Древнерусское государство было раннефеодальной монархией

3 Древнерусское государство как раннефеодальная монархия.

1 Предмет — изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, закономерностей и особенностей конкретных государств народов России, развития государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи, взаимозависимости.

2 Методы

  1. метод соблюдения исторической преемственности в развитии институтов государства и права. Необходимо иметь в виду, что все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. Существует тесная «связь времён», ничто не возникает на голом месте. Это позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе

  2. сравнительно-исторический метод исследования юридических фактов. Многообразные события и явления, которыми представлена история разных народов, должны быть осмыслены в сравнении и во взаимосвязи. При этом, применяя принцип аналогии, можно выявить неизвестное (в силу разных причин) у одних народов на основе известного у других.

  3. метод ретроспекции. С его помощью при изучении прошлого можно идти от явлений и фактов, хорошо известных по сохранившимся источникам, к тем, которые им предшествовали, но остались неизвестными в силу скудости древних памятников

  4. метод научной абстракции, с помощью которого историк права как бы дорисовывает в своём сознании некоторые затенённые стороны прежней жизни парода, слабо освещённые в дошедших до нас источниках

3 Периодизация

Первый период – раннефеодальная монархия ( IX – середина XVI вв.).

В этом периоде можно выделить подпериоды: Киевская Русь или «держава Рюриковичей» ( IX – первая четверть XII вв.). В современной литературе употребляется также термин «Норманнская Русь».

Второй этап в истории раннефеодальной монархии – «удельная» Русь – время самостоятельных феодальных государств Древней Руси ( XII – XIV вв.).

Далее нужно назвать государственность Московской Руси на раннем этапе ее развития ( XIV – XVI вв.).

Второй период – сословно-представительная монархия ( 1549 — 50-70 годы XVII в.) с ее главными атрибутами – Боярской думой и Земским собором. В этом периоде происходит закрепощение основной массы населения: крестьян и посадских людей, оформляется феодальная собственность на землю и система феодального права.

Следующий период – абсолютная монархия ( XVIII – середина XIX вв.) с подпериодом «просвещенного абсолютизма» Екатерины II .

Четвертый период – неоабсолютизм, монархия с элементами буржуазного права (демократический суд, элементы общественного самоуправления, равенство прав перед законом с середины XIX в. до 1906 г.).

Пятый период – конституционная монархия (1906–1917 гг.).

Шестой, короткий период – буржуазно-демократическая республика (февраль – октябрь 1917 г.).

Седьмой период – советское государство (1917–1991 гг.), в котором выделяются подпериоды: социалистической революции и создания основ советского строя с политикой «военного коммунизма» (октябрь 1917–1920 гг.);

новой экономической политики (1921–1928 гг.);

государственно-партийного социализма (с тоталитарным режимом И.В. Сталина) (конец 1920-х – начало 1960-х гг.);

кризиса социализма (1960–1990-е гг.).

  1. Образование древнерусского феодального государства

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Известную роль играли неразвитые рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений славян в VII—VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины и патриархального рабства тормозило процесс социальной развития.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (Киев), Славия (Новгород), Артания (Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз «Русская земля». Центром объединения был Киев.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян. Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян.

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине XI — начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества-полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

В IX—XI вв. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл «варяжский элемент», вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками «норманнской теории» происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии.

Новгород был древним племенным центром. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории, но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. С XI в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

К середине XII в.(Полозов) все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название «Русская земля», прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

Древнерусское государство — совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависи­мости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставлен­никами — сыновьями, племянниками, наместниками.

По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым боль­шим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров — крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя (защищать вассалов, оказывать им по­мощь и получать, в свою очередь, помощь от вассалов), а также права и обязанности князей-вассалов.

В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, все в меньшей степени нуждаясь в помощи ве­ликого князя. К середине XII в. новые политические центры настолько усилились и обособились, что единое относительно централизованное Древнерусское государство перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. На ран­нем этане существования Древнерусского государства его функции за­ключались главным образом в организации вооруженных сил, командо­вании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли. Затем дея­тельность князя усложнилась — все большее значение приобретала дея тельность в области управлении: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руково­дство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодаль­ных повинностей с его собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов, других поборов).Великокняжеский престол передавался по наследству.Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов — бояр, духовенство. Совет не имел четко определен­ной компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

После укрепления местных феодальных княжеств для решения во­просов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съез­ды. Так, на съезде, состоявшемся в 70-х годах XI в., обсуждались новые статьи Русской Правды (Правды Ярославичей). Для обеспечения единст­ва русских земель в борьбе с кочевниками, половцами созывались Любечский (1097 г.), Долобский (1103 г.) феодальные съезды. На первом этапе существования Древнерусского государства еще сохранялась деся­тичная (оставшаяся от прежней военной организации) система управле­ния, когда десятские, сотские, тысяцкие получали некоторые функции государственного управления.

Система органов управления в дальнейшем в Древнерусском госу­дарстве определялась характером политической власти при раннем фео­дализме, которая являлась как бы атрибутом земельной собственности. Крупные земельные собственники самостоятельно осуществляли управление, суд, подавле­ние эксплуатируемых. Государственный аппарат как бы совпадал с аппаратом управления доменом, вот­чиной, хозяйством. Раннефеодальное государство не различало органов государственного управления и органов управления делами князя, его двором и хозяйством.

Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государ­ственными делами, были дворцовые слуга. Наиболее важными из них были дворецкий управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княже­ское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов на­ходились различные слуги — тиуны. Такая система управления называ­лась дворцово-вотчинной.

Местными органами управления были посадники (наместники) в го­родах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости: собирали дань, пошлины, судили, уста­навливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они остав­ляли себе. Вместо жалованья за службу они имели право сбора «корма» с населения. Размер «корма» определялся в грамотах. Помощники по­садников и волостелей -тиуны, вирники и другие — также получали «корм». О «корме» вирнику упоминает Краткая Правда в ст. 42.Эта система управления называлась системой кормления.

Великокняжеские наместники и волостели посыпались не во все земли Древнерусского государства, а лишь на территорию домена вели­кого князя. На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

По мере развития феодальных отношений право управления, суда, сбора податей все в большей мере сосредоточивалось в руках крупных феодалов (что подтверждалось иммунитетными грамотами). Каждый крупный феодал (бояре, монастыри и пр.) имел свой аппарат власти и принуждения — дружину, слуг.Судебных органов как особых учреждений не существовало. Судеб­ные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах. Судили князья, посадни­ки, волостели, представители княжеской власти. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, дру­жин местных князей, феодального ополчения (военных отрядов, приво­димых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн создава­лось народное ополчение («вой»).

Древнерусское государство как раннефеодальная монархия

Образование Древнерусского государства(ДГ). Норманнская теория.

В письменных источниках начала новой эры упоминаются племена, жившие в Восточной Европе под названием «венеды». Впервые такое наименование было употреблено греческим писателем и государственным деятелем Плинием Старшим. О «венедах» упоминал и римский историк Тацит. Между славянами-венедами начала века нашей эры и племенами праславян существует прямая связь.

В начале новой эры складывалось многочисленное этническое образование славян, заселявших восточную и центральную Европу между Днепром на востоке и Одером на западе. Предположительно, на севере территория их расселения достигала левобережья Припяти, а на юге — рубежа лесостепи и степи.

Письменные источники более позднего времени, II-V вв. (труды Прокопия Кесарийского — византийского историка, Иордана — готского историка) свидетельствуют о проживании антов (восточных венедов) между Днепром и Днестром и к востоку от Днепра.

Во второй половине I тысячелетия н.э. славяне занимали значительную территорию, простиравшуюся между Эльбой на Западе, Волко-Оксим междуречьем на северо-востоке, оз. Ильмень — на севере и северным Причерноморьем на юге. Обширность территории обусловила дифференциацию славян. Можно выделить восточных, западных и южных славян.

Большую территорию, на которой сформировалась древнерусская народность заселяли восточнославянские племена. Достаточно подробно расселение восточных славян описал древнерусский летописец Нестор (XI-нач. XII в.). В » Повести временных лет » он описал события, совершившиеся за 300 лет до него. Источник, к сожалению, до нас не дошел, нам известен его список, составленный монахом Сильвестром (около 1116 г.). По различным источникам можно представить картину размещения славянских племен:

Поляне жили на правобережье Днепра с центром в Киеве;

Древляне — к северу от полян в междуречье Роси и Припяти с центром в Искоростене;

Дреговичи — севернее древлян и полян на левобережье Припяти;

Бужане и волыняне — западнее полян, по верхнему течению Южного Уличи и тиверцы — западнее бужан и волынян в бассейне Днестра;

Хорваты (белые хорваты) — в Закарпатье;

Северяне — на левом берегу Днепра, в бассейне реки Сулы, Сейма, Десны до Северного Донца;

Радимичи — на востоке, в бассейне среднего и верхнего течения Оки и Москвы реки (размещение племен показать на карте).

В VII-VIII вв. славянские племена ведут активную хозяйственную деятельность, что стимулировало усиление внешнеэкономических связей, в т. ч. внешнюю торговлю.

Предпосылки образования государственности обозначились в VII-VIII в. н.э. Наивысшей ступенью развития первобытнообщинного строя у восточных славян были союзы племен. Предположительно таких союзов было 14, наиболее крупные из них объединяли до десяти племен. В начале существования этих союзов племен формой управления была военная демократия.

Союзы племен отличались более высоким уровнем управления, органы общественного самоуправления превращались в государственный аппарат князя. Формировался государственный строй, важным признаком которого было появление особой, отделенной от народа публичной власти, со специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию.

По свидетельству арабских исторических источников славянские племена объединились вокруг трех центров: Куябы, Славии и Артавии или Арса (предположительно Киева, Новгорода и Рязани).

Это были «союзы союзов» племен — первые государственные образования на Руси.

Дореволюционные историки считали датой образования ДГ 862 год, когда Новгородские князья якобы пригласили Рюрика (862-879) на княжение в Новгород. (Существует версия, что Рюрик захватил Новгород или войной или подкупом князей).

Таким образом, в VIII-X веках на огромной территории от Ладожского и Онежского озер на севере до среднего течения Днепра на юге, на западе и юго-западе — до Карпат, Прута и нижнего течения Дуная сформировалось Древнерусское государство с центром в Киеве.

Следует отметить, что существуют различные трактовки истории образования русского государства.

Существо теории состоит в том, что государство у восточных славян явилось не закономерным процессом их внутреннего развития, а было создано пришельцами из Скандинавии «норманнами» или «варягами». Байер написал труды «Происхождение Руси» и «Варяги». Опираясь на рассказ «Повести временных лет» о «призвании» новгородцами трех братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862 г. в Новгород, делает вывод о том, что они и основали Древнерусское государство и дали ему название «Русь».

«Повесть временных лет» Нестора составлена в конце XI — начале XII вв., в оригинале до нас не дошла. Известный нам список содержит много противоречий. Составлялась она в период распада Киевского государства. Летописец, выполняя социальный заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (Варяги в XI-XII вв. играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.

Сама же «норманнская теория» в период создания отвечала политическим интересам Голштинской феодальной династии, правившей Россией под именем Романовых. Цель теории — показать неполноценность восточнославянских народов, их неспособность создать собственное государство.

Норманнская теория утвердилась как антирусская политическая доктрина. Она широко использовалась гитлеровской пропагандой в период подготовки и в годы второй мировой войны, для оправдания захватнических войн против славянских народов.

В настоящее время усиления антирусской пропаганды норманнская интерпретация древнерусской истории активизировалось. В современной западной литературе ряд авторов тенденциозно эксплуатируют норманнскую версию об отсталости русского народа, о создании первого русского государства выходцами из стран Запада. Делаются попытки связать норманнскую теорию с современностью, спекулируя трудностями экономического, политического и социального развития России.

Против норманизма выступил в середине XVIII в. М.В. Ломоносов, доказал научную несостоятельность теории.

Также, борьбу с этой «теорией» вели В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.

Норманнскую теорию подвергали критике русские историки С.А. Геодонов, И.Е. Забелин, А.И. Костомаров и др.

Русский ученый А.А. Шахматов в работах «Разыскание о древнейших русских лепесных связях» (1908 г.) и «Повесть временных лет» (1916 г.) установил, что версия о призвании варяжских князей в Новгород и Киев носит искусственный характер. Сюжеты «Повести временных лет» носят творческий, а не исторический характер. На летописца оказали влияние русские князья, которые уже позже родственными или иными узами были связаны с Северной Европой. Одним из таких князей, например, был Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха.

1) Основа теории – ненаучные данные, она основана на рассказе Нестора, данный же рассказ нельзя признать летописным, так как он был написан на несколько веков позднее, нежели произошло образование государства.

2) К 9 веку по свидетельству археологов, уровень развития восточных славян был значительно выше, нежели у варягов.

3) По свидетельству археологов у самих варягов к 9 веку не наблюдается государственности.

4) Процесс образования государства – объективный и закономерный процесс, который предполагает определенный, достаточно высокий уровень развития общества; государство появляется лишь на том этапе развития общества, когда общество экономически, политически, социально, культурно готово к восприятию государственно-правовых явлений и государственной жизни.

Таким образом, если предположить, что уровень развития у восточнославянских племен был настолько низок и примитивен, как это описывают авторы норманнской теории, то образование государства в Киеве было бы невозможным, несмотря на призвание князей

Несостоятельно и утверждение об изначальном норманнском происхождении слова «Русь». Российскими исследователями доказано, что племя «рось» существовало в Приднепровье за 5 столетий до появления варягов. Название впоследствии распространилось на территорию вокруг Киева. Затем на славянские племена, вошедшие в состав Киевского княжества.

Существуют и другие теории, касающиеся образования ДГ, например, теория завоевания славян варягами. Авторы этой теории считают, что государство у восточных славян появляется в рамках механизма теории насилия, однако и данная теория в полной мере исторически не подтверждена, так как, по свидетельству археологов, отсутствуют следы военных стоянок варягов на территории славян, не прослеживается существенного влияния культуры и быта на культуру и быт восточных славян, что обычно свойственно при завоевании.

Все вышеизложенные теории не являются единственными, но анализ разных теорий позволяет сделать предположить, что государство у восточных славян возникает в результате сложных, длительных закономерных процессов общественного развития, в результате разложения родоплеменного строя, разрушения родоплеменных связей, постепенной трансформацией родоплеменной власти во власть государственную. Киевская Русь появляется на том этапе развития общества, когда общество оказывается состоятельным для государственного развития. Также можно сказать, что ДГ было не первым государственным образованием у восточных славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма. В процессе объединения всех восточнославянских земель сформировалась древнерусская народность.

Формирование древнерусского государства шло вплоть до первой трети XII века. Это было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.

Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать:

* экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть;

* большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов;

* наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре;

* наличие системы кормления на местах.

Оно возникло в то время, когда еще не было предпосылок образования централизованного государства, при слабо развитых торговле и ремесле, отсутствии прочных экономических связей между отдельными регионами. Сильная центральная власть феодалам была нужна для прикрытия или поддержки при захвате общинных и новых земель. Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся: пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель.

Поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси. Киевская Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь считался сюзереном или «старейшиной». Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.

Дружина князя дифференцируется на «старшую» и «младшую» (и по возрасту, и по социальному положению). Бояре (от «боляр», боец, т.е. дружинник) из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. С помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер они усиливают эксплуатацию крестьян-общинников, попадающих к ним в зависимость.

Высшими органами власти в Древнерусском государстве были великий князь, совет при князе, феодальные съезды, вече.

I Великий князь

Властные функции великого киевского князя в период княжения Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и регентши Ольги при Святославе (945-964 гг.) были относительно несложны и заключались в:

* организации дружины и военных ополчений и командования ими;

* охраны границ государства;

* осуществлении походов на новые земли, захват пленных и взимание с них дани;

* поддержание нормальных внешнеполитических отношений с кочевым племенам юга, Византийской империей, странами Востока.

Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города.

В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.

Князь становится организатором и командующим вооруженными силами (многоплеменной состав вооруженных сил усложняет эту задачу):

* заботится о строительстве укреплений по внешней границе государства, строительстве дорог;

* налаживает внешние сношения с целью обеспечения безопасности границ;

* осуществляет судопроизводство;

* осуществляет утверждение христианской религии и материально обеспечивает духовенство.

(В этот период начинаются народные волнения. В 1068 г. Изяслав жестоко подавил народное восстание, а в 1113 г., испугавшись новой смуты, бояре и епископы вызвали в Киев Владимира Мономаха с сильной дружиной, который подавил восстание).

Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны. Князь изданием законов закреплял новые формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.

Таким образом, князь становится типичным монархом. Великокняжеский престол передавался вначале по наследству по принципу «старшинства» (старшему брату), а затем по принципу «отчины» (старшему сыну).

II Совет при князе

Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Он состоял из городской верхушки («старцев градских»), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Это был совещательный орган при князе для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел, его численность в различные периоды составляла от 5 до 50 человек. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.

Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: «огнищанин» называется «тиуном-огнищным», «старший конюх» — «тиуном конюшим», «староста сельский и ратный» — «тиуном сельским и ратейным» и т.д.

С усложнением задач государственного управления роль этих должностей укрепилась, функции уточнились, например: «воевода» — начальник вооруженных сил; «тиун конюший» — ответственный за обеспечение княжеского войска конским составом; «дворецкий-огнищанин» — управляющий княжеским двором и выполняющий отдельные государственные задания; «стольник» — продовольственный снабженец.

III Феодальные съезды

Феодальные съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.

Функции съезда составляли:

* принятие новых законов;

* распределение земель (ленов);

* решение вопросов войны и мира;

* охрана границ и торговых путей.

Известен Любеческй съезд 1097 года, который имея ввиду объединение усилий в борьбе с внешними врагами, «устроение мира» признал независимость удельных князей («каждый пусть держит отчину свою»), в то же время призвал блюсти Русь всеми за «один». Съезд 1100 года в Уветичах занимался распределением ленов.

IV Вече

Вече созывалось князем или феодальной верхушкой. В нем участвовали все взрослые жители города и не горожане. Решающую роль здесь играли бояре и городская верхушка «старцы городские». Холопы и подчиненные домовладыке люди на вече не допускались.

Известно, что решение об убийстве за злоупотребление сбором дани князя Игоря древляне приняли на своем вече. В 970 году Новгородское вече пригласило на княжение Владимира Святославовича. На вече решались вопросы:

— созыва и комплектования народного ополчения и выбор предводителя;

— выражался протест против политик князя.

Исполнительным органом вече был Совет, который фактически заменял вече. Вече по мере развития феодализма исчезло. Сохранилось только в Новгороде и Москве.

V Местная власть

Местным органам управления вначале были местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьям киевского князя. В некоторых менее важных городах назначались посадники-наместники, тысяцкие киевского князя из его окружения.

Местная администрация содержалась за счет части поборов с населения. Поэтому посадник и волостели назывались «кормленщиками», а система управления — системой «кормления».

Власть князя и его администрации распространялась на горожан и население земель, не захваченных феодалами. Феодалы же получали иммунитет — юридическое оформление власти во владениях. В иммунитетной (защитной) грамоте определялась земля, жалованная феодалу и права к населению, которое обязывалось быть в подчинении.

VI Суд

В Древнерусском государстве суд не был отделен от административной власти. Высшей судебной инстанцией был великий князь. Он судил дружинников и бояр, рассматривал жалобы на местных судей. Разбор сложных дел князь проводил на совете или вече. Отдельные дела могли быть порученным боярину или тиуну.

На местах суд осуществляли посадник и волостели.

Кроме того, существовали вотчинные суды — суды землевладельцев над зависимым населением, на основе иммунитета.

В общинах существовал общинный суд, который с развитием феодализма заменялся судом администрации.

Функции церковного суда осуществляли епископы, архиепископы, митрополиты.

Важно обозначить, что степень централизации государства крайне невелика, невелико и влияние князя на церковь, войско формируется крайне примитивно, в случае необходимости собирается народное ополчение, боярство формирует свое войско, с которым является на службу по призыву князя. Призывалось при необходимости и иноземное войско, которое преимущественно формировалось из варягов.

VII Церковь

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).

Важно обозначить, что степень централизации государства крайне невелика, невелико и влияние князя на церковь, войско формируется крайне примитивно, в случае необходимости собирается народное ополчение, боярство формирует свое войско, с которым является на службу по призыву князя. Призывалось при необходимости и иноземное войско, которое преимущественно формировалось из варягов.

Раннефеодальная монархия: черты и особенности

Раннефеодальная монархия – одна из многих форм правления. За хронологическими данными, раннефеодальная монархия – первая из форм классической феодальной монархии.
Исторический словарь, говорит, что раннефеодальная монархия – это прежде всего форма политического режима в IX-X веках. Также с термином раннефеодальная монархия сроднен термин государство раннего феодализма, где верховная власть находиться в руках монарха.
Развитие подобного типа правления развивается во время перехода к феодализму, взамен рабовладельческому строю, что и происходило, например, после распада Западной Римской империи в Европе. Также такая форма государства характерна для варварских государств, которые из первобытнообщинного строя переходят к феодальному.
Древнерусская раннефеодальная монархия
Как доказано большинством историком занимающимися историей Киевской Руси, Русь – это государство раннефеодального типа, то есть – раннефеодальная монархия. Доказательств этому более чем достаточно.
Одним из самых главных факторов и доказательств этому это то, что на Руси не завершился процесс формирования классов общества. К тому же на Киевской Руси только зарождалось феодальное землевладение, так как основная масса смердов (крестьяне) – были свободным от феодалов (князей).
При этом, на основе всех данных, ми видим, что начало феодальному строю уже положено. О чем речь?
• Формируется боярское землевладение;
• Все общинные земли понемногу начинают захватываться боярами и князьями;
• Великий князь начинает дарить и раздавать во владение большие земельные надели своим поданным. При этом вместе с землей под власть князя, боярина и т. д. попадают и все крестьяне, живущие на этой земле;
• Все крестьяне, попавшие под власть, например, князя уже должны платить ему натуральный оброк;
То есть, вы видим реальные черты феодального устройства, однако они только внедряются, так что ни о какой феодальной монархии не может быть и речи.
Также следует отметить еще одну важную черту, которая дает возможность понять, что Русь – раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял монарх – то есть, князь. И он опирался в первую очередь на свою дружину, то есть военную силу, а затем уже на совет старейшин. Великий князь был сюзереном для других, более мелких князей.
Черты раннефеодальной монархии
Как и любая другая форма правления государством, раннефеодальная монархия имеет свои уникальные черты, делающих ее не такой, как и иные формы правления.
И так, черты раннефеодальной монархии следующие:
• Существовал переход власти в порядке наследования престола, однако при этом не было никакого законодательного закрепления механизма этого самого перехода власти: от отца – к старшему сыну. То есть, все было на уровне обязательного обычая, не более;
• Правитель – монарх не нес никакой юридической ответственности за совершение своих действий перед государством (монарх мог совершить любое действие в своем государстве: казнь кого-то, захватить ту или иную область, собрать дань и за это он не нес никакой ответственности – это считалось вполне нормальным для такой формы правления, несколько позже, уже при феодальной монархии, сюзерен не был столь властен);
• В таком государстве не были сформированы институты власти;
• Полномочия и статус совета при князе (короле) нигде не были установлены;
Важным также являлось то, что органы власти никогда не имели постоянных полномочий, и они довольно часто менялись.
Кроме Киевской Руси, отличным примером раннефеодальной монархии можно считать Королевство франков в Западной Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *