Функции методологии педагогики

Методология педагогики, её уровни и функции

Понятие «методология» педагогической науки.Термин «методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:

1) методология — это учение о научном методе познания;

2) методология — это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке;

3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Существует 2 уровня методологии: I уровень практической деятельности; II уровень науки.

I уровень: методология — как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

II уровень: методология как учение о принципах построения, формах и методах научного познания.

В науке признано существование иерархии методологий и выделяются:

-общенаучная методология(материалистическая диалектика, теория познания, логика);

-частно-научная(методология педагогики или др. науки);

-предметно-тематическая(методология дидактики, методология (отбора) содержания образования; методология повышения квалификации учителей математики и … т.д.)

В педагогикенаиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии:

-30.11.2011-3к.ф.Методология- учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

В этом определении соединены две группы инструментария — комплекс средств для познания педагогической реальности и технологии преобразования педагогической действительности.

Функции методологии педагогической науки:

1} гносеологическая (познавательная)функция — реализация этой функции обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, предметов;

2} праксеологическая (преобразовательная)функция — обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеоглогической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет её практическую значимость;

3} аксиологическая (оценочная)функция или функция критикиразвития педагогической науки — реализация этой функции способствует разработке системы

оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований,

инноваций и т.д.;

4) рефлексивнаяфункция — направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т.е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой себя — педагогической науки;

5) функция нормативного предписания- показывает «что должно быть и как»;

6) эвристическая (творческая)функция — заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Существует взаимосвязь двух уровней методологии педагогики — методологии практики и методологии науки, а именно:

1. В педагогике осуществляется процесс интеграции методологии науки и методологии практики;это означает, что методология педагогической науки определяет для практиков-педагогов условия, пути, способы решения педагогических задач, а методология практики обеспечивает ученых-педагогов информацией о целесообразности методологических инструментариев и технологий преобразования педагогической реальности.

2. Взаимообусловленность методологий практики и науки способствует теоретико-прикладному обеспечению разрешения научно-практических проблем;т.е. разработке методологического аппарата любого педагогического исследования как теоретических, так и практических проблем образования. Например, проведение диссертационных исследований, как в области педагогики, так и в др. научных областях невозможно без обоснования актуальности темы исследования, без постановки проблемы, целей, задач, без определения объекта и предмета, рабочей гипотезы, методов исследования, без разработки эксперимента — а всё это и составляет методологический аппарат исследования.

Взаимосвязь методологий практики и науки обеспечивает разработку целей, содержания, технологий инновационной педагогической деятельности, системы критериев эффективности инноваций и внедрение инноваций в педагогическую практику.

Разработан классификатор педагогических преобразований и инноваций:

Алгоритмы. Аналитические данные

Детерминизм педагогических явлений

Закономерности

Идеи

Изобретения в педагогике. Инновации

Квалиметрические данные

Комплексы педагогические

Концепции

Критерии оценки

Методологические разработки

Методы исследования и преобразования педагогических структур

Модели педагогические

Нормативы педагогические

Открытия в педагогике

Ошибки педагогические

Парадигма

Показатели состояния педагогических систем, процессов, результатов

Понятия

Правила. Приемы. Принципы. Проблемы

Прогнозы. Противопоказания. Рекомендации

Системы. Стандарты. Средства. Статистика в педагогике

Тезаурусы. Теоретические положения

Тенденции

Технологии

Условия функционирования и развития педагогических явлений

Формы деятельности

Эффективность преобразований, инноваций

2.2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике

1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.

2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы с целью необходимости её реформирования.

3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использоваться для моделирования нововведений.

4. Всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения уже не только практиков, но и учёных.

5. Проектирование инновационной модели обновлённой педагогической системы (от эскиза до, так называемых, рабочих чертежей).

6. Разработка практического осуществления известного закона перемены труда.

7. Построение алгоритма внедрения нового в практику.

8. Ввод в профессиональную лексику новых понятий и переосмысление старого профессионального словаря.

9. Защита педагогической системы от псевдоноваторства.

Глава 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований

Сущность и функции методологии педагогики

Методология, как и наука в целом рассматривается на современном этапе в двух аспектах: как система научных знаний и научной деятельности «по производству и применению методологических знаний». В этой связи, методология педагогики – это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о подходах, принципах, способах продуцирования научных знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний, обоснованию программы, логики, методов исследования, оценке качества исследовательской работы.

В области педагогики выделяют три основных вида деятельности: практическую, специально-научную, методологическую, осуществляемую в двух формах: методологического исследования и методологического обеспечения. Практическая, специально-научная, методологическая деятельности различаются по объектам, средствам, результатам (см. табл. 2).

Специально-научная теория, не являясь методологической по существу, выполняет методологическую функцию, является одним из источников методологического обеспечения по отношению к специально-научному исследованию более частного характера. Э.Г. Юдин, говоря об иерархической организации научного знания, подчеркивал, что знание более высокого уровня абстрактности выполняет методологические функции по отношению к более конкретному знанию. Фактически любая научная теория выполняет методологические функции. Например, культурологическая концепция содержания образования выполняет методологическую функцию по отношению к исследованиям в области дидактики, теории воспитания, частных методик. В этой связи, следует различать «методологическое знание» и «функционально-методологическое знание».

Рис. 4. Источники методологического обеспечения

педагогического исследования

Основными задачами методологического исследования является выявление закономерностей развития педагогической науки, разработка логики и норм педагогических исследования, анализ их понятийного аппарата и методов. Обеспечить исследование методологически – значить использовать имеющиеся методологические и функционально-методологические знания для предварительного обоснования логики и программы исследования, оценки качества его процедуры и результатов.

Методология педагогики выполняет две основные функции: дескриптивную (описательную) и прескриптивную (нормативную). Дескриптивная методология – учение о структуре науки (объект, предмет, теория, понятийно-терминологический аппарат, методы исследования, научные факты как эмпирический базис, проблемное поле), структуре научного знания (в педагогике – эмпирическое, теоретическое и нормативное знание), закономерностях научного познания. Прескриптивное (нормативное) методологическое знание выступает в форме методологических норм (предписаний, ориентиров), которыми необходимо руководствоваться в процессе исследования, с целью обеспечения его методологической корректности и качества.


Наличие двух функций методологии определяет и разделение оснований методологии педагогики на две группы – основания теоретические и нормативные. К теоретическим основаниям относятся следующие: определение методологии; общая характеристика методологии науки, её уровней (общефилософского, общенаучного, конкретно-научного, методики и техники исследования); методология как система знаний и деятельности; источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики; объект и предмет методологического анализа в области педагогики. Нормативными основаниями выступают: научно-педагогическое познание как форма духовного освоения мира (наряду со стихийно-эмпирическим и художественно-образным отражением действительности); определение принадлежности работы в области педагогики к науке (характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, понятийно-терминологическая однозначность); типология педагогических исследований; методологические характеристики исследования, сквозь призму которых ученый осуществляет рефлексию процедуры и результатов собственного исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, положения, выносимые на защиту, новизна, значение для науки, значение для образовательной практики; логика педагогического исследования.


Рекомендуемая литература

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А. Андреев. – М., 2002. – 264 с.

4. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учеб. для пед. вузов / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

6. Северин, С.Н. Введение в нормативную методологию педагогики: пособие / С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2008. – 81 с.

8. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 541 с.

9. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 421 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *