Объекты международного экологического права

Содержание

Международные объекты экологического права.

Существуют три группы объектов, имеющих международный статус (в международном праве окружающей среды существуют разные классификации, это просто более чётка).

Первая группа: международные объекты.

Вторая группа: объекты, имеющие международное значение.

Третья группа: объекты, международные по своему происхождению.

Первая группа: международные объекты.

Международные объекты являются объектами общечеловеческого достояния.

Общечеловеческим достоянием являются следующие объекты:

1) Космос.

2) Воздух (воздушный бассейн планеты).

3) Мировой океан.

4) Реки, проливы, другие природные ресурсы, расположенные или разделяемые двумя и более государствами.

5) Антарктида.

6) Перелётные птицы и мигрирующие виды животных.

Эти объекты охраняются международным сотрудничеством, конференции по этому поводу проводятся…

Вторая группа: объекты, имеющие международное значение.

Отличие: они расположены на территории конкретных государств, но в силу своей значимости, ценности, наблюдение за ними, сохранение за ними является интернациональной обязанностью.

В частности, в России таким объектом у нас объектом международного значения объявлен озеро Байкал.

Тут нет исчерпывающего перечня – любые объекты, представляющие собой определённую ценность для всего мира, могут быть объявлены объектами, имеющими международного значения.

Биосферные заповедники, места перелётных птиц, участки тропических лесов…

Объявление и признание объектов таковыми происходит либо по решению международной организации, либо в силу заключения международного договора или конвенции на многосторонней основе.

Объекты международного экологического права

⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 46

Объект международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования – вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир, недра, уникальные природные комплексы. В системе объектов регулирования охраны и использования таких объектов можно выделить несколько категорий:

а) международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);

б) природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных;

в) национальные природные объекты и ресурсы. Например, массив первичных лесов в Республике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника под названием «Девственные леса Коми», озеро Байкал, признанные в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.) участками всемирного природного наследия. Сюда же относятся иные природные ресурсы, полностью находящиеся под национальной юрисдикцией, но отношения по поводу которых также регулируются международными правовыми нормами.

Международное право окружающей среды на современном этапе – динамично развивающаяся отрасль современного международного права и его науки*. Вопрос о его источниках важно рассмотреть в историческом аспекте. При отсутствии международных договоров в данной сфере межгосударственные отношения регулировались на основе международных обычаев. Один из признанных обычаев был основан на принципе непричинения ущерба окружающей среде соседнего государства. С учетом этого принципа принимались решения международных судов.

Источники международного экологического права. Киотский протокол(ПО НЕМУ У НАС ЕСТЬ ПЛАН). Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию.

На современном этапе источники международного права окружающей среды подразделяются на два вида:

• закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное, право);

• содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное, право).

В соответствии с приведенной классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций – Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.

Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особым источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения некоторых международных организаций – Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.

Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.). Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.

Date: 2015-07-27; view: 637; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

  1. Мировой океан. В настоящее время наметилось 3 направления по которым создается опасность мировому океану со стороны человека:

    1. Высокая интенсивность рыболовства и несоблюдение в большинстве случаев интересов воспроизводства рыбных и других водных биологических ресурсов

    2. Загрязнение морских вод сточными водами промышленных предприятий, нефтью и нефтепродуктами при перевозке их по морям и при морском бурении.

    3. Загрязнение морских вод отходами атомного производства.

  • Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Запрещает сброс в море всех видов изделий из пластмассовых материалов, рыболовной сети и в любом случае запрет на сброс любых объектов на расстоянии менее 25 морских миль от берега.

  • Конвенция относительно вмешательства в открытое море в случае аварии приводящей к загрязнению нефтью 1969 года

  • Конвенция о гражданской ответственности за ущерб загрязнения нефтью 1969 года

  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами продуктами отхода производства и потребления 1972 года

  • Международная Конвенция по спасению 1989 года

  1. Объект как направление (защита окружающей среды от радиоактивного заражения)

  • Международная Конвенция об ответственности операторов ядерных судов

  • Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов

  1. Охрана окружающей среды в космосе. Государства должны использовать космос таким образом чтобы избежать его вредного загрязнения в результате антропогенной деятельности, а именно предотвращать нарушение сформировавшегося равновесия космической среды вследствие внесения в него неблагоприятных изменений из-за доставки посторонних веществ и микроорганизмов. Они должны контролировать деятельность связанную с использованием в космосе ядерных установок. Источники:

  • Соглашение о луне 1979 года

  • Конвенция об оперативном оповещении 1986 года

  1. Охрана животного мира.

  2. Охрана растительного мира

  3. Охрана биологического разнообразия. Источники:

  • Международная конвенция по защите растений 1951 года

  • Международная конвенция о защите новых сортов 1961 года

  • Международная конвенция о защите живых организмов 1968 года

Экологическая стандартизация, техническое регулирование и подтверждение соответствия

С принятием ФЗ от 27 декабря 2002 года «о техническом регулировании» произошло реформирование системы установления обязательных требований к разработке, принятию, применению и исполнению данных требований применительно к продукции или связанных с ней процессом проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (короче это будет звучать так – продукция и её жизненный цикл), а также к оценке и подтверждения соответствия. Реформирование коснулось и добровольных требований к продукции, её жизненным циклам, выполнению работ и оказанию услуг. Цель принятия данного закона это обеспечение взаимодействия российской системы технического регулирования с международной в условиях процесса мировой глобализации, что позволит преодолевать нормативные барьеры в сфере торговли, а также предусмотреть паритетные условия для отечественных и зарубежных производителей на российском рынке, а также содействовать продвижению российской продукции на мировом рынке.

История принятия закона о техническом регулировании и его содержании следует рассматривать в 2х аспектах:

  1. Внутренний аспект – отказ от нормирования со стороны министерств с целью обеспечения деловой активности и снижение издержек.

  2. Внешний аспект – вступление во Всемирную Торговую Организацию и принятие Россией на себя международных обязательств, в том числе соглашение «о технических барьерах в торговле». К таким барьерам относятся расхождение между законодательством в разных странах, различия в стандартах и несовпадение процедуры оценки соответствия.

Таким образом, закон о техническом регулировании создал двухуровневую систему нормативных документов:

  1. Технические регламенты, которые будут содержать обязательные требования

  2. Добровольные стандарты, содержащие добровольные требования предъявляемые к качеству объектов.

Сфера действия закона не распространяется:

  1. к требованиям по функционированию единой сети связи в РФ

  2. на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда

  3. на федеральные образовательные стандарты

  4. правила бухгалтерского учета и правила аудиторской деятельности

  5. стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссий ценных бумаг

Субъекты международного экологического права. Международные организации

Субъектами международного экологического права являются государства, а также международные организации (перед ними стоят две задачи: охрана ОС и рациональное использование природных ресурсов, которое будет соответствовать интересам человечества).

Международные организации:

ООН (центр сосредоточения всех форм природоохранительного сотрудничества государств; располагает системой органов, занятых развитием международной природоохранительной деятельности государств):

1) при ГА имеется Научный комитет по действию атомной радиации, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях;

2) ЭКОСОС (предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам охраны ОС и дает рекомендации по этой проблеме ГА, членам ООН и специализированным учреждениям; при нем имеется Комитет по природным ресурсам);

3) региональные экономические комиссии;

4) специализированные учреждения ООН:

а) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (разработала международную программу «Человек и биосфера» и контролирует ее выполнение; разработаны Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972, конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение 1971 и др.).

б) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (занимается изучением проблемы загрязнения атмосферного воздуха, разрабатывает единые показатели загрязнения воздуха, анализирует законодательство отдельных стран по этому вопросу).

в) Международная морская организация (ИМО) (занимается вопросами охраны морской среды, разрабатывает конвенции по ее охране, созывает конференции по охране Мирового океана).

г) Продовольственная и с/х организация ООН (ФАО) (разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира и предлагает их государствам – членам для руководства, а также разрабатывает проекты конвенций по указанным вопросам).

д) Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (разрабатывает технико-юридические нормы и правила охраны ОС от авиационного шума).

5) Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (осуществляет с 1958 г. программу «Ядерная безопасность и защита ОС», нацеленную на обеспечение безопасности использования ядерной энергии и защиты человека и ОС от ядерной радиации, радиоактивных и других выбросов с ядерных установок).

6) Программа ООН по ОС (ЮНЕП) (основной орган ООН в области охраны ОС; должна выполнять роль ведущего природоохранительного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках ООН).

Направления природоохранительной деятельности ЮНЕП (охрана отдельных природных объектов; борьба с различными видами вредного воздействия; рациональное использование природных ресурсов; создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием ОС (мониторинг); изучение экономических особенностей развития населенных пунктов; разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности).

Функциональные программы ЮНЕП (информация по ОС, оценка ее состояния и раннее оповещение; разработка экологической политики и природоохранное законодательство; проведение природоохранной политики; технология, промышленность и экономика; региональное сотрудничество; сотрудничество с механизмами конвенций; фонд глобальной ОС).

Всемирный союз охраны природы (членами являются государства, правительственные учреждения и организации, международные и национальные неправительственные организации):

1) активно участвовал в разработке международных норм и правил по сохранению биоразнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов;

2) оказывает помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране ОС;

3) активно участвует в международном нормотворчестве (им подготовлены проекты многих действующих конвенций; разработан проект Международной хартии по ОС и развитию, Всемирной стратегии по охране природы 1980, Стратегии по поддержке жизненного уровня на должном уровне 1991).

Европейский союз (политика Сообщества в отношении ОС имеет цели сохранения, защиты и улучшения состояния ОС; защиты здоровья людей; достижения разумного и рационального использования природных ресурсов; содействия на международном уровне мерам, относящимся к региональным и международным проблемам ОС).

Принципы экологической деятельности ЕС (превентивных действий; предосторожности; возмещения ущерба ОС; ответственности загрязнителя).

Европейское агентство по ОС (основной орган ЕС в природоохранной деятельности; осуществляет деятельность по вопросам качества воздуха, воды, загрязнениям, состоянию почвы, фауны и флоры, землепользования и природных ресурсов, регулирования отходов, шумового загрязнения, химических веществ, наносящих вред ОС).

Работу по кодификации и прогрессивному развитию международного экологического права проводят (Всемирный фонд охраны дикой живой природы, Международный институт по ОС и развитию, Международный совет по природоохранительному праву).

Гаврилова Юлия Александровна

к.ю.н., доцент кафедры конституционного права ВКГУ им. С. Аманжолова,

г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан

Международные организации как субъекты международного экологического права

Круг вопросов о субъектах международного экологического права определяется, в первую очередь, необходимостью повышения эффективности норм международно-правой охраны окружающей среды и природопользования, обеспечения международного экологического правопорядка и международной экологической безопасности.

Основными субъектами международного экологического права являются государства, а также народы и нации. Возрастающий интерес международного сообщества к проблемам охраны окружающей среды нашел свое выражение в усилении прямого международного сотрудничества государств, народов и наций, что отражается на росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя и подчеркивая экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем.

Первой попыткой создания международной организации стала работа VIII Международного зоологического конгресса 10 августа 1910г., где известный натуралист и путешественник Поль Саразин из Базеля, Председатель Комиссии по охране природы в Швейцарии выступил с докладом «Всемирная охрана природы», который произвел огромное впечатление. Основным вопросом, обсуждавшимся на конференции, было создание постоянной Международной Комиссии по охране природы, в предмет ведения которой предлагалось включить следующее: международная охрана флоры и фауны, сохранение биологического разнообразия, охрана исчезающих видов флоры и фауны и международная поддержка устроения природных заповедников. Также предлагалось распространить деятельность Комиссии на охрану ландшафтов и охрану исчезающих человеческих племен, последний пункт был поддержан лишь П. Саразином и Г.А. Кожевниковым.

При определении целей и функций создаваемой Международной природоохранной комиссии мнения участников разделились. Это, в частности, объяснялось тем фактом, что Швейцария, Россия и некоторые другие государства стремились к созданию дееспособного международного органа, который обладал бы правом разработать международные соглашения и следить за их выполнением, тогда как остальные государства не были готовы наделить международный орган широкими полномочиями в сфере охраны окружающей среды.

К сожалению, в связи с началом Первой мировой войны международный акт об учреждении Комиссии так и не вступил в силу.

Однако усилия международного сообщества по созданию межгосударственного органа в сфере охраны окружающей среды не прошли даром. Позднее, в 1922 году появился Международный совет по охране птиц, в 1923 году было учреждено Международное общество по охране зубра, в 1929 году – Постоянный комитет по охране природы Тихого океана, а в 1935 году в Брюсселе возникло Международное бюро по охране природы, в задачи которого входило ведение реестра национального природоохранного законодательства и национальных парков и заповедников. Бюро, однако, широкого признания не получило.

В настоящее время важную роль в области охраны окружающей среды играют и активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН.

Вся система Организации Объединенных Наций в разных формах участвует в деятельности по охране окружающей среды. Ее ведущим учреждением в этой области является Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). ЮНЕП дает оценку состояния мировой окружающей среды и выявляет проблемы, для решения которых необходимо международное сотрудничество. Она оказывает помощь в разработке международного экологического законодательства, помогает интегрировать экологические соображения в социально-экономическую политику и программы системы ООН.

Действуя под девизом «Окружающая среда в интересах развития», ЮНЕП помогает решать проблемы, с которыми страны не способны справиться в одиночку. Она служит форумом для достижения консенсуса и выработки международных соглашений. Тем самым она стремится активизировать участие бизнеса и промышленности, научных кругов, научных и академических сообществ, НПО, местных общественных групп и других объединений в достижении устойчивого развития.

Одна из функций ЮНЕП состоит в содействии научным знаниям и информации по окружающей среде. Изучение и обобщение экологической информации, поддерживаемые и координируемые ЮНЕП на региональном и глобальном уровнях, вылились в разнообразные доклады о состоянии окружающей среды. Такие доклады, как Global Environment Outlook 2002 («Глобальные экологические перспективы за 2002 г.»), привели к осознанию в мире возникающих экологических проблем. Некоторые доклады дали начало международным переговорам по экологическим конвенциям.

В сотрудничестве с ФАО ЮНЕП содействовала переговорам о Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (1998 г.). Конвенция дает странам-импортерам право решать, какие химические вещества они желают получить, и исключать те из них, безопасное применение которых они не могут гарантировать. ЮНЕП также содействовал окончательной доработке в 2001г. Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях — имеющего обязательную юридическую силу договора о сокращении и ликвидации выбросов некоторых химических веществ, сохраняющихся в окружающей среде в течение продолжительного периода, которые широко распространяются географически, накапливаются в жировых тканях живых организмов и токсичны для людей и диких животных.

В течение многих лет ЮНЕП выступала в роли катализатора переговоров по другим международным соглашениям, образующим основу усилий ООН по прекращению нанесения вреда планете. Исторический Монреальский протокол (1987 г.) и последующие поправки к нему направлены на сохранение озонового слоя верхней атмосферы. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.) обеспечила снижение опасности загрязнения токсичными отходами.

Проблемы охраны окружающей среды, обострившиеся в современном мире, не могли остаться незамеченными межправительственными организациями регионального характера. Эти организации, включившиеся в международное природоохранительное сотрудничество, внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий и обеспечения рационального использования природных ресурсов, включая меры правового характера. В числе таких организаций могут быть названы, в частности, Европейский Союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет.

В охране окружающей среды и регионального планирования Совет Европы осуществляет: обеспечение охраны и бережного отношения к окружающей среде в Европе; сохранение и улучшение среды обитания, деятельности человека; планирование развития территорий; создание сети охраняемых заповедников.

Европейская конференция министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 г., по мере возникновения проблем. В работе Конференции участвуют представители всех государств-членов Совета Европы. Европейская хартия регионального планирования выдвинула глобальную и долгосрочную концепцию регионального планирования с целью улучшения условий повседневной жизни; гармоничного социально-экономического развития регионов; повышения ответственности в вопросах управления при родными ресурсами; охраны окружающей среды и рационального использования земли. Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (регулирование промышленной деятельности, торговли животными и т. д.) была принята Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе (Бернская Конвенция). С мая 1987 г. действует Соглашение о предупреждении, защите и организации помощи при крупных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Создана сеть из 12 европейских специализированных центров для слежения за извержениями вулканов, землетрясениями и т. д.

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды странами СНГ. Государства СНГ согласились создать Международный Экологический Совет (МЭС) и при нем Межгосударственный Экологический фонд (МЭФ) для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф.

Членами Совета являются руководители природоохранительных министерств и ведомств государств — участников СНГ, кроме Грузии и Украины. Функции рабочего аппарата МЭС выполняет отдел по проблемам техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ.

Совет сотрудничает с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Постоянной комиссией МПА и другими структурами СНГ на основе заключенных с ними соглашений. Советом подготовлен и подписан Меморандум о взаимопонимании и партнерстве между Исполкомом СНГ и Исполкомом Международного фонда спасения Арала (16.09.04 г., Астана), разработан проект Конвенции об экологической безопасности. Учитывая, что ряд государств — участников СНГ заявили о своем неучастии в ней, ссылаясь на международное законодательство в области защиты окружающей среды, Исполнительный комитет СНГ по договоренности с директором Европейского Отделения Программы ООН по Окружающей Среде г-ном Ф. Шлингеманном направил его в ЮНЕП с просьбой адаптации к международному законодательству.

Основными задачами МЭС являются: работа по гармонизации природоохранного законодательства и совершенствования природопользования при активном вмешательстве человека в природную среду; подготовка рекомендаций по гармонизации природоохранного законодательства, научно обоснованных норм вовлечения природных ресурсов, экологических норм и стандартов; содействие разработке общих методических подходов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды; организация разработки и содействие осуществлению межгосударственных программ и проектов в области природопользования и экологической безопасности; содействие созданию и функционированию межгосударственной информационной системы и системы экологического мониторинга; подготовка и ведение Красной книги государств — участников СНГ и др.

Перспективными направлениями в деятельности МЭС является консолидация усилий государств — участников СНГ в области трансграничного переноса вредных веществ, уменьшение негативного воздействия окружающей среды на здоровье человека, решение глобальных проблем экологического характера в области природопользования, поддержание на территории государств — участников СНГ биологического разнообразия флоры и фауны.

Межгосударственное сотрудничество в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляется на основе Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, принятого Советом глав правительств СНГ 8 февраля 1992 года (г. Москва).

Следует отметить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия.

Наиболее крупной и авторитетной международной неправительственной организацией (МНПО) является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), основанной в 1948 году во Франции. На 17-й генеральной ассамблее МСОП (1988, г. Сан-Хосе, Коста-Рика) Союз переименован во Всемирный союз охраны.

МСОП имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН и поддерживает тесные рабочие связи со многими межправительственными организациями и программами, особенно с ЮНЕСКО, ФАО, ПРООН и ЮНЕП.

Главной миссией МСОП является осуществление руководства и оказание содействия мировому природоохранному движению для поддержки целостности и сохранения разнообразия живой природы и обеспечения использования человеком природных ресурсов на устойчивой и разумной основе. На сегодняшний день МСОП стремится укрепить свою лидирующую роль в области знаний по биоразнообразию и будет работать более эффективно в разработке, оценке и развитии экологической политики, укрепляя и расширяя стратегическое партнёрство с другими организациями, особенно с ЮНЕП, ФАО, Институтом мировых ресурсов, ВВФ и др.

В практической деятельности мирового сообщества существуют экологические споры, которые разрешаются международными органами. Наиболее авторитетным международным органом в этой области является Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд), учрежденный как неправительственная организация инициативной группой юристов, которые провели учредительную конференцию в Мехико в ноябре 1994 г. В первичный состав судей были включены 29 юристов-экологов из 24 стран, включая Россию. Были приняты в первой редакции Устав Суда и Правила процедуры. Избраны Генеральный секретарь Суда (Рамон Охеда Местре — Мексика) и его заместитель (Деметрио Лоперена Рота — Испания). Местами постоянной дислокации руководящих органов Суда определены Мехико (Мексика) и Сан-Себастиан (Испания).

Согласно Уставу Международный экологический суд оказывает услуги международному сообществу в разрешении экологических споров (возникших и назревающих) в трех формах: 1) путем эколого-юридического анализа «горячей» ситуации в представлении юридических консультаций заинтересованным сторонам по их просьбе; 2) путем примирения сторон, т.е. нахождения такого компромиссного решения спорной ситуации, которая устраивает ту и другую стороны и которая, как правило, может быть выражена в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе; 3) путем проведения полноценного судебного – арбитражного процесса по обоюдному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным. В любом случае рассмотрение споров строится на принципах третейского суда, т.е. при условии, что стороны договариваются между собой об обращении к Международному суду, выбирают из состава Суда трех или более (нечетно число) судей, которые образуют коллегию для рассмотрения конкретного дела. При этом стороны берут на себя заранее согласуемые расходы по судебному рассмотрению спора.

На сегодняшний день международные экологические организации играют значительную роль как в формировании международных эколого-правовых норм, так и оказывают влияние на деятельность государств, как главных субъектов международного экологического права.

Международное экологическое право

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Экологическое право » Международное экологическое право

Международное экологическое право создало условия для рационального использования ресурсов и сохранения природных источников путем объединения возможностей и сил ряда стран. Какие нормативные источники создают базу для регулирования межгосударственных связей в этой области и какие принципы заложены мировым сообществом в целях создания мер для поддержания благоприятного экологического состояния земли, рассказано в этой статье.

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право – это совокупность норм в области регулирования отношений по охране окружающей среды, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле.

Объект отрасли составляет комплекс мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на земле для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).

Источники международного экологического права

Документальную основу международного регулирования в сфере охраны окружающей среды составляют: обычаи, сложившиеся на международном уровне, и договоры между несколькими странами. Также, существуют в мировой практике обычные нормы, возникшие в связи с применением решений международными трибуналами по делам о возмещении экологического ущерба.

Международные соглашения бывают следующих видов:

  • универсальные – в них принимает участие большинство стран мира или значительная их часть;
  • двух- и трехсторонние – регламентируют вопросы, затрагивающие интересы двух или трех стран;
  • региональные – характерны для определенных территорий, объединений или союзов, к примеру, стран ЕС.

Наибольшую значимость в международном экологическом праве приобрели:

  • Венская конвенции об охране озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Законотворчество ряда государств, ограниченного международными соглашениями, определяется организациями на мировом уровне. На конференциях, в которых участвуют большинство стран, принимаются решения по использованию объектов окружающей среды с целью недопущения негативного воздействия человечества на окружающую среду.

Результатом созыва подобных совещаний и конференций становится принятие деклараций. Важное значение для сохранения мировых природных источников имеют:

  • Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.)
  • Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.)
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.).

В общей системе норм международного экологического права важное место занимают резолюции международных организаций и конференций, которые прокладывают путь позитивному праву. В качестве примера: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1980 г. «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для настоящего и будущих поколений» и Всемирная хартия природы 1982 г.

На региональном уровне действуют:

  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992 г.);
  • Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами (1976 г.).

Двухсторонние акты обычно регламентируют порядок пользования и осуществления мониторинга состояния природных ресурсов, находящихся в совместном владении. К примеру, это могут быть бассейны пресноводной воды, морские акватории и др. К ним относятся:

  • Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.);
  • Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.).

С целью единообразного применения норм международного экологического права во всем мире предлагается упорядочить законодательство в этой сфере. Подобные предложения неоднократно поступали в рамках выполнения Программы ООН по окружающей среде. Объединенный документ позволил бы систематизировать действующие акты, регулирующие отношения государств, создать базу для принятия решений на национальном уровне, закрепить принципы защиты природы от пагубного воздействия человека, использующего ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей.

Соотношение международного экологического права и национального права России

Согласно Конституции РФ международные нормы имеют приоритетное значение при реализации законных решений на территории России. Это положение реализуется следующим образом:

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ содержит норму об осуществлении международного сотрудничества в регулируемой области.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» включает ссылки на международные источники. В законе установлен приоритет сохранения среды обитания для популяций и особое внимание уделяется охране указанных мест на территориях свободной экономической зоны.

Решения, принятые представителями мирового сообщества, реализуются на местном уровне. В частности, принимаются федеральные законы о введении в действие и применении норм международного права. В постановлениях Правительства РФ прописываются условия использования природных ресурсов, находящихся под международной защитой, порядок выдачи разрешении на их использование, перевозку, хранение, продажу и др. К примеру, в целях исполнения Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике установлены требования по ограничению порядка ведения деятельности гражданами и коммерческими организациями в районе распространения действия международного соглашения.

Международное экологическое право — это совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и защите прав человека на благоприятную среду обитания.

Международное экологическое право имеет два аспекта. Во-первых, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества государств. Во-вторых, оно является продолжением национального (внутригосударственного) экологического права.

Во второй половине XX века международное экологическое право выделилось в качестве самостоятельной и комплексной отрасли международного права со всеми присущими ей чертами, что свидетельствует о признании человечеством глобальности экологических процессов и уязвимости планетарных экосистем.

История международного экологического права.

В зависимости от преобладающих тенденций в решении экологических проблем история международного экологического права может быть условно разделена на четыре основных этапа:

Первый этап 1839—1948 гг. берет начало с двусторонней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. В этот период предпринимались разрозненные усилия на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались и не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы.

Второй этап 1948—1972 гг. характеризуется появлением многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, прежде всего ООН и Международного союза охраны природы, прямо или косвенно связанных с международным природоохранением. Экологическая проблема приобретает глобальный характер, а к ее решению пытаются адаптироваться ООН и ряд ее специализированных учреждений. Заключаются первые универсальные международные договоры и соглашения, направленные на защиту и использование конкретных природных объектов и комплексов.

Третий этап 1972—1992 гг. связан с проведенной в 1972 году в Стокгольме первой универсальной Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее рекомендации Программы ООН по окружающей среде, призванной координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения. В этот период расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права.

Четвертый этап после 1992 г. Современный период истории международного экологического права берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Эта Конференция направила процесс кодификации международного экологического права в русло принципов социоприродного развития. Параметры и сроки исполнения положений принятой на Конференции «Повестки дня на XXI век» были уточнены на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге в 2002 г. Главный акцент делается на обеспечении экологической безопасности, рациональном природопользовании, достижении устойчивого развития и сохранении окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Источники международного экологического права.

Основные источники международного экологического права — это международный договор и международный обычай. Их значение и характер взаимодействия различны для разных этапов развития данной отрасли международного права.

В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Это многосторонние универсальные и региональные и двусторонние международные соглашения, регулирующие как общие вопросы защиты окружающей среды, так и отдельные объекты Мирового океана, атмосферы земли, околоземного космического пространства и т. д.

Межгосударственные отношения в сфере охраны окружающей природной среды регулируют также документы «мягкого» права. К ним можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Стокгольмскую декларацию по окружающей человека среде 1972 г., Всемирную хартию охраны природы 1982 г., Декларацию РИО-92, ряд документов Всемирной встречи на высшем уровне и в Йоханнесбурге 2002 г.

Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя нормы международного обычного права. Так, Генеральная Ассамблея в 1959 году приняла резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного Района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими неукоснительно соблюдаться.

Принципы международного экологического права.

Проанализировав большое число международных соглашений и других международно-правовых актов в сфере охраны и рационального использования окружающей среды, можно выделить следующие специфические принципы международного экологического права:

Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде — государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность в пределах действия их юрисдикции и контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип превентивного подхода к охране окружающей среды — государствам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму рисков возникновения серьезного или необратимого вреда окружающей среде. В широком смысле, он запрещает любую деятельность, которая наносит или может нанести ущерб окружающей среде и ставит под угрозу здоровье человека.

Принцип международного правоохранного сотрудничества — международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе доброй воли, партнерства и сотрудничества всех стран.

Принцип единства защиты среды и устойчивого развития — защита среды должна быть неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Данный принцип включает четыре элемента:

  1. «разумная» или «рациональная» эксплуатации природных ресурсов;
  2. «справедливое» распределение природных ресурсов – при использование природных ресурсов государства должны учитывать потребности других стран;
  3. учет экологических соображений в экономических планах, программах и проектах развития; и
  4. сохранение природных ресурсов на благо будущих поколений.

Принцип предосторожности в сфере охраны окружающей среды — государства должны с осторожностью и предусмотрительностью подходить к подготовке и принятию решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Данный принцип требует, чтобы любые виды деятельности и использование веществ, которые могут причинить ущерб окружающей среде, строго регламентировались либо полностью запрещались, даже если отсутствуют убедительные или неопровержимые доказательства их опасности для экологии.

Принцип «загрязнитель платит» — непосредственный виновник загрязнения должен покрывать издержки, связанные с устранением последствий этого загрязнения или уменьшением их до состояния, соответствующего экологическим стандартам.

Принцип общей, но дифференцированной ответственности — государства несут общую ответственность в контексте международных усилий по охране окружающей среды и признают необходимость учета роли каждого государства в возникновении конкретных экологических проблем, а также их возможности обеспечить меры по предотвращению, уменьшению и устранению угроз окружающей среде.

Охрана различных видов окружающей среды.

Со времени Стокгольмской конференции 1972 года было принято значительное количество международных документов, посвященных различным экологическим вопросам. Они включают: загрязнение морской среды, загрязнение воздуха, истощение озонового слоя, глобальное потепление и изменение климата, угроза исчезновения диких видов животных и растений.

Охрана морской среды.

Морская среда одной из первых стала объектом регулирования международного экологического права. Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях международного морского права (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (и два Протокола 1978 г. и 1997 г.) предусматривают комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями — Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.

Охрана воздушной среды.

Центральное место среди норм международного экологического права в области охраны воздушной среды занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха. Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены на 30 процентов не позднее 1993 г.

Охрана озонового слоя.

С охраной атмосферного воздуха в международном экологическом праве связана еще одна проблема — охрана озонового слоя. Озоновая оболочка предохраняет Землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека она существенно истощилась, над некоторыми районами появились озоновые дыры.

Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекратиться.

Охрана космического пространства.

Нормы международного экологического права, касающиеся загрязнения и засорения космического пространства, содержатся в основополагающих документах международного космического права – Договоре о космосе 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Государства-участники при изучении и использовании космического пространства и небесных тел обязаны избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием человечества.

Охрана климата.

Охрана климата и проблемы, связанные с его изменениями и колебаниями, занимают важное место в системе международного экологического права. В конце 80-х годов прошлого века проблема изменений климата начала быстро набирать вес в мировой повестке дня и стала часто упоминаться в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Именно в это время была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., конечной целью которой является «стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Участники Конвенции обязались принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.

Охрана флоры и фауны.

Отношения в области охраны и использования животного и растительного мира, регулируется рядом универсальных и множеством двусторонних международных соглашений.

Среди конвенций международного экологического права, посвященных защите и сохранению флоры и фауны, следует выделить Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.

Основная масса конвенций посвящена охране различных представителей животного мира — китов, тюленей, белых медведей. Важное положение занимает Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., целью которой являются «сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов». Особое значение также имеет Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

Литература.

Международное экологическое право

Определение 1

Международное экологическое право – это законодательные нормы, согласно которым государство и общество должно бережно и рачительно относиться к окружающей природе и сохранять её. К охраняемым природным объектам относятся лесные массивы, реки, озёра, а также сельскохозяйственные угодья. Кроме того отметим, связанную со сбережением природы вопрос об утилизации и переработке вредных для человека и природы загрязняющих и отравляющих веществ.

Международное экологическое право является отраслью права международного. Рассматриваемое нами право корректирует контакты между странами и межгосударственными организациями по вопросам связанным с охраной и сбережением природных объектов и ресурсов.

Предметом международного экологического права является налаживание и регулировка правовых взаимоотношений между странами в вопросе охраны окружающей среды.

Замечание 1

Отметим, что принятые нормы международного экологического законодательства могут иметь весомую юридическую силу и решать связанные с экологией проблемы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Субъектами экологического международного права это государства и международные организации. Основными их задачами является природосбережение окружающего нас мира и умелое использование имеющихся в распоряжении человечества ресурсов.

Формы реализации, принципы и источники международного экологического права

Рассмотрим процесс выполнения решения связанного с областью международного экологического права.

Возникающие проблемы, связанные с экологическими проблемами и охраной окружающей среды могут рассматриваться в таких инстанциях как

  • Национальный суд
  • Международный суд
  • Международная арбитражная комиссия

Но при этом для вынесения какого – либо решения связанного с международными экологическими правоотношениями необходимо согласие правительств на подчинение юрисдикции международных органов. И в результате, государства, избегая, возможности понести политический и экономический ущерб, отказываются от такой юрисдикции.

Главными принципами экологического международного права являются:

  1. Принадлежность тех или иных природных ресурсов конкретному государству, как суверенному источнику власти в данном регионе.
  2. Не причинение какого – либо вреда окружающей среде соседних стран.

Однако, заметим, что согласно Стокгольмская декларация по окружающей среде 1972 года данные принципы объединяются в один. А именно в принцип того, что страны земного шара имеют полное право на разработку имеющихся в наличии природных ресурсов в соответствии со своими законодательствами, однако несут полную юридическую ответственность за возможный ущерб иным государствам в результате своих действий.

Источниками разбираемого нами права являются многосторонние договоры между государствами всего мира и обычные правовые нормы, которые установились в международном праве.

Среди многосторонних договоров отметим следующие заключенные документы:

  • Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.,
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.,
  • Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.
  • Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.

К обычным правовым нормам международного права касающиеся охраны природы отнесём, в качестве примера, двусторонние договоры между Российской Федерацией и Белоруссией заключенные в 1993 и 1994 годах.

К международным организациям, которые занимаются охраной и сбережением окружающей природы относятся такие политико – общественные объединения как ООН (Организация Объединённых Наций), Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО).

ООН, в частности занимается деятельностью связанной с изменениями климата в современном мире и поиске путей решения данной проблемы. Также ООН занимается проблемами загрязнения окружающего мира как и упомянутая нами Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО).

Что касается международных конференций, то их работа также может сказываться положительно на проблемах охраны и восстановления окружающей природы. Отметим здесь такие проводившееся ранее международные конференции в Бразилии в 1992 году и конференция в Швейцарии в 1993 году, которая объединила европейские страны, приславших туда своих министров.

Охрана Мирового океана

В целях защиты Мирового океана как одной из важнейших природных сфер на планете Земля и являющегося одним из важнейших источников биологических и минеральных источников, крайне важным стал вопрос о выработке механизма защиты биосферы океана.

В частности, в 1992 году была принята Конвенция о биологическом разнообразии. Главной целью данного документа было сохранение и разумное использование биологического разнообразия окружающего мира.

Замечание 2

При этом под биологическим разнообразием понимается вся совокупность живых организмов обитающих во всех сферах живой природы.

Для сохранения такого разнообразия, а значит и необходимых ресурсов для развития, существования и выживания самого человечества, государства принимают различные международные соглашения призванные сохранить и упрочить биосферу всей планеты Земля.

Охрана международных рек

Одним из основных правовых международных источников который касается охраны и зашиты рек, которые являются международными, служит следующий документ. Это Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, принятая в 1992 г.

Так, согласно данному документу, страны, подписавшие этот международный документ, обязуются выполнять следующие требования. А именно :

Государства должны принять все надлежащие мер для предотвращения загрязнения рек или хотя бы уменьшению негативного влияния на речные воды.

Принимать действия, способствующие как разумному пользованию водными ресурсами, так и постепенному восстановлению экосистемы рек в надлежащем случае.

Защита областей Северного и Южного полюса

Северный полюс, Арктика и Южный полюс, Антарктида, являются одними из важных резервных источников ресурсов и минералов для всего человеческого сообщества.

С целью охраны и защиты экосистемы данных регионов были предприняты следующие действия. Так, для защиты и координаций действий, связанных с Северным полюсом был создан в 1996 году Арктический Совет, в который вошли страны имеющие владения в арктической зоне. В данный Совет также входит и Россия.

Для защиты и управления южным материком, Антарктидой, также были созданы соответствующие международные правовые нормы. В одном из таких документов, а именно в Протоколе об охране окружающей среды к Договору об Антарктике, принятом в 1991 году, говорилось об охране и ответственности государств о защите и сохранении уникальной экосистемы. Данный документ также подписала и Российская Федерация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *