Манипуляции по педиатрии

1.2. Перечень медицинских манипуляций, выполняемых медицинской сестрой врача-терапевта участкового.

Манипуляции санитарно-эпидемические:

  • Санитарная обработка больного.

  • Приготовление дезинфицирующих растворов.

  • Дезинфекция предметов ухода за больным.

  • Обеззараживание рук.

  • Предстерилизационная очистка медицинских инструментов.

  • Пользование стерильным биксом.

  • Укладка в биксы перевязочного материала, одежды, белья

  • Накрытие стерильного стола.

Манипуляции по транспортировке пациента:

  • Транспортировка тяжелобольного внутри учреждения.

  • Перемещение тяжелобольного в постели.

Манипуляции гигиенические:

  • Приготовление и смена постельного белья тяжелобольному.

  • Пособие по смене белья и одежды тяжелобольному.

  • Уход за кожей тяжелобольного пациента.

  • Уход за волосами, ногтями, бритье тяжелобольного.

  • Проведение туалета ушей (уход за ушами).

  • Проведение туалета носа (уход за носом).

  • Уход за глазами.

  • Уход за полостью рта тяжелобольного.

  • Очищение кожи лица и шеи.

  • Уход за промежностью и наружными половыми органами тяжело­больных.

  • Подача судна и мочеприемника.

  • Пособие при мочеиспускании тяжелого больного.

  • Пособие при недержании мочи.

  • Пособие при дефекации тяжелого больного.

  • Пособие при недержании кала.

  • Подмывание.

Манипуляции лечебно-диагностические:

• Измерение массы тела.

  • Измерение толщины кожной складки (пликометрия).

  • Измерение окружности головы,

  • Измерение роста

  • Измерение окружности грудной клетки.

  • Измерение частоты дыхания.

  • Термометрия (общая).

  • Построение графика температурной кривой.

  • Исследование пульса.

  • Измерение артериального давления на периферических артериях.

  • Определение суточного диуреза.

  • Размещение тяжелобольного в постели.

  • Оценка степени риска развития пролежней.

  • Профилактика пролежней.

  • Оценка степени тяжести пролежней.

  • Оценка интенсивности боли.

  • Применение мази, пластыря, присыпки.

  • Закладывание мази за веко.

  • Закапывание капель в нос, уши, глаза.

  • Промывание глаз.

  • Пользование ингалятором.

  • Подача кислорода.

  • Пособие при рвоте.

  • Промывание желудка.

  • Постановка газоотводной трубки.

  • Постановка диагностической клизмы.

  • Постановка очистительной клизмы.

  • Постановка сифонной клизмы.

  • Постановка масляной клизмы.

  • Постановка гипертонической клизмы.

  • Введение лекарственных средств с помощью клизмы

  • Спринцевание влагалища.

  • Катетеризация мочевого пузыря.

  • Постановка банок.

  • Постановка горчичников.

  • Постановка пиявок.

  • Постановка согревающего компресса.

  • Применение грелки.

  • Применение пузыря со льдом.

  • Приготовление лечебной ванны.

  • Определение основных групп крови (А, В, 0).

  • Определение резус-принадлежности.

  • Проба на совместимость перед переливанием крови.

  • Снятие ЭКГ.

  • Взятие мазка из зева для бактериологического исследования.

  • Взятие мазка из носа для бактериологического исследования.

  • Сбор мокроты для лабораторного исследования.

  • Взятие крови из пальца.

  • Анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты.

  • Определение водного баланса.

  • Сбор мочи для лабораторного исследования.

  • Анализ мочи по Зимницкому (проведение пробы по Зимницкому).

  • Сбор мочи по Нечипоренко.

  • Сбор кала на исследование.

  • Подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии.

Манипуляции по выполнению инъекций:

  • Набор дозы лекарственного препарата.

  • Разведение лекарственных средств.

  • Подкожное введение лекарственных средств.

  • Внутрикожное введение лекарственных средств.

  • Внутримышечное введение лекарственных средств.

  • Венепункция.

  • Сбор системы для капельного введения.

  • Внутривенное введение лекарственных средств.

Манипуляции по уходу за дренажами и катетерами:

  • Уход за дренажом.

  • Уход за трахеостомой.

  • Кормление тяжелобольного через рот и назогастральный зонд.

  • Питание больного через гастростому.

  • Обработка пуповинного зонда и кожи вокруг гастростомы.

  • Уход за постоянным мочевым катетером.

  • Уход за внешним мочевым катетером.

  • Уход за цистостомой и уростомой.

Манипуляции по обучению медицинскому уходу:

  • Обучение самоуходу.

  • Обучение членов семьи пациента технике его перемещения и раз­мещения в постели.

  • Обучение пациента самопомощи при перемещении в постели и кресле.

• Обучение близких уходу за тяжелобольными.

Манипуляции неотложной доврачебной помощи:

• Проведение первичного реанимационного комплекса.

• Перевязки при нарушениях целостности кожного покрова.

• Наложение всех видов повязок.

• Иммобилизация при переломах костей.

• Остановка кровотечений из поверхностно расположенных сосудов.

• Оказание неотложной доврачебной помощи при лёгочном кровотечении.

• Оказание неотложной доврачебной помощи при заболевании органов дыхания.

• Оказание неотложной доврачебной помощи при заболевании органов кровообращения.

• Оказание неотложной доврачебной помощи при желудочно-кишечном кровотечении.

«Сестринское дело в педиатрии» для сдачи экзамена по допуску лиц, не завершивших

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

по дисциплине

«Сестринское дело в педиатрии»

ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ДОПУСКУ ЛИЦ, НЕ ЗАВЕРШИВШИХ

ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО

МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ЛИЦ С ВЫСШИМ

МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОЛЖНОСТЯХ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО

ПЕРСОНАЛА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ББК

57.3

Ф 94

Рецензент: зам. главного врача МУЗ ГДКБ №1 по работе с сестринским персоналом Оленева И.Ю.

Редакционный совет: Тюльпанова О.Ю., Коновец Л.Н.

Составители: Фукалова Н.В., Лисихина Н.В.

Сборник алгоритмов сестринской деятельности по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии». Учебное пособие для студентов медицинских колледжей и техникумов / Н.В. Фукалова, Н.В. Лисихина –

Красноярск: Красноярский медико-фармацевтический колледж, 2009.

НАСТОЯЩИЙ СБОРНИК СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ О НАЙБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ МАНИПУЛЯЦИЯХ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ПЕДИАТРИЧЕСКОГО . РЕКОМЕНДОВАН СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО», А ТАК ЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПУСКА ЛИЦ, НЕ ЗАВЕРШИВШИХ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ЛИЦ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОЛЖНОСТЯХ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Стр.

Предисловие……………………………………………………………………………………

  1. Измерение массы тела (возраст до 2 лет) …………………………………………… .

  2. Измерение массы тела (возраст старше 2 лет) ……………………….……………….

  3. Измерение длины тела (у детей до 1 года) ……………………………………………

  4. Измерение длины тела, стоя (дети старше года) ……………………………………

  5. Измерение окружности грудной клетки …………………………………………..…

  6. Измерение окружности головы ………………………………………………………

  7. Подготовка матери и ребенка к кормлению грудью …………………………………

  8. Кормление из рожка ……………………………………………………………………

  9. Кормление новорожденного через зонд ………………………………………………

  10. Контрольное кормление (взвешивание) ………………………………………………

  11. Измерение температуры тела в паховой складке и подмышечной области ……….

  12. Пеленание новорожденного …………………………………………………………..

  13. Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка (в условиях стационара)…

  14. Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка (в домашних условиях)….

  15. Обработка пупочной ранки ……………………………………………………………

  16. Подмывание новорожденного и грудного ребенка ………………………………….

  17. Применение грелок для согревания новорожденного ………………………………

  18. Уход за ногтями ребенка ………………………………………………………………

  19. Гигиеническая ванна для грудного ребенка ………………………………………….

  20. Постановка горчичников детям раннего возраста …………………………………..

  21. Методы физического охлаждения …………………………………………………….

  22. Закапывание капель в ухо ……………………………………………………………..

  23. Закапывание капель в глаза ……………………………………………………………

  24. Закапывание капель в нос ……………………………………………………………..

  25. Согревающий компресс на ухо ……………………………………………………….

  26. Фракционное желудочное зондирование …………………………………………….

  27. Фракционное дуоденальное зондирование ……………………………………………

  28. Промывание желудка ………………………………………………………………….

  29. Соскоб на энтеробиоз ………………………………………………………………….

  30. Постановка очистительной клизмы новорожденному и грудному ребенку………

  31. Лекарственная клизма ………………………………………………………………….

  32. Мазок из зева и носа ……………………………………………………………………

  33. Мазок из носоглотки на менингококк ……………………………………………….

  34. Введение вакцины АКДС …………………………………………………………….

  35. Сбор мочи на общий анализ у девочек раннего возраста …………………………..

  36. Алгоритм оценки анализов мочи по различным методикам ………………………..

  37. Туалет слизистой полости рта …………………………………………………………

  38. Лечебная ванна (для грудного ребенка)………………………………………………

  39. Оральная регидратация ………………………………………………………………..

  40. Набор лекарственного средства из флакона ,…………………………………………

  41. Набор лекарственного средства из ампулы ………………………………………….

  42. Внутрикожная инъекция ………………………………………………………………

  43. Постановка пробы Манту ……………………………………………………………..

  44. Подкожная инъекция …………………………………………………………………..

  45. Внутримышечная инъекция ……………………………………………………………

  46. Разведение антибиотиков и введение необходимой дозы ребенку ………………..

  47. Внутривенная инъекция ……………………………………………………………….

  48. Дача кислорода ребенку из кислородной подушки с помощью маски …………….

  49. Литература………………… ……………………………………………………………

Предисловие

В современных условиях одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения. Реализация национального проекта «Здоровье» предусматривает обеспечение качественной медицинской помощи населению Российской Федерации, что невозможно осуществить без наличия грамотных высококвалифицированных медицинских работников среднего звена, подготовка которых осуществляется медицинскими колледжами и техникумами в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Одной из основных функций медицинской сестры является функция мотивированного ухода. Известно, что качество работы становится более высоким, если она выполняется осознанно, с мотивацией и обоснованием каждого этапа. Именно этот принцип и положен в основу настоящего пособия.

Данное учебное пособие содержит стандарты профессиональной деятельности медицинских сестер педиатрического профиля.

Учитывая, что основным элементом деятельности среднего медицинского работника является выполнение лечебных, диагностических манипуляций и процедур, в настоящем пособии особое внимание уделяется техническим этапам их выполнения.

Измерение массы тела (возраст до 2 лет).

Показания:

-оценка адекватности питания ребенка;

-оценка физического развития.

Оснащение:

-чашечные весы;

-резиновые перчатки;

-емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

-бумага и ручка.

Обязательное условие: Взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить маме/родственникам цель исследования.

Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании.

Установить весы на ровной устойчивой

поверхности. Подготовить необходимое

оснащение.

Достижение достоверности измерения.

Обеспечение чёткости выполнения процедуры.

Проверить, закрыт ли затвор весов.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Обработать лоток дезинфицирующим раствором с

помощью ветоши.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Постелить на лоток сложенную в несколько раз

пелёнку ( следить, чтобы она не закрывала шкалу

и не мешала движению штанги весов).

Создание комфортных условий ребёнку.

Установить гири на нулевые деления. Открыть

затвор. Уравновесить весы с помощью вращения противовеса ( уровень коромысла должен совпадать

с контрольным пунктом).

Достижение достоверности исследования.

Закрыть затвор.

Сохранение правильной регулировки весов.

Выполнение процедуры

Уложить ребёнка на весы головой к широкой

части (или усадить).

Достижение достоверности результатов.

Открыть затвор. Передвинуть «килограммовую»

гирю, расположенную на нижней части весов, до

момента падения штанги вниз, затем сместить

гирю на одно деление влево. Плавно передвинуть

гирю, определяющую граммы и расположенную

на верхней штанге, до положения установления равновесия.

Обеспечение правильности взвешивания и

получения реальных результатов.

Закрыть затвор и снять ребёнка с весов.

Сохранение правильной регулировки весов.

Завершение процедуры

Записать показатели массы тела ребёнка

(фиксируются цифры слева от края гири).

Обеспечение преемственности в передаче

информации.

Убрать пелёнку с весов.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Протереть рабочую

поверхность весов дезинфицирующим средством.

Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Измерение массы тела ( возраст старше 2 лет ).

Показания:

— оценка адекватности питания ребенка;

— оценка физического развития.

Оснащение:

— чашечные весы;

-резиновые перчатки;

-емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

-бумага и ручка.

Обязательное условие: Взвешивать ребенка натощак, в одно и тоже время, после акта дефекации.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре.

Объяснить маме/родственниками цель

исследования.

Обеспечение права родителей на информацию, их осознанное участие в исследовании.

Установить весы на ровной устойчивой

поверхности. Подготовить необходимое

оснащение.

Достижение достоверности измерения.

Обеспечение чёткости выполнения процедуры.

Проверить, закрыт ли затвор весов.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

обработать лоток дезинфицирующим раствором

с помощью ветоши.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Постелить на площадку весов салфетку.

Установить гири на нулевые деления. Открыть

затвор. Уравновесить весы с помощью вращения противовеса ( уровень коромысла должен

совпадать с контрольным пунктом).

Создание комфортных условий ребёнку.

Достижение достоверности результатов

исследования.

Закрыть затвор.

Сохранение правильной регулировки весов.

Выполнение процедуры

Предложить и помочь ребёнку встать (без обуви)

на центр площадки весов.

Достижение достоверности результатов.

Открыть затвор. Передвинуть «килограммовую»

гирю, расположенную на нижней части весов,

до момента падения штанги вниз, затем сместить

гирю на одно деление влево. Плавно передвинуть

гирю, определяющую граммы и расположенную

на верхней штанге, до положения установления равновесия.

Обеспечение правильности взвешивания и

получения реальных результатов.

Закрыть затвор и помочь ребёнку сойти с

площадки весов.

Обеспечение правильности взвешивания и

получения реальных результатов.

Записать показатели массы тела ( фиксируя

цифры слева от края гири). Сообщить

результаты маме.

Обеспечение преемственности в передаче

информации. Обеспечение права ребёнка/

родителей на информацию.

Убрать салфетку с весов.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Протереть рабочую поверхность весов дезинфицирующим средством. Снять перчатки,

вымыть и осушить руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *