Соотношение общения и коммуникации

3. Соотношение понятий «общение» и «коммуникация».

Коммуникация- понятие, близкое к понятию общения, но более расширенное. Это процесс, в ходе которого происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Общение- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Общение- одна из основных психологический категорий, человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Выделяют 3 стороны общения: 1) коммуникативная; 2) интерактивная- построение общей стратегии взаимодействия; 3) перцептивная- формирование образа другого человека. Коммуникативный акт как и общение анализируется и оценивается по компонентам: !) адресант- субъект коммуникации; 2) адресат- кому направленно сообщение; 3) сообщение- передаваемое содержание; 4) код- средство передачи сообщения; 5) канал связи; 6) результат- то, что достигнуто в итоге коммуникации. Различают процесс коммуникации и его составляющие акты. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фактическая функции, первая из них- генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются: !) сообщения побудительные- убеждение, внушение, приказ, просьба; 2) сообщения информативные- передача реальных или вымышленных сведений; 3) сообщения экспрессивные- возбуждение эмоционального переживания; 4) сообщения фатические- установление и поддержание контакта.

Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям: !) по типу отношений между участниками- коммуникация межличностная, публичная, массовая; 2) по средствам- коммуникация речевая ( письменная и устная); 3)паралингвистическая (жест, мимика, мелодия); 4)вещественно- знаковая ( продукты производства, изобразительного искусства).

Основные фазы коммуникативного процесса:

  1. фаза подготовки к коммуникации;

  2. фаза контакта ( присоединение к клиенту); позволяет создать климат;

  3. фаза ориентации к проблеме, здесь решается вопрос как я настраиваю партнера на себя, коррекция отношений.

Важная характеристика коммуникативного процесса- намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого.

4. Понятие я-концепции; самооценка, социальная идентичность.

У каждого человека имеется система представлений о самом себе. Эта система представлений называются Я-концепцией (это относительно устойчивая, более или менее осознаваемая система представлений субъекта о самом себе). В рамках единой Я-концепции выд-т различные её составляющие: Я-физическое (представление о собственном теле, о его особенностях, пропорциях, размерах) Я-социальное (социальные, половые, этнические роли, которые мы считаем неотделимыми от самих себя) Я-экзистенциальное (представление смысла, ценности и уникальности человека перед лицом жизни и смерти)

Составляющими Я-концепции можно назвать также:

Реальное Я — представление человека о том, кем он является в настоящее время при сложившихся обстоятельствах его жизни

Идеальное Я — представление о себе, максимально улучшенное и «приукрашенное», в котором субъект доводит образ себя до предельного совершенства, соответствует всем без исключения моральным нормам и т.п.

Динамическое Я — то, каким субъект намерен стать после того, как осуществит некоторые изменения; то есть, динамическое я есть результат планирования субъектом своих изменений.

Фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, если это было бы возможным. При построении фантастического Я субъект не ограничивается принципом реальности, используя все резервы своего воображения.

Я-концепция формируется как продукт способности человека к рефлексии.

Рефлексия – это процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний. Самооценка — это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим свойствам, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка может быть высокой, низкой и нормальной (адекватной). Главные функции, которые выполняются самооценкой: регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Эриксон задает идентичность как сложное личностное образова­ние, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основ­ными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным. На индивидном уровне анализа идентичность результат осознания человеком собственной временн­ой протяженности. С личностной т зр идентичность — ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. Соц идентичность — личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидар­ность человека с социальными, групповыми идеалами. Процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения

Коммуникация и общение

Существуют три позиции специалистов по проблеме соотношения понятий «коммуникация» и «общение».

1. Отождествлении смысла/значения данных понятий ( = коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми).

2. Разграничение понятий «коммуникация» и «общение».

1) общение имеет и практически (материальный), и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом — передачей тех или иных сообщений;

2) Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект ее пассивно получает. К. является процессом однонаправленным. Общение представляет собой субъект-субъектную связь, при которой нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела. К. носит двунаправленный характер. Коммуникация — монологична, общение — диалогично .

По А.В. Соколову, общение — это одна из форм коммуникационной деятельности.

Г.М. Андреева рассматривает общение как более широкую категорию, чем чем коммуникация и выделяeт в структуре общения три взаимосвязанные стороны:

1) коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

2) интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивную, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Соотношение понятий коммуникация и общение рассматривается в зависимости от того содержания, которое в них вкладывается. Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения; в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации.

Итак, что мы имеем?

Инвариантом большинства определений коммуникации выступает понятие информации или информационного обмена. Общение — это процесс, имеющий ярко выраженный информационный характер. Именно поэтому в зависимости от трактовки информации мы можем получить различные представления о коммуникации и общении и их соотношении.

Если рассматривать информацию лишь как сведения, которыми обмениваются люди, то необходимо признать более широкий характер понятия «общение», включающего наряду с информационной стороной взаимодействия людей его интерактивную и перцептивную стороны. Однако, если рассматривать информацию как атрибутивное свойство материи, меру ее организации, отражение разнообразия в явлениях живой и неживой природы, то тогда всякое взаимодействие в материальном мире можно описывать в терминах коммуникации. В таком случае понятие коммуникации становится более широким, чем понятие общение.

3. Третий подход к проблеме соотношения указанных понятий состоит в том, что коммуникации – это любой информационный обмен, социальная коммуникация – информационный обмен в обществе, а общение — вербальный вид социальной коммуникации.

«Общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфически человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются прежде всего вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким — «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, — «общение».

Литература

1. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. М.:АСТ: Восток-3апад, 2007

«Общение» и «коммуникация»: соотношение понятий в свете полипарадигмального состояния современной лингвистики

Современная лингвистическая ситуация такова, что существование большого числа интегративных по своей природе частных лингвистических парадигм (коммуникативно-прагматическая, дискурсивно-когнитивная, психолингвистическая и т.д.), представляет проблему соотношения целого комплекса понятий, которыми апеллируют лингвисты, проводя исследования в рамках указанных направлений. В этой связи нами было выявлено, что использование таких понятий как «коммуникация» и «общение» не является исключением. Частые случаи их использования не только не способствуют более точному и узкому их определению, а наоборот затрудняют ситуацию в связи с тем, что каждое направление в современном языкознании стремится определить вышеуказанные феномены, анализируя их сквозь призму своих методологических установок.

В данной работе мы попытаемся теоретически обосновать необходимость разграничения понятий «коммуникация» и «общение» в условиях полипарадигмального состояния современной лингвистики.

В связи с интегративным развитием науки о языке и необходимостью осмысливать результаты исследований в смежных областях знаний (психологии, социологии, культурологии), традиционная трактовка таких понятий как «коммуникация» и «общение» не отвечает требованию времени и не может всеобъемлюще обозначить масштабность коммуникативных процессов происходящих в обществе.

Для корректного анализа прагматических особенностей директивных речевых актов в военной коммуникации в рамках нашего исследования требуется чётко разграничить и обозначить вышеупомянутые явления. Точное определение данных понятий, подразумевающее всестороннее и многомерный охват определений имеющихся в современных публикациях, позволит наметить будущие ориентиры и стать теоретической базой нашего коммуникативно-прагматического анализа директив.

Термин «коммуникация» (лат. communicatio «делаю общим, связываю») получает своё широкое употребление в начале XX века. Современная наука оперирует разными по содержанию, но в тоже время равнозначными для нашего исследования определениями: а) коммуникация – средство связи любых объектов материального и духовного мира, б) коммуникация – передача информации от человека к человеку, в) коммуникация – передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Коммуникация – комплексное явление и современная лингвистическая теория знает несколько подходов к определению данного понятия. Рассмотрим на наш взгляд самые значимые из них.

Всеобъемлющая трактовка термина «коммуникация» представлена в рамках социолингвистического направления. Конецкая В.П. предлагает следующее его определение: «коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных средств» .

Зачастую лингвисты, анализируя коммуникацию и общение, приравнивают их друг к другу: «Если мы будем трактовать коммуникацию в широком смысле как общение (в отличие от узкого понимания рассматриваемого явления как системы способов и каналов общения), то следует признать, что основной целью общения является поддержание единства человека и общества, диалектическое преодоление и подтверждение отдельности человека. Общение как форма человеческого взаимодействия отражает социальную сущность человека» .

Прагмалинвистическое и когнитивно-дискурсивное направления современного языкознания указывают на несоответствие равнозначного использование данных понятий. Исходя из специфики нашего исследования, мы расставили главные акценты на институциональном, социальном характере коммуникации, её различных способах и формах осуществления, а также темпорально-пространственных особенностях её организации.

Макаров М.Л. рассматривая коммуникацию с позиций конструктивизма, говорит о том, что коммуникация представляет собой «частный случай интеракции, опирающейся на интерпретацию, предполагающей координацию действий во взаимодействии, а также удовлетворяющей потребности выражения внутренних состояний» . Отметим также определение Брудного в котором он говорит: «коммуникация — одна из форм всеобщей связи между явлениями, а именно направленная связь, которая выражается в передаче сигналов (последнее не обязательно осознанный, осмысленный процесс)» . Данное определение на наш взгляд актуализирует в себе очень важную мысль о том, что коммуникативное поведение является неотъемлемой составляющей деятельности любых живых организмов, потребность в кооперации существ, координация их совместных усилий, взаимозависимость только способствовало их выживанию, эволюционному развитию. В этой связи хочется упомянуть следующее высказывание относительно коммуникации сделанное в книге «Древо познания» написанной Умберто Р. Матураной и Франсиско Х. Варелой, в которой они говорят следующее: «Мы называем коммуникацией координированное поведение, которое взаимно запускают друг у друга члены социального единства» . Так же учёные отмечают, что «коммуникация происходит всякий раз, когда существует координация поведения в области структурной сопряжённости,…феномен коммуникации зависит не от того, что передаётся, а что происходит с тем, кто принимает передаваемое, и это нечто весьма отличное от «передаваемой информации»» . Данное высказывание как нельзя лучше отображает современные тенденции в рамках коммуникативно-прагматической парадигмы в языкознании, учитывающего не просто то, что передаётся в общении, но также с какой целью это делается, какую коммуникативную стратегию использовать, чтобы оказать необходимого эффекта на воспринимающего информацию и тем самым обеспечить необходимую координацию совместной деятельности в социуме, который Матурана и Варела называют «структурной сопряжённостью третьего порядка» .

Также масштабность процесса коммуникации отражается и в рамках деятельностного подхода к определению данного явления: «коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними» .

Социальная обусловленность коммуникации, является её неотъемлемой сущностной особенностью, подчёркивающей то, что ситуация коммуникативного взаимодействия может принимать различные временные, пространственные характеристики, учитывая всё многообразие сложившихся на сегодняшний день различных социальных институтов и способов интеракции их участников.

Значимое отличие общения от коммуникации заключается в наборе средств, которые используются для взаимодействия индивидов. При коммуникации используется большой диапазон лингвистических и паралингвистических средств установления и поддержания интеракции. Общение, по своей природе имеет межличностный характер: «общение – межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» , и чаще всего характеризуется применением в процессе его осуществления вербальных средства выражения чувств и эмоций: «общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации» . Система организации коммуникации имеет весь перечень средств регуляции и координации совместных действий включающих как вербальные, так и невербальные способы взаимодействия.

Подводя итог, нам кажется возможным разграничить коммуникацию и общение согласно соответствующим им признакам: институциональность/межличностность, регулятивность/эмотивность, регламентированность/произвольность.

В целом необходимо сказать, что явление общения – неотъемлемый компонент протекания любой коммуникации. Однако отличаются они в своей локально-темпоральной динамической организацией. Коммуникация – глобальное явление, сущность которого реализуется в общении, и здесь мы соглашаемся с тем, что «…коммуникация… – это не только сиюминутный акт общения, когда процессы порождения и восприятия практически одномоментны, но и общение, когда восприятие дистанцировано от порождения во времени и пространстве (например, личная переписка)» . Коммуникация – цель, общение – задача. «Общение в психологическом смысле всегда есть процесс решения коммуниактивной задачи» .

Смягчая регистр, менее категорично можно заключить то, что коммуникация и общение явления на наш взгляд взаимодополняющие, но отнюдь не тождественные. Обобщая все различные подходы к определению таких понятий как «общение» и «коммуникация», мы определяем, что человеческая коммуникация это специфическая локально-темпоральная форма динамически организованной, лингвистической и паралингвистической интеракции двух и более коммуникантов с целью передачи/получения/обмена информацией, того или иного воздействия на собеседника, необходимого для осуществления совместной деятельности.

Общение представляется нам непосредственной, прямой формой обмена эмоционально-аффективной информацией.

Анализ терминов «коммуникация» и «общение» встречающихся в современной литературе, дал возможность выявить отличительные особенности каждого из них и обосновать возможность дальнейших исследования в этом направлении.

Соотношение понятий общение и коммуникация

В данной курсовой работе для более полного раскрытия темы я бы хотела остановиться более подробно на проблеме соотношения понятий общение и коммуникация.

В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и, конечно же, новосозданной теории межкультурной коммуникации. Наиболее активно процессы общения начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1970-1980-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалось как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату.

Этимологически термин «коммуникация» образован от латинского слова «communication», имеющего значение «делать общим, связываться, общаться». В других языках содержание понятия «коммуникация» остается приблизительно таким же. Так, в английском языке коммуникация означает сообщение, связь, средство общения, общение. Во французском языке этот термин понимается как связь, сообщение, соединение. В испанском языке — как связь, общение.

В психологической и социологической литературе общение и коммуникация рассматриваются как пересекающиеся, но и далеко несинонимические понятия. В данных сферах термин «коммуникация», появившийся в научной литературе в начале XX века, используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же рассматривается как межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. В числе основных функций общения также выделяются контактная, призванная удовлетворить потребность человека в контакте с другими людьми, и воздейственная, проявляющаяся в постоянном стремлении человека определенным образом воздействовать на своего партнера. Поэтому общение означает воздействие, обмен мнениями, взглядами, влияниями, а также согласование или потенциальный либо реальный конфликт.

Существует и другая точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, которая между людьми протекает в форме общения как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Но существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь в обоих случаях несмотря на внешние различия основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Можно считать, что за общением в основном закрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется дополнительное значение — информационный обмен в обществе.

На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

В отличие от него коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации, как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

В рамках темы моей курсовой работы стоит отметить, что в понятии «коммуникация» раскрывается та сторона общения, которая фиксирует не только обмен информацией, но взаимопонимание партнеров и организацию ими совместных действий, позволяющую им реализовать общую для них деятельность или цель.

Как справедливо отмечает немецкий социолог Х. Райманн: «Под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание». Безрезультатная передача какого-либо смысла представляет собой только попытку коммуникации, примитивную форму общения, но не саму коммуникацию. Поэтому вполне можно интерпретировать коммуникацию прежде всего как «взаимопонимание». Именно поэтому основным термином, которым я оперирую в работе, является именно «коммуникация».

Понятие общения. Соотношение понятий общения и коммуникации. Три стороны общения

Стр 1 из 16

Общение – это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность. Часто происходит смешение понятий “общение” и “коммуникация”. Они различаются в двух главных отношениях. Первое состоит в том, что общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация (если не иметь в виду другого значения этого термина, когда он употребляется во множественном числе и обозначает пути сообщения, средства связи) является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений.

Второе отношение, в котором различаются общение и коммуникация,– характер самой связи вступающих во взаимодействие систем. Для общения характерны субъектно-субъектные отношения, для коммуникации – субъектно-объектные отношения; в системе субъектно-объектных отношений человек может выступать и в позиции субъекта деятельности, и в позиции объекта – предмета преобразования, познания или оценки.

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (значения, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т. п.), которую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декларировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Получатель информации и является в подобных случаях объектом, ибо отправитель на него смотрит как на пассивный (в информационном смысле) приемник, хорошо настроенный, точно и надежно работающий.

Радикально иное положение возникает тогда, когда отправитель видит в ее получателе субъекта, а не объект, ибо в этом случае он исходит из того, что данная информация адресуется такой системе, которая индивидуально своеобразна, активна в соответствии со своей уникальной природой и соответственно должна перерабатывать получаемую информацию, становясь партнером ее отправителя в их общем деле – совместной выработке результирующей информации. Иначе говоря, в общении нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела.

В коммуникации мы имеем дело с процессом однонаправленным, информация течет только в одну сторону, и – по законам, установленным теорией коммуникации, – количество информации уменьшается в ходе ее движения от отправителя к получателю. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны и потому информация не убывает, а увеличивается, обогащается, расширяется в процессе ее циркуляции. Структура первого типа информационной активности, следовательно, асимметрична:

отправитель послание получатель;

а структура второго типа активности – симметрична:

средства

партнер партнер

общения

Общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой, потому что в отличие от простого “движения информации” между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Другой участник также предстает как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т. е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в общении происходит не простое движение информации, но как минимум обмен ею.

Особую значимость информация приобретает потому, что люди не просто обмениваются значениями, но, как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать свой смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Симметричность межсубъектного взаимодействия С. Л. Рубинштейн обосновал следующим образом: “Во взаимодействии субъектов нет никакой принципиальной привилегии у моего частного “я”. Поэтому отношения между различными частными “я” обратимы. Теоретически не существует никакого преимущества для вот этого данного “я”. Мое отношение к другому предполагает и отношение другого ко мне: “я” такой же другой для того, которого я сперва обозначил как другого, и он такой же “я” (исходная точка системы координат), как “я””.

Речь идет при этом только о тех случаях, когда общение является контактом друзей. Оно может быть и спором идейных противников, но при том непременном условии, что целью спора является не обмен информацией и не подчинение одного оппонента другому, а совместный поиск некоей общей позиции, отчего столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники – партнерами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *