Принципы подтверждения соответствия

Цели, задачи и принципы подтверждения соответствия

Целью оценка соответствия является определение соблюдения установленных требований путем измерения действительных значений показателей качества и сопоставления их с регламентируемыми.

Цели подтверждения соответствия согласно ст. 18 ФЗ (самостоятельно):

· удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

· содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

· создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задача:

• определение номенклатуры показателей для оценки и подтверждения соответствия;

• установление предельно допустимого уровня значений этих показателей и регламентация их;

• выбор средств и методов, предназначенных для оценки и подтверждения соответствия объектов;

• регламентация порядка проведения оценки и подтверждения соответствия двумя формами.

Рассмотренные цели и задачи, а также порядок проведения оценочной и подтверждающей деятельности должен базироваться на принципах (ст. 19 ФЗ — самостоятельно):

· доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

· недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

· установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

· уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

· недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

· защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

· недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Способы подтверждения соответствия разрабатываются и применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и/или места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования, производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и/или лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Таким образом, цели, задачи и принципы оценки и подтверждения соответствия являются общими независимо от формы.

4. Объекты оценки и подтверждения соответствия.Указанные объекты имеют определенную специфику. Если рассматривать их в укрупненном плане как объекты стандартизации, то продукция и процессы могут быть отнесены к общим для всех форм объектов, а услуги, системы качества и персонал — к специфичным формам, подлежащим подтверждению соответствия только путем добровольной сертификации.

Согласно принятым техническим регламентам, а также изменениям и дополнениям в федеральные законы, заявитель может выбрать любую форму подтверждения обязательных требований и заменить обязательную сертификацию продукции декларированием.

Из других объектов обязательной сертификации подлежат согласно ФЗ только процессы. Услуги исключены из перечня объектов, подлежащих обязательной сертификации.

Работы и услуги могут быть объектами добровольного подтверждения соответствия. Выданные до вступления в силу сертификаты считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

5. Субъекты, подтверждающие соответствие, относятся к числу специфичных элементов этой деятельности, характерных для конкретных форм подтверждения.

Принципиальное отличие между сертификацией и декларированием соответствия заключается в том, что при сертификации подтверждает соответствие третья сторона, а при декларировании — заявитель.

Третья сторона — компетентная сторона, независимая от изготовителя (продавца) и потребителя.

Заявитель — физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

Заявитель в системах обязательной и добровольной сертификации вправе выступить в качестве инициатора процедуры подтверждения соответствия на добровольной основе или в обязательном порядке, но по-прежнему у него нет права подтверждения соответствия. Это право делегировано органу по сертификации на основе подтверждения им своей независимости и компетентности в форме аккредитации.

При декларировании соответствия заявитель оформляет декларацию соответствия, которая подлежит регистрации в едином реестре деклараций, порядок формирования и ведения которого, а также порядок регистрации деклараций о соответствии определяются Правительством РФ.

Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

При обязательной и добровольной сертификации субъекты, подтверждающие соответствие, относятся к разным системам, имеющим собственные правила, порядок аккредитации органов по сертификации и экспертов. В ФЗ определены функции органа по сертификации при добровольном и обязательном подтверждении соответствия. Кроме того, функции данного органа при обязательной сертификации регламентируются ФЗ и правилами по сертификации.

Орган по добровольной сертификации (ст. 21, п.1 — самостоятельно):

Орган по обязательной сертификации (ст. 26, п.2 — самостоятельно)

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированиюведет единый реестр выданных сертификатов соответствия, а также регистрирует органы по добровольной сертификации.

Порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в нем сведений и порядок платы за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений устанавливаются Правительством РФ.

Порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений

В ст. 28 ФЗ определены права и обязанности заявителей в области обязательного подтверждения соответствия (самостоятельно).

Лекция 9. Цели и принципы подтверждения соответствия.

План лекции

1. Основные понятия в области сертификации.

2. Сущность, цели и принципы подтверждения соответствия.

3. Характер и формы подтверждения соответствия.

1. Основные понятия в области сертификации.

Сертификация— форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификат соответствия— документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Система сертификации— совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертифи­кации в целом.

Орган по сертификации— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Оценка соответствия— прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия— документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Форма подтверждения соответствия— определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Аккредитация— официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в опре­деленной области оценки соответствия.

Безопасностьпродукции, процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Декларирование соответствия— форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии— документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Заявитель— физическое или юридическое лицо, осуществляющее обя­зательное подтверждение соответствия.

Знак соответствия— обозначение, служащее для информирования при­обретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

2. Сущность, цели и принципы подтверждения соответствия.

Сущность подтверждения соответствия.Основные положения ФЗ «О техническом регулировании» определяют, что подтверждение соответствия является одной из форм оценки соответствия. Под подтверждением соответствияпонимают документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов (процессов, услуг, работ) требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

По ранее действующему законодательству в РФ документальное подтверждение соответствия могло быть только в форме сертификации. Федеральный закон представляет основу для оценки соответствия. Важными являются перечень обязательных требований к конкретной продукции и процедуры оценки соответствия. Это определяется в ТР, как в общих, так и в специальных. Следовательно, основа подтверждения соответствия, заложенная в ФЗ «О техническом регулировании», будет реализована в соответствии с ТР по-разному для разных групп продукции.

Цели подтверждения соответствия.Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

— удостоверения соответствия продукции, процессов ЖЦП (жизненный цикл продукции), работ и услуг требованиям ТР, стандартам и условиям договоров;

— содействия покупателям в компетентном выборе продукции, услуг, работ;

— повышения конкурентоспособности продукции, услуг, работ на российском и международном рынках;

— создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международ­ного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Основная цель обязательной сертификации — защита безопасности потребителей при пользовании товарами — трансформировалась в содействие приобретателям в компетентном выборе продукции и услуг. Это свидетельствует о переходе российского рынка на более цивилизованный этап развития.

Принципы подтверждения соответствия.Новое законодательство по техническому регулированию в части подтверждения соответствия строится на достаточно обновленных принципах. Наиболее важными из них являются следующие:

1 . Доступность для заинтересованных лиц информации о порядке

подтверждения соответствия. Такая информация включена в технические регламенты и стандарты, которые являются доступными в результате работы Федерального информационного фонда ТР и стандартов. Вся информация при сертификации продукции в конкретном органе, включая условия договоров, стоимость работ и др., также на основе этого принципа должна быть доступной для заявителей работ.

2. Недопустимость применения обязательности подтверждения соответствия к объектам, для которых не установлены требования в ТР, и, наоборот, подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. Принцип включен в ФЗ «О техническом регулировании» потому, что в практике сертификационных работ этот принцип достаточно часто нарушался. Это приводило к увеличению стоимости работ по сертификации. Федеральный закон предполагает, что как только по конкретной группе продукции начинает действовать ТР, то все другие требования, которые не внесены в него, становятся добровольными.

Если по продукции не разработан ТР и, следовательно, к ней отсутствуют обязательные требования, она может быть сертифицирована только в добровольном порядке.

3. Недопустимость уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя и одновременно защита имущественных интересов заявителей и соблюдения коммерческой тайны. Эти два принципа направлены на определение взаимоотношений между заявителями работ и органом по сертификации. Отношения должны строиться на открытой информации по срокам и ценам проведения работ, которые не должны нарушаться под давлением одной из сторон.

4. Недопустимость принуждения к осуществлению добровольной сертификации, в том числе в определенной системе добровольной сертификации. Расширение объема добровольной сертификации по сравнению с обязательной не должно проходить под давлением органов по сертификации, аккредитованных в добровольной системе. Основным стимулом обращения для сертификации в определенную систему должны быть авторитетность и широкое признание системы данной организации. Например, такое место в России занимает система Торгово-промышленной палаты.

Отметим, что независимо от страны и места происхождения продукции и других объектов, видов и особенностей сделок подтверждение соответствия проводится по одним и тем же правилам. При этом подтверждение соответствия может проводиться изготовителями, исполнителями, продавцами и приобретателями (оптовыми фирмами).

Вышеперечисленные принципы основаны на международном и отечественном опыте проведения работ по подтверждению соответствия и действуют с момента введения ФЗ.

3. Характер и формы подтверждения соответствия.

Значительная часть ФЗ «О техническом регулировании» посвящена регулированию вопросов подтверждения соответствия, так как оно направлено на защиту граждан от потребления опасной и некачественной продукции. Закон предусматривает обязательный и добровольный характер подтверждения соответствия(рис. 1). Объекты подтверждения соответствия различны. Объектом обязательного подтверждения может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ (ст. 23, п. 1), как отечественного производства, так и импортируемая для реализации на российском рынке. Для подтверждения этого приведем норму ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 28, п. 2), в которой установлено, что заявитель обязан «выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия». То есть речь идет о том, что объектом подтверждения соответствия по действующему законодательству является только продукция, но не услуги и процессы. Однако в описании термина «техническое регулирование» дано, что объектами обязательных требований являются продукция и процессы ЖЦП. В настоящее время готовятся изменения в ФЗ «О техническом регулировании», которые внесут уточнения по этому вопросу.

Следует отметить, что продукция, изготавливаемая для собственных нужд, или находящаяся в эксплуатации, или поступающая на территорию страны в качестве гуманитарной или технической помощи, т.е. не предназначенная для реализации, не является объектом обязательного подтверждения соответствия.

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 2207;

Библиотека Гумер — Наука

Комментарии (1)

Мокров Ю. Метрология, стандартизация, сертификация

9.1 Понятие подтверждения соответствия

Под подтверждением соответствия понимается документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов и процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Подтверждение соответствия является одной из форм оценки соответствия, под которым понимается прямое или косвенное определение соответствия требований, предъявляемых к объекту. Другой формой оценки соответствия является, например, государственный контроль (надзор). Смыслом и целью всех этих форм оценки соответствия является установление соответствия объекта предъявляемым требованиям. Но способы и методы проведения оценки отличаются для разных форм оценки соответствия, также различны органы, проводящие оценку, и объекты оценки.
Другими целями подтверждения соответствия являются:

  • содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг на российском и международном рынках;
  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Указанные цели являются общими для всех объектов технического регулирования и направлены на то, чтобы придать потребителям продукции, работ и услуг уверенность в соответствии их показателей требованиям документов, которые указываются изготовителями, продавцами и исполнителями.
Работа по оценке соответствия начинала развиваться в РФ, а до этого в Советском Союзе еще с конца 70-х годов прошлого столетия (тогда она имела общее название – сертификация). С начала 90-х годов в РФ сформировалась нормативная и техническая база в этой области деятельности, которая основывалась на законах «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Следует отметить, что устанавливаемые ФЗ «О техническом регулировании» правила подтверждения соответствия во многом опираются на разработанные ранее в соответствии с упомянутыми законами нормы

9. 2 Принципы подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется на основе следующих основных принципов:

  • доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
  • недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
  • недопустимости принуждения к добровольному подтвержде-нию соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
  • установления форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
  • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны при осуществлении подтверждения соответствия;
  • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;
  • уменьшения сроков обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя.

Прежде всего в указанных принципах подтверждения соответствия необходимо отметить четкое разделение подтверждения соответствия на обязательное и добровольное. Причем, обязательное подтверждение соответствия осуществляется только к объектам, требования к которым установлены в техническом регламенте.
Другим важным моментом является установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия для определенных видов продукции в технических регламентах. Ранее такие формы и схемы устанавливались в документах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти (Правительством РФ и Госстандартом соответственно). Как следует из положений Закона, решение этих вопросов упростилось и поднялось на законодательный уровень.
Не менее важным является принцип уменьшения затрат заявителя, т.к. практика работ по сертификации в части стоимости этих работ вызвала многочисленные нарекания заявителей. Имеет значение и принцип соблюдения коммерческой тайны заявителя, нарушение которого может причинить ему немалый ущерб. Оба эти принципа являются частями более общего принципа не причинения материального ущерба заявителю в результате подтверждения соответствия.

9.3 Формы подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия имеет только одну форму — добровольную сертификацию.
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. «Сертификация» в переводе с латыни означает «сделано верно». Чтобы знать, что продукт сделан верно, нужно иметь инфор-мацию о том, каким требованиям продукт должен соответствовать и каким образом получить доказательство этого соответствия.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:

  • принятия декларации о соответствии (далее декларирование соответствия);
  • обязательной сертификации.

9.4 Добровольное подтверждение соответствия

Порядок применения добровольного подтверждения соответствия определяется системой добровольной сертификации по правилам, устанавливаемым Законом.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Следует отметить, что в данный перечень не включены технические условия (ТУ), рецептуры и другие технические документы, которые прежде фигурировали в законодательстве.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция производственно-технического или социально-бытового назначения, процессы, работы и услуги (материальные или нематериальные), а также иные объекты, в отношении которых устанавливаются требования, например, системы менеджмента качества предприятий или персонал в различных областях деятельности.
Работу по сертификации выполняет орган по сертификации. Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованное в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Он осуществляет подтверждение соответствия, выдает сертификаты соответствия, предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров. В данном случае речь идет о соответствии положениям стандартов и условиям договоров. Следует отметить, что Закон не содержит никаких предписаний о форме и содержании сертификата соответствия или о порядке их установления. Они устанавливаются или постановлением Правительства РФ, или системой добровольной сертификации по рекомендации уполномоченного органа исполнительной власти.
Основания для приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в Законе не указаны. Ими могут быть, например, нарушения правил данной системы добровольной сертификации или условий договора о проведении сертификации. Конкретные условия данной процедуры должны быть определены в правилах системы добровольной сертификации.
Объекты сертификации могут маркироваться знаком добровольной системы сертификации — знаком соответствия. Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Порядок применения такого знака устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Незаконное применение знака соответствия фактически является обманом приобретателей и может повлечь административную ответственность.
Сертификация осуществляется в той или иной системе сертификации. Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, которые устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, их характеристики, правила выполнения работ и порядок их оплаты, определяет участников данной системы. Система может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (Ростехрегулированием), который ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации. Так, например, в 1998 г. в РФ было зарегистрировано 83 системы добровольной сертификации.
Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или предпринимателя;
  • правила функционирования системы сертификации;
  • изображение знака соответствия и порядок его применения;
  • документ об оплате регистрации.

Сертификация проводится в соответствии с установленными в системе сертификации схемами. Схема сертификации – это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия. В каждой системе сертификации может быть несколько схем. Каждая конкретная схема должна учитывать особенности производства, испытаний или поставки, требуемый уровень доказательности, объем работ и затраты заявителя. Так, схема может предусматривать как проведение испытаний типового образца продукции, так и последующий инспекционный контроль за сертифицированной продукцией. Кроме того, может быть предусмотрен и анализ состояния производства.

9.5 Обязательное подтверждение соответствия

Обязательное подтверждение соответствия проводиться только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технических регламентов.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. При этом следует отметить, что продукция, изготовленная на предприятии и используемая только на нем, например, составные части или узлы конечной продукции, не подлежит обязательному подтверждению соответствия. Но если она поступает к покупателю в качестве готового изделия, например, в качестве запасных частей, она подлежит обязательному подтверждению соответствия.
Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации.
9.5.1 Декларирование соответствия требованиям технических регламентов осуществляется по одной из следующих схем:

  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (далее – третья сторона).

Схема декларирования с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в том случае, если собственные доказательства заявителя являются недостаточными для достоверного подтверждения соответствия или важности продукции.
Заявителем, осуществляющим обязательное подтверждение соответствия, может быть юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Ими могут быть, например, изготовители или продавцы продукции, но не могут быть исполнители работ, т.к. обязательному подтверждению соответствия может подвергаться только продукция.
При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказатель-ственные материалы в целях подтверждения соответствия про-дукции требованиям технических регламентов. В качестве доказа-тельственных материалов используются техническая документа-ция, результаты собственных исследований и измерений, другие документы. Состав этих материалов определяется техническим регламентом.
Результатом декларирования соответствия является деклара-ция о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Содержание декларации непосредственно определено Законом.
Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:

  • наименование и местонахождение заявителя и изготовителя;
  • информацию об объекте подтверждения соответствия;
  • наименование технического регламента, на соответствие требований которого подтверждается продукция;
  • указание на схему декларирования соответствия;
  • заявление заявителя о безопасности продукции;
  • сведения о проведенных исследованиях и измерениях, сертификате системы качества;
  • срок действия декларации о соответствии;
  • иные предусмотренные техническим регламентом сведения.

Новым в содержании декларации является заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании по прямому назначению.
Оформленная декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Этим Закон повысил уровень регистрации (ранее он проводился в органе по сертификации). Декларация приобретает юридическую силу только после регистрации.

9.5.2 Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.

Схемы сертификации при этом устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Закон не предусматривает создания систем обязательной сертификации. Соответствие продукции требованиям технических регламентов удостоверяется сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:

  • наименование и местонахождение заявителя, изготовителя продукции и органа по сертификации;
  • информацию об объекте сертификации;
  • наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
  • информацию о представленных заявителем документах и о проведенных испытаниях и измерениях;
  • срок действия сертификата соответствия.

Определение содержания сертификата Законом является примером проводимой в нем линии на изъятие полномочий в области обязательной сертификации у федеральных органов исполнительной власти (они лишь утверждают форму сертификата).
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Ранее порядок аккредитации устанавливался органом, создающим систему обязательной сертификации.
Орган по сертификации выполняет следующие функции:

  • привлекает для проведения исследований и измерений аккредитованные испытательные лаборатории;
  • осуществляет контроль за объектами сертификации, если он предусмотрен схемой обязательной сертификации или договором;
  • ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
  • информирует органы госконтроля о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
  • приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (Ростехрегулирование) ведет единый общероссийский реестр выданных сертификатов соответствия, порядок ведения которого устанавливает Правительство РФ. Реестр формируется на основании сведений, представляемых органами по обязательной сертификации.
Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по аккредитации. Причем, заявитель не может непосредственно обращаться в испытательную лабораторию для проведения испытаний продукции, а органы по аккредитации не вправе представлять испытательным лабораториям сведения о заявителе. Это необходимо для объективности испытаний, одним из условий которой является анонимность испытываемой продукции.
Результаты испытаний и измерений оформляются протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия или об отказе в выдаче. Но наличие протокола не является единственным основанием для принятия таких решений. Например, может быть предусмотрена аттестация производства.
Основные требования к испытательным лабораториям:

  • независимость;
  • беспристрастность;
  • неприкосновенность;
  • техническая компетентность.

Продукция, соответствующая требованиям технических регламентов, маркируется знаком обращения на рынке. Его изображение устанавливается Правительством РФ, он не является специально защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком осуществляется заявителем самостоя-тельно любым удобным для него способом. Условием применения знака является наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации.
Как сказано выше, обязательное подтверждение соответствия осуществляет физическое или юридическое лицо, которое является заявителем. Он имеет следующие права:

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия;
  • обращаться для обязательной сертификации в любой орган по сертификации;
  • обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомер-ные действия органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Среди прав заявителя важным является право выбора формы и схемы подтверждения соответствия из тех, которые предусмот-рены техническим регламентом.
Заявитель кроме прав имеет также и обязанности, основными из которых являются:

  • обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  • выпускать в обращение продукцию только после подтверждения соответствия;
  • указывать в документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия;
  • предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата истек или его действие прекращено.

Под заинтересованными лицами в данном случае следует понимать приобретателя продукции. Порядок удостоверения копии сертификата соответствия установлен Правительством РФ. Она может быть удостоверена держателем подлинника, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат.
Необходимым условием деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий является их аккредитация, т.е. официальное признание права проводить работы в области подтверждения соответствия. Основной целью аккредитации является установление и подтверждение способности соответствующего органа проводить работы при наличии необходимого оборудования и подготовленного персонала. Порядок аккредитации устанавливает Правительство РФ.
Основными целями аккредитации являются:

  • подтверждение компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий;
  • обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации;
  • создание условий для признания результатов деятельности органов сертификации.

Основныепринципы аккредитации органов по сертификации:

  • добровольность;
  • открытость и доступность правил аккредитации;
  • компетентность и независимость органов, осуществляющих аккредитацию;
  • обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
  • недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
  • недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

9.6 Сертификация систем обеспечения качества

Под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Система качества – совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, видов деятельности, возможностей и средств, направленных на обеспечение соответствия продукции, процессов и услуг обусловленным или предполагаемым потребностям.
Сертификация систем обеспечения качества широко применяется в зарубежных странах, т.к. считается, что это дает предприятию явные выгоды и преимущества как при взаимодействии с партнерами, в том числе с банками, так и при поставке товара на рынок. Так, по оценкам специалистов на западноевропейском рынке уже в недалеком будущем не менее 95 % контрактов будут заключаться только с поставщиками, которые имеют сертификат на систему качества.
Требования к системам качества предприятий содержатся в международных стандартах серии ИСО 9000. В России они приняты как серия ГОСТ Р ИСО 9000. Эти стандарты предусмат-ривают наличие элементов, обеспечивающих функционирование системы качества на предприятии.
В РФ была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества». Это система добровольной сертификации. В рамках данной системы осуществляется:

  • сертификация систем качества;
  • сертификация производств;
  • инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производства;
  • международное сотрудничество в области сертификации систем качества в интересах взаимного признания ее результатов.

Практическая работа по сертификации систем качества регламентируется стандартом ГОСТ Р 40.001–95 «Правила по проведению сертификации систем качества в РФ».
Госстандарт утвердил блок из четырех стандартов серии ГОСТ Р 40.001(2,3,4)-96, составляющих нормативно-методичес-кую основу регистра систем качества.
В России в рамках регистра систем качества в 1997 г. зарегистрировано 170 сертифицированных систем качества предприятий, из них 27 зарубежных фирм, поставляющих товары на российский рынок.
Преимущества сертификации систем качества:

  • повышение конкурентоспособности;
  • повышение цены на продукцию;
  • льготное кредитование и страхование;
  • получение госзаказа;
  • улучшение качества продукции и работ;
  • сокращение издержек и проверок потребителем.

Процесс сертификации систем качества проходит в три этапа:

  • заочная (предварительная) оценка системы качества;
  • окончательная проверка и оценка системы качества;
  • инспекционный контроль за системой качества.

При окончательной проверке определяется:

  • состояние и виды деятельности предприятия по управлению качеством;
  • состояние производственной системы;
  • качество выпускаемой продукции.

В России система сертификации систем качества включает сертификацию производств. При этом оцениваются четыре блока объектов:

  • готовая продукция (ее качество и анализ причин обнаруженных дефектов);
  • технологическая система (технологические процессы, погрузка-разгрузка, хранение, установка);
  • техническое обслуживание и ремонт (ремонт оборудования и оснастки, проверка контрольно-измерительных приборов);
  • система технического контроля и испытаний (входной, операционный и приемочный контроль, периодические испытания).

Положительные результаты подготовки к сертификации производства: повышение технологической дисциплины, усиление связи с потребителем, выявление слабых звеньев технологических процессов, разрабатываются критерии стабильности производства.

9.7 Заключительные и переходные положения Закона

Закон «О техническом регулировании» вступил в силу с 1 июля 2003 г. В силу радикального характера этого Закона и большим объемом работ по его реализации, предусмотрен переходный период и ряд переходных положений:
1. Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона, т.е. до 1 июля 2010 г. После этого обязательные требования к продукции и процессам ее оборота, на которые разрабатываются технические регламенты, утрачивают силу и прекращают действие.
2. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применяются обязательные требования, установлен-ные ранее правовыми актами РФ (законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ) и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (государственными стандартами, санитарными правилами и т.п.). Но обязательному соблюдению подлежат не все требования, а только те, которые совпадают с целями принятия технических регламентов: защиты жизни и здоровья граждан и имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. В части, не отвечающей этим целям, все акты утрачивают силу с 1 июля 2003 г.
3. До вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство РФ определяет и ежегодно дополняет перечень видов продукции, в отношении которой обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия. При этом схема декларирования на основании собственных доказательств может осуществляться только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Другие же заявители могут декларировать продукцию только с использованием доказательств, полученных с участием третьей стороны.
4. В области применения ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер до принятия технических регламентов регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом 2000 г. «О карантине растений» и законом РФ 1993 г. «О ветеринарии».
5. В области ядерной и радиационной безопасности до принятия технических регламентов регулирование осуществляется в соответствии с ФЗ 1995 г. «Об использовании атомной энергии» и ФЗ 1996 г. «О радиационной безопасности населения».
6. Выданные до 1 июля 2003 г. документы об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификаты и декларации о соответствии считаются действительными до окончания установленного в них срока.

7. Со дня вступления в силу Закона признаны утратившими силу законы РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации» и ряд других нормативных актов РФ.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *