Психологические аспекты безопасности труда

Психологические аспекты безопасности труда

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19

Психологические аспекты безопасности труда связаны с изучением роли «человеческого фактора» в аварийных ситуациях.

«Человеческий фактор» в аварийных ситуациях включает в себя комплекс всех качеств человека: психические, физические, физиологические, профессиональные, которые могли повлиять на происходящее. Анализируя травматизм, правильным будет выявление роли в нем «человеческого фактора», а не только недостатков в технике или технологии. Индивидуальные качества человека, которые могли повлиять на несчастный случай, не всегда являются определяющими, необходимо рассматривать все причины в комплексе.

Способность человека противодействовать опасности в производстве можно подразделить на четыре основных фактора: чисто биологический, обусловленный природными свойствами человека и проявляющийся в бессознательной регуляции действий, реакции (безусловные рефлексы); фактор, определяющий психическое состояние и психические функции человека (эти качества зависят от особенностей нервной системы и состояния человека, а проявляются в чувствительности человека к обнаружению сигналов опасности, в его эмоциональных реакциях на опасность); фактор, характеризующий направленность человека, то есть мотивы его действий, интересы; фактор, характеризующий уровень профессиональной подготовки работника, в том числе и по безопасности труда. Первые два фактора обусловлены врожденными свойствами личности, третий и четвертый факторы формируются в процессе воспитания и профессионального обучения, в том числе по охране труда и безопасности труда.

Проблемы безопасности труда можно решить двумя путями: снижением уровня производственной опасности – создание и внедрение более совершенного безопасного оборудования, машин, механизмов, технологий, повышение уровня индивидуальной защищенности работника и, второй путь – повышение производственной и технологической дисциплины, профессиональной подготовки, совершенствование методов и приемов работы.

Одним из основных качеств «человеческого фактора» является воля. Воля определяется как психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. К важнейшим волевым качествам человека можно отнести: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, самостоятельность, выдержку, дисциплинированность.

К понятию «человеческий фактор» относятся и вопросы социально-психологической характеристики коллектива, его отдельных членов, и психологический климат в коллективе. К числу таких характеристик относятся: совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность. Важным социально-психологическим явлением в жизни коллектива является лидерство. Можно выделить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера – генератора эмоционального настроя. Как правило, в коллективе всеми качествами лидеров не обладает одно лицо. Кто-то организатор, кто-то эрудит и т.д.

На психологические аспекты труда влияет температура, освещенность, шум, окраска стен (цветовой подбор).

Существует ещё одна отрасль психологии труда – это «инженерная психология». Главная проблема инженерной психологии – как конструировать и эксплуатировать машины, механизмы, оборудование с учетом психологических возможностей человека.

Контрольные вопросы по учебной дисциплине «Охрана труда»

1. Понятие «Охрана труда

2. Понятие «Условия труда»

3. Понятие «Вредный производственный фактор»

4. Понятие «Опасный производственный фактор»

5. Понятие «Безопасные условия труда»

6. Понятие «Рабочее место»

7. Понятие «Средства индивидуальной и коллективной защиты работников»

8. Понятие «Сертификат соответствия организации работ по охране труда»

9. Понятие «Производственная деятельность»

10. Понятие «Требования охраны труда»

11. Понятие «Государственная экспертиза условий труда»

12. Понятие «Аттестация рабочих мест по условиям труда»

13. Понятие «Стандарты безопасности труда»

14. Понятие «Профессиональный риск»

15. Понятие «Управление профессиональными рисками»

16. Понятие «Принудительный труд»

17. Основные права работника по трудовому законодательству

18. Основные обязанности работника по трудовому законодательству

19. Основные обязанности работодателя по трудовому законодательству

20. Основные права работодателя по трудовому законодательству

21. Нормальная продолжительность рабочего времени

22. Сокращенная продолжительность рабочего времени

23. Неполный рабочий день

24. Продолжительность рабочего дня (смены) перед праздником

25. Продолжительность рабочего дня (смены) накануне выходных дней

26. Работа в ночное время

27. Сверхурочная работа

28. Виды режимов рабочего времени

29. Перерыв для отдыха и питания (обеденный перерыв)

30. Нерабочие праздничные дни. Перенос при совпадении выходных и праздничных дней

31. Работа в выходные и праздничные дни

32. Основной и дополнительные отпуска (понятие)

33. Порядок предоставления отпусков

34. Отпуск без сохранения заработной платы

35. Основные обязанности работодателя в области охраны труда

36. Основные обязанности работника в области охраны труда

37. Система управления охраной труда (СУОТ)

38. Какие несчастные случаи подлежат расследованию?

39. Обязанности работодателя при несчастном случае

40. Состав комиссии для расследования несчастного случая

41. Сроки расследования несчастных случаев

42. Оформление документов по несчастному случаю

43. Учет и регистрация несчастных случаев на производстве

44. Разрешение разногласий по вопросам расследования и оформления несчастных случаев

45. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда (перечислить)

46. Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

47. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

48. Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда

49. Гражданская ответственность за нарушение требований охраны труда

50. С кем проводится обучение охране труда?

51. Вводный инструктаж

52. Стажировка на рабочем месте

53. Внеплановый инструктаж

54. Целевой инструктаж

55. Обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов

56. Понятие аттестации рабочих мест по условиям труда

57. Классы и степени тяжести в зависимости от вредности, опасности и напряженности производственных процессов

58. Порядок завершения работ по аттестации рабочих мест

59. Виды нормативов безопасности производственных факторов

60. Воздействие на организм человека температуры воздуха

61. Воздействие на организм человека влажности воздуха

62. Воздействие на организм человека скорости ветра

63. Нормирование работ по тяжести в зависимости от количества тепла, выделяемого человеком

64. Последствия для организма человека повышенной и пониженной температуры воздуха

65. Вредные вещества, находящиеся в воздухе и их воздействие на организм человека

66. Классификация уровня опасности вредных веществ, находящихся в воздухе

67. Контроль содержания вредных веществ, находящихся в воздухе рабочей зоны

68. Последствия для организма человека вредного воздействия шума и вибрации

69. Примерное значение шума в децибелах при различных явлениях

70. Воздействие на организм человека звуков большой силы

71. Воздействие на организм человека инфразвука и ультразвука

72. Вибрация

73. Воздействие на организм человека светового потока

74. Классификация освещения: естественное, искусственное, совмещенное, боковое, верхнее, комбинированное, общее, местное

75. Коэффициент естественной освещенности

76. Виды ламп для освещения

77. Воздействие на человека ионизирующего излучения

78. Перечислите основные факторы, определяющие метеорологические условия на рабочем месте

79. Приборы для измерения скорости движения воздуха

80. Приборы для измерения температуры

81. Приборы для определения относительной влажности воздуха

82. Приборы для комплексного измерения атмосферного давления, относительной влажности, температуры, скорости ветра и других показателей

83. Периодичность контроля загрязнения воздуха

84. Приборы для измерения запыленности воздуха, уровня шума и вибрации, параметров световой среды, ионизирующего излучения

85. Перечислите виды технических средств безопасности

86. Средства индивидуальной и коллективной защиты

87. Порядок заявки, выдачи, пользования средствами индивидуальной защиты, их замена, решение спорных вопросов

88. Виды спецодежды и специальной обуви

89. Средства защиты органов дыхания

90. Средства защиты глаз

91. Средства защиты головы от травм (каски)

92. Зоны радиоактивного загрязнения, контроль радиации

93. Меры по снижению дозы радиоактивного воздействия на организм человека

94. Шум и меры по снижению шума

95. Пути уменьшения вибрации

96. Поражение электрическим током

97. Меры безопасности от электрического тока

98. Виды вентиляции

99. Понятие «Эргономика»

100. «Человеческий фактор» в аварийных ситуациях

Психология безопасности труда

Психология безопасности труда — отрасль психологической науки, которая изучает психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и разрабатывал психологические методы повышения безопасности. Объектом исследований являются психические процессы (восприятие, внимание, память и др.), Которые порождаются деятельностью человека и влияют на психическое состояние человека, свойства личности и ее безопасном поведении во время работы.

Здоровье человека — это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической тренированности и психического благополучия. В работе важную роль играют свойства и особенности психики и сознания. Характер трудовой деятельности человека определяется не только физическим нагрузкам, но и величиной нервного и эмоционального напряжения, ритмом и темпом работы, ее монотонности, объема восприятия и переработки Информации. От этого зависит установление рационального режима труда и отдыха, организация рабочего места, проведение профессионального отбора, профессиональной ориентации и тому подобное.

На безопасность труда человека влияет на его психическое состояние: наличие конфликтов, усталость, заболевания, зависимость от наркотических средств, алкоголя, никотина, особенности психики человека. При наличии опасных факторов (подвижные детали мы шин, загромождение проходов, плохое освещение и т.п.) и подавленном состоянии психики человека могут возникать несчастные случаи.

Анализ производственного травматизма показывает, что основная причина травм и гибели людей на рабочих местах — это плохой психическое состояние работников во время выполнения трудовых обязанностей. В таких случаях не помогает ни инстинкт самосохранения, ни знания опасностей выполняемой работы. На это выли вас также чрезмерная самоуверенность и переоценка собственных возможностей, которые снижают внимание человека и приводят к пренебрежению правилами безопасности. В конце рабочего дня и недели в организме человека накапливается усталость и раздражительность. Поэтому в эти периоды нужно быть очень внимательным и рассудительным при выполнении работ.

В деятельности по предупреждению производственного травматизма важное значение имеет обеспечение надежности и бесперебойности производственного процесса. Остановки производства по разным причинам, которые сейчас часто случаются, приводят не только к резкому спаду производительности труда, производственных потерь, но и к резкому ухудшению самочувствия и психологического состояния персонала, приводят к возникновению разного рода ошибок в работе, стрессового состояния, повышение риска возникновения аварий и травматизма. Такое производство сопровождается значительным нервно-психическим напряжением, нарушением нормального ритма работы, спорами работников с коллегами и руководством цеха.

Исходя из этого, в условиях нестабильности производства, наряду с созданием безопасного состояния оборудования и производственной среды, значительное внимание со стороны руководства предприятий и его подразделений должно уделяться повышению надежности человеческого фактора в системе «человек-машина-среда». Необходимо не только повышать качество обучения и инструктажа персонала по вопросам охраны труда, а прежде всего проводить соответствующую психологическую работу с тем, чтобы воспитывать у рабочих психологию безопасной работы, чтобы они оценивали каждый шаг и каждое действие с точки зрения ее безопасного выполнения.

Перед возникновением несчастного случая, как правило, создается определенная опасная ситуация, когда человек может осознать приближения такого случая и может принять необходимые меры для его предотвращения. Неумение человека вовремя осознать опасную ситуацию и принять адекватные меры приводит к несчастным случаям и авариям. Человек должен прогнозировать, предвидеть развитие трудового процесса и свое поведение, вовремя осознавать опасную ситуацию и тем самым предотвращать несчастные случаи. Иногда такие случаи рассматриваются как следствие неадекватного поведения самого человека в опасной ситуации.

Безопасность поведения человека на производстве зависит от следующих факторов:

— Состояния безусловных рефлексов, которыми человек бессознательно отвечает на различные опасности, которые угрожают ее организма (например, самовольное отодвигания руки от горячего предмета);

— Психофизиологических качеств человека, которые проявляются в чувствительности ее к сигналам опасности, ее скоростных возможностях реагировать на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях опасности, в определении опасной ситуации и реагировании на нее (на поведение человека влияет и ее эмоциональное, психическое и физическое состояние : так, состояние тревоги обостряет чувство опасности, состояние усталости уменьшает возможности человека по определению и противодействия ей)

— Профессиональных качеств и опыта человека, то есть знание профессии и правил безопасности, жизненный опыт;

— Мотивации к безопасному труду (у разных людей есть разные мотивы к труду и мер безопасности).

Человек — это сложная саморегулирующаяся система, которая способна, в зависимости от ситуации, гибко использовать свои возможности для достижения результатов труда и устранения опасности. Если у человека невысокие биологические и психофизиологические качества к противодействию опасности, она может гарантировать безопасность за счет развития профессиональных навыков и высокой мотивации к безопасности труда.

Иногда мотивы определенной выгоды (экономия времени, увеличение выработки) превышают мотивы безопасности выполнения работы. Стоит морально и материально поощрять работников к соблюдению требований безопасности труда, повышать его мотивацию. Расходы на такое поощрение оправдывают себя предотвращением несчастных случаев. Это сделает безопасный труд материально выгодной «Рабочий будет больше зарабатывать не только за счет производительности труда, но и за счет того, что работает безопасно, согласно инструкции.

Нарушений инструкций будет меньше, если эти нарушения не станут источником определенной выгоды. Каждое нарушение инструкций не должно быть незамеченным. Все работники должны осознавать, что каждое нарушение инструкции влечет за собой наказание.

Травмы могут возникать вследствие некоторых недостатков самого человека: недостаточность знаний, физические недостатки (болезни, плохое зрение, слух и др.); психические недостатки (халатность, слабая память и др.), а также от особых обстоятельств (плохое освещение, высокая или низкая температура воздуха, переутомление), аффективное состояние (неприятности, ссоры, спешка).

Мотивация к безопасному труду работников усиливается, когда они осознают, что на предприятии существует строгий контроль за соблюдением правил безопасности, за высокое состояние безопасности труда работников материально и морально поощряют. Условием премирования должна быть работа без травм и аварий.

Вознаграждение руководителям подразделений предприятия из фонда материального поощрения выплачивать только при условии, что на их участках и в службах, которые они возглавляют, не было травм и нарушений требований охраны труда, являются средства индивидуальной и коллективной защиты, укомплектованы аптечки и др.

Целесообразно проводить среди работников лотереи и игры (при условии отсутствия нарушений инструкций, травм и аварий). Рабочие определяют между собой кодовые номера и регулярно разыгрывают призы, установленные администрацией. При возникновении травмы или аварии эти игры прекращаются на некоторое время. Практика показывает, что такая игра способствует уменьшению травматизма.

Руководство предприятий должно отказаться от принципа «Производство и безопасность отдельно» и перейти к принципу «Производство в условиях безопасности», где безопасность становится средством достижения эффективности производства.

Политика в области охраны труда должна быть направлена на коллективный поиск путей предотвращения несчастных случаев. Каждый на своем месте должен вносить предложения в этом направлении. Нужно производить психологический настрой в коллективе на безопасность труда. Воспитание мотива безопасного труда может быть усилена за счет ее стимулирования.

Заметим, что главное место в деле соблюдения безопасности труда (наряду с созданием более совершенных технических средств) занимает непосредственный исполнитель работ. Поэтому значительное внимание и действенные меры должны направляться на улучшение психологического и физического состояния человека.

В каждом коллективе есть формальные и неформальные лидеры, от которых зависит отношение работников к выполнению инструкций по охране труда.

Необходимо формировать правильное отношение коллектива к безопасности путем привлечения неформальных лидеров к деятельности уполномоченных по охране труда. Меры безопасности совпадают с задачами коллектива и производственного процесса. Об этом руководитель должен систематически напоминать работникам. Авторитет руководителя усиливается, если его указания выполняются не через административное подчинение, а в результате осознания подчиненными их правильности. Соблюдение требований безопасности следует в равной степени требовать как от себя, так и от каждого работника без исключения.

Причиной большинства несчастных случаев (до 75%) является человеческий фактор, поэтому главным направлением профилактической работы должно быть повышение работоспособности работников и сохранения ее в течение рабочего времени. Важным направлением той работы является ранняя диагностика профпатологии и болезненного состояния нервной системы, поскольку несчастный случай является результатом непринятия во внимание человеком потенциальной опасности.

Безупречный зрение является важным условием безопасности труда. Значительная часть несчастных случаев происходит вследствие недостатков зрения, плохого освещения проходов, проездов, территории, рабочих мест. Неравномерное освещение требует частой переадаптации зрения, на что нужно до 6,0 с, при которых может произойти несчастный случай.

Высокий шумовой фон, ухудшение слуха приводят к быстрой переутомления и несвоевременной реакции на звуковые сигналы.

Чем больше уставший человек, тем больше времени требуется на восприятие и реакцию на опасную ситуацию.

С возрастом ухудшается физическое состояние работников и они чаще травмируются.

Важное значение имеют характеристические черты человека: рабочая активность, аккуратность, сознание, систематичность, самостоятельность, самокритичность, внимательность, память, логичность, импульсивность, подвижность, координация, выносливость, собранность, целеустремленность, осторожность, решительность, чувство долга, ответственность , уверенность.

Снижение заболеваемости и сохранения здоровья работников является важным социальным и экономическим задачам. Радикальными действиями в этом направлении является улучшение условий труда, проведение счета вально-профилактических мероприятий (санитарно-просветительная работа, пропаганда здорового образа жизни, производственная гимнастика, диспансеризация и др.). Это позволит уменьшить уровень производственного травматизма, повысить экономическую эффективность производства.

Рабочие должны знать и выполнять инструкции по охране труда при работе. Однако в инструкциях невозможно всего предусмотреть. Жизнедеятельность значительно сложнее от подробной инструкции. Поэтому очень важно воспитывать у работающих способность наблюдать, быть осмотрительными и осторожными.

Опрос работников показал, что большинство из них считают наиболее частыми причинами травматизма несовершенную организацию труда, плохое настроение, усталость, конфликты в коллективе, с начальниками, невнимательное отношение руководителей к подчиненным, неудовлетворительное психологический климат.

Существенное влияние на работоспособность рабочего нарушения ритма труда и отдыха. Поэтому при определении режима рабочего времени переменные графики необходимо составлять так, чтобы продолжительность между сменного отдыха работников, с учетом внутри- сменных перерывов, составляла не менее двойной продолжительности его рабочего времени предыдущей смены. Установленная законодательством продолжительность рабочего времени не может быть изменена администрацией даже с согласия работника.

Учитывая, что ошибки рабочего во время работы могут угрожать здоровью и жизни как самого рабочего, так и других людей, требования к его работоспособности должны быть достаточно высокими. Большинство работников под конец смены чувствуют усталость, что увеличивает вероятность возникновения травмоопасной ситуации, поэтому строгое соблюдение действующего законодательства и правил режима труда и отдыха очень важно.

На состояние самочувствие, работоспособность, надежность человека большое влияние биоритмы. Известно, что в организме человека действуют более ста различных ритмических процессов. В последнее время появилось много публикаций по эффективности при регламентации режима труда и отдыха работников учета трех синусоид с периодами 23, 28 и 33 суток, характеризующими состояние физический (работоспособность, энергия), эмоциональный (настроение, реакция) и интеллектуальный (сообразительность, пам память).

Каждый из перечисленных циклов, которые отчисляются с момента рождения, имеют два периода; положительный — первая половина и отрицательный — вторая половина. День перехода из одного периода во второй называют «критическим», или «нулевым», то есть считается, что в этот день (особенно при совпадении «критических» дней по трем разным циклами) вероятность несчастных случаев значительно увеличивается. Однако тщательный анализ эффективности данного метода показал отсутствие прямой зависимости несчастных случаев от этих биоритмов.

Больше влияют на вероятность возникновения несчастных случаев другие хорошо исследованы биоритмы, в частности суточные, недельные, сезонные. Существенное влияние на работоспособность человека оказывают нарушения ночного сна. Недосыпание вызывает сонливость во время дневной рабочей смены. Известно, например, что 45% нарушений правил дорожного движения водителями происходит в результате засыпания за рулем. Это еще раз подтверждает необходимость соблюдения физиологически обоснованного режима труда и отдыха работников, особенно тех, которые заняты на трехсменной работе.

С целью предупреждения несчастных случаев и заболеваний пропагандируют безопасные методы работы. Применяются такие методы агитационно-массового просвещения: инструктажи, лекции, беседы, кинофильмы, радиопередачи, посвященные вопросам безопасности труда; широко используются плакаты, памятки и др. Плакаты способствуют закреплению в сознании рабочего правильных и безопасных методов работы.

Эффективной формой пропаганды охраны труда является общественные обзоры, которые проводит администрация совместно с профсоюзным активом. Важно использовать и такие формы пропаганды, как выставки, стенды, уголки по технике безопасности и тому подобное.

Однако более эффективны не перечислены методы, а формирование мотивов, заставляющих работника выполнять правила техники безопасности не потому, что так требует руководитель, а потому, что таково собственное желание, собственная психологическая установка на безопасную работу. Эта установка достигается улучшением психологического климата, привлечением работников к контролю за безопасностью труда, воспитательной работой, личным примером руководителей.

Таким образом, социально-психологические методы управления охраной труда основаны на использовании комплекса взаимосвязанных факторов, таких, как знание требований безопасности труда, умения, навыки безопасной работы, мотивы, профессиональное исполнение, моральное стимулирование за соблюдение правил безопасности, гуманизация труда, соблюдения научно обоснованного режима труда и отдыха, пропаганда охраны труда, лечебно-профилактические мероприятия.

Следует особо подчеркнуть, что на вероятность возникновения несчастных случаев значительно влияет состояние здоровья рабочего. Ухудшение состояния здоровья человека ведет к снижению работоспособности и увеличения вероятности травматизма, особенно когда человек чувствует распыление внимания, раздражительность, сонливость, головные боли, головокружение, слабость и т. Так, замечено, что частота возникновения несчастных случаев при гипертонической болезни увеличивается в два-три раза, что можно объяснить снижением работоспособности больных, более быстрым развитием утомляемости.

Целесообразно сказать также о влиянии на состояние человека употребление медикаментов, особенно снотворных и других нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств. В результате приема этих лекарств у человека снижается внимание, скорость и качество восприятия и переработки информации, увеличивается время реакции. После пробуждения при приеме снотворных средств, даже тех, которые не имеют пролонгированного действия, наблюдаются остаточные явления: сонливость, слабость, апатия. Особенно неблагоприятное воздействие на регуляторные системы организма вызывают психотропные средства. Они также вызывают сонливость, слабость, ослабление внимания, уменьшение скорости реакции, а в некоторых случаях — нарушение зрения. Это уменьшает готовность человека к экстремальным действиям, которые могут потребоваться на производстве.

Исходя из этого, важным фактором среди социально-психологических методов управления охраной труда является также проф-отбор и профориентация работников по некоторым ответственными профессиями. При этом надо принимать во внимание не только физиологические, но и психологические данные, то есть чувство ответственности, степень уверенности в своих возможностях, комфортность, волевые качества (самообладание, настойчивость, решительность). Вероятность несчастных случаев увеличивается при склонности рабочего риску, авантюризма, недисциплинированности, легкомыслия, социальной неустойчивости, агрессивности, импульсивности.

Вредные привычки, такие, как употребление алкоголя и курение, значительно влияют на безопасность труда. Установлено, что при концентрации 0,8% в алкоголя в крови водителя автотранспорта вероятность аварии возрастает в 2,5 раза; 1,2% в — в 10 раз; 1,6% в — в 27 раз. Даже на второй, третий день после приема алкоголя в организме остаются остатки алкогольного отравления, и человек находится в неуравновешенном психологическом состоянии, что приводит к несчастным случаям на производстве.

Первые приметы опьянения появляются после употребления 30 г алкоголя для человека массой 60 кг. Если человек вечером выпила, утром ее нельзя считать трезвым. После двух кружек пива количество алкоголя в крови человека массой 75 кг составляет 0,9% о; 0,5 л изобретения 1,2% о; рюмки водки или коньяка — 1,1% о.

Курение негативно влияет на сердечно-сосудистую систему, органы дыхания, желудок, способствует возникновению злокачественных образований, снижает работоспособность человека. Даже пассивное курение ухудшает умственную и физическую работоспособность людей, которые работают в одной комнате с курильщиком. Табачный дым ухудшает ионное состояние воздуха в помещении. Одна выкуренная сигарета в шесть раз превышает нормативный уровень соотношения количества тяжелых ионов в легких, а три сигареты — даже в 50 раз.

Приведенные данные являются достаточным основанием для введения широкой комплексной программы борьбы с вредными привычками работников. Эта программа должна охватывать все аспекты данной проблемы — от санитарно-просветительской работы к лечению и жестких административных мер. Конкретные меры по борьбе с употреблением алкоголя и никотина должны стать обязательной частью программы здоровья и планов социального развития коллективов предприятия, в частности по охране труда.

На некоторых предприятиях перед работой работников проверяют на состояние алкогольного опьянения с помощью газоанализатора паров спирта (ГПС-1) и индикаторных трубок «контроль трезвости». Применение такого контроля на ОАО «Львовоблэнерго» позволило снизить гибель электриков в три раза.

Наркотики — это вещества, которые приводят к состоянию оцепенения, отравления, головокружение. Понятие «наркотик» сегодня охватывает широкий круг веществ и растений, а также продуктов, из них получают с целью наркотического действия.

Под наркоманией понимают не только стимулирование наркотическими средствами возбужденного или подавленного состояния центральной нервной системы, но и привыкание организма к ним, желание их принимать. Главной причиной такой страсти является эйфорическое эффект. Наркомания характеризуется появлением типичных изменений в психике людей и их страсти к постоянному употреблению одной или нескольких веществ, которые имеют наркотические свойства. При этом более чем в 50% случаев наблюдаются четкие признаки снижения памяти и интеллекта, а в 71% больных заметное снижение морально-этических качеств, деградация личности.

Типичные последствия наркомании представляют наибольшую социальную опасность наркоманов. Кроме того, говоря о медико-социальные последствия наркомании, стоит добавить высокую вероятность заболеть СПИДом, частые случаи смертельных последствий не только в связи со случайной передозировкой наркотиков, но и из-за самоубийства и несчастные случаи в состоянии наркотического опьянения.

Безопасность труда рабочего в значительной степени зависит от его психофизиологического состояния, который определяет эффективность и безопасность деятельности. Человек может иметь приподнятое, нейтральный или подавленное настроение, но для эффективного и безопасного выполнения работ она должна находиться в оптимальном психологическом рабочем состоянии (ОПРС). Рабочему надо научиться в начале работы вводить себя в такое состояние, а руководители, соответственно, должны поддерживать его и хранить это состояние до конца рабочего дня.

Для каждого работника достижения ОПРС происходит индивидуально и состоит из трех компонентов: физического, эмоционального и умственного (квалификационного).

Физический компонент — совокупность физических характеристик человека (мышечная сила, гибкость, легкость, подвижность и др.), Которая зависит от физической подготовленности работника, владение навыками и приемами работы. Оптимальное физическое состояние достигается путем физических упражнений и тренировок.

Эмоциональный компонент характеризуется уровнем эмоционального возбуждения человека. Эмоции могут быть положительные, способствующие жизнедеятельности человека, и отрицательные — вредны. Очень важно, чтобы перед работой у человека был оптимальный для данной деятельности уровень эмоционального возбуждения, легко определяется по настроению работника. Человек должен уметь самостоятельно создавать свое эмоциональное состояние, положительный настрой и с ним входить в трудовой ритм, побеждать все трудности.

Умственное компонент — это процесс мышления, наличие четкой программы действий для выполнения данной работы, собранность, сосредоточенность внимания, но без излишнего напряжения. Если человек не имеет, не представляет конкретной программы и последовательности выполнения работы, она не сосредоточена, его мысли и чувства рассеяны. Предполагаемая работа должна быть хорошо продумана, четких представлений и сформулирована, человек должен быть полностью сосредоточена на этой работе, на каждом из ее элементов, знать безопасность выполнения операций и приемов труда, не допускать отвлечения внимания посторонними разговорами, действиями и др.

Эффективность адаптации к труду обеспечивается соответствием психофизиологических особенностей работника с требованиями профессии. В случае такого несоответствия работник допускает ошибки и совершает травмоопасные действия.

Мероприятия по охране труда только тогда будут эффективными, когда они будут способствовать повышению эффективности производства, устраняют опасные и вредные факторы и создают нормальный психологический климат. Руководители производственных подразделений должны осознавать, что безопасность труда может быть достигнута не только техническими средствами и проведением формальных инструктажей, но и путем широкого использования психологических методов воспитания коллектива и, прежде всего, путем личного примера, уважительного отношения к охране труда со стороны самого руководителя и привлечения к этого всего коллектива.

Травматизм вызывает не только физические, но и психологические последствия. Ранее синдром посттравматических стрессовых нарушений (ПТСП) называли военным неврозом, или боевой психической травмой. Однако сегодня большое количество людей травмируется на производстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, в быту. В информационном бюллетене Национального американского центра по вопросам ПТСП отмечается: «Чтобы получить диагноз ПТСП-синдром, нужно испытать какой-то травмы. Это может быть как реальная телесная травма или нападение, так и угроза такой травмы или нападения».

Когда перед человеком неожиданно возникает серьезная опасность, повышается уровень определенных гормонов, которые заставляют органы чувств быть постоянно настороженными. После того, как опасность минует, уровень гормонов, конечно, нормализуется, но в случае ПТСП-синдрома он остается повышенным. События произошли в прошлом, но страх, который они вызвали, остался. Синдром превратился в очень распространенное расстройство психики у людей, подвергшихся травме или другим опасным внезапным событиям.

Многие из тех, кто пережил травмирующих событиях, будто снова переживают их мысленно. Пострадавшие обычно не в состоянии ни контролировать свое состояние, ни как-то предотвратить его. А последствия могут быть следующие:

— Вспышки ярких воспоминаний (впечатление, будто человек снова испытывает того ужаса)

— Страшные сны и кошмары;

— Содрогание от громкого звука или когда кто-то неожиданно подходит;

— Дрожь и сильное потение;

— Учащенное сердцебиение или одышка

— Чувство угнетения, когда что-то по виду, на слух, ощущения, запах или вкус напоминает обстоятельства травмы;

— Тревога или страх (впечатление, будто человек опять находится в опасности)

— Трудности с контролированием эмоций (воспоминания внезапно вызывают тревогу, злобу или грусть)

— Проблемы с сосредоточением и трезвым мышлением;

— Трудности с засыпанием и сном;

— Озабоченность и постоянная настороженность;

— Отсутствие эмоций, или эмоциональное оцепенение;

— Неспособность проявлять любовь или иметь какие-либо сильные чувства;

— Впечатление, будто отчаянно чужое или нереально;

— Потеря интереса к тому, что когда-то приносило радость;

— Трудности с припоминанием важных моментов травмы;

— Ощущение, что человек находится в стороне окружающего мира и того, что с ней происходит.

Если пострадавший страдает симптомами посттравматического стресса, ему можно помочь путем:

— Обращение к психотерапевту, с которым надо быть откровенным и получить советы для преодоления возникших;

— Привлечение к общественной деятельности, выявление внимания и заботы со стороны близких, окружающих и руководства, экспертов Фонда страхования от несчастных случаев;

— Ободрение (если человека беспокоят страшные воспоминания, то через эмоциональное оцепенение, тревогу или недовольство она не в состоянии соответственно реагировать на помощь).

Лицо, страдающее ПТСП, должна избегать злоупотребления алкоголем или наркотиками, потому что это способствует общественной изоляции, отмежеванию от людей, пытающихся помочь. Усилиями врачей и окружающих пострадавший лишается ПТСП.

Психология охраны труда (стр. 1 из 2)

Любая деятельность содержит ряд обязательных процессов и функций, которым обеспечивают достижение требуемого результата.

Внимание — это направленность психической деятельности на определенные предметы или явления действительности. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требуют волевых усилий. Произвольное внимание возникает вследствие поставленной цели и требует определенных волевых усилий.

Непроизвольное отвлечение — колебание внимания и его ослабление к объекту деятельности. Распределение внимания — одновременное внимание к нескольким объектам деятельности при одновременном выполнении действия с ними.

Переключение внимания — намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Ощущение — простейший процесс, заключающийся в отдельных свойствах или явлениях материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Существуют ощущения нескольких видов: зрительные, слуховые, кожные.

Восприятие — процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и явлений. Сохранение постоянного, неизменного зрительного восприятия предметов при изменении их освещенности, положения в пространстве, расстояния от воспринимающего человека — константность восприятия.

Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие. Зависимость восприятия особенностей личности человека, его прошлого опыта, профессии, интереса и т.п. называется апперцепцией. Восприятие пространства, объема, формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа удаленности и направления, в котором они находятся, отражение изменения во времени, положении объектов в пространстве — это восприятие движения.

Восприятие времени — это отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Память — процессы запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведение того, что было в нашем прошлом опыте. Двигательная (моторная) память — запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежащая в основе выработки информирования двигательных навыков и привычек.

Эмоциональная память — память человека на пережитые им в прошлом чувства.

Образная память — сохранение и воспроизведение ранее воспринимавшихся образов и явлений.

Эйдетическая память — очень ярко выраженная образная память, связанная с наличием ярких, четких, живых наглядных представлений.

Словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей, текста, речи. Непроизвольная память проявляется в тех случаях, когда не ставится специальной цели запомнить тот или иной материал и последний запоминается без применения специальных приемов и волевых усилий. Произвольная память связана со специальной целью запоминания и применения соответствующих приемов, а также определенных волевых усилий.

Кратковременная ( первичная или оперативная) память — кратковременный (на несколько минут или секунд) процесс достаточно точного воспроизведения только что воспринятых предметов или явлений через анализаторы. После этого момента полнота и точность воспроизведения, как правило, ухудшается.

Долговременная память — вид памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.

Оперативная память — процессы памяти, которые обслуживают непосредственное осуществление человеком актуальных действий и операций.

Психология и проблемы безопасности

Психология безопасности труда представляет важное звено в структуре предприятий по обеспечению безопасности человека. Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно невозможно решать только инженерными методами. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (до 60-90% случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: 1) низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, 2) недостаточное воспитание, 3)слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, 4) допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, 5) пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний, снижающих надежность и безопасность деятельности специалист.

Психология безопасности изучает применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности рассматриваются психические процессы, свойства и особенно анализируются различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

В психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: 1) психические процессы, 2) их свойства, 3) состояния.

Психические процессы — составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память).

Психические свойства — (качества личности) — это свойства личности или ее собственные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Эти свойства устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека — это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и временных характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения травматизма.

Чрезмерные формы психического напряжения

Часто их называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической Деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачиваются живость и координация действий, могут проявляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбуди тельного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения — тормозной и возбудимый.

Тормозной тип — характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип — проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Работники совершают многочисленные не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Особые психические состояния

Организация контроля за психическим состоянием работников необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, который не являются постоянных свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека.

Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные (бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения, тревоги, страха, алкогольных напитков.

Пароксизмальные состояния — группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующиеся кратковременной утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей. Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов, строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния (кратковременная бурная эмоция -гнев, ужас) возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения

Сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект — взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека наблюдается эмоциональное сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории лиц с повышенным риском травматизма и не должны назначаться на должности с высокой ответственностью.

Тема 14. Психология безопасности труда

Психология безопасности труда как научно-практическое направление психологии труда. Исторические вехи становления психологии безопасности труда (концепция К. Марбе о склонности к несчастным случаям). Основные положения современной психологии безопасности труда. Понятия: несчастный случай, ошибка, нарушение. Основные вопросы психологии безопасности труда. Психологические факторы безопасности труда и их взаимосвязь. Современное состояние проблемы диагностики индивидуальных качеств, состояний в обеспечении безопасности труда. Влияние психических состояний (переутомление, дистресс) на склонность к нештатному поведению в условиях трудовой деятельности.

Влияние мотивации на безопасность профессиональной деятельности.

Понятие риска и его трактовки. Психологические основы инструктажа по технике безопасности. Психология восприятия плаката по технике безопасности. Психологические предпосылки и причины производственных аварий и травм. Психология инструктажа по технике безопасности. Психологические мероприятия профилактики и снижения травматизма.

Материалы лекции

Актуальность психологии безопасности труда

  • Фактор первый. Отставание функциональных возможностей человека (по скоростным, количественным, качественным параметрам) от реали­зуемых возможностей технических систем, технологических режимов. Иными словами, человек не всегда успевает своевременно оценить и адекватно реагировать на изменения управляемого процесса. Поэтому реакции человека оказываются несвоевременными, неадекватными, неточными.

  • Фактор второй. Рост социально-экономической и экологической цены ошибки работника. Ошибка отдельного работника (диспетчера энергосистемы, оператора нефтеперегонной установки, судоводителя, лётчика и т.д.) может приводить к авариям и травмам со значительным материальным и экологическим ущербом.

  • Фактор третий. Привыкание человека к опасности, нарушению требо­ваний правил безопасности и охраны труда.

Основные вопросы психологии безопасности труда.

Выделяются следующие вопросы психологии безопасности труда:

  1. Исследование психологических предпосылок и причин ошибочных действий работника.

  2. Исследование психологических предпосылок и причин нарушения правил техники безопасности, охраны труда, технологических режимов работы.

  3. Исследование психологических предпосылок и причин плохого усвоения правил техники безопасности и охраны труда.

  4. Разработка психологически обоснованных требований и условий обучения правилам техники безопасности и охраны труда и сопровождению технологических процессов.

  5. Разработка и проведение мероприятий психологического содержания по предупреждению ошибочных действий, нарушений, отказов, связанных с поведением работника.

  6. Формирование диагностического и методического инструментария профилактики аварийности и травматизма по психологическим основаниям.

  7. Моделирование причинной структуры и динамики аварийной ситуации, несчастного случая.

Правовые гарантии безопасности труда в промышленности

Производственные травмы и аварии долгое время рассматривались как неизбежное зло, которое привносят машинные технологии. Но с введением фабрично-заводского законодательства, а именно законов об ответственности работодателя за ущерб здоровью работников, получили стимул для развития научные знания о работающем человеке, особенностях его поведения, результатах труда. В России такого рода закон был принят в 1903 г., в европейских странах — в 80—90-е гг. XIX в.. Инженеры, занятые проблемой профилактики аварий и несчастных случаев на железных дорогах, в промышленности, пришли к выводу, что по мере развития сложных технических средств возрастает роль человека как виновника происшествий (аварий и несчастных случаев). Проблема психологического изучения и профилактики таких происшествий была одной из ключевых для индустриальной психологии (психотехники) начала XX в. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) смертность и инвалидность от несчастных случаев занимает третье место, и эта печальная статистика сохраняется в течение последних 30 лет. Современная цивилизация основана на использовании сложных технологий и масштабы техногенных катастроф сопоставимы с результатами военных бедствий. Психологическое обеспечение надежной и безошибочной работы персонала автоматизированных систем управления в промышленности, армии, на транспорте — важная задача психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

С 17 июля 1999 г. в нашей стране введен Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», согласно которому определяется государственная политика в области охраны труда, на работодателей возложены обязанности создания безопасных условий труда, по организации оптимального режима труда и отдыха, обеспечения рабочих средствами индивидуальной защиты, рациональной организации труда на каждом рабочем месте и на территории предприятия в целом. Работодатели обязаны организовать аттестацию трудовых постов предприятия, установить контроль в целях профилактики несчастных случаев с помощью работников службы охраны труда предприятия. Закон устанавливает права и обязанности персонала производственной организации по соблюдению правил техники безопасности. Согласно закону в стране создана федеральная инспекция труда, работники которой являются государственными служащими и выполняют функции надзора и контроля соблюдения закона на отдельных предприятиях, рассматривают обращения граждан, пострадавших от несчастных случаев. Государственная инспекция труда имеет право приостановить работу предприятии, если обнаружены нарушения в эксплуатации оборудования, опасные для жизни и здоровья людей, и передать дело в суд. Суд может принять решение о ликвидации предприятия, не выполняющего предписания государственной инспекции труда, при этом инспекторы имеют право провести государственную экспертизу условий труда на предприятии и представить ее результаты в суд.

Несчастные случаи, аварии, катастрофы расследуются в установленном порядке («Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.1999 г. № 279, с добавлениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.05.2000 № 406). Несчастный случай — это внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности), происшедшее в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения. Вероятность несчастных случаев возрастает в опасных или аварийных производственных ситуациях. Авария — происшествие, в результате которого повреждается техника, наносится экономический ущерб предприятию, обществу. Авария может быть связана или не связана с ущербом для здоровья жизни людей. Катастрофа — происшествие, в котором помимо технической аварии гибнут люди.

Если оказывается, что происшествие, повлекшее за собой материальный ущерб, человеческие жертвы, произошло в результате преднамеренных действий людей, они признаются виновными и подлежат уголовной ответственности. Возмещение ущерба жертвам несчастных случаев (членам их семьи, потерявшим кормильца в результате происшествия) производится из страховых фондов. Для внесения упорядоченности в работу страховых компаний, создания для них возможности прогнозировать риск страховых выплат, Правительство РФ утвердило Правила отнесения отраслей экономики (и связанных с ними предприятий) к одному из классов профессионального риска, опираясь на подсчет интег­рального показателя профессионального риска — (Ип). Ип определяется как отношение величины суммарных затрат (Σвв) в отрасли экономики на возмещение в истекшем календарном году вреда, причиненного застрахованным в результате несчастного случая на производстве или профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей (пособие по временной нетрудоспособности, возмещение утраченного заработка, едино­временные и ежемесячные страховые выплаты, расходы на меди­цинскую, социальную и профессиональную реабилитацию), к размеру фонда оплаты труда (Σфот) в этой отрасли экономики, на который начислены взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Ип = (Σвв/Σфот) • 100.

При изменении величины Ип в отрасли экономики возможно (решением Правительства РФ) перемещение данной отрасли в другой класс профессионального риска (Правила…, 1999). Классы профессионального риска сначала составляли 14 групп (в 1999 г.), но постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. № 907 их количество увеличено до 20 (Классификация…, 2001).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *