Типология семьи брак и родство

Типология семьи и брака.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Семья и брак

Семья как социальный институт и малая группа.

Семья — это основанная на кровном родстве, браке или усыновлении (удочерении), социальная группа, члены которой проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Семья представляет собой сложное социальное образование.

Семья одновременно является одним из важнейших социальных институтов и неформальной первичной малой группой.

Повторите: Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.
Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридическом смысле брак представляет собой юридическиоформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.
Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

Признаки семьи.

(некоторые уже указаны в определении)

1) Родство, брак (супружество), усыновление или удочерение.

Брак может быть 1) юридический – добровольный союз, оформленный в ЗАГСе 2) гражданский – длительное совместное проживание с общим хозяйством и воспитанием детей 3) церковный

2) Совместное проживание (на одной территории – квартире, доме…)

3) Совместное хозяйство (в современных семьях имеется ввиду общий бюджет, наличие т.н. «семейного хозяйства»)

4) Эмоциональная связь, ответственность друг за друга и моральная поддержка.

Основные функции семьи.

1) РЕПРОДУКТИВНАЯ – рождение детей

2) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ –воспитание детей

3) СОЦИАЛЬНО-СТАТУСНАЯ –семья предоставляет первичный социальный статус и помогает достичь статуса, выступает важнейшим агентом социализации

4) ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ –ведение совместного хозяйства, покупки, семейное предпринимательство, экономическая поддержка

5) РЕКРЕАТИВНАЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) – организация досуга,снятие стрессов, напряжения

Ученые-социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.

Типология семьи и брака.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:
а) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
б) Нуклеарные (от слова «ядро») – малые семьи – родители и дети, зависящие от них и большие (расширенные) семьи. Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.
в) традиционная, патриархальная семья и современная, демократическая семья. Для патриархальной (традиционной) семьи характерна ведущая роль отца, мужа (старшего мужчины). Младшие подчиняются старшим, женщины мужьям. Разделение обязанностей между женщинам и мужчинами – гендерные роли (женщина – дом, дети; мужчина – работа, тяжелый физический труд). Для современной семьи характерны равноправие, демократический характер принятия решений, отсутствия четкого разделения обязанностей, работающая женщина, равное участие в воспитании детей.

Типология брака и семьи

Основными формами брака являются моногамия и полига­мия(полигиния и полиандрия).

Во все мире, во всех известных культурах, наиболее рас­пространенной формой является моногамный брак — устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.

На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния — форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Поли­гиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян (речь идет именно о женах, а не о наложницах!). Наличие нескольких за­конных жен допускает ислам.

Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допус­кающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3-5% браков включают более одной жены. В единичных случаях зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.

Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава — не может быть общес­тва, в котором число женщин в 3-4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60-80-летние).

Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротичес­ких пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, а следовательно повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.

Полиандрия — наличие нескольких мужей у одной жены — возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).

В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак — между несколькими мужчинами и женщина­ми (Л. Морган, Ф.Энгельс). Авторы этой теории выводили та­кую форму из некоторых широко распространенных в традицион­ных обществах обычаев — левират и сорорат, оргиастические праздники. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконс­трукцию необоснованной.

Левират — обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат — обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, не­обходимостью сохранения имущества в рамках рода.

Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ива­на Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Од­нако один раз в год разрешалось все или почти все — но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельству­ют о существовании группового брака — скорее наоборот.

В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая класси­фикация выделяет:

-нуклеарные семьи, включающие 1 брачную пару с несо­вершеннолетними детьми или без детей;

-расширенные семьи, включающие более одной брачной па­ры, или брачную пару и других совершеннолетних родственни­ков;

— неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.

Таким образом, наличие брачной пары не является обяза­тельным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных пар.

В современном мире абсолютное большинство семей — (около 3/4) — нуклеарные; однако постоянно растет доля не­полных семей.

Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысяче­летий позднего присваивающего и раннего производящего хозяй­ства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.

Род — это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название, легендарного или реального предка («тотем») и символы при­надлежности к роду.

Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской ли­нии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных — по материнской.

Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обяза­тельно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общи­ну, при патрилинейном — женщины.

У многих народов (например, у индейцев Северной Амери­ки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие до­ма, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами рода, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких до­мов составляло единую расширенную семью, включающую множес­тво брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а именно отношение родства.

Следует отметить, что род — образование не биологичес­кое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало (а часто даже предполагало) сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой органи­зации скорее всего обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации дея­тельности по обработке земли и выпасу стад. Род экзогамен.

13.4. Типология семейно-брачных отношений

Семья, как и любое социальное явление, не возникла спонтанно. Появление семьи было необходимым результатом исторического развития общества. Появление первых упорядоченных отношений между полами ученые связывают с возникновением родов.

Род — это малая этническая группа, представители которой связаны кровными узами и ведут свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Важнейшим признаком рода в первобытном обществе являлась экзогамия (запрет браков внутри рода), поэтому роды не могли существовать изолированно друг от друга и постепенно объединялись в племена.

Первым, кто обратил внимание на появление новых отношений между противоположными полами и проанализировал их, был американский ученый Льюис Г. Морган. В своей книге “Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации”, вышедшей в 1877 г., Морган впервые попытался упорядочить накопленный исторический опыт и знания о возникновении и развитии семейно-брачных отношений у различных народов. Этот труд он вынашивал в течение сорока лет. До сих пор “Древнее общество” является одним из самых фундаментальных исследований в области истории возникновения семьи. Ф. Энгельс в своей работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884) подробно анализирует работу Моргана и еще более четко выявляет экономические, социальные, природно-географические причины, влияющие на различие форм и типов семейно-брачных отношений.

Развитие общества как социальное явление включает в себя реализацию определенных потребностей. С одной стороны, это потребность в еде, питье, одежде, предметах быта, с другой — в существовании себе подобных. Таким образом, развитие общества с необходимостью воспроизводится в двух аспектах: производство и воспроизводство средств производства и средств потребления, а также производство и воспроизводство самого человека, продолжение рода. Эти два процесса очень тесно взаимосвязаны.

Неразвитость общественных отношений отражалась и на неразвитости отношений между полами. В первобытном обществе эти отношения носили хаотический промискуитетный

(неупорядоченный) характер. Развитие общества, необходимость разделения труда, упорядочения взаимодействия между людьми постепенно заставляли их упорядочивать и взаимоотношения полов. С укреплением родов отношения полов стали носить все более позитивный упорядоченный характер. На смену промискуитету приходят отношения брака.

Брак— это социальный институт, представляющий собой совокупность норм, предписаний, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, их отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и т. д.

Исторически первой формой брачных отношений, отражающей уровень развития взаимодействия между родами, был дуально-групповой брак. Данная норма брака носила позитивный характер и давала возможность воспроизводства родовых отношений через взаимодействие двух различных родов.

Основу взаимодействия родов составляла не экономическая деятельность, а необходимость реализации основной функции семьи — детопроизводства (репродуктивная функция). Внутри каждого рода кровосмешение было запрещено. Род мог воспроизводить себя лишь через другой род. Запрещение браков внутри рода называется экзогамией. Противоположностью экзогамии выступает эндогамия — обязывающая выбирать партнера только внутри своей группы.

Первоначально дуально-групповой брак связывают с периодом дикости. В этот период экономические, хозяйственные связи между вступающими в брачный союз очень слабы, поэтому брачные пары легко распадаются. В брачном союзе противоположных полов создаются пока лишь предпосылки возникновения семьи.

Семья — основанная на браке или кровном родстве первичная социальная группа, члены которой связаны общностью быта (ведением общего хозяйства), взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Важнейшая функция семьи — репродуктивная (рождение и воспитание детей).

Первобытный род, являясь экзогамным, не мог состоять из семей, но дал толчок к ее появлению. В связи с тем, что в групповых брачных отношениях единственно неоспоримым родителем ребенка являлась мать, то и родословная велась по материнской линии. Неупорядоченные отношения — это отношения, не облеченные еще в форму правил, обязательных для обеих сторон. Эти правила формулируются гораздо позже.

Выделяют несколько этапов развития семьи.

Кровнородственная семья — простейшая форма семьи. Отношения между полами запрещены только между родителями и детьми. Все остальные члены семьи, имеющие родственные отношения (братья и сестры любых степеней родства) являются одновременно друг для друга мужьями и женами. Кровосмешение объективно вело такой тип семьи к вымиранию.

Второй, более развитой исторической формой семьи стала пуналуальная семья (группа мужчин одного рода образует семью с группой женщин другого рода), распространившая запрет половых отношений между различными поколениями на всех без исключения кровных родственников, как единоутробных братьев и сестер (т. е. по материнской линии), так и по всем родственным линиям (дети, внуки, правнуки родных братьев и сестер). Племена, более жестко ограничивавшие родственные половые отношения, развивались более интенсивно. Наиболее долго кровосмешение допускалось на Гавайских островах. Процесс отказа от кровосмешения был очень сложным, но исторически неизбежным. Именно пуналуальная семья может считаться классическим образцом, высшей формой группового брака, в основе которого лежат отношения рода.

Парная семья являет собой следующую качественную ступень развития брачных отношений, зародившуюся еще в недрах группового брака. Групповой брак не исключал и наличие отдельных пар, сосуществующих друг с другом. Мужчина мог выделять одну женщину как главную (любимую) жену среди других женщин, отдавать ей предпочтение, являясь, в свою очередь, для нее главным (любимым) мужем. Эти отношения строились не на экономическом интересе, а лишь на взаимном влечении. Чем более развивался род (а он все еще определялся по материнской линии), чем сложнее было найти себе пару не среди родственников, которых становилось все больше, тем более крепкими становились парные браки. Парный брак все больше вытеснял групповой. При расставании пары дети оставались с матерью. Парная семья при всех своих достоинствах все же несла в себе элемент неустойчивости. Возможность легкого расторжения брака обоими супругами и право повторного вступления в новый брак порождало чувство временности и не вызывала потребности в обзаведении домашним хозяйством. Особенно это касалось мужчин, вынужденных при разводе покидать домашний очаг. Такое положение вещей подталкивало признавать родной лишь мать. Женщины данной эпохи занимают очень высокое положение в социальной иерархии общественных отношений.

Разложение первобытно-общинных отношений и зарождение частной собственности ведет к постепенному превращению парной семьи в моногамную. Моногамия выступает как основа развития нового качества в отношениях между мужчиной и женщиной. Наступает эпоха цивилизации.

Моногамия— единобрачие, исторически обусловленная форма брака и семьи, при которой мужчина женат на одной женщине, а женщина замужем за одним мужчиной, причем в отличие от парного брака, общество санкционирует долговременный союз супругов.

Эпоха усиления частной собственности и разложения материнского права связана со стремительным развитием процессов одомашнивания животных. Приручение животных привело к появлению огромных стад скота, что, в свою очередь, укрепляло роль мужского начала и порождало качественно новые общественные отношения. Тот, кто пас стада, постепенно становился и их собственником. Главой семьи по необходимости становится мужчина. Развитие скотоводства, обработки металлов, ткачества, земледелия все более укрепляет статус мужчины как главы семьи. После его смерти имущество наследовалось общиной, а не женой и детьми. Другой стороной развития скотоводства, требующего дополнительных рабочих рук, явилось появление рабства. Муж становился собственником не только скота, но и говорящих орудий труда — рабов. Таким образом, по мере увеличения размеров собственности муж объективно занимал все более главенствующую позицию в семье. В связи с этим постепенно изменившееся положение мужчины было закреплено законодательно, и женское право наследования по материнской линии сменилось правом наследования по линии отца. Именно с этого времени роль женщины свелась лишь к почетному положению домохозяйки и хранительницы домашнего очага. Жена и дети наравне с рабами становятся собственностью мужа. Для того чтобы передавать наследство, муж должен быть уверен в верности жены. Муж получает практически безграничные права.

Наряду с моногамией (единобрачием) исторически возникает еще одна важная форма брака — полигамия. Полигамия существует двух видов; полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество).

Полигиния — одна из исторически сложившихся форм брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Полигиния признана одной из мировых религий — исламом. Данная форма брака связана не с распущенностью восточных народов, а с их кочевым образом жизни, который не позволяет им, в отличие от народов, занимающихся земледелием, вести оседлый образ жизни. Скотоводство требует постоянного перемещения со стадами. Кроме того, кочевой образ жизни предполагает частые конфликты из-за пастбищ и территорий для стойбищ скота, что приводит к большому уровню смертности среди мужчин. Все эти причины и явились основой признания исламом возможности мужчине иметь несколько жен. Но даже на Востоке это привилегия богатых.

Еще более специфической формой брака выступает полиандрия — исторически сложившаяся форма брака, при которой одна женщина состоит одновременно в браке с несколькими мужчинами. Этот феномен очень слабо анализируется в современной литературе, но он был довольно сильно распространен в Индии, Тибете и горных районах других стран, где географические и природные условия не позволяли каждому из множества сыновей семейства создать и прокормить свою семью. Иногда клочок земли был настолько мал, что мог прокормить лишь ограниченное количество едоков. В такой ситуации сыновья были вынуждены вступать в брак с одной женщиной. В такой семье землю стал наследовать старший сын. Остальные отправлялись в растущие города.

Итак, можно выделить три основные формы брака, соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству — парный брак, цивилизации — моногамия.

В современных урбанизированных условиях быстрорастущих городов самым распространенным типом моногамных отношений между супругами выступает нуклеарная семья, состоящая лишь из родителей и их детей. В случае отсутствия детей или одного из родителей семья называется неполной. Если несколько нуклеарных семей живут под одной крышей и ведут общее домашнее хозяйство, такую семью принято считать расширенной. Расширенная семья состоит из трех и более поколений, место и роль каждого из которых могут быть различны. Как правило, центральное место в такой семье занимают родители, но бывает, что лидером выступает и кто-то из “молодых”. Социальные роли обычно распределяются в течение нескольких лет и зависят от реального положения каждого члена семьи. В случае если молодожены приходят жить в дом родителей жены, возникает матрило- калъная семья. Если же супруги поселяются в доме родителей мужа, семья называется патрилокалъной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *