Виды прикладной этики краткая характеристика

Тема 5.1. Статус и структура прикладной этики

Проблема статуса прикладной этики

Поскольку этика – это практическая философия, то со времен Аристотеля она всегда являлась «приложенной» к практике. Однако в ХХ веке сложилось представление о делении этики на фундаментальную и прикладную.

Появление собственно прикладной этики связано с одной стороны, с появлением новых проблем, решение которых на фундаментальном уровне невозможно, а во-вторых, с крахом метафизического и религиозного обоснования нравов и необходимостью рационального укрепления морали за счет рационализации нравственных отношений, за счет технологий решения нравственных проблем.

В современной этике есть два подхода к трактовке статуса прикладной этики.

Первый подход отождествляет прикладную этику с практической, считает, что прикладная этика – это конкретизация общих норм и принципов морали применительно к специфическим видам деятельности и особым ситуациям.

Второй подход предполагает, что прикладная этика – это выработка нравственных правил в сферах деятельности, обладающих социокультурной значимостью. Особенности прикладной этики состоят в том, что:

· ее вырабатывают не этики, а сами участники ситуации, осознавая потребность в этическом регулировании своей деятельности;

· это не этика высоких идеалов, а этика ординарного, повседневного поведения, в котором разница между должным и сущим сокращается; происходит соединение этики с прагматикой поведения, выявление внутренней этической значимости разных видов деятельности;

· эта этика имеет институциональные формы, сближается с правом; институтами прикладной этики выступают этические декларации и кодексы, а также этические комитеты и комиссии;

· эта этика имеет инструментальный характер, разрабатывает технологии и регламенты решения проблем;

· решение нравственных проблем является не вечным, объективно значимым, а ситуативным: нравственно то решение, которое приняли люди, вовлеченные в ситуацию; релятивизм при таком подходе преодолевается за счет того, что это решение принимается на основе нравственно обоснованных принципов в ходе этически оговоренной процедуры;

«Открытые» проблемы прикладной этики

«Открытыми» называются такие проблемы, по которым можно морально обосновать диаметрально противоположные решения. В этом смысле большинство моральных проблем предполагают моральный выбор личности и являются «открытыми». Чаще всего проблемы прикладной этики мыслятся как «открытые» в рамках первого подхода к трактовке статуса прикладной этики, т.е. при решении проблем на мировоззренческом уровне.

В качестве примеров «открытых» проблем прикладной этики можно рассмотреть проблемы смертной казни и самоубийства. При этом речь идет не о социальной полезности или бесполезности этого феномена, а именно о нравственном обосновании того или иного отношения к нему.

Проблема смертной казни.

Нравственные аргумента «за»:

· смертная казнь – это «моральная профилактика» преступлений;

· смертная казнь – это торжество справедливости (независимо от полезности данного акта);

· того, кто сам поставил себя вне норм морали, необходимо удалить из морального сообщества;

· (аргумент И. Канта) отмена смертной казни оскорбительна по отношению к преступнику, так как отрицает его способность быть субъектом своего поведения и нести за него ответственность.

· Нравственные аргументы «против»:

· смертная казнь понижает ценность человеческой жизни, ожесточает общество и его нравы, делает убийство как бы приемлемым;

· смертная казнь неэффективна в понижении числа тяжких преступлений и создает только видимость борьбы с ними, а потому лицемерна;

· смертная казнь – это выражение бессилия общества, неспособного разрешить проблему преступности;

· возможны судебные ошибки, поэтому лучше оставить жизнь виновному, чем казнить невиновного;

· человеческая жизнь священна, ее нельзя отнимать, так как мы не можем ее возвращать;

· смертная казнь несправедлива, так как не является равным воздаянием;

· смертная казнь суть реализация архаического принципа «око за око» и свидетельствует о низком уровне развития общества;

· процедура смертной казни постыдна, так как совершается тайно; это говорит о том, что люди подспудно стыдятся ее существования;

· палач сам становится убийцей;

· если частные убийства запрещены и аморальны, то почему морально коллективное государственное убийство?

· морально то, что является добром, а смертную казнь нельзя обосновать в качестве добра.

Проблема самоубийства.

Нравственные аргумента «за»:

· самоубийство – это реализация ключевой нравственной ценности – свободы человека;

· самоубийство – это уничтожение носителя зла в случае морального раскаяния и чувства вины;

· самоубийство – способ утверждения нравственных ценностей ценою собственной жизни (подвиги, самоубийства для защиты собственной чести).

· Нравственные аргументы «против»:

· самоубийство – это убийство человека, а оно морально запрещено;

· самоубийство приносит незаслуженные страдания родным, близким и обществу в целом;

· самоубийство – это свидетельство моральной несостоятельности личности.

Структура прикладной этики

В структуре каждого вида прикладной этики есть две составляющие:

1) профессиональная этика (внутренняя этика сообщества)

К традиционным профессиональным этикам относятся этика врача, этика учителя, этика юриста – тех профессий, которые затрагивают экзистенциальную сферу человека. Эти «старые» профессиональные этики:

· опирались на личные моральные качества профессионала; таковых было немного и отбор происходил, в том числе, и по моральным качествам; с этим связан тот пиетет, который традиционное общество питало к представителям этих профессий;

· возникали в корпоративной культуре закрытых сообществ, вырабатывались в узкой среде и имели «внутреннее» применение.

· 2) междисциплинарная нормативно-ценностная регуляция значимых областей человеческой деятельности (нормы и ценности, возникающие при взаимодействии профессионального сообщества с обществом и другими сообществами). Эта составляющая показывает, что любая профессиональная или другая частная этика является «открытой» обществу в целом и формирует свои представления с учетом внешнего морального контекста. Эта составляющая прикладной этики:

· опирается на сформулированные кодексы этических норм и институционализированные механизмы принятия решений (а не только на личную совесть человека);

· предполагает открытое общественное обсуждение проблем: что нравственно, а что безнравственно, профессионалы не могут и не должны решать в своем кругу, без учета моральных представлений других членов общества.

Виды прикладной этики (каждый из них включает две составляющие: профессиональную и междисциплинарную)

1. Педагогическая этика

Этика образования, или академическая этика

2. Юридическая этика

Моральное регулирование в правоохранительной деятельности

3. Медицинская деонтология (этика врача)

Биомедицинская этика

4. Этика журналиста

Медиаэтика

5. Этика ученого

Этика науки

6. Инженерная этика

Этика современных технологий

7. Этика деловых отношений

Этика бизнеса

Понятие и проблемы прикладной этики. Виды прикладной этики. 
 3756

Прикладная этика – совокупность принципов, норм и правил, выполняющих на основе нормативной этики практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Сущность прикладной этики заключается, следовательно, в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики жизнедеятельности. Прикладная этика (ПЭ) аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности, разрабатывает специальные формы и технологии этих процессов и управления ими. Она не просто использует теоретические этические наработки, а превращает их в специфическую, практически новую информацию, преобразованную для новой конкретной деятельности или ситуации.

Специфичность ПЭ проявляется в ряде ее особенностей.

По сравнению с общей этикой ПЭ более специализирована и более прагматична. ПЭ включает в себя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали — социологических, психологических, педагогических.

ПЭ отличается сильным технологическим аспектом: она предполагает разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей совокупности ее «опредмеченную силу»; В процессе «приложения» происходит доразвитие общечеловеческих норм и требований этики.

«Практичность» ПЭ проявляется, прежде всего, в ее структуре, в которую входят:

этика гражданственности;

экологическая этика и биоэтика;

этика межличностного общения;

ситуативная этика;

профессиональные этики;

этика делового общения.

Сущность прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. Прикладная этика обращает свое внимание на те специфические изменения, которые происходят с нею в различных сферах общественной жизни. Это такие области, где общие нравственные ценности и нормы соприкасаются с другими ценностями и нормами, связанными с определенной профессией, родом деятельности, социальным положением.

Современная прикладная этика все более приобретает черты междисциплинарного знания, так как в нем востребованными и необходимыми оказываются другие виды знания (медицина, биология, юриспруденция и др.). Это связано не только с тем, что многие разновидности прикладной этики существуют на стыке определенных форм профессиональной деятельности, но и с тем, что обсуждение большинства проблем прикладной этики предполагает обязательное использование социологических, юридических и прочих данных.

58. Учение Аристотеля о добродетелях и пороках (по работе Аристотеля «Никомахова этика»).

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни. Разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность. Нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера. Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Будучи серединой между крайностями пороков, добродетель оказывается вполне строгой и определенной; порок же беспределен. Добродетель как бы устанавливает предел пороку — формирует бесформенное.

59. В.С. Соловьев о первичных данных нравственности (по работе В.С. Соловьева «Нравственная философия»).

Чувство стыда как естественный корень человеческой нравственности. Действительное бесстыдство всех животных и мнимое бесстыдство некоторых диких народов: последнее касается различия внешних отношений, а не самого чувства. Из фактических нравственных основ разум человеческий выводит всеобщие и необходимые принципы и правила нравственной жизни. альтруизм(без корысти жертв) Положительное значение жалости. – Как стыд выделяет человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренно

связывает его со всем миром живущих. Три общие момента нравственности: добродетель (в тесном смысле – как хорошее естественное качество), норма, или правило, добрых поступков и нравственное благо, как их следствие. Великодушие и бескорыстие как видоизменения добродетели. Щедрость как особое проявление альтруизма. – Различное нравственное значение терпеливости и «терпимости», смотря по предметам и положениям.

60. Н.А. Бердяев о происхождении и критериях добра и зла (Н.А. Бердяев «О назначении человека: Опыт парадоксальной этики»).

Происхождение добра и зла.

Бог и человек.

Распря между Творцом и тварью, а мы стоим под знаком этой распри, есть распря

о зле и его происхождении. И борьбу с Творцом ведет не только тот, кто злом

искажает образ твари, но и тот, кто мучится злом сотворенного мира.

Атеизм имеет свои корни не только в зле, но и в добре. Злые ненавидят Бога

за то, что он мешает им творить зло, а добрые готовы ненавидеть Бога за то,

что он допустил существование зла. Самое различие добра и зла, которое

явилось результатом грехопадения, делается источником атеизма. Этика

рождается из тех же основ, что и атеизм.

Вся значительность, смысл и ценность жизни определяются скрытой за ней

тайной, бесконечностью не подлежащей рационализации, о которой возможен лишь

символ и миф.

Бог и есть тайна, скрытая за бытием.

Из Божественного Ничто рождается св. Троица, рождается Бог-Творец. Творение

Богом-Творцом мира есть уже вторичный акт. С этой точки зрения свобода не

сотворена Богом-Творцом, она вкоренена в Ничто, а значит первична и

безначальна.

Бог-Творец всесилен над бытием, над сотворенным миром, но он не властен над

небытием, над несотворенной свободой. Миф о грехопадении рассказывает об этом

бессилии Творца предотвратить зло, возникающее из несотворенной им свободы. И

вот Бог является не как Творец, а как Спаситель, принимающий на себя все

грехи мира. Бог в аспекте Бога-Сына нисходит в глубину свободы из которой

рождается зло, но из которой нисходит всякое добро.

Божественная жертва, самораспятие Христа должно победить злую свободу ничто,

победить, не насилуя ее, не лишая тварь свободы, а просветляя ее.

Самое слово тварь есть что-то в сознании ничтожное, жалкое, беспомощное.

Тварь считают ничтожной и низкой не потому, что она связана с падшестью, а

потому что она сотворена, то, что она пала и обнаруживает ее силу свободы,

ее самостоятельность, силу ее греховной воли быть больше, чем тварь. Но и

сотворенная природа, и не сотворенная свобода одинаково тварь не уничтожают.

Уничтожает ее не свобода, а зло, из свободы происходящее, но и зло не есть

тварность, ибо оно не Богом сотворено.

Рабство твари связано с монархическим понятием Бога (это идея самодержавного

властелина), христианство не монотоистическая религия, а тринитарная, а

тринитарное понимание Бога преодолевает всякое рабство и обосновывает свободу

и достоинство человека.

Трагедия в Боге есть трагедия связанная со свободой. Бог-Творец всесилен над

бытием, но не всегда всесилен над небытием. Бездонная свобода вошла уже в мир

сотворенный и Бог сделал все, что бы ее просветлить, но уничтожить в ней

(свободе) потенции зла, не уничтожив свободы он не смог.

Поэтому мир трагичен и в нем царит зло. Трагедия всегда связана со свободой.

И с ней можно примириться только потому, что есть страдание самого Бога.

Античная трагедия есть трагедия рока, а христианская – трагедия свободы. Но

христианство раскрывает свободу, в которой заложен первоисточник

трагического. Трагедия свободы раскрывает борьбу противоположных начал,

которые лежат глубже различия добра и зла.

В мире существует три принципа – промысел (сверхмирный Бог), свобода

(человек), судьба, рок (природа).

Наибольшая трагедия есть страдание от доброго, а не от злого, есть

невозможность оправдать жизнь в критерия добра и зла. Голгофа есть трагедия

трагедий потому, что был распят невинный человек. Трагедия и есть прорыв по

ту сторону добра и зла.

Бог-Творец сотворил человека по образу и подобию своему и призвал его к

свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей воле. Свободное

творчество и есть ответ твари на призыв Творца. И творческий подвиг человека

есть исполнение сокровенной воли Творца, который и требует свободного

творческого акта.

Лишь в Христе разрешается парадокс отношения Творца и твари.

Это и есть

сущность христианства.

Грехопадение. Возникновение добра и зла.

Добро и зло возникли одновременно, добро существует лишь на различии и

отделении от него зла.

Рай представлялся как блаженная жизнь, в которой космос был в человеке, а

человек – в Боге.

В раю не все было открыто человеку и незнание было условием райской жизни,

это – царство бессознательного.

И в отпадении от райской гармонии, от единства с Богом, человек начал

различать и оценивать, вкусил от древа познания и добра и зла, стал по сю

сторону добра и зла, он предпочел горечь различия и смерть райской жизни в

невинности и незнании.

Когда я познаю добро и зло, делаю их оценку, я теряю невинность и

целостность, изгоняюсь из Рая.

Но само познание есть положительное благо, обнаружение смысла – ответ на

Божий призыв творить.

Сознание есть мучительное раздвоение, оно причиняет боль. Но человек может

идти к Раю через несчастье и боль, через опыт зла.

Но существует другая точка зрения: зло и добро находится в руках Божьих, но

тогда зло нужно для достижения добра, что не хочет признавать теология.

Зло есть возврат к небытию, отказ от миротворения, но в то же время оно

вызывает высшую творческую силу добра для своего преодоления. Свобода зла

есть добро, и без свободы зла не было бы свободы добра.

Познание добра и зла отравило человека, поэтому его страх перед Богом есть

страх перед самим собой, перед бездной небытия.

Бог есть сверх-добро, в нем не может быть зла, а человек призван не толбко

исполнять добро, но и творить его, создавать новые ценности.

Надчеловеческого и внечеловеческого идеального добра и идеальных ценностей,

неподвижных и вечных, не существует. Есть динамика творческих даров и

ценностей, и в динамике этой продолжается миротворение.

61. Философский смысл понятия «культура». Предмет и истоки культуры.Соотношение понятий «культ», «культура», «цивилизация».

Слово культура пришло из латинского языка. Первоначально оно имело ограниченного применение, означая обработку земли. Цицерон в 1 веке до н.э. говорит о возделывании души, т.е. о культуре души, потом образуются понятия как культура ума, культура тела, физическая культура. Позже культура перенесена на человека (культурный человек, на его поведение (культура поведения), а потом и на общество в целом (социокультура). По словам Бердяева культура связана с почитанием, культом предков. Она развивается из религиозного культа.

62. Кризис культуры как предмет философской рефлексии. Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера (О. Шпенглер «Закат Европы»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *