Испытание рукавной задержки

Рукавная задержка: ТТХ и испытание

Назначение

Для эффективного, быстрого устранения очага возгорания, работникам МЧС приходится фиксировать пожарные рукава в вертикальном положении с помощью задержки рукавной пожарной. Например, между лестничными пролетами, параллельно эвакуационной лестнице, ограждению, стене, прочим конструкциям. Рукав имеет относительно гладкую структуру, поэтому закрепить вертикальное положение не всегда получается просто, это и есть прямое назначение данного вида пожарно-технического вооружения.

Как снять напряжение с напорного рукава?

Для этого повсеместно используют рукавную пожарную задержку. На каждые 20 метров изделия берется, как минимум, один данный атрибут. Такие расчеты годятся для рукавов стандартного диаметра. В случае серьезных возгораний, пожарные вынуждены использовать рукава повышенного диаметра, вес которых очень тяжелый. Тогда на каждые 100 килограмм изделия обязательно должна использоваться минимум одна задержка.

При прокладывании пожарного рукава и креплении на нем задержек, огнеборцы учитывают, чтобы инструментарий не касался:

  • горящих предметов;
  • острых углов;
  • химических веществ;
  • растворяющих жидкостей.

Технические характеристики

ЗР-80 – рукавная задержка, рассчитанная на рукава диаметром менее 80 мм.

ЗР-150 – рукавная задержка, рассчитанная на рукава диаметром менее 150 мм.

Наименование ЗР-80 ЗР-150
Веревка в 24 пряди, диаметр – 8мм в 24 пряди, диаметр – 8мм
Крюк стальной стальной стержень 10 мм
Масса 300 гр. до 1 кг
Допустимая нагрузка 1360 кгс 3410 кгс
Нагрузка на разрыв 3360 кг 3410 кгс
Общий вид

Нагрузка, вес, время и сроки испытания

Испытание задержек рукавных

Инструмент фиксируется возле соединительной головки рукава веревкой, путем обхвата. Это нужно, чтобы задержка не соскользнула при передвижении напорного рукава. Задержка должна регулярно проходить тестирование на предмет исправности.

Атрибут крепится к любой горизонтальной поверхности (фиксация за крюк), на конец задержки цепляют грузило весом в 200 килограмм, после этого засекают время равное 300 секундам (5 мин). Если целостность крюка не нарушено (отсутствует деформация), порывы веревки не выявлены, то срок эксплуатации задержки продлевается документально еще на один год.

Тестирование рукавной пожарной задержки проводятся специалистами в специально отведенном помещении. Хранят инструмент в сухих помещениях, где отсутствует любая влага или конденсат.

Комплектация

  • металлический крюк;
  • трехрядная сплетенная веревка.

Изделие активно закупается пожарными частями со всех регионов РФ. Задержка рукавная помогает продлить срок эксплуатации оборудования для тушения — гидравлических шлангов (если такие имеются), напорных пожарных рукавов. Стоимость варьируется исходя из предполагаемой нагрузки, материала изготовления, производителя.

При бережной эксплуатации и правильном хранении, срок службы неограничен. Неплохо зарекомендовали себя в использовании и по цене материалы отечественного производства.

Задержка страховочная пробивная

Задержка страховочная пробивная с термостойкой высокопрочной петлей с чехлом для ношения на поясе

Предназначена для использования при АСР в целях:

  • организации на высоте точки страховки или самостраховки человека;
  • использования в качестве рукавной задержки для закрепления на высоте напорной рукавной линии;
  • фиксации на высоте снаряжения и грузов.

Габаритные размеры в чехле, мм: 160 х 130 х 50. Длина петли в сложенном состоянии – 0,75 м. Масса в чехле – 0,40 кг.

Работа пожарных на большой высоте – частая реальность. Поэтому в их арсенал входят приспособления самосохранения. Сюда относятся пояса, веревки, страховки и карабины. Последний выполняет страховочные функции, его прикрепляют к поясу и пропускают сквозь страховочную веревку. От качественного технического состояния карабина, пояса и других приспособлений зависит, насколько они могут выполнять свои функции. Поэтому их периодически подвергают испытаниям. Главные характеристики тестирования – нагрузка и время испытания пожарного карабина, пояса и страховок.

Испытания пожарно-технического вооружения

Правила испытания карабина и пояса

Испытания пожарных поясов и карабинов производят вместе один раз в год. То есть по отдельности эти приспособления не проверяют. Для этого используют груз весом 350 кг, которым нагружают карабин. Время нагрузки – 5 минут. При этом последний прикреплен к страховочному поясу.

Для проведения испытаний пользуются двумя способами. Первый проводиться в следующей последовательности:

  1. К электрическому тельферу грузоподъемностью 1 тонна подвешивают трубу, на которую надевают пожарный пояс.
  2. На последний цепляют карабин.
  3. К нему подвешивают груз весом 350 кг, который весит в таком положении 5 минут.
  4. Затем груз снимают и проводят проверку двух пожарных приспособлений на предмет их целостности и отсутствия (наличия) дефектов.

Во-первых, пояс не должен после испытания растягиваться, а также в его конструкции не должно образоваться трещин и разрывов. Клепки и пряжки не должны деформироваться. Во-вторых, карабин не должен потерять своей грушевидной формы. Обязательно после испытания проверяют корректное закрытие и открытие карабина. Для этого ему ничего не должно мешать. Особое внимание плотности закрытия.

Испытание пожарного пояса и карабина с помощью подвешенного груза

Второй способ тестирования – использование специального станка. Тест проводится в горизонтальной плоскости, когда оба приспособления подвергаются нагрузке через систему блоков. Здесь также применяется груз, который давит вертикально, но через блоки нагрузка принимает горизонтальное направление.

Существует станки, с помощью которых можно испытывать только сами пожарные пояса. Чисто конструктивно это все тот же станок с системой блоков. Но модификаций испытательного оборудования на сегодняшний день большое количество. Хотя принцип нагружаемости у них одинаковый.

Более современные модификации станков – это электрические натяжители. Есть оборудование на основе гидравлики. Весь процесс контролируется компьютером, что говорит о более точных параметрах нагрузки.

Станок для испытания пожарных поясов

Существуют определенные правила проверок самих карабинов, которые касаются их технического состояния. Это страховочное устройство (пожарное) изготавливают из углеродистой стали, которую покрывают цинковым слоем. Последний является защитой от негативного воздействия влаги и воды, которые приводят к коррозии металла.

У альпинистов используют алюминиевые карабины или изготовленные из титана, которые по надежности уступают стальным, но в несколько раз легче. В пожарном деле предпочтение отдают прочности и надежности. Поэтому вес пожарного устройства – 450 грамм.

Необходимо отметить, что диаметр используемой для изготовления карабина проволоки может быть разной. Данный параметр варьируется в диапазоне 5-14 мм. Чем толще проволока, тем надежнее изготовленное из нее страховочное приспособление. Его длина может варьироваться в пределах от 40 до 200 мм. А ширина защелки (ее затвора) в пределах от 5 до 38 мм.

Чисто конструктивно пожарный карабин состоит из крюка (на него и ложится вся нагрузка) и затвора, которые соединяются муфтой. Есть в конструкции шарнир, обеспечивающий подвижность затвора.

Пожарный карабин

Соединительная муфта представлена двумя типами: неавтоматическая и автоматическая.

  1. Это классический вариант, который открывают или закрывают вручную. Время показало, что механизм этого типа очень надежен. Он может открываться лишь при высоких вибрационных нагрузках.
  2. Открытие происходит в два этапа. А вот закрывается он, как только от него убирается рука.

Есть еще один вид автоматических пожарных карабинов, в котором в состав муфты входит фиксатор. Высокое качество и надежность соединения таким устройством обеспечена, но стоит прибор недешево. У автоматических разновидностей есть один серьезный недостаток – они быстро загрязняются, что снижает качество фиксации.

Отдельно испытывают карабин при нагрузке 350 кг, время ее действия – 3 минуты. Здесь важное требование – чтобы соединительная муфта не раскрылась. Уделяют немалое внимание легкости открытия затвора. Для этого производят трехкратное открытие с измерением прилагаемого усилия. Среднеарифметическое значение является окончательным результатом.

При приемке карабинов в эксплуатацию из партии выбирается три штуки, которые взвешиваются. Обязательно проверяются размерные параметры устройств.

Периодичность испытания пожарного пояса и карабина не зависит от интенсивности их эксплуатации. Но необходимо понимать, что со временем оба приспособления начинают устаревать. Поэтому необходимо периодически их осматривать на предмет появления дефектов и изъянов. Если таковые обнаружены, то пожарные устройства передаются в лабораторию.

Проверка спасательных веревок

К испытанию пожарной веревки (спасательной) необходимо относится так же, как к проверке пояса и карабина. Но проводят ее тестирование один раз в полгода. Для этого страховочный элемент подвергают двум видам нагрузок: статической и динамической.

Первая – это веревку нагружают весом 350 кг, время действия в течение 5 минут. При этом груз просто весит на веревке. Вторая – это когда с помощью веревки производится транспортировка груза весом в 150 кг по вертикали на высоту 9 м. Можно проверку проводить и по горизонтали, тогда веревку нагружают через систему блоков.

Схемы испытаний страховочных веревок

Испытания других элементов пожарно-технического оборудования

Порядок и сроки испытания пожарно-технического оборудования по каждому виду определяются паспортами изделий. Кроме вышеописанных страховочных элементов в оборудование входят пожарные всасывающие рука, напорные рукава, рукавные задержки, лафетные стволы, а также ручные и штурмовые лестницы. Обычно испытания ПТВ проводят в пожарной части и все результаты записываются в специальный журнал.

Испытания лестниц

Проводят один раз в год или после проведенного ремонта. Ручные ставят к стене под углом 75°. Их нагружают сразу на две тетивы через каждые 4-5 ступенек. Вес груза – 120 кг, время нагрузки – 2 минуты.

Штурмовые подвешивают к опоре так, чтобы конструкция располагалась вертикально. При этом упор делается на последний зуб опорного крюка. На вторую снизу ступеньку вешают груз весом 160 кг. Время испытания – 2 минут.

Проверка рукавов

При проведении испытаний ПТВ в пожарной охране рукавам отводится особое место. Всасывающие модификации проверяют сразу, как только ни ставятся на учет. Но есть еще три позиции, при которых проводят тестирование. Это:

  • первый технический осмотр, срок которого указывается в паспорте;
  • если обнаружены видимые изменения, снижающие качество;
  • после проведенного ремонта.

Тестируют рукава водой, которую нагнетают под определенным давлением. Для рукавов I группы давление равно 2-3 МПа, для второй группы 0,75-1 МПа.

Напорные рукава испытывают при постановлении в эксплуатации, а также через каждые 6 месяцев. И обязательно после ремонта. Проверку проводят давлением в 1 МПа, время – 3 минут. Непрорезиненные изделия предварительно замачивают в воде, находящейся под давлением 2-4 атм. Время проведения процедуры – в течение 5 минут. А само тестирование проводят под нагрузкой давлением 30 атм. При этом допускается появление свищей, но их размер не должен превышать 15 см.

Давление воды формируется с помощью насоса.

Испытание пожарных рукавов

Проверка рукавных задержек

Тестирование проводят 1 раз в 1 год. Для этого крюк задержки устанавливают на горизонтальную плоскость, а само приспособления свешивают вниз по вертикали. На нижний конец подвешивают груз массой 200 кг. Время операции – 5 мин.

Проверка задержек рукавов

Заключение по теме

К срокам испытания ПТВ в пожарной охране всегда подходят с большой ответственностью. Важно понимать, что от каждого элемента в независимости от его назначения, зависит выполнение пожарными расчетами их прямых служебных обязанностей. А на практике, когда реальная угроза ставить серьезные трудновыполнимые задачи, надеяться приходиться только на выучку, умение, знания и пожарно-техническое вооружение. И если оно подведет, то высока вероятность, что бороться с пожаром будет намного сложнее.

Задержка рукавная пожарная ЗР-80

Описание

При пожаротушении рукава прокладываются в вертикальном положении между маршами лестничных клеток, по пожарным лестницам, ограждениям, стенам и элементам конструкции здания. При этом для снятия напряжения на каждый рукав применяется, как минимум, одна задержка для рукавов до 66 мм включительно. Когда применяются рукава больших диаметров, расчет количества задержек производится с учетом того, что на одно крепление должно приходиться не более 100 кг веса.

Прокладывая пожарный шланг, необходимо обращать внимание, чтобы он не касался горящих предметов, агрессивных химических веществ, масел. Также нужно избегать острых предметов, которые могут повредить его оплетку.

Для того чтобы закрепить шланг, его нужно обхватить веревкой, продеть крючок в веревочную петлю и затянуть. Чтобы скользящая петля не пережала шланг, размещать крепление следует возле соединительной головки рукава.

Испытание рукавной задержки требуется производить ежегодно. В процессе испытания данное изделие крепится при помощи крюка за любую прочную плоскую поверхность. Это может быть подоконник, плоская балка и другие подходящие предметы. Застегивается петля, и на нее навешивается груз весом в 200 кг. Испытание длится 5 минут. Задержка считается качественной и пригодной для использования в том случае, когда крюк не имеет деформаций, а на веревке не замечено потертостей, разрывов, а также прочих повреждений.

Если обнаружены какие-либо дефекты, необходимо изъять испорченные изделия и заменить их прошедшими проверку и испытания новыми.

Хранение осуществляется в сухом месте, исключающем появление сырости.

Характеристики

Задержка рукавная ЗР-150 состоит из металлического крюка и трехрядной веревки, продетой в кольцо крюка и заканчивающейся петлей.

Крюк
Материал: стальной стержень 10 мм.
Длина: 150 мм.
Ширина: 90-120 мм.
Масса: до 0,5 кг.

Веревка
Длина: 900-1000 мм.
Длина с готовой петлей: 700 мм
Диаметр: 8 мм.
Строение: 24-прядная в зависимости от волокна.
Длина петли: от 200 мм.
Общий вес изделия: до 1 кг.
Разрывная нагрузка: 3410 кгс

Устройство

Задержка рукавная выполняется из стального прута. Верхний конец заточен, как минимум, на 2 грани. Нижний завершается ушком, к которому крепится веревка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *