Косвенное избирательное право

Прямое и косвенное избирательное право

Применение того или другого из указанных принципов или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право- означает право избирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда – верхних палат (например, в США, Италии, Польше), президентов (например, в Мексике, Австрии, Болгарии), практически повсеместно – органов местного самоуправления.

Косвенное (многостепенное) избирательное право — означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь, как отмечалось, две ступени или более, хотя три или четыре встречаются весьма редко.

Двухстепенными выборами избираются, например, Президент США, Совет штатов (верхняя палата Парламента) Индии, трехстепенными – подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Прямые выборы имеют много плюсов. Они создают непосредственные связи между избранными депутатами и избирателями, дают возможность именно последним принять решение при голосовании. В какой-то мере они ставят депутата под контроль избирателей своего округа. Во всех демократических странах депутаты сравнительно часто встречаются с избирателями округа, принимают и выслушивают их, стремятся к тому, чтобы при принятии законов и иных актов в парламенте были учтены интересы жителей их округа.

Косвенные выборы представляют собой своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа. Чем больше ступеней имеют такие выборы, тем больше в процессе их может нарушаться воля избирательного корпуса. В тоже время эта система более надежно отсеивает случайных лиц, оставляя более зрелых и надежных кандидатов.

Иногда, впрочем, различие между прямым и косвенным избирательным правом несколько стирается. Например, при выборах Президента США избиратели в каждом штате избирают по конкурирующим спискам выборщиков в коллегию, которая должна избрать Президента. Однако выборщики не свободны в своем выборе. Во-первых, будучи избраны по одному списку, они обязаны голосовать одинаково, а во-вторых, они обязаны голосовать за кандидата в Президенты, который значился на бюллетенях, поданных за соответствующий список выборщиков. Формально голосуя за список выборщиков, избиратель фактически поддерживает определенного кандидата в Президенты.

Однако это не значит, что разница между прямым и косвенным избирательным правом здесь исчезла. При американской системе выборов существует и сохраняется возможность избрания Президента меньшинством голосов избирателей. Покажем эту возможность на гипотетическом числовом примере. Согласно части второй раздела 1 статьи II Конституции США, каждый штат посылает столько выборщиков в коллегию, сколько представителей (членов нижней палаты) и сенаторов в Конгресс США. Число же представителей пропорционально численности населения штата. Итак, предположим, что в трех штатах – А, Б и В – число избирателей соответствует численности населения и составляет соответственно 300, 600 и 900 тыс. человек. Допустим также, что на 10 тыс. избирателей приходится один представитель. В Сенате же каждый штат имеет два места. Предположим, что в штате А 151 тыс. избирателей проголосовали за кандидата в Президенты Смита, и он получил от этого штата в коллегии выборщиков 32 места (30 представителей + 2 сенатора); в штате Б за Смита проголосовали 301 тыс. избирателей, что дало ему еще 62 места в коллегии выборщиков. В штате же В за Смита проголосовали только 50 тыс. избирателей, а 850 тыс. предпочли его соперника Джонса, который получил в коллегии 92 места. Таким образом, в трех штатах за Смита проголосовали всего 502 (151 + 301 + 50) тыс. избирателей, и он получил 94 места в коллегии выборщиков. За Джонса же проголосовали 1298 (149 + 299 + 850) тыс. избирателей, то есть более чем в 2,5 раза больше, однако выборщиков он получил меньше — всего 92.Это пример наглядно показывает, что косвенные выборы в США и при отмеченных ограничениях способны существенно исказить результаты народного волеизъявления.

Принципы избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на

выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные

права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми

людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность

означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть

невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.
Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательног

о права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным

непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем

большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат — в США, Италии, Польше,

президентов — в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного

самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов

коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или

самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две

ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии,

трехступенчатыми — подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.
Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого

избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из

важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного

права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В

зависимости от избирательной системы’ у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один.

Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии

каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в

Баварии — по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на

результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата

должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).
Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально — множественное

голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше

голосов, чем другие.
Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее

делят избирателей на группы — курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и

другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп.

Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое

представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются

особые избирательные курии для родоплеменных вождей.

В некоторых странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью

гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое

специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные

Межпарламентскому союзу.
Тайное голосование. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля

за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный

вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном

процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов

не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если

хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной

правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие

избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и

экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или

самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности

органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает

обязательный минимум участия в выборах.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие

в голосовании.
Цензы избирательного права и ограничения избирательного права.

Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается

так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или

иных политических прав.

Рассмотрим следующие виды цензов.

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста.

В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет — в

США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет — в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе,

в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права возрастные

цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел

для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических

государствах не устанавливается.
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно

проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для

голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии — 3 месяца, которые

нужно прожить на территории избирательного округа.
Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного

государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не

требует сам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом палаты представителей

Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не Менее 7 лет, а сенатором — не

менее 9 лет. Ценз грамотности и образовательный ценз предпола-

гают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти

не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда

понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о

пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны

неграмотные.
Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем

на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз

практически везде был отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в

Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в

Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах — лишенные родительских прав и

т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по

приговору суда (Великобритания, Россия).

Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в иранский

парламент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех

странах. Сегодня повсеместно отменен. Расовый ценз в настоящее время отсутствует. Рассмотренные цензы

представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям

пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.

Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность

(если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо

намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его

осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в

частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства, не

допускается совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть де

путатами Национального собрания и т. п.
Неизбираемость — это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы

административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом

избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или

выполняли их в последние три года до выборов.

Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме

Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме

Граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, – за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

Закрепленное комментируемой статьей прямое избирательной право, право на прямое волеизъявление на референдуме граждан позволяет наиболее точно, полно и демократично выразить волю граждан в процессе выборов, референдумов, установить прямую связь между избирателями и теми, кто представляет их интересы в законодательном (представительном) органе и на выборной должности, обеспечить адекватность результатов выборов, референдумов волеизъявлению его участников. Специфика института референдума состоит в том, что он является одной из прямых (непосредственных) форм участия граждан в политике и управлении, поэтому непрямое голосование на референдуме противоречило бы его природе института непосредственной демократии.

Законодательную основу принципа прямого избирательного права, права на прямое волеизъявление на референдуме составляют: а) статья 81 Конституции Российской Федерации, закрепляющая текстуально этот принцип применительно к выборам Президента Российской Федерации; б) статьи 1 и 2 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»; в) статья 1 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»; г) статья 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; д) статья 3 комментируемого Федерального закона.

Ряд международно-правовых актов (например, статья 21 Всеобщей декларации прав человека) закрепляет право граждан на непосредственное (прямое) участие в управлении своей страной (своего государства). Институт референдума является одной из форм реализации этого права граждан. Мировой практике известны непрямые выборы, поэтому международное право в целом не рассматривает данный принцип как общеобязательный и универсальный. Так, в пункте 7.2 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 29 июня 1990 года записано, что государства–участники «допускают, что все мандаты, по крайней мере в одной палате национального законодательного органа, были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов». В части 3 статьи 4 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств подчеркивается: «Если национальный законодательный орган является двухпалатным и часть или все депутатские мандаты другой его палаты не являются объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе всенародных выборов, то это не противоречит настоящей Конвенции». Тем самым данная Конвенция также допускает непрямые выборы.

Непрямые выборы делятся на две основные разновидности: многостепенные и косвенные. Например, в бывшем СССР до 1936 года существовали многостепенные выборы, когда депутаты (делегаты) вышестоящих представительных органов избирались нижестоящими представительными органами (т.е. избирались на соответствующих съездах Советов). Многостепенные выборы применяются в некоторых странах и сегодня, прежде всего при избрании верхних палат парламента. Например, депутаты Первой (верхней) палаты Генеральных штатов (парламента) Нидерландов избираются депутатами советов провинций, а в Австрии депутаты ландтагов (парламенты) земель избирают членов Федерального совета – нижней палаты парламента.

В нашей стране половина членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации формируется на основе так называемых многостепенных выборов – их избирают депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Вторая половина, как известно, назначается высшими должностными лицами (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (пункт 2) или состоять из депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района (пункт 1). В последнем случае депутаты представительных органов поселений избирают из своего состава членов представительного органа муниципального района.

Суть косвенных выборов состоит в том, что избиратели выбирают выборщиков, а они уже депутатов или должностных лиц. Таким образом избирается, например, Президент США. Коллегией выборщиков избирается и Сенат Франции. В не­которых странах при выборах одного представительного органа (например, верхней палаты парламента Бельгии – Сената) используются одновременно прямые и непрямые выборы. В ряде стран (например, в Боливии, Чили), где выборы президентов могут проводиться в два тура, первый тур проходит на основе всеобщих и прямых выборов, а если проводится второй тур, то он осуществляется путем голосования в парламенте, т.е. президент в этом случае избирается путем косвенных выборов. В парламентарных республиках президенты чаще всего избираются непрямыми выборами в двух формах: 1) парламентами (например, в Латвийской Республике); 2) парламентами и представителями субъектов федерации и (или) регионов, различных общественно-политических объединений и сил, которые образуют специальную избирательную коллегию.

В июле 2006 года в комментируемую статью были внесены изменения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 2006 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» 1 из избирательного бюллетеня исключена позиция «Против всех кандидатов» и «Против всех списков кандидатов». В новой редакции комментируемой статьи предусмотрена возможность голосования на выборах только за или против кандидата (в случае, если в избирательный бюллетень в случаях и порядке, предусмотренном соответствующим законом, включен только один кандидат – пункт 35 статьи 38 комментируемого Федерального закона).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *