Как подготовиться к выразительному чтению

Подготовка к выразительному чтению

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 23

В подготовке к выразительному чтению можно наме­тить три этапа:

1) анализ произведения, уяснение намерений автора, определение своего отношения к описываемому и уста­новление задачи чтения;

2) поиски средств речевой выразительности для уст­ной передачи мыслей и намерений автора, разметка текста;

3) тренировочное чтение вслух.

Анализ произведения дает возможность чтецу ясно представить (как бы увидеть) все то, о чем рассказыва­ет автор, найти свое отношение к событиям и действую­щим лицам и наметить задачу чтения.

Приступая к анализу, прежде всего следует опреде­лить идею произведения, дать характеристику действую­щих лиц, (рассмотреть сюжет и его построение.

Определение идеи необходимо для правильного понимания всего произведения в целом и для уяснения ос­новной задачи чтения его.

Возьмем для примера стихотворение Ф. Тютчева «Весна». Идея стихотворения — любовь к родной при­роде. Чтец в соответствии с намерениями автора дол­жен найти такие средства выразительности, которые по­могли бы ему наиболее верно и эмоционально передать слушателю то радостное, взволнованное настроение, ко­торым пронизано стихотворение, воспроизвести прелесть, поэтичность и очарование картины, нарисованной ав­тором.

Идея произведения раскрывается через систему образов, среди которых особо важное значение имеют об­разы действующих лиц. Через них писатель передает свои мысли, чувства, свое миропонимание, отношение к действительности, людям, явлениям природы. Поэтому к характеристике действующих л и ц чтец должен подходить с особой ответственностью. Необ­ходимо ясно представить себе каждое действующее ли­цо (его внешность, характер поведения, его взаимоотно­шения с другими действующими лицами, значение и ме­сто в произведении). Только после этого можно найти верные средства для его передачи.

Так, характеристика Зимы (Тютчев «Весна»), злой, ворчливой, упрямой, и Весны, юной, прекрасной, жизне­радостной, дает возможность чтецу ясно представить себе эти образы, понять их взаимоотношения, выявить к ним авторское и свое отношение, а затем найти такие средства выразительности, которые помогут ярко воспроизвести образы Зимы и Весны, убедить слушателя в неизбежности победы Весны и бесполезности упорства Зимы, передадут восхищение Весной и радостное ожи­дание ее прихода.

Образы в произведении часто даются не в застыв­шем, готовом виде, а в развитии. Под влиянием тех или иных причин, обстоятельств в характере, поведении дей­ствующих лиц происходят изменения, появляются новые черты. Эти изменения необходимо передавать при чтении, оттеняя причины, которыми они вызваны.

Так, в сказке «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина ха­рактер старухи, ее поведение, требования постепенно ме­няются по марс того, как она из простой крестьянки, которая жила в «ветхой землянке» «у самого синего мо­ря» и «пряла свою пряжу», превращается сначала в дворянку, а затем в грозную царицу, которой «служат бояре да дворяне». Старуха становится спесивой, дер­жится высокомерно, к старику начинает относиться презрительно. Поэтому в начале сказки следует пере­давать речь старухи сварливо, но без пренебрежения к старику, а затем вызывающе, грубо, тоном приказа, не терпящего возражения.

Читаемые детям произведения, как правило, сюжетны. Знание сюжета произведения необходимо при подготовке его к выразительному чтению. Не зная со­держания, не представляя событий, взаимоотношений действующих лиц, причин их поведения, обстановки, в которой они действуют, нельзя правильно передать текст.

Сюжет имеет определенное построение. Чтец должен уметь разбираться в построении сюжета, выделять его основные части. Это даст ему возможность во время чтения подчеркивать узловые моменты и обра­щать внимание слушателей на самые острые и значи­тельные места, которые имеют решающее значение для уяснения всего произведения, помотают лучше понять его идею и развитие сюжета.

В построение сюжета входят экспозиция, завязка, кульминация, развязка, концовка (эпилог).

Цель экспозиции — сосредоточить внимание читаю­щего или слушателя. Экспозиция требует от чтеца спо­койных, повествовательных интонаций, неторопливости, которая поможет сосредоточить внимание слушателя.

Многие произведения не имеют экспозиции, а начи­наются сразу с завязки, которая вводит слушателя в начало действий, заинтересовывает его. При чтении завязку надо выделять, читать ее несколько замедленно, чтобы слушатели поняли, что вслед за прочитанным на­чнется собственно повествование, рассказ.

Большого внимания при чтении потребует кульмина­ция. Выделение ее путем замедления темпа, большей силой голоса, значительными логическими ударениями, паузами усилит напряжение, заставит слушателей с вол­нением ждать того, как будет разрешено данное поло­жение, как будет развиваться действие.

Каждое произведение имеет развязку. Она вносит разрядку в слушание. Поэтому при чтении ее надо про­извести так, чтобы дети почувствовали завершение, конец. Заключительную сцену следует читать несколько замедленно, после нее делать продолжительную паузу, чтобы дать слушателям возможность пережить прочи­танное, побыть под впечатлением того, о чем рассказы­валась в произведении.

Некоторые произведения не заканчиваются развяз­кой. Иногда после развязки бывает еще концовка (эпи­лог). Концовка, как и развязка, разряжает внимание слушателя, возвращает его к действительности. Читать ее следует так, чтобы слушатель’ почувствовал оконча­ние и испытал удовлетворение от прочитанного. Только после завершения работы по литературному анализу произведения чтец сможет определить задачу чтения его.

Если произведение состоит из нескольких эпизодов, то при подготовке к выразительному чтению его следует разделять па части. Часть определяется сменой собы­тий, действий, обстоятельств. Каждая часть должна являться законченным эпизодом и отделяться при чте­нии от других частей значительной паузой. Такая пауза дает возможность слушателю лучше понять, почувство­вать, пережить прочитанное и настроиться на слушание последующего повествования.

Анализируя каждую часть, чтец должен определить ее главную мысль, рассмотреть поведение действующих лиц, обстановку, дать название (заглавие) каждой час­ти, произвести разметку текста. Такая работа будет способствовать лучшему пониманию всего произведения в целом и поможет чтецу определить свою исполнительскую задачу.

Нажатие должно точно передавать смысл данной части, быть эмоциональным, носить целенаправленный характер. При выборе названия можно использовать предложения анализируемого теиста.

Так, например, сказку «Маша и медведь» можно раз­делить в соответствии с отдельными эпизодами раздаива­ющегося действия на шесть частей, наметив задачи чте­ния их, отвечающие содержанию каждой части.

Часть первая — «В семье». Задача чтения: заин­тересовать детей судьбой Маши.

Часть вторая — «Заблудилась». Задача чтения: вызвать тревогу за судьбу Маши.

Часть третья — «У медведя». Задача чтения: обратить внимание детей на радость медведя и вызвать сочувствие к Маше.

Часть четвертая—»Придумала!» Задача чтения: обрадовать находчивостью Маши и увлечь ее замыслом.

Часть пятая — «Дамой!» Задача чтения: выз­вать восхищение ловкостью Маши.

Часть шестая— «Снова дома». Задача чтения: порадовать благополучным возвращением Маши.

Готовясь к чтению, надо насмотреть и на форму речи анализируемого произведения, определить, стихи это или проза, так как каждая форма речи имеет свои особенности, которые обуславливают своеобразие чте­ния. Для стихотворного произведения характерна речь ритмически организованная. При чтении такая речь потребует особого внимания к звуковой стороне слова, рифме, ритму. Произведению прозаическому, изложен ному свободно организованной речью, будут свойствен­ны при чтении обычные разговорные интонации.

Работая над текстом, необходимо установить, к ка­кому литературному жанру относился произве­дение, выбранное для чтения, так как каждый жанр имеет свою специфику, понимание которой обеспечит правильную художественную передачу произведения.

Учитель начальной школы имеет дело с такими жан­рами художественной литературы, как рассказ, сказка, стихотворение, басня. Знание особенностей каждого из указанных литературных жанров гари подготовке к вы­разительному чтению необходимо1-

При подготовке к выразительному чтению следует обращать внимание на язык произведения, относиться к нему бережно, не допускать вольностей, небрежности. Наиболее яркие, поэтичные, красочные выражения, мет­кие слова надо отметить в тексте, с тем чтобы выделить их яри чтении. Трудные для произношения слова выпи­сать в тетрадь и потренироваться в их чтении. На длин­ные фразы заранее рассчитать запас воздуха и произ­нести их спокойно, отчетливо, без срывов.

Работа над языком произведения обогащает речь чтеца, способствует хорошей передаче текста и обеспе­чивает быстрое восприятие его слушателем.

План анализа произведения для подготовки его к выразительному чтению составляется в определенной последовательности:

1) идея произведения;

2) краткая характеристика образов;

3) сюжет;

4) построение сюжета:

а) экспозиция.

б) завязка,

в) кульминация,

г) развязка,

д) концовка;

5) задача чтения.

Затем производится деление произведения на части и определяется задача чтения каждой части. В тетради с правой стороны записывается номер каждой части, на­звание части и весь текст. В левой — отмечается задача чтения.

Текст (по частям) переписывается в тетрадь, здесь же производится его разметка. Слова, произношение ко­торых вызывает сомнение, выписываются отдельно и выверяются по словарю.

Примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

1. Идея рассказа: наблюдай и люби природу.

2. Образы: охотник — человек гуманный, любозна­тельный; медведица — большая, строгая, деловитая; медвежата — веселые, бойкие, беспокойные.

3. Сюжет: наблюдение за купанием медвежат.

4. Построение сюжета:

а) завязка — «…услышал громкий треск сучьев»,

б) развитие действия — купание медвежат,

в) кульминация — «…надавала шлепков…»,

г) развязка — возвращение домой.
Произведение короткое. Деление на части можно не производить.

Задача чтения: увлечь слушателей картиной купания медвежат.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки / и вдруг / услышал громкий треск сучьев. / Он испугался / и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица / и с ней два весёлых медвежонка. / Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот / и давай окунать в речку. /

Медвежонок визжал и барахтался, / но мать не выпускала его, / пока хорошенько не выполоскала в воде. //

Другой медвежонок испугался холодной ванны / и пустился удирать в лес. /

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом / — в воду, как первого. //

Памятка для учащихся начальной школы «Как подготовиться к выразительному чтению» статья

Памятка для учащихся начальной школы

Как подготовиться к выразительному чтению

1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, разметь паузы, логические ударения.

6. Прочитай текст сначала вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро, но правильно.

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

8. Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели.

Учусь выразительно читать.

1. Соблюдаю правильный ТЕМП, РИТМ чтения, избегаю торопливости.

2. Слежу за правильным произношением (дикцией). Произношу слова ВНЯТНО, ОТЧЕТЛИВО, ГРОМКО.

3. Обращаю внимание на ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, которые помогут мне «исполнить» ПАУЗЫ, необходимые при чтении.

4. Правильно исполняю «ГОЛОСОМ» знаки препинания.

5. Отыскиваю наиболее важные («ЦЕННЫЕ») по смыслу СЛОВА, СОЧЕТАНИЯ и выделяю усилением голоса – логическим ударением.

6. Соблюдаю определенный ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ИНТОНАЦИЮ). Читаю ЭМОЦИОНАЛЬНО.

7. Читаю СМЫСЛОВЫМИ ФРАЗАМИ и ПОНИМАЮ прочитанное.

Стихотворение Сергея Есенина «Пороша» изучается в общеобразовательной школе во втором классе, для дополнительного чтения, по программе Школа России

Подготовка по выразительному чтению необходима учителю как при подготовке к уроку, так и во время урока. Рассмотрим основные элементы анализа стихотворения «Пороша»

Идея: «Единство природы и человека»

Главные образы: Лес; Сосна; Дорога; Конь; Серые вороны; Дятел;

Сюжет: Описание того что видит и слышит человек, который едет верхом на коне.

4) Построение сюжета:

а) завязка — «Еду. Тихо. Слышны звоны…»

б) развитие действия —

в) кульминация —

г) развязка — «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.»

5) Задача чтения: Показать слушателю красоту и таинственность зимнего леса.

Первое четверостишие следует читать приглушенно, спокойно ровным темпом голоса. Также, стоит выделить голосом третью строчку, показывая тем самым, что тишину леса нарушают, раскричавшиеся, вороны. Второе четверостишие нужно читать таинственно и загадочно, ровным и спокойным голосом, не делая акценты на слова. В следующих двух строчках голосом нужно изобразить старушку, для этого строчки нужно прочитать сиплым голосом при этом немного крехтя. Такое прочтение даст маленькому слушателю представление старой сосны, которая под тяжестью снега нагнулась и скрипит. Последующие две строчки следует прочитать не торопливо обычным голосом, при этом делая акцент на слове «над самою макушкой» – т.е. очень-очень высоко.

При этом при прочтении первой, из этих двух строчек, повышать голос, а при прочтении второй понижать. Также после слова «дятел» можно сделать психологическую паузу. Что бы дети могли в полной мере представить всю картину происходящего. Последние четре строчки нужно прочитать немного радостно, делая логическое ударение на словах «скачет» и «много» – эти слова подчеркивают, что конь себя чувствует вольно, так как вокруг него очень просторно. «Бесконечная дорога…» – здесь, необходимо сделать акцент чтобы вызвать у слушателя ощущение очень длинной дороги у которой нет конца, в том числе и то что красота и великолепие природы тоже бесконечны.

Чтобы в образе слушателя возникла картина таинственного и прекрасного зимнего леса и дороги, необходимо это стихотворение читать спокойно, умеренным темпом, соблюдая паузы и логические ударения. Перед выразительным прочтением стихотворения необходимо разъяснить незнакомые слова и условные обозначения:

Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.

Клюка – палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе.

Шаль – большой вязаный или тканный платок с каймой.

Условные обозначения

/ – короткая пауза;

// – длинная пауза;

Скачет – логическое ударение;

ꜛ – повышение голоса;

ꜜ – понижение голоса;

С. Есенин Пороша

Еду. // Тихо.// Слышны звоны/

Под копытом на снегу. ꜜ// (приглушенно, спокойно)

Только серые вороны ꜛ

Расшумелись на лугу.ꜜ //

Заколдован невидимкой,ꜛ / (таинственно)

Дремлет лес под сказку сна. ꜜ//

Словно белою косынкой ꜛ

Подвязалася сосна.ꜜ // (загадочно)

Понагнулась, как старушка, / (крехтя как старуха)

Оперлася на клюку, /

А над самою макушкой ꜛ

Долбит дятел / на суку. //ꜜ

Скачет конь, ꜛ/ простору много.ꜛ //(

Валит снег ꜛ/ и стелет шаль. ꜛ // Бесконечная (протяжно) дорога/

Убегает лентой вдаль.ꜜ //

Список литературы:

1. Хрестоматия для начальной школы. 1-4 класс. – Москва: Росмен, 2016. 400 с.

Работа с поэтическим текстом

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Готовимся к экзамену в классе и дома

I. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Д.Самойлова.

О, много ли надо земли
Для дома, для поля, для луга,
Чтоб травами пела округа
И море шумело вдали?

О, много ли надо земли,
Чтоб очи продрать на рассвете
И видеть, как шумные дети
Пускают в ручьях корабли;

Чтоб в зарослях возле села
Черемуха жарко дышала
И ветвь поцелуям мешала –
И все ж помешать не могла?

О, много ли надо земли
Для тропки, проселка, дороги,
Чтоб мирные псы без тревоги
Дремали в нагретой пыли?

О, много ли надо земли
Для истины, веры и права,
Чтоб засека или застава
Людей разделять не могли?

1. Понаблюдайте за использованием таких средств языковой выразительности, ка к анафора, риторические вопросы.

2. Какие еще средства языковой выразительности используются в этом тексте?

3. В чем необычность сочетания слов очи продрать?

4. Объясните значение слов: засека, проселок.

5. Подберите синонимы к словам: истина, очи, вдали.

6. Сколько грамматических основ в первом предложении? (Ответ: 3.)

7. В каком словосочетании связь не такая, как согласование?

а) Шумные дети; б) шумело вдали; в) мирные псы; г) в нагретой пыли. (Ответ: б.)

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Объясните знаки препинания.

II. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Д.Самойлова. Обратите внимание: все восемь строк – это одно предложение.

День выплывает из-за острова
И очищается от мрака
С задумчивостью Заболоцкого,
С естественностью Пастернака,

Когда их поздняя поэзия
Была дневной, а не вечерней,
Хотя болезнь точила лезвия
И на пути хватало терний.

1. Объясните значение слова тернии. Как вы понимаете афоризм Через тернии к звездам?

2. Выполните задания, связанные с культуроведческим комментарием. Запишите предложения: Н.Заболоцкий – это… Б.Пастернак – это…

4. В каких значениях употребляются слова дневной, вечерний?

5. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

6. Сколько грамматических основ в предложении? (Ответ: 4.) Составьте схему сложного предложения.

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Д. Самойлов

III. Подготовьтесь к выразительному чтению и письму по памяти одного из стихотворений Д.Самойлова.

1)

Когда бы спел я наконец
Нежнейшее четверостишье,
Как иногда поет скворец
Весною в утреннем затишье!
Про что? Да как вам объясню?
Все так нелепо в разговоре.
Ну, предположим, про весну,
Про вас, про облако, про море.

2)

Чудо – познаваемость вселенной
И с природой дивный диалог.
Этот чистый, темный и целебный
Рек, небес, пустынь и моря слог.
Этих гор возвышенные оды,
Пестрые элегии лесов,
Разговор осмысленной Природы,
Примечанья птичьих голосов.
Осторожней принимай признанья
И о тайнах сбивчивый рассказ.
Что-то пусть останется за гранью,
В любопытстве сдерживая нас.

1. Как вы понимаете слова: с природой дивный диалог? Почему автор называет это чудом?

4. Замените словосочетание птичьи голоса синонимичным со связью “управление”. (Ответ: голоса птиц.)

3)

Напиши мне, богомаз,
“Утоли моя печали”.
Не на день и не на час
Утоли мои печали.
Словом уст и светом глаз
Утоли мои печали,
Утоли мои печали.

1. Почему во второй строке используются кавычки?

2. Какова роль в тексте риторического обращения? Какие еще средства языковой выразительности использует автор?

IV. Прочитайте акростих – стихотворение В.Брюсова, посвященное Игорю Северянину.

И ты стремишься ввысь, где солнце вечно,
Где неизменен гордый сон снегов,
Откуда в дол спадают бесконечно
Ручьи алмазов, струи жемчугов.
Юдоль земная пройдена. Беспечно
Свершай свой путь меж молний и громов,
Ездок отважный! Слушай вихрей рев,
Внимай с улыбкой гневам бури встречной!
Еще грозят зазубрины высот,
Расщелины, где тучи спят. Но вот
Яснеет глубь в уступах синих бора.
Назад не обращай тревожно взора
И с жадной жаждой новой высоты
Неутомимо правь конем, – и скоро
У ног своих весь мир увидишь ты!

1. Объясните значение слов: акростих, юдоль.

2. Подберите синонимы к словам: отважный, внимать. Чем различаются слова, входящие в ряды синонимов?

5. Сколько грамматических основ в первом предложении? (Ответ: 4.)

6. Замените словосочетания ручьи алмазов, струи жемчугов синонимичными с подчинительной связью “согласование”. (Ответ: алмазные ручьи, жемчужные струи.)

7. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?

а) Стремишься ввысь; б) неутомимо правь; в) скоро увидишь; г) новая высота. (Ответ: г.)

8. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

10. Попробуйте сочинить акростих, посвященный одному из друзей или известной личности, достойной посвящения.

V. Понаблюдайте за использованием анафоры и эпифоры в стихотворении Д.Самойлова.

В этот час гений садится писать стихи.
В этот час сто талантов садятся писать стихи.
В этот час тыща профессионалов садятся писать стихи.
В этот час сто тыщ графоманов садятся писать стихи.
В этот час миллион одиноких девиц садятся писать стихи.
В этот час десять миллионов влюбленных юнцов садятся писать стихи.
В результате этого грандиозного мероприятия
Рождается одно стихотворение.
Или гений, зачеркнув написанное,
Отправляется в гости.

1. Какая серьезная мысль содержится в этом, казалось бы, шуточном стихотворении?

2. Объясните значение слова графоман.

3. Чем объясняется необычное написание числительного тысяча?

4. В каком словосочетании связь не такая, как управление?

а) Сто талантов; б) одно стихотворение; в) зачеркнув написанное; г) писать стихи. (Ответ: б.)

VI. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению.

1. Объясните значение слов: плеяда, козни, надсада.

2. Запишите последнее предложение, произведите его синтаксический разбор.

3. Объясните, как вы понимаете последнее предложение. Напишите об этом.

VII. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Д.Самойлова “Пушкин по радио”.

Возле разбитого вокзала
Нещадно радио орало
Вороньим голосом. Но вдруг,
К нему прислушавшись, я понял,
Что все его слова я помнил.
Читали Пушкина.
Вокруг
Сновали бабы и солдаты,
Шел торг военный, небогатый,
И вшивый клокотал майдан.
Гремели на путях составы.
“Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман”.

Мы это изучали в школе
И строки позабыли вскоре –
Во времена боев и ран.
Броски, атаки, переправы…
“Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман”.

И вдруг бомбежка. “Мессершмитты”.
Мы бросились в кювет. Убиты
Фугаской грязный мальчуган
И старец, грозный, величавый.
“Любви, надежды, тихой славы
Недолго тешил нас обман”…

Я был живой. Девчонки тоже.
Туманно было, но погоже.
Вокзал взрывался, как вулкан.
И дымы поднялись, курчавы.
“Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман”.

2. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу “Война”.

3. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

4. Замените словосочетание вороний голос синонимичным с подчинительной связью “управление”. (Ответ: голос вороны.)

6. Укажите односоставные предложения.

7. Объясните орфограммы и знаки препинания.

VIII. Прочитайте ряд стихотворений Д.Самойлова, включенных в сборник “Весть” (1974–1978). Подготовьтесь к выразительному чтению.

1)

И ветра вольный горн,
И речь вечерних волн,
И месяца свеченье
Как только стали в стих,
Приобрели значенье.
А так – кто ведал их!

И смутный мой рассказ,
И весть о нас двоих,
И верное реченье
Как только станут в стих,
Приобретут значенье.
А так – кто б знал о нас!

1. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

2. Подберите ряд однокоренных слов к существительным: весть, свеченье. Запишите их, обозначьте корни. Выпишите из текста однокоренные слова. (Ответ: речь, реченье; весть, ведал.)

5. Объясните орфограммы и знаки препинания.

2)

Кто двигал нашею рукой,
Когда ложились на бумаге
Полузабытые слова?
Кто отнимал у нас покой,
Когда от мыслей, как от браги,
Закруживалась голова?
Кто пробудил ручей в овраге,
Сначала слышимый едва,
И кто внушил ему отваги,
Чтобы бежать и стать рекой?..

1. Выпишите рифмующиеся слова. В каком случае среди рифмующихся слов есть разные части речи? (Ответ: рукой – покой – рекой; на бумаге – от браги – в овраге – отваги; слова – голова – едва.)

3. Сколько грамматических основ в последнем предложении? (Ответ: 3.)

3)

Вдруг странный стих во мне родится,
Я не могу его поймать.
Какие-то слова и лица.
И время тает или длится.
Нет! Невозможно научиться
Себя и ближних понимать!

1. Выпишите рифмующиеся слова. (Ответ: родится – лица – длится – научиться; поймать – понимать.)

2. Как вы понимаете последнее предложение? Испытываете ли вы такое настроение, которое выразил автор? Напишите об этом.

IX. Подготовьтесь к изложению и сочинению.

Названия для книг выбирают по-разному. Один автор спешит объяснить, что читатель вправе ожидать, и выносит на обложку краткий тезис, понятный без дальнейших объяснений. Другой в качестве тезиса возьмет для поэтического сборника название одного из вошедших в него стихотворений. Третий…

Почему Самойлов называет свою книгу “Весть”? Весть от кого или о чем?

Начинаешь читать стихи и помнишь об этом пока что непонятном, неразгаданном названии. И думаешь, что автор наверняка рассчитал так, чтобы оно не забылось, не ушло, чтобы отложилось в памяти. В стихотворении “Снегопад” наталкиваешься на строку: “Но зрелости слышнее весть…”.

Разгадка? С одной стороны, как будто бы дыра. Звучит признание в том, что лета если и не клонят к суровой прозе, то заставляют внимательнее вслушиваться в ее уроки:

Учусь писать у русской прозы,
Влюблен в ее просторный слог,
Чтобы потом, как речь сквозь слезы,
Я сам в стихи пробиться мог.

Но, с другой стороны, весть о зрелости слышится не лирическому герою, а героине, и нужно ли в этих словах немедленно различать автобиографический смысл? Тем более, что в стихах Д.Самойлова эта весть прозвучала давно и внятно… Во втором стихотворении книги, то ли помогая понять название, то ли еще более запутывая, вновь повторяется, окончательно убеждая в неслучайности своего появления, то же слово:

И смутный мой рассказ,
И весть о нас двоих…

Это уже совсем о другом!

Теперь думаешь, насколько это вообще в манере Д.Самойлова не настаивать на своей мысли, не подкреплять ее бьющим в глаза тезисом, а подать незаметной, невыделенной строкой, когда ее легко пропустить, невнимательно пробегая глазами. Автор как будто не опасается быть непонятым из-за невнимания, то ли рассчитывая на внимательного читателя, то ли полагая, что стихи сами скажут за себя без формулировок и тезисов. Даже без окончательно разгаданного названия. Однако, пусть и без окончательной разгадки, тема сборника возникла, и мы не ошибемся, ожидая услышать в нем лирическую весть, постоянную в поэзии Самойлова, весть, которой настойчиво сопутствует мысль об уходящем времени, мысль, связанная с воспоминаниями, с темой памяти. (И.Шайтанов. “О времени слышнее весть…”)

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Разгадать смысл названия сборников стихов Самойлова довольно трудно.

б) Название, которое дает автор, всегда неслучайно.

в) Слово “весть” употребляется автором в разных значениях, и читателю важно обратить на это внимание.

г) Названия для своих книг все писатели выбирают, четко формулируя основную мысль. (Ответ: г.)

2. Объясните значение слов: автобиографический, лирический, тезис.

3. Какое из слов не является деепричастием? а) Рассчитывая; б) уходящий; в) убеждая; г) запутывая. (Ответ: б.)

4. Замените словосочетание поэтический сборник синонимичным с подчинительной связью “управление”. (Ответ: сборник поэзии.)

6. Сколько грамматических основ в первом предложении последнего абзаца? (Ответ: 3.)

7. Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения: Рассчитывая на внимательного читателя,..

а) название постепенно может быть разгадано.

б) автор не стремится все четко, однозначно сформулировать.

в) загадка произведения привлекает нас.

г) подсказка содержится в тексте стихотворения. (Ответ: б.)

8. Докажите, что это текст публицистического стиля.

9. Выполните творческие задания. Напишите: а) сжатое изложение; б) сочинение (прокомментируйте, как вы понимаете содержание первого абзаца).

10. Вариант творческого задания: Напишите сочинение на тему “Секрет названия… (поэмы Гоголя “Мертвые души”, комедии “Ревизор”, романа Лермонтова “Герой нашего времени”, повести Пушкина “Капитанская дочка”)”.

X. Прочитайте стихотворения Д.Самойлова, включенные в сборник “Голоса за холмами” (1981 –1985).

1)

Облики облака
Наблюдая, как тысячи
Наблюдают облака,
Вижу я, как в них неровно высечен
Образ века и не наверняка.

Можно видеть в утреннем облаке
Текучие лики и облики:
Космические вихри атома
И рядом профиль Курчатова.

И чему-то вселенскому родственно,
И стоустой молвы стоустей –
Нежное лицо Высоцкого,
Полное печали и предчувствий.

1. В чем особая звуковая выразительность сочетаний слов: облики облака, лики и облики, полное печали?

2. Выпишите рифмующиеся слова. В тех случаях, когда рифмуются слова разных частей речи, укажите это.

2)

Милая жизнь! Протеканье времен.
Медленное угасание сада.
Вот уж ничем я не обременен.
Сказано слово, дописана сага.

Кажется, все-таки что-то в нем есть –
В медленном, в неотвратимом теченье, –
Может, о вечности тайная весть
И сопредельного мира свеченье…

Осень. Уж улетели скворцы.
Ветер в деревьях звучит многострунно.
Грустно. Но именно в эти часы
Так хорошо, одиноко, безумно.

1. В каких значениях употребляются в тексте слова: сага, безумно.

2. Подберите синонимы к вводным словам: может, кажется. Какова их роль в тексте?

3. Выпишите рифмующиеся слова, обозначьте части речи.

4. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *