Диагностическая деятельность является каким этапом

Этапы диагностической деятельности педагога

1. Постановка целей диагностики.

2. Определение критериев, показателей развития личности, отдельных свойств, качеств личности, индивидуальности.

3. Отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы).

4. Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы). Среди требований в осуществлении методов диагностики можно назвать такие:

  • она не должна быть самоцелью;

  • ее нужно осуществлять планомерно и систематично;

  • она должна охватывать всех учеников;

  • ее необходимо осуществлять в естественных условиях жизни и деятельности ученика;

  • учитывать половозрастные особенности детей;

  • сохранение педагогического оптимизма;

  • постоянное обогащение арсенала методов, методик диагностики;

  • использование системы методов диагностики.

5. Анализ результатов диагностики.

6. Выделение уровня развития учеников.

7. Учет, фиксирование результатов диагностики. Наиболее распространенными в педагогической практике являются следующие формы фиксирования результатов диагностики: составление графиков, диаграмм, составление психолого-педагогической характеристики, заполнение карт развития ученика, ведение диагностических дневников.

Классификация методов педагогической диагностики

  1. Методы сбора диагностической информации: наблюдение, опрос (устный – беседа, интервью; письменный – анкетирование, тестирование); эксперимент (естественный и лабораторный, констатирующий и формирующий), анализ результатов деятельности. Их использование позволяет решать следующие задачи: распознавание диагностируемых явлений и процессов педагогической практики, измерение уровня развития.

  2. Методы оценивания диагностической информации: статистические (многомерной группировки, корреляционного и регрессивного анализа), шкалирование, рейтинговое оценивание, обработка диагностической информации и т.д. В практике педагогической диагностики широко используются качественно-количественные методы оценки с различной степенью детализацию. Например, на основе количественных оценок показателей явления определяются уровни его сформированности (низкий, средний, высокий), а затем дается развернутое качественное их описание.

  3. Методы представления и накопления результатов диагностики. Обобщенные данные педагогической диагностики представляются в виде диагноза, т.е. заключения о состоянии исследуемого явления. Основные виды заключений: об объеме знаний и сформированности навыков и умений; о степени профессиональной подготовленности; об уровне воспитанности и личностного развития; об эффективности педагогической системы и отдельных ее элементов в школе.

  4. Методы использования результатов диагностики: непосредственное педагогическое воздействие, опосредованное педагогическое воздействие, координация и планирование педагогических действий, прогнозирование, рекомендации, пожелания, требования, приказы, распоряжения и т.д.

  5. Методы оценки достоверности результатов диагностики: экспортный метод, анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.

Диагностика — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Все сказанное в области телесного здоровья относится и к психическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития — чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого применяются специально разработанные тесты (нормативы), измеряющие степень развития как общих, так и специальных качеств.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключения.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессиональной педагогической подготовки. Наиболее распространенный метод изучения качеств личности и степени развития — тестирование.

Педагогическое тестирование

Тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяютсятесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученное выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы.

Выделяются два вида тестов: скорости имощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Правила составления диагностического тестирования. Предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил.

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимся.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и быть правдоподобными.

3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

5. Ответы на один вопрос не должны быть подсказками для ответов на другие.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Успех изучения любой темы зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т. д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Бели информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование (предварительный контроль знаний). Он необходим еще для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности.

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 33

1. Постановка целей диагностики.

2. Определение критериев, показателей развития личности, отдельных свойств, качеств личности, индивидуальности.

3. Отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы).

4. Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы). Среди требований в осуществлении методов диагностики можно назвать такие:

она не должна быть самоцелью;

ее нужно осуществлять планомерно и систематично;

она должна охватывать всех учеников;

ее необходимо осуществлять в естественных условиях жизни и деятельности ученика;

учитывать половозрастные особенности детей;

сохранение педагогического оптимизма;

постоянное обогащение арсенала методов, методик диагностики;

использование системы методов диагностики.

5. Анализ результатов диагностики.

6. Выделение уровня развития учеников.

7. Учет, фиксирование результатов диагностики. Наиболее распространенными в педагогической практике являются следующие формы фиксирования результатов диагностики: составление графиков, диаграмм, составление психолого-педагогической характеристики, заполнение карт развития ученика, ведение диагностических дневников.

Методы научно-педагогических исследований:

1.Наблюдение- организованное и целенаправленное изучение какого-либо пед.явления, в процессе которого исследователь ведет запись, собирает конкретные факты,педагог ставит цель наблюдать за уч-ся,коллективом ,(+уч-ся не знают об этом,- субъективные данные)

Виды наблюдения:

-Включенное (исследователь участвует в событиях пед.явлений)

-Стороннее (исследователь не вступает в общение, наблюдает со стороны)

2.Методы опроса:

— анкетирование- метод массового сбора анкет, которое требует письменного опроса (+за короткое время можно опросить большое кол-во уч-ся,- уч-ся могут писать неправду)

Требования к анкете:

— точная, ясная формулировка вопросов

— психологическая подготовка учащихся

— хорошо проведенный инструктаж

— точный анализ результатов

Виды анкет:( Открытые – предполагают свободные ответы по своему усмотрению, Закрытые – есть готовые ответы, у которых необходимо выбрать тот, который наиболее подходит).

— интервьюирование- разновидность беседы. Исследователь ведет беседу по строго составленному вопроснику и записывает полученные ответы.

— беседа- проводится в свободных условиях, использует вопросы, которые могут изменяться в зависимости от ответов. Беседа используется для того, чтобы создать атмосферу искренности , доброжелательности,

3.Изучение продуктов деятельности учащихся( контрольные работы, творческие работы, сочинения, изложения, тетради, поделки.)

4.Педагогический эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода или приема работы для определения его эффективности, которая проводится в строго учитываемых условиях. Виды эксперимента: В зависимости от условий проведения (естественный (без нарушения естественного хода пед.процесса) лабораторный (в искусственных условиях – создание спец.ситуации, необходим ой для получения результатов) В зависимости от цели эксперимента: констатирующий (цель: изучение состояния исследуемого явления) преобразующий (цель: изменеие

определенных сторон пед.процесса)

5.Моделирование — материальное или мысленное представление пед.системы, которая существует реально, путем создания спец.моделей, в которых воспроизводятся все признаки реальной пед.системы (создание реальной ситуации, в которой основную роль играют те же связи и зависимости, что и в реальном процессе). Модели могут быть: — материальные (физические) , идеальные (мысленные)

6.Ранжирование- растановка приоритетов от более высокого к более низкому(+ приор.челов,- возможны недостат.данные)

7.Недописанный тезис- даётся начало,уч-ся должен написать конец, чем меньше ребёнок тем объективнее ответ

8.Социометрические методы ( с кем бы ты хотел сидеть)

Date: 2015-06-11; view: 450; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Структура и этапы педагогического диагностирования

Системность диагностической деятельности. Педагогические объекты относятся к типу целенаправленных и самоорганизующихся систем, поведение которых подчинено достижению определенной цели и которые способны в процессе функционирования изме­нять свою структуру. Системный анализ диагностики позволяет выделить в ней относительно самостоятельные этапы подготов­ки, планирования, сбора данных, их обработки и анализа, фор­мулирования выводов и рекомендаций.

В образовательной практике выделяют следующие виды пе­дагогической диагностики:

— начальную диагностику, проводящуюся с целью выявления наличного уровня развития исследуемого педагогического объекта;

— текущую диагностику, осуществляемую на различных этапах деятельности с целью получения информации о динамике разви­тия исследуемого педагогического объекта, а также факторов, положительно или отрицательно влияющих на этот процесс;

— обобщающую диагностику, осуществляемую при подведении итогов развития педагогического объекта за намеченный период времени.

По степени системности выделяют компонентную, структур­ную, системную диагностику и прогнозирование.

Подготовительный этап диагностики. Подготовительный этап диагностической деятельности включает в себя определение ее объекта, предмета, целей и задач. На основе предварительных наблюдений, знакомства с историей развития ребенка, проведения беседы с учителями, воспитателями, родителями вырабатывается рабочая гипотеза для ее последующей проверки в процессе диагностики.

Объект диагностики — это та часть действительности, которая исследуется в процессе диаг­ностики. Любая диагностическая программа направлена на рас­познавание и оценку состояния исследуемого объекта: школьни­ка, учителя, студента, педагогического коллектива, руководите­ля образовательного учреждения, педагогического процесса и т.д. При определении объекта диагностики необходимо сужение его границ, т.е. четкое определение времени и пространства, в рам­ках которых можно реально проводить диагностику. Например, объект диагностики — не просто школьники, а старшеклассники или подростки. К тому же объект должен поддаваться измерениям с помощью какой-либо из шкал (номинальной, ранговой, ин­тервальной шкал или шкалы отношений) и существовать в дей­ствительности, а не быть плодом воображения педагога.

Предмет диагностики — это та сторона (аспект), которая непосредственно диагностирует­ся в объекте, та его область, в которой ищутся закономерности и пр. Так, выбрав в качестве объекта диагностики старшеклассни­ков общеобразовательной школы, мы можем составить диагно­стические программы диагностики познавательных процессов, межличностных отношений, профессиональных склонностей и т.д.

Таким образом, один объект может иметь несколько предметом диагностики.

Большую важность представляет обоснование актуальности выбора именно данного предмета диагностики, которое склады­вается из ответов на следующие вопросы.

— Чем вызвана потребность в диагностике именно этого ас­пекта?

— Есть ли реальные возможности для его диагностического изу­чения?

— Какие негативные последствия могут произойти, если не по­лучить достаточных диагностических данных?

Выделение предмета диагностики — ответственный момент ее проектирования. Ведь если объект — это часть педагогической дей­ствительности, то предмет отражает угол зрения педагога на эту действительность, его позицию в профессиональной деятельности.

В определении предмета диагностики проявляется различное назначение рассмотренных выше моделей (моделей педагогиче­ского явления, условий и деятельности): для анализа, оценки, управления, мониторинга, контроля и т.д. Обоснование предмета также позволяет определиться в том, какие из моделей (или их сочетания) требуются для разработки оптимального проекта диагностической деятельности, разработки диагностической про­граммы.

Точно обозначенный предмет диагностики оптимизирует даль­нейшую деятельность. И наоборот, расплывчатая формулировка способна сделать деятельность безрезультатной. «Вначале собаку плохо назвали, а потом ее за это убили», — говорит английская пословица. Чтобы усилия не были бесплодными, следует четко сформулировать предмет диагностики.

Цель диагностической деятельности отражает то знание об объекте, которое предполагает получить педагог. К примеру, оп­ределив в качестве объекта старшеклассников, а предмета — их профессиональные интересы, педагог может задаться целью выя­вить зависимость этих интересов от содержания изучаемого пред­метного материала, логики его изучения, применяемых методов обучения, стиля взаимоотношений с учителями и т.п.

Задачи диагностики в своей совокупности конкретизируют ее цель и могут формулироваться в одном из двух вариантов: как последовательность шагов или как составляющие достижения цели.

Гипотеза — это научно обоснованное предположение. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете диагностики, что педагог предполагает обнаружить и проверить в ходе диагностической дея­тельности. Она должна быть принципиально проверяемой доступ­ными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.

Диагностическая гипотеза — это научно обоснованное пред­положение о структуре диагностируемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функ­ционирования и развития. Она является своеобразным прогно­зом ожидаемого решения диагностической цели. В результате проверки гипотеза либо опровергается, либо подтверждается. Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогно­стической.

• Описательная гипотеза — это предположение или о существен­ных свойствах изучаемого объекта (классификационная гипоте­за), или о характере связей между элементами объекта (структур­ная гипотеза), или о степени взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего описательная гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности, которая затем про­веряется в диагностике.

Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выявляет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тен­денции в функционировании и развитии изучаемого объекта.

Интерпретация понятий — это процедура истолкования, уточне­ния значения понятий, которые будут применяться в диагностике.

Выделяют несколько вариантов интерпретации, среди кото­рых:

теоретическая интерпретация — раскрытие содержания поня­тия через понятия меньшей общности;

эмпирическая интерпретация — выделение эмпирических (на­блюдаемых) признаков, конкретизирующих содержание основ­ного понятия;

операциональная интерпретация — дальнейшее расчленение эмпирических индикаторов основного понятия на более простые операционные понятия, которые будут поддаваться измерению.

В подготовительный период выделению объекта диагностики может предшествовать формулирование проблемы, которая и бу­дет обоснованием актуальности диагностического исследования. Определение цели может предшествовать определению предмета, выделение и интерпретация основных понятий — высказыванию гипотезы, а задачи могут формулироваться после определения гипотезы как проект ее последующей проверки. Важно не упус­тить ни одного из этих существенных моментов подготовительно­го этапа и осознать логику их реализации, что позволит эффек­тивно распланировать диагностические процедуры.

Планирование диагностических действий. Планирование диаг­ностики включает в себя определение объема выборки, отбор методов сбора первичной информации, обоснование логической структуры их использования, принятие решения о предполагаемой методике обработки информации и визуализации данных. Также проводится подбор и подготовка используемых в диагнос­тике материалов, форм протоколов, отработка способов установ­ления контакта с ребенком, мотивировок, инструкций.

На этапе планирования диагностики требуется решить ряд прин­ципиальных вопросов, от которых зависит продуктивность диагно­стических действий: выявить критерии и показатели диагностируе­мого объекта, выделить стадии или уровни его становления (разви­тия, функционирования), определить оптимальный тип шкал, ко­торые будут использоваться для фиксирования диагностируемых показателей. Для этого необходимо провести теоретический анализ педагогической литературы, эмпирическое исследование и моде­лирование.

Сбор диагностических данных. Этот этап предполагает проведе­ние диагностических методик, протоколирование данных, коррек­цию применяемых методов с целью получения наиболее полной и точной информации о предмете диагностики, а также первичную обработку данных, их классификацию и предварительную интер­претацию.

Анализ диагностических данных. Анализ диагностических данных позволяет проникнуть глубже в сущность явлений и процессов.Дляэтого проводятся классификация, систематизация, количествен­ная и качественная обработка результатов, синтез компонентов диагностируемого объекта, выработка и обоснование педагоги­ческого диагноза и заключения о состоянии диагностируемого объекта, а также составление прогноза его дальнейшего развития.

Основное назначение аналитического этапа — дать содержа­тельную интерпретацию полученным результатам и выявленным закономерностям для последующей выработки обоснованных за­ключений и рекомендаций.

Количественный и качественный анализ данных — это основ­ной материал для педагогических выводов. При этом важно не только то, какая информация получена и какие выводы на ее основе сделаны, но и то, чтобы полученная информация превращала педаго­гическую диагностику из инструмента познания в инструмент со­вершенствования педагогической практики.

Формулирование выводов и заключения. На этом этапе осущест­вляются выработка и формулировка педагогического диагноза как заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние, прогноз тенденций развития объекта диагностики и разработка плана педагогических действий.

Итоги диагностического обследования могут быть представле­ны в форме характеристики, заключения, других вариантов обоб­щающих результатов. Целесообразно выделить при этом констати­рующую, аналитико-интерпретационную и рекомендательную части.

На этапе формулирования выводов и заключения педагогиче­ская диагностика может переходить в мониторинг, соединяясь с коррекцией диагностируемого объекта. Это осуществляется путем мотивирования педагогов на преодоление выявленных в процессе диагностики проблем и реализацию обнаруженных перспектив, а также через использование результатов диагностики для совер­шенствования практики образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *