Воспитательная функция морали

Содержание

4. Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

с регулятивную;

с оценочную;

с воспитательную.

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали — оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

Мораль. Нормы и функции морали.

Понятие морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Функции морали

Главной задачей морали е превращение потенциального бытия индивида как человека на актуальный. Творчески интериоризуючы нравственные требования, ориентируясь в своей деятельности и поведении на абсолютные общечеловеческие ценности, превращая их в самовимогы, индивид осваивает их, становится соавтором, что способствует становлению его как целостной, автономной единицы бытия, человека. Для достижения этой цели связано с многими сопутствующими действиями, которые только кажутся главными через свою непосредственность. Ведь, стремясь гармонизировать отношения между людьми, общество регулирует их различными средствами, в том числе и с помощью моральных требований. При этом индивид с его прагматическими эгоистическими интересами часто рассматривается как ячейка общества, что мешает его гармонизации. Однако конечной целью функционирования, общества является формирование человека как целостной, всесторонне развитой личности. Эту роль выполняет прежде всего мораль, основанная на принципе, согласно которому человек является высшей ценностью.

Функциональный анализ морали позволяет раскрыть некоторые ее грани. Среди важнейших функций морали выделяют регулятивную, оценочно-императивную, коммуникативную, познавательную, воспитательную, ориентирующую и др. Это деление условно, поскольку перечисленные функции часто пересекаются. Так, регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную и ориентируя, а воспитательная — мотивационную и некоторые другие. К тому же чисто функциональный подход к изучению морали таит в себе угрозу ее недооценка: мораль, но одновременно и высокие общечеловеческие ценности, могут рассматриваться как средство достижения локальных целей — прагматических, политических и т.

Регулятивная функция морали

Эту функцию морали своем считают главной, доказывая, что основное содержание морали составляют соответствующие требования (нормы, правила, предписания). Именно благодаря им мораль выполняет регулятивную роль. Известно, что в жизни общества взаимодействуют две противоположные тенденции: упорядоченность, что обеспечивает его стабильность, и хаос, который угрожает его существованию. Чтобы устранить эту угрозу, общество прибегает к различным регулятивных средств — права, политических и административных механизмов. Однако силовые рычаги регулирования жизни общества не всегда дают желаемый эффект. К тому же при их использовании часто игнорируют необходимость считаться с общечеловеческими ценностями и ведущую истину морали, провозглашает основной ценностью человека. А это негативно влияет и на развитие общества.

К специфическим особенностям моральной регуляции поведения человека относятся:

— Полноценный проявление в морали свободы, самостоятельности личности. Ни одно средство регулирования человеческого поведения не способен обеспечить такой их реализации;

— Универсальность, одинаковая ориентация на каждого человека;

— Распространенность на все сферы жизни человека;

— Заснованисть на противопоставлении должного (идеального) существующем;

— Постановка перед человеком максимальных требований. В основном они являются невыполнимыми, поскольку идеала нельзя достичь;

— Опора на общественное мнение и внутреннее убеждение личности, прежде всего — на его совести;

— Связанность преимущественно с духовными санкциями, прежде всего с общественным мнением и личным самоосуждения или одобрение своего поведения.

Поведение людей регулируется и другими внеинституционных средствами, прежде всего обычаями, которые исторически предшествуют морали.

Обычай — вид общественной дисциплины, исторически (и стихийно) сложилась и распространилась в обществе или коллективе; общий, привычный стиль действий и поступков, которого должны придерживаться индивиды, группы, общество в целом.

В человеческой жизни, при всей его разнообразие и усложненность, ситуации часто повторяются, что требует от человека однотипных поступков. Общепринятые в конкретном обществе приемы и способы труда, формы общественно-политической деятельности, брачно-семейной жизни, взаимоотношения людей в быту, религиозные ритуалы и т.д. — все это образует обычаи в широком смысле. В узком смысле обычаями считают действия, которые воспроизводятся массами стихийно. Именно их часто отождествляют с моралью, а еще чаще — с нравственностью.

Обычаи отличаются от морали прежде всего невозможностью выбора, поскольку человек вынужден действовать так, как это принято в конкретной общине. По требованию «Делай так, как должны делать все остальные люди» человек совершает в соответствии с моральными требованиями и своих убеждений, прежде всего по своему совести, то есть осуществляет выбор. Если мораль резко противопоставляет должное сущем, то обычай их отождествляет: «Делай так, как делают все остальные». Обычаи играют важную роль в жизни общества, поскольку они являются самой массовой формой регуляции человеческой жизни. Ведь в обычных ситуациях человек общается, действует в соответствии с определенными, привычными для нее, ее сообщества, среды в целом, традициями. Только в неординарных ситуациях, когда поступок связан с необходимостью выбирать, человек не может полагаться на привычное, то есть на обычай, ища адекватных решений в сфере морали. В этой ситуации приходится делать самостоятельный выбор — выбор моральный.

Как и мораль, обычай является необходимым средством регулирования поведения людей. Он объединяет, цементирует общество, определяет обычные взаимоотношения ее индивидов, формируя и оберегая ее традиции, а соответственно, и обеспечивая ее стабильность. Мораль или усиливает роль обычая, если для нее такое положение вещей оправдан, либо действует Оппонирующие по неоправданного, на ее взгляд, обычая, пытаясь преодолеть его. Правда, осуждение моралью конкретного обычая не всегда оправдано, поскольку и мораль не является абсолютным совершенством. Оптимально, когда действие, соответствующее обычая, реализуется согласно моральным выбором. Тогда она перестает быть обычным, а становится поступком, то есть нравственным феноменом.

Кроме внеинституционных, существуют институциональные формы регулирования поведения людей со своими специфическими нормами. Основным из них считают право, нормы которого устанавливаются и провозглашаются от имени государства.

Мораль и право имеют в себе много подобного и одновременно отличного, специфического.

Общими для морали и права являются следующие особенности:

— Принадлежность к формам общественного сознания;

— Функционирование как систем относительно устойчивых норм, регулирующих поведение людей и распространяются, по крайней мере формально, на всех граждан общества;

— Распространенность на все сферы человеческой жизни. Отличается мораль от права следующим признакам:

— Моральное сознание (как и эстетическая) имеет личностный характер, поэтому моральные требования интериоризируются индивидом в самовимогы. Правовые нормы реализуются как обязательная для индивида воля государства, будучи преимущественно внешними к нему;

— Правовые нормы распространяются на всех членов общества (граждан), а моральные — на всех людей;

— Мораль имеет общий характер, а правовые нормы не распространяются на некоторые частные, прежде всего интимные стороны жизни личности;

— Правовые нормы имеют институциональный статус, а моральные — внеинституционных (рождаются, как правило, стихийно и живут в общественном сознании)

— Нравственные нормы являются устными, а правовые — выкладывают на письме (кроме обычного права);

— Правовые нормы четко очерчены, упорядоченные, систематизированы (кодифицированы), согласно интерпретированы, что позволяет эффективно отслеживать их выполнение. Нормы морали таком благоустройству не поддаются. Каждому человеку приходится самостоятельно интерпретировать нормы морали, особенно в нетипичных жизненных ситуациях, и благодаря этому становиться их соавторами. Незавершенность и устный характер нравственных норм делает их универсальными, пригодными для всех случаев жизни;

— Реализация норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) посредством правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования морали поддерживаются силой общественного мнения и личностной убежденностью индивидов. Моральная санкция осуществляется средствами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными определенными особыми полномочиями, а всей социальной группой, обществом ли человечеством в целом;

— Каждый антиобщественный поступок (проступок) заслуживает моральное осуждение, но не все они подвергаются уголовному наказанию.

В то же время мораль и право находятся в тесной взаимосвязи, что способствует развитию их обоих.

Оценочно-императивная функция морали

Суть ее заключается в том, что мораль осмысливает действительность такой, какой она должна быть, то есть как идеальную модель должного. Это осмысление охватывает процедуру нравственного оценивания действительности, прежде всего соответствия поведения, поступков людей высшим всечеловеческого ценностям, добру. Следствием такого осмысления есть соответствующие приказ.

Коммуникативная функция морали

Настоящего нравственного значения любой поступок человека может приобрести только в межличностных отношениях, в контексте общения. Вне общения немыслимые становление и развитие человека как личности, функционирования общества в целом. Содержательность общения людей в значительной степени зависит от уровня их нравственной культуры, которая при нормальной оказывается в доброжелательности, взаимоуважении, приязни. Именно в такой плоскости реализуется коммуникативная функция морали.

Познавательная функция морали

Благодаря морали индивид получает первые представления о нормах поведения, которые предъявляет ему общество (не только информацию о нормах, но и о том, как ими руководствоваться), о добре и зле, чести и достоинства и тому подобное. Нравственное сознание в целом относится к обыденного уровня, поэтому это познание имеет интуитивный характер. Чтобы опровергнуть скептическое отношение к познавательной роли морали, нужно учитывать, что она является одной из мощных сил, которые обусловливают рефлексию, то есть осмысление человеком собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Так, любой моральное осуждение общественным мнением заставляет человека задуматься над соответствующей моральной проблемой, а затем и обратиться к этике, то есть теории морали. Нравственные проблемы постоянно овладевают сознанием, переживаемые осмысливаются. Результаты такого осмысления отражаются на моральных чувствах. Именно поэтому их иногда называют «чувствами-теоретиками». Итак, чего человека учит морали, а чего-то (глубже и основательнее) — ее теоретическое мышление, пробужденное беспокойством морального самосознания, например муками совести.

Воспитательная функция морали

Мораль не только обогащает индивида информацией о человеческом бытии, но и помогает ему ориентироваться в жизни как системе ценностей. Она апеллирует не столько к разуму, сколько к воображению и чувств, выполняя воспитательную функцию. Благодаря морали осуществляется передача опыта предыдущих поколений, формируются представления индивида о добре и зле, достоинство и честь, справедливость, что способствует его самосовершенствованию, выработке практических навыков жить и действовать в соответствии с требованиями общества, искоренять пороки. Гуманизируя роль морали проявляется и в ориентации личности на высшие общечеловеческие ценности в осмыслении цели и смысла жизни, выборе собственного жизненного пути.

Ориентировочная функция морали

Познавательная функция морали не тождественна научному познанию. Она обогащает человека не просто знаниями объектов самих по себе, а ориентирует в мире культурных ценностей, помогает относиться к ним дифференцированно, предпочитая высшим ценностям, которые соответствуют его потребностям, интересам и вкусам. Мораль ориентирует не только в повседневной жизни. Ведь от уровня нравственной культуры зависит и то, будет ли человек стремиться ориентироваться «на добро», выбирая жизненный путь и решая разнообразные личностные проблемы.

Мораль как универсальный регулятор поведения человека, отношений между людьми выполняет самые разнообразные функции, которые оговариваются сферой, характером проявления жизнедеятельности личности, социальных групп, общества.

Сайт Издательство

Тема:
«Функции морали»

Введение. 3

Регулятивная функция. 4

Мировоззренческая функция. 6

Оценочно-императивная функция. 8

Воспитательная функция. 9

Познавательная функция. 10

Заключение. 12

Список использованной литературы: 13

Введение

Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.

Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек ― существо историческое ― составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены.

Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль.

Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра ― это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали

Регулятивная функция

Важнейшая функция морали ― регулятивная. Большинство этиков согласно с тем, что это основная функция нравственности. Мораль и формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек.

Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Нет никаких организаций или учреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека.

Морали регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях.

Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества.

Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Моральное регулирование поведения человека существенно отличается от правового регулирования. Так, право опирается на государство, а мораль ― на общественное мнение и на чувства человека, такие как чувства совести, долга, справедливости, любви и т.п.

У морального регулирования нет той жестокости, которая присуща правовому регулированию. Юридическая норма ограничивает действия человека по большей части чисто формально, без учёта мотивации. Мораль же регулирует поведение по большей части с содержательной стороны. Она отличается от права своим содержательным, неформальным характером. Поэтому, в частности, мораль не обязательно должна быть писаной.

Мораль отличается от права и по субъекту регуляции. Право обращено к человеку как к определённому гражданину, а мораль обращена к человеку как к личности. Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических или политических границ.

Мораль отличается от права и по своим санкциям. Ответственность за нарушения норм в праве и в морали различна. Моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают в виде не только принуждения, но и убеждения, одобрения общественным мнением, в виде самооценки — удовлетворенной чистой совести или ее угрызений. Высшей мерой наказания в праве может быть смертная казнь, а в морали ― общественное и личное осуждение.

Мировоззренческая функция

Мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на «смысложизненные» вопросы. Но для решения очень важно выявить место человека в Мире. А последнее невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в прошлом) представления о Мире в целом.

Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале.

Значение морали в жизни человеческого общества огромно. Она выполняет для человека рол своеобразного «компаса» проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей.

Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична.

Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т. д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними.

Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение — это совсем не одно и то же самое. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет из себя своеобразный образ Мира. В моральном сознании (прежде всего, в нравственной философии) формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае, по отношению к человеку), упорядоченным или хаотичным и т.д. От характера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т.д.

Оценочно-императивная функция

Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной.

Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту.

При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами — совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек — это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения.

В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, ― познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Воспитательная функция

Четвертая основная функция морали — воспитание личности. Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной.

Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого.

Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении.

Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле.

Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться.

Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.

Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

Познавательная функция

Наконец, пятой основной функцией морали является познание окружающего нас мира.

Познавательная функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Она доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам

Эта познавательная функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность ― человекомерность. А если суть человека — в поиске своего пути в мире, то «нашего» мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это ― сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Наряду с указанными основными функциями, нередко выделяют и другие, в частности, коммуникативную, мотивационную, прогностическую, оценочно-императивную и другие. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д.

Нетрудно заметить, что перечисленные выше функции морали взаимно перекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную; познавательная ― ориентирующую и прогностическую и т.д.

Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. Для успешного функционирования и развития морали важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.

К основным функциям морали относятся:

1. Воспитательная:

Воспитательная функция приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

— формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

— самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция:

Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

1. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).

3. Коммуникативная функция морали состоит в:
— ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

— гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д. Познават.функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

— ограничения негативных устремлений людей;

— саморегуляции индивида и социальной среды;

— управления общественными отношениями;

— воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.

6. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

7. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

Функции морали и нравственности

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 29

Функции морали – это роли, которые мораль играет в обществе, обеспечивая его целостность, выживание и развитие.

Говоря о функциях морали, не следует забывать, что она почти никогда не является «в чистом виде». Мораль – это не вещь, на контуры которой можно однозначно указать. Это скорее некий ракурс, определенный срез социокультурной регулятивной системы, при котором нормы, ценности, идеалы выступают как внутренне усвоенные, принятые индивидом. В то же время существует целый язык моральных оценок. «Добрый – злой», «честный – лживый», «порядочный – подлый», «герой – трус» – это одновременно и фиксации человеческих качеств, и моральные оценки, в которых одни качества одобряются, а другие порицаются.

Мораль регулирует отношения и поведение людей через это одобрение и порицание, поступающее как извне, от общественного мнения, так и изнутри самой морально развитой личности. Таким образом, главная функция морали – регулятивная. Одобряемое следует воплощать в жизнь, порицаемое изживать, избавляться от него. Однако в разных обществах и в разные периоды истории мораль регулирует отношения людей при помощи разных по содержанию ценностей и нормативных представлений. В каком-нибудь древнем племени высокопохвальным и героическим считается съесть сердце врага, а снять скальп с головы воинственного соседа, живущего за рекой, значит – поступить во благо своему роду и порадовать богов. Реальные нравы часто подчиняются совсем не тем императивам, которые мы интуитивно воспринимаем как «собственно моральные» и которые несут глубоко гуманистическое содержание. Поэтому наивно было бы представлять, что мораль – это что-то вроде регулировщика движения, которому все берут под козырек и стройными рядами идут в едином указанном направлении.

Мораль всегда стремится ограничить агрессивные и эгоистические устремления людей, способствует тому, чтобы они выжили, не поубивали друг друга, но делает это нередко в рамках замкнутой общности. Тогда мораль становится двойной: отношения в рамках «своего племени», «своего города», «своего народа» подчиняются одним моральным нормам, а взаимодействие с «чужаками» – совсем другим. Свои рассматриваются как «люди», а чужие – как «нелюди», поэтому к ним не применяются моральные регулятивы уважения, милосердия, справедливости. «Чужие», выпадающие из принятой морали, могут быть и внутри собственного сообщества, например, рабы в древних государствах, которые приравнивались к «говорящему орудию» и могли быть убиты без всяких угрызений совести со стороны хозяев. Частная, конкретная мораль замкнутых сообществ лишь со временем рождает «общечеловеческую мораль», где одни и те же нравственные нормы применяются ко всем людям без исключения. Это рождение происходит в период возникновения мировых монотеистических религий.

Можно сказать, что в современном мире «высокая мораль» в той или иной мере всегда присутствует в регуляции человеческого поведения, хотя и сегодня стоит далеко не на первом месте. И сегодня люди часто руководствуются собственной выгодой, а не гуманностью, своими потребностями, корпоративными ценностями, групповыми интересами, а не справедливостью и благородством. Регулятивная функция «высокой морали» выступает как тенденция, в то время как реальную регуляцию составляет сложный сплав общечеловеческих и социально-конкретных нормативно-ценностных представлений. Однако роль «высокой морали» от этого не становится менее значимой. Она существует и составляет то драгоценное ядро, которое придает особое качество всему поведению человека. И если некто великодушен, честен и справедлив «со своими», есть большая надежда, что при других обстоятельствах он проявит эти качества к совсем далеким для него людям, а в пределе – ко всем разумным живым существам.

Вторая важнейшая функция морали – воспитательная. Мораль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей социальной деятельности, является существенным моментом в формировании сознания. В каком-то смысле моральное воспитание человека продолжается всю его жизнь, но в период взрослости оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор ценностных ориентиров, типа поведения и нравственно-психологических установок. В детстве и юности ребенок получает первичные моральные представления: взрослые учат его, каким следует быть, показывают и объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под моральным запретом, практически демонстрируют наказания, следующие за нарушением моральных обязанностей. Правила нравственности преподаются в неразрывной связи с правилами этикета, ребенок узнает, как следует оценивать себя и других, как себя вести с родными, в общественных местах, по отношению к выше- и нижестоящим на социальной лестнице. В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автоматизм действия: броситься на помощь слабому, помочь старику, уступить место малышу и т.д. Впрочем, эти привычки и автоматизмы не всегда носят черты «высокой морали», они конкретно-историчны и полностью выражают характер господствующих нравов. Так, нравственной привычкой и нормой поведения может быть раболепие по отношению к начальству и грубость по отношению к людям зависимым.

Когда ребенок вырастает, он способен сознательно пересмотреть нравственные нормы, которые вменялись ему с детства, принять другую систему ценностей и следовать ей. Такой процесс всегда представляет собой трудную морально-психологическую ломку, возможно, даже душевную революцию, так как ценности и тип поведения, «впитанные с молоком матери», прочно оседают в подсознании, порой руководя человеком как бы помимо его воли. Вот почему моральное воспитание – такая важная и ответственная вещь.

Моральное воспитание в разное время и у разных людей пользуется разными воспитательными приемами, основывается на различных принципах и формирует порой противоположные ценностные ориентиры.

Так, в традиционном патриархальном обществе мораль вбивалась ребенку при помощи насилия. Телесные наказания считались лучшим средством сделать из дитяти настоящего человека. Вменяемые моральные нормы (полное подчинение старшим, страх перед Богом, соблюдение домостроевских обычаев и порядков) не должны были подвергаться сомнению. Хорошим средством воспитать человека честным являлся публичный позор в случае проступка.

В современном индустриальном обществе, при всем различии методов воспитания у разных народов, доминирует тенденция ненасильственного воздействия. Гуманистические моральные нормы – уважение достоинства всякого человека, доброжелательность, справедливость, милосердие – должны быть пережиты воспитанником на собственном опыте, тогда он научится соответственно относиться к другим. Это не исключает, конечно, более суровых мер воспитания в случаях серьезных проступков. Если проступок чисто моральный, не нарушающий закона, включается общественное порицание, нравственное негодование со стороны учителей, товарищей. Возможны и наказания разного рода, но насилие как педагогическое средство чаще всего осуждается, ибо «зло рождает зло», и ребенок, ненавидящий воспитателей, вряд ли станет хорошим человеком.

Свою воспитательную функцию мораль всегда осуществляет через конкретных людей и конкретные обстоятельства. Но нельзя исключать и самовоспитание, роль которого огромна.

Третья функция морали, тесно связанная с предыдущими, – коммуникативная. Ее следует назвать отдельно, не сводя к понятию регуляции. Мораль создает нормативную канву для человеческого общения даже в самых поверхностных его формах (хотя можно ли что-нибудь в нашей жизни считать «поверхностным» и неглавным? Нередко мнимые «мелочи» оказывают решающее влияние на человеческие судьбы). Мораль не сводится к этикету, но часто она сливается с ним в нерасторжимое единство, поистине создавая способы общения в повседневной жизни. Собственно, этикет – это ритуальная форма существования определенной морали, хотя мораль – гораздо более широкое и глубокое явление, это система мотивации поведения, внутренние основания для поступков.

Будучи средством коммуникации, ритуализированная мораль учит, как встречать людей и как провожать, как приветствовать их и какое оказывать им почтение, она определяет, как себя вести в дни праздников и похорон, по отношению к старшим и к младшим, к тем, кто находится выше или ниже на социальной лестнице. На этот тезис можно возразить, что в истории культуры мораль часто отделялась от форм этикета, и каждая сфера выступала самостоятельной и независимой.

В своих высших проявлениях коммуникационная функция морали выражается в том, что люди неукоснительно следуют тезису, согласно которому к другому человеку никогда нельзя относиться как к вещи, нужно уважать в любом человеке человека, даже если тебе никогда не воздадут за это практическим добром.

Еще одна функция морали – познавательная. По вопросу о том, познает ли мораль мир, могут вестись споры, если считать познанием только выяснение того, каким является мир вне и помимо человека. Разумеется, мораль не может постигать свойства объектов самих по себе, ибо она – не физика, не химия и не биология. Зато мораль может постигать и постигает человеческий мир. Моральное знание – это знание о должном, о том, что следует делать, а что находится под запретом. Если человек этого не знает, то он будет вести себя как животное, руководствоваться лишь своими инстинктами и импульсивными желаниями.

Одна из исторически первых концепций морали – сократовская — была гносеологической.

В ней нравственное поведение рассматривалось как результат знания того, что есть добро и зло. Главное – знать, тогда и поступки будут устремленными к добру. А зло мы делаем по неведению, принимая его за добро. Как только люди выяснят, каково настоящее благо, они тотчас забудут все иные пути и устремятся только к нему. По сей день у целого ряда мыслителей существует убеждение, что человек всегда уверен – он выбрал доброе, а не злое.

Думается, такое убеждение довольно наивно. Люди, несомненно, должны знать, что такое добро и что такое зло, и различать их, по возможности, без ошибок, но они не всегда сознательно стремятся только к добру и часто прекрасно понимают, что творят зло. Просто оно их по каким-то причинам на данный момент вполне устраивает. Знание очень важно, но оно далеко не все решает в поведении, где действуют множество других мотивов.

Означает ли познание человеческих моральных представлений одновременно постижение некоего онтологического (бытийного) начала, которое стоит за моралью? На этот вопрос разные философские школы отвечают по-разному. С точки зрения светской безрелигиозной этики, нравственные представления конкретно-историчны. Они рождаются в жизни самого общества и сильно меняются от века к веку и от культуры к культуре. Они релятивны (относительны), и если имеют единство, то лишь такое, которое можно выделить в исследовательской мысли. Возможно, это самые простые и общие правила человеческого общежития, с необходимостью воспроизводящиеся в моральных кодексах разных народов: не убий, не воруй, не прелюбодействуй (хотя последнее требование появляется только там, где присутствует моногамная и, как правило, патриархальная семья). Другого общего содержания мы не найдем в пестроте конкретно-культурных представлений о должном и недолжном.

С точки зрения светской этики, в мире «самом по себе» есть звезды и планеты, астероиды и туманности, элементарные частицы и микроорганизмы, но нет «добра» и «зла», которые служили бы вечными образцами для человеческих мыслей и поступков. Всякий новый этап истории в ходе своего развертывания созидает новые взгляды на нравственное и безнравственное, и взгляды эти не схожи друг с другом. В одну эпоху моральное познание – это познание того, что следует беспрекословно подчиняться родителям, не сметь ослушаться мнения общины, держать в страхе женщину, которая неровня мужчине, и сурово наказывать детей. В другую эпоху, например, в наши дни все эти требования прочитываются как аморальные, жестокие и несправедливые, ибо родители могут быть неправы, община манипулирует личностью, женщина – такой же человек, как и мужчина, а детская психика не должна быть искалечена.

Совсем другой точки зрения придерживаются религиозные и эзотерические моральные учения (термин «эзотерический» означает «принадлежащий к древнему тайному знанию», оккультный). С религиозной и эзотерической точек зрения, все высшие ценности существуют вне и помимо человека. Они – объективные идеальные сущности. Возможно, они пребывают в уме Бога или составляют некое «царство идей». Факт тот, что благо, справедливость, любовь гораздо реальнее, чем наши земные людские представления о них. Чисто человеческие изменчивые взгляды на мораль – только тень, только зыбкое отражение ценностей высшего мира. Причем в трансцендентной божественной сфере Благо и Истина суть единство, даже тождество. В этом смысле познать Истину означает познать Благо, и наоборот. Исторические разночтения народов в отношении представлений о добром и злом с религиозной и эзотерической позиций представляются как результат грехопадения человечества или его чрезвычайной удаленности от высшего начала мира. Но когда-нибудь настанет час, и человечество познает Благо и Истину в их подлинной чистоте, лишенной всего эмпирического, искаженного, наносного.

Моральное познание человеческого мира – достояние каждого человека, любой из нас получает его в процессе социализации. Однако кроме морального познания существует еще этическое познание, то самое, которому посвящен наш учебник. Дело в том, что человечество в лице своих лучших представителей с начала писаной истории активно размышляло над тем, что такое нравственность, и придумало много версий ее толкования. Эти версии необходимо знать всякому культурному человеку. Конечно, этика прямо не научает морали. Нравственные установки усваиваются еще в детстве и трансформируются, как правило, под влиянием реальных обстоятельств. Но знание этики помогает моральной рефлексии, делает человека более сознательным в решении моральных вопросов, позволяет больше понимать, и точнее корректировать собственное поведение, чувства и мысли.

Последняя функция морали, которую следует выделить, – жизненно-ориентационная. Мораль обнаруживает себя не только как повседневный сиюминутный регулятор отношений между людьми, но и как сила, выполняющая важную стратегическую задачу в становлении и развитии личности. Комплекс моральных представлений, «поселившийся» в душе и сердце человека, определяет, будет ли человек в целом стремиться идти по пути добра или по пути зла. Любая личностная история может быть рассмотрена с этой точки зрения, что даст множество вариантов. Кроме тех, кто в основном ориентирован «на добро» и «на зло», могут быть и бывают глубоко противоречивые, внутренне разорванные натуры, не способные самим себе «дать ладу», мечущиеся между стремлением к совершенству и демонизмом.

Профессиональная этика как отрасль этической науки.

Рассмотрение понятий морали и этики позволяет перейти к определению понятия профессиональной этики, как отрасли этической науки.

Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа», Кодекс чести судьи.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессий есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего, для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические «нравственные кодексы» людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий — свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Например, врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь.

Таким образом, профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

Тестовые задания для самопроверки по теме № 1 «Предмет и значение этики как философской дисциплины. Значение профессиональной этики в современном мире»

1. Это название науки образовано от греческого слова, обозначающего «нрав, характер»:

A. мораль

B. этика

C. нравственность

D. эстетика

E. сущее

2. Термин «этика» впервые ввел в оборот:

A. Платон

B. Аристотель

C. Конфуций

D. Кант

E. Демокрит

3. Этика как философское учение – это?

A. учение о красоте и прекрасном

B. философия человека

C. раздел философии изучающий общественную жизнь

D. учение о бытие

E. учение о ценностях

4. Мораль – это:

A. совокупность правил и норм профессиональной деятельности

B. совокупность конкретных правил и норм поведения людей

C. совокупность универсальных общечеловеческих правил и норм поведения

D. совокурность религиозных взглядов на мир, мировосприятие человека

E. совокупность ценностей и идеалов человека

5. Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей.

A. натуралистическая

B. биологическая

C. креационистская

D. гуманистическая

E. социально-историческая

6. Поддержание порядка при помощи жестких запретов и кровной мести – характерная черта:

A. индустриальной морали

B. родовой морали

C. постиндустриальной морали

D. сословной морали

E. техногенной морали

7. В рассмотрении структуры морали, подход, изучающий предпосылки нравственности на природном уровне:

A. личностный

B. нормативный

C. социологический

D. биологический

E. психологический

8. В рассмотрении структуры морали, подход, изучающий мораль как систему предписаний:

A. личностный

B. нормативный

C. социологический

D. биологический

E. психологический

9. Профессиональная этика – это:

A. нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология

B. наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, о этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми

C. нравственное самосознание специалиста

D. религиозное самосознание индивида при реализации себя в профессиональной сфере

E. нет правильного ответа

11. Эту функцию морали принято считать самой главной:

A. воспитательная

B. регулятивная

C. жизненно-ориентационная

D. познавательная

E. коммуникативная

Date: 2015-08-24; view: 963; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Мораль — как это понять, характерные черты

В каждом обществе есть свод правил, оценок, принципов и норм поведения, которые основываются на исторически сложившемся понимании того, что такое хорошо, что такое плохо, и не подлежит критике. Такая организация жизни в обществе называется моралью. Для многих людей это синоним нравственного поведения.

Нравственное поведение

В психологии данное понятие рассматривается не только в коллективном, но и индивидуальном смысле, под моралью понимают уровень самоконтроля личности.

Как появилась мораль, ее сущность

Термин «мораль» имеет латинское происхождение. В буквальном переводе он означает «нрав», «обычай». На протяжении многих веков с момента появления его содержание видоизменялось. В основе понятия лежат законы и традиции государства. Изменение общественного уклада жизни, эволюционное развитие общества влекли за собой трансформацию содержания морали.

В современном обществе это понятие используется в качестве презентации допустимых действий человека. При этом законодательно установленные принципы в отношении людей с различным гражданством на территории одной страны будут действовать по-разному. К «своим» относятся более снисходительно, чем к чужакам. В действующем законодательстве РФ предусмотрено взыскание с гражданина компенсации, если он причинил кому-то моральный ущерб.

Кроме того, общество имеет классовую стратификацию, в различных его слоях господствуют разные правила и нормы поведения. Отождествляя себя с той или иной социальной группой, человек принимает ее правовые устои. У него формируются чувство ответственности за свои поступки, эмпатия, чувство вины, раскаяние.

Сообщения исследователей относительно возникновения и развития нравственности у человека можно объединить в 3 подхода:

  • Когнитивный подход базируется на уверенности ученых в том, что нравственность проходит в своем развитии несколько этапов и соотносится с возрастной периодизацией развития. Основоположниками этого подхода стали Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Э. Тюриель.
  • Биологический подход связывает нравственность с развитием психики. Маленький ребенок еще не способен понимать моральные правила и анализировать поведение других. Взрослый человек, психические функции которого достигли своего максимума, наблюдая то или иное поведение людей, может с уверенностью сказать, морально это или нет. Сторонниками этого подхода стали Д. Хайдт и М. Хоффман.
  • Психоаналитический подход объясняет появление у ребенка способности следовать правилам развития чувства вины и стыда. Основоположником этого подхода является З. Фрейд.

Чувство вины и стыда

Внимание! В разных странах нравоучительные нормы различны. Их содержание обуславливается национальностью, ценностными ориентирами жителей и стремлением государственной власти охранять спокойную жизнь граждан.

Определение морали в разных науках

Науки, изучающие поведение людей, право и законы, особенности разных слоев населения, предлагают различные толкования нравоучений. Однако все эти определения схожи в том, что мораль – это оценка человеком своих поступков с точки зрения их правильности или неправильности.

Важно! В разных обществах отношение к одному и тому же поступку может быть различным, потому что мораль и нравственность личности – это условные характеристики.

Первой наукой, в которой исследователи стали задаваться вопросом, что такое мораль, стала философия. Автором термина «мораль» является Цицерон. Античные философы отождествляли ее с этическими принципами поведения.

Физиологи и биологи установили, что в мозге человека в момент обдумывания вопросов морали не формируется отдельная когнитивная система. Решение вопросов, связанных с нравственным выбором, активизирует нейронные отделы мозга, которые отвечают за объяснение человеком намерений других людей. Эти же отделы мозга отвечают за понимание человеком социальных эмоций. На основании этого исследователи сделали вывод, что мораль участвует в возникновении взаимопонимания между людьми. Физиологическим развитием отдела мозга объясняется и формирование нравственных основ личности в процессе ее взросления.

Психологи, отвечая на вопрос, что значит мораль, связывают ее с личностным развитием человека, с появлением у него способности сопереживать другим, анализировать свое и чужое поведение. С точки зрения психологии, формирование нравственности невозможно без воспитания. Нормы и ценности формируются в семье. Именно здесь опыт нравственного поведения должен передаваться от одного поколения к другому.

Важно! В философии мораль – это этика. В физиологии доказано, что мораль – это такой результат развития мозга. В психологии понятие морали связывается с высоким уровнем воспитанности.

Высокое воспитание

Нормы и принципы морали

Моральные нормы – это регуляторы поведения людей во всех видах общественной жизни: дома, в семье, на работе, в общении с друзьями. Мораль распространяется и на отношения между группами в составе одного общества, а также на отношения между государствами. Через осуждение противоправных действий членами общества реализуется профильный контроль соблюдения норм и правил взаимодействия. Во внутреннем плане контроль нравственности поведения осуществляется совестью человека.

Моральные нормы можно сравнить со шкалой для оценки правовых, политических и эстетических действий индивида. Понять, как морально организована жизнь в обществе, можно, если познакомиться с особенностями государственного управления в нем, его традициями и формами выражения общественного мнения.

Однако не всегда соблюдение моральных норм – это результат хорошего воспитания, сформированности у человека нравственных образцов поведения. Человек может контролировать свое поведение и поступки из страха наказания. Нарушение норм морали влечет за собой ответственность и санкции.

Дополнительная информация. Моральные нормы – это не просто обычаи и традиции. Они имеют идейную основу в сознании человека. Руководствуясь ими, человек не только решает, как поступить в той или иной ситуации, он имеет представления о допустимости и недопустимости того или иного поведения в общем.

Принципы морали – это кратко сформулированные основные нравственные требования общества. Они направляют поведение людей и действуют одновременно на всех членов общества. Через них формируется национальная культура. К основным нравственным принципам относятся:

  • Принцип гуманизма, согласно которому человек – это наиболее важная ценность;
  • Принцип альтруизма, требующий бескорыстного служения близким;
  • Принцип милосердия говорит о том, что любовь должна быть сострадательной и деятельной, любящий человек должен быть готов помочь близкому;
  • Принцип коллективизма говорит о воспитании потребности человека содействовать достижению общей цели;
  • Принцип отказа от индивидуализма означает запрет противопоставления отдельного индивида группе, осуждение эгоизма;
  • Принцип сознательности отражает, насколько вдумчиво человек относится к своим поступкам.

Важно! Нравственные принципы являются критериями воспитанности граждан.

Воспитание

Назначение морали в жизни человека

Моральностью пронизана вся жизнь человека. Это объясняется тем, что в повседневной жизни индивид взаимодействует с разными людьми. Люди зависят друг от друга, испытывают потребность в социальном взаимодействии и общении. Один человек не может достичь высоких результатов, но, работая в коллективе, он ощущает свой вклад в общее дело. Чтобы люди, работая вместе, сохраняли уважительное отношение друг к другу, было решено ввести правила жизни в обществе, которые равноценны моральным принципам. Их элементами являются:

  • Моральное сознание;
  • Моральная деятельность;
  • Высоконравственные отношения.

Что значит «вести себя морально»? Это значит подчинять свои действия социальным этическим образцам. Регулирование действий одного человека является проявлением коллективной воли общества. Идеалы социального поведения – это результат попытки людей согласовать интересы одного индивида и позиции общества.

Внимание! Мораль не является специально организованной деятельностью, в отличие от таких явлений общественной жизни, как искусство, религия, наука. Сегодня не существует таких учреждений, которые регулировали бы развитие моральности. В развитие морали не вкладываются силы и средства, какие предусмотрены для развития науки и искусства. В этом заключается парадоксальный смысл морали: она неуловимая, но всеобъемлющая.

Мораль выполняет такие функции, как регулятивная, оценочная, воспитательная, контролирующая, интегрирующая.

Это главная функция морали. К ней относятся определение признаков допустимого поведения и самоконтроль действий индивида.

Оценочная функция

Мораль разделяет все социальные явления на характерные группы: хорошие и плохие. Примерами такого разделения могут стать милосердие, помощь, взаимовыручка, оцениваемые людьми как положительные проявления личности; кража, обман, подлость, рассматриваемые как вред и безнравственное поведение.

Примечание. Если человек способен дать оценку тому или иному явлению, значит, у него сформированы моральные основы мировоззрения.

Оценивание – показатель развитой нравственности

Посредством воспитательных воздействий формируется нравственность. Перенимая от старших поколений образцы поведения, младшие усваивают законы жизни в обществе. Воспитание позволяет соединить в человеке общественные интересы и личные. Главная задача воспитания – научить человека добиваться своей цели, не ущемляя при этом интересы других людей.

Контролирующая функция

Данная функция предписывает морали осуществлять контроль выполнения норм и правил поведения в обществе. В качестве способов реализации этой функции выступают осуждение, санкции и совесть.

Интегрирующая функция

Данная функция призывает мораль устанавливать единство между человечеством в целом и духовным миром отдельной личности в частности.

Мораль и этика

Мораль и этика имеют определенное сходство. У них есть и различные черты. Главные различия этики и морали заключаются в следующем:

  • Этика с давних времен является наукой, которая содержит идеальные примеры социального поведения. Мораль не является наукой, это сторона реальной общественной жизни людей.
  • Этика отвечает на вопрос «Как должен себя вести человек?». Мораль отвечает на вопрос: «Зачем человеку соблюдать правила и нормы поведения?»
  • Этика – более широкое понятие. Мораль является предметом изучения этики.
  • Содержание этики является относительно постоянным, в то время как содержание морали меняется вместе с социально-экономическими изменениями в обществе.

Дополнительная информация. Сегодня этика признается практическим вариантом философии, один из разделов которой посвящен изучению моральной системы общественного поведения.

Значение морали в человеческом обществе

Для жизни современного человека значение морали – это определение способа взаимодействия с людьми. Этические условия совместной деятельности оправданы необходимостью взаимного уважения людей в коллективе.

Человек не может жить вне общества. Для успешной социализации и возможности быть полезным он должен подчиняться нормам и правилам группового взаимодействия. Когда человек стоит перед моральным выбором, он всегда должен думать о том, как отреагируют на его поступок близкие.

Роль морали в обществе

Доклад по обществознанию на тему «Мораль и нравственность в современном обществе»

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Марий Эл

«Оршинский многопрофильный колледж им. И.К. Глушкова»

Предметно-цикловая комиссия

преподавателей гуманитарных дисциплин

Мораль и нравственность

в современном обществе

Доклад

студента

Смирнова

Дениса Павловича

Курс – 1

Группа «нк»

Специальность – 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Научный руководитель:

Киселёва

Евгения Сергеевна,

преподаватель обществознания

Дата:____________________

Оценка:__________________

Руководитель:____________

Оршанка

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………..…………………………………………………………… 3

  1. Понятие морали и нравственности…………………………………………………… 4

  2. Функции морали……………………………………………………………………….. 5

  3. Основы морали…………………………………………………………………………. 6

  4. Соотношение морали и религии……………………………………………………… 8

  5. Примеры моральных норм в разных государствах…………………………………. 10

Заключение.……..…………………………………………………………………………. 11

Список использованной литературы……………………..……………………………… 12

ВВЕДЕНИЕ

Я решил выбрать тему морали и нравственности, потому что в современных условиях развития общества, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей. Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего, следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. Суть нравственности как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни.

3

1 ПОНЯТИЕ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ

В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное — аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления. Бесцельно искать точное определение сущности морали, это безуспешно пытались сделать еще в древности. Можно лишь обозначить основной каркас понятий, которые складывают эту науку Моральная деятельность — важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры.

4

2 ФУНКЦИИ МОРАЛИ

Суммируя особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • Оценочную — рассмотрение поступков в координатах добра и зла;

(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

  • Регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;

  • Контролирующую — контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;

  • Интегрирующую — поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;

  • Воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

  • Сущность морали не менее ясно проявляется и в ее функции: Оценочно-оперативной. Она предусматривает разделение всех социальных явлений на добро и зло. Собственно, с помощью этих основополагающих категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни и соответственно, оформляется повеление императив индивиду поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и, наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло.

  • Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной.

5

3 ОСНОВЫ МОРАЛИ

Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным. Если право, например, опирается, прежде всего, на принуждение, на силу государственной власти, то мораль — на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. Можно сказать, что мораль держится как бы на трех китах. Во-первых, это — традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали. Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть. Основой морального поведения личности становится совесть. Для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а, следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности.

Содержание духовно-нравственных исканий человека — тема вечно актуальная. И надо помнить, что высокая мораль трудна, но также радостна и вдохновляющая для мировосприятия, жизнеощущения человека и понимания им его собственного места среди людей. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том

6

случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок, индивид редко задумывается об обществе в целом. Но в моральных установлениях как готовых шаблонах поведения общественные интересы уже предусмотрены. В отличие от других проявлений духовной жизни общества наука, искусство, религия она не является сферой организованной деятельности

людей. Проще говоря, нет в обществе таких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. В отличие от других проявлений духовной жизни общества наука, искусство, религия она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, нет в обществе таких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. В развитие морали даже средств вложить нельзя — некуда вкладывать. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный, новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.

7

4 СООТНОШЕНИЕ МОРАЛИ И РЕЛИГИИ

Религиозное обрамление морали как ее основной признак характерно в основном для эпохи средневековья, феодализма. Мораль буржуазной эпохи — совсем иная. Ее отличают резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их в немалой степени эгоистический характер эгоизм, в отличие от индивидуализма, есть стремление человека не просто самостоятельно реализовать себя, а сделать это непременно за счет другого. Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность интересов людей. Существующие моральные нормы перестают соответствовать их новым интересам и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. Их выполнение уже не дает желаемого результата. Нарастание несоответствия между массовой моральной практикой и официально закрепленными нормами всегда свидетельствует о неблагополучии в общественной жизни. Причем, неблагополучие это может быть сигналом необходимости двоякого рода перемен, а либо общепринятые моральные нормы устарели и требуют замены, либо развитие материальных общественных отношений, отражаемых в моральных нормах, пошло совсем не в ту сторону, в какую ожидалось, и порядок надо наводить именно в этой сфере. Такая ситуация сложилась в нашем обществе в последние десятилетия. Глубокий кризис в экономике, не работающий хозяйственный механизм, бессилие руководства изменить положение формировали практику поведения, которая противоречила официально провозглашенным моральным требованиям. Понятие религиозная мораль встречается в нашей жизни довольно часто. К этому понятию давно привыкли, его широко используют ученые, публицисты, писатели и пропагандисты. Чаще всего под религиозной моралью понимают систему нравственных понятий, норм, ценностей, которые обоснованы религиозными идеями и представлениями. Мораль и религия — это социальные явления, каждое из которых имеет качественное своеобразие. Говоря о религиозной морали, необходимо соотнести это понятие и с религией и с нравственностью как формами общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим способом регуляции социального поведения человека. Религия в полном смысле слова органически включает в себя учение о том, как следует жить, что считать добром и что злом мораль составляет существенную сторону любой религии. Но ведь за поступками, намерениями, мыслями верующего далеко не всегда стоят именно религиозные мотивы. Близость морали и религии по ряду внешних признаков не дает еще полного основания говорить о целесообразности использования в научной и пропагандистской литературе понятия религиозная мораль как внутренне логичного и теоретически адекватно отражающего в

8

себе известное явление. Для того чтобы лучше понять смысл толкования религиозной морали попытаемся выяснить значение религиозной заповеди и нравственности. Религиозные заповеди предполагают у верующего соображения только внешней целесообразности, которые выступают как мотивы религиозного поведения. Понятно, что такого рода мотивация противоречит самому духу нравственности. Так, отношение к добру в религии представляется весьма противоречивым. С одной стороны, добро объявляется высшей ценностью, и добро совершается ради него самого. И в этом невольный шаг навстречу морали, невольное ее полупризнание, которое, однако, не может быть признано религией целиком, так как тогда самой религии не осталось бы места. В морали же в специфическом характере мотивации следования нравственной норме и заключается своеобразие собственно морального момента.

9

5 ПРИМЕРЫ МОРАЛЬНЫХ НОРМ В РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам. Проводилось несколько исследований по разным процедурам. Рассмотрев этнические особенности морального сознания, можно сделать некоторые выводы. Этнические особенности морального сознания. Китай. Почти везде китайцы категоричнее отрицают достижение доброй цели злыми средствами. Они против, тогда как россияне — за частностей в этом вопросе не хотят вести себя безнравственно с негодяями, применять к ним силу. При этом они за более строгое, чем принято в России наказание в случае серьезных последствий, и в наказание могут занизить ученику оценку за плохое поведение. Очевидно, не случайно китайцы отрицают при сомнениях россиян, прощение обид и выступают за месть за нанесенный ущерб. Моральное сознание русских, таким образом, неоднородно. Моральное сознание находится под сильным влиянием культуры религиозных, социальных факторов, традиций и т.д. Хотя русских отличает некоторый анархизм и одновременно конформизм в морали, он все же соблюдают принцип прощения обид, не хотят мстить. США. Тендерные различия. Моральное сознание отлично у женщин и мужчин. Например, женский образ достойного человека гораздо больше ориентирован на естественность и непринужденность в отношениях. Женский образ воплощенной добродетели также склонен больше проявлять искреннюю заботу о людях, одинаково ко всем относится, в отношениях бескорыстнее и чужие слабости для своей выгоды не использует. Он менее злопамятен, и не стремится быть ни экстравагантным, ни выставлять напоказ своих достоинств и заслуг. Филогенез морального сознания. За 5 лет с 1996-2001 у студентов значительно уменьшилась значимость цели жить для других людей. Упала значимость широкого круга общения, хорошей семьи, хотя в абсолютных значениях она остается на очень высоком уровне. Китай. С другой стороны, повысилась значимость материального достатка стать очень богатым хотят больше, хотя и на уровне тенденции. Также повысилась собственная ценность, гораздо больше опасаются деградации себя как личности. Таким образом, очевидны две явные тенденции. Во-первых, значимость социальных контактов и альтруизма в отношениях значимо падает. Во-вторых, намечается противоположная тенденция — в определенном смысле эгоизм как самосохранение что, по сути, и неплохо, но и эгоизм прагматичного типа материальный.

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мораль и нравственность составляют единую двойственную монаду мораль-нравственность. Если эта монада будет характеризоваться внутренней двойственностью, то это будет означать, что мораль и нравственность характеризуются совершенным единством. Если эта монада характеризуется внешней двойственностью, то это означает, что между моралью и нравственностью имеются различия. Если эти различия будут носить антагонистический характер, то мы будем иметь фактически монаду мораль- антимораль, а монада нравственность- антинравственность будут характеризовать взаимодополнительную монаду, характеризующую духовную составляющую. Но если монада и нравственность не антагонистичны, а взаимодополнительны, то мы получим уже другое семейство моральных частиц. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер осуждение или одобрение поступков, выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и не должном, достойном и недостойном и т.д. Таким образом, мы рассмотрели взаимодействие морали и религии, убедились в том, что они близки, но и значительно различимы по некоторым функциям. Также разобрали на конкретных примерах отличия этнических особенностей морального сознания в разных странах. Кроме того, следует учесть, что нормами морали можно влиять на общество.

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *