Высший орган исполнительной власти РФ

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Статус Правительства РФ определен положениями гл. 1 и 6 Конституции, Законом о Правительстве РФ. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ состоит из членов Правительства – Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Возглавляет Правительство Председатель Правительства, который определяет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства РФ имеет семь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя и заместителя Председателя – Руководителя Аппарата Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в следующих случаях:

по заявлению Председателя Правительства об отставке; в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Об освобождении от должности Председателя Правительства Президент уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ.

Председатель Правительства РФ осуществляет следующие функции:

представляет Правительство в Российской Федерации и за пределами территории РФ;

ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;

подписывает акты Правительства;

представляет Президенту предложения о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства.

Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, распределяет их функции и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, которыми осуществляет руководство, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Оно назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство также вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве.

Правительство осуществляет следующие общие полномочия:

организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство также осуществляет полномочия в различных сферах государственной жизни.

В сфере экономики:

осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры но регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере:

обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, но обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности:

осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;

принимает меры по охране Государственной границы РФ;

руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений:

осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;

обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Свои полномочия Правительство реализует через правовые акты, которые издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ.

Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства могут быть обжалованы в суд.

Правила организации деятельности Правительства по реализации его полномочий устанавливаются в соответствии с Конституцией, Законом о Правительстве РФ, иными федеральными законами и указами Президента, Регламентом Правительства РФ (см. постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»). Данный Регламент, в частности, определяет планирование и организацию работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов, законопроектную деятельность Правительства, порядок работы с обращениями граждан, а также ряд иных вопросов.

Деятельность Правительства и организацию контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений обеспечивает Аппарат Правительства РФ, который является государственным органом, образованным для решения указанных задач.

Кто осуществляет исполнительную власть в РФ?

Согласно Конституции РФ, органом, осуществляющим исполнительную власть в РФ, выступает правительство. Оно управляет государственными делами и задачами, контролирует их реализацию. Однако только правительством исполнительная власть не ограничивается. Она реализуется системой и структурой органов, которые пребывают в иерархической взаимосвязи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Кто осуществляет исполнительную власть в РФ?

Понятие и правовые аспекты исполнительной власти

Исполнительная власть (ИВ) представляет собой комплекс функций по управлению делами государства, практическому осуществлению законодательных положений. Ее работа нацелена на удовлетворение нужд, защиту интересов населения и достигается средствами общественного, в основном, административного права. Исходя из ст. 110 Конституции, ИВ в России являет собой правительство. Оно включает в свой состав председателя, его заместителей и федеральных министров. Иных глав, освещающих непосредственно принадлежность к ИВ в РФ, в Конституции нет. Правительство, наряду с главой государства, Федеральным собранием и судебными инстанциями, выступает высшим органом страны. Свои обязанности оно реализует посредством работы министерств и ведомств, которые пребывают в строгом ему подчинении.

Статьи 110, 111 Конституции РФ

Председатель правительства определяется главой РФ с одобрения Госдумы. После его утверждения устанавливаются структура органов ИВ, приоритетные функции и цели, организуется их работа.

Система и структура исполнительной власти

Оба понятия достаточно схожи, но не идентичны и имеют характерные отличия, что обозначено в ст. 77, 112 Конституции.

Таблица. Сравнительное описание системы и структуры ИВ

Терминология Описание
Система Более общее понятие. Включает правительство, ведомства, министерства. Выделяются две ступени власти: федеральную и региональную — обе они формируют единую систему (ст. 77 Конституции). К первой относятся министерства, федеральные службы и агентства. К региональному уровню причисляют министерства, комитеты, департамент, главуправление. Субъекты устанавливают собственную систему ИВ, опираясь на предписания законодательства
Структура Уточняет государственные формирования, образующие систему, то есть определяются конкретные органы, должности, наделенные полномочиями в какой-либо сфере деятельности (министерство здравоохранения, транспорта, обороны, финансов, внутренних дел, культуры, морская коллегия, комиссия по законопроектам и так далее)

Статья 112 Конституции РФ

Президент наделен главенствующей ролью в формировании системы и структуры ИВ. На уровне законодательства эти вопросы не регламентированы.

ВНИМАНИЕ! На основании собственных указов президент утверждает структуру правительственных элементов, редактирует ее. Но полномочия могут определяться не только распоряжениями главы страны, но и федеральной законодательной базой.

Видео — Органы исполнительной власти в России

Правительство — высший исполнительный орган в РФ

Осуществление ИВ в России сопряжено с большой ответственность, поэтому отправные положения, регламентирующие работу правительства, закреплены законодательно главой 6 Конституции РФ, ФКЗ № 2 от 17.12.97 года, указах главы государства. За свои действия оно отвечает непосредственно перед Президентом и активно взаимодействует со всеми высшими органами. Члены правительства не вправе становиться депутатами Госдумы. По инициативе Федерального собрания они должны являться на заседания и давать пояснения по требуемым моментам. Правительство осуществляет взаимодействие непосредственно с президентом.

ВНИМАНИЕ! Глава страны, согласно Конституции, не причисляется ни к одной из трех ветвей власти: законодательной, судебной, исполнительной, однако в сфере последней за Президентом законодательно закреплен ряд полномочий, то есть фактически он вхож в нее.

Например, глава страны с одобрения Госдумы утверждает на должность или единолично снимает с нее председателя правительства, назначает и убирает других его членов. Президент самостоятельно регламентирует деятельность отдельных министерств (обороны, иностранных дел). Также он может возглавлять собрание правительства, при этом постановления последнего по правовой силе ниже указов главы страны, то есть фактически руководит ИВ России не председатель правительства, а президент. Но в целом высший орган ИВ сам принимает решения и осуществляет действия, отвечает за них. Правительство разрабатывает и вводит правовые документы без согласия на то президента. Оно руководит и регламентирует работу всей единой системы исполнительных органов, строит взаимоотношения с судебной властью и Федеральным собранием.

В ст. 114 Конституции обозначен ряд обязанностей правительства РФ. В ее заключении указано, что орган вправе реализовывать и другие функции, предусмотренные иной законодательной базой, то есть подразумевается, что список, приведенный Конституцией, не является исчерпывающим.

Статья 114 Конституции РФ

Порядок формирования исполнительной власти

После вступления на пост главы государства запускается процедура создания органа ИВ. Президент должен сформировать правительство — круг своих помощников. Порядок утверждения председателя обозначен в ст. 111 Конституции и ст. 7 ФКЗ № 2 от 17.12.97 года. Кандидатуру президент выдвигает на рассмотрение Госдумы в течение 14 дней с момента своего вступления на пост или отставки правительства. Вердикт выносится через 7 дней. Если дума не одобрила претендента, президент в течение недели представляет нового.

При своем рассмотрении кандидат оглашает программу планируемой работы будущего правительства. Не более получаса он отвечает на вопросы, возникшие у членов Госдумы, далее собрание голосует за и или против назначения претендента на должность.

ВНИМАНИЕ! При трехкратном отказе в принятии кандидатуры, предлагаемой главой государства, последний вправе распустить данный орган, назначить новые выборы и утвердить председателя на основании собственного решения.

Такое законодательное положение подразумевает, что трехкратным отказом Госдума фактически голосует за свою отставку, при этом президенту Конституционным судом не запрещается предлагать на рассмотрение одного и того же претендента. После утверждения председателя в течение семи дней им предоставляется список лиц для назначения на посты руководителей федеральных ведомств. Сроки, отведенные на создание каждого органа, в данном случае не регламентированы. Снять с должности, отстранить от выполнения обязанностей вправе только президент. Это производится при:

  • отставке;
  • недоверии;
  • невозможности продолжать исполнять обязанности (например, при проблемах со здоровьем).

При смещении с поста председателя осуществляется роспуск всех министерств и ведомств. Но функции за прежним правительством сохраняются до момента введения нового. На период до двух месяцев полномочия председателя могут выполняться его заместителем.

Заседания высшего исполнительного органа

Правительство собирается минимум один раз в месяц. Присутствует специальный Регламент, закрепляющий ряд обязательных норм. На собраниях обсуждаются темы, связанные с реализацией полномочий ИВ. Обязательной составляющей правительства выступает президиум, решающий актуальные и оперативные моменты. Согласно статье 115 Конституции, реализация правительством государственной политики осуществляется на основании издания правовой документации двух форм:

  • постановления имеют наиболее важное значение. Утверждаются на заседаниях голосованием, заверяется председателем и его заместителем;
  • распоряжение оформляется по актуальным и оперативным вопросам.

Также важным аспектом выступает контроль за их выполнением. Помимо разработки, на правительство возлагается обязанность следить за реализацией положений документации. Считается, что это способствует достижению быстрого и правильного результата, поскольку контроль часто ложится на те же инстанции, которые издали соответствующую нормативную базу. Вынесенные в ходе заседаний положения обязательно реализовываются на территории РФ всеми субъектами и уполномоченными органами.

ВНИМАНИЕ! Если акты ИВ на региональном уровне расходятся с распоряжениями Правительства РФ, приоритет присваивается последним.

Если постановления ИВ противоречат Конституции, президентским указам, федеральным законам, глава государства вправе их отменить.

Статья 115 Конституции РФ

Признаки и функции исполнительной власти в России

Правительство РФ создает единство системы ИВ, формирует ее и следит за работой отдельных органов. Оно передает субъектам на региональном уровне часть своих функций, опираясь на соответствующие соглашения.

Признаки ИВ в РФ:

  • выступает обособленной ветвью госвласти, при этом пребывает в подчинении у законодательной;
  • отличается организованной системой элементов;
  • работа носит распорядительно-исполнительный характер, она постоянна и не прерывается;
  • обладает материальной базой и властно-принудительными правами.

К функциям и полномочиям российской ИВ относятся:

  • управленческая работа, реализующая госполитику в различных направлениях общественной жизни (образовательном, здоровьеохранном, научном, культурном и так далее);
  • регулирование экономики, передвижения товаров, услуг, финансов;
  • организация внешней политики РФ, обеспечение оборонного потенциала государства. Руководители военных ведомств подчинены президенту РФ, но весомые полномочия возлагаются и на ИВ. Последняя занимается снабжением оружием, техникой ВС, их материальной поддержкой, охраной границ государства. Правительство регулирует работу ФСБ с элементами ИВ;
  • составление бюджета страны и контроль за его реализацией, предоставление отчета в Госдуму. Высший орган ИВ решает вопросы снижения дефицита бюджета, бесконтрольного роста его расходов;
  • проведение денежного и финансово-кредитного регулирования;
  • контроль за следованием нормам законодательства;
  • гарантия безопасности граждан, противодействие преступности, охрана интересов населения;
  • нормотворчество. Правительство вправе самостоятельно подготавливать законопроекты и представлять их в Госдуму;
  • создание целевых программ на федеральном уровне;
  • формирование условий для предпринимательства за счет реализации принципов рыночной экономики;
  • управление собственностью на федеральном уровне;
  • принятие мер по нормализации экономического положения в стране, исполнение гарантий по материальному и соцобеспечению различных категорий населения.

ВНИМАНИЕ! Без распоряжения правительства не вносятся в Госдуму положения об утверждении или отказе от налогов, о выпуске госзаймов и иные законодательные положения, предполагающие затраты, погашаемые за счет бюджетных средств.

Главенствующая роль в реализации ИВ в РФ отводится правительству, решающему вопросы государственного значения. Министерства и ведомства пребывают в подчинении у высшего органа и выполняют часть возложенных на них задач. Общая структура элементов ИВ формируется после избрания президента РФ и утверждения председателя правительства.

Административное Право / Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти

Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Правительство, согласно ст. 114 Конституции:

— разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;

— обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Согласно ФКЗ от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих полномочий:

— организует реализацию внутренней и внешней политики;

— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

— обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

— формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

— реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ;

— оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.

В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими ОГВ – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации. Так, в целях повышения эффективности участия Правительства в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000г. Утверждено Положение о его полномочных представителях в палатах Федерального Собрания.

Постановлением Правительства от 9 ноября 1998 г. установлено, что полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде РФ осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти по представлению ими интересов Правительства в Конституционном Суде РФ.

Согласно Указу Президента от 2 апреля 1992г. администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. Республики имеют свои представительства при Президенте страны. Эти представительства – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов Федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве (например, имеются Правительственные комиссии по оперативным вопросам, миграционной политике).

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений – департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Админ. Президента и аппаратами палат ФС.

Постановлением Правительства от 8 июня 1999 «О некоторых вопросах организации работы Правительства РФ» установлено, что в целях обеспечения всестороннего рассмотрения социально-экономических вопросов развития страны и усиления взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации наравне с членами президиума Правительства на заседаниях Правительства участвуют в выработке решений Председатель ЦБРФ, специальный представитель Президента по связям с международными финансовыми организациями и президент РАН. Руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, участвуют в заседаниях Правительства на постоянной основе, а другие могут приглашаться на заседания по наиболее важным вопросам и по вопросам, затрагивающим интересы субъектов Федерации.

Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокомандующий ВС и Председатель Совета Безопасности своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных ОГВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осуществляет руководство названными органами в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.

Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ

В соответствии с принципом разделения властей Правительство РФ осуществляет только исполнительную власть. Конституция РФ относит Правительство к органам, которым предоставлено право осуществлять государственную власть, наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами. Это означает, что правительство – это орган государственной власти, который занимает свое особое место в этой системе и взаимодействует с другими субъектами государственной власти (Президентом, Федеральным собранием, судами).

Роль Правительства регулируется помимо Конституции Федеральным конституционным законом 1997 г. «О правительстве Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента РФ. Правительство осуществляет свою компетенцию в рамках, установленных российским законодательством, и осуществляет оперативную деятельность по реализации исполнительных функций путем издания собственных постановлений и распоряжений.

Конституция РФ определяет порядок формирования Правительства РФ. Особенность его формирования определяется особой формой правления в РФ, устанавливаемой Конституцией (смешанная республика).

Правительство действует в течение срока полномочий Президента (т.е. в течение четырех лет). В соответствии с Конституцией Правительство прежнего состава слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. При этом до сформирования Правительства нового состава старое Правительство продолжает выполнять свои полномочия и прекращает их выполнение после утверждения состава нового Правительства. Возглавляет Правительство Председатель, который назначается на свою должность Президентом с согласия Государственной думы. Совет Федерации в назначении председателя Правительства не участвует. Президент обязан внести предложение о кандидатуре на пост Председателя Правительства не позднее двух недель после вступления Президента в должность или после отставки Правительства прежнего состава. Государственная дума рассматривает кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня получения предложения о кандидатуре. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент в недельный срок должен представить Государственной думе новую кандидатуру.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы кандидат на должность Председателя Правительства представляет в Государственную думу доклад об основных направлениях политики будущего Правительства и отвечает на вопросы депутатов. Назначение Председателя Правительства проводится тайным голосованием депутатов Государственной думы, при этом принимается специальное постановление. Если Государственная дума трижды подряд отклоняет кандидатуру Председателя Правительства, Президент в соответствии с Конституцией своим указом назначает Председателя Правительства, одновременно распуская Государственную думу и назначая досрочные выборы депутатов Государственной думы.

После назначения Председателя Правительства состав Правительства далее формируется Президентом по представлению Председателя Правительства без участия Государственной думы. Это заместители председателя Правительства и федеральные министры. Все без исключения федеральные министры являются членами Правительства. Руководители других ведомств могут иметь статус члена Правительства (федерального министра), только если это предусмотрено законом или по указанию Президента.

Членам Правительства запрещено заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью в государственных, коммерческих, общественных организациях, кроме преподавательской, научной или иной творческой работы. Члены Правительства не могут быть одновременно депутатами Государственной думы или депутатами других представительных органов.

Правительство имеет право в полном составе подать в отставку, если сочтет невозможным осуществление возложенных на него функций до окончания срока своих полномочий. Подать в отставку имеют право и отдельные члены Правительства. Отставка всего Правительства или отдельных министров принимается или отклоняется Президентом РФ. Никакого утверждения со стороны Государственной думы такой отставки не требуется. Отставка Правительства или его отдельных членов оформляется указом Президента. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Государственная дума путем голосования может выразить Правительству вотум недоверия. Но это еще не означает, что Правительство тут же уйдет в отставку. Вопрос об отставке Правительства опять решает только Президент. Он может не согласиться с решением Государственной думы об отставке Правительства, и Правительство в этом случае будет продолжать осуществление своих функций. Но если Государственная дума в течение трех месяцев повторно выразит этому же Правительству вотум недоверия, тогда Президент вынужден будет либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную думу и назначить досрочные выборы, т.е. Президент в этом случае может осуществить свое право на досрочный роспуск парламента.

Члены Правительства имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий. Они могут получить слово и выступить по любому обсуждаемому вопросу. В свою очередь, комитеты, комиссии палат парламента, депутаты, депутатские фракции, депутатские группы, члены Совета Федерации имеют право запроса Правительству в целом или его отдельным членам. Запрос направляется в письменном виде, Правительство обязано дать ответ в установленные сроки. По запросам Государственной думой может быть принято специальное постановление.

Правительство в целом обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесения на рассмотрение Государственной думы законопроектов от своего имени. По ряду законопроектов (о введении или отмене налогов, государственных займах, изменении финансовых обязательств государства, предусматривающих расходы из государственного бюджета) требуется обязательное согласование (экспертиза) Правительства.

Правительство имеет своего представителя в Федеральном собрании, который назначается и освобождается Правительством по представлению руководителя Аппарата Правительства.

Этот полномочный представитель Правительства:

· выступает на заседаниях палат Федерального собрания от имени Правительства при обсуждении вопросов, касающихся деятельности Правительства;

· представляет от имени Правительства проекты законов в Государственную думу; дает пояснения по текстам законопроектов, осуществляет согласование их текстов с позицией Государственной думы;

· доводит до сведения Правительства любые вопросы, связанные с деятельностью Государственной думы, ее замечания, предложения и т.д.

Правительство РФ– это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Председатель Правительства организует работу Правительства, проводит его заседания, распределяет обязанности между своими заместителями. Председатель Правительства представляет Правительство в международных отношениях. Для оперативного управления формируется постоянный орган Правительства — его Президиум, в состав которого входит Председатель Правительства, все его заместители, руководитель Аппарата Правительства. Кроме того, в состав Президиума могут быть включены по предложению Председателя Правительства и отдельные федеральные министры. Обычно это министр финансов, торговли и экономического развития, иностранных дел, обороны, внутренних дел и некоторые другие. Президиум Правительства может оперативно рассматривать и решать текущие вопросы деятельности Правительства, осуществлять контроль за выполнением принятых Правительством решений.

Конспекты юриста

Главная → Курсовые → Курсовые по административному праву

План курсовой работы

Введение.

1. Характеристика Правительства Российской Федерации.

  • 1.1. Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти.
  • 1.2. Структура Правительства Российской Федерации.

2. Компетенции Правительства Российской Федерации.

  • 2.1. Полномочия и функции Правительства Российской Федерации.
  • 2.2. Порядок формирования и прекращения деятельности Правительства Российской Федерации.

Заключение.

Список использованных источников.

Введение

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, происходящим в настоящее время интенсивным реформированием всей системы исполнительной власти, которое направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия с органами государственной власти на различных уровнях. Кроме того, актуальность данного исследования заключается в недостаточной разработке вопросов административно-правового регулирования деятельности Правительства России и адекватности действующих правовых норм, касающихся деятельности Правительства.

Вопросы деятельности, формирования, полномочий Правительства Российской Федерации стали темой для исследований различных российских ученых. Среди них: И.В. Борискова, Н.М. Конин, А.В. Крысанов, А.Н. Миронов, Э.Р. Чернова. Но постоянное развитие законодательства, различные административные реформы, вносят изменения в данную сферу, что послужило выбором данной темы курсовой работы.

Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство осуществляет государственное управление. Основы правового статуса Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы определены Главой 6 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

Изучение роли Правительства в системе органов государственной власти, деятельности Правительства, изучение предмета, на который направлена эта деятельность, механизмов её осуществления, обусловлено постоянным развитием современного общества. Необходимо знать тенденции развития деятельности различных государственных органов, в частности, Правительства РФ для недопущения и эффективного устранения ошибок в их деятельности. Чёткое определение конституционного статуса Правительства необходимо для того, чтобы в нашем государстве существовала и эффективно действовала вся система органов государственной власти.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти.

Предметом работы являются нормы законодательства, регулирующие деятельность Правительства РФ – в первую очередь, Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, такие как постановления, указы.

Цель курсовой работы – получение данных по вопросам формирования, функций, полномочий Правительства Российской Федерации.

Задачи работы:

  • — охарактеризовать Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти;
  • — изучить структуру Правительства Российской Федерации;
  • — изучить полномочия и функции Правительства Российской Федерации;
  • — определить порядок формирования и прекращения деятельности Правительства Российской Федерации.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Скачать работу (docx)

Высшие органы исполнительной власти. Структура и полномочия

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Органы исполнительной власти — это прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительно власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федерации, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства — заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации и т. д.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указов Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, федеральных законов и законов представительных органов субъектов федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администрации субъектов Российской Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов федерации. Федеральные — это Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов федерации — президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относится, например, Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации, ко вторым — министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру своей компетенции могут быть также подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. К первым из них относятся, как правило, министерства, ко вторым, главным образом — государственные комитеты.

Следует различать также органы исполнительной власти коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные — это Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Понятие «системы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» можно определить как совокупность исполнительных органов власти субъекта Федерации во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также систему связей и взаимоотношений между всеми органами исполнительной власти субъекта Федерации. При этом система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является, прежде всего, составной частью (подсистемой) единой системы исполнительной власти в России в целом. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни и звенья; а как следствие этого, — виды и формы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает предложенную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Думой Президент назначает Председателя правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель в соответствии с Конституцией, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Правительство РФ: разрабатывает и представляет Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчёт об его исполнении; обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, борьбе с преступностью; осуществляет непрерывное оперативное руководство страной.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, законам, указам могут быть отменены Президентом РФ. Правительство может подать в отставку. Президент может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. После выражения недоверия Президент вправе объявить об отставке правительства, либо не согласиться с решением Думы. В случае повторного выражения недоверия в течении трёх месяцев Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель правительства может поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ст.117).

Федеративное устройство России предопределило такую особенность статуса органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как «двойственность» их правового статуса, которая заключается в том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с одной стороны, выполняют предписания федеральных органов исполнительной власти в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, а, с другой, являясь органами государственного управления субъекта Федерации, осуществляют непосредственное управление соответствующей сферой его общественной жизни и соответственно подчиняются высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Федерации.

Современная модель организации исполнительной власти субъекта Российской Федерации стала складываться после принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации, положениями которой были установлены основные принципы построения институтов власти в России.

В настоящее время в основе построения системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации лежит исторически сложившаяся доктрина разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Данная концепция положена в основу одного из основополагающих принципов построения демократического государства в современном мире. При этом если рассматривать исполнительную власть именно с точки зрения принципа разделения власти, можно сделать вывод, что исполнительная власть — это власть по выполнению законов, по их реализации законными мерами, включая принуждение.

Для исполнительной власти, как одной из разновидностей власти государственной, присущи многие признаки, характеризующие последнюю. Однако по своей природе и сущности органы исполнительной власти отличаются от органов законодательной (представительной) и судебной властей.

Известно, что органы исполнительной власти является самой мощной частью государственной системы управления. Исполнительная власть непосредственно распоряжается финансовыми и материальными ресурсами государства, а в системе ее органов работает большинство государственных служащих.

Влияние и роль исполнительной власти в значительной мере обусловлены ее специфической природой, а также особенностями возникновения. Характерной особенностью исполнительной власти является, прежде всего, ограниченное в целом развитие и применение выбранных начал в организации и деятельности ее органов, а также доминирование принципа назначения, т.е. вопросы образования, создания органов и подразделений исполнительной власти, назначения их должностных лиц решаются односторонним волевым путем, во многом исключающим черты демократизма.

Специфика исполнительной власти изначально заложена в формах и методах деятельности ее органов, прежде всего в господстве единоначалия и в ограниченном, в известной степени, формальном применении принципа коллективности при решении подведомственных вопросов органами исполнительной власти.

Оптимальной моделью взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами должна стать модель строгого разграничения компетенции между органами управления, а также их четкого финансового, правового, организационного обеспечения. При этом решение этой задачи должно быть основано на общепризнанных принципах федеративного демократического государства и облечено в правовую форму. На этой основе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, превращаясь в реальные субъекты преобразований в России, призваны обеспечить в этом процессе решение не только местных, но и общефедеральных задач.

В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Ингушетии), в других — правительство или его глава (например, в Карелии).

Правовой статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик в составе Российской Федерации, а также законами этих республик о Президенте.

Президент не может быть депутатом представительных (законодательных) органов в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

В большинстве республик Президент является главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом качестве он выступает гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, входящими в состав СНГ государствами, а также в международных отношениях; обращается с посланиями к парламенту и народу; участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме; принимает отставку правительства с согласия парламента.

Президент участвует от имени республики в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Российской Федерацией; вводит чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведет переговоры, подписывает международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключает соглашения; назначает торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях; разрешает вопросы гражданства; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания республики.

Президент назначает с согласия парламента Председателя правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и других ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов республики, назначает и освобождает от должности председателей и судей районных и городских судов; осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам Президента.

Президент представляет парламенту проект бюджета республики, распоряжается средствами президентского фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики.

В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тува и др.). В некоторых республиках (Башкортостан, Бурятия и др.) он пользуется правом «отлагательного вето».

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Акты Президента имеют подзаконный характер.

Следует отметить, что некоторые конституции республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов этих республик полномочиями, выходящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Конституции Республики Саха (Якутия) Президент этой республики располагает правом определять порядок образования территориальных воинских и иных формирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации все такого рода вопросы входят в число исключительных полномочий Российской Федерации.

Законодательство республики в составе Российской Федерации допускает досрочное прекращение полномочий Президента в случае его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Наряду с единоличным главой государства в практике государственного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его председатель, председатель правительства республики и другие лица, избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственной власти.

Законодательство республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик. Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 101) кабинет Министров республики формируется Президентом республики. Премьер-министр республики назначается Президентом республики с согласия Государственного Собрания (парламента) республики. Заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств республики назначаются и освобождаются от должности Президентом республики по представлению премьер-министра республики. По представлению премьер-министра республики Президент может включать в состав правительства республики руководителей других органов и организаций республики.

Итак, согласно Конституции РФ исполнительная власть в Российской Федерации является самостоятельной ветвью государственной власти, в которую составляющим элементом входят органы исполнительной власти субъектов РФ. Несмотря на единство исполнительной власти, Конституция РФ закрепляет также самостоятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Это может означать, что, являясь элементами одной системы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют собственную систему, но уровнем ниже. Из положений Конституции можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в Российской Федерации имеет две системы — единую систему исполнительной власти Российской Федерации, в которую входят федеральные органы исполнительной власти РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия по предметам совместного ведения, и систему органов исполнительной власти субъектов РФ, в которую входят органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие деятельность по предметам совместного ведения и по предметам исключительного ведения субъектов РФ.

Проблема горизонтальных отношений органов исполнительной власти субъекта РФ сводится к их взаимодействию с региональными органами законодательной (представительной) власти. Иначе говоря, речь идёт о так называемой системе «сдержек и противовесов». На уровне субъекта она не представляет собой аналог общефедеральной. В республиках президентского вида глава субъекта (губернатор), как правило, не имеет права роспуска законодательного органа государственной власти (например, в Республике Калмыкия, Краснодарском крае, Ростовской области и в других регионах ЮФО), в то время как в ряде субъектов РФ законодательный (представительный) орган вправе отправить в отставку президента (губернатора). Например, согласно ст.73 Конституции Чеченской Республики Парламент Чеченской Республики вправе выразить недоверие Президенту Чеченской Республики в случае: издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Чеченской Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Президент Чеченской Республики не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения; иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики и законов Республики, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение Парламента о недоверии влечёт немедленную отставку Президента и Правительства Чечни. Одним из важных совместных полномочий органов исполнительной и законодательной властей субъекта РФ является законодательная инициатива.

Высшее должностное лицо подписывает и обнародует законы субъекта, обладает значительными собственными нормотворческими функциями (издаёт указы и распоряжения). Наконец, говоря о взаимоотношениях органов исполнительной власти субъекта РФ с органами местного самоуправления, не входящих в систему государственных органов, необходимо сказать об их взаимной независимости и в то же время о наличии контрольных полномочий за деятельностью последних в руках государственных органов. Кроме этого, конкретно к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ относится обеспечение организации и деятельности органов местного самоуправления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *