Ресурсы государственного управления

Ресурсы государственного управления

Значение ресурсов государственного управления

Основу государственного управления составляет наличие у государства определенных ресурсов, обеспечивающих его существование и развитие.

Определение 1

Под ресурсами с точки зрения государственного управления понимают совокупность реальных и потенциальных средств, ценностей, благ, резервов, имеющихся в наличии государства и используемых им для достижения целей развития страны.

Наличие ресурсов проявляется в материальных, интеллектуальных, организационных и духовно-нравственных возможностях государства, которыми оно располагает и может при необходимости воспользоваться.

Экономический потенциал государства

С точки зрения основ и эффективности государственного развития огромное значение имеет экономический потенциал государства, выражающийся посредством следующих составляющих:

  • во-первых, материально-финансовых ресурсах, представляющих собой совокупность системы бюджетов различного уровня, золотовалютных запасов, государственных ценных бумаг, налоговых, таможенных и иных механизмов, а также государственных фондов;
  • во-вторых, хозяйственных фондов, представляющих собой имущество хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
  • в-третьих, природных ресурсов, представляющих собой совокупность земельных ресурсов, пригородных ископаемых, лесных и водных богатств;
  • в-четвертых, государственных резервов, приставляющих собой запасы стратегического характера на случай чрезвычайных ситуаций, военных действий и прочего.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Характеристика отдельных видов ресурсов государственного управления

Политические ресурсы государственного управления проявляются в совокупности таких составляющих как:

  • во-первых, политические отношения;
  • во-вторых, политическое сознание населения;
  • в-третьих, политического сознание правящих кругов;
  • в-четвертых, политические полномочия государственных органов;
  • в-пятых, функции, выполняемые политическими партиями;
  • в-шестых, иные гражданские институты.

Совокупность указанных составляющих формирует политическую жизнь государства, оказывающую непосредственное влияние на государственное управление, в том числе при разработке программ целевого назначения, защите свобод и прав личности, а также надзоре за деятельностью органов государственного управления.

Принудительно-силовые ресурсы представляют собой ресурсы вспомогательного характера. Однако их наличие обязательно в том случае, когда действие других ресурсов ослабевает. Принудительно-силовые ресурсы предназначены для проведения в жизнь решений, непопулярных среди населения или его отдельных слоев, но требуемых для обеспечения нормального развития государства и общества. Такие решения могут быть направлены на борьбу с преступностью, коррупционной деятельностью, бюрократией или злоупотреблениями властными полномочиями.

Социально-демографические ресурсы – это ресурсы высокого уровня уникальности, то есть население государства. Основу всего ресурсного обеспечения государственного управления составляет именно человеческий ресурс, посредством и силами которого формируются все остальные виды ресурсов, кроме природных, преобразование которых, впрочем, также находится в руках человека.

С точки зрения государства огромное значение имеют человеческие ресурсы, как в широком смысле, то есть в виде населения страны, так и в узком смысле, в виде совокупности государственных служащих, призванных реализовывать государственное управление.

Социально-демографический ресурс России характеризуется большим количеством проблем, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, сокращение численности населения, в том числе трудоспособного;
  • во-вторых, рост удельного веса престарелого населения;
  • в-третьих, увеличение численности безработных;
  • в-четвертых, высокий уровень смертности;
  • в-пятых, снижение уровня образованности и профессионализма и так далее.

Результатом существующих проблем являются негативные последствия, выражающиеся в росте численности людей, вовлекаемых в мир криминала, ухудшении нравственно-физического здоровья населения и прочем.

В качестве приоритетных задач оптимизации человеческого ресурса выступают следующие:

  1. снижение уровня смертности;
  2. повышение уровня рождаемости;
  3. повышение эффективности миграционной политики;
  4. борьба с алкоголизмом, преступностью и наркоманией;
  5. формирование бережного отношения к семейным ценностям, материнству и детству и так далее.

Интеллектуально-кадровые ресурсы государственного управления представляют собой интеллектуально-кадровый потенциал общества, выражающийся:

  • с одной стороны, в формировании трудовых ресурсов массовых профессий (учителя, врачи, инженеры и прочее);
  • с другой стороны, в формировании совокупности государственных и муниципальных служащих, призванных реализовывать процесс государственного управления.

Кадровое обеспечение характеризуется высоким уровнем динамизма по разнообразным характеристикам, начиная от половозрастных требований и заканчивая профессиональной подготовкой.

Информационно-коммуникационный ресурс представляет собой субъективно обеспечительный ресурс, включающий в свой состав такие элементы как:

  • во-первых, информация;
  • во-вторых, средств получение информации;
  • в-третьих, средства распространения информации;
  • в-четвертых, средства обмена информацией.

Потребность государственного управления в качественном обеспечении достоверной информацией высока на всех звеньях его осуществления:

  1. на этапе целеполагания государственного развития;
  2. на этапе изучения и оценки конкретных проблем государственного управления;
  3. на этапе выработки альтернативных решений проблем государственного управления;
  4. на этапе организации контроля результатов осуществления государственного управления.

Понятие и виды ресурсов государственного управления

Ресурсы — ведущий фактор эффективного государственного управления. Это реальные и потенциальные средства, резервы, ценности и блага, которыми располагает и использует государство для реализации своих управленческих целей и задач. Это те возможности материального, интеллектуального, организационного и духовно-нравственного характера, которыми располагает государство и может воспользоваться ими как в настоящее время, гак и в будущем. Если объективные условия и субъективный фактор определяют характер государственного управления, то ресурсы обеспечивают успех и эффективность этого управления. Ресурсы — это и социальная среда управления, и необходимое условие, и своего рода гарант успеха этого управления.

Основным критерием социальной эффективности использования ресурсов в условиях их ограниченности и постоянной нехватки является качество удовлетворения насущных потребностей общества и отдельных его граждан. Рост же этой эффективности можно обеспечить не только и не столько за счет абсолютного сокращения или экономии этих ресурсов, а путем оптимизации (рационализации) их использования. В государственном управлении эффективность — это не только формальное сопоставление результатов управленческой деятельности и ресурсов, затраченных на их достижение. Главное здесь — политические, социокультурные и социально-психологические результаты.

Ресурсы управления в реальной жизни выступают в самых разных формах. Одни носят объективный характер (например, ресурсы экономические, природные или социально-демографические), другие — субъективный (властные, кадровые, информационные). Бывают они природными и человеческими, основными и сопутствующими, базовыми и вспомогательными. К социальным ресурсам базового характера мы относим:

— Власть, которая является ведущим субъективным условием и фундаментальным источником эффективного управляющего воздействия, представляет собой совокупность отношений руководства, господства и подчинения.

В условиях демократического федеративного государства определяющим для управления является принцип разделения власти по ее уровням (на федеральную власть и власть субъектов федерации) и ветвям (законодательную, исполнительную и судебную) в рамках соответствующих «сдержек и противовесов». По уровням государственная власть распределяется либо на конституционных, либо договорных началах, закрепляется в форме соответствующей номенклатуры предметов ведения.

В России к предмету исключительного ведения федеральных органов относятся международные отношения, оборона и безопасность государства, установление границ и таможенное дело, денежное и валютное обращение, монетная монополия, учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов, объявление войны и заключение мира, производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и ряд других вопросов, имеющих принципиальное значение для государства.

К предмету исключительного ведения субъектов федерации относятся местное управление, регистрация, регулирование деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение местных должностей, вопросы общественного порядка, культура, санитария, здравоохранение, местные коммуникации, коммунальное обслуживание, пособия престарелым и инвалидам, организация местной полиции, городское устройство и другие вопросы, которые непосредственно касаются населения, проживающего на территории субъекта.

В совместном ведении находятся судоустройство и судопроизводство, социальное обеспечение, налоги, земельное право, трудовое право, электроэнергетика, промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, транспорт, за исключением федерального, образование, культура, демографическая политика, здравоохранение, охрана окружающей среды, то есть такие вопросы, которые эффективно могут быть решены только при условии согласия субъектов федерации.

Безусловно, не существует одной, годной для всех стран модели правления и федеративного устройства, а значит, и единой системы государственного управления. Их разнообразие предопределяют очень многие факторы, прежде всего экономические условия, особенности национально-этнического состава населения, традиции, культура, территория.

— Экономический потенциал общества, который включает:

а) материально-финансовые ресурсы — федеральный и региональные бюджеты, золотовалютные запасы, ценные государственные бумаги, стабилизационные и другие фонды, налоговые,
страховые, таможенные, лицензионные и другие механизмы;

б) фонды хозяйствования, которые включают в себя основ
ные фонды, оборотные средства, резервные и страховые фонды
государственных унитарных и смешанных предприятий, акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов;

в) природные ресурсы как предмет и средство производства —
соответствующие земельные ресурсы, полезные ископаемые, леса, водные богатства, воздушное пространство;

г) государственные резервы — стратегические запасы сырья,
топлива, продуктов питания, медикаментов и других материалов,
необходимых для бесперебойного функционирования всех жизненно важных ее структур на случай чрезвычайных ситуаций, агрессии, стихийного бедствия и т.п.

Перечисленные экономические компоненты носят объективный, как бы «внешний» по отношению к государственной власти характер. Тем не менее, государство в рамках действующего законодательства распоряжается ими и с их помощью решает сложныенациональные проблемы — обороны и государственной безопасности, развития науки и образования, здравоохранения и социальной защиты, стимулирования производства, преодоления последствий чрезвычайных ситуаций.

Поэтому забота о развитии экономического потенциала страны — важнейший фактор государственного управления и его главный приоритет. В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны определяется ее научными, технологическими и энергетическими преимуществами. Поэтому сегодня нам предстоит сделать новые шаги в направлении стимулирования роста инвестиций в производственную инфраструктуру, в развитие энергетики, транспорта и связи, в освоение космических и на-на технологий, стимулирование авиастроения, судостроения и перерабатывающего производства, освоение новых перспективные рынков. А значит, нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности, обеспечить конвертируемость рубля, перейти к биржевой торговле нефтью, газом и другими стратегическими товарами непосредственно на территории России;

—Политические ресурсы.Они скрыты в политических отношениях (в т.ч. международных), политическом сознании народа и правящих элит, политических полномочиях государственных структур, соответствующих функциях политических партий и других институтов гражданского общества. Все эти структуры, занимаясь политикой, играют активную роль в государственном управлении, особенно в разработке различных целевых программ и концепций, контроле деятельности государственных органов, защите прав и свобод человека.

—Ресурсы принудительно-силового характера.Вусловиях демократического правового государства в принципе они играют вспомогательную роль. Тем не менее, они незаменимы, если не «срабатывают» другие ресурсы. Никакие политические, экономические и воспитательные меры сами по себе не обеспечат нужный результат при реализации так называемых «непопулярных решений» в борьбе с преступностью, коррупцией, бюрократизмом, злоупотреблениями властью. Достаточно вспомнить сюжеты, связанные с усилением ответственности за нарушения правил дорожного движения, монетизацией льгот, повышением тарифов на услуги ЖКХ. Хотя, понятно, что без подключения политико-пропагандистских и разъяснительных ресурсов тоже не обойтись.

— Социодемографические возможности общества.Это уникальный, один из самых важных видов социальных ресурсов объективного характера. Человеческий ресурс — основа ресурсного обеспечения управления в целом. Ведь человек и только человек является созидателем материальных, культурных и духовных благ. Вне человека управление бессмысленно. В полной мере это касается и кадров государственных органов и местного самоуправления.

К сожалению, интеллектуально-демографический ресурс современной России, как и прежде, используется не всегда продуманно и рационально. По оценке Президента РФ «положение в этой сфере критическое». Ежегодно страна теряет от 700 тысяч до миллиона общей численности своего населения. Увеличивается доля престарелых и неработающих. Не ослабевает отток специалистов за рубеж. Из-за неумелого использования трудовых ресурсов медленно осваиваются ресурсы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Население этих регионов за последние десять лет сократилось более, чем в два раза. Приморье покинуло 630 тыс. человек. В то же время усиливается приток граждан из других государств.

Такое положение влечет за собой и другие негативные последствия: огромное количество людей вовлекается в сферу криминальных отношений, ухудшается нравственное и физическое здоровье населения. Поэтому оздоровление и развитие человеческих ресурсов сегодня — важнейшая задача российского государства. На приоритетные позиции выдвигаются задачи:

а) снижения смертности,

б) проведения более эффективной миграционной политики,

в) повышения рождаемости;

г) обеспечения бережного отношение к семье, матери и ребенку;

д) борьбы с преступностью, алкоголизмом и наркоманией.

— Интеллектуально-кадровый ресурс общества. Вданном случае речь идет об интеллектуально-кадровом потенциале общества как объекта государственного управления, с одной стороны, и самих государственных структур как субъекта этого управления, с другой стороны. В первом случае имеются в виду кадры хозяйственных руководителей, ИТР и специалистов массовых профессий, учителей, врачей, творческой интеллигенции. Во втором — административно-политическая элита, персонал гражданской, военной и правоохранительной государственной службы, должностные лица муниципальных образований.

Кадровая ситуация в любом обществе постоянно меняется, причем достаточно динамично. В том числе по таким социально-демографическим показателям, как пол, возраст, образование, профессия, квалификация, социальный престиж, материальный достаток и т.п. Без учета этой закономерности интеллектуально-кадровый ресурс грамотно использовать в управлении невозможно.

— Информационно-коммуникационные ресурсы. Это ресурсы субъективного обеспечивающего характера, включают в себя как информацию, так и средства (каналы) ее получения, распространения и обмена. Качественная и хорошо обработанная на современной научно-технологической основе информация является одним из базовых условий высокоэффективного государственного управления во всех его звеньях на этапе:

— формирования целей и задач управления;

— оценки проблемной ситуации;

— разработки альтернатив и принятия управленческого решения;

— организации контроля исполнения.

Причем, если на начальных этапах информатизации использование данного ресурса в основном было направлено на повышение качества сбора, обработки и использования информации, то сейчас происходят кардинальные трансформации во всех методах и технологиях информационного обеспечения государственного управления, вплоть до создания самых современных информационных систем типа «электронного правительства» и «электронного управления».

Информация весьма разнообразна и классифицируется по разным основаниям:

а) по содержанию — финансово-экономическая, политическая, технико-технологическая;

б) по уровню власти и статусам субъекта и объекта государственного управления — общегосударственная, федеральная, региональная, муниципальная, корпоративная;

в) по источнику информационных потоков — промышленная, сельскохозяйственная, правоохранительная, военно-разведывательная, гуманитарная;

г) по направленности — внутренняя и внешняя, восходящая и нисходящая;

д) по уровню обработанности — исходная, промежуточная и конечная.

Главное, чтобы информация была актуальной, своевременной, полной, объективной, обоснованной и технологичной.

Источники информации для государственного управления — этонаука, законодательство, система государственной и ведомственной отчетности, данные статистического учета и текущего контроля, доклады спецслужб, публикации средств массовой информации, письма граждан и др. Далее включаются различного рода организационно-технические и творческие компоненты управленческого труда, начиная с регистрации информации и завершая разработкой на ее основе управленческих решений. Тем самым обеспечивается упорядоченность, системность и подконтрольность информационных потоков.

Сейчас для России особую значимость приобретают: 3 создание общенациональной и региональных автоматизированных систем управления, внедрение мониторингового контроля реализации государственных целевых программ и приоритетных проектов;

□ развитие телекоммуникационной инфраструктуры, создание автоматизированных рабочих мест, подключение к системе «Интернет» и через нее к различным информационно-справочным системам типа «Гарант» и «Консультант-Плюс»;

□ овладение всеми субъектами управления и их персоналом современными информационными технологиями;

□ совершенствование нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения информационно-коммуникативных систем;

□ развитие дистанционных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

□ обеспечение надежной информационной безопасности государства.

Ресурсное обеспечение государственного управления по важности стоит в одном ряду с целеполаганием. Без соответствующих ресурсов ни одно самое разумное управленческое решение не будет реализовано. Ресурсы — это те средства, ценности и методы, обладание которыми гарантирует успешную реализацию самых смелых управленческих замыслов. А значит, систему ресурсного обеспечения государственного управления необходимо постоянно совершенствовать, своевременно снимать противоречия между держателями ресурсов и их потребителями, добиваться, чтобы ресурсы использовались рачительно и целесообразно.

Тема 2

Ресурсное обеспечение государственно-управленческой деятельности

  • Ресурсное обеспечение бизнес-операции с учетом рыночных рисков

    Целевой функцией оптово-коммерческой деятельности является удовлетворение запросов потребителей и, прежде всего, доведение потоков товаров до конечного потребителя, используя при этом различные формы и методы оптовой и розничной торговой сети. В свою очередь предприятия и фирмы розничной сети завершают…
    (Маркетинг в коммерции)

  • Ресурсное обеспечение менеджмента

    Инвестиции в инновационном процессе Инвестиции в инновационном процессе играют роль одного из основных факторов. Инвестиционная привлекательность инновационных проектов является основным мотивом финансирования инноваций. Успех инновационной деятельности во многом зависит от достаточности ресурсного…
    (Теория менеджмента)

  • Закупки в политике ресурсного обеспечения

    Термины «закупки» и «снабжение» часто используют как синонимы, хотя они различаются по областям применения. Термин «закупки» относится к фактическим покупкам материальных ресурсов и видам деятельности, которые с ними связаны. Функциональный цикл в материально-техническом…
    (Коммерческая логистика)

  • Экономическая сущность ресурсного обеспечения предприятий строительной индустрии

    Ресурсы рассматриваются как факторы производства, используемые для экономических благ. К экономическим ресурсам строительной отрасли относятся все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства строительных конструкций, изделий и других материалов (оказания…
    (Экономика строительства)

  • Ресурсное обеспечение развития фирмы

    Материальные ресурсы фирмы: основные фонды и оборотные средства Изучив материалы главы 6, студент должен: знать • сущность основных фондов и оборотных средств как материальных ресурсов фирмы; уметь • анализировать структуру основных фондов фирмы и факторы, влияющие на нее; владеть…
    (Экономика фирмы)

  • Ресурсное обеспечение предупреждения преступности

    Статья 26. Развитие материальной базы предупреждения преступлений Основной формой развития материальной базы предупреждения преступности является целевое выделение средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местного бюджета. Финансовое, материальное, техническое и другое обеспечение…
    (Курс мировой и российской криминологии)

  • Проблема ресурсного обеспечения паблик рилейшнз

    Рассматривая паблик рилейшнз в широком социальном контексте, следует остановиться не только на предпосылках их возникновения и социальных функциях, но и на проблеме неравного доступа различных социальных групп к этому механизму воздействия на общественное мнение. Различные группы и организации обладают…
    (СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ)

  • Определение ресурсного обеспечения программы.

    На этом этапе разработчики программы определяют ресурсы, необходимые для воплощения в жизнь составленного плана реализации программы: 1) ресурсы, имеющиеся в наличии; 2) ресурсы, которые требуется привлечь дополнительно (потенциальные ресурсы); а также составляют план их расходования. Перечислим виды…
    (ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ЗАВИСИМОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ)

  • ПРЕДПРИЯТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА КАК ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ, РЕСУРСНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

    В результате изучения главы студент должен: знать • В В В состав и структуру имущественного комплекса АТП; • В В В виды фондов, ресурсов, методики их оценки, планирования, управления обновлением и развитием, методы и методики оценки эффективности использования элементов имущественного…
    (ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *