Формы проявления девиантного поведения

Содержание

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

⇐ ПредыдущаяСтр 79 из 196

Наркомания и токсикомания. Наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Состояние наркотического опьянения характеризуется чувством эйфории, легкостью тела, ясностью мысли. Мир воспринимается в радужных тонах, теряется ощущение времени. Прием наркотиков — опиума, гашиша, кокаина — сопровождается серьезными расстройствами: тахикардией, сухостью во рту. Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т.е. наркотического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор (дрожание) конечностей.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономике общества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман по мере развития болезни деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние так называемого авторитета неформальной группы. Предложение попробовать «травку» следует, как правило, после психологической обработки новичка. Привыкание зависит от индивидуальных особенностей личности, но оно происходит быстро. Физическая зависимость проявляется в том, что если наркотик не вводится, то наступает абстинентный синдром — «ломка», т.е. организм уже требует новой порции отравы. Человек попадает в рабскую зависимость от «наркоты», и деградация личности завершается.

Токсикомания — это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т. е. таблеток транквилизаторов (больные называют их «колесами»), кофеина, полученного от крепкого чая — чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения, кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляют практически все мужчины — 99% и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций празднования памятных дат, супружеские и семейные неурядицы, неприятности на работе.

«Алкогольная зависимость» формируется постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведении человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «поти-рание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж», тем меньше удовольствия приносит выпивка.

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам, способствующим алкоголизации, можно отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай угощать друг друга, поскольку раньше считалось, что вино является целебным средством.

Развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для молодых людей алкоголь является универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Алкоголизм — это поступательное заболевание. Оно начинается с бытового пьянства, а заканчивается клиникой. Для пьяницы со стажем, чтобы «поймать кайф», т. е. почувствовать физиологический комфорт, доза спиртного увеличивается в 2—3 раза по сравнению с прежней нормой.

В дальнейшем влечение к алкоголю приобретает черты физиологической зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному принимает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс:

спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов. Последняя стадия алкоголизма характеризуется резким снижением толерантности: больные хмелеют уже от кружки пива. Спиртное становится доминантой в системе жизненных целей. Контроль над употреблением алкоголя утрачивается, и человеку уже все равно, что пить, с кем, где и сколько. На этой стадии у больного открывается «букет» болезней — расплата за «красивую жизнь».

Проституция. Долгое время проституцию окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя — приятная, другая — скрытая, нелицеприятная. Мифы о престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о насилии и неизбежности проституции так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются грязными комнатами в притонах, кабинами машин и тому подобными местами, кожно-ве-нерическими заболеваниями и наркологическими больницами или «психушками». Таков обычный финал.

Термин «проституция» происходит от латинского сло-ва prostitutio — осквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки: а) род занятий — удовлетворение сексуальных потребностей клиентов; б) характер занятий — систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме; в) мотив занятий — заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

Помимо общих причин существования проституции — социально-экономических и морально-этических — можно выделить также специфические причины. Так, часть женщин обладает сильным либидо, и их потребности выше средних, отсюда выход на спортив-

ный секс. Другая причина кроется в среде, которая окружает проституток. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и прочие уголовные элементы, которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».

Неизбежна ли проституция в нашем обществе? Подавляющее большинство экспертов (83,3%) считает, что проституция неизбежна, так как потребность к размножению — сильнейшая физиологическая потребность. Проституция — это такая же социальная язва, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.

В чем заключается общественная опасность проституции? Во-первых, проституция — это форма социального паразитизма, что выражается в уклонении от общественно-полезного труда. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти женщины утрачивают свое здоровье и не могут производить на свет качественное потомство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает, стыд, совесть, веру, брезгливость.

Целесообразно ли установление уголовной ответственности за проституцию? На этот вопрос большинство экспертов отвечают отрицательно. Почему? В настоящее время государство воспроизводит условия, которые способствуют девиантному поведению, и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответственность за проституцию.

Уголовное преследование привело бы к судебным ошибкам, так как доказать состав преступления чаще всего невозможно. Даже застигнутые с поличным, женщины ссылаются на «любовь с первого взгляда». Кроме того, усиление правовой борьбы с проституцией привело бы к расцвету подпольного секс-бизнеса. Однако в Уголовном кодексе России существует ряд статей за «сопутствующие» проституции деяния (сводничество, притоносодержание и пр.). Следует отметить, что в статьях 198, 210, 226 и 228 УК России хотя и содержатся меры уголовного наказания, но в судебной практике они используются редко.

Рассмотрим проблемы предупреждения проституции. Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности — первейшие потребности человека. Поэтому речь идет не об искоренении проституции, а о ее цивилизованном регулировании.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы

полового воспитания, сглаживание социального неравенства; введение уголовной ответственности за деятельность сутенеров, держателей «хат» и прочей шпаны, которая паразитирует на проституции. Государство должно определить свое отношение к организованной проституции.

Необходимо развенчать образ женщины, которая умеет «красиво» жить. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защитить женщину от агрессии и изнасилований.

Способствует проституции поток видеозаписей, содержащих сцены натурального секса и насилия.

Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. На сегодня приходится признать, что нынешние власти не располагают возможностями позитивно воздействовать на предупреждение проституции. Это привело к тому, что организованная проституция открыто развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых, через 10—15 лет эта эпидемия станет проблемой номер 1. Возникает вопрос: вводить ли уголовные санкции или легализовать проституцию?

Суицидальное поведение. Суицид — это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение — это саморазрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо общих причин этой формы девиантного поведения, есть и особые причины. Среди молодежи распространены следующие причины: потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Современная сексопатолйгия выделяет патологические и иные отклонения в сексуальном поведении личности. Патологические девиации в форме всякого рода сексуальных извращений являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации, т.е. отклонения в пределах нормы, являются предметом социально-психологического исследования, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.

В свою очередь все сексуальные девиации делятся на следующие основные группы: отклонения в отношении объекта сексуального удовлетворения (зоофилия); отклонения в способах реализации половой страсти (садизм, мазохизм и пр.); нетипичные отклонения в форме половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, кровосмешение); отклонения, связанные с нарушением полового самосознания (транссексуализм); отклонения, связанные с изменением стереотипа полоролевого поведения (маскулинность) и пр.

Рассмотрим подробнее некоторые формы сексуальных отклонений.

Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, нарочитой грубости, циничности, которая у подростков нередко сопровождается агрессивностью и особой жестокостью. Такие подростки стесняются ласк, избегают всего того, что касается чисто «женских» дел и интересов. 1лавная черта такого поведения — пренебрежительное, хамское отношение к женщине и садистские наклонности в контактах с половыми партнерами.

Половой фетишизм проявляется в сексуальном влечении к отдельным предметам или частям тела, которые символизируют полового партнера. У юношей в качестве такого «талисмана» выступают красивые ноги, оголенные груди, женское белье. Вид этих частей тела или предметов туалета усиливает яркость сексуальных переживаний и вызывает половое возбуждение. Разновидностью полового фетишизма является переодевание в одежды противоположного пола, что также ведет к усилению либидо.

Юношеский нарциссизм — любование собой, половое влечение к собственному телу. Такие подростки любят подолгу рассматривать себя в зеркале, ласкать свое тело, давая волю сексуальным фантазиям. Часто подобное самолюбование заканчивается онанизмом.

Нарциссизм иногда сочетается с желанием выставить свое обнаженное тело напоказ. Такие молодые люди пополняют ряды нудистов, так как любят загорать на пляжах голыми, просят сверстников сфотографировать себя в «костюме Адама», а потом любуются собственными «прелестями».

Эксгибиоционизм — влечение к обнажению своего тела, особенно полового органа перед лицами противоположного пола. Молодые люди с подобной сексуальной ориентацией любят подглядывать за раздеванием лиц противоположного пола, подолгу могут смотреть фильмы со сценами натурального секса. Но особое удовольствие они получают от тайного созерцания полового акта или оголенных половых органов. Такие подростки могут часами подкарауливать влюбленные пары, стоят у окон бань или подглядывают в щели туалетов. Увиденное возбуждает сексуальные фантазии, следует эрекция, затем онанизм, и все заканчивается быстротечной эякуляцией (семяизвержением).

Зоофилия (скотоложство, содомия) — половое влечение к животным. У подростков и взрослых носит заместительный характер. Люди с подобной сексуальной ориентацией могут вступать в половые контакты с любыми домашними животными и даже птицей.

Гомосексуализм — сексуальное влечение к лицам своего же пола. Различают гомосексуализм в виде педерастии и лесбиянства. Такие наклонности могут формироваться у подростков и взрослых, которые в силу жизненных обстоятельств лишены возможности удовлетворять половые потребности с лицами противоположного пола. Особенно часто гомосексуальные контакты вступают во время отбывания наказания в местах лишения свободы, а также в период прохождения службы в армии. Как правило, у подростков гомосексуализм носит заместительный характер, а у взрослых может приобретать черты стойкой половой ориентации.

Правонарушения. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) — это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране порядок.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление — это противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом

общественные отношения и приносящие им существенный вред. Преступления квалифицируются по нормам уголовно-процессуального права.

Проступок — это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и другими отраслями права.

Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.

Подросткам и юношам в возрасте от 14 до 18 лет присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения носят незавершенный «детский» характер, поскольку совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к подростковым и юношеским правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный инвентарь, модная одежда, деньги, сладости, вино, табачные изделия).

Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед своей компанией, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодежные «разборки», которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием.

Date: 2015-09-24; view: 236; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Человек проявляет себя именно так в силу неадекватного личностного формирования в процессе социализации и освоения нравственных норм, устоев и правил. Собственное поведение таким человеком (с точки зрения стандартов общественной морали) контролируется в весьма незначительной степени.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Можно с уверенностью утверждать, что девиация и социальная дезадаптация/изоляция – равноценные понятия, поскольку человек не может успешно существовать в определенной (нормальной, обыденной) социальной среде. Т.е., у него имеются отклонения с точки зрения среднестатистического поведения, характерного для большинства людей как представителей социума.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные факторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Профилактика

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

  • проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
  • применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
  • активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
  • частое противостояние взрослым в виде споров;
  • проявление злобы и мстительности;
  • ребенок часто становится зачинщиком драки;
  • преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
  • нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

  1. Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
  2. Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
  3. Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
  4. Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
  • испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
  • познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
  • доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
  • творчество.
  1. Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Видео:

Здравствуйте, дорогие читатели! О том, что такое девиантное поведение, вы можете прочитать в моей статье «Теории девиантного поведения», а в данной работе речь пойдет о таких особенностях этого феномена, как причины, виды и формы, специфика их проявлений. В статье представлено несколько классификаций девиантного поведения, рассмотрены общероссийские и частные факторы, немного рассмотрены подростковые и детские отклонения.

Причины девиантного поведения

Изучением причин девиантного поведения занимались такие исследователи, как Е. С. Татаринова, Н. А. Мельникова, Т. И. Акатова, Н. В. Воробьева, О. Ю. Краев и другие. Обобщив исследования авторов, можно выделить следующие причины формирования девиантного поведения.

  1. Ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания.
  2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения («плохая компания»).
  3. Аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации.
  4. Акцентуации характера (подробнее об этом можно прочитать в статьях «Акцентуации характера в психологии: нормы или патология», «Акцентуации характера в подростковом возрасте»).
  5. Психосоматические расстройства.
  6. Аномалии психофизического развития.
  7. Стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

Среди негативных факторов можно обобщенно выделить две группы: общественные и частные факторы. К первым относится политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности. Под частными факторами подразумеваются личные мотивы, убеждения, цели. Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние – направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.

Если рассматривать отклоняющееся поведение с позиции клинической психологии, то можно выделить две группы факторов: биологические и социальные.

  • К первым относятся возрастные кризисы, а также врожденные и приобретенные поражения мозга.
  • Ко второй группе – специфика окружения, обучения и воспитания. Притом отмечена устойчивая связь между этими факторами, но до сих пор не определено, как именно они взаимосвязаны.

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Виды и формы девиантного поведения

На сегодняшний день не выделено единой классификации девиантного поведения. Существует несколько различных интерпретаций по тому или иному признаку. Выбор опорной классификации зависит от сферы, в рамках которой анализируется девиантное поведение, и его главной характеристики.

Классификация Н. В. Барановского

Автор выделил социально-позитивное и социально-негативное отклоняющееся поведение.

  • Первое обеспечивает прогресс всего общества. Речь идет об исследователях, художниках, полководцах, правителях. Именно эти люди сомневаются в устоявшемся порядке вещей, видят мир иначе и стараются менять его. То есть это продуктивный тип отклоняющегося поведения.
  • Социально-негативное отклоняющееся поведение носит деструктивный характер, обеспечивает регресс всего общества. Речь идет о преступниках, зависимых личностях, террористах.

Это основная первичная классификация. Она поясняет то, о чем я рассказывала в статье «Теории девиантного поведения». С продуктивным все понятно: его тип единственный возможный. В то время как отклонения в поведении со знаком «минус» имеют множественные обличия. Представленные ниже классификации трактуют деструктивное поведение.

Классификация В. Д. Менделевича (отечественный психиатр, нарколог, клинический психолог)

Классификацию этого автора я хочу рассмотреть подробнее и считаю ее опорной в своей работе. Автор выделяет следующие виды отклоняющегося поведения:

  • преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • суицидальное поведение;
  • вандализм;
  • проституция;
  • сексуальные девиации.

Кроме этого, В. Д. Менделевич отмечает, что тип поведения (отклоняющееся или нормальное) определяется тем, как индивид взаимодействует с окружающим миром. Он выделяет пять главных стилей взаимодействия человека с обществом, то есть пять стилей поведения, четыре из которых – разновидности девиантного поведения:

  1. Делинквентное (криминальное) поведение. Такое поведение возникает при убеждении индивида в том, что с реальностью нужно активно бороться, то есть противодействовать ей.
  2. Психопатологический и патохарактерологический тип отклоняющегося поведения. Проявляется в болезненном противостоянии реальности. Обусловлено это изменениями психики, при которых человек видит мир исключительно как враждебный для него.
  3. Аддиктивное поведение. Характеризуется уходом от реальности (использование психоактивных веществ, увлечение компьютерными играми и прочее). При таком типе взаимодействия человек не хочет адаптироваться к миру, считая, что невозможно принять его реалии.
  4. Игнорирование реальности. Обычно это характерно для человека, занятого какой-то узкой профессиональной направленностью. Он как бы и адаптирован к миру, но в то же время игнорирует что-либо кроме своего ремесла. Это наиболее частый тип поведения, максимально приемлемый обществом. Речь идет о нормальном поведении. Индивид приспосабливается к реальности. Для него важно найти и реализовать себя именно в реальной жизни, среди реальных людей.

Экспериментально доказано, что наблюдается взаимосвязь всех типов девиантного поведения, а также зависимость девиаций от взаимоотношений индивида с обществом.

Существуют и другие классификации, но с ними я хочу познакомить вас кратко. Если что-то заинтересует, то можно найти по авторству дополнительный материал.

Классификация Р. Мертона

Социолог выделил пять видов отклонений:

  • подчинение;
  • инновации (достижение цели любым, даже преступным путем);
  • ритуализм (соблюдение правил путем собственного ущемления);
  • ретритизм (уход от реальности);
  • мятеж (бунтарство, революции, антисоциальное поведение).

То есть в основе классификации лежит соотношение цели личности и средств ее достижения.

Классификация А. И. Долговой

Подразделяет девиации на две группы:

  • отклоняющееся поведение;
  • преступность.

Такое подразделение часто используется при трактовке поведения детей и подростков. То есть проводится грань между непослушанием и серьезными правонарушениями.

Классификация О. В. Поликашиной

Выделяет следующие формы отклонений:

  • совершение правонарушений;
  • пьянство;
  • наркомания;
  • токсикомания;
  • употребление психотропных веществ;
  • ранняя половая распущенность.

Общепринятая классификация в клинической психологии

В клинической психологии существуют свои понятия и разновидности отклоняющегося поведения. Согласно классификации DSM IV, при расстройстве поведения (так называется девиантное поведение в медицинской области психологии) могут иметь место четыре типа проблем поведения:

  • агрессия по отношению к другим;
  • уничтожение имущества;
  • воровство;
  • другие серьезные нарушения правил.

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделено несколько типов расстройств поведения (далее – РП):

  • РП, ограничивающиеся рамками семьи (антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся дома или по отношению к близким людям);
  • несоциализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение в отношении других детей);
  • социализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение у детей, хорошо интегрированных в группе сверстников);
  • оппозиционно-вызывающее расстройство (вспышки гнева, препирательства, вызывающее поведение).

Постараюсь пояснить смысл множественных классификаций и возможности их применения. Например, если установлено, что причина девиаций кроется в патологических изменениях мозга, то нужно ориентироваться на МКБ-10 и DSM IV. Если на поведение воздействовал социальный (психологический) фактор, а не биологический, то лучше обратить внимание на классификацию В. Д. Менделевича.

Виды и формы девиантного поведения детей и подростков

В отдельную категорию хочу вынести детские и подростковые девиации, которые в первую очередь обусловлены спецификой самих возрастов. Среди общих отклонений можно выделить следующие формы:

  • рискованное сексуальное поведение;
  • аутодеструктивное поведение;
  • бродяжничество;
  • новые формы девиантного поведения (вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты и другие общественные организации, манипулирующие сознанием, терроризм, отклонения с использованием интернета и компьютера).

По направленности девиации можно разделить на:

  • отклонения корыстной направленности;
  • агрессивные отклонения, направленные против личности (саморазрушение);
  • социально-пассивные отклонения (разного рода уход от реальности).

В рамках саморазрушающего поведения можно выделить еще несколько форм:

  • скрытый и прямой суицид;
  • расстройства привычек и влечений;
  • расстройства питания;
  • расстройства при употреблении психоактивных веществ;
  • расстройства поведения личности в сексуальной сфере.

Таким образом, в подростковом и детском возрасте девиантное поведение чаще проявляется агрессией, уклонением от учебы, побегами из дома, наркоманией и пьянством, суицидальными попытками, асоциальными поступками.

  • Наиболее популярной девиацией подросткового возраста является зависимое поведение.
  • Нередким у еще не сформировавшейся личности является желание уйти от реальности, от проблем и непонимания. Пожалуй, это и самый простой способ.
  • Кроме этого, зависимости могут формироваться на основании стремления подростка к взрослости. А самая простая взрослость — это внешнее копирование.
  • Еще одной частой причиной возникновения зависимостей является желание подростка утвердиться в кругу сверстников, получить авторитет и доверие. Ведь сверстники в этом возрасте являются самими главными «судьями» и «аудиторией».

У девочек в подростковом возрасте чаще возникают отклонения сексуального характера. Активное половое созревание непосредственно связано с формированием вторичных половых признаков, что может повлечь насмешки со стороны сверстников или нежелательные сексуальные посягательства. Кроме этого, часто девушки начинают отношения со старшими молодыми людьми, что способствует сексуальной активности, различным рисковым и антисоциальным поступкам.

Стоит отметить, что не всегда отклоняющееся поведение подростков носит негативный характер. Порой подростки хотят найти что-то новое, преодолеть застой, консерватизм. На этой основе возникают:

  • музыкальные группы;
  • театральные труппы;
  • спортсмены;
  • юные художники.

Подробнее об особенностях отклоняющегося поведения детей и подростков вы можете прочитать в моей работе «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Итоги

Таким образом, отклоняющееся от общепринятых норм поведение (девиантное) может возникать на фоне биологических, социальных и социально-психологических проблем. Факторы девиаций носят внутренний и внешний характер. Влияние, как правило, оказывают сразу несколько факторов, что затрудняет классификацию и план коррекции девиантного поведения.

Девиации отличаются по масштабу (в рамках семьи или страны), силе воздействия на личность, специфике воздействия (разрушают или развивают) и сфере деформации личности.

Единой схемы коррекции не существует, план подбирается согласно индивидуальным особенностям личности, имеющимся негативным факторам и первопричинам девиаций. Подробнее о способах диагностики вы можете прочитать в моей работе «Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых».

Видео: жизнь в образе куклы: самовыражение, отклонение, уход от реальности или бизнес?

Спасибо за уделенное мне время! Надеюсь, материал окажется полезен для вас!

Девиантное поведение что это

Девиантное поведение – это совокупность действий человека, которые составляют основу модели поведения и реагирования и идут в разрез с нормами поведения в социуме. Оно нарушает привычные условия социального взаимодействия. Действующим законодательством предусмотрены санкции за такие проявления.

В социологии под девиантным поступком понимается действительная угроза жизни и здоровью человека в той или иной обстановке.

Медики, трактуя явление девиантного поведения, делают акцент на нарушении человеком стандартов межличностного взаимодействия в результате отклонений в психическом развитии.

В педагогике и психологии девиантное поведение ассоциируется с нарушением социальных нравственных норм, пренебрежением культурными ценностями. Педагоги полагают, что нарушение норм и правил может быть единичным случаем, который не повторится после воспитательной беседы с подростком. Однако при отсутствии наказания за проступки такая модель поведения закрепляется и становится привычным стереотипом реагирования личности на внешние раздражители.

Психологи убеждены, что появление девиаций в поведении неслучайно, чаще всего свойственно подросткам – переходный возраст характеризуется гормональной бурей, неравномерными темпами развития личностных структур, возникновением внутриличностных конфликтов. Это время напряженных отношений с родителями. Желая показать свою взрослость, самостоятельность и независимость, подросток ведет себя вызывающе.

Дополнительная информация. Девиант – это, как правило, подросток. Пик девиантных проявлений приходится на возраст 13-16 лет. Статистические данные психологических исследований свидетельствуют о том, что после 18 лет склонность к девиантному поведению проходит.


Девиантный подросток

Аддикция

Нередко причиной негативного поведения становится стремление избежать имеющегося внутреннего дискомфорта, а также изменить собственное социально-психическое состояние, выражающееся внутренней борьбой и внутриличностными конфликтами. Все это и является аддиктивными поступками. Подобный путь, как правило, выбирается теми, у кого нет легальной возможности для осуществления самореализации, чья индивидуальность подавляется в связи со сложившейся в обществе иерархией, а личностные стремления неизменно блокируются.

Таким людям невозможно сделать карьеру и изменить имеющийся у них социальный статус с использованием легитимных каналов. Именно поэтому они и считают общепринятые нормы общества несправедливыми и неестественными.

Определение девиаций

Девиация – это в психологии отклонение от стандарта. Это нарушение норм существования и деятельности человека. Это протест против установленных правил. Девиацией является отказ человека от следования стереотипам, таящий угрозу для окружающих и для самого человека. Противоположным понятием для девиации выступает конформность.

Девиантное поведение подростков — что это значит у ребенка

В условиях социума девиации проявляются невежеством, наркоманией, алкоголизмом, клептоманией, революционными актами. Причиной девиаций являются трудности социализации индивида.

Внимание! Девиации бывают не только отрицательными, но и положительными. Так, например, к положительным девиациям относят проявление творческих способностей, одаренность, инновации в той или иной сфере. Однако как негативные, так и положительные девиации вызывают настороженное, неодобрительное отношение со стороны окружающих.

Причины возникновения девиации у личности

Типы конфликтных личностей — что это такое и их характеристика

Среди основных причин девиантного поведения выделяются:

  • Гормональная буря и половое созревание. Эти процессы могут сопровождаться эмоциональными вспышками, патологиями полового влечения, неуверенностью в себе, адаптационными трудностями, импульсивностью, быстрой сменой настроения, ранним чувством взрослости.
  • Болезненное восприятие критики. Ситуация усугубляется скачкообразным характером физиологического развития подростка: из-за внешней непропорциональности, угловатости, прыщей подростки комплексуют и могут не контролировать свои реакции, если речь заходит об их внешности.
  • Жестокое обращение с подростком со стороны сверстников или родителей.
  • Акцентуации характера, негативные личностные черты.
  • Наличие задержки психического развития или психопатологий.
  • Подростковое упрямство, стремление ребенка доказать всем, чего он на самом деле стоит и на что способен. Подростки яростно отстаивают право на свободу и самостоятельность.
  • Стремление к расширению круга друзей.


Подростковая компания

  • Генетическая предрасположенность. Неблагополучная обстановка в семье, воспитание ребенка в неполной семье создают условия для деформации нравственных устоев подрастающего человека.
  • Бесконтрольность школьника, малое участие родителей в жизни подростка. Часто слабый контроль со стороны родителей приводит к тому, что подросток рано пробует алкоголь и начинает курить. Это чревато тем, что возрастает риск употребления подростком психотропных веществ. Подростки не могут отказаться от сигареты, стопки или наркотиков, так как сверстники для них много значат. Кроме того, подростки пробуют запрещенные продукты из любопытства, полагая, что смогут в дальнейшем полностью от них отказаться, если захотят.

Возможные типы


Коллективная девиация

К основным вариантам девиаций относят:

  • индивидуальные формы — нарушение требований общественных норм, прав и морали одним индивидом, несущие за собой соответствующие последствия;
  • коллективные — неправильная деятельность определенной социальной группы, субкультуры, конфронтация с общепринятыми нормами.

Мертоном было выделено четыре варианта девиации.

  1. Инновация — пути достижения целей методами непринятыми в обществе, а именно шантажом, проституцией, финансовой пирамидой.
  2. Бунт — отрицание целей и способов, направленных на их достижения. Возникновение желания заменить их чем-то новым.
  3. Ритуализм — негативное отношение к целям общества. Например, ситуация со скрупулезными людьми, которые многократно проверяют проделанную работу, но не помнят о конечной цели.
  4. Ретретизм — нежелание достигать цели, бегство от них. Например, ситуация с алкоголиками, токсикоманами или наркоманами.

Выделяют разновидности девиантного поведения:

  • преступность — является самым опасным отклонением, отходящим от социальных норм;
  • алкоголизм (все чаще подвержена молодежь);
  • самоубийство — уровень возрастает в период социальных и экономических кризисов, нередко является последствием ассоциального поведения.

Типы девиантности в виде насилия:

  • мазохизм — являет собой половое извращение, направленное на самого человека, который получает удовлетворение путем ощущения боли (другой формой этого состояния является причинение себе страданий и самобичевание);
  • садизм — боль наносится другому человеку с целью получения сексуального удовлетворения;
  • самоубийство — крайняя степень насилия в отношении самого себя.

Типы, включающие в себя употребление психоактивных веществ:

  • алкоголизм – приводит к возникновению психических и физических процессов, которые являются необратимыми;
  • наркомания — болезненное влечение к употреблению запрещенных веществ, развиваются тяжелые нарушения психических и физических функций;
  • токсикомания – состояние, вызывающее необходимость в токсических веществах, химических средствах, транквилизаторах.

Симптоматика и признаки девиантного поведения

Насилие над детьми — что это такое

Поступки, отклоняющиеся от нормы, характеризуются следующими признаками:

  • Трудности социальной адаптации;
  • Переход противоправных поступков в стойкую модель поведения;
  • Разрушающий или самоповреждающий характер действий человека;
  • Поведенческие реакции девианта вызывают негативную оценку и осуждение окружающих.

Внимание! Девиации нельзя приравнивать к попыткам самовыражения, называть эксцентричностью и объяснять индивидуальными особенностями. В отличие от других личностных и возрастных особенностей, они всегда приносят вред самому человеку и социуму.

Классификация девиаций по виду подхода к проблеме

В научной литературе принято классифицировать отклонения в зависимости от подхода к их изучению.

Социально-правовой подход

Согласно социально-правовому подходу, к девиантным формам поведения относятся все поступки, за которые предусмотрено наказание, так как они расцениваются как нарушение закона. Они в праве признаются общественно опасными и подразделяются на дисциплинарные проступки, преступления и деликты.

Мера наказания за противоправные действия выбирается в зависимости от степени тяжести совершенного деяния. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за преступления:

  • Легкой степени тяжести;
  • Средней степени тяжести;
  • Тяжкие преступления;
  • Особо тяжкие преступления.

Социально-правовой подход также разделяет преступления в зависимости от характера действий. Выделяются:

  • Преступления против личности;


Преступление против личности

  • Преступления против органов государственной власти;
  • Преступления против безопасности;
  • Преступления против воинской службы;
  • Экономические преступления.

Медицинский подход

Медицинский подход за основу классификации девиантного поведения берет физиологические особенности подросткового возраста, акцентуации характера и измерение нервно-психических отклонений, извращенные формы психобиологических потребностей. Сторонники этого подхода убеждены, что девиации в поведении не исчезнут сами собой, нужно обращаться за помощью к специалистам.

Согласно медицинскому подходу, принято выделять такие формы отклоняющегося поведения, как:

  • Психическая неустойчивость, проявляющаяся в ярком эмоциональном реагировании;
  • Исступленный гнев;
  • Различные фобии;
  • Гиперактивность;
  • Воровство;
  • Склонность ко лжи;
  • Жестокое обращение с животными;
  • Негативизм;
  • Бродяжничество.

Психологический подход

В основу классификации девиантного поведения в психологическом подходе положены социально-психологические характеристики его разновидностей. Психологи выделяют такие типы девиантного поведения, как:

  • Негативный тип (употребление наркотиков, спиртных напитков);
  • Позитивный тип (все виды творчества и позитивного самовыражения подростков);
  • Социально-нейтральный тип (попрошайничество).

Профилактические мероприятия

Профилактика девиантного поведения необходима, чтобы уменьшить количество внутренних конфликтов в обществе, снизить уровень преступности, а также частоту проявления жестокости и агрессивности. Эта проблема имеет большую общественную важность, поэтому создание нормальных психологических условий, ранняя социализация ребенка, своевременная помощь ему и его семье, а также обеспечение социально-правовой защиты должны быть в приоритете.

Работа по этим направлениям осуществляется на общегосударственном, педагогическом и индивидуальном уровне. Первичная профилактика девиантного поведения заключается в предотвращении его возникновения. Для этого здравоохранительные учреждения должны заниматься диагностикой патологий внутриутробного развития, а родители и педагоги контролировать досуг ребенка. Эти предупредительные мероприятия снижают риск возникновения проблем в будущем.

Если признаки девиантного поведения все же проявились, необходима вторичная профилактика. Она подразумевает под собой медицинские и социально-педагогические меры, призванные минимизировать деструктивность девиации и не допустить совершения тяжелых проступков или правонарушений. Кроме того, человеку нужно оказывать социально-психологическую поддержку. Однако и этого бывает недостаточно. В таком случае приходится прибегать к третичной профилактике – предотвращению повторного тяжелого проступка или даже преступления.

Любой из видов предупредительных мероприятий должен включать в себя два аспекта: обучение удовлетворять свои потребности социально положительными методами и квалифицированную помощь в сложных жизненных ситуациях, способных катализировать возникновение отклоняющегося поведения.

Разработка профилактических мероприятий и своевременная коррекция негативных проявлений девиантного поведения помогут снизить преступность и окажут общее оздоравливающее воздействие на социум.

Классификация по структуре девиантного поведения

По структуре девиации принято подразделять на антиморальные, аддиктивные, делинквентные, суицидальные.

Аддиктивное поведение

Его основу составляет стремление избавиться от психологического дискомфорта с помощью таких средств, как игромания, алкоголь, трудоголизм, переедание. Аддиктивная девиантность – это зависимость, подчиненность мыслей и действий определенному объекту. При данной разновидности отклоняющегося поведения человек не способен к самоконтролю поступков и увлечений.

Аддиктивное поведение

Делинквентное поведение

Такая модель реагирования таит в себе угрозу для жизни и здоровья людей. Так называются преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Антиморальное поведение

Это девиантная разновидность нарушения нравственных и моральных устоев общества. Рамки морали очень индивидуальны: для одного человека ненормативная лексика недопустима, так как он считает ее антиморальной, для другого это привычный стиль общения.

Самоубийство

Суицидальное поведение – это форма мышления, при которой человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, предпочитает прекратить попытки справиться с ней, сведя счеты с жизнью. Попытка самоубийства относится к факторам риска – после нее подросток будет состоять на учете у клинического психолога и психиатра.

Роль в жизни общества

Отклоняющееся поведение представляет собой тип поведения с двойственным характером. С одной стороны, оно грозит потерей стабильности общества. С другой же — поддерживает данную стабильность. Как это можно объяснить? Успешная работа всех социальных структур возможна только при обеспечении порядка и предсказуемости поведения всех членов общества. Каждому человеку важно знать, как будут вести себя другие люди и какого поведения они ожидают от него.

Вместе с тем в каждом обществе существуют субкультуры. Они обладают своими нормами, входящими в противоречие с общепринятой моралью. Подобные отклонения считаются групповыми и порой содействуют дальнейшему развитию общества.

Коррекция девиантного поведения

Коррекция девиантного поведения – это одно из направлений работы психолога. Сначала определяются причины, в результате которых ребенок стал отклоняться от нормы. В зависимости от причины девиаций, психолог выбирает методы работы с несовершеннолетним. Работа направлена на формирование учебной мотивации, системы ценностей и личностных установок и общую коррекцию поведения.

Успех психологических мероприятий зависит от волевых качеств подростка, его внушаемости и заинтересованности в положительных переменах. Благоприятная атмосфера в семье также очень важна для позитивных изменений.

По итогам курса занятий специалист дает краткие рекомендации родителям по организации общения с подростком. Это означает, что на консультации ходит не только подросток, но и его законные представители.

Важно! Для формирования социально одобряемого поведения у подростка крайне важен положительный пример. Признаки проблемы нельзя игнорировать. Даже если в поведении ребенка появились девиации, их можно исправить, если не откладывать визит к специалистам.

Коррекция отклонений

Выводы

Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *