты, чем завершать их. Поэтому Ваша поддержка может сослужить им хорошую службу, хотя они и будут чувствовать, что Вы призываете их следовать правилам, созданным для других.

Тратят огромное количество энергии на манипуляции тогда, когда достаточно просто попросить.

Адаптации для одобрения. Формируются к 6 годам

При менее стрессовых обстоятельствах обычной повседневной жизни мы стремимся действовать в основном исходя из наших адаптаций для одобрения – решений, принятых нами между двумя и шестью годами.

Эти решения связаны с нашими способами получать родительское одобрение, с нашими реакциями на то, как родители вели себя с нами (чрезмерно контролировали, хвалили наши достижения или восхищались проявлениями наших эмоций).

Стараться порадовать и восхитить других, действуя скорее исходя из наших эмоций, чем из ясного мышления. «Чрезмернореагирующие энтузиасты».

Бороться, сопротивляться, избавиться от давления и плыть по течению без четкого жизненного плана или цели. «Игривые упрямцы».

Работать, производить, достигать, создавать, организовывать и изнурять себя. «Ответственные работоголики».

«Чрезмерно реагирующие энтузиасты» (истерическая)

преувеличенно соблазнительны и привлекательны; преувеличенно заботятся о внешности; преувеличенно проявляют эмоции; плохо себя чувствуют, когда не в центре внимания; проявляют изменчивые и поверхностные эмоции; эгоцентричны; имеют импрессионистский стиль речи

Драйверы:

Предписания:

Радуй меня

Ж: Не расти

Радуй других

Не думай

Спеши

Не будь важной

Старайся

М: Не будь собой

Не будь мужчиной

Основная позиция: Я — Ты +

Ключевые слова: Я не знаю почему, я просто запутался, Мне не хотелось бы думать об этом некрасиво (нехорошо, дурно)

Открытая дверь: Чувства

Дверь-цель: Мышление

Дверь-ловушка: Поведение

Очень привлекательные, игривые, спонтанные, жизнерадостные, сосредоточенные на других. Они очень чувствительны к потребностям других, прекрасно принимают гостей. Уделяют много внимания тому, какое они производят впечатление, могут придать игривость и пленительность любой ситуации.

Под воздействием стресса: эгоцентричны, драматизируют ситуацию, растворяются в других. Они очень огорчаются и чрезмерно эмоционально реагируют, если их попытки порадовать Вас потерпели неудачу. Они путают внимание с любовью и часто теряют себя в отношениях, которые заканчиваются болью и отвержением.

Нуждаются, чтобы другие поощряли их независимость и самостоятельное мышление, бросали вызов сомнениям в их компетентности и ясности мышления.

Понять, что угодить всему миру невозможно и гораздо лучше остановиться и ясно обдумать свою ситуацию.

Разрешить остановиться и подумать над ситуацией, что чувства отличаются от фактов и что они могут войти в контакт со своим гневом (который обычно подавляется) и почувствовать свою личностную силу. Им также нужно понять, что убегание из ситуации не приносит им пользу и что они могут отстоять себя так, чтобы их потребности были удовлетворены, а не только удовлетворять потребности других. Им нужно знать, что они могут быть одновременно и любимыми, и думающими (компетентными).

«Игривые упрямцы»: (пассивно-агрессивные)

Угрюмы или сварливы, когда от них что-то требуют, а они ничего не хотят делать; работают внешне преднамеренно медленно; жалуются, что другие ставят невыполнимые требования; забывают обязанности; пассивно препятствуют усилиям других; верят, что они лучше делают что-либо, чем полагают другие; реагируют с чрезмерной критикой или презрением на авторитетную личность

Драйверы:

Предписания:

Будь сильным

Не чувствуй

Старайся

Не будь близким

Не наслаждайся

Не достигай

Основная позиция: Я + Ты —

Ключевые слова: Я ведь ничего не сделал… Я только ищу, как тебе помочь… Тебе не нужно давать мне обязательства (но я тебе дам затрещину)

Открытая дверь: Поведение

Дверь-цель: Чувства

Дверь-ловушка: Мышление

Энергичные, преданные, игривые, настойчивые, взвешивают обе стороны вопроса, самостоятельно мыслят.

Рано понимают в своей жизни, обычно к трем годам, что каждый их шаг хотят контролировать.

Они решают, что отныне никто и никогда не заставит их быть тем, кем они не являются, и делать то, чего они не хотят. Теоретически это хорошая идея, но на практике всю свою энергию они тратят на борьбу с другими, а не фокусируют внимание на том, как получить то, что им действительно нужно.

Реагируют на стресс упрямством, агрессией, борьбой с чем бы то ни было, излишней зависимостью, сильным сопротивлением. Они постоянно оказываются втянутыми в ненужные конфликты, борются с родительскими фигурами, начальниками, правилами, ожиданиями других. Предоставленные сами себе, борются с собой, техническими приборами или гравитацией.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

Так они оказываются на обочине жизни без какого бы то ни было жизненного плана.

Нуждаются, чтобы другие играли с ними, а не боролись. Всё, что даже очень отдаленно выглядит как контроль, для них подозрительно, поэтому просто получайте удовольствие от общения с ними.

Прекратив сражаться, выходят из дилеммы «или-или» и понимают, что им не нужно бороться, чтобы выжить. Очень полезно научить их открыто говорить «нет» вместо того, чтобы стоять на своем посредством пассивного сопротивления. И, наконец, им нужна помощь в том, чтобы перестать бояться честного самовыражения.

«Ответственные работоголики»: (обцессивно-компульсивные)

Не выполняют заданий из-за стремления к совершенству, чрезмерно заняты деталями и планированием, теряя суть, упорны в том, чтобы взять на себя некоторую работу, и работу и продукт используют для удовлетворения и отношений, нерешительны, чрезмерно добросовестны, заботливы, непреклонны в морали, этике и ценностях, мало выражают чувства

Драйверы:

Предписания:

Будь лучшим

Не чувствуй… (радости)

Будь сильным

Не будь близким

Старайся

Не будь ребенком

Основная позиция: амбивалентная Я + Ты — / Я — Ты +

Ключевые слова: С другой стороны… Объективно говоря, трудно узнать, что можно подумать.

Открытая дверь: Мышление

Дверь-цель: Чувства

Дверь-ловушка: Поведение

Надежные, пунктуальные, аккуратные, сотрудничающие. Они удивительно продуктивны и целеустремленны. Отлично работают в коллективе и превосходно проявляют себя на любой ответственной должности с большим объемом работы.

На стресс реагируют напряженностью, навязчивостями, чрезмерной сосредоточенностью, перфекционизмом, запредельной ответственностью. Они просто не знают, когда нужно остановиться. Им очень трудно делегировать полномочия и передавать ответственность. Изнуряют себя, стараясь всё сделать. Часто единственный способ сделать перерыв и не чувствовать себя виноватым – это заболеть.

О.Р. нужно понять, что они не обязаны быть совершенными, они могут делать ошибки и при этом продолжать быть успешными в жизни, и другие все равно захотят быть с ними рядом. Делать или быть – их основная дилемма. Очень важно понять, что они могут позволять себе отдыхать, а не уработаться насмерть. Им нужно успокаивать свою внутреннюю тревогу и обучиться прекрасному искусству просто быть.

Нуждаются, чтобы другие обращались к ним через мышление, а затем помогали им думать более глубоко за счет контакта со своими чувствами. Очень помогает, когда другие разрешают им и вдохновляют их делать перерывы в работе, расслабляться и получать удовольствие от жизни с помощью игривой ипостаси их личности.

Лучше всего продвигаются в жизни, если они интегрируют чувства и мышление, позволяют себе некоторый процент ошибок, учатся отдыхать и ценить себя просто за свое существование, а не только за достижения.опубликовано econet.ru.

Подписывайтесь на наш youtube канал!

Готовясь к очередному семинару размышлял как проще и доступнее научить студентов использовать личностные адаптации в терапии. Вспоминал свою путаницу в голове когда учился сам и судорожные попытки соотнести личностные адаптации и мишени терапии. В результате родилась таблица в которой удалось структурировать: открытые двери, мишени психотерапевтической работы и двери ловушки.

Формирование личностных адаптаций.

(Поль Вар; в большей мере для психологов)

Модель шести личностных адаптаций была создана независимо друг от друга двумя американскими авторами: Полем Варом и Тайби Калером.

АДАПТАЦИИ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ

Креативные мечтатели

Блистательные скептики

Очаровательные манипуляторы

АДАПТАЦИИ ДЛЯ ОДОБРЕНИЯ

Чрезмернореагирующие энтузиасты

Игривые упрямцы

Ответственные работоманы

«Дверей контакта» всего три:

  1. «Открытая дверь» — канал, по которому всегда можно без проблем общаться с человеком
  2. «Дверь-цель» — канал, который нужно задействовать, чтобы достучаться в третью дверь и добиться изменений или глубокого взаимопонимания.
  3. «Дверь-ловушка» — этот канал обычно закрыт для коммуникации. Во избежание прерывания общения с человеком его лучше не использовать. Вы точно не донесете до человека то, что хотели донести, если попытаетесь сразу начать «ломиться» к нему через эту дверь.

Адаптации для выживания. Формируются к 1-1,5 годам

При холодных, безразличных, занятых родителях и(или) нарушение безопасности – ребенок принимает решения:

Отстраниться, позаботиться о себе самостоятельно и не создавать другим проблем. «Креативные мечтатели».

Критиковать или атаковать, чтобы справиться с любой угрозой, скептически наблюдать и приходить к резким заключениям о других. «Блистательные скептики».

Маневрировать с помощью нашего быстрого мышления, чтобы выжить или выиграть. «Очаровательные манипуляторы».

«Творческие мечтатели»: (шизоидная)

пассивны, замкнуты, живут в собственном мире, «во сне наяву», отрешённы, сверхчувствительны, дистантны, избегают близости, инвестируют свою энергию в пассивность

Драйверы: Предписания:
Будь сильным Не живи (не будь)
Старайся Не достигай (в отношениях)
Радуй других Не чувствуй (радости, восторга)
He принадлежи
Не думай
Не будь здоровым

Основная позиция: Я — Ты —

Ключевые слова: Я не знаю… Я думаю еще…

Открытая дверь: Поведение
Дверь-цель: Мышление
Дверь-ловушка: Чувства

Спокойные, помогающие, приятные в общении, неприхотливые, креативно мыслящие, нестандартные. Они добры и любезны, развивают в себе силу и очень стараются угождать другим. Самодостаточны и надежны, охотно помогают людям. Не занимают слишком много пространства.

Реагируют на стресс: ригидным мышлением, отстраненностью, пассивностью, оцепенением, потерянностью, отчаянием.

При ссоре или стрессе они часто просто отстраняются и «эмоционально исчезают». Они могут оказаться не в состоянии ясно мыслить и защищать себя. Вместо этого они чувствуют спутанность, смущение, тревогу и грусть.

Нуждаются, чтобы другие помогли им выйти из отстраненности и пассивности. Необходимо понимать, что их молчание не означает, что внутри них ничего не происходит, часто они могут очень многое предложить, если их спросить.

Если Вы сидите тихо и ждете, когда они проявят себя, это может никогда не произойти. Очень важно мягко высказывать твердое ожидание, что они подумают, чего они хотят, и сделают все необходимое, чтобы их потребности были удовлетворены.

Они оценят Вашу четкость и силу (это то, чего они не получили, пока росли).

«Блестящие скептики»: (параноидная)

без причины чувствуют себя использованными и обиженными; безосновательно подвергают сомнению верность / лояльность других; придают безобидным инцидентам скрытое значение; злопамятны; не забывают пренебрежения; сближаются очень медленно с другими из страха, что информацию могут использовать против них; легко чувствуют неуважение; реагируют быстро, гневно или контрнаступают

Драйверы: Предписания:
Будь сильным Не будь ребенком
Будь лучшим Не будь близким
Не чувствуй
Не наслаждайся

Основная позиция: Я + Ты —

Ключевые слова: Что ты подразумеваешь под этим? Не воюй со мной! Мы оба знаем, что случилось! Я вижу, что ты мне не веришь. Никто мне не верит.

Открытая дверь: Мышление
Дверь-цель: Чувства
Дверь-ловушка: Поведение

Аккуратные, точные, наблюдательные, обладающие блестящим мышлением, легко обучаемые, предсказуемые, понимающие суть вещей, внимательные к деталям.

Обычно предпочитают предсказуемость игривым и спонтанным удовольствиям.

По отношению к другим стремятся скорее быть отстраненными, чем вовлеченными.

Часто блестящие мыслители.

Могут быть очень эффективными сотрудниками, ожидающими совершенства от себя и других.

Реагируют на стресс: подозрительностью, критикой, контролем, агрессией, повышенной чувствительностью, ревностью.

Нуждаются, чтобы другие были безопасными, предсказуемыми, поддерживающими и вызывающими доверие, когда контакт происходит из мышления. Когда они почувствуют себя в безопасности (чего они не смогли сделать в детстве), обращайтесь к их чувствам и поддерживайте их. Предложите им проверять любые подозрительные мысли о Вас, которые им приходят в голову. Очень помогает, если Вы поймете, что их агрессивное и защитное поведение на самом деле не связаны с Вами.

Безопасность для контакта со своими чувствами.

«Очаровательные манипуляторы»: (антисоциальная)

имеют низкую фрустрационную толерантность, конфликты с обществом, проблемы с законом и правилами; стремятся к возбуждению и драме; эгоистичны, импульсивны, безответственны, жестоки; знают, как получить от других то, что они хотят

Драйверы: Предписания:
Старайся Не чувствуй
Будь сильным (активным) Не будь близким

Основная позиция: Я + Ты —

Ключевые слова: Я чувствую себя нормально, Я получу то, что я могу от этих идиотов, Я убью их, пока они меня не убили! Я буду честен с тобой…

Открытая дверь: Поведение
Дверь-цель: Чувства
Дверь-ловушка: Мышление

Очень энергичные, целеустремленные, артистичные, привлекательные, харизматичные, обаятельные, волнующие, вовлекающие.

Их чувство избранности дает им самоподдержку, которая продвигает их к поставленным целям.

Они отличные лидеры и организаторы, особенно если проект показывает их в выгодном свете.

В своей отрицательной ипостаси они импульсивные, эгоистичные, безответственные, манипулирующие, агрессивные.

Нуждаются, чтобы другие показывали, что видят их манипуляции, для этого нужно игриво восхититься их ловкостью и умом. Им важно знать, что они могут говорить о своих чувствах и быть при этом в безопасности, Вы останетесь таким же надежным и достойным доверия. Они ценят силу и четкость, им нужно знать, что они могут быть близки с Вами, не потеряв свою свободу. Им гораздо легче начинать проекты, чем завершать их. Поэтому Ваша поддержка может сослужить им хорошую службу, хотя они и будут чувствовать, что Вы призываете их следовать правилам, созданным для других.

Тратят огромное количество энергии на манипуляции тогда, когда достаточно просто попросить.

Адаптации для одобрения. Формируются к 6 годам

При менее стрессовых обстоятельствах обычной повседневной жизни мы стремимся действовать в основном исходя из наших адаптаций для одобрения – решений, принятых нами между двумя и шестью годами.

Эти решения связаны с нашими способами получать родительское одобрение, с нашими реакциями на то, как родители вели себя с нами (чрезмерно контролировали, хвалили наши достижения или восхищались проявлениями наших эмоций).

Стараться порадовать и восхитить других, действуя скорее исходя из наших эмоций, чем из ясного мышления. «Чрезмернореагирующие энтузиасты».

Бороться, сопротивляться, избавиться от давления и плыть по течению без четкого жизненного плана или цели. «Игривые упрямцы».

Работать, производить, достигать, создавать, организовывать и изнурять себя. «Ответственные работоголики».

«Чрезмерно реагирующие энтузиасты» (истерическая)

преувеличенно соблазнительны и привлекательны; преувеличенно заботятся о внешности; преувеличенно проявляют эмоции; плохо себя чувствуют, когда не в центре внимания; проявляют изменчивые и поверхностные эмоции; эгоцентричны; имеют импрессионистский стиль речи

Драйверы: Предписания:
Радуй меня Ж: Не расти
Радуй других Не думай
Спеши Не будь важной
Старайся М: Не будь собой
Не будь мужчиной

Основная позиция: Я — Ты +

Ключевые слова: Я не знаю почему, я просто запутался, Мне не хотелось бы думать об этом некрасиво (нехорошо, дурно)

Открытая дверь: Чувства
Дверь-цель: Мышление
Дверь-ловушка: Поведение

Очень привлекательные, игривые, спонтанные, жизнерадостные, сосредоточенные на других. Они очень чувствительны к потребностям других, прекрасно принимают гостей. Уделяют много внимания тому, какое они производят впечатление, могут придать игривость и пленительность любой ситуации.

Под воздействием стресса: эгоцентричны, драматизируют ситуацию, растворяются в других. Они очень огорчаются и чрезмерно эмоционально реагируют, если их попытки порадовать Вас потерпели неудачу. Они путают внимание с любовью и часто теряют себя в отношениях, которые заканчиваются болью и отвержением.

Нуждаются, чтобы другие поощряли их независимость и самостоятельное мышление, бросали вызов сомнениям в их компетентности и ясности мышления.

Понять, что угодить всему миру невозможно и гораздо лучше остановиться и ясно обдумать свою ситуацию.

Разрешить остановиться и подумать над ситуацией, что чувства отличаются от фактов и что они могут войти в контакт со своим гневом (который обычно подавляется) и почувствовать свою личностную силу. Им также нужно понять, что убегание из ситуации не приносит им пользу и что они могут отстоять себя так, чтобы их потребности были удовлетворены, а не только удовлетворять потребности других. Им нужно знать, что они могут быть одновременно и любимыми, и думающими (компетентными).

«Игривые упрямцы»: (пассивно-агрессивные)

Угрюмы или сварливы, когда от них что-то требуют, а они ничего не хотят делать; работают внешне преднамеренно медленно; жалуются, что другие ставят невыполнимые требования; забывают обязанности; пассивно препятствуют усилиям других; верят, что они лучше делают что-либо, чем полагают другие; реагируют с чрезмерной критикой или презрением на авторитетную личность

Драйверы: Предписания:
Старайся Не чувствуй
Будь сильным Не будь близким
Не наслаждайся
Не достигай

Основная позиция: Я + Ты —

Ключевые слова: Я ведь ничего не сделал… Я только ищу, как тебе помочь… Тебе не нужно давать мне обязательства (но я тебе дам затрещину)

Открытая дверь: Поведение
Дверь-цель: Чувства
Дверь-ловушка: Мышление

Энергичные, преданные, игривые, настойчивые, взвешивают обе стороны вопроса, самостоятельно мыслят.

Рано понимают в своей жизни, обычно к трем годам, что каждый их шаг хотят контролировать.

Они решают, что отныне никто и никогда не заставит их быть тем, кем они не являются, и делать то, чего они не хотят. Теоретически это хорошая идея, но на практике всю свою энергию они тратят на борьбу с другими, а не фокусируют внимание на том, как получить то, что им действительно нужно.

Реагируют на стресс упрямством, агрессией, борьбой с чем бы то ни было, излишней зависимостью, сильным сопротивлением. Они постоянно оказываются втянутыми в ненужные конфликты, борются с родительскими фигурами, начальниками, правилами, ожиданиями других. Предоставленные сами себе, борются с собой, техническими приборами или гравитацией.

Так они оказываются на обочине жизни без какого бы то ни было жизненного плана.

Нуждаются, чтобы другие играли с ними, а не боролись. Всё, что даже очень отдаленно выглядит как контроль, для них подозрительно, поэтому просто получайте удовольствие от общения с ними.

Прекратив сражаться, выходят из дилеммы «или-или» и понимают, что им не нужно бороться, чтобы выжить. Очень полезно научить их открыто говорить «нет» вместо того, чтобы стоять на своем посредством пассивного сопротивления. И, наконец, им нужна помощь в том, чтобы перестать бояться честного самовыражения.

«Ответственные работоголики»: (обцессивно-компульсивные)

не выполняют заданий из-за стремления к совершенству, чрезмерно заняты деталями и планированием, теряя суть, упорны в том, чтобы взять на себя некоторую работу, и работу и продукт используют для удовлетворения и отношений, нерешительны, чрезмерно добросовестны, заботливы, непреклонны в морали, этике и ценностях, мало выражают чувства

Драйверы: Предписания:
Будь лучшим Не чувствуй… (радости)
Будь сильным Не будь близким
Старайся Не будь ребенком

Основная позиция: амбивалентная Я + Ты — / Я — Ты +

Ключевые слова: С другой стороны… Объективно говоря, трудно узнать, что можно подумать.

Открытая дверь: Мышление
Дверь-цель: Чувства
Дверь-ловушка: Поведение

Надежные, пунктуальные, аккуратные, сотрудничающие. Они удивительно продуктивны и целеустремленны. Отлично работают в коллективе и превосходно проявляют себя на любой ответственной должности с большим объемом работы.

На стресс: реагируют напряженностью, навязчивостями, чрезмерной сосредоточенностью, перфекционизмом, запредельной ответственностью. Они просто не знают, когда нужно остановиться. Им очень трудно делегировать полномочия и передавать ответственность. Изнуряют себя, стараясь всё сделать. Часто единственный способ сделать перерыв и не чувствовать себя виноватым – это заболеть.

О.Р. нужно понять, что они не обязаны быть совершенными, они могут делать ошибки и при этом продолжать быть успешными в жизни, и другие все равно захотят быть с ними рядом. Делать или быть – их основная дилемма. Очень важно понять, что они могут позволять себе отдыхать, а не уработаться насмерть. Им нужно успокаивать свою внутреннюю тревогу и обучиться прекрасному искусству просто быть.

Нуждаются, чтобы другие обращались к ним через мышление, а затем помогали им думать более глубоко за счет контакта со своими чувствами. Очень помогает, когда другие разрешают им и вдохновляют их делать перерывы в работе, расслабляться и получать удовольствие от жизни с помощью игривой ипостаси их личности.

Лучше всего продвигаются в жизни, если они интегрируют чувства и мышление, позволяют себе некоторый процент ошибок, учатся отдыхать и ценить себя просто за свое существование, а не только за достижения.

Личностные адаптации.

Адаптация = норма = акцентуация.

Слово «адаптация» принято за рубежом, а «норма» и «акцентуация» — в России.

Все личностные адаптации делятся на первичные и вторичные.

Первичные формируются от внутриутробного периода до 3 лет (психоаналитики считают, что до 2 лет). Связаны с необходимостью выживания ребёнка в этом мире.

Вторичные формируются в возрасте от 3 до 6 лет (некоторые направления считают до 4-5, некоторые до 8-9). Вторичные связаны с тем, чтобы ребёнку приспособиться. Ребёнок уже наработал навыки выживания, и теперь ему важно, чтобы его приняли, чтобы он мог развиваться, расти в семье, в детском саду, в той среде, куда он попал.

План разбора каждой личностной адаптации:

  • характеристики (чем проявляется)
  • способы диагностики
  • ведущие психологические защиты
  • что способствует формированию этой адаптации
  • критерии расстройства личности для этой адаптации (когда эта адаптация уже не норма, не акцентуация, а расстройство личности)
  • алгоритм работы с этой личностной адаптацией

Paul Ware (Поль Вар) ввёл категорию «двери для терапии» или «двери для изменений», исходя из следующих категорий:

Есть 3 категории – мысли, чувства / эмоции и поведение.

Есть люди, которые всю свою жизнедеятельность, энергию вкладывают преимущественно в мысли / мышление (учёные, изобретатели); в поведение (вор – карманник); в чувства, ощущения, эмоции (показывают себя, проявляют себя через чувства — актёры).

Поль Вар предположил и провёл исследование, что разные личностные адаптации будут по-разному вкладывать энергию, и с ними по-разному надо работать.

Поль Вар предложил 3 «двери»:

  • Открытая дверь (дверь для контакта)
  • Дверь – ловушка (её надо избегать во время присоединения, но так и тянет в неё, так и хочется в неё пойти, в этом направлении работать – но это приводит к тупику в терапии).

Пример – клиент с навязчивым мытьём рук. Кажется, что именно это и нужно обсуждать, это нужно лечить.

  • Дверь для изменений (дверь – цель, дверь – мишень).

Адаптации:

Первичные адаптации: шизоидная, параноидная, антисоциальная

Вторичная: обсессивно-компульсивная, истерическая, пассивно-агрессивная.

  1. Истерическая личностная адаптация

Характеристики:

Те личности, энергия которых преимущественно вложена в чувства. Чаще характерна для женского пола. Это хороший путь для становления женской части, женственности.

У мужчин эта часть есть, но проблемы из неё идут редко — как проблемная часть у мужчин встречается преимущественно у лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Во времена Фрейда истерическая личностная адаптация и проблемы, идущие из неё, были хлебом психоаналитиков, самые частые обращения. Это то, на чём шло становление психотерапии. Сейчас больше обращаются с проблемами нарциссического плана.

Люди с истерическим личностным радикалом любят ярко одеваться – так, чтобы это было заметно, броско. В старых учебниках указывалось, что любимый цвет – красный. Преобладающая, выпирающая сексуальность – там, где она не совсем к месту (где надо и где не надо – «и в пир, и в мир»). Характерен такой радикал, как жажда признания и желание находиться в центре внимания. Характерна повышенная эмоциональность и эмоциональная лабильность (перепады настроения). Эти личности восторженны, демонстрируют гиперреакцию. Хороший вариант адаптации этих личностей в профессии – актёры, там, где эти качества востребованы, где это к месту, ценится, и где они могут себя реализовывать. Отношения с ними, как правило, трудны.

По теории Боулби, они цепляются за человека, зависимы от его мнения, при этом с этим человеком провоцируют конфликт. Почему это происходит? Идёт из детства – потребность в неудовлетворимом, в том, что невозможно получить, невозможно насытиться. Когда идёт на конфликт – получает подтверждение, что действительно не может это получить.

У мужчин эта адаптация часто ведёт к гомосексуальной адаптации (способствует тому, что человек не чувствует себя своим полом).

Ведущие психологические защиты: вытеснение и все варианты вытеснения.

Специфическая защита – сексуализация. А именно: стремятся соблазнить и обольстить даже тогда, когда им это не надо. Такая клиентка на вопрос о том, почему она вступила в сексуальные отношения с этим мужчиной, ответит «потому что он хотел» или «вообще не знаю, почему это произошло». Эта защита как будто бы обслуживает желания и потребности других людей.

Иллюстрация – басня «Стрекоза и муравей». Стрекоза – представительница истерической адаптации. Муравей – представитель обсессивно-компульсивной адаптации. Стрекоза пела и плясала – все это слушали и получали от этого удовольствие. Билеты они не покупали, платить ей не платили. А когда пришла зима, ей не помогли, отвергли её – ей сказали: «так поди и попляши». Это основной конфликт, основная проблема истерической личностной адаптации – отдавая свои чувства другим людям, отдавая себя, обслуживая их интересы, они в какой-то момент перестают заботиться о себе, забывают о своих нуждах, о своих проблемах, о своих интересах. Это преимущественно те женщины, которые ждут своего принца на белом коне до последних дней, верят в иллюзию, не видят черты этого принца в обычных людях.

У каждого есть каждая часть.

Диагностика – тест.

Чтобы обозначить номера заданий, поставьте по вертикали друг над другом пять цифр: 1, 2, 3, 4, 5.

Важно не обдумывать ответы, а обозначить напротив номера то первое, что придёт в голову, когда задание прочитывается.

Повторения задания не будет.

Если не успеваете понять смысл или не успеваете ответить, не следует переспрашивать, следует выполнять следующее задание.

Сигнал, обозначающий конец – слово «Пора». Немедленно за этим словом диктуется следующее задание.

  1. Напишите фамилию любого писателя – например, Гоголь.
  2. Напишите любую короткую фразу – например, «Весна наступила» или «Скоро лето».
  3. Напишите название любого предмета – всё, что угодно, например, стол, стул, любого предмета.
  4. Изобразите любой предмет – например, треугольник, круг, вообще любой предмет.
  5. Напишите любое число – например, 9, 5, 4, вообще любое число.

Если при выполнении задания воспроизводился именно тот предмет, который предлагался в примере, ставится 4 балла. Если ответ достаточно близкий по смыслу и содержанию, ставится 3 балла. Если абсолютно далёкий – 2 балла. Если абсолютно не соответствует заданию — ставится 1 балл.

Результат оценивается по сумме.

Примечание: даже если число многозначное, но в нём встречается упомянутая психологом цифра – это 4 балла.

20-30 баллов — низкая внушаемость

31 – 45 балла — средняя внушаемость

46 и более – повышенная, высокая внушаемость

Более простой тест – попросить клиента назвать 5 любых городов. «Назовите мне 5 любых городов – ну, например, Астрахань, Москва, Белгород,……». Клиент называет, и обязательно 1-2 города говорит те, что говорили вы. Срабатывает даже с людьми, у которых очень широкий кругозор и которые могут перечислить сотню городов. То же самое с поэтами, писателями – с чем угодно. Это идёт на бессознательном уровне и не отслеживается на уровне сознания.

Истерическая часть – наиболее внушаемая часть. Она присваивает себе и не замечает, что что-либо присвоилось.

Чем больше внушаемость, тем больше выражена истерическая часть.

Для истерических личностей разрабатывалась теория первичных и вторичных выгод.

Для истерических личностей вторичная выгода заключается в заботе и интересе со стороны окружающих.

Для них характерно отреагирование вовне — на небольшие раздражения эмоциональные вспышки, не адекватные раздражителю, или немотивированный эмоциональный выплеск.

Вкладывают свою энергию в эмоции – это для них открытая дверь. Та дверь, через которую мы присоединяемся, устанавливаем раппорт, приглашаем их в работу.

Важно показать, что разделяете их чувства, понимаете их, принимаете их. Не отвергаем чувства клиента (отвержение: если сказать, «да всё у тебя нормально», «это всё тебе кажется», «это всё не так»), не конфронтируем. Обычно в жизни их чувства перестают разделять, эти чувства уже всем надоели (например, клиентка из года в год страдает, что не может выйти замуж, никто из её подруг уже слушать об этом не хочет). А вы показываете, что для вас эти чувства клиента тоже (как и для него самого) кажутся важными, какими бы нелепыми они ни были. Чтобы человек отдал симптом, надо его принять.

Часто возникают конверсионные расстройства – расстройства чувствительности, ком в горле. Невозможность получения оргазма (фригидность), нарушение чувствительности, кожные заболевания (нейродермит, псориаз). Конверсионные расстройства – болезни и нарушения, которые не несут в себе нарушение структуры. Симптом есть, а нарушения нет.

Путь становления истерической части – девочка была ущемлена, недооценена, её мышление было недооценено, часто в семье была дискредитирована, обесценена (достижения ребёнка). Достижения девочки обесценены либо не ценятся так же, как например, у брата. Считается, что больше всего вклад у папы – что папа не поддержал и не оценил ум и красоту этой девочки, либо оценил только её сексуальную часть. Идёт взросление, и папа видит, что она его возбуждает – это, как указывается в психологической литературе, нормальный вариант, но не каждый отец с этим справится (не каждый отец может справиться с тем, что дочку нужно отдавать замуж, и кто-то другой будет её любить, кто-то другой будет лишать её девственности). Путь становления сексуальности может быть травматичным, он может сопровождаться реакциями, повреждающими девочку и способствующими сексуализации — может начать думать, что может заинтересовать другого человека и быть привлекательной только через сексуальную часть, что никому не интересны её мозги, что её оценят не за ум и красоту, а за сексуальность.

Показать, что вы понимаете эту несправедливую ситуацию, что вы понимаете чувства клиента.

Присоединившись к эмоциям, идём в дверь – мишень (мышление).

Дверь – ловушка – это поведение. Психолог в лучшем случае увязнет, в худшем – процесс блокируется. Ошибка психолога: «Зачем ты себя так ведёшь?», «Зачем ты так поступаешь?»

Дверь – мишень – это мышление. Мышление не страдает. Отличаются хорошим, качественным мышлением. Очень быстро осознают свои проблемы и продвигаются в психологическом консультировании. Их мышление меньше всего подвержено тонким нарушениям, как у других адаптаций.

Мышление как бы задвинуто – надо его простимулировать.

Ценят те моменты, когда вы подкрепляете их мышление – для них это становится новым опытом. Когда показываете, как правильно и здóрово человек мыслит. Зафиксировать успех и показать. Для них их успех проходит мимо, они его как бы не замечают — например, клиентка не видит ничего особенного, никакого достижения в том, что она закончила МГУ с красным дипломом (обесценивание себя).

Важно стимулировать мышление, думать.

Алгоритм работы: из открытой двери (эмоций), к двери – мишени (мышлению), максимальные изменения происходят в двери – ловушке (поведении).

А общепринятые принципы терапии тянут терапевта как раз в ловушку.

Пример: женщине 45 лет, а она всё ждёт своего принца. Она вдруг начинает видеть, что есть сосед, который в неё влюблён, что есть одноклассник, который 10 лет ей пишет. На расстоянии вытянутой руки находит человека, нормального мужчину, который готов к близким отношениям – пусть он не совсем похож на принца, но этот образ и не может полностью скопироваться в жизнь. Она оглядывается и находит человека рядом – как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» (героиня рассмотрела, разглядела партнёра по пинг-понгу).

Принцип открытых дверей помогает не только в терапии, но и в установлении межличностных контактов.

К алгоритму работы относятся следующие принципы: с истерической личностью важно заключить антисексуальный контракт. Как этический принцип, с адекватной оценкой чувств и женственности (а не потому, что она не нравится или что-то в ней не так). Истерической личности это очень понятно – а если прямо сказать клиенту с другой адаптацией (что психолог и клиент не вступают в сексуальные отношения), для него это будет звучать дико (у него и мысли не было). При этом та энергия, которая тратилась на соблазнение, уже не будет тратиться, а пойдёт на работу.

У истерической части есть детская травма – может быть грубый и явный уровень (девочка была изнасилована отцом или отчимом). Возможен неявный вариант: девочка была задета отцом в сексуальном плане – когда это было явно неадекватно (вместе спали до позднего возраста, мыл до 12 лет в ванной) – вещи на грани.

Проходя путь становления женственности, девочка бессознательно соревнуется с мамой за отца. Года в 4 девочка уже может говорить, что она хочет выйти замуж за папу. Хочет стать для папы лучшей женой, чем мама. Это комплекс Электры. Баланс, равновесие: и не победить, и не осуществить желаемое, но и не быть отверженной папой, быть признанной. Так же, как каждый мальчик хочет жениться на своей маме и соревнуется с папой за маму (Эдипов комплекс).

Девочка рождается, и первый мужчина, которого она воспринимает – папа, это как бы запечатлевается. Если папы нет, это может быть родственник (дедушка, брат, дядя). Или мамина работа. Мамина работа – это мужская часть мамы. Как мама относится к работе – это прототип мужской части. Таким образом, это тренируется на переходных объектах.

Критерии расстройства личности по истерическому типу. Предлагают 7 критериев, если 5 присутствует – можно ставить расстройство.

  • Самодраматизация, театральность, преувеличенное выражение эмоций. Как будто на публику, как будто на сцене.
  • Высокая внушаемость и податливость влиянию окружающих или обстоятельств.
  • Поверхностность — много интересов, но нигде нет законченности и глубины, всё по верхушкам. Инфантильность, детскость в поведении, в эмоциях, во внешности.
  • Постоянное стремление к возбуждённости, к накалу страстей. Быть в центре внимания.
  • Неадекватная обольстительность во внешнем виде. И в пир, и в мир – мини-юбки, декольте.
  • Чрезмерная озабоченность физической привлекательностью.
  • Дополнительные черты: эгоцентричность, потворство себе (выглядит так, как будто человек только о себе и думает, только на себе сосредоточен – хотя на самом деле обслуживает нужды других), лёгкость возникновения обиды.

Вступают в контакты с антисоциальными (в негативном смысле) личностями. Эти пары, как паззл, подходят друг другу. Истерики наиболее привлекательны для шизоидов и антисоциалов, с антисоциалами взаимодействие наиболее драматично. Антисоциалы используют истериков, истериики берут для антисоциалов кредиты, отдают им всё своё имущество, потому что истерической женщине кажется, что она встретила мужчину, который её любит, а мужчина антисоциал просто умело манипулирует. Женская невостребованность истерической женщины толкает её даже на такие отношения – знакомится с зэком, пишет ему в тюрьму, шлёт передачи, едет на свадьбу в тюрьме, отдаёт ему деньги и т.д.

Антисоциальная женская часть может с мужчиной строить такие же отношения – использовать мужчину в корыстных целях.

Каждая часть позволяет по-своему решать какие-то проблемы и адаптироваться. Наиболее проблемная часть вылезает при стрессе, болезнях, каких-то неурядицах.

Обычно есть 2 адаптации – одна первичная, другая вторичная. Истерическая относится к вторичным, обязательно есть первичная.

Мы работаем по наблюдению, из какой части выходит проблема клиента.

В один период жизни может вылезти одна часть, а в другой жизненный период – другая.

Настя Михеева, психолог — сексолог, секс-коуч, преподаватель тантры, специалист по женскому оргазму.
Для сайта Хэппи Вагина Гуру: для онлайн курсов и проекта бесплатного обучения на психолога-сексолога,
секс-коуча и преподавателя современной сексуальной тантры с выдачей 3 сертификатов на русском и английском языках.

Типы личностной адаптации

Недавно я публиковал тест «Парковка», дающий определение типа личностной адаптации по стилю его поведения — в частности парковки собственного автомобиля. Коснемся этой темы подробнее.
Личностная адаптация – термин, введённый Полем Варом (Ware, 1983) для описания структурирования личности, совместимого с нормальным функционированием, но демонстрирующего сходства с определёнными типами психических расстройств . Он назвал адаптации, используя психиатрическую терминологию . Каждая из них является результатом реакции с помощью психологической защиты на определённый паттерн раннего опыта.
пруф
У каждого из нас (всех давно посчитали) существует определенный тип личностной адаптации. Всего этих типов (основных) существует 6 (в психоаналитической парадигме трансактного анализа):
Паранойяльный (параноидный)
Шизоидный
Истерический(истероидный)
Антисоциальный
Обсессивно-компульсивный
Пассивно-агрессивный
Для каждого типа адаптации Вар определил последовательности сфер:
· Обсессивно-компульсивная. Драйвер Будь совершенным , последовательность дверей: мышление, чувство, поведение.
· Шизоидная. Драйвер Будь сильным , двери: поведение (пассивное), мышление, чувство.
· Пассивно-агрессивная. Драйвер Старайся , двери: поведение (сопротивляющееся), чувство, мышление.
· Истероидная. Драйвер Радуй других , двери: чувство, мышление, поведение.
· Параноидная. Драйвер Будь совершенным (в родительской роли), двери: мышление, чувство, поведение.
· Антисоциальная. Драйвер Старайся, двери: поведение (манипулятивное), чувство, мышление. поведение
Согласно этой концепции диагностика и терапия («драйвер» и последовательность «дверей») проводится в соответствии с типом личностной адаптации
Данная концепция дает наглядное представление о том, что не существует универсальных паттернов проведения терапии и поведения для людей с личностной адаптацией разного типа и взаимодействия с ними (хотя есть и сходства).
Будьте гибкими, не ломитесь лбом в стену, если желаемого результата нет — этим вы лишь усугубите ситуацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *