Первичный социальный контроль семьи

Функция первичного социального контроля

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123

Основные понятия психологии семьи

1 Функции семьи

2 Структура семьи

3 Динамика семьи

Определение семьи:

Семья – это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.

Функции семьи

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

Классификация потребностей по А. Маслоу – 6 уровней. Более простая – потребность в безопасности, привязанности и достижений.

Функции семьи по потребности:

Воспитательная функция

Состоит в удовлетворении членами семьи их

— индивидуальных психологических потребностей (в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях);

— обеспечивает отношений с социумом (воспитывая детей, реализуем функцию социализации подрастающего поколения);

— обеспечение преемственность поколений (Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья).

Функция эта является достаточно длительной – от рождения до взрослости.

Хозяйственно-бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья – физического, психического и социального.

В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

Функция эмоционального обмена

Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать – это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите.

Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен.

Соответственно поскольку семья – это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер.

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

Коммуникативная функция

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

Функция первичного социального контроля

Цель общества – не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья – малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм – важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны).

Основные функции современной семьи

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества. Удовлетворение потребностей в детях, в продолжении рода.
Воспитательная Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. Получение хозяйственно- бытовых услуг одними членами семьи от других.
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги).
Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, включая прародителей. Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недопустимое поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи.
Сфера духовного Общения Развитие личности членов семьи. Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза.
Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной культуры. Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение духовных интересов.
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.
Сексуальная Сексуальный контроль. Удовлетворение сексуальных потребностей.

Ведущая роль в современной семье принадлежит супругам, которые со временем становятся еще и родителями. Поэтому все многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют супружеские функции, вторую — родительские.

В группу супружеских функций входят функции духовного (культурного) общения, хозяйственно-бытовая, управленческая (оба супруга являются организаторами жизнедеятельности семьи в целом), функция первичного социального контроля, представительская функция (супруги представляют семью, выступают от ее имени во всех других ячейках общества — организациях, учреждениях, семьях и проч.), эмоциональная, сексуально-эротическая и другие.

Группа родительских функций включает функции рождения и воспитания (первичной социализации) детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных (недееспособных) членов семьи.

Остановимся более подробно на существенных характеристиках важнейших из названных семейных функций.

Функция духовного (культурного) общения проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Ее составными компонентами являются: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи во взаимодействии со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством, влияние семьи на многообразие связи своих членов с окружающей природной и социальной средой.

Счастливый брак предполагает такой диалог супругов, в процессе которого происходит обмен мыслями (информацией) и преимущественно положительными эмоциями. Необходимым условием такого обмена является четкая система хорошо усвоенных нравственных норм и правил. Главное назначение этой функции — обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания в семье. Поэтому совершенствование духовных отношений предполагает повышение культуры общения. Супружеское общение — одна из сфер самореализации личности. Оно не имеет себе равных по глубине и близости умственных и особенно эмоциональных контактов.

Основой культуры духовного общения между супругами является, прежде всего, отношение к партнеру как к равному себе. В ходе такого общения супруги совершенствуют себя, свое умение сотрудничать с другими людьми. Если же один из супругов считает себя выше другого, может быть нарушено не только взаимопонимание, но и произойти разрыв отношений. Поэтому так важно уважать друг друга, обеспечивать взаимную моральную поддержку, что в конечном итоге помогает сохранить душевное спокойствие и приводит к эмоциональному сближению.

Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о неудачах и обидах, получать совет по волнующему вопросу, восстанавливать и пополнять свои физические и душевные силы и таким образом поддерживать хороший жизненный тонус.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм и правил членами семьи, особенно теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Нельзя не учитывать тот факт, что семья устанавливает отношения и поддерживает связи с государственными учреждениями, общественными организациями, трудовыми коллективами, другими (родственными, дружескими, соседскими) семьями, отдельными лицами. Эта сфера ее жизнедеятельности связана с реализацией представительской функции.

Благодаря этой функции семья вступает во взаимодействие с социальным миром, устанавливая с другими социальными общностями экономические, идеологические, юридические, общекультурные, эмоциональные и другие отношения, представляет себя как первичную ячейку общества.

К числу важнейших относится и хозяйственно-бытовая (экономическая) функция семьи, которая направлена на удовлетворение ее материальных потребностей (в пище, жилье, одежде, предметах первой необходимости и т.д.), содействует сохранению физических сил и здоровья всех членов семейной группы.

Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности.

Как отмечают исследователи, влияние экономической функции на внутрисемейные отношения может быть двояким. Справедливое распределение хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами, старшими и младшими поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашнего труда, когда он взваливается в основном на женщину, а муж выступает в роли «хозяина», дети — лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих сил.

Немаловажное значение в системе супружеских отношений имеет сексуально-эротическая функция. Значение этой функции в современной семье существенно возросло. Брак рассматривается как союз, созданный, прежде всего, на эмоциональной связи, и поэтому не последнее место в этом союзе отводится удовлетворению сексуально-эротических потребностей брачных партнеров. В последнее время многие исследователи проблем брака и семьи отмечают, что именно семейно-сексуальные дисгармонии нередко являются причиной несогласия в семье, источником напряженности в супружеских отношениях.

В то же время семья позволяет осуществлять регулирование сексуально-эротической направленности поведения супругов, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества. Не случайно в качестве одной из важнейших функций семьи является репродуктивная (функция деторождения или биологического воспроизводства населения). Исследователи выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный.

Попытки изучения репродуктивного поведения населения и регулирования деторождения предпринимались уже в глубокой древности. Платон, например, считал: для того, чтобы идеальное государство было управляемым, оно должно иметь немногочисленное население. Поэтому избыток людей необходимо выселять в колонии. Свои взгляды относительно идеального государства в плане народонаселения высказывал и Аристотель. С целью регулирования количества населения он предлагал принять специальный закон о браке, согласно которому запрещалось иметь детей мужчинам до 37, а женщинам — до 18 лет. Аристотель полагал, что избыток населения опасен для государства: часть граждан не имеет возможности получить землю и впадает в бедность, вследствие этого в обществе растет возмущение и преступность. Чтобы избежать подобных негативных явлений, связанных с перенаселением, он предлагал в качестве средства регулирования численности граждан умерщвлять больных детей и «лишних» новорожденных.

Впервые государственные законы, направленные на упрочение семьи и стимулирование деторождения, были разработаны и внедрены в практику общественной жизни при римском императоре Августе. Этими законами учреждалось обязательное вступление в брак представителей всаднического и сенаторского сословий. Согласно им, вводился ряд ограничений для холостяков и бездетных; определялись различные преимущества для всех имеющих детей римских граждан, имеющих детей, в том числе и для женщин; предусматривалось усиление власти главы семьи; устанавливалось строгое наказание за прелюбодеяние.

В настоящее время различные государства с целью регулирования деторождения вырабатывают и проводят в жизнь специальную демографическую политику, которая включает в себя экономические, социальные и юридические мероприятия, направленные на достижение желаемого типа репродуктивности семьи. Однако до сих пор этот процесс не получается сделать управляемым. Даже всемирно известные ученые признают, что им пока не удалось установить те закономерности общественного развития, которые определяют переход от высокой рождаемости населения к низкой, а затем — к относительно стабильному ее состоянию. Опираясь на эти закономерности можно было бы с научной основательностью объяснить многие проблемы, которыми характеризуются демографические процессы в разных регионах мира.

Детей нужно не только воспроизвести на свет, но и воспитать, дать им образование, ввести в сложный мир человеческих отношений. Поэтому наряду с репродуктивной существенное значение приобретает тесно связанная с нею воспитательная функция семьи. В рамках реализации этой функции удовлетворяется индивидуальная потребность каждого из супругов в материнстве или отцовстве, контактах с детьми, их личностное формирование. В ходе выполнения воспитательной функции семья в первую очередь обеспечивает первичную социализацию ребенка и становление его психических (интеллектуальных) черт и личностных качеств, вплоть до достижения им социальной зрелости. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви.

Следует иметь в виду, что семья оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого своего члена в течение всей его жизни. При этом не только родители влияют на детей, но и дети на родителей и других взрослых членов семьи, побуждая их к самосовершенствованию.

Жизнь семьи весьма многогранна. Каждая функция семьи социальна. Социальный характер функций семьи определяется в первую очередь тем, что семья является первичной ячейкой общества, поэтому общество оказывает влияние на нее, создавая тот или иной тип семейной группы. В свою очередь, семья также оказывает немаловажное воздействие на развитие и образ жизни общества: в результате осуществления семейных функций удовлетворяются жизненно важные потребности не только членов семьи, но и общества в целом — в физическом и духовном воспроизводстве самого человека, населения страны и мира. Вместе с тем функции семьи не остаются неизменными: в зависимости от социальных условий происходят изменения в их содержании и значимости. Кроме того, в отдельно взятых семьях возможно нарушение тех или иных семейных функций, что, естественно, сказывается на особенностях ее жизнедеятельности. Так, например, в настоящее время качественно изменилась функция первичного социального контроля, повысился уровень терпимости к рождению внебрачных детей, супружеским изменам и т.п. Среди субъективных факторов, которые негативно отражаются на реализации семьей ее важнейших функций, можно выделить такие, как:

¾ личностные особенности членов семьи и прежде всего супругов (темперамент, характер, мировоззренческие установки, ценностные ориентации и др.);

¾ особые условия семейной жизни (раздельное проживание членов семьи; отсутствие собственного жилья и финансовых возможностей для организации совместной жизни, например, у супругов-студентов; контрактно-договорное заключение брака и т.п.);

¾ характер взаимоотношений между членами семьи, а также уровень их сплоченности и взаимопонимания (нестабильная, дезорганизованная семейная атмосфера, конфликтная обстановка и т. п.)

Литература

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М., 1998.

2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.

3. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чеш. – М., 1988.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

5. Желдак И.М. Искусство быть семьей. — Минск, 1998.

6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.

7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Г. Силяевой. – М., 2002.

8. Семья на пороге третьего тысячелетия / Гл. ред. А.И. Антонов. – М., 1995.

9. Соловьев Н.Я. Семья в советском обществе и некоторые ее функции // Культура семейных отношений. – М., 1980.

10. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987.

11. Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых / Сост. Т.А. Разумовская. – М., 1990.

12. Харчев А.Г., Мацковский А.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 1978.

13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. — М., 2000.

14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

16. Семья как первичный институт социализации

16. Семья как первичный институт социализации.

Интерес к проблеме социализации, в частности в семье, не угасает на протяжении многих лет в силу высокой значимости социализации ребенка для его дальнейшей жизни в обществе.

По инициативе Президента России двух тысячи восьмой год был объявлен в нашей стране Годом семьи. Обращаясь к парламентариям, глава государства подчеркнул, что проведение в России Года семьи позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей. Важность семьи как первичного института социализации признается на государственном уровне. Именно социологические исследования семьи служат прочным основанием для выработки государственной социальной политики. В позитивном развитии семьи, ее сохранении, заинтересованно общество, государство в прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социализирующая функция семьи является определяющей в становлении человеческой личности.

Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. (Мудрик)

Одним из основных институтов социализации является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.

Ребенок не рождается членом общества. «Он рождается с предрасположенностью к социальности и затем становится членом общества». Всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть называется социализацией. Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его, общества.

Понятно, что первичная социализация обычно является наиболее важной для индивида, поскольку в процессе первичной социализации конструируется первичный мир индивида и именно семья (в обычных условиях) выступает тем самым первичным проводником индивида, первой ступенью социализации, условием и источником его развития. Из институтов социализации, рассматриваемых по отдельности, именно семья была и остается самым важным и влиятельным.

Семья — важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется ря­дом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический — структура семьи (большая, включая дру­гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный — образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и — что для нас еще важнее — коренным изменением своих эмоцио­нально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь услож­няет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

— Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений — родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родите­ли не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообра­зие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями — сестрами), тетками, дядьями и др.

— Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «муж­ского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в до­машнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

— В-третьих, поскольку отношения супругов все более определя­ются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

— В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения де­тей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного време­ни вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской вла­сти сегодня часто не срабатывает — на смену ему должен прихо­дить авторитет личности родителей.

Социализирующие функции семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином воз­растном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

  • Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья иг­рает определяющую роль, которая не может быть компенсиро­вана другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается веду­щим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

  • Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типиза­ции, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписы­ваемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенче­ские образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих воз­растных этапах, помогая или мешая формированию психологиче­ского пола подростка, юноши.

  • В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благопо­лучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социали­зации образовательный уровень семьи, интересы ее членов ска­зываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

  • В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным. В частности, исследования показывают, что выбор супру­га и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не уда­лось успешно решить в семье свои детские конфликты или пробле­мы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

  • В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтниче­ских отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

  • В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, усто­ять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой само­развития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Семья как институт социализации ребенка методическая разработка

Семья как институт социализации ребенка

Выполнила: Вахитова А.Г., воспитатель

1квалификационной категории

Кутерем – 2017

Введение………………………………………………………………………….3

1. Социализация ребенка……………………………………………………….4

2. Семья как институт первичной социализации ребенка……………………7

3. Формирование гармоничных взаимоотношений в семье.…………………8

4. Классификация стилей воспитания………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы…………………………………………………………….14

Введение

Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины… Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно считается основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всей жизни.

Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Объектом социализации является человек. В нашем случае – ребенок. Семья – это первичный институт социализации и одновременно является субъектом.

Данной теме уделяется много внимания, потому что именно в семье начинается развитие ребенка, его воспитание. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих первичных умений ребенок не сможет стать полноценным членом общества.

1. Социализация ребенка.

Социализация ребенка неотделима от воспитания. Ведь дети учатся не только на примерах взрослых, подражая им. Изменения в жизни, экономической, политической и прочих ее сферах настолько быстры, что малышам придется жить в том мире, который существенно отличается от мира родителей. Поэтому эффективность воспитания должна оцениваться не по тому, сколько передали опыта и знаний, а по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не могло быть в жизни родительского поколения. Любая семья имеет особые возможности задать детям ориентиры их социального поведения на всю последующую жизнь.

В семье ребенок набирается уроков взаимоотношений полов и будущей семейной жизни. Формируется характер, уровень самооценки и самокритичности. Здесь же он развивается умственно, физически, психологически. Интересы членов семьи, их образовательный уровень сказываются на интеллектуальном развитии детей, закладываются стремления к образованию и самообразованию.

Помимо этого семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами и ролями. Недостаток внимания со стороны родителей приводит к детским конфликтам и не появляется связь с ребенком.

В процессе воспитания закладываются и формируются ценностные ориентации человека, которые проявляются в отношениях, определяющие его стиль жизни, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Большую роль семья играет в процессе социального развития человека. Так как одобрение, поддержка, безразличие или осуждение влияют на детей, помогают адаптироваться к различным ситуациям, искать выход из сложных жизненных ситуаций.

Целью семьи можно считать – обучение: гигиене, бытовым умениям, культуре общения; развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств; развитию способностей (спортивных, художественных, образовательных).

Современные разводы и рождение второго ребенка или вне брака отражаются на психике детей. Причинами такого могут быть – неразвитое чувство ответственности, долга, легкомысленное отношение к браку, подозрительностью…

Расширение бытовых удобств повлекло за собой проблемы. Они ограничивают участие детей от домашнего труда. Данную ситуацию усугубили и сами родители, когда стараются оградить ребенка от труда и помощи по дому. Такие дети вырастают эгоистами, которые считают, что родители обязаны их обслуживать.

Сложности семейного воспитания связаны с деятельностью массовой информации, с формируемыми кино, прессой, телевидением, радио образами людей, которым хочется подражать, считать идеалом, быть в чем-то похожим.

Так, хулиганы, антигерои, наркоманы в фильмах и компьютерных играх воспринимаются как наблюдаемые в жизни. Таких героев подают без нравственной оценки, что приводит к дезадаптации общественного мнения подростков.

Правильная позиция семьи может нейтрализовать такие сложности в воспитании, как участие СМИ и пр. Или, наоборот, возрасти в результате ее ошибок. Если в семье четко стоят цели и задачи, которые она стремиться достичь, то ребенок вырастет более уверенным в своих силах, подготовленным к жизни.

В каждой семье есть две крайности. Одна, когда родители считают, что ребенок еще маленький, чтобы помогать по дому, сходить в магазин и т.д. Они сознательно ограждают его от работы. Или же, наоборот, заставляют его делать что-то с помощью «кнута» и «пряника». Это не лучший метод воспитания.

Почему-то укоренилось мнение, что родители обеспечивают, а школа должна учить. Это не правильно. В такой семье существует непонимание того, что они перенимают, прежде всего, пример родителей, их поведение, атмосферу и общение в семье.

Вторя крайность – гиперопека. Когда детей отстраняют от дел семьи. От участия в зарабатывании и распределении средств. При этом сами родители лучше знают, что необходимо их детям и заставляют последних посещать кружки музыки, шахмат…. В то время, когда дети не хотят этим заниматься. Это приведет к тому, что навязанный образ жизни отторгнется, появится отчуждение у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В таких условиях малыш растет неуравновешенным, неискренним, замкнутым.

В семье, где стоит постоянный контроль и присутствует авторитарный стиль, происходит отчуждение взрослых от младших, враждебность по отношению к окружающим, агрессия и протест. Это связано с тем, что контроль над мыслями, желаниями, поведением приводит к сопротивлению ребенка. За это его наказывают и бьют. Дети, вырастающие в таких семьях, бывают озлобленными, пассивными и апатичными.

В демократической семье родители стараются установить хорошие отношения с детьми, привлекают их к решению проблем, поощряют инициативу и самостоятельность. В таких условиях все обсуждается, объясняется. Ценится независимость и послушание. Ребенок вырастает самостоятельным, активным, дружелюбным, ответственным.

В реальности эти стили воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно, встречаешь смешанный стиль или компромиссный.

Доброжелательная, здоровая атмосфера создает условия для развития ребенка и взрослого. Дает пристанище среди невзгод, где можно получить помощь и поддержку, любовь и признание. Каждый человек стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.

И от того, какие культура, атмосфера, цели и принципы, финансовые возможности и отношения царят в семье – зависит самореализация и развитие полноценного человека. Цели семьи переходят и к ребенку. Он начинает стремиться к ним, старается оказать помощь в достижении их своим родителям.

2. Семья как институт первичной социализации ребенка

Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций. Но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

3.Формирование гармоничных взаимоотношений в семье

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье — это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека — все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний.

Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности. Главное в установлении диалога — это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка — значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность — таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1. Принимать активное участие в жизни семьи;

2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

6. Уважать право ребенка на собственное мнение;

7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

8. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

4. Классификация стилей воспитания

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания:

— демократический

— авторитарный

— попустительский

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». При попустительском стиле ребенок предоставляется самому себе.

Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

Заключение

Таким образом, анализирую роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится (или должна становиться) тем первым домом, к котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях (именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера), а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними.

Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Как известно, все великие истины могут быть выражены очень кратко, несколькими словами. Такими словами в вопросе о том, как вести себя с ребенком, как сделать из него достойного человека, как привить ему любовь к знаниям, стремление к совершенствованию и помощи людям могут служить слова: “Искренне любите дитя свое – остальное приложится ”. Хочется, чтобы настоящие и будущие родители поняли это, поняли великую силу любви чистой, искренней, очищающей.

Список литературы:

1. Андреева, Т.А. Психология семьи.-СПб.:Речь,2010.-384с.

2. Гараганов А.В. Причинная психотерапия. -М.: Психотерапия, 2006.-525с.

3. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов.-СПб.: Питер,2006.-176с.

4. Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение.-М.: Сфера,2006.-108с.

5. Лоренц К. Агрессия. — СПб.: Директмедиа Паблишин, 2008.-485с.

7. Никандров В.В. Психология. — М.: Ролтерс Клувер,2009.-984с.

8. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков-СПб.:Речь,2006.-336с.

9. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей-М.: Генезис, 2010. — 187с.

См.: Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей-М.: Генезис, 2010. С. 187.

См.: .Лоренц К. Агрессия. — СПб.: Директмедиа Паблишин, 2008. С. 485.

Семья как институт первичной социализации ребенка

 сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

 духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

 социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

 досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

 эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей и др. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.

Уже в пренатальном периоде (до рождения) ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери. Ершова Т. И. и Микиртумов Б. Е. отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др. Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка. Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают, что первые полтора часа после рождения – самый критический период для успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, систематические наказания – все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, “ему трудно создать близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный круг изолированности…”. Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как “соучастник” (в лучшем смысле этого слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в детстве.

В заключении можно сказать, что анализ состояния семейной сферы в России свидетельствует о явном неблагополучии. В условиях социально-экономической нестабильности растет уровень тревожности, агрессивности, конфликтности как среди взрослых, так и среди детей. Отрицательно действует на подрастающие поколение и переживаемая нами девальвация самого института семьи. Традиционно в российском менталитете складывалось бережное отношение к семье, проявлялось, правда, не всегда этично, стремление во что бы то ни стало сохранить семейный союз. Развод и размолвки между родителями – это трагедия для ребенка. причина тревожности, дискомфорта и чувства отчужденности. Е Селезнев в статье «Главная педагогия – родительский дом» приводит следующие данные. Подростки отвечали на анкету об их будущей семье. На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы ваша семья была похожа на семью ваших родителей?» _ большинство отвечало категорическим: «Нет». Большинство планировало для своей будущей семьи большее, чем в родительской, количество любви, уважния, взаимного внимания и помощи, иные отношения к детям.

3. Особенности первичной социализации.

Здесь мы определим понятие, средства и агенты первичной социализации; рассмотрим влияние семьи на ребенка; охарактеризуем процесс принятия роли как один из важнейших составляющих социализации.

Существуют различные подходы к обозначению социализации детей дошкольного возраста. Так, например, Н.В. Анддреенкова, Я.И. Гилинский, Г. М. Андреева вводят понятие «ранняя социализация», А. В. Мудрик, И. Н. Зарецкая употребляют термин «первичная социализация». Мы будем употреблять термин «первичная социализация».

Первичная социализация охватывает время от рождения ребенка до поступления его в школу, то есть те периоды, которые в возрастной психологии именуются: младенчество, раннее детство. дошкольное детство.

Средствами первичной социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

К агентам первичной социализации относят – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников. Первичная социализация осуществляются в семье, где складываются первые представления о мире, о добре и зле, где ребенок и осознает себя.

У ребенка в данный период происходит накопление элементов системы ценностных ориентации в сфере обществен­ных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоцио­нальным освоением, закреплением в деятельности, постепенно находящее аде­кватно мотивированное выражение.

С точки зрения Т. Парсонса, семья — основной орган социализации, мать и отец — главные творцы личности, ребенок — пустой сосуд, который надо на­полнить культурой.

Таким образом, первичную информацию об окру­жающем мире индивид получает в семье.

Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, Сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил. в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего психосексуального развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных, семейно-брачных, и в том числе сексуальных отношений. Родителям следует помнить, что процесс формирования полового самосознания ребенка проходит после рождения очень важные фазы, что недоласканность в детстве может стать причиной половых девиаций.

Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Главным способом семейной социа­лизации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов се­мьи, а также принятие роли и исполнение роли.

Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуа­ции или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это дей­ствия, связанные с действительным ролевым поведением, в то вре­мя как принятие роли только претендует на игру.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка ис­полнению взрослых ролей. Первая – подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, де­вочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать по­ведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще не­устойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя од­нако минутой позже, становится милиционером, после чего космонавтом. Тре­тья – заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удач­ным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с парт­нерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и ро­ли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последователь­но все стадии вхождения в другие роли, развивает способность ви­деть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравне­нием со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимае­мую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою кон­цепцию «Я». Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к тео­рии Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Зна­чимый другой» – это та личность, одобрения которой данный ин­дивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и фор­мирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» мо­гут выступать родители, замечательные учителя, наставники, не­которые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «зна­чимого другого».

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования уста­новок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, «разыгрывают» представ­ления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни раз­ных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассив­но участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и жен­щины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли сво­его отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполня­ет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем рас­тет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом помо­гают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семей­ства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.

Из вышесказанного видно, что результатом первичной социализации должна быть готовность к школе. Школьная готовность предполагает готовность к большей, чем раньше, самостоятельности, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей. Трудно бывает детям, особенно мальчикам, которые до школы росли в сверхтесном контакте с матерью при недостатке, а порой и полном отсутствии общения со сверстниками, вообще — с людьми, не входящими в круг семьи, Такие дети часто просто не могут оторваться от матери. остаться без нее. Иногда возникающий при этом страх настолько глубок и силен, что для его преодоления усилий родителей и учителя недостаточно и может потребоваться помощь врача-психотерапевта. Большинство детей, переживших страх, все же преодолевают его и мало-помалу привыкают к школе. Лучше предупреждать такую ситуацию заранее обеспечив ребенку возможность общения со сверстниками, даже если он не посещает детский сад.

Первичный социальный контроль

Виды социального контроля

Осуществление функций социального управления в целом подразумевает выделение двух видов социального контроля:

  • Первичный контроль – контроль, основой которого является реализация интересов и потребностей социальных институтов, осуществляющих данный контроль;
  • Вторичный контроль – контроль, основой которого является реализация интересов и потребностей общества во взаимодействии с социальными институтами.

Первичный социальный контроль, реализуемый через социальные институты, выполняет контролируемые функции, направленные на поведение членов социума посредством внедрения поведенческих образцов и стереотипов. Вторичный социальный контроль со стороны общества необходим в случаях, когда первичный контроль не дает ожидаемых результатов.

Как известно, общественными регуляторами поведения индивида в обществе являются выработанные обществом ценности и соответствующие им нормы. Различаются внутреннюю и внешнюю формы социального контроля: внутренний (личностные ценности) и внешний (общество, государство), формальный и неформальный, а также «косвенный», обозначающий ориентацию индивида на референтную группу.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида эталоном в человеческом сознании, а также источником формирования социальных норм и ценностей.

Семья как первичный институт социального контроля

Семья, будучи социальным институтом, является одним из институтов социализации и одним из институтов первичного социального контроля.

Значение семьи в жизни каждого человека и в жизни общества невозможно переоценить. Потребность человека в продолжении рода, обеспечении их хорошим воспитанием и социализации придает смысл человеческой жизни. Воспитание в семье, внутрисемейные отношения и традиции, наличие семьи как таковой в жизни каждого человека — основные важнейшие факторы формирования и полноценного существования личности в мире.

Замечание 1

В социологии под социализацией понимается, в первую очередь, включение индивида в систему общественных отношений посредством наделения его общественными свойствами.

Общество через институт семьи, обеспечивает индивида набором социальных позиций; наделяет его свойствами (знаниями, навыками, умениями), необходимыми для занятия имеющихся позиций; определяет механизм распределения индивидов по позициям.

Под социальным контролем в социологии понимается механизм самоорганизации и самосохранения общества действующий через установление нормативного порядка в обществе и нейтрализации или минимизации нормонарушающего поведения.

Определение 2

Семья является институтом «первичного» контроля, формирующим основы внутреннего контроля — наиболее важного и эффективного.

Если семье с рождения удалось сформировать в человеке представления об абсолютной ценности любого живого существа в мире, о неприкосновенности чужой собственности, о терпимости к людям, то эти представления станут личными убеждениями человека.

Положительные черты в человеке формируются в первую очередь, на личном примере родителей и других членов семьи. Однако, если семья формирует отрицательные качества в человеке — вероятность негативных девиаций очень высока.

Таким образом, семья служит институтом первичного социального контроля с рождения человека, «лепит» ребенка по собственному подобию, оказывает влияние на формирование его личностных свойств. Значимость семейного воспитания превосходит все иные средства социального контроля. Согласно практике, асоциальный образ жизни берет свое начало именно в семье и в ней проявляется наиболее активно. Соответственно то, что «испорчено» в семье, очень сложно и практически невозможно реабилитировать с помощью других институтов социального контроля.

Пояснение.

Функции семьи:

Репродуктивная — биологическое вос­про­из­вод­ство населения, удовлетворение по­треб­но­сти в детях.

Воспитательная — социализация мо­ло­до­го поколения, под­держ­ка культурного вос­про­из­вод­ства общества, удовлетворение по­треб­но­сти в отцовстве, кон­так­тах с детьми, са­мо­ре­а­ли­за­ция в детях.

Хозяйственно-бы­то­вая — поддержка фи­зи­че­ско­го здоровья чле­нов общества, уход за детьми и пре­ста­ре­лы­ми, предоставление хозяйственно-бытовых услуг чле­на­ми семьи друг другу.

Экономическая — экономическая под­держ­ка несовершеннолетних и не­тру­до­спо­соб­ных членов об­ще­ства, получение ма­те­ри­аль­ных средств од­ни­ми членами семьи от дру­гих (в слу­чае нетрудоспособности, в обмен на услу­ги и т. п.)

Сфера пер­вич­но­го социального кон­тро­ля — моральная ре­гла­мен­та­ция поведения чле­нов семьи в раз­ных сферах жизни, формирование и под­держ­ка правовых и мо­раль­ных санкций при на­ру­ше­нии норм чле­на­ми семьи.

Духовного об­ще­ния — развитие лич­но­сти членов семьи, духовное взаимообогащение, под­держ­ка дружеских от­но­ше­ний в браке и в семье.

Социально- ста­тус­ная — предоставление опре­де­лен­но­го социального ста­ту­са членам семьи, вос­про­из­ве­де­ние социальной струк­ту­ры, удовлетворение нужд в со­ци­аль­ном продвижении.

Досуговая — организация ра­ци­о­наль­но­го досуга, удовлетворение нужд в общем досуге, вза­и­мо­обо­га­ще­нии интересов.

Эмоциональная — эмоциональная ста­би­ли­за­ция индивидов и их пси­хо­ло­ги­че­ская терапия, получение пси­хо­ло­ги­че­ской защиты, эмо­ци­о­наль­ной поддержки в семье, удо­вле­тво­ре­ние нужд в сча­стье и любви.

Сек­су­аль­ная — сексуальный кон­троль, удовлетворение сек­су­аль­ных потребностей, сня­тие сексуального напряжения.

1) В ор­га­ни­за­ции внут­ри­се­мей­но­го об­ще­ния и кон­так­тов чле­нов семьи с при­род­ной и со­ци­аль­ной сре­дой про­яв­ля­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ная функ­ция семьи — да, верно.

2) Пер­вич­ный со­ци­аль­ный кон­троль, осу­ществ­ля­е­мый в семье на ос­но­ве ав­то­ри­те­та ро­ди­те­лей, ил­лю­стри­ру­ет ре­гу­ля­тив­ную функ­цию семьи — да, верно.

3) Семья, как пра­ви­ло, кор­мит, оде­ва­ет, обу­ва­ет, и в этом про­яв­ля­ет­ся её вос­пи­та­тель­ная функ­ция — нет, неверно.

4) Ве­де­ние сво­е­го бюд­же­та, ор­га­ни­за­ция по­тре­би­тель­ской де­я­тель­но­сти ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­че­скую функ­цию семьи — да, верно.

5) Уход за детьми вплоть до до­сти­же­ния ими со­ци­аль­ной зре­ло­сти от­ра­жа­ет ре­про­дук­тив­ную функ­цию семьи. — нет, неверно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *