Конституционные принципы предпринимательского права

Содержание

Конституционные принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского права — это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Свое развитие данный принцип нашел в ГК, в других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична. Законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

  • 2. Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты закреплен в Конституции: » в государстве признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает правила защиты для всех субъектов одинаковые.
  • 3. Принцип единого экономического пространства, то есть «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории государства также относится к числу конституционных. В соответствии с данным принципом на территории государства не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни исполнительные органы власти, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.
  • 4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Соблюдение данного принципа — необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления, монополистической деятельностью отводится Закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  • 5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход нашей страны к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические. В этом направлении было сделано немало ошибок, не все из которых удалось исправить и сегодня. Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности — это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.
  • 6. Принцип законности. Данный принцип является общеотраслевым и воплощение его в жизнь — основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ГК определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции

Конституционные принципы предпринимательского права

2.1 Конституционные принципы предпринимательского права

Принципами предпринимательского (хозяйственного) права являются закрепленные в законодательстве основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.

Основными принципами предпринимательского права являются:

— свобода предпринимательской деятельности;

— юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

— свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

— получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;

— законность в предпринимательской деятельности;

— сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;

— единство экономического и правового пространства;

— государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности. Под свободой предпринимательской деятельности понимается право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, которая помещена в гл. 1, определяющей основы конституционного строя. В ней говорится о свободе экономической деятельности, одним из видов которой является предпринимательская деятельность.

Более конкретно о свободе именно предпринимательской деятельности говорится в ст. 34 Конституции РФ. Согласно ч. 1 этой статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данная статья находится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования отдельных видов деятельности. Эта система получила в нашей стране значительное распространение и используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

До 1995 г. порядок лицензирования отдельных видов деятельности определялся Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно п. 4 ст. 21 этого закона перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определялся Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик, входящих в ее состав, а также уполномоченными ими органами. Установление столь широкого круга государственных органов, имевших право вводить лицензирование, привело к тому, что лицензионная система получила чрезмерное распространение. Это создавало почву для бюрократических излишеств в сфере экономики и не было обоснованным по существу, поскольку предварительный контроль за хозяйственной деятельностью путем выдачи лицензий во многих случаях мог быть заменен последующим контролем за этой деятельностью.

Улучшению и ограничению системы лицензирования способствует содержащееся в ст. 49 ГК РФ правило, согласно которому данная система может вводиться только на основе закона.

Основополагающим нормативным актом в этой области в настоящее время является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем устанавливается общий порядок лицензирования и предусматривается, что Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Кроме того, Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых проводится органами субъектов РФ. В ст. 17 закона приводится перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривается прекращение с 1 января 2007 г. лицензирования некоторых видов деятельности, указанных в ст. 17 Закона о лицензировании.

Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может вестись на базе любой формы собственности. Формы собственности, допускаемые в нашей стране, определяются в ст. 8 Конституции РФ. В ней указывается, что признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

На первом месте здесь названа частная собственность, что объясняется ее значением в условиях рыночной экономики. Частная собственность может принадлежать гражданам или юридическим лицам. На ее базе создаются частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества), преобладающие в экономике нашей страны, осуществляется индивидуальная предпринимательская деятельность.

Государственная собственность может принадлежать РФ в целом или ее отдельным субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. На базе государственной собственности действуют государственные предприятия.

Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, которые создают на базе своей собственности муниципальные предприятия, используют свое имущество в целях развития соответствующей территории.

В ст. 8 Конституции РФ говорится также о возможности существования иных форм собственности. Это означает, что предусматриваемый в Конституции РФ перечень допустимых форм собственности не является исчерпывающим. Какие именно формы собственности относятся к «иным», должно быть уточнено в законодательстве. По нашему мнению, к ним, во всяком случае, относятся смешанные формы, в которых имущество принадлежит как государству, так и муниципальным образованиям, частным лицам и организациям. В действовавшем ранее Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» в качестве особой формы собственности выделялась также собственность общественных организаций.

Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого правового режима имущества предприятий различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Частноправовые и публично-правовые элементы в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям в большей мере выражен публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности. Но в принципе правовое регулирование деятельности предприятий в основе своей является единым, независимо от форм собственности.

Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности. Этот принцип особенно важен при переходе от плановой экономики к рыночной, поскольку в прошлом создавались, как правило, крупные предприятия и объединения, являвшиеся монополистами в соответствующих областях хозяйственной деятельности. Между тем переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды.

На необходимость поддержки конкуренции указывается в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Важную роль в осуществлении рассматриваемого принципа играет антимонопольное законодательство. Первоначально основным нормативным актом в этой области был Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Антимонопольный закон). В настоящее время большинство положений этого нормативного акта отменены и основное значение в регулировании антимонопольных отношений имеет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»(далее — Закон о защите конкуренции). В антимонопольном законодательстве предусматривается, что монополистическая деятельность может осуществляться одним хозяйствующим субъектом или по согласованию между несколькими субъектами, например, путем заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок и др.

Законодательством выделяется особая группа предприятий-монополистов, к которым относятся хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. Согласно ст. 5 Закона о конкуренции по общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, а при некоторых условиях может быть и меньше, однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.

Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издавать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она призвана обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений. Антимонопольный орган осуществляет контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.

Специальные правила установлены для естественных монополий. Они определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Субъектами естественных монополий являются предприятия, которые в силу технологических особенностей производства наиболее успешно работают в отсутствие конкуренции. К сферам деятельности естественных монополий относятся транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и некоторые другие виды деятельности. Особой формой регулирования деятельности естественных монополий является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

В связи с важным значением цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в государственном регулировании их деятельности участвует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332, эта служба является, в частности, органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и проведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ)споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

Единство экономического и правового пространства. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Понятно, что единство экономического пространства должно обеспечиваться единым правовым регулированием хозяйственных отношений. Поэтому установление правовых основ единого рынка п. «ж» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации.

Единое экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого рынка определяются в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты РФ лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ.

Информация о работе «Принципы предпринимательского права» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 48852
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

31002 1 0

… для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости. 1.Предмет предпринимательского права. На сегодняшний день в мире не существует общепринято­го определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания …

39142 0 0

… системы права на отрасли. Именно по предмету и методу отрасли отграничиваются одна от другой, и именно наличие самостоятельного предмета и специфического метода дает возможность говорить о самостоятельности отрасли. Следует отметить, что вопрос о предпринимательском праве как самостоятельной отрасли права является весьма дискуссионным. Впрочем, спор о разграничении отраслей права становится уже …

57517 0 0 132720 0 0

… и иные природоресурсные отношения являются, хотя и важными, но не главными, а сопутствующими. Поэтому хозяйственно-правовым регулированием не охватываются. Разграничение государственного права и предпринимательского права. Конституционные установления, определяющие государственное устройство федерации, разграничение предметов ведения высших органов власти и управления федерации и республик, …

Конституционные основы предпринимательского права

Стр 1 из 12

Принципы ХП

Принципы российского предпринимательского права — основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

2. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств».

4. Принцип поддержания конкуренциии недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. 5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом

6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Законность обеспечивает стабильность экономики и её финансовой системы.

7. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности.

Конституционные основы предпринимательского права

Основа правового регулирования предпринимательской деятельности – Конституция РФ – основа для всего действующего законодательства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции.

В Конституции установлены гарантиисвободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополизации и недобросовестной конкуренции.

Конституция провозглашает принцип свободы труда: только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий (например, обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д.).

Права неотделимы от обязанностей:в Конституции РФ установлена обязанность каждого платить налоги.

7. Роль кодифицированных НПА в регулровании предпринимательских отношений

8. Законы и подзаконные акты в регулировании предпринимательских отношений.

Основные начала хозяйственной деятельности закреплены в ГК РФ,там же – нормы о статусе хозяйственных обществ и товариществ и всех основных договорах в сфере предпринимательства. Отношения интеллектуальной собственности регулируются отдельными законами.

Общие положения гражданского законодательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Для некоторых имущественных отношений с их участием в ГК предусматриваются специальные правила:повышенная ответственность предпринимателей, нормы об обычаях делового оборота, о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке, о поставках товаров и т. д.

Законы, содержащие общиедля предпринимательства нормы:об АО, ООО, об ипотеке, о банкротстве, о рекламе, о приватизации государственного и муниципального имущества, о рынке ценных бумаг, о лицензировании, о конкуренции на товарных рынках, о валютном регулировании, о защите прав потребителей и др. Законы специального характера:о банках, об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ.

К законодательству о государственном предпринимательствеотносится закон о поставках продукции для государственных нужд.

Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестициии получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ определяют законы об иностранных инвестициях в РФ, о соглашениях о разделе продукции (принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории РФ).

Подзаконные правовые актызанимают важное место при установлении правовых основ единого рынка. В особенности – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Иные источники:1) правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ. Наибольшее значение для предпринимательской деятельности имеют ведомственные нормативные акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Федерального агентства по сельскому хозяйству, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной антимонопольной службы; 2) нормы международного права и обычаи делового оборота.

Не считаются источниками,но используются в правоприменительной практике: нормы морали и нравственности; судебная практика и ее обобщения, сделанные высшими судебными органами.

Конституционные основы предпринимательства

  • Конституционные права, свободы и обязанности. Понятие предпринимательства

    Стержнем нашей Конституции является человек, его права и свободы. Наш Основной Закон даровал каждому гражданину 68 прав, 13 свобод и только 10 обязанностей. Мы не будем перечислять все конституционные права, свободы и обязанности, но отметим среди них: право на жизнь (в частности, человека можно приговорить…
    (Авиационное законодательство Российской Федерации. Учебник для СПО)

  • Конституционный суд и защита предпринимательства

    Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его деятельность регламентируется Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации»….
    (Предпринимательское право)

  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    В рыночных условиях хозяйственная деятельность носит предпринимательский характер. Для осмысления категории риска, проявляющегося в процессе осуществления этой деятельности хозяйствующими субъектами, необходимо рассмотреть понятие «предпринимательство». Трактовка этого понятия в разные периоды развития…
    (Риски в бухгалтерском учете)

  • Конституционный уровень формирования методологии обеспечения безопасности

    Конституция — главный нормативный правовой акт страны. В ней закрепляются базовые положения, которые при их развитии формируют нормативные механизмы регулирования правоотношений в различных сферах социальной жизни. Не является исключением и сфера национальной безопасности. Фундаментальной основой системы…
    (Методологические основы теории национальной безопасности)

  • Конституционное обеспечение безопасности человека

    Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования. В части, касающейся правовой регламентации вопросов обеспечения безопасности человека, ее по праву можно отнести к одной из лучших конституций мира. Да и само понятие «безопасность человека» является…
    (Методологические основы теории национальной безопасности)

  • Конституционное обеспечение общественной безопасности

    Термин «общественная безопасность» вполне конституционный. В ст.72 Конституции нашей страны говорится о том, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы обеспечения общественной безопасности. Интересен контекст. В п.б ст.72 перечислен следующий комплекс вопросов: «защита…
    (Методологические основы теории национальной безопасности)

  • Конституционное обеспечение государственной безопасности

    В преамбуле основного закона Российской Федерации указано, что Конституция принимается, исходя из ответственности за Родину перед нынешним и будущим поколением. Не удивительно, что вопросам государственной безопасности в этом нормативном правовом акте уделено значительное внимание Интересно, что в…
    (Методологические основы теории национальной безопасности)

  • Налоговые инструменты поддержки субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации

    Проблемам поддержки субъектов малого предпринимательства посвящено множество работ как исследовательского, так и практического характера, в которых предлагаются следующие мероприятия : — привести в соответствие критерии отнесения организаций к малым, микро-, средним в различных нормативных…
    (Разработка и обоснование концепции формирования налоговой доктрины и развития бухгалтерского учета и способов их реализации на длительную перспективу)

  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

    СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СОБСТВЕННОСТИ Экономическая категория «собственность» является базовой в любой общественно-экономической формации. Тем не менее, как ни покажется странным, к понятию собственности экономисты обратились исторически сравнительно поздно. 11очти до середины XIX в….
    (Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Источниками предпринимательского права являются совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти различного уровня в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, в которых содержатся нормы предпринимательской деятельности.

Базовым законом является Конституция РФ 1993 г. Именно в ней закреплены основополагающие начала законодательства о предпринимательской деятельности.

Вторым по значению нормативно-правовым актом, регулирующим гражданские и предпринимательские отношения, является Гражданский кодекс РФ, вступивший в правовую силу в 1995 г.

Главную роль в регулировании отдельных вопросов предпринимательской деятельности играют федеральные законы. Причем, согласно ст. 3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, не должны противоречить ГК РФ.

Законы подразделяются следующим образом:

  • 1) законы, устанавливающие государственные требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»;
  • 2) законы, формирующие основные правила функционирования рынка, например Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • 3) законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов, например Федеральный закон от 26 декабря
  • 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.;
  • 4) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и др.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов урегулирован Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», если в самом законе не установлен иной порядок вступления его в силу.

Также источником предпринимательского права могут быть международные договоры и иные акты, ратифицированные Российской Федерацией, причем они имеют приоритет перед законодательством Российской Федерации.

Следующей категорией источников предпринимательского права являются подзаконные нормативные акты, среди которых приоритетно применяются указы Президента РФ, затем постановления Правительства РФ и, наконец, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Эти акты не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Их вступление в силу установлено Указом Президента РФ от 23 мая

1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

В течение 10 дней после дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература». Дата официального опубликования является датой вступления в силу указанных нормативных актов.

К источникам предпринимательского права относятся также акты субъектов Федерации, органов местного самоуправления и нормативные акты, принимаемые самими хозяйствующими субъектами (корпоративное право). К корпоративным актам относятся: устав, положения об общем собрании участников (акционеров), совете директоров, об исполнительном органе хозяйственного общества, положения о филиале и об отделе и т.д.

В тех случаях, когда предпринимательская деятельность субъектов не урегулирована нормативными правовыми актами, может применяться еще один источник права — (ранее — обычай делового оборота). Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ). Обычай не должен вступать в противоречие с условиями заключенного между сторонами договора.

Высшей юридической силой на территории Российской Федерации обладает Конституция РФ 1993 г. (ст. 15).

Под конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы, которые:

  • • формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;
  • • предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления;
  • • обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями.

Данные нормы:

  • • выражают определенные концепции правового регулирования;
  • • закрепляют конституционные принципы;

• определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

Основные принципы предпринимательства закреплены в нормах Конституции РФ об основных экономических правах и свободах — о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), о праве на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 37), о праве частной собственности (ст. 35, 36), о праве на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), что в экономической сфере означает право на защиту деловой репутации, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства (ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 74, ч. 2 ст. 75).

Однако стержнем системы конституционных норм являются основные права человека и гражданина, присущие демократическому обществу с рыночной экономикой:

  • 1) право выбирать род деятельности или профессию (т.е. род занятий) — свобода быть либо наймодателем-предпринимателем, либо наемным работником (ст. 37);
  • 2) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства — свобода рынка труда (ст. 27);
  • 3) право на объединение для совместной экономической деятельности — свобода выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ч. 1 ст. 34);
  • 4) право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свобода владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами — свобода обладания недвижимостью (ст. 34 и 35) и свобода рынка земли (ч. 2 ст. 36);
  • 5) право на свободу договора — свобода заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35);
  • 6) право на защиту от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34);
  • 7) свобода заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

Конституция РФ 1993 г. служит базой для развития законодательства о предпринимательской деятельности.

Конституционные основы предпринимательства

Основные нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ — ст.2, 3, 4, 5, 67.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Закон Московской области от 29 мая 1996 г. «О поддержке малого предпринимательства в Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 1996. N 7.

Место законодательного акта в правовой системе государства предопределяется его юридической силой. Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает ее Конституция (ч.1 ст.15 Конституции РФ). Именно поэтому она занимает самое высокое положение в иерархии законодательных актов.

Под конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы, которые:

формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;

предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления;

обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями.

Эти конституционные нормы:

выражают определенные концепции правового регулирования;

закрепляют конституционные принципы;

определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

Взятые вместе, все эти положения и образуют ту конституционную базу, на которой рождается и развивается право на занятие предпринимательской деятельностью.

Понятие и структура «экономической конституции». Современные конституции большинства государств содержат множество норм, регулирующих отношения в сфере экономики. Это обусловило появление в научном обиходе понятия «экономическая конституция», означающее совокупность конституционных положений, связанных единым предметом — отношениями в сфере экономики и проникнутых внутренним единством логико-правовых системных связей*(81).

Система таких конституционных положений включает в себя принципы основ конституционного строя — свободы экономической деятельности, единого экономического пространства, многообразия и равноправия различных форм собственности, защиты конкуренции (ст.8 Конституции РФ). Эти принципы составляют общую часть «экономической конституции». Стержнем же ее являются нормы Конституции РФ об основных экономических правах и свободах — о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), о праве на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст.37), о праве частной собственности (ст.35, 36), о праве на защиту своего доброго имени (ст.23), что в экономической сфере означает право на защиту деловой репутации, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53), и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства (ч.2 ст.34, ч.1 ст.74, ч.2 ст.75).

В структуру «экономической конституции» входят также нормы Конституции РФ, устанавливающие экономический публичный порядок: 1) принципы государственного регулирования экономической деятельности; 2) нормы о возможном ограничении основных экономических прав и свобод (ст.55 и 56); 3) нормы о полномочиях федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования предпринимательства.

При всей важности конституционных положений, составляющих блок «экономической конституции», они не могут главенствовать и предопределять содержание других положений Основного закона. На эту роль вправе претендовать только нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина, включая, конечно, положения о праве собственности, свободе экономической, и в том числе предпринимательской деятельности, праве на объединение и выбор профессии. В частности, если государство признает право индивида на свободу экономической деятельности, оно обязано гарантировать ему на своей территории единое экономическое пространство.

Этому важнейшему конституционному положению соответствует обязанность государства обеспечить создание таких предпосылок экономической деятельности, как единая денежная система, единая система банков, свободное передвижение товаров и услуг, защита капиталов на любой территории, защита конкуренции.

Закрепление права индивидуума на свободную экономическую деятельность предопределяет наличие в Основном законе и других положений, например, предостановление законодательным органам полномочия принимать законы в сфере экономики, исполнительным органам — регулировать экономику на основе этих законов, судебным органам — защищать в соответствии с законом права предпринимателей.

Таким образом, стержнем системы конституционных норм, условно названной «экономической конституцией», являются основные права человека и гражданина (право на свободное развитие своей личности, на объединение, право свободно избирать род деятельности, право собственности и др.).

Конституционные принципы рыночной экономики. Конституционные принципы рыночной экономики являются особой разновидностью правовых принципов, ориентированных на регулирование экономических отношений. Они во многом предопределяют содержание принципов правового регулирования предпринимательской деятельности*(82).

Конституционные принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность этих принципов состоит как в их приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на всех субъектов права (см. постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. «О проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы»)*(83).

Конституционные принципы рыночной экономики имеют объективную природу, они не изобретаются людьми, а ими только обнаруживаются, как и иные объективно существующие законы — естественные и экономические.

Объективная природа таких конституционных принципов, как свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства и других, очевидна*(84).

Отсутствие этих принципов в Конституции означает невозможность создания рыночной экономики, поскольку конституционные принципы рыночной экономики имманентно присущи данному типу экономики. Если в Конституции не закреплены в качестве принципов свобода договора, неприкосновенность частной собственности, свобода передвижения и т.д., в обществе не могут функционировать и экономические законы рынка. Конституционной норме о свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства (ст.27 Конституции России) коррелирует такая экономическая категория, как свобода рынка труда. Права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35 и 36 Конституции РФ) соотносятся с такой экономической категорией рыночной экономики, как рынок недвижимости.

В конституционных принципах рыночной экономики могут получать воплощение общие принципы права, т.е. положения (правила) объективного права, которые хотя и не всегда выражаются в текстах законов, но в любом случае подлежат применению судами.

Сравнивая общие принципы права с юридическими нормами, необходимо обратить внимание на их менее конкретный характер. Однако будучи признаваемыми и применяемыми органами государства, общие принципы права приобретают официальный статус.

Ссылки на общие принципы права можно встретить в судебных решениях. Так, например, оценивая предусмотренный Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» порядок возбуждения производства по делам о банкротстве, Конституционный Суд РФ констатировал, что он не предоставляет должнику надлежащих процессуальных гарантий того, что определение арбитражного суда о признании должника банкротом и, следовательно, введение наблюдения будет обоснованным и правомерным: такое решение выносится в условиях несоблюдения общеправового принципа audi alteram partem (выслушать обе стороны)*(85).

Такие общеправовые принципы, как принципы справедливости, пропорциональности и соразмерности при ограничении прав и свобод, добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами, получив воплощение в конституционном праве, становятся конституционными принципами*(86).

Принципы конституционного строя не могут функционировать вне системной связи друг с другом.

Гарантируя приоритет прав и свобод человека и гражданина, основы конституционного строя, в силу их целостности, определяют принцип свободы экономической деятельности, который опосредованно устанавливает основы экономической системы в Российской Федерации и тесно связан с конституционным принципом единства экономического пространства.

Принцип экономической свободы может быть лучше понят с учетом как принципа приоритета прав и свобод человека, который в силу ст.2 Конституции РФ является «высшей ценностью», так и принципа социального государства, закрепленного в ст.7 Конституции России.

Иные положения Основного закона не могут противоречить нормам-принципам, составляющим основы конституционного строя Российской Федерации, этой своего рода «общей части» Конституции.

Однако реально могут возникнуть не только коллизии между положениями, составляющими основы конституционного строя Российской Федерации, т.е. конституционными принципами и иными положениями Конституции, но и между самими конституционными принципами.

Нередко нормативное содержание одного конституционного принципа выступает в качестве границ другого. Рассматривая содержание принципов неприкосновенности собственности, демократии, правового государства (в сочетании с принципом социального государства), необходимо обращать внимание на взаимодействие конституционных принципов в процессе правового регулирования.

В основе взаимодействия конституционных принципов, предполагающего нередко и противоречия между составляющими их содержание требованиями, лежат объективные противоречия между экономическими и социальными закономерностями.

Конституционные принципы рыночной экономики можно классифицировать. Предлагаемая классификационная система — это только один из множества возможных вариантов классификации в зависимости от избранного критерия.

1. Конституционные принципы, являющиеся проявлением общих принципов права: а) справедливости; б) пропорциональности и соразмерности при ограничении субъективных прав; в) юридической безопасности; г) добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами.

2. Общие конституционные принципы рыночной экономики:

а) правового государства;

б) демократии;

в) разделения властей;

г) равенства перед законом и судом;

д) социальной рыночной экономики.

3. Специальные конституционные принципы рыночной экономики:

а) общедозволительности;

б) свободы экономической деятельности;

в) единства экономического пространства;

г) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; стабильности гражданского оборота; юридической безопасности предпринимателей;

д) признания и защиты равным образом разных форм собственности;

е) неприкосновенности частной собственности;

ж) поддержки конкуренции.

Их необходимо учитывать в процессе создания юридических норм, регламентирующих взаимоотношения предпринимателей между собой, а также с органами государства. В.А. Мау отмечает, что фундаментальным принципом, который пронизывает конституции развитых демократий, является принцип неприкосновенности личности и наличия у нее неотчуждаемых прав. Это центральная проблема, без чего немыслимо существование демократического общества вообще и рыночной экономики в частности.

Одним из аспектов неприкосновенности личности является защита собственности, т.е. обеспечение государством устойчивости отношений собственности*(87).

Велика роль конституционных принципов рыночной экономики в процессе применения судами источников предпринимательского права. Нередко судам приходится применять правовые нормы недостаточно определенные, «размытые». Использование конституционных принципов позволяет корректировать правовые нормы, придавая им необходимую степень ясности, определенности.

Конституционные принципы рыночной экономики должны учитываться и при саморегулировании взаимоотношений между предпринимателями посредством заключения договоров. Особо важное значение в этой сфере имеет принцип добросовестности.

Таким образом, в силу высокого и признанного авторитета конституционные принципы рыночной экономики обязательны для законодателя, для органов исполнительной и судебной власти, а также для предпринимателей в процессе саморегулирования осуществляемой деятельности.

На конституционный принцип свободы экономической деятельности опирается ряд норм гл.2 Конституции РФ, закрепляющих права, присущие членам общества, в котором функционирует рыночный тип экономики:

1) право выбирать род деятельности или профессию (т.е. род занятий) — свобода быть либо наймодателем-предпринимателем, либо наемным работником (ст.37 Конституции РФ);

2) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства — свобода рынка труда (ст.27);

3) право на объединение для совместной экономической деятельности — свобода выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ч.1 ст.34);

4) право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свобода владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами — свобода обладания недвижимостью (ст.34 и 35) и свобода рынка земли (ч.2 ст.36);

5) право на свободу договора — свобода заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч.2 ст.35);

6) право на защиту от недобросовестной конкуренции (ч.2 ст.34);

7) свобода заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч.1 ст.34).

Поскольку в Конституции России нет специальной главы об основах экономической системы, на конституционные нормы об основных экономических правах возлагается значительная функциональная нагрузка — они предопределяют основы экономического строя Российской Федерации.

Конституционный экономический публичный порядок. Конституционные нормы охраняют не только частные интересы, но и общественные (публичные).

Возможностью несовпадения частных интересов предпринимателей с публичными продиктована необходимость включения в Конституцию РФ положений, определяющих границы (пределы) основных экономических прав. Совокупность этих положений создает экономический конституционный порядок, признающий экономическую свободу предпринимателей и определяющий, в каких случаях и в каких пределах она может быть ограничена в публичных интересах.

Конституция создает образ цивилизованного предпринимателя, живущего в обществе и считающегося с его интересами.

Конституционный экономический публичный порядок составляют положения Конституции России, устанавливающие: 1) принципы государственного регулирования экономической деятельности; 2) ограничения экономических прав и свобод предпринимателей; 3) полномочия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования предпринимательства.

Конституционный экономический публичный порядок, помимо Конституции РФ, формируют:

нормы конституционных договоров (договоров о разграничении сфер ведения и полномочий);

конституционные федеральные законы;

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

конституционные прецеденты.

Конституциализация законодательства о предпринимательстве. Многоаспектный процесс воздействия конституционных норм на законодательство о предпринимательстве представляет собой конституциализацию этого законодательства. Этот процесс начинается на стадии разработки проекта законодательного акта. Составляя концепцию будущего закона, разработчики проекта подвергают его так называемому конституционному обоснованию. Законодательство о предпринимательстве, как и другие отрасли законодательства, имеет конституционные истоки, отражением чего является понятие конституционных основ законодательства.

Конституционное обоснование законодательства о предпринимательстве означает воплощение конституционных принципов, норм в содержании актов текущего законодательства на стадии принятия законов.

Если же принятый закон содержит положения, не соответствующие Конституции, то приведение этих положений в соответствие с Конституцией может быть обеспечено в результате особой юрисдикционной деятельности Конституционного Суда России (см. ст.125 Конституции РФ). Конституционный Суд может либо подтвердить конституционность проверяемого закона (или отдельного его положения), либо признать его не соответствующим Конституции.

В некоторых случаях проверяемое на соответствие Конституции положение закона носит неопределенный характер — его смысл может пониматься и как не противоречащий Конституции, так и, напротив, ей не соответствующий. В таких случаях, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, Конституционный Суд РФ использует прием так называемого конституционного истолкования проверяемого закона. Суть его — объявление соответствующим Конституции только одного из нескольких возможных вариантов понимания предписаний закона*(88).

Принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского (хозяйственного) права закреплены в законодательстве и имеют основополагающие начала правового регулирования предпринимательской деятельности.

Основными принципами предпринимательского права являются:

  • Свобода предпринимательской деятельности;
  • юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;
  • законность в предпринимательской деятельности;
  • сочетание частно-правовых и публично-правовых начал в предпринимательском праве;
  • единство экономического и правового пространства;
  • государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности

Под свободой предпринимательской деятельности понимается право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, которая помещена в гл. 1, определяющей основы конституционного строя.

В ней говорится о свободе экономической деятельности, одним из видов которой является предпринимательская деятельность. Более конкретно о свободе именно предпринимательской деятельности говорится в ст. 34 Конституции РФ. Согласно ч. 1 этой статьи каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данная статья находится в гл. 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законом в общественных интересах. Одним из таких ограничений является система лицензирования отдельных видов деятельности. Эта система получила в нашей стране значительное распространение и используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

До 1995 г. порядок лицензирования отдельных видов деятельности определялся Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»1. Согласно п. 4 ст. 21 этого закона перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определялся Советом Министров РСФСР, Советами Министров республик, входящих в ее состав, а также уполномоченными ими органами. Установление столь широкого круга государственных органов, имевших право вводить лицензирование, привело к тому, что лицензионная система получила чрезмерное распространение.

Это создавало почву для бюрократических излишеств в сфере экономики и не было обоснованным по существу, поскольку предварительный контроль за хозяйственной деятельностью путем выдачи лицензий во многих случаях мог быть заменен последующим контролем за этой деятельностью.

Улучшению и ограничению системы лицензирования способствует содержащееся в ст. 49 ГК РФ правило, согласно которому данная система может вводиться только на основе закона.
Основополагающим нормативным актом в этой области в настоящее время является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»2. В нем устанавливается общий порядок лицензирования и предусматривается, что Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных в и д о в деятельности. К р о м е того,

Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых проводится органами субъектов РФ1. В с т . 17 закона приводится перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона „О лицензировании отдельных видов деятельности»»2 предусматривается прекращение с 1 января 2007 г. лицензирования некоторых видов деятельности, указанных в ст. 17 Закона о лицензировании.

Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность может вестись на базе любой формы собственности. Формы собственности, допускаемые в нашей стране, определяются в ст. 8 Конституции РФ. В ней указывается, что признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Это тоже важно знать: Как правильно осуществить продажу молочной продукции: новые правила ее продажи

На первом месте здесь названа частная собственность, что объясняется ее значением в условиях рыночной экономики. Частная собственность может принадлежать гражданам или юридическим лицам. На ее базе создаются частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества), преобладающие в экономике нашей страны, осуществляется индивидуальная предпринимательская деятельность.

Государственная собственность может принадлежать РФ в целом или ее отдельным субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. На базе государственной собственности действуют государственные предприятия.

Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям, которые создают на базе своей собственности муниципальные предприятия, используют свое имущество в целях развития соответствующей территории.

В ст. 8 Конституции РФ говорится также о возможности существования иных форм собственности. Это означает, что предусматриваемый в Конституции РФ перечень допустимых форм собственности не является исчерпывающим. Какие именно формы собственности относятся к «иным», должно быть уточнено в законодательстве.

По нашему мнению, к ним, во всяком случае, относятся смешанные формы, в которых имущество принадлежит как государству, так и муниципальным образованиям, частным лицам и организациям. В действовавшем ранее Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» в качестве особой формы собственности выделялась также собственность общественных организаций.

Принцип равенства форм собственности предполагает установление в основном единого правового режима имущества предприятий различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности.

Частноправовые и публично-правовые элементы в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям в большей мере выражен публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности. Но в принципе правовое регулирование деятельности предприятий в основе своей является единым, независимо от форм собственности.

Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности

Этот принцип особенно важен при переходе от плановой экономики к рыночной, поскольку в прошлом создавались, как правило, крупные предприятия и объединения, являвшиеся монополистами в соответствующих областях хозяйственной деятельности. Между тем переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды.

На необходимость поддержки конкуренции указывается в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Важную роль в осуществлении рассматриваемого принципа играет антимонопольное законодательство. Первоначально основным нормативным актом в этой области был Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»2 (далее — Антимонопольный закон).

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

В настоящее время большинство положений этого нормативного акта отменены и основное значение в регулировании антимонопольных отношений имеет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»3 (далее — Закон о защите конкуренции). В антимонопольном законодательстве предусматривается, что монополистическая деятельность может осуществляться одним хозяйствующим субъектом или по согласованию между несколькими субъектами, например, путем заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок и др.

Законодательством выделяется особая группа предприятий-монополистов, к которым относятся хозяйствующие субъекты, доминирующие на определенном товарном рынке. Согласно ст. 5 Закона о конкуренции по общему правилу доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, а при некоторых условиях может быть и меньше, однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.

Это тоже важно знать: Что такое незаконная предпринимательская деятельность

Федеральным антимонопольным органом является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), действующая на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331′. ФАС подчиняется непосредственно Правительству РФ, имеет широкие полномочия по контролю за монополистической деятельностью, может издавать не только индивидуальные, но и нормативные правовые акты в этой области. Она призвана обеспечивать выполнение антимонопольного законодательства, может давать обязательные предписания об устранении допущенных нарушений.

Антимонопольный орган осуществляет контроль за созданием и реорганизацией хозяйствующих субъектов. Приобретение крупными и доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами значительных пакетов акций допускается лишь с согласия антимонопольного органа. Этот орган применяет санкции к нарушителям антимонопольного законодательства.

Специальные правила установлены для естественных монополий. Они определены Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»2. Субъектами естественных монополий являются предприятия, которые в силу технологических особенностей производства наиболее успешно работают в отсутствие конкуренции. К сферам деятельности естественных монополий относятся транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и некоторые другие виды деятельности. Особой формой регулирования деятельности естественных монополий является определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

В связи с важным значением цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в государственном регулировании их деятельности участвует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332′, эта служба является, в частности, органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и проведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ)2 споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.

Получение прибыли как цель предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики также учитывалась прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности.

Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, т.е. удовлетворяют определенные общественные потребности.
В то же время удовлетворение общественных потребностей в некоторых случаях может иметь место и независимо от получения прибыли. Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную для обороны страны, которая может быть убыточной, но необходима для общества.

Социально-культурные, научные и другие некоммерческие организации для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную деятельность, но получение прибыли не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она не распределяется между участниками такой организации. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия являются убыточными и работают с дотацией от государства. Следовательно, из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.

Законность в предпринимательской деятельности

Под законностью в предпринимательской деятельности понимается строгое соблюдение регулирующих ее правовых норм. Законность обеспечивает стабильность, устойчивость хозяйственных отношений, столь важные для предпринимательства.

Это тоже важно знать: Как оформить возврат товара покупателем и какие основания для этого нужны

Принцип законности обязателен не только для предпринимателей, но и для государственных и иных органов, осуществляющих регулирование их деятельности. Еще Законом СССР от 30 июня 1987 г. № 7287-XI «О государственном предприятии (объединении)»’ было предусмотрено, что при нарушении прав предприятий актом государственного органа предприятие имеет право потребовать признания такого акта недействительным полностью или частично и возмещения ущерба, причиненного его выполнением.

Это положение с различными модификациями воспроизводилось позднее в других нормативных актах как СССР, так и России. В настоящее время данный вопрос регулируется ст. 13 ГК РФ.

До начала 90-х гг. XX в. защита прав предприятий, нарушаемых государственными органами, осуществлялась государственным арбитражем, который был органом государственного управления и подчинялся правительству. Затем государственный арбитраж был преобразован в арбитражный суд, являющийся независимым органом, подчиняющимся только закону. Это создало благоприятные условия для защиты прав предприятий в случае их нарушения государственными органами.

Права хозяйствующих субъектов иногда нарушаются государственными органами, осуществляющими контроль за их деятельностью. Некоторые меры, направленные на предотвращение таких нарушений, предусматриваются в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Принцип законности должен соблюдаться и при издании нормативных актов. В прошлом права предприятий нередко нарушались путем издания ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам и постановлениям правительства. Во избежание этого в настоящее время введен порядок контроля за законностью ведомственных нормативных актов со стороны Минюста России.

Этот порядок определяется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 10091. Каждый ведомственный нормативный акт, имеющий общее значение, до его издания должен представляться в Минюст России для контроля и регистрации, которая осуществляется лишь в случае его соответствия законам, президентским указам и правительственным постановлениям. Только после регистрации и официального опубликования ведомственные нормативные акты вступают в силу.

Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в правовом регулировании предпринимательской деятельности

Предприниматели ведут свой бизнес в собственных интересах, их права защищаются законодательством. Однако было бы неверно исходить из того, что задачи правового регулирования предпринимательской деятельности состоят лишь в защите прав предпринимателей.

При осуществлении предпринимательской деятельности должны учитываться и интересы государства, всего общества. Таким образом, правовое регулирование предпринимательской деятельности должно основываться на сочетании частных и публичных интересов, частноправовых и публично-правовых начал.

Это обстоятельство не учитывается теми, кто утверждает, что правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется лишь нормами гражданского права. Гражданское право — это частное право, гражданское законодательство используется для регулирования предпринимательской деятельности в целях охраны интересов предпринимателей и их контрагентов.

Но это лишь одна сторона вопроса, другая состоит в том, что помимо частноправовых норм имеются публично-правовые нормы, ограждающие интересы общества от недобросовестных действий предпринимателей, направляющие их деятельность на обеспечение общественных интересов. Такой подход прямо вытекает из предусмотренного в ст. 7 Конституции РФ положения, согласно которому Россия является социальным государством.

Это тоже важно знать:

Публично-правовые нормы, регулирующие предпринимательство, не вошли в ГК РФ за редкими исключениями, к которым относятся, например, нормы о государственной регистрации юридических лиц. ГК РФ конструируется в основном как частноправовой закон, в соответствии с п. 3 ст. 2 этого кодекса гражданское законодательство не применяется к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям.

Количество публично-правовых норм, применяемых для регулирования предпринимательской деятельности, весьма велико. Это приводит к усложнению правового регулирования предпринимательской деятельности и выдвигает задачи существенного улучшения предпринимательского законодательства. Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в регулировании предпринимательской деятельности наилучшим образом могло бы быть обеспечено путем развития единого предпринимательского (хозяйственного) законодательства, включающего как частноправовые, так и публично-правовые нормы. Это могло бы быть обеспечено путем принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса или иного обобщающего закона по регулированию предпринимательских отношений.

Единство экономического и правового пространства

Согласно ч . 1 с т . 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Понятно, что единство экономического пространства должно обеспечиваться единым правовым регулированием хозяйственных отношений. Поэтому установление правовых основ единого рынка п. «ж» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации.

Единое экономическое пространство неразрывно связано с единым правовым пространством, в этом смысле можно говорить о едином экономическом и правовом пространстве. Правовые основы единого рынка определяются в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты РФ лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Государственное регулирование хозяйственной деятельности существует в любом государстве. Экономика каждой страны представляет собой единую систему, включающую не только горизонтальные, но и вертикальные связи.

В зависимости от уровня и условий развития экономики, национальных традиций и иных обстоятельств государственное регулирование осуществляется различными способами. В условиях плановой экономики в СССР применялись жесткие административные формы и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности.

При переходе к рыночной экономике возникла необходимость изменить формы и методы этого регулирования в целях обеспечения развития предпринимательской деятельности. Однако вместо этого в 1992—1993 г г . была сделана попытка полного отказа от государственного регулирования предпринимательской деятельности путем введения «шоковой терапии», основанной на том, что экономические процессы должны развиваться на базе полного саморегулирования. Это привело к разрушению целых отраслей промышленности, поставило экономику в кризисное состояние.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 550-49-37

Попытки отказа от государственного регулирования в нашей стране основывались на представлении о том, что государственное регулирование экономики присуще только социалистической системе, а при переходе к рыночной экономике от него следует отказаться. Это исходное положение принципиально неправильно и опровергается опытом давно существующих стран с рыночной экономикой, например Франции, где сложилась система индикативного (рекомендательного) планирования социально-экономического развития.

В нашей стране осуществляется государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Согласно Федеральному закону от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»1 долгосрочный прогноз социально-экономического развития составляется один раз в пять лет на 10-летний период. Прогноз и программа на среднесрочную перспективу разрабатываются на период от трех до пяти лет. Более конкретные задачи социально-экономического развития предусматриваются в разрабатываемом ежегодно прогнозе на краткосрочную перспективу и в целевых программах.

Это тоже важно знать: Что такое закон о торговле и какие вопросы он регламентирует

В соответствии с целевыми программами осуществляется поставка продукции для государственных нужд. Общий порядок поставки продукции для государственных нужд определяется ГК РФ (ст. 525—534), а для федеральных государственных нужд — Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»2. В соответствии с федеральными целевыми программами Правительство РФ определяет государственных заказчиков, которые заключают договоры (государственные контракты) с предприятиями-поставщиками.

Для предприятий-поставщиков заключение государственных контрактов необязательно, они побуждаются к этому мерами эко-номического стимулирования выполнения поставок для государственных нужд. Однако заключение государственных контрактов обязательно для казенных предприятий.
Таким образом, для государственного регулирования хозяйственной деятельности используются в основном экономические методы.

Государственным и муниципальным предприятиям устанавливаются также обязательные задания. Согласно ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»’ собственник имущества такого предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей плана (программы) его финансово-хозяйственной деятельности, утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение.

Метод обязательных предписаний используется в некоторых случаях и при регулировании деятельности частных предприятий, если экономические методы не дают возможности решить те или иные вопросы в интересах государства и общества. Например, в условиях, когда поставка нефти и нефтепродуктов на мировой рынок оказывается для предприятий-производителей более выгодной, чем поставка для внутренних нужд, до недавнего времени нефтедобывающим предприятиям ежегодно устанавливались балансовые задания по поставке этих товаров на внутренний рынок.

При этом их выполнение рассматривалось как условие, дающее возможность получить разрешение на экспорт нефти и нефтепродуктов.

В отношении поставки сжиженного углеводородного газа на экспорт в настоящее время в нашей стране действует порядок, направленный на обеспечение внутренних потребностей в таком газе путем составления графиков его поставки для нужд населения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 726 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2006 году»3 такие графики ежемесячно утверждаются Федеральным агентством по энергетике (Рос-энерго).

Оформление поставок сжиженного газа на экспорт осуществляется таможенными органами только при условии представления нефтяными и нефтегазоперерабатывающими организациями ресурсных справок, подтверждающих наличие у них продукции в объемах, достаточных для выполнения графиков поставки газа для внутренних нужд. Ресурсные справки составляются по форме, утвержденной Приказом Минпром-энерго России от 10 января 2006 г. № 21.

В последнее время в нашей стране государственному регулированию экономики стало уделяться больше внимания. Создаются особые экономические зоны, образован государственный инвестиционный фонд, оказывается поддержка инновационной деятельности, проводятся другие меры.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности многообразны. К ним относятся не только ограничительные меры, но и государственная поддержка хозяйственной деятельности, необходимой для государства и общества. Важное значение имеют государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, техническое регулирование, регулирование цен на продукцию предприятий, доминирующих на рынке, и др. Государственное регулирование предпринимательства осуществляется, как правило, в масштабах страны. В некоторых случаях оно проводится и на региональном уровне.

Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством

Издание актов законодательства, нормотворческая деятельность государства является своеобразной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Устанавливая на длительное время стабильные правила ведения хозяйственной деятельности, государство в особой форме руководит экономикой, создает необходимые юридические условия для осуществления предпринимательства. Использование такой формы регулирования в наибольшей степени соответствует условиям рыночной экономики, позволяя обеспечивать свободу предпринимательской деятельности на основе сочетания частных и публичных интересов.

Подпишитесь на свежие новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *