Жыра деген не

Широко известный «суперпродукт» кокосовое масло производится из ядра кокосового ореха и доступно потребителям в рафинированной и нерафинированной форме.

Это безвкусное и бесцветное масло имеет уникальную комбинацию полезных жирных кислот, которые способствуют уменьшению веса и снижению сердечных заболеваний. Кроме того, оно содержит жирные кислоты со средней длиной цепи, которые попадают прямо в печень, прежде чем превратиться в кетоны, что делает кокосовое масло неотъемлемой частью кетогенной диеты, помимо того, что оно имеет огромные преимущества для здоровья мозга.

Хотя кокосовое масло известно своими полезными для здоровья жирами, оно несет и другие преимущества для здоровья, подкрепленные научными исследованиями, которые удивят вас. Вот некоторые из них:

Полезно для сердца

В Европе и Америке кокосовое масло популярно в основном среди людей, заботящихся о своем здоровье. В других местах, однако, это основной продукт питания на протяжении поколений.

Одним из примеров являются токелауанцы, население которых проживает в южной части Тихого океана. Исследование 1981 года показало, что 60 процентов их калорий происходит из кокосовых орехов, что может быть причиной того, что у них хорошее здоровье с низким уровнем сердечных заболеваний. Китаванская популяция Папуа-Новой Гвинеи также ела много кокоса вместе с клубнями, фруктами и рыбой, что привело к снижению частоты инсультов или болезней сердца.

Способствует сжиганию жира

Исследования показали, что кокосовое масло — или, скорее, его содержание триглицеридов средней цепи (MCT) за вычетом лауриновой кислоты — увеличивает как максимальное количество калорий, которое сжигает ваш организм, так и ежедневные энергетические затраты (последние на 5 процентов), что потенциально снижает риск ожирения.

Следует помнить, однако, что кокосовое масло высококалорийно и может привести к увеличению веса при потреблении в больших количествах, поскольку в настоящее время нет никаких доказательств того, что оно может увеличить количество энергии, используемой организмом.

Антимикробные эффекты

Пятьдесят процентов жирных кислот кокосового масла содержат 12-углеродную лауриновую кислоту.

При усвоении организмом лауриновая кислота образует вещество под названием монолаурин. И он, и сама лауриновая кислота могут уничтожать вредные для здоровья патогены, такие как вирус, грибки и бактерии. Исследования в пробирке показали, что оба вещества могут убивать бактерии Staphylococcus aureus, снижая риски стафилококковых инфекций. Они могут также убить дрожжи Candida albicans, распространенный источник дрожжевых инфекций у людей.

Уменьшает судороги

Исследователи в настоящее время изучают низкоуглеводную кетогенную диету с высоким содержанием жиров для лечения различных нарушений здоровья.

Эта диета наиболее известна для лечения лекарственно-устойчивой эпилепсии у детей. Хотя исследователи не были уверены, почему, это резко снижает частоту приступов у детей с эпилепсией, в том числе безуспешных в лечении с использованием различных видов лекарств.

Содержание кетонов в вашей крови значительно увеличивается за счет сокращения потребления углеводов при одновременном увеличении потребления полезных жиров.

Поскольку МСТ, содержащиеся в кокосовом масле, транспортируются в печень и превращаются в кетоны, медицинские работники могут использовать модифицированную кето-диету, которая включает МСТ и большое количество углеводов, чтобы вызвать кетоз и помочь в лечении эпилепсии.

Защищает волосы, кожу и зубы

Кокосовое масло имеет полезное применение, помимо того, чтобы просто быть съедобным. Многие люди используют его в косметических целях, главным образом для улучшения здоровья и внешнего вида кожи и волос. Исследования показали, что кокосовое масло может улучшить влажность сухой кожи и уменьшить симптомы экземы.

Кокос также может защитить вас от повреждения кожи. Одно исследование показало, что он может работать как слабый солнцезащитный крем, который блокирует около 20 процентов ультрафиолетовых лучей солнца.

Можно использовать кокос как жидкость для полоскания рта, убивающую бактерии во рту, способствуя улучшению здоровья зубов и уменьшению неприятного запаха изо рта.

Повышает функцию мозга

Болезнь Альцгеймера, наиболее распространенная причина слабоумия, которая обычно поражает пожилых людей, снижает способность мозга использовать глюкозу для получения энергии.

Ранние исследования показывают, что кетоны могут обеспечить альтернативный источник энергии для «неисправных» клеток головного мозга, чтобы уменьшить симптомы болезни Альцгеймера. Аналогичным образом, исследование 2006 года показало, что потребление МСТ улучшает функцию мозга у людей с более легкими формами болезни Альцгеймера. Однако на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что кокосовое масло само по себе помогает бороться с болезнью Альцгеймера.

Тема:

  • кокосовое масло

Тест тапсырмалары, биология пәнінен,6-11 класс

Тест 11 класс оқушыларына аралған

1.Метоболизм қай тілден алынған?

А) латын В) грек С) парсы Д) орыс Е) қазақ

2.Шығу тегі, құрылысы және атқаратын қызметі біркелкі жасушалар мен жасушааралық заттардан жиынтығынан не түзіледі

А)ұлпа В) мүше С)биогеоценоз Д) популяция Е)табиғи бірлестік

3.Құрылымдық деңгейі әр түрлі, бір табиғи ортада жағдайында ғана тіршілік етуге бейімделген көп түрлі организмддер жиынтығын атаймыз

А)ұлпа В) мүше С)биогеоценоз Д) популяция Е)табиғи бірлестік

4.Қай ғалымның сөзі

«Барлық тірі организмдер жойылып отырады да, кейіннен қайтадан пайда болады»

А)К.Линней В) М.Тереховский С)Аристотель Д) Г.Рихтер Е)Ж.Кювье

5.Тіршілік жаратушының еркімен жаратылған деп түсіндірген тұжыырымдама

А)креационистік В) тіршілік өздігінен пайда болды С)виталистік Д)тіршілік жер бетінде мәңгілік Е)панспермия теориясы

6.Панспермия теориясын ұсынған ғалым

А)К.Линней В) М.Тереховский С)Аристотель Д) Г.Рихтер Е)Ж.Кювье

7. Тіршілік ұғымына анықтама берген ғалым?

А)Э.Пфлюгер В) Ф.Энгельс С) У.Гарвей Д) Ф.Бэкон Е)Ф.Реди

8.Тіршіліктің құрамында нәруыздардың болатының атап көрсеткен ғалым

А)Э.Пфлюгер В) Ф.Энгельс С) У.Гарвей Д) М.Хейл Е)Ш.Бонне

9.Эволюция терминді биологияға алғаш рет 1677 жылы кім енгізді

А)Э.Пфлюгер В) Ф.Энгельс С) У.Гарвей Д) М.Хейл Е)Ш.Бонне

10.Кім швейцария жаратылыс зерттеушісі эволюция терминің ғылымға кеңінен пайдаланды

А)Э.Пфлюгер В) Ф.Энгельс С) У.Гарвей Д) М.Хейл Е)Ш.Бонне

11.Аристотельдің еңбегі?

А)Жануарлардың тарихы В)Өсімдіктер сипаты С)Америкадан қалампыр Д)Генетикалық код Е) РНК-ң катализаторы

12.Ең алғашқы тіршілік белгілері бар қарапайым тіршілік иелері

А)гомеостаз В)протобионттар С)коацерваттар Д)строматолиттер Е)фотосинтез

13.Теофраст грекия аймағындағы өсімдіктердің нешеге жуығын анықтады.

А)400 В)300 С)500 Д)200 Е)600

14.Фагоцителла теориясын зерттеген ғалымдар кімдер

А)Томас Чек В) И.Мечников С) У.Гарвей Д) А.Фаминцын Е)Ш.Бонне

15.Органикалық қосылыстар тірі тірі организмдер арқылы түзіледі

А)биопоэз В)биохимиялық эволюция С)коацерват теориясы Д)гомеостаз Е)протобионттар

16.Күріштің әр гектарынан 171 центнерге дейін ө нім алған ғалым

А)Ы.Жакаев В)Ш.Берсиев С)І.Әбуғалиев Д)Б.Мусин Е)Н.Пак

17.Қазақстанның ақбас сиырының қол тұқымын алған ғалым

А)Ы.Жакаев В)Ш.Берсиев С)І.Әбуғалиев Д)Б.Мусин Е)Н.Пак

18.Сүтті етті — Алатау сиыр тұқымын алған ғалым

А)Ы.Жакаев В)Ш.Берсиев С)І.Әбуғалиев Д)Б.Мусин Е)Н.Пак

19.Қант қызылшасының «Қазақстан полигибрид-24» сортын алған ғалым

А)Ы.Жакаев В)Ш.Берсиев С)І.Әбуғалиев Д)Б.Мусин Е)Н.Пак

20.Тарыдан 201ц өнім алған ғалым

А)Ы.Жакаев В)Ш.Берсиев С)І.Әбуғалиев Д)Б.Мусин Е)Н.Пак

21.Бір түрге жататын организмдердің хромосома санының еселеніп артуы

А)полиплоидия В)автополиплоидия С)аллополиплоидия Д)гетерозис Е)сұрыптау

22.Әр түрге жататын организмдердің хромосомалар жиынтығының бірігуі

А)полиплоидия В)автополиплоидия С)аллополиплоидия Д)гетерозис Е)сұрыптау

23.Бидай мен көп жылдық арамшөпті будандастырып дәнді дақылдың бағалы сортын алған ғалым

А)В.Цинин В)Х.Кихара С)Д.Карпиченко Д)А.Надсон Е) М.Мұхамбетқалиев

24.Қазақстанда алғаш рет трансплантациялық жолмен қозы алған ғалым

А)В.Цинин В)Х.Кихара С)Д.Карпиченко Д)А.Надсон Е) М.Мұхамбетқалиев

25.Қарбыздың ішінде дәні жоқ, түсімі жоғары әрі дәмді триплоидті сортын шығарған ғалым

А)В.Цинин В)Х.Кихара С)Д.Карпиченко Д)А.Надсон Е) М.Мұхамбетқалиев

26.Бұл құбылыс кезінде будан ұрпақта зат алмасу қарқыны жоғарылап, соған сәйкес өнімі молаяды

А)полиплоидия В)автополиплоидия С)аллополиплоидия Д)гетерозис Е)сұрыптау

Жауаптары:

11 класс

В

А

С

Е

А

Д

В

А

Д

Е

А

В

С

В

А

6 класс

А

А

В

Е

А

Д

Е

В

В

А

Д

С

Д

В

Е

8 класс

А

С

Д

А

Д

Е

С

Д

А

А

В

С

В

В

А

9 класс

В

А

В

С

Д

А

Е

Д

А

С

С

Е

С

А

Е

В

А

В

А

В

Тест 6 класс оқушыларына арналған

1.Ботаника ғылымы зерттейді?

А)өсімдіктерді В)жануарларды С) саңырауқұлақтарды Д)қыналарды Е)балдырларды

2.Қазақстанда өсімдіктердің неше мынға жуық түрлері кездеседі?

А)15 мың В)14мың С) 13 мың Д)12 мың Е) 11 мың

3.Наурызым мемлекеттік қорығы орналасады қай жерде?

А)Оңтүсік Алтайда В) Қостанай С)Маңғыстауда Д)Алматыда Е)Талас адатауында

4.Қазақстанда кәдімгі емен неше жыл өмір сүреді

А)250-300жыл В)100-150 жыл С)350-500жыл Д)110-111 жыл Е)500-1000 жыл

5.Вегетативті мүшелерді ата

А)тамыр, сабақ, жапырақ В) гүл, жеміс, тұқым. С) тұқым,тамыр, сабақ

Д) жапырақ, гүл, жеміс Е) гүл, жеміс,тамыр

6.Абиотикалық факторға жатады?

А) егістік В)шырын, тозаң С)бақша Д) су, жарық Е) бактериялар

7.Микроскопты ойлап тапқан ғалымдар

А) Ж.Ламарк В)Р.Гук С)Шван мен Шлейден Д) К.Линней Е) Янсендер

8.1665ж алғаш рет ағылшын ғалымы

А) Ж.Ламарк В)Р.Гук С)Шван мен Шлейден Д) К.Линней Е) Янсендер

9.Көру түтігінің жоғары жағына 2 линзасы бар

А)объектив В) окуляр С) айна Д) табан Е) бұранда

10.Қабықшаның жұқа жерін атаймыз

А) саңылау В)хлорофилл С) лейкопластар Д) вакуоль Е) ядро

11.Улы заттарды ыдыратады

А) саңылау В)хлорофилл С) лейкопластар Д) вакуоль Е) ядро

12. Цитоплазманың құрамында неше пайыз нәруыз болады?

А) 60-90 В) 3-4 С) 10-20 Д)2-3 Е)1

13.Ядро неше қабаттан құралады

А) 1 В) 3 С) 4 Д) 2 Е) ½

14.Қазақстанда қыналардың неше мыңға жуық түрі бар

А)500 В) 600 С) 5 мың Д) 6 мың Е)2 мың

15.Шығыс Қазақстанда қандай қорық орналасқан

А)Үстірт В) Наурызым С) Алакөл Д)Алматы Е)Батыс Алтай

Тест 7 класс оқушыларына жатады

1.Балықтардық ғаламшарымызда неше түрі бар

А)20 000 В) 4000 С)8600 Д) 5000 Е) 700 000

2.Өсімдіктер мен жануарлардың систематикасын жүйеге келтірген ғалым

А) А.Левенгук В)Р.Гук С)Шван мен Шлейден Д) К.Линней Е) Янсендер

3.Жаунарлардың систематикасында төменен жоғары қарай кластан кейін орналасады

А) түрі В) тип С) отряды Д) туыс Е) тұқымдастар

4.Біржасушалы организмдерге жататын организмдер

А)сиыр В) қой С) қарапайымдар Д) көпжасушалы жануарлар Е)жылқы

5.Эвгленаның денесінде хлорофилл пегменті қандай түс береді

А) көк В) жасыл С)қызыл Д) сары Е) қызғылт

6.Қарапайымдардың жасушасын зерттеген ғалым

А) А.Левенгук В)Р.Гук С)Шван мен Шлейден Д) К.Линней Е) Янсендер

Тест 8 класс оқушыларына арналады

1.Адамның шығу тегі,эволюциясы, географиялық таралуы мен оның организімінің құрылысы, қызметі және дамуы туралы ғылым

А)адам биологиясы В)адам анатомиясы С)эмбриология Д) адам физиологиясы Е)гистология

2. «Қайырымдылық қаласы» атты еңбегі кімнің шығармасы

А)Клавдий Гален В)Гиппократ С) Әбу Насыр әл-фараби Д)Андреас Везалий Е)Уильям Гарвей

3. «Адам денесінің құрылысы туралы» атты еңбегін жазған кім?

А)Клавдий Гален В)Гиппократ С) Әбу Насыр әл-фараби Д)Андреас Везалий Е)Уильям Гарвей

4. «Ми рефлекстері» атты еңбегінің авторы

А)М.Сеченов В) П. Павлов С)Х.Досмухамбедов Д)И.Мечников Е)Н.Пирогов

5.Рудименттерге жататын белгіні көрсет

А)құйрықты адам В)түкті адам С)көпемшекті Д)соқырішек Е) дұрыс жауабы жоқ

6.Погидтерге жатады

А)саналы адам В) рамапитектер С)аустралиопитектер Д)епті адам Е)гориллалар

7.бой 120-130см, дене салмағы 25-45 кг болатын өкілдерді ата

А)саналы адам В) рамапитектер С)аустралиопитектер Д)епті адам Е)гориллалар

8.650-1100 см3 миының көлемі келетін өкілдерді ата

А)саналы адам В) рамапитектер С)аустралиопитектер Д)епті адам Е)гориллалар

9. Адам нәсілдері неше топқа бөледі

А) 3 В)4 С) 5 Д) 6 Е) 7

10.Адам денесіндегі хромосома саны

А)46 В) 45 С)43 Д)23 Е)25

11. Эндоплазмалық тор бөлінеді

А) тегіс және қиыршықты В) тегіс және түйіршікті С) тегіс және жасанды Д) түйіршікті және қиыршықты Е) түйіршікті және жасанды

12. 1 г май ыдырағанда неше кДж энергия бөлінеді

А) 38,7 В)38,8 С) 38,9 Д)17,6 Е)17,9

13.Жануар крахмалын белгіле

А)крахмал В) гликоген С) целюлоза Д) глюкоза Е) сахароза

14.Құрылысы шығу тегі атқаратын қызметі ұқсас топ

А)жасуша В) ұлпа С) мүше Д) дене Е) гликоген

15. Адам ағзасының жүйесі бөлінеді?

А) 6 В) 5 С) 3 Д) 2 Е)1

Тест 10 класс оқушыларына арналады

1.Түрлі биологиялық құбылыстарды сипаттауға мүмкіндік береді

А) Салыстармалы әдісі В) бақылау әдісі С)тәжірибелік әдіс Д)тарихи әдіс Е)зерттеу әдісі

2.Түр аймағының белгілі бір бөлігінде тіршілік етуге бейімделген, өзара еркін шағылысуға қабілетті, бір түрге жаттатын даралар жиынтығы.

А)популяция В)биогеоценоз С)экосфера Д)биоценоз Е)Онтогенез

3.Табиғаттағы біртұтас және өзінің даму заңдылығы ббар күрделі жүйе, түрлі тіршілік орталарын мекендейтін табиғи биологиялық бірлестіктер жиынтығы.

А)популяция В)биогеоценоз С)экосфера Д)цитология Е)Онтогенез

4.Ең үлкен биологиялық жүйе- биосфера, оның синонимі …

А)популяция В)биогеоценоз С)экосфера Д)биоценоз Е)Онтогенез

5.Жасушаның құрылысын, атқаратын қызметін, дамуын зерттейтін ғылым

А)популяция В)биогеоценоз С)экосфера Д)цитология Е)Онтогенез

6.Жасуша құрылысын алғаш рет зерттеген ағылшын жаратылыс зерттеушіісі

А) Р.Гук В) Н.Грю С) А.Левенгук Д)Р.Броун Е) Я.Пуркине

7.Протоплазманы ғылымға еңгізген ғалым

А) Р.Гук В) Н.Грю С) А.Левенгук Д)Р.Броун Е) Я.Пуркине

8.Ядроны зерттеген ғалым

А) Р.Гук В) Н.Грю С) А.Левенгук Д)Р.Броун Е) Я.Пуркине

9.Макроэлементтерге жатады

А)оттек В)мырыш С) йод Д) фтор Е) кобальт

10.Тіс кіреукесінде неше пайыз су болады

А)20 В) 30 С) 10 Д) 40 Е) 50

11.Моносахаридтерге жатады

А)глюкоза В) мальтоза С) лактоза Д) сахароза Е)гликоген

12. Полисахаридтерге жатады

А)глюкоза В) мальтоза С) лактоза Д) сахароза Е)гликоген

13.1 г май ыдырағанда неше кДж энергия бөлінеді

А)38 В) 17,6 С) 38,9 Д) 15,6 Е)16,6

14.Нәруыз молекуласының табиғи құрылымының бұзылуын не деп атаймыз

А) денатурация В) ренатурация С) пептидтер Д)полипептидтер Е)ферменттер

15.Барлық тірі организмдерде болатын және биологиялық катализатор рөлін атқаратын ерекше нәруызды ата?

А) денатурация В) ренатурация С) пептидтер Д)полипептидтер Е)ферменттер

16.ДНК тізбегінде неше нуклеотид бар

А) 5 В) 4 С) 3 Д) 6 Е) 7

17.Мембрана ішке иіліп, шеттері қосылып, жасушааралық сұйықтықтықабылдау процесті не деп атаймыз

А)Пиноцитоз В) фагоцитоз С) гиалоплазма Д) органоидтар Е) мембрана

18.Эндоплазмалық тор бөлінеді

А) тегіс және қиыршықты В) тегіс және түйіршікті С) тегіс және жасанды Д) түйіршікті және қиыршықты Е) түйіршікті және жасанды

19.Ұсақ, ұзындау келген, диаметрі 0,2-0,8 мкм, бір мембранамен қапталған денешіктер.

А) Гольджи жиынтығы В)Лизосомалар С)Цитоплазма Д)ЭПТ Е) Плазмалық мембрана

20.Кристалардың арасындағы қуыстарда не орналасқан

А)Матрикс В) Лейкопластар С) хлоропластар Д) хропластар Е) Центриольдер

21. Эндоплазмалық тор бөлінеді

А) тегіс және қиыршықты В) тегіс және түйіршікті С) тегіс және жасанды Д) түйіршікті және қиыршықты Е) түйіршікті және жасанды

22. 1 г май ыдырағанда неше кДж энергия бөлінеді А) 38,7 В)38,8 С) 38,9 Д)17,6 Е)17,9

23.Жануар крахмалын белгіле А)крахмал В) гликоген С) целюлоза Д) глюкоза Е) сахароза

24.Құрылысы шығу тегі атқаратын қызметі ұқсас топ

А)жасуша В) ұлпа С) мүше Д) дене Е) гликоген

25. Адам ағзасының жүйесі бөлінеді? А) 6 В) 5 С) 3 Д) 2 Е)1

9 класс

В

А

В

С

Д

А

Е

Д

А

С

С

Е

С

А

Е

В

А

В

А

В

В

С

В

В

А

Тест 8 русский класс

1. Наурка изучаюшая строение организма и его отдельных органов и систем

А)физиология В)анатомия В) гигиена С)морфология Д) гистология

Е) эмбриология

2.Наука о сохранении и укреплении здоровья и создания благоприятных условий для нормального труда и отдыха человека

А)физиология В)анатомия С) гигиена Д)морфология Е) гистология

3.Кому принадлежит труд «Город милосердия»

А) Гиппократ В)Клавдий Гален С) Авиценна Д)Абу Наср аль-Фараби Е)Леонардо да Винчи

4.Какой ученный сделал около 800 точных рисунков костей, мышц, серца, и других органов, дал им научное описание

А) Гиппократ В)Клавдий Гален С) Авиценна Д)Абу Наср аль-Фараби Е)Леонардо да Винчи

5.Какой ученный описал торможения в труде «Рефлексы головного мозга»

А) И.М.Сеченов В)И.И. Мечников С)И.П.Павлов Д)ХДосмухамедов Е)Н.И.Пирогов

6.14млн. лет назад на нашей планете появились

А) Австралопитеки В) Рамапитеки С) Человек разумный Д)Неандертальцы Е)Кроманьонцы

7.У неандертальцов объем головного мозга

А)1800см3 В)650-1100см3С)1600см3 Д)1300-1400см3 Е) 1500см3

8.У человека каждая клетка тела в ядре имеет сколько хромосом

А)46 В)45 С)48 Д)104 Е)105

9.Эндоплазматическая сеть делятся на

А) 3 В)2 С)4 Д)5 Е)6

10.При сгорании одного грамма жира освобождается сколько кДж энергии

А)17,6 В)1,1 С)38,9 Д)18,2 Е)17,8

11. …- это совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.

А) клетка В) орган С) ткань Д)кожа Е) кость

12.Сердечная мышца

А) эпикард В) эндокард С) гладкая Д) миокард Е) нервная

13. …- это часть тела, имеющая определенную форму, занимающая в организме определенное место и выполняющая одну или несколько функций

А) клетка В) орган С) ткань Д)кожа Е) кость

14.Короткие, сильно ветвящиеся расположены вблизи тела нейрона

А) дендриты В) аксоны С) нейроны Д) ткань Е) кожа

15.В каком году К.Гольджи описал органоид гольджи и определил его функции в клетке

Легенды Великой степи: Жырау

Изображение жырау

Об этом уникальном культурном явлении казахского кочевья мы попросили рассказать преподавателя КазНУ им. аль-Фараби, писателя и переводчика Кайрата Жанабаева. Нижеприведенный текст сохранен в его авторской редакции.

Кайрат Жанабаев

Кто такие жырау?

У каждого народа есть свои поэтические традиции и носители поэтической культуры. В богатейшей казахской традиции это жырау, акыны, салы и сери. А также баксы, лекари и гадатели. Певцы, создающие и исполняющие эпические песни, жыры, до сих пор в народе называются жырау. Помимо исполнения эпических песен жырау выполняли много других важных функций. Они были полководцами, советниками ханов, членами ханского совета. Часто на их плечи ложились задачи по распределению кочевий между родами и племенами, решение дипломатических споров и многие другие вопросы внешней и внутренней жизни кочевья.

Основательное описание всех этих функций жырау можно найти в работах известных казахстанских ученых Е. Турсунова и М. Магауина. Известно, что в условиях средневековой казахской действительности XV–XVII веков, когда древнее степное знание передавалось из уст уста, жырау были удивительными носителями этого целостного и могучего знания, а значит, и властителями народных дум.

Жырау были носителями особого древнего знания истории казахских родов и племен, которое у казахов называется шежире (каз. шежіре). В европейской традиции имеются несколько похожие источники: жизнеописания родов, династий королей, графов и т. д. Особенность казахской культуры заключалась в том, что жырау всю эту историю сохраняли и передавали в эпической форме, то есть устным путем при посредстве музыки, а иногда речитативом. Культура кочевья жырау аудиальна, то есть слушатель воспринимает искусство на слух, он становится объективным ценителем музыкально-поэтического текста певца, это культура пропевания (оральная), поэтому было очень важно, чтобы жырау мог сконцентрировать все умения посредством устной техники исполнения, придав им цельную и лаконичную форму. Информация, передаваемая жырау была сакральной, эпичной и мифологичной (особенно когда это касалось аруахов — духов-предков, покровителей рода). Поучая хана или бия, жырау приводили яркие примеры в форме поэтической образности из истории и жизни его рода. Это было одной из форм казахского генеалогического эпоса.

Эпическая поэзия жырау

Жыр — это эпическое сказание, песнь, стихотворный размер. Если рассматривать аналоги в мировой культуре, то казахский эпос стоит в одном ряду с такими шедеврами мировой гуманистической мысли, как «Эпос о Гильгамеше», «Махабхарата», «Илиада», «Слово о полку Игореве», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде», «Сказания о Тайра». Наиболее древняя поэтическая структура жыра — боевой канонический семисложник, 3+4, например:

Елбең, елбең, жүгірген

или:

Бұл заманда не ғаріп?

Это наиболее древняя ритуальная форма. Исследования показывают, что все каргысы-проклятия, все основные назидательные устные жанры имеют эту чистую каноническую форму.

Явление, когда сочетаются канонический семисложник с восьмисложником, можно отнести к вопросу формализации эпического стиха или, напротив, десакрализации изначального жанра и его ритуальной канонической формы.

Рифма, используемая в жыре, также отличается от традиционных европейских рифм. Здесь преобладает редиф, то есть многократное повторение одних и тех же, преимущественно глагольных форм. Для неподготовленного слушателя такой жыр может показаться монотонным, однообразным. Однако при исполнении жыра создавалось особое настроение, например, перед сражением. Структура стиха играла огромную функциональную большую роль в правильной интерпретации и восприятии эпической информации.

Жрецы Великой степи

Вряд ли жырау имели понятия о жанрах, но исходя из конкретной ситуации, они использовали различные поэтические установки и приемы. Так создавались романтически приподнятые, радостные (Шалкииз, Доспамбет) или гневные (Маргаска) или поучительные (Асан Кайгы, Бухар жырау) толгау. Таким образом ситуация (почва и поле действия) сама диктовали певцу тот или иной жанр исполнения. Эпическое пение, музыка, торжественная или гневная мимика, блеск одежды — всё это придавало исполнению жырау элементы театрального шоу того времени. При этом за внешним блеском скрывалась передача сакрального опыта предков, древнего тысячелетнего знания. Таким образом, жырау были и историками, и философами Великой степи, а на определенном историческом повороте стали советниками ханов и государственными деятелями (Асан Кайгы, Бухар жырау). На них лежала огромная социальная и историческая ответственность. Этот груз заставлял жырау быть предельно ответственными перед Небом. И поэтому они порой очень жестко критиковали ханов:

Ой, хан! Молчу — не знаешь…

А скажу – не внимаешь:

Свой народ, притесняемый всюду врагом,

Почему не оберегаешь?

Раскрасневшийся, весь от кумыса хмельной,

Потный, чванный, чего ты гордишься собой,

Словно нет больше ханов в орде кочевой…

Отчего так заносчиво ты выступаешь?…

Асан Кайгы

Поэтическое искусство жырау — очень древнее искусство, связанное с ритуальной культурой посредников. С древности и по нынешний день каждый казахский род имеет своих покровителей — аруахов. Поэтому слово и дело певца, как, впрочем, и любого представителя рода, всегда соотносились с пользой своему роду. Незримыми свидетелями его слова и дела всегда выступали аруахи и Тенгри, которые, по замечанию Ч. Ч. Валиханова, любили музыку и прислушивались к певцу. Сакрально-магические истоки присутствуют во всех мировых культурах, но творчество жырау можно сравнить лишь с древними античными певцами-аэдами, в песнях которых мы и читаем это единство певца и Музы (или богов).

Замечательный казахский исследователь Серикбол Кондыбай возводит культуру жырау к наидревнейшим магам и жрецам очень древнего (гиперборейского) времени. Эти древние жрецы были гадателями, прорицателями, посредниками между миром людей и миром духов. Любое значимое событие — сражение, охота, рождение или смерть — сопровождалось ритуальными действиями и песнопениями. Роль жрецов, будущих жырау, в них была определяющей, их пение и танцы составляли основу древних магических обрядов. Постепенно происходила трансформация (демифологизация, десакрализация) обрядов. Сначала основным персонажем ритуального действа был некий родовой тотем, впоследствии стали петь оды герою. И главными действующими лицами становятся уже ханы, батыры. Уникальность жырау как культурного явления заключается в том, что они прошли путь формирования от жрецов и шаманов до государственных исторических деятелей. И этот путь был естественным и гармоничным и формировался параллельно с самой историей казахского народа.

Еще одна особенность. Она касается современных споров об исламе и тенгрианстве. Выдающийся исследователь Ч. Ч. Валиханов в своих трудах по этнографии использовал очень точный термин «принцип двоеверия». Этот принцип предполагает симбиоз древних языческих начал с основными канонами ислама. И жырау гармонично сочетали древнее тенгрианское знание с традицией ислама, не противопоставляя одно другому.

Бухар-жырау

Государственные советники

В XV–XVII веках с момента этнической консолидации казахских племен, централизации и образования Казахского ханства, жырау начинают исполнять роль государственных деятелей. В связи с расширением функций меняется и значительно обогащается мышление вчерашнего племенного вождя. Ставшие советниками ханов и руководителями ханских советов, жырау выступают объединителями, защищающими общеплеменные и государственные интересы.

Тут следует заметить, что и эта роль для жырау не была новой. Во всех древних архаических кочевнических государствах, существовавших на территории Казахстана — сакских, массагетских, древнетюркских (кок-тюрки) и других, — всегда были жрецы, по сути, те же жырау. Исследователь казахского фольклора Е. Турсунов замечает, что с усилением Казахского ханства жырау начинают решать важнейшие политические задачи. Роли и обязанности жырау были расширены. Они стали законодателями, дипломатами и крупными военачальниками. Например, известен случай, когда в роли дипломата по освобождению Абылай-хана из джунгарского плена выступил Бухар-жырау.

Если хан в государстве был носителем государственной власти, то жырау были представителями законодательной. Жырау регулируют взаимоотношения между ханом, биями и народом, между ханским советом и бийским советами. Особенна роль жырау в военном походе. Перед сражением он поет героический эпос, вдохновляя воинов на победу. А после сражения или во время погребальной церемонии либо поминального обряда (ас) он создает оду (жыр) в честь погибшего героя. Е. Турсунов также отмечает, что, в отличие от акынов, жырау играли на кобызе — главном магическом инструменте, имевшем сакральное значение. Создателем кобыза, был, как известно, легендарный жырау Коркыт.

В ханской ставке всегда был один жырау, но вместе с жыршы, наиболее способными к восприятию, запоминанию и исполнению ритуального текста. Как опытный стратег и психолог старый жырау выбирал наиболее достойного из своих учеников. Так, знаменитый Бухар-жырау был человеком из простого народа. Лишь благодаря своему таланту он стал жырау и вошел в историю.

Говоря о поэтической культуре жырау, следует отличать ее от поэтической культуры акынов, салов, сери и баксы. Жырау и жыршы чаще находились в ханской ставке и были выразителями меритократии («знания избранных»). Акыны же были, как и батыры, представителями народной демократии. Вот пример советского акына Джамбула (Жамбыла):

Эй, прислушайся Кулмамбет!

В песне твоей смысла нет:

Знатностью не бахвалюсь я,

Бедностью не опечалюсь я —

В силе народа сила моя,

Цель народу ясна моя!

Если же акын исполняет жыр, то в народе его тоже называют жырау. Такая традиция сохранилась и в наше время. Но это не исторические жырау, которые были ханскими советниками. Акыны часто выражали узкие родовые интересы, а жырау всегда были носителями и выразителями больших государственных идей. Они исторически исчезли в XVIII веке в связи с реформами в Казахстане и ликвидацией института ханской власти.

Актер в роли жырау Асана Кайгы

Выдающиеся жырау

Говоря об уникальном явлении жырау, нельзя отдельно не рассказать о наиболее ярких и известных личностях. Все они были великими степными поэтами, философами и государственными деятелями.

Выдающийся жырау Асан Кайгы жил в XV веке. Согласно мнению Мухтара Магауина, он прожил примерно 104 года. Первоначально он был в ставке Улу-Мухаммеда, правившего в Казани. После падения власти Улу-Мухамеда жырау становится сторонником молодых султанов — Жанибека и Керея — в борьбе против Абулхаира и также глашатаем нового государства — Казахского ханства. Он сыграл колоссальную роль в формировании казахской философии и организации первого казахского государства.

Казтуган-жырау

Казтуган-жырау — певец военных походов. К сожалению, о нем осталось очень мало сведений. Дата его рождения неизвестна; по некоторым сведениям, он родился на берегу одного из притоков Волги (вдоль Актубы и Бозана). В середине XV века, пишет М. Магауин, жырау со своими племенами перекочевал в Казахское ханство. Казтуган-жырау считается одним из основателей эпоса. Он оставил после себя незначительное наследие. Его произведения поднимали воинский дух, описывали природу, жизнь и быт кочевого народа.

Актамберды-жырау

Актамберды-жырау родился в середине XVII века. На период его жизни пришлись тяжелые исторические испытания. Он участвовал в битвах с калмыками и правителями Средней Азии. Был одним из организаторов национально-освободительной борьбы против джунгарских завоевателей. Внес огромный вклад в распределение кочевий после освобождения их от захватчиков.

Умбетей-жырау тоже принимал активное участие в борьбе казахского народа против джунгарского нашествия. Был спутником и другом знаменитого Богенбай батыра. В своих стихах он замечательно отразил эти исторические события. Легендарный батыр становится главным героем его произведений, в которых поется о героизме, отваге и любви к родине.

Бухар-жырау был советником Абылай-хана. Он был искусным дипломатом, ярким мыслителем и философом Великой степи. В его произведениях было буквально всё: воспоминания о великом прошлом и проблемы выживания Казахского ханства, идеи единства, критика и наставления хану и простому народу и многое другое.

Нысанбая-жырау можно назвать последним казахским историческим жырау. Он был советником и певцом хана Кенесары. Принимал активное участие в восстании против царской колонизации. Являясь близким и доверенным человеком хана, он прошел с ним весь путь сражений. Вкусил радость побед и горечь неудач. Это великий устный летописец земли казахской.

Наследие предков

К сожалению, огромный пласт поэтических произведений жырау не дошел до нашего времени. Большое значение в сохранении текстов жыров сыграли русские и немецкие исследователи, такие как Лютш, Радлов, Потанин, Янушкевич, Мейендорф. Они сумели записать и сохранить многие известные нам сейчас произведения степных поэтов. Самыми известными дошедшими до нас классическими эпосами являются «Кобланды-батыр», «Алпамыс-батыр», «Ер Саин», «Ер Таргын», «Камбар-батыр», «Сорок крымских богатырей» и другие.

В настоящее время ведется большая работа по изучению и сохранению нематериального культурного наследия казахского народа. С основными произведениями казахского эпоса можно познакомиться в 100-томном сборнике «Бабалар сөзi». Нам важно сохранить и каким-то образом популяризировать наше наследие, может быть, с использованием современных инновационных форм подачи информации. Мы должны найти место для исторических сюжетов и персонажей в современной литературе, кино, анимации.

Например, у казахов богатейшая демонология, в различных источниках описано более 500 мифологических персонажей. Это огромный мир. Образы этих демонов до сих пор не визуализированы. Эта прекрасная возможность для создания фильмов в жанре фэнтези, «ужастиков», мультфильмов и комиксов. Нужен талантливый молодой художник, который сможет передать неповторимые, самобытные тюркские образы. В мифах заключен культурный код нации. Он имеет огромное значение в вопросах воспитания национального самосознания, языка и мышления в эпоху глобализации и вестернизации ценностей. И нам всем важно сохранить наше достояние, наши уникальные культурные маркеры, иначе народ потеряет себя и распадется, как горстка пыли на продуваемых ветром холмах не щадящей никого истории.

Фотогалерея Легенды Великой степи: Жырау 1 из 11 На весь экран

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *