Социально исторические условия возникновения философии

Социально исторические условия возникновения философии

Введение

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В VII-VI вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли, великие географические и астрономические открытия и достижения в других областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения, опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея, Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в себя частицы фантазии. Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему же идет эта борьба, каковы ее причины?

  1. Исторические условия возникновения философии

Философия возникает в период становления раннеклассового общества, в период перехода от присваивающего хозяйства первобытности к производящему хозяйству раннеклассового общества, когда происходят глубокие сдвиги в структуре и масштабности общественного производства — освоении больших земельных площадей, возникновении городов, и, как следствие, строительстве дорог, зданий, возникновении торговли и т.д. Но для этого требовалось знание свойств и законов природы. Однако знание законов природы — не дар Божий, оно достигается в ходе исследовательской работы. Последняя возможна лишь тогда, когда производство знаний выделяется в особую область социальной деятельности, становится профессией. Это фиксируется фактами возникновения в период ранней античности(8-7 в. д.н.э) зачатков математики, астрономии, механики. Из подобных фактов следует один вывод: потребность в знаниях законов природы, т.е. потребность в науке, возникает там и тогда, где и когда в самом материальном производстве возникают потребности в таких технических средствах и технологических приемах обработки вещества природы, которые выходят за границы физических возможностей человека как силы природы и, тем самым, многократно увеличивают его производительную силу.

Но для производства знаний на ранних этапах развития человеческой цивилизации требовалось преодоление религиозно-мифологического воззрения на мир, унаследованного цивилизацией от первобытно-варварских племен.

Что такое мифология? Это особый способ осмысления явлений природы (от космических до земных), характеризующийся очеловечиванием, одушевлением всего существующего. Мифология характеризуется антропоморфизмом, когда явление природы наделяется человеческими качествами и способностями. Например, современном языке сохранились такие выражения: «земля спит, небо хмурится, ива плачет…». Психологической основой оживления природных явлений является осмысленная человеческая способность к воображению. Миф есть попытка объяснения непознанных причинных связей путем олицетворения, т.е. путем перенесения человеческих способностей на природные явления. С логической точки зрения олицетворение — это просто отождествление человеческого и природного, субъективного и объективного, превращения человеческих качеств в некие объективные феномены. Формируя потребность в знании законов природы требуется прежде всего преодоление мифологического воззрения на природные явления.

Преодоление мифологического объяснения мира начинается с противопоставления объективного и субъективного, природного и человеческого. Это противопоставление формируется в так называемом основном вопросе философии (ОВФ)- вопросе об отношении мышления к бытию, сознания к природе; это исходный пункт философии, вырабатывающий стремление формирующейся науки осмыслить мир так, как он существует сам по себе, не наделяя этот мир никакими человеческими качествами и способностями. В этом смысле возникновение философии означает возникновение научного способа объяснения мира в отличие от религиозно-мифологического.

Другой причиной возникновения философии является возникновение древнегреческого рабовладельческого общества, рабовладельческой демократии, когда каждый свободный гражданин мог принять участие в формировании государственной власти, быть избранным на государственную должность. Но чтобы добиться власти, мало личных симпатий, нужно победить в конкурентной борьбе за эту должность. А для этого необходимо убедить избирателей, доказать свою правоту и способность вести государственные дела, обнаружить понимание общественных интересов и задач. На этой основе возникает риторика, т.е. искусство красноречия, а последнее невозможно без умения доказывать, строить логически безупречную информацию и аргументацию. Все это требует развития культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному доказательству. Таким образом, философия формируется как особая форма духовного производства, духовной мыслительной деятельности, целью которой, с одной стороны, является преодоление религиозно-мифологического представления мира, а тем самым, выработки научного объяснения мира, а с другой стороны — как средство формирования культуры мышления, т.е. способности к логически аргументированному мышлению, необходимому во всех сферах общественной деятельности человека. В чем особенность, специфичность философии, как формы культуры?

Философия как форма культуры и система знания возникла в 7 в. д.н.э. и за весь период своего существования до наших дней сменилось множество форм и направлений. Существуют различные типы классификации философских учений:

— по способу решения ОВФ(материализм и идеализм);

— методологической направленности(диалектические и метафизические учения);

— по отношению к науке(сциентистские и коммунистические учения);

— по стилю мышления(рационалистические и иррационалистические мышления);

— по отношению к религии(атеистические и религиозные учения).

Причем каждая конкретная философия иногда может характеризоваться по целому ряду аргументов, например философское учение П. Гольбаха(французского материалиста 18 века) — это материализм, метафизичность, сенсуализм, сциентистское направление, атеистическое учение. Но существует деление философии по временному признаку, что дает на следующие направления:

2. Средневековая философия (9-11вв. н.э.) (представитель — Фома Аквиний (1225-1274гг);

3. Философия эпохи Возрождения (Джордано Бруно);

5. Немецкая классическая философия (Эммануил Кант, Г. Ф. Гегель);

6. Современная философия (начало 19 в. и до нашего времени):

а) Диалектический современный материализм;

б) Идеализм.

  1. Социально – исторические условия возникновения философии

    1. Социальные изменения

Общество не является чем-то застывшим, имеющим одну и ту же форму и состав. В течение времени изменяется как внутренняя его структура, так и внешние формы. Общественные изменения происходят под давлением объективных факторов, прежде всего связанных с логикой материального производства. К примеру, рост народонаселения делает необходимым увеличение производства жизненно важных благ, однако сложившиеся производственные отношения не дают возможности осуществить это увеличение. Из сложившейся ситуации есть два выхода: или формируются новые социально-экономические отношения, более совершенные, чем прежние, или общество деградирует и, в конце концов, гибнет. Чаще всего инстинкт самосохранения, помноженный на волю людей, одерживает верх над катастрофическими тенденциями. Другой пример: общество оказывается перед угрозой завоевания со стороны агрессивных соседей, претендующих на его территорию, природные и людские ресурсы. Если оно не преодолеет внутренние противоречия, не станет более справедливым и солидарным, его шансы на сохранение — минимальны.

Можно, таким образом, утверждать, что в основе общественных изменений лежат объективные причины, а движущими силами этих изменений выступают люди. Общество является способом человеческого бытия, той средой, где только и возможно возникновение и развития человека. С одной стороны, как и любая среда, общество оказывает формирующее воздействие на людей, но с другой стороны, люди сами активно и осознанно участвуют в социальном строительстве и создают общественные формы с учетом своих интересов и ценностных установок.
Типы изменений разнообразны и зависят от того, какие элементы общества в них вовлечены. В частности, изменениям могут подвергаться:

    • Состав общества (распад в результате гражданской войны, депопуляция, вызванная голодом, эпидемиями, стихийными катастрофами).
    • Структура (между социальными группами возникает неравенство; появляются новые центры власти; устанавливаются корпоративные или конкурентные связи).
    • Функции (государство «уходит» из управления экономикой; происходит децентрализация управления высшими учебными заведениями; снижается роль церкви).
    • Отношения между подсистемами (повышается роль духовной сферы, политика начинает определять экономику).
    • Окружение (ухудшение экологии, различные природные катаклизмы, эпидемия СПИДа).

Когда социальные изменения не затрагивают целостности общества, а влекут за собой частные, ограниченные метаморфозы, то такие изменения называют количественными или эволюционными. К примеру, улучшение условий труда, повышение образовательного уровня населения, преодоление кризиса в какой-либо из отраслей хозяйства и другие подобные изменения возможны в рамках существующей общественной системы и, более того, они происходят постоянно. Абсолютно статичных обществ не существует.
Когда изменений очень много, они, постепенно накапливаясь, приводят к радикальному преобразованию общества. Такие изменения называют качественными или революционными. Они являются наиболее ярким проявлением социальных трансформаций, знаменуют фундаментальные переломы в истории, преобразуют человеческое общество изнутри и кардинальным образом сказываются на жизни людей. От других форм социальных изменений революции отличаются следующими чертами:

    • Они затрагивают все уровни и сферы общественной жизни: хозяйство, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей;
    • Во всех этих областях изменения имеют фундаментальный характер;
    • Революционные изменения очень быстры, подобны взрывам. Гегель называл их «скачками»;
    • Революции вызывают небывалую активность у участников или свидетелей, демонстрируют оптимизм, надежду на лучшее будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *